Цель моей рассылки – сделать так, чтобы Россия процветала. Что для этого нужно?
Во-первых, создать атмосферу, где чиновник не противостоит, а помогает предпринимателю. Во-вторых, научить предпринимателей платить налоги и при этом успешно работать. Ведь именно предприниматели являются финансовой основой любого государства.
И мы будем продолжать Вас обучать, предоставлять полезную,а главное проверенную на личном опыте, информацию. Но, знаете, чего бы мне хотелось от Вас? Отдачи, обратной связи, Ваших отзывов и рекомендаций! Давайте ВМЕСТЕ сделаем нашу рассылку живой! Конечно, я и мои партнеры будем продолжать писать статьи, но мне бы хотелось эффективнее помогать Вам - предпринимателям.
Пишите мне на sales@legalbis.ru, если у Вас возникла сложная ситуация с уплатой налогов, есть претензии со стороны государства, либобольшая налоговая нагрузка. И по четвергам я обязуюсь отвечать на Ваши вопросы.
Давайте сделаем это! Жду Ваших вопросов!
ИТАК, НАЧНЕМ!
Как вести себя при проверках милиции:
советы налогового адвоката
Как вести себя, если в компанию пришли проверяющие из милиции? Какие уловки используют контролеры и как на них реагировать? О практике общения с милицией, расследующей налоговые преступления, рассказывает Владимир Туров, директор юридической компании «Туров и партнеры», налоговый адвокат.
Беседовал Ислам РАМАЗАНОВ, корреспондент «ПНП»
Как вести себя руководителю и сотрудникам компании
Корр. В каких сотрудниках компании обычно особо «заинтересованы» милиционеры?
В. Туров. Субъектами (теми, кого можно наказать) дел о налоговых преступлениях и правонарушениях по КоАП РФ является предприниматель, руководитель фирмы, ее главный бухгалтер или любой другой сотрудник, отвечающий по должностной инструкции или фактически за исчисление и уплату налогов.
По этой причине возникает конфликт интересов, если возбуждается уголовное дело об уклонении от уплаты налогов. Милиционеры знают об этом и всегда упирают на то, что не стоит выгораживать руководство. Впрочем, случается, если сотрудник фирмы не намерен «помогать» проверяющим, они начинают угрожать ему тем, что привлекут его к ответственности как соучастника.
Корр. Что можно и что нельзя говорить проверяющим?
В. Туров. Для начала следует знать, что если уголовное дело еще не возбуждено, милиционеры могут только опросить сотрудников компании. Допрос же проводится, когда возбуждено уголовное дело. Так вот, опрос может быть осуществлен только в присутствии законного представителя компании. Как правило, это директор. В свою очередь руководителю просто необходимо напомнить проверяющим, что опрашивать во время проверки
любого сотрудника они вправе только в его присутствии.
Эту норму можно использовать так: менеджер может сказать проверяющим, что достоверно сможет ответить на вопросы, только посоветовавшись с директором. Или в его присутствии. Если директора не будет, он не может быть уверен в своих ответах и не хочет сообщать непроверенную информацию. Можно сослаться на плохую память и сказать, что необходимо посмотреть документы об объемах продаж, численности сотрудников т.д.
Хочу отдельно отметить, что молчание не всегда золото в подобных случаях. Поэтому на вопросы проверяющих сотрудник может не только отвечать в стиле «не хочу вводить в заблуждение». Можно и так: «не в моей компетенции», «я давал подпись о неразглашении коммерческой тайны». А с уверенностью он может рассказать только о своих обязанностях, которые прописаны в должностной инструкции.
Корр. Но должностной инструкции, тем более положения о коммерческой тайне, в компании может и не быть.
В. Туров. В таком случае их необходимо сделать. Эта мера помогает и руководителям, и рядовым сотрудникам компании. Директора и главбуха эти документы обезопасят от риска быть обвиненным в действиях, которые они не совершали. Например, может случиться, что менеджеры по продажам или любые другие сотрудники начнут ссылаться на то, что им не объяснили, как работать с деньгами и продажами. При этом руководители
не будут знать, что деньги идут «мимо кассы». Формально это сокрытие выручки и, соответственно, налоговой базы. Отвечать за это директору и главбуху. Но если есть инструкции, и работники с ними ознакомлены, ответственность с руководителей будет снята.
В положении о коммерческой тайне, например, описать работу можно так, что даже в бухгалтерии никто не будет знать, кто конкретно чем занимается. А раз не знает, не сможет сказать лишнего. Для некоторых компаний такой метод работы - аксиома. Например, в самих правоохранительных органах это необходимо, чтобы свести к минимуму возможную утечку информации.
Корр. Как лучше организовать взаимодействие отделов?
В. Туров. Нужно, чтобы работающие в разных кабинетах сотрудники (те, которые потенциально могут навредить) общались между собой только по телефону. Передавали документы не из рук в руки, а через ящики (шкафы), окошко и т.д. Если следователь заинтересуется у рядового персонала, почему так построена работа, служащий может ответить, что расписывался в приказе о коммерческой тайне. Прописать правила документооборота
и обосновать их можно, например, целями предотвращения утечки информации к конкурентам.
Корр. А какую линию поведения лучше избрать непосредственно руководителю и финансовому директору?
В. Туров. Руководителю могу дать такой совет. Нередко бухгалтер - это женщина, имеющая детей и никакого опыта общения с правоохранителями. Именно поэтому она самое слабое звено при любой проверке или допросе. Лучше всего ее полностью не допускать к небезопасной информации. Безопаснее для бухгалтера и для компании в целом, если он будет вести лишь учет.
А финансовому директору (бухгалтеру) хочу сказать следующее. Вы лучше других знаете налоговое законодательство. Следовательно, вам и карты в руки: попросту говоря, постарайтесь «заморочить голову» с помощью более высокого профессионализма и знания практики. Ведь не все следователи (а уж тем более оперативные сотрудники) бывшие бухгалтеры и знают все тонкости. Если сомневаетесь в себе, поговорите с коллегами.
Может случиться, что кто-нибудь что-то подскажет из своей практики.