Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практика аудитора: вопросы налогообложения. Выпуск №1.



Аудиторская фирма «БНК»
Бухгалтерские и налоговые консультации
Более подробную информацию по интересующим вас вопросам вы можете получить:
  • на нашем сайте - www.bnk-group.ru
  • по электронной почте - info@bnk-group.ru
  • ICQ-консультант - 455371272, 418988735
  • по телефонам:
    • аудит, бухучет, кадровый учет
      (495) 585-54-91
    • юридические услуги, регистрация, лицензирование
      (495) 543-86-66
Практика аудитора: вопросы налогообложения. Выпуск №1

 

Добрый день, уважаемые подписчики!
Мы возобновляем рассылку "Практика аудитора: вопросы налогообложения", в которой мы рассмотрим интересные вопросы аудита и бухучета, взятые из реальной практики нашей Аудиторской фирмы "БНК". На вопросы клиентов нашей компании и посетителей нашего сайта
www.bnk-group.ru отвечает консультант Сошникова Ольга.
Если у читателей нашей рассылки возникнут вопросы и предложения, к нам можно обращаться по контактам, указанным в шапке рассылки (см. вверху).

 

Вопрос 1

Организация занимается торговлей продуктами питания, облагаемыми НДС по ставке 18%. В наших планах добавить к товарам детское питание, которое по Налоговому кодексу должно облагаться по 10% ставке. Нужно ли будет вести раздельный учет по операциям с разными налоговыми ставками?

Ответ

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ реализация продуктов детского питания облагается по 10% ставке НДС.
В п.4 ст.170 НК РФ сказано «налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам),…, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам),…, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается».
Таким образом, мы видим, что в НК РФ нет ни слова о том, что при реализации товаров, облагаемых по разной ставке НДС, организация должна вести раздельный учет. Но, п. 1 ст. 153 НК РФ устанавливает, что «при применении налогоплательщиками при реализации … товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам…».
Следовательно, основываясь на НК РФ, мы можем сделать вывод, что закон не обязывает Вас вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам, используемых для операций облагаемым НДС по ставке 10% и 18%, такая обязанность возникает только в случае, когда предприятие совершает операции и подлежащие налогообложению, и освобожденные от него. В вашей же ситуации отдельно будет определяться только налоговая база по детскому питанию и остальным продуктам, а раздельный учет вести не надо.
Подобная ситуация возникала и в арбитражной практике и суд принял сторону налогоплательщика, признав требования инспекции по ведению раздельного учета при реализации товаров по ставкам НДС 10% и 18% неправомерными (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2007 № Ф04-9596/2006(30818-А45-42)).

Вопрос 2

При получении аванса, иных платежей в счет предстоящих поставок товаров в счете-фактуре указывается номер платежно-расчетного документа. Считается ли надлежаще оформленным счет-фактура, заполненный с указанием трех последних цифр номера платежного поручения?

Ответ

Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ «Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг)… сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой».
П 5 ст.169 НК РФ устанавливает, что «в счете-фактуре должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)».

А п.2 ст.169 НК гласит, что «счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению…».
Положением Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» в целях унификации учета платежных поручений допускается указание номера этого поручения по трем последним цифрам.
Учитывая выше изложенное, можно сделать вывод, что не является нарушением закона указание в строке 5 счета-фактуры номера платежно-расчетного документа (платежного поручения) в виде трех последних цифр данного платежного поручения, отличных от «000». Поэтому, суммы НДС, указанные в таких счетах-фактурах, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Подобного мнения придерживается и Минфин РФ в письме от 7 ноября 2007 г. № 03-07-11/556.
Арбитражная практика, при рассмотрении подобных ситуаций, так же встает на сторону налогоплательщика (Постановление ФАС Московского округа от 08.08.07г № А-А40/7828-07; Постановление ФАС Московского округа от 28.08.06г № КА-А40/8032-06).

Вопрос 3

Вправе ли банк при исчислении налога на прибыль единовременно учесть в расходах суммы НДС, уплаченные по основным средствам, приобретенным для основной производственной деятельности банков и введенным в эксплуатацию после 01.01.2007?

Ответ

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ в целях налогообложения прибыли «первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение … сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом».
Банки имеют льготу по НДС согласно пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Операции банков, не указанные в пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, облагаются НДС в общеустановленном порядке (Письмо МНС РФ от 13.04.2004 № 03-2-06/1/993/22; Письмо Управления МНС России по г. Москве от 27.08.2004 № 24-14/55637).
Согласно п. 5 ст. 170 Кодекса «банки… имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет».
В Письме ФНС от 29 декабря 2005 г. № ММ-6-03/2010 сказано, что «при утверждении банком в учетной политике на 2006 год порядка исчисления налога в соответствии с пунктом 5 статьи 170 Кодекса уплата налога в бюджет по операциям, подлежащим налогообложению, производится по мере получения оплаты. При этом следует иметь в виду, что в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, включаются суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении для основной производственной деятельности товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов».
Таким образом, если банк утвердил в учетной политике порядок исчисления НДС в соответствии с п.5 ст.170 НК РФ, то сумма НДС по основным средствам, приобретенным для основной производственной деятельности банка, включается после уплаты поставщику в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно.
Данного мнения придерживается и Минфин РФ в письме от 16 ноября 2007 г. № 03-03-06/2/215.

Вопрос 4

Как рассчитать декретные, если сотрудница уходит в декрет через два месяца, проработала два года. Напишите, пожалуйста, подробнее, с чего начать и чем закончить, какие выплаты начислять.

Ответ

В соответствии со ст. 255 ТК РФ «женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов 86, а при рождении двух или более детей 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере».
Правила и нормы начисления пособия по беременности и родам (декретный отпуск) устанавливаются ФЗ №255-ФЗ от 29.12.2006г «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
В ст. 3 ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ определено, что «финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных ч. 2 данной статьи.»
При этом в п. 4 ст. 13 Закона № 255-ФЗ установлено, что «для назначения и выплаты пособий …, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования…».
При этом п.5 ст.13 ФЗ № 255-ФЗ определяет, что «Работодатель осуществляет выплату пособия …, по беременности и родам застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы».
В ст.12 Закона N 255-ФЗ установлено, что «п.2. Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.
П.3. При обращении за пособием …, по беременности и родам по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием.»

Согласно п.1 ст. 11 Закона № 255-ФЗ «пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка».
Однако, согласно п.2 ст.11 Закона № 255-ФЗ «размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год».
В пп.2 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год» установлено, что «п.1.1 максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 рублей».

Статья 14 Закона № 255-ФЗ определяет порядок исчисления пособия по беременности и родам:
«п.1 Пособия …, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления …, отпуска по беременности и родам.
п.2. В заработок, исходя из которого исчисляются пособия …, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 ч.2 НК РФ. В заработок для исчисления пособий …, по беременности и родам застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
П.3. Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
П.4. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со ст. 11 настоящего Федерального закона.
П.5. Размер пособия …, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период …, отпуска по беременности и родам.
П.6. В случае если размеры пособий …, по беременности и родам, исчисленные в порядке, установленном настоящей статьей, превышают максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, установленные в соответствии со ст.11 настоящего Федерального закона, указанные пособия выплачиваются в указанных максимальных размерах.»
На основании Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" женщине выплачивается единовременное пособие:
1. «Статья 9, 10 Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере 300 рублей.
2. «Статья 11 Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается.
Статья 12. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8 000 рублей».

Что касается налогообложения пособия по беременности и родам, то:
НДФЛ - согласно ст.217 НК РФ «Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
П.1 государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам…».

ЕСН – согласно ст.238 НК РФ «Не подлежат налогообложению:
П.1 государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам…».
Следовательно, если ваша сотрудница предоставила листок нетрудоспособности по беременности и родам, вы должны начислить ей пособие в размере среднего заработка, но не более 23 400 руб. Данное пособие выплачивается из средств ФСС. НДФЛ И ЕСН пособие по беременности и родам не облагается.

Вопрос 5

Сотрудница уходит в отпуск по беременности и родам. Можем ли мы начислить размер пособия в сумме среднего заработка, если этот заработок превышает предельно установленный размер пособия ФСС. Если да, то можем ли мы уменьшит базу по налогу на прибыль на сумму этой доплаты?

Ответ

В соответствии со ст. 255 ТК РФ «женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам … с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере».
пп.2 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год» установлено, что «п.1.1 максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 рублей».
Согласно ст. 255 НК РФ «в состав расходов налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами».
А п. 15 ст. 255 НК РФ уточняет, что «к расходам на оплату труда для целей налогообложения прибыли относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ».
Трудовой кодекс РФ не устанавливает обязанности работодателей по выплате за счет собственных средств сверх установленных ограничений специальных доплат до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, связанной с беременностью и родами.
Но, в случае если в коллективном и (или) трудовом договоре предусмотрена выплата пособия по беременности и родам в размере фактического среднего заработка, то вы имеете право отнести в соответствии с п. 15 ст. 255 НК РФ к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по беременности и родам в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по беременности и родам, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации.
Подобное мнение поддерживает Минфин в письме от 04.07.2005 № 03-03-04/1/49; от 26 июня 2007 г. № 03-03-06/1/402.

Вопрос 6

Работница, находящаяся в отпуске по уходу за первым ребенком, уходит в декретный отпуск, а затем берет отпуск по уходу за вторым ребенком. Как рассчитать пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, если последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, работница не работала?

Ответ

Согласно ст.13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» «право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:
матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения…
В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.
Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.
В случае если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.»
Ст.14 указанного закона устанавливает, что «ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет».
А ст. 15 данного закона определяет размер данного пособия: «40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей».
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 870 устанавливает, что с 1 января 2007 г. порядок назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию". Но положения данного Закона  ситуацию, изложенную в вопросе, не регулируют. Однако ч. 7 ст. 14 этого Закона предусматривает, что особенности порядка исчисления пособий определяются Правительством Российской Федерации. Положение о таких особенностях утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.
Пунктом 11 Положения установлено, что «если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления отпуска по беременности и родам не имело заработка, то средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения).
Застрахованным лицам, которым не установлены тарифная ставка, должностной оклад или денежное содержание (вознаграждение), за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, средний заработок определяется исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом».
Следовательно, если женщина, находящаяся в отпуске по уходу за вторым ребенком, в течение 12 месяцев, предшествующих началу отпуска, а также в месяце начала отпуска не имела заработка, то средний заработок, необходимый для исчисления пособия по беременности и родам, а так же пособия по уходу за ребенком, определяется исходя из ее должностного оклада.
Аналогичная позиция изложена в Письме ФСС РФ от 05.06.2007 № 02-13/07-4832.

До встречи в следующем выпуске!

Ответы подготовил консультант Сошникова Ольга

Аудиторская фирма БНК поможет вам в следующих ситуациях:
  • проведет обязательный и инициативный аудит, аудит управленческого учета;
  • проконсультирует по вопросам бухучета, налогообложения и права;
  • поможет провести сверку начислений и уплаты налогов и сборов в ИФНС, а также получить справку об отсутствии задолженности перед бюджетом как юридическим, так и физическим лицам;
  • предоставит ассистентов бухгалтеров для оперативного подбора или восстановления документов перед камеральной или выездной проверкой ИФНС;
  • осуществит постановку бухгалтерского и налогового учета, а также в дальнейшем окажет услуги по ведению учета;
  • организует кадровый учет сотрудников;
  • произведет расчет заработной платы сотрудников, оформление всех первичных документов по учету расчетов с персоналом по оплате труда, сформирует и предоставит в ИФНС, ФСС и ПФР необходимую отчетность;
  • поможет в заполнении 3-НДФЛ при продаже автомобиля, квартиры и т.п.;
  • окажет помощь в подборе персонала финансовой службы;
  • проведет тестирование сотрудников бухгалтерии.

В избранное