Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практика аудитора: вопросы налогообложения. Выпуск №5



Аудиторская фирма «БНК»
Бухгалтерские и налоговые консультации
Более подробную информацию по интересующим вас вопросам вы можете получить:
  • на нашем сайте - www.bnk-group.ru
  • по электронной почте - info@bnk-group.ru
  • ICQ-консультант - 455371272, 418988735
  • по телефонам:
    • аудит, бухучет, кадровый учет
      (495) 585-54-91
    • юридические услуги, регистрация, лицензирование
      (495) 543-86-66
Практика аудитора: вопросы налогообложения. Выпуск №5
Вопрос 1

Вопрос по поводу возврата от покупателей, сегодняшние правила требуют оформлять возвраты (даже брака) как обратную реализацию. Не выгодно, неужели и в случае, когда НДС в возвратной фактуре составляет 7,9 руб. мы с покупателем должны обменяться НДС перечисленным друг другу?

Ответ

Статья 146 НК РФ гласит: «п.1 Объектом налогообложения признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав…».
На основании ст. 39 НК РФ «Реализацией товаров, работ или услуг организацией … признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица…».
Следовательно, оформление возврата товара как реализации необходимо если покупатель уже принял на учет данный товар, если же покупатель не принял товар, т.е. право собственности не перешло к покупателю, то поставщик вносит изменение в свои первичные документы.

Что касается НДС, то п.4 ст.168 НК РФ устанавливает, что «…сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг…». Как видим, про возврат товара продавцу в данном пункте ничего не сказано, а п.5 ст.171 говорит, что «… вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг)».
Следовательно, т.к. в случае возврата товаров покупателем суммы налога, предъявляемые продавцом товаров покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, подлежат вычетам, а не компенсируются за счет средств покупателя товаров, то при возврате товаров их продавцу покупателю перечислять сумму НДС отдельным платежным поручением не требуется. Данное мнение поддерживает Минфин РФ в письмах от 27.04.2007 № 03-07-11/128, от 03.04.2007 № 03-07-11/93.

Вопрос 2

Организация выплатила своему сотруднику материальную помощь в размере 5 000 руб. на погашение кредита. В трудовом договоре про материальную помощь ничего не сказано. Облагается ли эта выплата НДФЛ, ЕСН, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, взносами от несчастных случаев и профзаболеваний?

Ответ

1. НДФЛ:
В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения «доходы,
не превышающие 4 000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:
- стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
- стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях…….;
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
- возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов;
- стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг)…».
Следовательно, если за налоговый период ваш сотрудник получил только данные 5 000 руб. (из всех выплат указанных в п.28), то налоговая база по НДФЛ в данном случае равна 1 000 руб.(5 000 руб. – 4 000 руб.).

2. ЕСН и ПФ:
Статья 236 НК РФ определяет, что «п.1. Объектом налогообложения для налогоплательщиков» организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляющих выплаты физическим лицам, «признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг …, а также по авторским договорам…
П.3. Указанные в п. 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде…».
В п.2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что «объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации».
Следовательно, поскольку материальная помощь не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг) и не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, то данная сумма не облагается ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

3. ФСС НС и ПЗ
Согласно ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 84 утверждены «Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в п.3 которых говорится: «страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников …».
А п.4 устанавливает, что «страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов». В данном перечне рассматриваемые выплаты не указаны.
Следовательно, взносы в ФСС от несчастных случаев на данную материальную помощь начисляются в размере согласно утвержденному для вашего предприятия тарифу.

Вопрос 3

Много всего перечитала по поводу командировочных, но однозначного ответа для себя не нашла. Если в билетах выделен НДС, но счета-фактуры нет, то принимаем к зачету или нет?

Ответ

На основании п.7. ст.171 НК РФ «вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций».
В п.1 ст.172 НК РФ указано, что «налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 ст. 171 настоящего Кодекса».
В соответствии с п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914 «при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников и услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, включая услуги по предоставлению в пользование в поездах постельных принадлежностей, основанием для регистрации счетов-фактур в книге покупок являются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке».
Таким образом, проездной документ (билет), в котором сумма налога выделена отдельной строкой, может являться основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по услугам по проезду к месту служебной командировки и обратно, без наличия счета-фактуры. Но, если в билетах, подтверждающих стоимость проезда работника из командировки к месту постоянной работы, нет указаний о предъявлении налогоплательщику к уплате суммы налога на добавленную стоимость, то данные расходы на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Кодекса в полной сумме следует относить к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (письмо МНС России от 04.12.2003 № 03-1-08/3527/13-АТ995, письмо Минфина России от 16.05.2005 № 03-04-11/112, письмо МНС России № ВГ-6-16/222 от 07.04.1999г «О формах бланков строгой отчетности»).

Вопрос 4

ООО на УСН 15%, в 2006 г. у нас был убыток, мы уплатили минимальный налог. По итогам 2007 г. у нас получается прибыль. Могу ли я ее уменьшить на всю сумму убытка за 2006 г.? И надо ли это как то специально отражать в каких-то документах? Заранее спасибо.

Ответ

В пункте 7 ст.346.18 НК РФ установлено следующее правило: «налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 настоящего Кодекса, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.
Указанный в настоящем пункте убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.
Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения».
В ст. 346.19 НК РФ определено понятие налогового и отчетного периодов для УСН:
«п.1. Налоговым периодом признается календарный год.
п.2. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года».
Следует обратить внимание, что в п.6 ст.346.18 НК РФ установлено: «… минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 настоящей статьи».

Следовательно, если у Вас в 2006г. по итогом налогового периода получился убыток и Вы оплатили минимальный налог, то в 2007г. вы можете исчисленный минимальный налог включить в расходы при исчислении налогооблагаемой базы, а так же уменьшить прибыль 2007г. на сумму убытка 2006г., но не более чем на 30% от налоговой базы 2007г. Если убыток 2006г. был больше 30% от налоговой базы 2007г., то оставшуюся часть убытка Вы можете перенести на следующие налоговые периоды, уменьшая налоговую базу каждого периода на 30% до полного погашения убытка, но не более 10 лет. Следует обратить внимание, что указанные суммы уменьшают налоговую базу по итогам следующего года и не могут быть учтены при исчислении авансовых платежей в следующих отчетных периодах (Письмо ФНС от 21 февраля 2005 г. № 22-2-14/224; Письмо Минфина РФ от 5 августа 2004 г. № 03-03-02-04/1/2).
Что касается документов, в которых отражаются суммы перенесенного убытка, то законодательные акты не предусматривают какой-то определенной формы документа и, следовательно, данный расчет можно составить в виде бухгалтерской справки произвольной формы. Обратите внимание, что данные документы должны храниться в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

Вопрос 5

Обязательно ли заполнять карточки по ЕСН?

Ответ

В соответствии с п. 4 ст. 243 НК РФ «налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты».
Приказом МНС России от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443. утверждены формы индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхован. П.3 данного приказа гласит: «рекомендовать налогоплательщикам применять формы индивидуальных и сводных карточек в практической работе».
Следовательно, применение утвержденной формы карточки носит рекомендательный характер. Вы вправе самостоятельно определить форму ведения учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Подобное мнение подтверждает арбитражная практика:
- Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 22.02.2006, 15.02.2006 № Ф03-А16/06-2/53: Суд исходил из того, что индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений нельзя отнести к категории сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, к тому же они носят рекомендательный характер, и, следовательно, налоговые органы не вправе применить к налогоплательщику штраф, если он ведет учет начисленных выплат и вознаграждений не по форме, утвержденной МНС России.
- Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 ноября 2005 г. по делу № Ф04-8416/2005(17176-А27-6): Арбитры, изучив материалы, сделали следующий вывод: применение форм индивидуальных и сводных карточек, утвержденных Приказом № САЭ-3-05/443, носит рекомендательный характер, что следует из п. 3 этого документа. Также, написали судьи, инспекторы не доказали, что данные карточки нужны для контроля за правильностью расчета ЕСН.

Вопрос 6

Подскажите, пожалуйста, мы хотели бы заключить договор с физическим лицом на перевозку грузов. Как мы должны подтвердить, что эти перевозки осуществлялись, обязательно ли, чтобы водитель был в штате организации. Должны ли мы платить НДФЛ за водителя?

Ответ

Вы можете заключить с физическим лицом как трудовой договор, так и договор гражданско-правового характера.

Согласно статье 15 ГК РФ «трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон».
Характерным признаком трудового договора служит выполнение работы по определенной, установление для работающих четких правил внутреннего трудового распорядка и обеспечение работодателем предусмотренных законодательством условий труда.
В соответствии со статьей 420 ГК РФ «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».
Такими договорами, в частности, являются договоры: перевозки, транспортной экспедиции и другие.
Пунктом 2 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что «стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами».
По гражданско-правовому договору исполняется индивидуально-конкретное задание. Предметом такого договора служит конечный результат труда в данной ситуации перевозка груза. Работающие по гражданско-правовым договорам самостоятельно определяют приемы и способы выполнения заказа. Для них важен конечный результат труда - выполнение условий договора в надлежащем качестве и в согласованный срок. По договорам гражданско-правового характера одна сторона выполняет определенные виды работ или услуг, обусловленные договором (вне зависимости от квалификации или специальности, а также должности), для другой стороны. Факт выполнения работ (оказания услуг) подтверждается актом приемки-сдачи.
Акт приемки-сдачи можно составить в произвольной форме или же воспользоваться формой, предусмотренной для приемки работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы (форма № Т-73, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты").
В данной ситуации Вы можете заключить с физическим лицом договор перевозки.
Статья 784 ГК РФ определяет общие положения о перевозке:
«п.1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
п.2. …Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.»
Статья 785 ГК РФ сказано, что «п.1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
П. 2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом)».
Что касается налогообложения данной услуги, то
1.НДФЛ.  Вы должны начислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ, т.к. на основании ст. 226 НК РФ Вы являетесь налоговым агентом.
Согласно ст. 230 НК РФ «п.1. Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством финансов Российской Федерации» (карточка по форме № 1-НДФЛ.).
А так же в соответствии с п.2 ст. 230 НК РФ «Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов» (справка по форме № 2-НДФЛ).
С вознаграждений за данные услуги организация должна удержать налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст.224 НК РФ).
Обращаем внимание, что сумма вознаграждения по гражданско-правовому договору не уменьшается на стандартные налоговые вычеты. Эти вычеты работник может получить в своем налоговом ведомстве при подаче декларации о доходах за год.

2. Единый социальный налог. Если вознаграждение, выплачиваемое организацией по гражданско-правовому договору или трудовому договору, не уменьшает ее прибыль, то и единый социальный налог начислять не нужно (п.3 ст.236 НК РФ).
И наоборот, если расходы на выплату вознаграждения учитываются для целей налогообложения, то начислить налог необходимо.
На основании п.3 ст.238 НК РФ вознаграждения по гражданско-правовым договорам не облагаются единым социальным налогом в части, перечисляемой в Фонд социального страхования РФ.

3. Взносы на страхование от несчастных случаев. Страховые взносы от несчастных случаев следует начислять по трудовому договору в общеустановленном порядке, а по гражданско-правовому только если это предусмотрено в самом договоре, по ставкам, которые применяет организация для своих штатных сотрудников (ст.5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Следовательно, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что если услугами данного физического лица по перевозки груза вы не планируете пользоваться регулярно в течение месяца, то удобнее и выгоднее будет заключить гражданско-правовой договор на конкретную перевозку.

До встречи в следующем выпуске!

Ответы подготовил консультант Сошникова Ольга

Аудиторская фирма БНК поможет вам в следующих ситуациях:
  • проведет обязательный и инициативный аудит, аудит управленческого учета;
  • проконсультирует по вопросам бухучета, налогообложения и права;
  • поможет провести сверку начислений и уплаты налогов и сборов в ИФНС, а также получить справку об отсутствии задолженности перед бюджетом как юридическим, так и физическим лицам;
  • предоставит ассистентов бухгалтеров для оперативного подбора или восстановления документов перед камеральной или выездной проверкой ИФНС;
  • осуществит постановку бухгалтерского и налогового учета, а также в дальнейшем окажет услуги по ведению учета;
  • организует кадровый учет сотрудников;
  • произведет расчет заработной платы сотрудников, оформление всех первичных документов по учету расчетов с персоналом по оплате труда, сформирует и предоставит в ИФНС, ФСС и ПФР необходимую отчетность;
  • поможет в заполнении 3-НДФЛ при продаже автомобиля, квартиры и т.п.;
  • окажет помощь в подборе персонала финансовой службы;
  • проведет тестирование сотрудников бухгалтерии.

В избранное