Уведомление ИФНС признано недействительным, так как действительной целью направления оспариваемого уведомления явилось истребование дополнительных доказательств в ходе проверки, однако это прямо противоречит положениям ст.88 НК РФ и нарушает права и законные интересы предпринимателя
Индивидуальный предприниматель (далее - предприниматель) обратился в суд с заявлением о признании недействительным уведомления ИФНС России (далее - налоговый орган) о вызове налогоплательщика для дачи письменных пояснений по сумме единого налога, исчисленного согласно налоговой декларации. Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, заявление удовлетворено.
Положения пп.1 п.1 ст.31 НК РФ и ст.93 НК РФ предоставляют налоговым органам требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов. Согласно п.1 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Таким образом, общее определение камеральной проверки не предполагает возможность истребования у налогоплательщика налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки дополнительных документов.
В силу п.3 ст.88 НК РФ если проверкой выявлены ошибки в декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. Таким образом, одним из оснований, при которых налоговый орган вправе требовать представления дополнительных документов, является выявление ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации.
Удовлетворяя заявление, суды исходили из того, что налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил противоречий. Инспекция не заявила о выявлении ошибок в представленных сведениях, что исключает возможность истребовать у предпринимателя дополнительные сведения, получать объяснения.
Признавая недействительным решение МИФНС, суд указал на отсутствие у инспекции законных оснований для доначисления предпринимателю НДС, поскольку включение полученной предпринимателем выручки от операций по реализации ценных бумаг в доход для целей применения освобождения от уплаты НДС в порядке ст.145 НК РФ является неправомерным
Индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС. Решением арбитражного суда заявленные требования удовлетворены частично. Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения. Суды признали законным и обоснованным доначисление предпринимателю НДС с соответствующей суммой пеней, указав, что при определении размера выручки, от которого зависит возможность представления права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, необходимо учитывать все доходы налогоплательщика, как облагаемые НДС, так и освобожденные от уплаты НДС в соответствии со ст.149 НК РФ. В то же время суды пришли к выводу, что размер наложенных по оспариваемому решению налоговых санкций может быть снижен в рассматриваемом случае более чем в два раза.
В соответствии с п.1 ст.145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
По смыслу указанной нормы институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.
Операции по реализации на территории РФ ценных бумаг в соответствии с пп.12 п.2 ст.149 НК РФ не относятся к операциям, облагаемым НДС, в связи с чем выручка, полученная предпринимателем от такой деятельности, правомерно не учитывалась им при разрешении вопроса о наличии права на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что у налогового органа не имелось законных оснований для доначисления предпринимателю НДС, соответствующих пеней по НДС и привлечения к ответственности на основании ст.ст.119 и 122 НК РФ, поскольку включение полученной предпринимателем выручки от операций по реализации ценных бумаг в доход для целей применения освобождения от уплаты НДС в порядке ст.145 НК РФ является неправомерным.
Уточнены вопросы начисления взносов в случае неполной занятости на работах с особыми условиями труда, выработки работником льготного стажа, получения работником подарков и т.д.
Так как согласно подп.14.1 п.2 ст.149 НК РФ с 1 октября 2011 года предусмотрено освобождение от НДС услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, то конкретные виды услуг, к которым применяется эта льгота нужно определять на основе перечня услуг физической культуры и спорта, предусмотренного Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН).
ФНС России выработала единую позицию по вопросу начисления амортизации по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2013 года с учетом положений п.11 ст.258 и п.4 ст.259 Налогового кодекса, измененных с 1 января 2013 года: если налогоплательщик учтет в расходах амортизацию по объектам основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2013, ФНС России не будет оспаривать данные решения, так как отсутствует положительная судебная перспектива рассмотрения данного вопроса.
Увеличение максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не более чем в пять раз по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, осуществляемым на территории города с численностью населения более одного миллиона человек в соответствии с абз. третьим подп.4 п.8 ст.346.43 НК РФ, в 2013 году возможно только на основе использования данных о численности населения города на 1 января 2012 года.
Федеральное казначейство разъяснило порядок оформления получателем средств федерального бюджета Сведений о принятом бюджетном обязательстве (по форме 0531702), Заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство (по форме 0531705) и Заявки на перерегистрацию бюджетного обязательства (по форме 0531706) в связи с исполнением государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Порядком учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России N 98н.
Обзор подготовлен специалистами консорциума "Кодекс" с использованием информационно-правовых систем "Кодекс".