Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ПЛАТА СЕТЕВЫМ МАГАЗИНАМ


 

 

Затраты на услуги, оказываемые сетевыми магазинами

 

Анализ договоров на поставку товаров в крупные торговые сети позволяет определить   "правила торговли", которые стали обычаем делового оборота. 

Так, сетевые магазины оказывают ряд услуг поставщику, за которые он должен заплатить.  Во-первых, это плата за заключение договора поставки в эту торговую сеть, т. е. плата "за вход в сеть".  Во-вторых, плата за поставку во вновь открывшиеся магазины такой  сети.  В-третьих, платеж за включение товарных позиций поставщика в ассортимент магазинов.  В-четвертых, плата за размещение товаров на полках, выделение для них постоянного и/или дополнительного места в магазине.

Действующее налоговое законодательство не содержит прямых указаний или запретов по вопросу уменьшения налогооблагаемой прибыли на расходы, связанные с оплатой таких услуг сетевых магазинов. Позиция Минфина РФ по этому вопросу однозначно сложилась не в пользу налогоплательщиков:

 «Затраты в виде платы покупателю за сам факт заключения с поставщиком-продавцом договора поставки не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли... Затраты в виде платы поставщиком-продавцом покупателю за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, включение товарных позиций в ассортимент магазинов, размещение товаров на полках магазинов, выделение для них постоянного и/или дополнительного места в магазине также не могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли. Указанные операции осуществляются в рамках деятельности покупателя по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика-продавца. Поставка приобретенных покупателем товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, включение товарных позиций в ассортимент магазинов, размещение товаров на полках магазинов, выделение для них постоянного и/или дополнительного места в магазине также не могут рассматриваться как услуги, оказываемые покупателем поставщику-продавцу». (Письмо Минфина РФ от 03.10.2006 г. № 03-03-04/1/677 и Письмо Минфина РФ от 17.10.2006г. № 03-03-02/247).

Также, в Письме Минфина РФ от 22.05.2007 г. № 03-03-06/1/286 говорится, что заключенное между поставщиком и магазином соглашение может устанавливать обязанности магазина по выполнению конкретных действий с тем, чтобы к наименованию и ассортименту товаров привлекалось дополнительное внимание покупателей. Такое соглашение может быть оформлено как отдельным договором, так и быть составной частью сложного договора. Поэтому если поставщик считает, что такие целенаправленные действия магазина будут способствовать привлечению внимания к его товарам, то их можно рассматривать как услуги по рекламе. Затраты по оплате таких услуг признаются как нормируемые расходы на рекламу в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.

На наш взгляд, такие расходы можно признать в целях налогообложения прибыли по следующим основаниям.

Большое количество поставщиков, оптовых продавцов, с одной стороны, и ограниченное количество сетевых магазинов, с другой стороны, привело к широкому  распространению такой нормы взаимоотношений, как "право поставки" в сетевые магазины. 

Крупные торговые сети представляют собой отлаженную систему - технологию по  продаже товаров. Она представляет собой сложный логистический комплекс по движению товара от поставщика товара до склада сетевого магазина, после которого товар попадает на торговые полки. Когда сетевой магазин принимает платежи за заключение договора поставки, за открытие нового магазина и за включение товарных позиций в ассортимент, это значит, что он берет на себя обязательство по подготовке своей технологии продаж, то есть по включению товара в свою логистическую цепочку: включению в систему учета и контроля за движением товара, резервированию складских помещений на централизованном складе и складе сетевого магазина, резервированию мест продажи в торговом зале и осуществлению других процедур.  Исполнить эти обязательства  торговая сеть должна перед заключением договора поставки. Если эти услуги не будут оказаны, то сетевой магазин не сможет принять товар от поставщика для дальнейшей продажи.

Таким образом, при осуществлении платежей за заключение договора и за открытие нового магазина у торговой сети появляется обязанность подготовить технологию продаж к  приему товара в свою торговую сеть, в том числе во вновь открывшийся магазин. При внесении платежа за включение товарных позиций в ассортимент магазинов сетевой магазин  обязан обеспечить постоянное присутствие всего ассортимента товаров на полках магазинов, а также обязан обеспечить товарный запас в сетевом магазине в соответствии с согласованным ассортиментом.

Также, при оплате услуг по оформлению и выкладке товара сетевой магазин  размещает товар на полках согласно планограмме и (или) выделить для реализации товара дополнительные места в торговом зале.

Торговая сеть обязана совершить в пользу поставщика определенные действия, значит, между поставщиком и торговыми сетями заключаются гражданско-правовые, возмездные сделки, отличные от договоров купли-продажи или поставки.

Плата в сетевые магазины вносится не по договорам поставки, а по отдельному договору.  Это может быть, например, договор оказания услуг. ГК РФ разрешает заключать смешанные договоры, то есть такие, в  которых содержатся элементы различных договоров (п. 3 ст. 421 ГК РФ), в частности, в договоре поставки могут содержаться элементы договора по оказанию возмездных услуг.

Согласно ст. 252 НК РФ любая затрата должна быть экономически обоснована и произведена при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.  Осуществляя поставку товаров через сетевые магазины, поставщик увеличивает свой оборот. Ведь даже при необходимости вносить дополнительные платежи за услуги сетевых магазинов, прибыль поставщика будет гораздо больше, чем при сбыте товаров через мелкие торговые точки. А, следовательно, экономическая обоснованность данных затрат налицо.

Однако, с учетом вышедших разъяснений Минфина России налоговые органы, скорее всего, будут против такого варианта признания расходов.

Организация-поставщик, реализующая свою продукцию через сетевые магазины и оплачивающая услуги только по приоритетной выкладке товара, вправе признавать затраты на оплату услуг по приоритетной выкладке товара только в качестве нормируемых расходов на рекламу, как рекомендует Минфин России.

Отнесение на затраты оплаты иных услуг сетевых магазинов вызовет споры с налоговыми органами.

На данный момент судебная практика по изложенному вопросу отсутствует. Организации-поставщики предпочитают скрывать истинную сущность платежей за услуги сетевых магазинов, заключая с сетевыми магазинами договоры оказания рекламных и маркетинговых услуг. Однако есть существенные основания полагать, что арбитражный суд встанет на сторону налогоплательщика.

Юрист-консультант ЮК "Туров и партнеры" - Перепичай Е.А.

Наша статья помогла Вам решить Ваши проблемы?

Напишите нам об этом sales@legalbis.ru.

Поделитесь с нами Вашим успехом!

И помните, друзья, не решаемых проблем не бывает! И если возникла сложная ситуация с уплатой налогов, есть претензии со стороны государства, если у Вас большая налоговая нагрузка, то обратитесь  к нам. Мы поможем Вам и Вашему бизнесу! Звоните прямо сейчас 8-495-517-32-77, 8-926-535-91-91.

С перечнем наших услуг и семинаров Вы можете ознакомиться на нашем сайте www.legalbis.ru


В избранное