Вся представленная в рассылке информация взята из последнего номера
нового бесплатного электронного издания "Ваша персональная газета".
Газета выходит 2 раза в неделю и посвящена актуальным вопросам
налогообложения, бухучета, трудовых отношений и
предпринимательской деятельности.
С БУХУЧЕТОМ ЛУЧШЕ НЕ РАССТАВАТЬСЯ...
В каком объеме ведется бухгалтерский учет при переходе на
упрощенную систему налогообложения: в полном или ограниченном?
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения,
выполняют требования законодательства о бухгалтерском учете в
ограниченном объеме. При этом организации, перешедшие с общего режима на
упрощенную систему налогообложения, как и до перехода, могут продолжать
вести бухгалтерский учет по правилам, установленным законодательством
Российской Федерации о бухгалтерском учете.
- Учредитель может потребовать
Ведение бухгалтерского учета отдельными организациями обусловлено
одновременно двумя самостоятельными обязанностями.
Во-первых, организации должны обеспечить возможность осуществления
контроля со стороны государственных органов, в том числе налоговых
органов.
От исполнения данной обязанности организации, применяющие упрощенную
систему налогообложения, освобождены (за исключением учета основных
средств и нематериальных активов).
Во-вторых, бухгалтерский учет необходим для соблюдения прав
акционеров. Например, в Федеральном законе РФ от 26 декабря 1995 г. N
208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) по данным
бухгалтерского учета оценивается стоимость чистых активов, определяется
размер крупной сделки, к компетенции общего собрания относится
утверждение годового бухгалтерского отчета и так далее.
Более того, согласно ст. 88 Закона N 208-ФЗ общество обязано вести
бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.
Следовательно, если акционеры требуют ведения бухгалтерского учета,
то организация должная выполнить данное требование.
Таким образом, организация вправе вести бухгалтерский учет для
выполнения требований Закона N 208-ФЗ, в том числе для выплаты
дивидендов. При этом следует отметить, что поскольку первая обязанность
отменена, то бухгалтерская отчетность указанными организациями в
налоговые органы не представляется.
- Помните об ограничениях
Несмотря на освобождение от обязанности ведения бухгалтерского
учета, организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, все
равно придется вести учет основных средств и нематериальных активов в
порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 21 ноября 1996 г. N
129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и принятыми в соответствии с ним
Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01,
утвержденным Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н, и Положением
по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов", утвержденным
Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 91н.
Особое внимание к учету объектов основных средств и нематериальных
активов вызвано ограничением по размеру их остаточной стоимости,
определяемой в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете
(не более 100 млн рублей), установленным п. 4 ст. 346.13 НК РФ.
Кроме того, согласно п. 18 Методических рекомендаций по применению
главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, утвержденных
Приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-22/706, состав и оценка
основных средств и нематериальных активов для определения расходов на их
приобретение, учитываемых для целей исчисления единого налога,
определяются в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Следует иметь в виду, что данное требование распространяется не
только на организации, но и на индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения.
Учитывая ограничение, установленное п. 4 ст. 346.13 НК РФ,
налогоплательщику необходимо отслеживать величину остаточной стоимости
объектов основных средств и нематериальных активов, сформированной по
правилам бухгалтерского учета, при планировании приобретения внеоборотных
активов, а также для документального подтверждения права применения
упрощенной системы налогообложения. Кроме того, бухгалтерский учет
объектов основных средств и нематериальных активов позволит следить за
наличием и движением этих объектов.
- "Первичку" все равно составлять
Как и прежде, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему
налогообложения, несмотря на освобождение от обязанности ведения
бухгалтерского учета, должны все хозяйственные операции оформлять
первичными документами, на основании которых заполняется Книга учета
доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.16 НК РФ и
п. 1.1 Порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и
расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения, утвержденного Приказом МНС РФ от 28
октября 2002 г. N БГ-3-22/606).
В качестве первичных документов, на основании которых будет
организован бухгалтерский учет внеоборотных активов, следует использовать
унифицированные формы по учету основных средств и нематериальных активов,
утвержденные постановлением Госкомстата РФ.
Кроме того, в целях налогообложения налогоплательщики при
осуществлении нескольких видов деятельности (например, при производстве
какой-либо продукции, оптовой и (или) розничной реализации товаров,
приобретенных по договорам купли-продажи с целью последующей реализации и
(или) взятых на реализацию по договору комиссии) и даже осуществляющие
единственный вид деятельности (например, розничную торговлю) вынуждены
создавать определенную систематизацию данных на основе первичных
документов, необходимую для формирования налоговой базы по
соответствующим налогам.
Этого же требует и учет расходов на оплату труда, включая расходы на
все виды страхования работников.
- Вдруг понадобится раздельный учет?
Ведение раздельного учета каждого из полученных доходов и
произведенных расходов по видам деятельности диктуется необходимостью
правильного исчисления целого ряда налогов, в отношении которых определен
отличный от общепринятого порядок расчета (например, налога на
добавленную стоимость и налога с продаж, уплачиваемых в связи с
исполнением обязанности налоговых агентов, а также в целях верного
составления налоговой отчетности (декларации)).
Глава 26.2 Налогового кодекса РФ "Упрощенная система
налогообложения" не предусматривает обязательного ведения раздельного
учета по видам деятельности для целей исчисления единого налога. На
налогоплательщика возлагается только обязанность правильно рассчитать
налоговую базу в виде доходов, полученных за отчетный (налоговый) период,
а также расходы в случае, если организация выбрала в качестве объекта
налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
При этом доходы и расходы рассчитываются в совокупности по всем
операциям, независимо от вида осуществляемой деятельности.
Однако, если организация считает целесообразным наглядно
прослеживать получение дохода по каждому виду осуществляемой деятельности
для целей учета, она может самостоятельно разработать порядок ведения
раздельного учета и оформить его организационно - распорядительным
документом руководителя организации.
Например, утвердить порядок ведения раздельного учета приказом
(распоряжением) руководителя или разработать положение о ведении
раздельного учета.
При этом следует помнить, что, применяя кассовый метод учета доходов
и расходов, организовать раздельный учет в управленческих целях методами
налогового учета для организации довольно сложно и, следовательно,
логичнее в данных целях использовать бухгалтерский учет.
- Зачем изобретать велосипед для торговли?
Кроме того, при решении вопроса о том, в каком объеме, полном или
ограниченном, необходимо вести бухгалтерский учет, налогоплательщику,
осуществляющему, например, торговые операции, следует учитывать
особенности определения расходов при реализации товаров, установленные
ст. 268 НК РФ, а также порядок определения расходов по торговым
операциям, установленный ст. 320 НК РФ.
Затраты в виде стоимости товаров, определенной одним из методов,
указанных в подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ (по методу ФИФО, ЛИФО, по средней
стоимости или по стоимости единицы товара), учитываются в составе
расходов согласно п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 268 НК РФ в момент
реализации данных товаров. Поэтому, даже если приобретенный товар оплачен
и оприходован, в Книге учета доходов и расходов его стоимость не
отражается до тех пор, пока данный товар не будет продан.
В момент фактической реализации товаров (при условии, что они уже
оплачены) в данной Книге производится соответствующая запись. Если же
реализуются еще не оплаченные поставщику товары, то запись в Книге учета
доходов и расходов производится в момент их оплаты.
Отсюда вывод о необходимости создания налогоплательщиком какой-либо
системы учета указанных расходов, так как запись в названной Книге - это
последняя операция в учете расходов, связанных с реализацией товаров.
Таким образом, ведение учета расходов на приобретение покупных
товаров в целях их дальнейшей реализации по правилам, установленным
законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, взамен
самостоятельно разрабатываемого нового вида учета существенно облегчает
учет данных расходов.
- Если право учтено
Последним аргументом в пользу продолжения ведения бухгалтерского
учета по правилам, установленным законодательством РФ о бухгалтерском
учете, организациями, перешедшими с общего режима на упрощенную систему
налогообложения, является вероятность утраты права применения упрощенной
системы налогообложения при превышении организациями ограничения,
установленного п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следует учитывать, что согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ
налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с
начала того квартала, в котором было допущено это превышение, то есть
становится плательщиком тех налогов, которые были заменены уплатой
единого налога.
Соответственно у таких организаций и индивидуальных предпринимателей
появляется обязанность по представлению соответствующих налоговых
деклараций.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего
режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных
индивидуальных предпринимателей.
Указанные в данной норме налогоплательщики не уплачивают пени и
штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того
квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим
налогообложения.
Помимо этого, у организаций вновь появляется обязанность вести
налоговый учет по правилам главы 25 Налогового кодекса Российской
Федерации.
Кроме того, с начала этого же квартала организации обязаны вести
бухгалтерский учет в полном объеме с представлением бухгалтерской
отчетности, а не только бухгалтерский учет основных средств и
нематериальных активов.
Т. УХИНА
Содержание последнего номера "Вашей Персональной Газеты" (N 51):
1. Обзор нормативных документов за 4-10 июля 2003 года
2. Интернет-обозрение
3. Анонс журнала "Налоговые известия Московского региона" за июль
4. Нормативные акты:
4.1. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 405 "О
внесении дополнений в федеральные правила (стандарты)
аудиторской деятельности"
5. Вопросы - Ответы:
5.1. Налоги платит арендодатель
5.2. Если совместитель заболел
5.3. Эта ненужная печать
5.4. С бухучетом лучше не расставаться... (О ведении
бухгалтерского учета при переходе на упрощенную систему
налогообложения)
5.5. Обязанность, которой не было