Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Добрый день, коллеги! Вас приветствует служба рассылки ИД "Налоговый вестник"



"Ответы на вопросы читателей журнала"


Ответы на вопросы

В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

Т.Н. Соколова

1. По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) были соединены вклады для совместного действия без образования юридического лица в целях извлечения прибыли. Прибыль, полученная товарищами в результате совместной деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, была распределена между товарищами. Подлежит ли она налогообложению?

Пунктом 5 ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями, далее - Закон РФ N 2116-1) определено, что не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 8 ст. 2 данного Закона в целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы прибыли от реализации произведенной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного производства, за исключением прибыли сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определенных по перечню, утверждаемому законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.

Прибыль, полученная участниками простого товарищества в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не преду-смотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей, и отражается в целях обложения налогом на прибыль в составе их внереализационных доходов. Иными словами, простое товарищество не является плательщиком налога на прибыль и на него не распространяются положения п. 5 ст. 1 Закона РФ N 2116-1.

Кроме того, прибыль, полученная каждым из участников простого товарищества, не подлежит исключению из налогооблагаемой базы, предусмотренному п. 8 ст. 2 вышеуказанного Закона.

2. В ст. 2 Закона РФ N 2116-1 предусмотрено не учитывать при налогообложении стоимость сооружений и объектов связи. Распространяется ли это положение на организации, принадлежащие министерствам и ведомствам кроме Минсвязи России?

В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 и п. 2.7 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62) не включается в налогооблагаемую базу стоимость различных сооружений и объектов связи (внутрипроизводственная телефонная связь, здания АТС, различные сооружения телефонной связи, кабельные и радиорелейные линии связи, линии радиофикации, трансформаторные подстанции, объекты телевидения и радиовещания, спутниковой связи и т.д.), построенных за счет средств сторонних инвесторов и безвозмездно принятых в установленном порядке на техническое обслуживание акционерными обществами связи с контрольным пакетом акций у государства и государственными предприятиями связи Минсвязи России.

Из изложенного следует, что на организации, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, указанное положение не распространяется.

3. В ст. 6 Закона РФ N 2116-1 (в ред. Федерального закона от 25.04.1995 N 64-ФЗ) определено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Подлежат ли льготированию произведенные, но не оплаченные расходы?

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.

Кроме того, в п. 4.1 Инструкции N 62 определено, что льготируется налогооблагаемая прибыль на суммы фактически произведенных (оплаченных) затрат и расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

Следовательно, при применении указанной льготы следует руководствоваться нормами указанных выше Закона и Инструкции.

4. В ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг). Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Рассматривается ли в этом случае продажа дебиторской задолженности в обмен на основные средства как реализация товаров для целей налогообложения и оформляется ли договор мены?

В соответствии со ст. 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору мены одна сторона обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой.

Согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Статьей 38 НК РФ определено, что товаром для целей настоящего Кодекса признаются любые виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ, реализуемые либо предназначенные для реализации.

В связи с изложенным продажа дебиторской задолженности не может рассматриваться как реализация товаров для целей налогообложения.

Поскольку дебиторская задолженность - это сумма долгов, причитающаяся предприятию (организации, учреждению) от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними, погашение дебиторской задолженности основными средствами нельзя рассматривать как обмен, оформленный договором мены.

Согласно ст. 409 ГК РФ по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т. п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами.

В соответствии с Законом РФ N 2116-1 в состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией.

С учетом изложенного при передаче основных средств в счет дебиторской задолженности договор мены не заключается.

5. В соответствии с ГК РФ образовано хозяйственное общество в форме полного товарищества. Являются ли плательщиками налога на прибыль полное товарищество и физические лица-участники этого товарищества?

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ N 2116-1 плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами согласно законодательству Российской Федерации.

Согласно ст. 48, 66 и 68 ГК РФ полное товарищество признается юридическим лицом.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством как полное товарищество, так и участники полного товарищества являются плательщиками налога на прибыль в общеустановленном порядке.

При этом физические лица-участники полного товарищества по доходам, полученным в результате деятельности полного товарищества, являются плательщиками подоходного налога в соответствии с Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями).

6. В п. 3 ст. 433 ГК РФ установлено, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Как в этом случае принимаются расходы по арендной плате?

В соответствии со ст. 4 и 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", введенного в действие с 31 января 1998 года, государственной регистрации подлежат ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, в том числе право аренды недвижимого имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений" сообщено, что в соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации и считается за-ключенным с момента, определяемого в соответствии с п. 1 ст. 433 ГК РФ.

Таким образом, арендная плата по договорам аренды, заключенным на срок менее одного года, включается в себестоимость продукции (работ, услуг), в то время как арендная плата по договорам аренды нежилых помещений, заключенным на срок не менее одного года, не прошедшим государственной регистрации, в себестоимость продукции (работ, услуг) не включается.

7. В п. 15 Положения о составе затрат предусмотрено списание на финансовые результаты дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. Принимается ли эта задолженность для целей налогообложения?

В соответствии с п. 15 Положения о составе за-трат в состав внереализационных расходов организации, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, включаются убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания.

Статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

С учетом изложенного дебиторская задолженность, срок исковой давности по которой истек, может быть списана на финансовые результаты, учитываемые для целей налогообложения.

При этом следует иметь в виду, что для организаций, определяющих выручку для целей налогообложения "по оплате", убытки формируются в размере дебиторской задолженности (сложившейся на счетах бухгалтерского учета организации) без учета прибыли, ранее отраженной в бухгалтерском учете при соответствующей отгрузке, но не учтенной для целей налогообложения.

8. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет основы по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации. Как это оказывает влияние на налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?

В соответствии со ст. 56 части первой НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно ст. 1 части первой НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Вопросы исчисления и уплаты налога на прибыль регулируются в настоящее время Законом РФ N 2116-1 до принятия соответствующей главы части второй НК РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 6 указанного Закона не подлежит налогообложению прибыль:

- органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МВД России, полученная от выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности, определенных Федеральным законом "О пожарной безопасности", и направленная на обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации;

- организаций (предприятий) от производства пожарно-технической продукции, предназначенной для обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации;

- организаций (предприятий) от выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности, направленная на обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации;

- организаций (предприятий) Государственной противопожарной службы МВД России, объединений пожарной охраны от производства пожарно-технической продукции, предназначенной для обеспечения пожарной безопасности, выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности, направленная на обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации;

- объединений пожарной охраны на сумму взносов и пожертвований, направленная в фонды пожарной безопасности, образованные в порядке, установленном Правительством РФ.

Учитывая, что Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, данная льгота применяется в пределах сумм прибыли, направленной на обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации.

Работы и услуги в области пожарной безопасности определены ст. 24 Закона "О пожарной безопасности".

Перечень документов, подтверждающих право организации на льготу, может быть различный (договор, акты о приемке выполненных работ, первичные документы бухгалтерского учета, оформленные в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", денежные и расчетные документы и т.п.) и зависит от того, какой вид работ или услуг конкретно выполнен организацией.

Не подлежит налогообложению прибыль организаций (предприятий), полученная от выполнения работ и услуг в области пожарной безопасности и направленная на обеспечение пожарной безопасности на самом предприятии (приобретение пожарной техники и оборудования, выполнение работ в области пожарной безопасности на этом предприятии).

Указанные льготы распространяются на организации (предприятия) любых организационно-правовых форм.

На основании изложенного при применении льгот по налогу на прибыль, полученной от выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности, предприятиям (организациям) следует руководствоваться Законом РФ N 2116-1.

9. Главой 9 НК РФ установлены условия и органы, которые уполномочены принимать решения об изменении срока уплаты налогов и сборов. Являются ли этими органами налоговые органы?

Согласно п. 14 и 15 Положения о составе затрат в состав внереализационных доходов (расходов) включаются положительные (отрицательные) курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте. Следовательно, курсовые разницы, возникшие по выданным кредитам по суммам предоставленных и подлежащих погашению рублевых средств, подлежат налогообложению.

Вместе с тем при исчислении налогооблагаемой базы для исчисления налога по фактической прибыли за 1998 год следует руководствоваться Федеральным законом от 03.03.1999 N 45-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"".

Необходимо иметь в виду, что освобождение от налогообложения вышеуказанной курсовой разницы рассматривается как предоставление дополнительной льготы.

В соответствии со ст. 56 части первой НК РФ, введенной в действие с 1 января 1999 года, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах, определения, основания, порядок и условия применения льгот по налогам не могут носить индивидуальный характер.

Учитывая изложенное, налоговые органы не могут предоставлять организациям индивидуальные льготы на освобождение от уплаты налога на прибыль.

Однако главой 9 НК РФ определено, что изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита в порядке и на основаниях, предусмотренных данной главой.

Органом, в компетенцию которого входит принятие решения по изменению срока уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет, является Минфин России.

10. Можно ли уточнить: имеются ли основания у местных органов власти отменять предоставленные ранее льготы по налогу на прибыль участникам свободной экономической зоны? Это касается Закона Алтайского края от 04.02.1997 N 2-ЗС.

Порядок предоставления дополнительных льгот по налогу на прибыль (начиная с 1 апреля 1999 года) разъяснен в письме МНС России от 19.10.2000 N ВГ-6-02/812@ "О порядке применения статьи 8 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ".

Из вопроса следует, что в целях приведения Закона Алтайского края от 04.02.1997 N 2-ЗС "О свободной экономической зоне "Алтай"" в соответствие с федеральным законодательством в него были внесены изменения, в соответствии с которыми предо-ставление дополнительных льгот по федеральным налогам, в том числе по налогу на прибыль, не предусмотрено.

С учетом разъяснений, данных в вышеуказанном письме МНС России, льготы по налогу на прибыль
участникам СЭЗ не должны предоставляться с момента введения в действие изменений в Закон Алтайского края.



Ответы на вопросы

О.Б. Охонько,
советник налоговой службы I ранга

Относятся ли на себестоимость продукции (работ, услуг) расходы по оплате услуг нотариуса, необходимость в которых возникает в процессе функционирования предприятия (например открытие очередного расчетного счета) в 2000 году, поскольку нормативными документами по бухгалтерскому учету, введенными в 2000 году, это не предусмотрено?

В соответствии с подпунктом "и" п. 2 Положения о составе затрат определен перечень затрат, связанных с управлением производством.

При отнесении на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов следует исходить из характера этих затрат, то есть текущий или капитальный.

К управленческим расходам, включаемым в себестоимость продукции (работ, услуг), могут относиться, в частности, расходы предприятия, связанные с возникающей в ходе ее функционирования необходимостью переоформления учредительных и других документов (расширение организации, изменение видов деятельности, представление образцов подписей должностных лиц и т. п.), изготовления новых штампов, печатей и т.п.

Следовательно, расходы по оплате услуг нотариуса (заверение подписей на банковской карточке, нотариальное заверение уставных документов, необходимость которых возникает в процессе функционирования предприятия, а не в процессе образования или изменения организационно-правовой формы предприятия) относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) по подпункту "и" п. 2 Положения о составе затрат.

В какой момент должна учитываться в целях налогообложения выручка от реализации продукции на экспорт через комиссионера (учетная политика "по оплате") - в момент поступления валютных средств на транзитный валютный счет предприятия-экспортера или в какой-то другой момент (транзитный валютный счет комиссионера, в кассу посредника, на счет другой организации в случае расчетов через третьих лиц)?

По вопросу момента определения выручки для целей налогообложения от реализации продукции на экспорт через комиссионера следует руководствоваться п. 6 письма Минфина России от 12.11.1996 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами".

Указанным пунктом определено, что в случае реализации товаров по договорам комиссии или поручения с участием в расчетах сумма, подлежащая оплате за товары покупателями (заказчиками) с учетом налога на добавленную стоимость по этим товарам, отражается комиссионером или поверенным на дату отгрузки товаров покупателям (заказчикам) по кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" на отдельном субсчете в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

В бухгалтерском учете комитента (доверителя) выручка от реализации товаров и суммы налога на добавленную стоимость отражается по времени получения извещения от комиссионера или поверенного об отгрузке товаров покупателю (заказчику). При этом время получения извещения не должно превышать разумный срок прохождения таких документов.

Одновременно следует учитывать п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.11.1997 N 22 "Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на прибыль".

Указанным письмом определено, что при учете выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения к поступлению денежных средств на расчетный счет налогоплательщика приравнивается погашение дебиторской задолженности иным способом.

В связи с вышеизложенным, в случае если комитент для целей налогообложения учитывает выручку от реализации продукции (работ, услуг) по мере оплаты, то она определяется после выполнения покупателем своих обязательств по оплате отгруженного ему товара.

Статьей 68 КзоТ РФ предусмотрено, что работникам организации предоставляются дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день. Просьба разъяснить: включаются ли расходы за ненормированный рабочий день в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с подпунктом "о" п. 2 Положения о составе затрат?

В соответствии с подпунктом "о" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу "Затраты на оплату труда" оплата дополнительных отпусков, предусмотренных законодательством, включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

При этом согласно п. 7 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) не включается оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством).

Статьей 67 КЗоТ РФ установлено, что ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на 6-дневную рабочую неделю, и порядок исчисления продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска определяется законодательством.

В соответствии со ст. 68 КЗоТ РФ работникам организаций предоставляются дополнительные отпуска, в качестве компенсаций за нагрузку и работу во внеурочное время дополнительный отпуск. Срок этого отпуска в государственных учреждениях и предприятиях не может превышать 12 рабочих дней. Таким образом, при определении критериев, дающих право предоставлять сотрудникам предприятия дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, следует руководствоваться вышеуказанным нормативным актом с учетом требований ныне действующего законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного в себестоимость продукции (работ, услуг) включается оплата дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, предоставляемых в соответствии с действующими законодательством в порядке, установленном в Правилах об очередных и дополнительных отпусках.

МНС России письмом от 11.09.2000 N ВГ-6-02/731 разъяснило порядок начисления амортизации, учитываемой для целей налогообложения, на приобретаемые основные средства, бывшие в эксплуатации. Распространяется ли этот порядок, на банки?

Согласно п. 31 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490, износ основных фондов банка, используемых для осуществления банковской деятельности, в форме амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого периода по нормам, утвержденным в установленном порядке, включая ускоренную амортизацию их активной части (операционной и вычислительной техники, скоростной системы обмена информацией и т.п.), производимую в порядке, установленном в соответствии с законодательством, входит в состав расходов, включаемых в себестоимость оказываемых банками услуг.

Минэкономики России письмом от 06.01.2000 N МВ-6/6-17 разъяснило, что при начислении амортизационных отчислений, подлежащих включению в себестоимость продукции (работ, услуг), следует руководствоваться едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072.

Таким образом, кредитные организации при начислении амортизации на полное восстановление основных производственных фондов для целей налогообложения должны руководствоваться действующим законодательством.

Письмом от 11.09.2000 N ВГ-6-02/731 МНС России по согласованию с Минэкономики развития и Минфином России разъяснило порядок начисления амортизации, учитываемой для целей налогообложения, на приобретаемые основные средства, бывшие в эксплуатации, включая основные средства, бывшие в эксплуатации, полученные в виде вклада в уставный капитал.

Поскольку кредитные организации при начислении для целей налогообложения амортизации на полное восстановление основных производственных фондов руководствуются едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, то порядок начисления амортизации, изложенный в вышеуказанном письме МНС России от 11.09.2000 N ВГ-6-02/731, распространяется и на кредитные организации.

С какого момента начисляется пеня по предприятиям, применявшим иной порядок учета расходов при аренде имущества у физических лиц, не являющихся предпринимателями в связи с письмом МНС России от 11.04.2000 № ВГ-6-02/271@ "По вопросу учета расходов организации по аренде имущества у физических лиц, не являющихся предпринимателями"?

Письмом МНС России от 11.04.2000 N ВГ-6-02/271@ "По вопросу учета расходов организации по аренде имущества у физических лиц, не являющихся предпринимателями" предприятиям предлагалось произвести уточнения по платежам в бюджет без начисления штрафов, если предприятие-арендатор расходы по содержанию имущества, полученного в аренду от физического лица, не являющегося предпринимателем, относило на себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемую для целей налогообложения.

В соответствии со ст. 111 части первой НК РФ одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

Пеня не относится к налоговым санкциям (ст. 75 НК РФ), а признается денежной суммой, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки.

Статьей 54 НК РФ установлено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

На основании изложенного пеня начисляется в общеустановленном порядке начиная с периода совершения ошибки с причитающихся к уплате сумм налогов.

При этом следует учитывать, что статьей 196 ГК РФ срок исковой давности установлен в три года.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом "е" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями и другими средствами и предметами труда.

Учитывая изложенное, расходы по списанию горюче-смазочных материалов по арендованному у физического лица, не являющегося предпринимателем, транспортному средству можно рассматривать как эксплуатационные расходы и включать в себестоимость продукции (работ, услуг) при наличии подтверждающих документов о произведенных расходах, если это средство используется в производственных целях.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год" и постановлением Фонда социального развития от 17.06.1999 N 29 произведено списание начисленных пени и штрафов предприятиями агропромышленного комплекса. В бухгалтерском учете организация показывала списанные пени и штрафы проводкой Д-т 69 "Расчеты по социальному страхованию" К-т 80 "Прибыли и убытки". Будет ли увеличиваться налогооблагаемая прибыль на указанные суммы при проведении реструктуризации?

Согласно Положению о порядке списания пени и штрафов за просрочку уплаты обязательных платежей сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями и организациями агропромышленного комплекса, утвержденному постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.06.1999 N 29, реструктуризации подлежит задолженность по обязательным перечислениям в Фонд сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий агропромышленного комплекса в части сумм начисленных пени за просрочку уплаты обязательных платежей и штрафов, образовавшихся по состоянию на 1 января 1999 года.

Реструктуризация задолженности производится путем списания сумм начисленных пени и штрафов за просрочку уплаты обязательных платежей, образовавшихся по состоянию на 1 января 1999 года.

Таким образом, организации следует отразить в учете уменьшение своей первоначальной задолженности. Иными словами, необходимо осуществить исправительные записи, которые на счетах бухгалтерского учета осуществляются, как правило, методом "красное сторно".

В связи с вышеизложенным налогооблагаемой прибыли у указанных организаций не возникает.

До новых встреч!

Домашняя страница
Пишите нам

Рассылка 'Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"'



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное