Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Добрый день, коллеги! Вас приветствует служба рассылки ИД "Налоговый вестник"




Официальные документы


Письмо МНС России от 03.10.2000 N ВК-6-02/772

О налогообложении прибыли учреждений юстиции при государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним до введения в действие части II Налогового кодекса Российской Федерации

В связи с поступающими запросами по налогообложению учреждений юстиции при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разъясняет следующее.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (до введения в действие части II Налогового кодекса Российской Федерации) плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 указанного Закона бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

Деятельность учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является деятельностью по реализации задач, возложенных на учреждения юстиции законом, в сфере государственного управления и не является предпринимательской деятельностью.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" плата за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах является одним из источников финансирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом средства, получаемые в виде платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах, могут использоваться исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе на обеспечение государственных гарантий зарегистрированных прав.

По указанным средствам для учреждений юстиции составляется смета доходов и расходов. При этом денежные средства по указанной смете не подлежат обложению налогом на прибыль при условии расходования их по целевому назначению. Перечень расходов, связанных с созданием, поддержанием и развитием системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также обеспечением государственных гарантий зарегистрированных прав, утверждается Минюстом России.

Внереализационные доходы данных учреждений юстиции подлежат обложению налогом на прибыль в соответствии с действующим законодательством.

Централизуемая доля в размере не превышающем 5 процентов от взимаемой платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, направляемая в федеральный орган исполнительной власти в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является средствами строго целевого назначения и не подлежит обложению налогом на прибыль. По этим средствам должна составляться смета расходов в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.98 N 1013 "Об утверждении Временного положения о порядке перечисления и использования централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за регистрацию прав и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах".

Первый заместитель Министра Российской Федерации по налогам и сборам
В.В. Гусев

Согласовано:

Первый заместитель Министра финансов Российской Федерации
С.Д. Шаталов



Письмо МНС России от 13.09.2000 N ВГ-6-03/737@

О разъяснении п. 35 Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59


В связи с многочисленными запросами налоговых органов по вопросу исключения из налоговой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог экспортных пошлин Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.

В соответствии с п. 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется за вычетом экспортных тарифов. Аналогичная норма содержится и в Положении по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (п. 3), утвержденном Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, прошедшим государственную регистрацию в Минюсте России 31.05.1999 за N 1791.

Согласно п. 35 Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" при исчислении налогооблагаемой базы в нее не включаются следующие налоги, соответствующие налоговой базе по налогу на пользователей автомобильных дорог: налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы (по организациям-изготовителям подакцизных товаров), налог на реализацию горюче-смазочных материалов (по организациям, реализующим горюче-смазочные материалы).

Соответственно, учитывая установленный порядок определения выручки, суммы экспортных пошлин не подлежат включению в налогооблагаемую базу при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог.

Главный государственный советник
налоговой службы
В.В. Гусев


Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

Л.А. Короткова,
советник налоговой службы III ранга

Организация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, подписанным ее президентом, действующим от имени организации без доверенности. На момент рассмотрения данного искового заявления принято решение о ликвидации организации и назначении комиссии по ее ликвидации. Вправе ли был президент данной организации подписывать исковое заявление?

В соответствии с п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) с момента назначения к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица, и она от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Поскольку на момент подписания президентом искового заявления уже было принято решение о ликвидации и назначении комиссии по ее ликвидации, президент данной организации не имел права подписывать исковое заявление и представлять интересы организации в арбитражном суде без доверенности.

Иностранная фирма (Афганистан, Кабул) обратилась в арбитражный суд с иском. В подтверждение своего юридического статуса представила документы, заверенные консульскими службами Исламского Государства Афганистан в Москве. Могут ли указанные документы рассматриваться арбитражным судом как подтверждающие правовой статус иностранного лица в деле?

Арбитражный суд Российской Федерации принимает в качестве доказательств официальные иностранные документы при условии их легализации дипломатическими или консульскими службами Российской Федерации.

Статья 55 Консульского Устава СССР 1976 года определяет, что "консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа". Международные договоры с участием Российской Федерации и Афганистана, в том числе Консульская конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Афганистан от 24 мая 1981 года, требований консульской легализации не отменяют.

Следовательно, при отсутствии на иностранных официальных документах легализации, осуществленной российскими дипломатическими или консульскими службами, такие документы согласно ст. 57 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не могут рассматриваться как допустимые доказательства по делу и не могут подтверждать правового статуса иностранного лица в деле.

Вправе ли апелляционная инстанция прекратить производство по делу на том основании, что суд первой инстанции принял к производству дело и рассмотрел его при отсутствии надлежащих доказательств направления истцом ответчику копии искового заявления?

В ст. 85 АПК РФ дан исчерпывающий перечень оснований для прекращения производства по делу.

Отсутствие надлежащих документов, подтверждающих направление участвующим в деле лицам копий искового заявления, не является основанием для прекращения производства по делу.

В соответствии с частью 2 ст. 158 АПК РФ апелляционная инстанция должна была дать оценку этому обстоятельству. Если нарушение судом первой инстанции норм процессуального права привело или могло привести к принятию неправильного решения, то это могло быть основанием к изменению или отмене решения, но не прекращению производства по делу.

При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция была обязана рассмотреть дело по существу с учетом доводов заявителя, содержащихся в апелляционной жалобе.

Правомерно ли решение арбитражного суда кассационной инстанции о прекращении производства по делу по иску гражданина-предпринимателя по мотиву не подведомственности данного дела арбитражному суду, учитывая то, что на момент принятия арбитражным судом первой инстанции к производству искового заявления гражданин подал заявление об аннулировании свидетельства о государственной регистрации?

В соответствии со ст. 22 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Поскольку исковое заявление, поданное индивидуальным предпринимателем в арбитражный суд до подачи им заявления об аннулировании свидетельства о государственной регистрации, принято арбитражным судом к производству в день подачи предпринимателем заявления об аннулировании свидетельства о государственной регистрации, оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Вправе ли арбитражный суд наложить на лицо, не участвующее в деле, штраф, предусмотренный частью 3 ст. 54 АПК РФ, за невыполнение требований арбитражного суда о представлении доказательств?

В соответствии с частью 2 ст. 54 АПК РФ арбитражный суд может истребовать по ходатайству лица, участвующего в деле, необходимые доказательства, которые находятся у участвующего или не участвующего в деле лица. В случае невыполнения без уважительной причины обязанности представить истребуемые доказательства штраф, предусмотренный в части 3 этой статьи, может быть наложен как на участвующее, так и не участвующее в деле лицо.

Такая ответственность не применяется в случае, если арбитражный суд предлагает лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства в соответствии с частью 2 ст. 53 АПК РФ.

Судом по ходатайству лица, участвующего в деле, наложен арест на денежные средства ответчика. Вправе ли суд до вступления в законную силу решения отменить обеспечение иска?

По смыслу ст. 79 АПК РФ при вступлении в законную силу решения об отказе в иске арбитражный суд, рассмотревший дело по первой инстанции, обязан по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе отменить обеспечение иска.

Однако по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе арбитражный суд вправе отменить обеспечение иска и до вступления в законную силу решения об отказе в иске, если найдет, что основания, послужившие поводом к обеспечению иска, отпали (п. 6 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.96 № 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции").

При удовлетворении иска мера по его обеспечению действует до фактического исполнения решения.

Юридическое лицо обратилось с иском о признании недействительным акта, на основании которого подлежали списанию его денежные средства. Вправе ли суд по ходатайству истца принять решение о запрещении ответчику списывать эти средства?

В соответствии с частью 1 п. 2 ст. 76 АПК РФ мерами по обеспечению иска может быть запрещение ответчику совершать определенные действия.

Таким образом, в данном случае по заявлению истца судом может быть решен вопрос о запрещении ответчику списывать денежные средства, которые в соответствии с актом подлежат списанию.

Является ли основанием для возвращения искового заявления не приложение налоговым органом документов, являющихся доказательствами его исковых требований?

Перечень оснований возвращения искового заявления (ст. 108 АПК РФ) является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, судья не вправе возвратить исковое заявление по мотиву не приложения документов, являющихся доказательствами, поскольку согласно ст. 53, 54, 112 АПК РФ и другим статьям истец может представлять их, а суд предлагать представить их до окончания разбирательства дела.

Судом принято исковое заявление к производству. Однако в ходе судебного заседания выявлено, что в одном исковом заявлении объединены несколько требований к ответчику и данные требования не связаны между собой. Вправе ли суд возвратить исковое заявление?

Если предусмотренные в части 1 п. 7 ст. 108 АПК РФ основания возвращения искового заявления выявлены арбитражным судом после принятия искового заявления к производству, дело подлежит рассмотрению по существу. При необходимости рассмотрение дела может быть отложено. Неосновательно объединенные требования могут быть разъединены арбитражным судом в соответствии со ст. 105 АПК РФ (п. 8 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.96 № 13).

Вправе ли судья при подготовке дела к судебному разбирательству привлечь другого ответчика?

Подготовка дела к судебному разбирательству является обязательной стадией арбитражного процесса и проводится единолично судьей после принятия искового заявления к производству (ст. 112 АПК РФ).

Перечисленные в ст. 112 АПК РФ процессуальные действия, направленные на подготовку дела к судебному разбирательству, судья совершает в порядке, предусмотренном в АПК РФ. Если при подготовке дела к судебному разбирательству судья признает необходимым привлечь другого ответчика, то соответствующее предложение излагается в определении о подготовке дела к судебному разбирательству.

При этом другой ответчик привлекается с согласия истца (п. 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.96 № 13).

Какие требования должны быть соблюдены судом при вынесении решения о заключении между сторонами мирового соглашения?

В соответствии со ст. 112 АПК РФ судья принимает меры к примирению сторон. В зависимости от характера спора арбитражные суды должны содействовать окончанию дела путем заключения мирового соглашения. Возможность разрешения спора заключением мирового соглашения должна выясняться при подготовке дела и в процессе судебного разбирательства.

Условия мирового соглашения, заключенного сторонами, должны быть изложены четко и определенно, с тем, чтобы не было неясностей и споров по поводу его содержания при исполнении.

Определение об утверждении мирового соглашения выносится арбитражным судом, если оно не противоречит законам и иным нормативным правовым актам или не нарушает права и законные интересы других лиц.

В определении об утверждении мирового соглашения в резолютивной части подробно и четко излагаются его условия и указывается о прекращении производства по делу.

При этом необходимо учитывать, что заключение мирового соглашения не допускается по делам, возникающим из административно-правовых нарушений.

Определение арбитражного суда об утверждении мирового соглашения исполняется по общим правилам, регулирующим исполнение актов арбитражного суда, и с учетом положений, содержащихся в части 3 ст. 135 АПК РФ. Исполнительный лист выдается одновременно с определением об утверждении мирового соглашения, в том числе если в нем указан срок исполнения. Если в мировом соглашении предусмотрен срок его исполнения, в исполнительном листе указывается, с какого времени начинается течение срока его действия.

Арбитражный суд, рассмотрев дело, огласил только резолютивную часть своего решения. Должен ли суд сообщить лицам, участвующим в деле, о том, когда они могут ознакомиться с полным (мотивированным) решением суда?

В соответствии со ст. 134 АПК РФ, рассмотрев дело по существу, суд в том же судебном заседании принимает решение в окончательной форме с соблюдением требований, указанных в ст. 127 АПК РФ. В случаях оглашения только резолютивной части решения арбитражный суд объявляет день и час, когда лица, участвующие в деле, могут ознакомиться с мотивированным решением. Эта дата должна быть записана в протоколе судебного заседания.

Резолютивная часть составленного мотивированного решения должна дословно соответствовать резолютивной части решения, объявленной в день окончания разбирательства дела.

В случае объявления в заседании только резолютивной части решения датой принятия решения считается дата объявления резолютивной части решения.

К делу приобщаются как объявленная резолютивная часть решения, так и решение, составленное в окончательной форме.


Статьи


Реализация экономической политики государства в банковском секторе

Л.Т. Kузнецова,

М.А. Наумова

Конечной целью экономической политики Правительства РФ является обеспечение устойчивого экономического роста и повышение благосостояния российского народа. Это потребует реализации мер экономической политики, планировавшихся Правительством РФ и Банком России в течение последних лет, в том числе направленных на реформирование экономики и решение общей проблемы неплатежей. Необходимо введение жестких бюджетных ограничений, в первую очередь, в ключевых отраслях, с постепенным распространением их на всю экономику, оперативных мер по реструктуризации кредитных организаций, обеспечивающих удовлетворение потребностей рыночной экономики посредством мобилизации капитала через кредитно-финансовую систему.

В условиях ужесточения налогово-бюджетной политики и обеспечения государственного контроля за финансовыми потоками необходимо усовершенствовать систему финансового посредничества и в дальнейшем сокращать роль банковской системы в сборе налогов, как это предусмотрено Мерами по реализации среднесрочной программы структурных реформ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.07.99 N 829. В связи с этим МНС России целесообразно освоить процедуру налаживания прямых контактов и электронных каналов связи с налогоплательщиками по поводу их налоговых обязательств, включая использование своего права выпускать платежные требования в отношении их расчетных счетов в банковской системе, разработать и принять нормативные акты, определяющие соответствующий международной практике порядок наложения МНС России ареста на любой банковский счет и любые активы, размещенные в банковской системе.

Одной из основных мер по повышению "прозрачности" и улучшению качества информации, предоставляемой надзорным органам, является практическое освоение международных стандартов бухгалтерского учета и внутреннего аудита в сфере финансовой отчетности российских кредитных организаций.

В связи со сложившейся ситуацией на межбанковском рынке многие кредитные организации перестали выполнять свои обязательства перед клиентами, в том числе и по платежам в федеральный бюджет.

Значительные средства не поступают в федеральный бюджет в связи с массовыми задержками коммерческими банками перечислений платежей из-за отсутствия средств на их корреспондентских счетах.

При этом ни действующим законодательством, ни нормативными документами Банка России не предусмотрены механизмы защиты интересов бюджета от подобных нарушений. Не предусмотрен и совершенно необходимый и очевидный в экономическом смысле порядок компенсации потерь бюджета за счет реструктуризации задолженности кредитных организаций.

Федеральный закон от 08.07.99 N 144-ФЗ, определяющий порядок реструктуризации кредитных организаций, а также специально созданное для этих целей Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) в основном решают проблему восстановления банковской системы и не в полной мере отражают вопрос реструктуризации задолженности кредитных организаций перед федеральным бюджетом по неисполненным обязательствам своих клиентов по уплате налогов и сборов.

В целях уменьшения влияния негативных факторов на поступление налогов и повышения уровня их собираемости, а также восстановления платежеспособности кредитных организаций, в том числе и тех, которые не могут быть переданы в ведение АРКО из-за несоответствия критериям, устанавливаемым ст. 2 названного выше Закона, МНС России внесло предложения в Правительство РФ и Банк России, принятие которых могло бы переломить сложившуюся ситуацию.

Реструктуризация задолженности кредитных организаций перед федеральным бюджетом позволит урегулировать задолженность по неисполненным обязательствам банков перед своими клиентами путем за-ключения соответствующих договоров и соглашений между МНС России и кредитной организацией при участии Минфина России, Банка России и АРКО, предусматривающих отсрочку и рассрочку погашения имеющейся у банков задолженности при условии уплаты ими текущих платежей по налогам и сборам, это позволило бы снять напряженность сложившейся ситуации с неплатежами.

Однако процесс реструктуризации задолженности банков не может оказаться успешным без согласованных действий всех ведомств, участвующих в этом процессе, в том числе Банка России, который в указанном случае должен воздержаться от отзыва лицензии у реструктурируемого банка.

С целью улучшения собираемости налогов и увеличения поступлений в доходную часть бюджета необходимо усилить контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налоговых платежей предприятиями, осуществляющими добычу, производство и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней.

Кроме того, необходима доработка нормативной базы и оптимизация налоговой политики на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней, что позволит приостановить ежегодное сокращение добычи драгоценных металлов в Российской Федерации и стимулировать российскую ювелирную промышленность.

С целью вовлечения сбережений населения в хозяйственную деятельность целесообразно содействовать развитию внутреннего рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе путем участия в разработке нормативной базы для введения ликвидных финансовых инструментов, номинированных в драгоценных металлах и драгоценных камнях (монет из драгоценных металлов, государственных мерных слитков из золота, сертифицированных бриллиантов и алмазов).

В целях развития рынка драгоценных металлов и организованного рынка ценных бумаг на территории Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом от 26.03.98 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", постановлением Правительства РФ от 27.07.98 N 861 "О генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом" и приказом Минфина России от 28.10.98 N 48н "Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом" Правительству РФ необходимо решить вопрос о выпуске и обращении государственных облигаций, погашаемых золотом.

Выпуск в обращение высоконадежных государственных ценных бумаг, обеспеченных ликвидным активом, позволит привлечь дополнительные средства в реальный сектор экономики и, как следствие, увеличить объем операций на организованном рынке ценных бумаг, способствовать увеличению налогооблагаемой базы.

МНС России с 15 мая 1998 года по 11 мая 1999 года проводило эксперимент по переоформлению задолженности по налогам, сборам, а также налоговым санкциям и пени, начисленным за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, с использованием двойных складских свидетельств, выпущенных в соответствии со ст. 912 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Результаты эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности использования двойных складских свидетельств.

Выпуск и организация оборота указанных ценных бумаг позволят облегчить обращение товаров и создадут альтернативу бартерным сделкам, получившим широкое распространение в ситуации дефицита расчетных средств у предприятий-производителей, а также будет способствовать решению проблемы взаимных неплатежей предприятий реального сектора экономики.

Отход в последнее десятилетие от активного государственного вмешательства в регулирование экономики обусловил ориентацию экономической политики России на действие рыночных сил. В этих условиях возрастает значение биржевых механизмов в формировании цен и страховании рисков. В соответствии со ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается договорная или рыночная цена. Развитие биржевой торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями позволит использовать в дальнейшем биржевые котировки в качестве официальных рыночных цен.

В рамках обеспечения выполнения поручения Президента Российской Федерации от 15.04.99 N Пр-499 относительно развития системы ипотечного кредитования и ипотечных ценных бумаг посредством создания нормативной базы по ипотечному кредитованию считаем целесообразным разработать предложения по источникам финансирования ипотечного кредитования (например, гербовый сбор, по экспертным оценкам, может обеспечить поступление до 0,8 млрд руб. в год, а схема реструктуризации задолженности строительных предприятий, в случае успешного ее применения, позволит доначислить в бюджет порядка 1,5 млрд руб.).

С целью развития рынка ценных бумаг и привлечения сбережений населения в реальный сектор экономики необходимо подготовить нормативную базу, регламентирующую доверительное управление ценными бумагами, а также разработать методологию налогообложения указанных операций.

Предлагается:

- внести изменения и дополнения в законодательство по налогообложению операций с ценными бумагами в связи с реализацией мероприятий по утвержденному в 1998 году Плану действий по программе реформы бухгалтерского учета с использованием Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО);

- ввести налог на выписку векселей (вексельный сбор) в размере 0,8 % процента от номинальной стоимости векселя, уплачиваемого векселедателем;

- привести в соответствие с Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядок уплаты налога с доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления.

До новых встреч!

Домашняя страница
Пишите нам

Рассылка 'Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"'



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное