← Сентябрь 2003 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
28
|
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 16 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.taxpravo.ru
Открыта:
17-06-2003
Статистика
-4 за неделю
Защита прав налогоплательщиков. Арбитражная практика
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Защита прав налогоплательщиков. Арбитражная практика.
(Выпуск № 16 от 24.09.2003)
Здравствуйте, Уважаемые подписчики !
Предлагаем Вам новый выпуск рассылки:
Если Вы хотите обсудить проблемы, затронутые нашей рассылкой, высказать свое мнение, то это можно сделать на нашем форуме "Налоговое право". Вы можете ознакомиться со специальной "Темой-оглавлением", где все обсуждения разбиты по видам налогов и главам НК РФ
Наиболее интересные темы этой недели форума "Налоговое право" и "Налогообложение": |
Новые статьи (Аналитика): |
Уважаемые подписчики, Банкир.ру приглашает авторов для написания статей, в частности, касающихся сферы налогообложения. Вы можете присылать свои материалы сюда. Банкир.ру посещает за месяц более 100 000 уникальных посетителей, мало найдется печатных изданий, которые имеют такую аудиторию. Оплата производится на договорной основе. Максимальный размер статьи 20 тыс. знаков. "О практике арбитражных судов по возмещению экспортного НДС" Вступивший в силу с 1 сентября 2002 года, то есть год назад арбитражно-процессуальный кодекс (АПК РФ) прибавил головной боли добропорядочным экспортерам. Реальный экспорт дает право на возврат (возмещение) НДС, уплаченный экспортером поставщику товара, позднее вывезенного в режиме экспорта./Главный юрисконсульт «Объединенной Консалтинговой Группы» А. В. Дегтярев/ (читать). "Контролерам в спортивных штанах посвящается ... " В статье обсуждается применение административной ответственности при неисполнении гражданско-правовых договоров на примере ответственности за безбилетный проезд на транспорте. Также поднимаются проблемы действующего КоАП РФ в части установления новых составов административных правонарушений субъектами РФ. Авторы: Борис Авдеев, Дмитрий Костальгин. (читать) |
Арбитражная практика: |
1. Мы снова возвращаемся к проблеме возмещения убытков, причиненных незаконными действиями налоговых органов. В настоящее время налоговые органы пытаются ссылаться на Инструкцию Минюста СССР от 1991 года, где указано, что возмещение расходов на юридическую помощь производится из расчета ... При этом налоговиков не смущает, что Инструкция издана во исполнение статьи 427 УПК РФ, утратившего силу в 2002 году. В Постановлении ФАС Московского округа от 17 июня 2003 г. № КА-А40/3096-03 суд рассудил данный спор следующим образом:
|
"ООО "Дионис-А" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании убытков в сумме
450000 руб. с МНС РФ. |
|
Вывод: |
Размер возмещаемых убытков, причиненных налоговыми органами, не ограничен законом. Ссылка налоговых органов на Инструкцию Минюста СССР неправомерна и не подлежит применению. Таким образом, убытки подлежат возмещению в полном размере.
2. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы (пункт 1 статьи 93 НК РФ). Налоговые органы часто злоупотребляют этим правом, запрашивая документы, без указания их реквизитов. На основании таких требований налоговые органы пытаются привлечь налогоплательщиков к ответственности по статье 126 НК РФ. По аналогичной ситуации в Постановлении ФАС Волго-вятского округа от 14 октября 2002 года № А79-2832/02-СК1-2410 отмечено:
|
"Индивидуальный предприниматель Петрова Ольга Викторовна обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 08.05.02 N 46. |
|
Вывод: |
Неуказание в требовании о предоставлении документов конкретных реквизитов истребуемых документов и их количества лишает налогового органа права привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 126 НК РФ. В случае принятия налоговым органом по такому Требованию решения о привлечении к ответственности, следует признавать такое решение незаконным. Ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ может наступать только за непредоставление документов, которые действительно имелись у налогоплательщика. Факт наличия документов должен доказывать налоговый орган.
3. По применению статьи 40 НК РФ к процентным ставкам по кредитам на форуме велись достаточно бурные обсуждения, которые в основном сводились либо к невозможности применения статьи 40 НК РФ вообще к процентным ставкам, либо невозможностью практического определения рыночного процента. Тем не менее, налоговые органы пытаются применять статью 40 НК РФ. В Постановлении ФАС Московского округа от 2 апреля 2003 г. № КА-А40/1497-03 отмечено (причем данное Постановление интересно и другими моментами - смотрите Вывод):
|
" Решением Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, иск удовлетворен частично: решение ответчика от 09.08.2002 N 02-12/71 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль, пени и штрафа в связи с отнесением на себестоимость расходов по оплате услуг связи, сумм процентов по векселям, по формированию резерва на возможные потери в связи с занижением налоговой базы при предоставлении межбанковских кредитов. В остальной части иска отказано. |
|
Вывод: |
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
-
Если налогоплательщик отнес телефонные расходы на оплату телефонных разговоров в уменьшение налогооблагаемой прибыли, то такие расходы связаны с деятельностью налогоплательщика, пока не будет доказано иное. Бремя доказывания лежит на налоговом органе, при этом налоговый орган не имеет права требовать раскрытия содержания договоров;
-
По процентным векселям, выданным «по предъявлении, но не ранее определенной даты», проценты возможно начислять и с момента выдачи при неуказании в тексте векселя иной даты начисления процентов, при условии, что обе стороны согласны. Данная тема также подробно обсуждалась на форуме. Таким образом мнение налоговых органов, что датой начисления процентов по векселю является дата «по предъявлении, но не ранее» неправомерно;
-
При применении статьи 40 НК РФ налоговый орган обязан доказывать размер рыночного процента, обосновав данные цены в порядке статьи 40 НК РФ, а именно обязан установить условия формирования средней ставки, реальные цены на рынке кредитования в отдельные отрезки времени в течение одного дня и причины колебания этих цен, их фактический разброс от минимальной до максимальной ставки. Специфика высокомобильного рынка МБК, динамика взаимодействия спроса и предложения - ответчиком не выяснялись, без чего определение уровня рыночной цены по среднему показателю нельзя признать правомерным.
|
"Как следует из материалов дела, Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Тамбова направила 30.10.2002 в адрес филиала ОАО АКБ "Менатеп-СПб" в г. Тамбове (далее - банк)
требование-предписание о предоставлении в срок до 05.11.2002 сведений, касающихся его клиента - ООО "Гросс", а именно, копий выписок банка с указанием остатка денежных средств на счете общества на начало и конец дня за период с декабря 2000 года по март 2001 года, а также копий документов, на основании которых производилось зачисление наличных денежных средств на счет этого предприятия. |
|
Вывод: |
Налоговый органу не предоставлено право требовать у банков копий каких-либо документов о клиентах банка вне рамок налоговой проверок, в связи с чем Банк не может быть привлечен к ответственности по статье 135.1 НК РФ. За ненадлежащее оформление справок Банк также не может быть привлечен к ответственности.
5.
Хотя с момента вынесения КС РФ определения от 10 апреля 2002 г.
№ 83-О прошло более полутора года, наверное,
не все московские налогоплательщики знают
о нем. А те кто уже знает, уже обратились за
возвратом излишне уплаченного налога на
пользователей автомобильных дорог.
Несмотря на правовую позицию
Конституционного Суда РФ, налоговые органы
препятствуют возврату налога, в связи с чем
возникают споры. В Постановлении ФАС
Московского округа от 1 июля 2003
г. №КА-А40/4091-03
|
"Открытое акционерное
общество "Восток"
обратилось в
Арбитражный суд
г. Москвы с
иском, с учетом
его уточнения, к
Инспекции МНС
России N 3 по Центральному
административному округу
г. Москвы
о признании незаконным
бездействия налогового органа,
выразившегося в уклонении от
возврата Обществу излишне уплаченного
налога на
пользователей автодорог и об обязании
принять решение о возврате
налога в сумме 1743365 руб.
за период с 01 октября 1999
года по
31 декабря 2000 года.
Общество также просило взыскать с
Инспекции пени в сумме 96059 руб. 35 коп.
Определением от
27.02.03 к участию в деле в качестве
третьего лица
привлечен Департамент финансов г.
Москвы.
Решением от
15.04.03 в
удовлетворении исковых
требований отказано
в связи с
неправильным перерасчетом
налогоплательщиком сумм
налога и
необоснованным применением
при новом
расчете налоговой
ставки 1% по налогу на пользователей
автодорог в спорном периоде.
В апелляционной инстанции дело не
рассматривалось.
Законность и
обоснованность судебного
акта проверяется
в порядке
ст. 284
Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации
в связи с
кассационной жалобой
Общества, в
которой ставится
вопрос об отмене решения суда, за
исключением возврата из
федерального бюджета
излишне уплаченного
размера госпошлины,
и удовлетворении
иска. Общество ссылается на
неправильное применение
судом Законов
г. Москвы
от 31.05.2000 N 14 "О ставках налогов,
взыскиваемых в
дорожные фонды"
и от 15.11.2000 N 38 "О внесении
изменений в
статью 1 Закона
города Москвы
от 31.05.2002 N 14". Полагает,
что с 01.10.99 по 31.12.2000 им излишне уплачен в
бюджет г.
Москвы налог
на пользователей
автомобильных дорог в размере
1743356 руб.
Поэтому, как
считает Общество,
у него
имеется переплата
налога на пользователей автодорог в
сумме 1743356 руб. в связи
с применением завышенной
2-процентной ставки
налога за
указанный период.
В отзыве на
жалобу Инспекция возражает против
доводов жалобы, мотивируя
тем, что
в спорном периоде
действовала ставка
2%, ссылается
на обоснованность
вывода суда
о нераспространении
действия Закона
города Москвы
N 38 на предшествующий 2001 году
период.
В судебном заседании представитель
Общества поддержал доводы и
требования кассационной
жалобы. Представитель
Инспекции возражал против
этих доводов
по мотивам,
изложенным в
судебном иске и представленном
отзыве.
Департамент финансов г. Москвы
извещен в установленном законом
порядке о месте и времени
разбирательства по жалобе,
в суд своего представителя
не направил. Обсудив
доводы жалобы,
выслушав объяснения
представителей сторон,
изучив материалы
дела и проверив правильность
применения арбитражным
судом первой
инстанции норм
материального и
процессуального
права, суд
кассационной инстанции находит,
что обжалуемый
судебный акт
подлежит отмене
в связи с неправильным
применением норм материального
права и неполным исследованием всех
юридически значимых по делу
обстоятельств.
Предъявление Обществом иска в суд
вызвано уклонением Инспекции
от возврата
Обществу в
установленный ст. 78
Налогового кодекса Российской
Федерации срок излишне уплаченного
в бюджет г. Москвы
налога на
пользователей автомобильных дорог
в сумме 1743356 руб. по
его заявлению
и уточненной
налоговой декларацией,
представленной в налоговый орган 10
декабря 2002 года.
Факт излишней уплаты Общество
связывает с применением иной, по
сравнению с
законно установленной
в период
с 01.10.99 по
31.12.2000 ставки
налога, подлежащего
уплате в территориальный
дорожный фонд.
Принимая решение
об отказе в иске, суд
согласился с позицией
Инспекции о применении 2% ставки
налога на пользователей автодорог
в спорном
периоде и
указал, что
размер предложенной Обществом
налоговой ставки
противоречит
как федеральному,
так и
региональному законодательству,
действовавшему
в период спорных правоотношений.
Суд сослался
на Закон Российской
Федерации от 18.10.91
N 1759-1 "О
дорожных фондах
в Российской Федерации",
Законы г.
Москвы от
03.02.99 N 4 и от 31.05.00 N 14 "О ставках
налога, подлежащего уплате в
дорожные фонды".
Действительно,
пунктом 2
статьи 5 Закона
РФ от 18.10.91 N
1759-1 "О
дорожных фондах
в РФ" ставка налога на
пользователей автодорог
устанавливалась в размере 2,5% от
выручки, полученной от
реализации продукции (товаров,
работ, услуг). Налог в равных долях
подлежал зачислению
в федеральный и
территориальный фонды.
При этом
субъектам Российской
Федерации было
предоставлено право
повышать (понижать) ставку налога,
зачисляемого в территориальные
дорожные фонды, но не более чем на 50%
от ставки налога.
Законом
города Москвы
от 09.07.97
"О ставках
налогов, взимаемых
в дорожные фонды",
предусматривалось,
что налог
на пользователей
автодорог зачисляется
в территориальный
дорожный фонд
г. Москвы в
размере 1,25% от полученной выручки.
Федеральным законом
от 27.06.98
N 93-ФЗ были
внесены изменения в Закон "О
дорожных фондах в Российской
Федерации", в соответствии с
которыми отчисления
налога на
пользователей автодорог
устанавливались в размере
0,5% в Федеральный дорожный фонд и 2% - в
территориальный.
В то
же время сохранялось право
субъектов понижать ставку налога
не более
чем на 50%. Законом
города Москвы N 4 от 03.02.99 была
установлена ставка налога,
зачисляемого в территориальный
дорожный фонд,
в размере
2%, при
этом статьей
3 этого же Закона было
предусмотрено,
что эта
ставка применяется
к правоотношениям,
возникшим с 01.04.98.
Закон города
Москвы N 4
утратил силу
в связи с принятием
Закона города
Москвы от
31.05.2000 N 14
"О ставках
налогов, взимаемых
в дорожные фонды".
Вместе с
тем, в
данном Законе
содержались нормы,
устанавливающие
ставку налога в размере 2% и
применение этой ставки с 01.04.98.
Законом города Москвы от 15.11.2000 N 38,
вступившим в силу с
01.01.01 были внесены изменения в ст. 1
Закона города Москвы N 14,
установившие ставку налога в
размере 1% , при этом в статье 3 было
сохранено
положение,
устанавливающее, что
эта ставка
распространяется на
правоотношения, возникшие с 01.04.98.
Следовательно,
Закон города
Москвы N 14
в редакции от
15.11.2000 установил,
что ставка
налога в
размере 1%
должна применяться
к правоотношениям, возникшим с 01.04.98.
Указанный
вывод
соответствует
правовой
позиции Конституционного
суда Российской
Федерации, выраженной
в Определении
от 10.04.02
N 83-О. Конституционный
суд Российской Федерации
признал, что
сохранение положения,
распространяющего
новую пониженную
ставку на правоотношения,
возникшие с 01.04.99,
дает основания
истолковать данную
норму в
пользу налогоплательщиков.
В соответствии
с п. 4
ст. 5
Налогового кодекса Российской
Федерации акты
законодательства
о налогах и сборах,
отменяющие налоги
и (или) сборы, снижающие
размеры ставок налогов (сборов),
устраняющие обязанности
налогоплательщиков,
плательщиков сборов,
налоговых агентов, или иным образом
улучшающие их положение, могут иметь
обратную силу, если прямо
предусматривают это.
Закон города
Москвы N 14 (в
редакции от 15.11.2000),
прямо предусматривающий,
что пониженная
ставка налога
в размере 1%
должна применяться,
начиная с 1 апреля 1998 года,
имеет обратную силу.
В связи
с чем суд кассационной инстанции
находит, что
судом первой
инстанции неправильно
применены положения
вышеназванных норм
права.
При таких
обстоятельствах
решение суда
не может
отвечать требованиям
законности и обоснованности и подлежит
отмене.
Вместе с
тем, суд
кассационной инстанции
лишен возможности принять
новое решение
по настоящему
делу, поскольку
обстоятельства,
связанные с исчислением спорного
налога, судом не устанавливались,
сумма этого
налога не проверялась,
как и не исследовался
вопрос о
наличии у
налогоплательщика
недоимки по
налогам и соблюдение
налогоплательщиком иных условий,
определенных ст. 78
Налогового кодекса Российской
Федерации.
В силу п. 3 ч.
1 ст. 288 Арбитражного процессуального
кодекса Российской
Федерации дело
направляется
в первую инстанцию
арбитражного суда. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить правильность произведенного Обществом перерасчета, наличие излишне уплаченных сумм налога и исследовать иные обстоятельства, связанные с возможностью возврата сумм налога заявителю, в рамках требований ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, проверить обоснованность подлежащих взысканию пеней, их размер, дать оценку действиям налогового органа с учетом заявленных требований Общества." |
|
Вывод: |
Любой Московский налогоплательщик имеет право подать заявление на возврат излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог, приложив перерасчет налога. В случае несвоевременного возврата налога налоговым органом, на причитающуюся сумму начисляются проценты в порядке статьи 78 НК РФ.
Уважаемые подписчики, Ваши предложения и замечания
направляйте автору рассылки.
Рассылку подготовил и составил:
Костальгин Дмитрий
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||