← Март 2012 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 11 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
Справки и регистрация по телефону/факсу: (343) 350-12-12, 350-11-62 Зекунова Татьяна Александровна ( zta@cnfp.ru ) Супивник Екатерина Александровна ( sea@cnfp.ru ) Каждый участник конференции получает в подарок
Проект от Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Руководитель проекта — А. В. Брызгалин. Новая книга — уникальная работа, в которой представлен совершенно непривычный и неожиданный взгляд на НАЛОГИ как на живое, развивающееся и чрезвычайно интересное явление в истории развития общества. Авторы решили взглянуть на налоги и историю налогообложения более объемно, широко или, что называется, под иным, чем обычно, углом зрения: им интересно было поднять налоговый пласт человеческой культуры и рассмотреть его (насколько оказалось возможным) во всем многообразии и разнообразии материала. Это книга о месте налогов в мировой истории, об их связи с крупнейшими событиями в ней и о том значении, которое имеют налоги в истории развития культуры человечества. На страницах этой книги читатель ознакомится с весьма оригинальными высказываниями о налогах и налогообложении великих людей (российских и зарубежных классиков и наших современников): общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, — запечатленными в их произведениях и кропотливо выбранными для данного издания авторами книги. Читатель, несомненно, поразится тому, какими странными, порой невероятными, событиями наполнена история налогообложения разных времен и народов и какое множество необычных налогов взималось ранее и взимается в настоящее время в разных странах, а также улыбнется, читая остроумные афоризмы и анекдоты на тему налогообложения или истории о курьезных случаях из «жизни налогов». Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, так как поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя А.В. Брызгалин рассказывает о книге (видео): Видеопрезентация книги размещена здесь - http://video.yandex.ru/users/nifp/view/3/. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов. / Под. ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 576 с. Стоимость издания: 800 руб. (с учетом доставки почтой) Для участников Налогового клуба, корпоративных клиентов, подписчиков: 600 руб. (с учетом почтовой доставки) Справки:
«Великий налог есть пожертвование собственности, Михаил Федорович Орлов(1788–1842),
1. Налоговая новость недели1.1. Количество судебных налоговых споров уменьшится в два раза На телеканале «Россия 24» вышел очередной выпуск специализированной программы «Налоги». На этот раз главной темой программы стала инициатива Федеральной налоговой службы по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих обязательный порядок досудебного урегулирования для всех налоговых споров. Сергей Аракелов пояснил, что обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров заключается в том, что налогоплательщик перед обращением в суд должен обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Сегодня такой порядок предусмотрен для обжалования решений, принятых налоговым органом по результатам налоговых проверок (камеральных и выездных). Федеральная Налоговая Служба обратилась в Минфин России с предложением распространить эту практику на все налоговые споры и предложила ввести ускоренную процедуру рассмотрения таких споров – 15 дней. По мнению заместителя Руководителя Налоговой службы, после введения обязательной процедуры обжалования до суда всех налоговых споров количество судебных дел сократится более чем в 2 раза. Кроме того, Сергей Аракелов подчеркнул, что в случае принятия предложения об обязательном обжаловании в досудебном порядке всех налоговых споров, налогоплательщики получат ряд преимуществ:
Также, Сергей Аракелов подчеркнул, что у налогоплательщика сохраняется возможность обращения в суд. Источник: www.nalog.ru
2. Актуальная дата недели! NEW
Источник: www.nalog.ru
3. Новости от Группы компаний «Налоги и финансовое право»3.1. Видео налоговые новости от Генерального директора ГК «Налоги и финансовое право» Аркадия Брызгалина (2 марта 2012)! В видео налоговых новостях от 02.03.2012 Аркадий Брызгалин рассказывает о самых интересных налоговых событиях, произошедших а февраль 2012 года: о предлагаемых параметрах налога на роскошь, о введении "покилометрового" транспортного налога, о льготах, предлагаемых малому бизнесу в Свердловской области и о налоговых льготах для вновь создаваемых предприятиий, о статистике налоговых споров за 2012 год, о введении налога на холостяков в Украине и др. Посмотреть видео налоговые новости от 02.03.2012 можно, перейдя по ссылке: http://www.nalog-briz.ru/2012/03/2-2012.html Все видео выступления Аркадия Брызгалина о налогах Вы можете посмотреть ЗДЕСЬ... Источник: www.nalog-briz.ru
4. Новости налогообложения и экономики4.1. Вступили в силу изменения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом – на транспортной накладной печать больше не нужна 13 марта 2012 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1208 "О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом" Правительство утвердило новые формы транспортной накладной при автомобильных перевозках. Власти внесли изменения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Теперь печати больше не нужны, достаточно подписей: транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Любые исправления заверяются подписями как грузоотправителя, так и перевозчика. Этот же документ скорректировал форму заказа-наряда на предоставление транспортного средства. Кроме того, постановление уточняет некоторые значения предельно допустимых осевых нагрузок транспортных средств. Источник: www.audit-it.ru 4.2. Уведомить налоговые органы об ошибках можно по почте С марта 2012 г. у клиентов федерального почтового оператора появилась дополнительная возможность до наступления срока уплаты налога по почте уведомить налоговые органы о допущенных ошибках в налоговых уведомлениях. При этом почтовое предприятие рекомендует гражданам направлять информацию в налоговые органы регистрируемым отправлением с уведомлением о вручении. Это позволит налогоплательщику отследить через сайт Почты России прохождение корреспонденции по идентификационному номеру. А после того, как отрывной талон с исправлениями будет доставлен в налоговую инспекцию, отправитель получит уведомление о вручении отправления, говорится в сообщении Почты России. Пересылка документов в налоговые органы оплачивается в обычном порядке, в соответствии с действующими на почте тарифами. Возможность уведомления налоговых органов по почте появилась с внедрением единого платёжного налогового уведомления по имущественным налогам, в котором предусмотрена форма обратной связи с налогоплательщиком. К извещению прикрепляется специальный отрывной корешок, в который при необходимости можно занести информацию о допущенных ошибках и отправить его в налоговый орган. Там проверят данные и в случае их подтверждения пересчитают налог. Источник: www.akdi.ru 4.3. Минфин не поддержал льготы по налогу на прибыль для народных предприятий Минфин РФ представил правительственный отзыв на проект федерального закона «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса РФ». Так, в частности, законопроектом предлагается дополнить статью 284 НК РФ пунктом 52, в соответствии с которым прибыль, полученная народными предприятиями, будет облагаться налогом по ставке 15% вместо 20%. Кроме того, пунктом 53 статьи 284 НК РФ (в редакции законопроекта) предусмотрено, что прибыль, полученная кредитными организациями от осуществления деятельности, связанной с кредитованием создаваемого акционерного общества работников (народного предприятия), облагается налогом по налоговой ставке 15%. Учитывая, что предлагаемые изменения способны повлечь сокращение доходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также наличие существенных недоработок отдельных положений законопроекта, правительство не поддерживает данную инициативу. Источник: www.klerk.ru 4.4. Минфин не собирается вводить налог на роскошь По мнению министра финансов Антона Силуанова, функции налога на роскошь могут успешно выполнять два других действующих налога. Так, с помощью налога на имущество можно изымать часть дохода у богатых. Для этого достаточно ввести повышенные ставки для дорогостоящей недвижимости. Таким же образом можно использовать транспортный налог. Для автомобилей премиум-класса можно установить другую шкалу налогообложения. Говоря о перспективах введения налога на недвижимость в 2013 году, Антон Силуанов отметил, что в отношении пожилых людей будет разработан особый порядок взимания этого налога. Согласно ему владельцы больших квартир, являющиеся малоимущими гражданами, не должны будут почувствовать увеличение налогового бремени. Источник: www.glavbukh.ru
5. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии5.1. Имущество дороже 40 тысяч рублей освободят от налога В правительстве России обсуждают возможность освобождения нового оборудования стоимостью более 40 тыс. руб. от налога на имущество. Данное послабление может быть введено уже в 2013 г. Региональные бюджеты от новой льготы пострадать не должны, поскольку из-за медленного обновления оборудования в российских фирмах казна даже не заметит выпадающих доходов, утверждают эксперты. Источник: www.taxpravo.ru 5.2. ФНС представила проект новой декларации по налогу на прибыль Федеральная налоговая служба опубликовала на своем сайте проект приказа, которым утверждается новая декларация по налогу на прибыль и порядок ее заполнения. Ранее ФНС планировала внести поправки в действующую форму декларации (утв. приказом ФНС России от 15.12.2010 № ММВ-7?3/730@). Суть новаций – та же. Из Приложения №3 к Листу 02 исключаются строки, в которых указываются выручка от реализации права требования долга, стоимость реализованного права требования долга и убытки при его реализации. В Приложении № 4 к Листу 02 теперь не отражается остаток неперенесенного убытка на конец налогового периода в разбивке по строкам – полученный до 01.01.02 и после 01.01.02. Зато в Приложении № 1 к Листу 02 декларации будут указываться внереализационные доходы в виде сумм корректировки прибыли вследствие применения методов определения для целей налогообложения соответствия цен, применяемых в сделках, рыночным ценам (рентабельности). Новые приложения 6 и 6а предназначены для расчета авансовых платежей налога на прибыль в бюджет субъекта РФ консолидированной группой налогоплательщика. Неизвестно, будет ли утверждена новая декларация до начала отчетного периода за I квартал этого года. Как указывается на сайте ФНС, экспертные заключения по проекту документа принимаются до 21 марта. Следовательно, на регистрацию приказа в Минюсте и публикацию в СМИ остается не так много времени. Источник: www.rnk.ru 5.3. Минфин РФ и Минэкономразвития готовят поправки в закон о налоге на недвижимость К концу 2012 года Минфин и Минэкономразвития подготовят поправки к проекту Федерального закона № 51763?4, которые добавят в Налоговый кодекс главу «Местный налог на недвижимость». Росреестр, в свою очередь, должен завершить к этому сроку кадастровую оценку объектов недвижимости. Работа проводится согласно Плану мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации налога на недвижимость. Об этом сообщается в письме ФНС России от 12.03.2012 № БС-4?11/4151. Источник: www.buhgalteria.ru 5.4. Депутаты пересмотрят порядок определения максимального размера имущественного вычета Депутаты Госдумы РФ рассмотрят в первом чтении проект федерального закона № 439138-5 «О внесении изменений в статьи 220 и 222 части второй Налогового кодекса РФ», изменяющий порядок применения имущественного налогового вычета при покупке жилья. Документ предлагает предоставить субъектам Российской Федерации возможность устанавливать свой размер имущественного налогового вычета, не превышающий более чем в два раза размер имущественного налогового вычета, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ. Источник: www.klerk.ru
6. Налоговая цифра неделиВ рубрике «Налоговая цифра недели» размещаются материалы, посвященные статистическим данным, цифрам, прочим числовым сведениям, связанным с новостями в сфере налогообложения. 70 % россиян поддерживают введение налога на роскошь Введение налога на роскошь поддерживает 70% россиян. В то же время более половины опрошенных считают, что администрирование налога на роскошь невозможно организовать из-за сильной экономической дифференциации регионов (61%), а 61% уверены, что богатые найдут, как обойти этот закон. Таковы результаты исследования, обнародованные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 13 марта на заседании круглого стола Российского союза промышленников и предпринимателей. Как выяснилось в ходе опроса, наибольшей поддержкой идея нового налога пользуется у малообеспеченных слоев и у среднего класса. Доля лояльных новому налогу богатых респондентов составляет 48%. При этом понятие роскоши у всех различно. Чаще всего под роскошью россияне понимают личные воздушные и водные виды транспорта, элитную жилую недвижимость и большие земельные участки (68%, 66% и 52% в среднем по городам). ВЦИОМ отмечает региональную специфику в определении роскоши, – например, в Красноярске роскошь ассоциируется с большим капиталом и накоплениями, в Мурманске – с дорогими автомобилями и эксклюзивными предметами антиквариата и т.п. С критериями налога на роскошь, озвученными Минэкономразвития (квартиры и дома площадью свыше 1000 квадратных метров и автомобили мощностью свыше 250 лошадиных сил) согласны 53% опрошенных. В то же время респонденты в Москве и Твери указанные рамки роскоши посчитали завышенными, а в Екатеринбурге, наоборот, заниженными. Более половины респондентов полагают, что введение налога на роскошь в целом полезно, так как каждый должен платить за то, что имеет (67%). Всего было опрошено 1750 человек в семи городах России (в Москве, Владивостоке, Твери, Воронеже, Екатеринбурге, Мурманске, Красноярске). Источник: www.rnk.ru
7. Новости налогового и бухгалтерского законодательства7.1. ФНС РФ сообщает о порядке уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организациями, заключившими в 2012 году договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков (Письмо ФНС РФ от 13.03.2012 N ЕД-4-3/4155@)Консолидированные группы налогоплательщиков (КГН), договоры которых зарегистрированы налоговыми органами после 1 января 2012 года, считаются созданными с начала налогового периода, т.е. с 1 января 2012 года. 7.2.Установлена новая форма налоговой декларации по ЕНВД (Приказ ФНС РФ от 23.01.2012 ММВ-7-3/13@)Утверждена форма налоговой декларации по ЕНВД. Она состоит из титульного листа и 3-х разделов. В первом указывается сумма налога, во втором и третьем приводится ее расчет в целом по ЕНВД и за налоговой период.
8. Комментарии и разъяснения8.1. Получить имущественный вычет отдельно по земельному участку нельзя (Письмо Минфина РФ от 06.03.2012 г. № 03-04-05/7-269) Гражданин не сможет получить имущественный вычет по НДФЛ только по расходам на покупку земельного участка. Как следует из пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса имущественный вычет предоставляется в сумме фактических расходов, в частности, на приобретение земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли в них. То есть вычет распространяется не на земельный участок вообще, а предназначенный именно для постройки жилья. Поэтому для того, чтобы воспользоваться правом на вычет, придется подтвердить целевое использования купленного участка. Соответствующие разъяснения привел Минфин России в письме от 06.03.2012 г. № 03-04-05/7-269 Источник: www.glavbukh.ru 8.2. Несколько операций, освобожденных от НДС – не повод вести раздельный учет (Письмо Минфина РФ от 06.03.2012 г. № 03-07-07/34) Компания может не вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых НДС операций, если доля последних не превышает пяти процентов в общем объеме исключительно производственных расходов. Это следует из норм п. 4 ст. 170 Налогового кодекса. При этом у организации нет необходимости высчитывать пятипроцентное соотношение в отношении одной или нескольких операций, освобожденных от налога на добавленную стоимость. А значит вести раздельный учет в таком случае также не нужно. Это подтвердили специалисты Минфина России в письме от 06.03.2012 г. № 03-07-07/34. Источник: www.audit-it.ru 8.3. При отсутствии налоговой базы по НДС тоже можно заявить вычет (Письмо Минфина РФ от 28.02.2012 года № ЕД-3?3/631@) Федеральная налоговая служба, наконец, признала, что при отсутствии налогооблагаемых операций в налоговом периоде налогоплательщик также может заявить вычет НДС. До сих пор Минфин и ФНС России отрицали наличие такого права у плательщика НДС, если сумма налога в налоговом периоде у него равна нулю (письма Минфина России от 08.12.2010 № 03?07?11/479, от 22.06.2010 № 03?07?11/260, от 30.03.2010 № 03?07?11/79, письма УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 N 16?15/135777, от 09.12.2009 N 16?15/130771 и др.) ФНС отмечает, что условия для принятия к вычету НДС установлены пунктом 1 статьи 172 НК РФ. Таким образом, для применения налоговых вычетов за истекший налоговый период необходимо: – наличие счетов-фактур по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам; – принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, и подтверждающих это первичных документов; – наличие расчетных документов, подтверждающих фактическую уплату налогоплательщиком сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; – приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, за исключением операций, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса. При этом реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в налоговом периоде не является условием применения налоговых вычетов, обращают внимание специалисты налоговой службы, ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 № 14996/05. В данном постановлении суд указал, что нормами главы 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов налога по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Источник: www.rnk.ru 8.4. Организация обязана вести персонифицированный учет доходов полученных от нее физическими лицами в рамках рекламных и маркетинговых акций (Письмо Минфина РФ от 02.03.2012 № 03-04-06/9-54) Как пояснил Минфин РФ в своем письме, налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Об этом сказано в пункте 1 статьи 24 Налогового кодекса. В то же время в пункте 28 статьи 217 НК РФ оговорено, что подарки, стоимость которых не превышает 4 000 рублей, налогом на доходы физических лиц не облагаются. Поэтому организацию, вручившую такие подарки, нельзя признать налоговым агентом по НДФЛ. Соответственно и сведения о выплаченном доходе такая организация представлять не должна. Ведь обязанность предоставлять сведения установлена только для налоговых агентов (п. 2 ст. 230 НК РФ). При этом организация обязана вести персонифицированный учет доходов лиц, получивших от нее подарки. Если стоимость подарков, переданных одному и тому же физическому лицу, превысит в налоговом периоде (т.е. в течение года) 4000 рублей, организация будет являться налоговым агентом и исполнять соответствующие обязанности, предусмотренные статьей 230 НК РФ. В частности, представлять сведения о доходах физлиц. Источник: www.audit-it.ru 8.5. Приватизация: доход от реализации имущества, составляющего местную казну, не облагается налогом на прибыль (Письмо Минфина РФ от 03.02.2012 № 03-03-05/8) Средства, полученные в рамках приватизации от реализации имущества местной казны, являются доходом муниципального образования, а не юридического лица. Поскольку публично-правовое образование не является плательщиком налога на прибыль организаций, указанные средства им не облагаются. Источник: www.garant.ru
9. Аналитическая статья от ГК «Налоги и финансовое право»! NEW9.1. О порядке предоставления имущественного вычета работодателем Описание ситуации: Сотрудник предоставил в бухгалтерию общества уведомление о подтверждении права налогоплательщика на имущественный вычет от 29.11.2011 г., заявление от 20.12.2011 о предоставлении имущественного налогового вычета за весь 2011 год. Сотрудник просит произвести перерасчет НДФЛ за весть 2011 год. Вопрос: За какой период должен быть предоставлен имущественный налоговый вычет: 1. Только за декабрь 2. За ноябрь (когда было выдано уведомление)- декабрь. 3. За весь 2011 г. Ответ: Пунктом 3 ст.220 НК РФ определено, что имущественный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом. Согласно п. 4 ст.220 НК РФ в случае, если после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета налоговый агент неправомерно удержал налог без учета данного имущественного налогового вычета, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном ст. 231 НК РФ. Из вышеприведенных норм следует, что излишне удержанным признается только тот налог, который был неправомерно удержан налоговым агентом после получения им заявления налогоплательщика о получении имущественного налогового вычета. Суммы налога, удержанные налоговым агентом в установленном порядке до получения им обращения налогоплательщика о предоставлении имущественного налогового вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются «излишне удержанными», поэтому под действие ст.231 НК РФ не подпадают и возврату налогоплательщику не подлежат. Следовательно, работодатель обязан предоставит имущественный вычет своему работнику начиная с того месяца, в котором работник обратился за его предоставлением, представив соответствующее уведомление налогового органа. Возвращать налогоплательщику налог, удержанный с начала года, налоговый агент не обязан. Аналогичной точки зрения по данному вопросу придерживаются Минфин и ФНС (например, письмо Минфина РФ и ФНС от 22.12.2010 № ШС-37-3/18221@, письмо Минфина РФ от 26.10.2011 № 03-04-06/7-286, письмо УФНС по г. Москве от 09.02.2011 № 20-14/3/11817@ и др.). В рассматриваемой ситуации работник в декабре 2011 г. обратился к работодателю с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета и предъявил уведомление от налогового органа, подтверждающее его право на имущественный налоговый вычет. Следовательно, работодатель должен предоставить ему имущественный налоговый вычет только с декабря 2011 г. Перерасчет налога с начала 2011 г. до момента обращения о предоставлении имущественного налогового вычета (в данном случае с января по ноябрь) налоговый агент производить не обязан. Если же по итогам 2011 г. сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, окажется меньше суммы имущественного налогового вычета, налогоплательщик вправе получить оставшуюся часть имущественного налогового вычета при подаче налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации организация должна предоставить работнику имущественный вычет только за декабрь 2011 г. Источник: www.cnfp.ru
10. Новости налогового контроля10.1. Конституционный Суд РФ: п. 2 ст. 88 НК РФ не противоречит Конституции РФ Предметом рассмотрения суда стала проверка на соответствие Конституции РФ нормы п. 2 ст. 88 НК РФ, согласно которой «камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета)». Причиной оспаривания данной нормы стали следующие обстоятельства. По итогам выездной налоговой проверки решением налогового органа заявитель был привлечен к ответственности за неполную уплату налога. Он обжаловал это решение в арбитражный суд, куда одновременно представил также уточненную налоговую декларацию и дополнительные документы, не исследовавшиеся налоговым органом в рамках проведения проверки, в качестве доказательства полноты уплаты им налогов и незаконности принятого в отношении него решения налогового органа. Арбитражный суд отказал в принятии дополнительных документов, поскольку, по его мнению, их представление непосредственно в суд (т.е. за рамками камеральной проверки) не может повлиять на законность решения, принятого налоговым органом. По мнению заявителя, п. 2 ст. 88 НК РФ не соответствует ст.ст. 49 и 123 (часть 3) Конституции РФ, поскольку не позволяет арбитражному суду в рамках рассмотрения конкретного дела исследовать всю совокупность представленных сторонами доказательств. Однако Конституционный Суд РФ не принял этот довод, указав, что п. 2 ст. 88 НК РФ регулирует лишь порядок проведения камеральных налоговых проверок налоговыми органами и не устанавливает порядок исследования арбитражным судом доказательств по конкретному делу. (См. Определение КС РФ от 25.01.2012 № 62-О-О) Источник: www.cnfp.ru 10.2. На выездных проверках инспекторы не замечают главного Инспекторы недостаточно тщательно проводят выездные проверки и многие налоговые нарушения оставляют без внимания – к такому выводу пришла ФНС в ходе недавних внутренних проверок 10 налоговых управлений. В нашем распоряжении оказался обзор, составленный по итогам таких мероприятий. Сразу скажем, недочеты, обнаруженные руководством в разных регионах, однотипные, поэтому характерны для многих инспекций. Главная проблема налоговиков, по мнению ФНС, – это формальный подход к предпроверочному анализу. Именно эта причина всех безрезультативных и низкорезультативных ревизий (с доначислениями менее 500 тыс. руб.). Причем, по статистике налоговой службы, количество таких проверок на фоне сокращения общего числа выездных проверок ежегодно растет. Поэтому ФНС пытается поднять качество предпроверочного анализа – недаром рекомендации о его проведении более чем на 100 страницах были недавно разосланы по всем инспекциям страны. К примеру, из них следует, что перед приходом к налогоплательщику инспекторы должны досконально изучить не только финансовые показатели компании, но и жизнь учредителей и директора: состав семьи, степень родства, чем владеют и сколько получают и тратят в разрезе по каждому члену семьи. Разумеется, слабый предпроверочный анализ обнаружен не везде. Есть инспекции, которые хорошо планируют проверку. Однако потом о своих планах забывают. Например, в Ставропольском крае инспекторы заранее наметили двух явно проблемных зависимых контрагентов проверяемой компании, но во время проверки именно с ними отношения не исследовали, а занялись четырьмя другими. У них истребовали документы, хотя вычеты НДС по операциям с этими компаниями составляли всего 11 тыс. рублей. Итог проверки – 500 тыс. рублей доначислений. Но в целом предпроверочный анализ, по мнению ФНС, слишком хромает. Это приводит к тому, что инспекторы на выездных ревизиях не замечают подозрительных операций, что, естественно, только на пользу налогоплательщикам. Так, в Пензенской области компания продала основное средство с убытком в 70 млн рублей по цене в пять раз меньше остаточной стоимости. Инспекция не оценила экономическую целесообразность такой сделки. Другая организация передала в качестве вклада в уставный капитал объект стоимостью почти 100 млн рублей, потом его же взяла в аренду и заплатила 45 млн рублей арендных платежей, причем эти деньги по счетам организации не проходили. Деловой целью этой сделки инспекторы не заинтересовались. В Московской области налоговики обратили внимание на две компании с миллиардными доходами и крайне низкой налоговой нагрузкой только после сигнала из УВД. Им назначили ревизии, но с проверкой тянули – запросы в банки были направлены только через месяц после начала проверок. Пока все длилось, компании успели затеять ликвидацию и доначисления с них так и не взыскали. Также при подготовке к проверке предпринимателей налоговики не рисуют, как им было велено, схемы движения товаров. Например, один подмосковный бизнесмен, который занимался торговлей, был учредителем 19 организаций – его покупателей. С одним из контрагентов у него было несколько общих работников. Инспекция не выясняла, минимизировал ли он налоги с помощью цепочки контрагентов, и доначислила на проверке, по мнению ФНС, слишком мало – всего 351 тыс. рублей. У другого бизнесмена было всего два работника, но восемь касс по разным адресам, отсутствовал транспорт и склады, не было платежей ни за аренду, ни за перевозки и т. д. Однако инспекторов это совсем не интересовало, хотя, по мнению ФНС, должно было. А иногда инспекторы назначают выездные проверки вообще без предпроверочного анализа, только для того, чтобы исправить недоработки «камеральщиков». Кстати, неудивительно, что недоработки есть, например, в Курской области инспекторы ухитрились «прокамералить» 730 деклараций за пять дней, в итоге более чем половина из этих отчетов имела расхождения по контрольным соотношениям. ФНС считает, что выездные проверки, назначенные по следам таких «камералок», тоже неэффективны. Если же налоговикам хорошо удается проверка, они могут потерять доначисления по оплошности. Например, в Омской области только из-за ненадлежащего уведомления налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки признано недействительным решение инспекции о доначислении 18 млн рублей. Источник: www.gazeta-unp.ru 10.3. Налоговики не могут найти общий язык с полицией Большого числа уголовных дел по налогам в ближайшее время точно не будет. Инспекторы и полицейские никак не могут договориться друг с другом. Внушительный список своих претензий к правоохранителям служба изложила в письме, направленном в МВД. Без активного участия полиции инспекторам сложно собрать материалы, которые нужны для возбуждения дела. Если же налоговики находят, достаточную, как им кажется, информацию, то совершенно не понимают, в каком виде и в какие сроки передавать сведения о предполагаемых преступлениях. А если им это все же удается, полиция никак не реагирует на сигналы. Еще налоговикам нужно, чтобы полицейские их сопровождали ради безопасности, если надо провести осмотр, выемку и т. д. Но как приглашать правоохранителей – для ФНС загадка. После общения с полицейскими выяснилось, что у них тоже накопились претензии к налоговикам. Полицейские сообщили, что налоговики крайне редко их привлекают к ревизиям. Кроме того, инспекция по сигналу МВД не может провести срочную выездную проверку. Мол, планы составляются на год. Если бы правоохранителям были доступны планы проверок, они могли бы сами оперативно присоединяться к некоторым из них. Но планами ФНС не делится, ссылаясь на то, что это внутренняя информация. Разорвать замкнутый круг ФНС надеется на совещании с МВД в конце марта. Но быстро урегулировать все разногласия двум ведомствам вряд ли удастся. Источник: www.gazeta-unp.ru 10.4. Подписано Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и ФНС России Продолжая начатую тему, отметим, что в целях организации взаимодействия следственных органов Следственного комитета РФ и налоговых органов в установленных сферах деятельности, подписано Соглашение о взаимодействии между СК России и ФНС России от 13.02.2012 № 101-162-12/ММВ-27-2/3, а также Протоколы № 1 от 06.03.2012 № 211-15-12/ММВ-27-2/4@ и № 2 от 06.03.2012 № 211-16-12/ММВ-27-2/5@ к Соглашению. В соответствии с подписанным Соглашением предусмотрено проведение совместных мероприятий следственными и налоговыми органами в части выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о банкротстве и неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм НДС. Источник: www.cnfp.ru 10.5. ЦБ напомнил банкам, что они обязаны реагировать на запросы налоговых органов По информации Федеральной налоговой службы в последнее время имеются случаи отказов кредитных организаций в представлении в налоговые органы запрашиваемых документов (информации). В связи с этим Банк России выпустил письмо от 07.03.2012 № 34-Т, в котором разъяснил кредитным организациям, что у них нет оснований отказывать налоговым органам, если последние действуют в рамках своих полномочий. Так, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, в том числе у кредитных организаций, документы и информацию, которые касаются деятельности проверяемого плательщика. Такая норма предусмотрена статьей 93.1 Налогового кодекса. Значит, в случае направления налоговыми органами в банки надлежащим образом оформленных требований о представлении документов (информации), у кредитных организаций отсутствуют основания для отказа в их направлении. Кроме того, ЦБ напомнил обязанность банков, которая установлена статьей 86 НК РФ. По ней кредитные организации должны на основании мотивированного запроса налогового органа представлять справки о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств на них, а также выписки по операциям на счетах. При этом такой запрос должен быть направлен в рамках мероприятий налогового контроля. Источник: www.audit-it.ru 10.6. «Камеральщики» не вправе запрашивать аналитику Выполняя камеральную проверку декларации по НДС, чиновники запросили документы. Они не предоставлены. Налогоплательщик оштрафован по статье 126 НК РФ, но арбитраж отменил санкции (постановление ФАС Московского округа от 07.03.12 № А40-63891/11-140-278). Суд напомнил об ограничении прав «камеральщиков». Их требование законно лишь при подаче декларации на возмещение НДС. И должно касаться только документов, подтверждающих право на вычет налога (п. 8 ст. 88 НК РФ). К ним, как видно из статьи 172 НК РФ, относятся счета-фактуры, документы на оприходование ценностей. А в комментируемом случае инспекция запросила аналитические справки и пояснения к расчетам. Подобное предписание, как решил ФАС Московского округа, неправомерно. И может не исполняться. Источник: www.audit-it.ru
11. Справка о работе ВАС РФ
|
(в рублях) |
Цена за электронный вариант журнала |
||
№ 7/2011 |
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: сложные вопросы из практики налогового консультирования. Часть 2 (прочие и внереализационные расходы, дата признания расходов и другие вопросы). |
250=00 |
500=00 |
№ 8/2011 |
НДС: сложные вопросы из практики налогового консультирования. |
250=00 |
500=00 |
№ 9/2011 |
Страховые взносы и НДФЛ: сложные вопросы из практики налогового консультирования. |
250=00 |
500=00 |
№ 10/2011 |
Региональные налоги и налогообложение. |
250=00 |
500=00 |
№ 11/2011 |
Анализ изменений по НДС, вступивших в силу с 1 октября 2011 года. |
250=00 |
500=00 |
№ 12/2011 |
Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2012 год. |
250=00 |
500=00 |
№ 1/2012 |
Новое в налоговом администрировании в 2012 году. Новое в налогообложении в 2012 году. |
300=00 |
500=00 |
№ 2/2012 |
Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2012 год. |
300=00 |
500=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию номеров за 2008-2009 годы. Приглашаем посмотреть материалы: http://cnfp.ru/publish/journal/archive.php
17. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за февраль 2012 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 31 марта 2012 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/projects/survey/
В избранное | ||