Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недобросовестность. Информация в помощь руководителю Выпуск от 19.05.2008


КонсультантПлюс

Недобросовестность. Информация для размышления в помощь руководителю

Выпуск от 19.05.2008


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


КонсультантПлюс: "горячие" документы

Предлагаемая Вашему вниманию рассылка предназначена для руководителей. В ней мы расскажем о тех случаях, при которых организации признавались недобросовестными в налоговых спорах. Судебная практика по проблемам недобросовестности весьма обширна. Поэтому на основании мониторинга и анализа судебных решений мы будем выделять и описывать те признаки, при которых организация может быть признана недобросовестной.

Тема выпуска: Значительная кредиторская или дебиторская задолженность

Непогашенная кредиторская задолженность организации нередко становится причиной судебных споров. И если с точки зрения гражданского законодательства есть какая-то определенность - при перечисленных в законе условиях организация или физическое лицо признается банкротом (ст. 65 ГК РФ), то с налоговыми отношениями дело обстоит не столь однозначно. Несмотря на то что никаких ограничений по размеру или срокам погашения задолженностей налоговым законодательством не установлено, организации, имеющие большие долги, могут быть признаны недобросовестными.

Что же касается дебиторской задолженности, то споры о недобросовестности здесь возникают по следующему основанию: если организация, вопреки обычаям делового оборота, не принимает мер по взысканию задолженности, ее деятельность может быть признана фиктивной.

Значительная задолженность как признак недобросовестности

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2006 по делу N А56-19715/2005)

Налогоплательщик на основании договоров с иностранными организации ввез на территорию РФ товары народного потребления, которые были оплачены заемными средствами.

Проанализировав хозяйственную деятельность компании, представленные договоры с третьими лицами, статус заимодавцев, инспекция пришла к выводу о том, что образовавшиеся в период заключения указанных договоров кредиторская и дебиторская задолженности являются постоянными. Это послужило одним из оснований для признания общества недобросовестным.

Суд поддержал инспекцию, аргументировав свою позицию следующим образом. Если покупатель не оплачивает товар, поставленный в предыдущий налоговый период, а продавец в соответствии с обычаями делового оборота не принимает мер по взысканию задолженности, то НДС, уплаченный налогоплательщиком в бюджет, значительно меньше налоговых вычетов. То есть у  покупателя возникает право на возмещение крупных сумм из бюджета. При своевременном же получении платы за поставленный товар у налогоплательщика дебиторская задолженность не образовалась бы, а возникла бы обязанность уплатить НДС в бюджет. Однако в рассматриваемой ситуации продавец не пытался взыскать суммы задолженности с покупателя.

Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о направленности сделок на получение прибыли не от осуществления хозяйственной деятельности, а от возмещения НДС из федерального бюджета. Следовательно, налогоплательщик действовал недобросовестно.

Значительная задолженность не является признаком недобросовестности

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2007 по делу N А56-42438/2006)

Общество ввозило приобретенные у иностранных организаций товары на территорию РФ и реализовывало их российским контрагентам. При этом последние не погасили задолженность перед налогоплательщиком за приобретенный у него товар. Сославшись на это, а также на некоторые другие обстоятельства, налоговый орган принял решение об отказе организации в вычете по НДС на основании того, что ею получена необоснованная налоговая выгода.

Суд кассационной инстанции не поддержал налоговый орган, поскольку тот не доказал наличия у организации при заключении и исполнении сделок с иностранными поставщиками и российским покупателем умысла, направленного на незаконное получение из бюджета сумм НДС. Также инспекция не представила доказательств согласованных действий налогоплательщика и его контрагентов, которые были бы направлены на уклонение от уплаты налогов. Кроме того, суд указал, что налоговое законодательство в  случае, если плата за реализованный товар продавцу не поступает, предусматривает определенный механизм компенсации - уменьшение базы по налогу на прибыль на сумму убытков от списания сомнительных долгов. При этом дебиторская задолженность сама по себе не может служить основанием для доначисления НДС.

Следует иметь в виду:

- Практики в пользу налогоплательщика больше.

- Наиболее часто споры о недобросовестности по такому основанию возникают в Северо-Западном округе.

- Наличие непогашенной задолженности (кредиторской или дебиторской) не является единственным основанием для выводов о недобросовестности.

- С 2006 г. споры по поводу дебиторской задолженности менее актуальны: в соответствии с действующей редакцией НК РФ база по НДС определяется на более раннюю из дат (отгрузки или оплаты товара), а до 2006 г. некоторые налогоплательщики исчисляли базу по налогу на момент оплаты. То есть по ранее действовавшим правилам, если покупатель не оплатил товар, организация налог в бюджет не уплачивала, однако могла принять к вычету "входной" НДС, что нередко служило основанием для признания ее недобросовестной. Сейчас же, даже если контрагент товар не оплатил, налогоплательщик в любом случае уплачивает НДС в бюджет. Поэтому оплата товара покупателем не имеет такого значения для налогообложения, как раньше.



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное