Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО НАЛОГАМ (часть VII)


Рассылка для руководителей и владельцев компаний

"Белый бизнес" начинает и выигрывает!

BusinessForward

Выпуск N 12 от 25 декабря 2008 г.

BusinessForward рекомендует:

Реклама семинара

 

 

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы продолжим «Обзорную экскурсию по налогом» корпоративного налогового юриста из Ижевска Фаниса Халикова. Что-то затянулась эта история с публикацией, поэтому оставшиеся 5 частей я вышлю в авральном режиме, чтобы успеть до Нового года. А вы сможете во время послепраздничного безделья еще раз внимательно перечитать все части и извлечь для себя максимум пользы.

Мария Кусакина, руководитель интернет-проектов компании BusinessForward

__________________________________________________________

Обзорная экскурсия по налогам

(часть VII)

Налоги с выручки

Прежде чем перейти к налогам, которые являются классическими налогами на конечные результаты предпринимательской деятельности, предварительно проанализируем налоги, которые условно можно классифицировать как «налоги на выручку». (Под выручкой мы понимаем всю сумму полученной оплаты за проданные товары (работы, услуги) – без вычета из нее каких-либо расходов, в том числе покупной стоимости проданных товаров).

К «налогам на выручку» можно отнести два налога, взимаемых с лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН):

  • налог по УСН в размере 6 % со всех «доходов» (выручки) налогоплательщиков;
  • «минимальный налог»

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (налог по УСН), который исчисляется в размере 6 % со всех доходов налогоплательщиков, является очень популярным среди предпринимателей из сферы малого и среднего бизнеса. С одной стороны, в строгом смысле этого слова, этот налог еще нельзя отнести к налогам на конечные результаты деятельности. Поскольку им облагаются не доходы как таковые, а вся выручка от реализации товаров (услуг) без учета каких-либо расходов. И хотя статья 346.14 НК РФ объявляет объектом обложения «доходы», любому владельцу бизнеса ясно, что то, что закон понимает под «доходами», таковыми на самом деле не являются (даже с точки зрения иных положений Налогового кодекса РФ, например, ст. 41). Соответственно, теоретически не исключена такая ситуация, что даже при наличии фактического убытка налогоплательщик будет вынужден уплатить этот налог с «доходов».

Но, с другой стороны, несмотря на то, что такой плачевный вариант развития событий также возможен, представляется, что на практике он довольно маловероятен, и этот налог все же может быть причислен к категории налогов на конечные результаты деятельности. Почему? Все дело в одном существенном моменте – в свободе выбора налогоплательщиков. Поскольку они переходят как на сам режим УСН в целом, так и выбирают именно 6 % -ый налог с выручки на сугубо добровольных началах, следовательно, останавливаясь на таком варианте уплаты единого налога, они тем самым признают, что он является для них более выгодным, – и по сравнению с общей системой налогообложения, и по сравнению с уплатой налога в рамках режима УСН в размере 15 % с доходов, уменьшенных на величину расходов.

Поскольку очевидно, что вряд ли хотя бы один разумно действующий предприниматель предпочтет уплату 6 % налога со всей своей выручки, предварительно не уяснив для себя, что такой сценарий будет для него более приемлем, чем иные варианты уплаты налога с его дохода (прибыли). (Что же касается конкретных цифровых показателей, на основании которых необходимо производить выбор между двумя возможными вариантами уплаты налога в рамках режима УСН – 6 % с выручки или 15 % с прибыли, – мы уделим этому моменту внимание несколько ниже – при рассмотрении налогов с конечных результатов предпринимательской деятельности). Таким образом, 6 % - ый налог с выручки лишь формально относится к налогам с выручки (которая сама по себе может быть отнесена лишь к некоему промежуточному итогу предпринимательской деятельности), тогда как фактически он в большей степени все же может быть отнесен к категории налогов на конечные результаты.


Однако, совершенно иная картина, на мой личный взгляд, обстоит с так называемым «минимальным налогом». Данный налог подлежит уплате теми налогоплательщиками, которые изначально выбрали вариант уплаты налога по УСН в размере 15 % с доходов, уменьшенных на величину расходов (назовем ее «упрощенной прибылью»), но у которых его величина по итогам календарного года составляет менее чем 1 % с величины их годового дохода (то есть выручки). В этом случае налогоплательщик должен уплатить в бюджет «минимальный налог», размер которого как раз и составляет 1 % со всех его доходов (соответствующие правила содержатся в п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Почему же в данном случае можно говорить о совершенно иной картине? Ведь, на первый взгляд, можно сказать, что минимальный налог также, как и налог в 6 %, исчисляется с той же самой выручки, то есть сама техника его исчисления в обоих случаях абсолютно аналогичная. Да, с одной стороны это так. Но дело в том, что если шестипроцентный налог – плод осознанного выбора налогоплательщика, то минимальный налог - есть неожиданный и довольно неприятный «сюрприз» для него. В самом деле, он рассчитывал на уплату 15 % со своей прибыли, тогда как вынужден нежданно-негаданно уплатить 1 % с выручки. Вполне может оказаться так, что такой вариант развития событий будет крайне невыгоден для налогоплательщика.

Например, если торговая компания, реализующая товары крупным оптом, и применяющая наценку лишь в размере 2-3 % от покупной цены, не учтя «фактор минимального налога», перейдет на упрощенку, рассчитывая отдавать государству лишь 15 % с суммы своей прибыли, в действительности будет вынуждена поделиться с бюджетом в конечном итоге примерно 50 % своей прибыли, поскольку при такой незначительной наценке примерно половина ее будет «съедена» минимальным налогом (1 %), и в результате, поскольку сумма минимального налога представляет собой некий несократимый минимум, предприниматель будет вынужден отдать государству 1 % с оборота (при том, что он делает на нем лишь 2-3 %), что намного больше, чем 15 % с прибыли. Вывод отсюда один: при столь незначительных размерах наценки переходить на «упрощенку» вообще не имеет никакого смысла.

А чтобы не попадать в такого рода ситуации, можно дать следующую общую рекомендацию: тем налогоплательщикам, у которых обычная доля всех их расходов в общей сумме выручки составляет более 93,33 %, необходимо учитывать, что по итогам года они вынуждены будут уплатить не 15 % со своей «упрощенной прибыли», а минимальный налог в размере 1 % со всей своей выручки. Показатель 93,33 % выведен расчетным путем – если расходы составляют именно этот процент, суммы минимального и «пятнадцатипроцентного» налогов равны между собой ((100 % х 1 %) = (100 % - 93,33 %) х 15 %). И, соответственно, если только удельный вес расходов в выручке составляет меньшую долю, налогоплательщик может рассчитывать на то, что ему не придется вдруг уплатить минимальный налог.

Итак, мы рассмотрели, что же из себя представляют налоги, которые условно можно отнести к числу «налогов на выручку». А при следующей нашей встрече мы приступим к последней группе налогов – на конечные результаты предпринимательской деятельности. Успехов Вам!

Фанис Халиков

fanis-khalikov@yandex.ru

_____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Просто хорошие новости:

Счастье конечно купить нельзя! И когда вы покупаете щенка, то только от вас, от вашего отношения к нему зависит, поселится ли в вашем доме счастье или появятся проблемы.

Наше счастье породы бернский зенненхунд по имении Шаттри Бьен-Ами из Большого Дома (в переводе с французского - "любимая ласка") появилось у нас в доме 2 года назад. Это был подарок младшему сыну в честь поступления в 1 класс:

Клим и Шатри
Шатри и мария Кусакина

И вот теперь она совсем взрослая. Летом мы отметили ей день рождения и нашли очень красивого жениха Фестера, приехавшего в Россию из далекой Бельгии:

День рождения Шаттри
Фестер

В итоге у нас появилось еще 8 новых маленьких счастьиц. Они достаточно быстро нашли новых хозяев. Но вот один - самый наверно любимый (и он, конечно, это чувствует), упорно не хочет нас покидать. Это очень красивый, спокойный, крепкий кобель. Он был самым крупным в помете и сейчас выглядит все так же солидно . В свои 3,5 месяца он уже весит почти 20 кг, а взрослый будет 50-55 кг. Зовут его Измиран из Большого Дома, а в семье мы зовем Зяма (он такой же ласковый и спокойный, каким был Зиновий Гердт, которого так звали близкие и друзья):

Измиран из Большого Дома (Зяма)
Зяма

Будь это девочка, мы не задумываясь оставили бы его себе, такой золотой характер у этого щенка. Но попробуй им потом объясни, что они мама с сыном :) Он спокойно может жить в доме (в отличии от своей мамаши, у которой характер - торнадо, поэтому живет она в вольере, а в основном носится по участку).

Наконец-то снежок!

Так вот, если Вашему дому (для квартиры он все-таки великоват) не хватает такого счастья как этот медвежонок, пишите на vmk22@mail.ru. Собака дорогая, но она того стоит. Это будет звезда в вашем городе. И мама, и папа у него - чемпионы. Брат его уже в выходные идет на свою первую выставку. Это собака действительно высшего класса.

Мы сможем организовать его доставку в другой город. В общем, пишите. Мы будем рады поделиться с вами своим счастьем и немного даже породниться с вами.

Семья Кусакиных

Усилитель Мощности Руководителя

Рождественские программы 5-11 января (совместно с Центральной Тренинговой компанией) - Москва

6-15 января - Магнитогорск, Место проведения: ГЛЦ Абзаково
Тел:(812) 373-41-80 (СПБ), (3519)29-00-70 (Магнитогорск)
Предоставляет команда СПБ

 

Ближайшие семинары и тренинги

Бизнес-семинар Владимира Кусакина "Принципыпостроения саморазвивающегосябизнеса": 14-15 января - Пермь, 17-18 января - Краснодар, 20-21 января - Алматы, 10-11 февраля - Якутск, 27-28 февраля - Киев

Семинар "PR, как инструмент быстрого расширения бизнеса" (Анатолий Мигов): 28-29 января - Новосибирск, 13-14 марта - Киев

BusinessForward

Тел. 8(495) 585-76-93, 8(495) 428-58-09

(C) 2008 BusinessForward. Все авторские права защищены законом. Выражаем глубокую благодарность L. Ron Hubbard Library (Библиотека Л. Рона Хаббарда) за любезное разрешение использовать отрывок из работы Л. Рона Хаббарда, защищенные авторским правом.

В избранное