Мы продолжаем разбор
методологических и организационных аспектов учетной политики.
Сегодняшний
выпуск посвящен вопросу инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Инвентаризация имущества и обязательств проводится в
соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и
финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 г.
№ 49.
Инвентаризация
драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Приказом
Минфина РФ от 29.08.2001 N 68н (ред. от 11.02.2002) "Об утверждении
инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней,
продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и
обращении".
Основными целями инвентаризации являются: выявление
фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с
данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
В данном разделе Учетной политики необходимо дать ответ,
какое имущество и когда подлежит инвентаризации в Вашей организации.
Имущество, подлежащее
инвентаризации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.11.1996
N 129-ФЗ (ред. от 23.07.1998) "О бухгалтерском учете" инвентаризации
подлежит все имущество организации, принадлежащее ему на правах собственности, находящееся
на ответственном хранении, полученное в переработку и арендованное, независимо
от местонахождения, а также все виды финансовых обязательств.
По сути, каждая статья баланса отражает в стоимостном
выражении либо определенное имущество, либо определенные обязательства
организации. Поэтому в идеале каждая статья баланса должна быть подтверждена инвентаризационными
ведомостями (описями) или актами сверки взаиморасчетов с контрагентами.
Сроки проведения
инвентаризации.
В
соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации
проведение инвентаризаций обязательно:
Öпри передаче имущества
организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных
законодательством при преобразовании государственного или муниципального
унитарного предприятия;
Öперед составлением годовой
бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась
не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может
проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В
районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях,
инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их
наименьших остатков;
Öпри смене материально
ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);
Öпри установлении фактов хищений
или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
Öв случае стихийных бедствий,
пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными
условиями;
Öпри ликвидации (реорганизации)
организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в
других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или
нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.
При
коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся
при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива
(бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного
или нескольких членов коллектива (бригады).
Как видим, все случаи обязательной инвентаризации определены
нормативным документом достаточно четко и не оставляет нам свободы выбора кроме
трёх случаев. Именно эти случаи мы и должны определить и прописать в Учетной
политике.
Во-первых, инвентаризация
имущества для целей подтверждения годовой бухгалтерской отчетности может
проводиться в срок с 1 октября до составления отчетности. Какой же срок
выбрать? При выборе срока необходимо учесть количество имущества, подлежащее
инвентаризации, учитывая, что процесс проведения инвентаризации на больших и фондо-
и материалоемких предприятиях занимает довольно продолжительное время.
Однако представляется целесообразным проводить
инвентаризацию либо по состоянию на 1 октября, (то есть подтвердить
определенные статьи баланса за третий квартал), либо по состоянию на 1 января,
либо на 1 число другого месяца. Если инвентаризация будет проведена по
состоянию, например, на 15 ноября, то не совсем понятно, с какими данными бухгалтерского
учета сравнивать данные инвентаризации.
В соответствии с пунктом 2.4. Инструкции № 49 до начала проверки фактического
наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на
момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении
материальных ценностей и денежных средств. Получили, записали, а через два дня
(17 ноября) приходит Акт приема-сдачи работ от 10 ноября, который бухгалтер
пусть даже и 20 ноября, но отразить должен на дату составления акта.
Во-вторых, необходимо учесть, что отдельные
виды имущества, такие, например, как векселя, путевки, денежные документы,
отдельные виды материалов и товаров в зависимости от Ваших потребностей и на
Ваше усмотрение могут подлежать инвентаризации гораздо чаще, чем один раз в
год. Ваше решение по этому поводу также должно найти отражение в Учетной политике.
В-третьих, инвентаризация основных средств
может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять
лет.
Поэтому Ваша задача:
Öопределить
объем работ по инвентаризации и разбить его (объем работ) максимум на 4 части (1
октября, 1 ноября, 1 декабря и 1 января);
Öопределить
очередность инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств;
Öопределить список имущества, подлежащее инвентаризации
чаще, чем раз в год и сроки проведения их инвентаризации;
Öотразить
это в Учетной политике.
Новости фирмы
22 марта 2002 года
подписан Акт о выполнении 1 этапа работ по разработке системы финансово-экономического
управления ОАО АК «Красноярские авиалинии». Работа выполнена совместно с ЗАО АКФ
«Современные бизнес-технологии». В рамках данной работы ЗАО АКФ «Аудит-Бизнес-Стратегия»
разработаны:
ÖПоложение по
Учетной политике для целей бухгалтерского учета;
ÖРабочий план
счетов;
ÖСтандарт «Учет
расходов на авиаперевозки».
Заключен договор
на проведение обязательного аудита финансовой отчетности за 2001 год ЗАО
«АВИАКОМПАНИЯ «АЭРОФРАХТ».
Читайте в следующем выпуске:
продолжение
«Раскрытие организационных и
методологических аспектов
Учетной политики для целей бухгалтерского учета»
Мы будем очень признательны
Вам, за любые Ваши замечания, пожелания и предложения,
Любое коммерческое
использование материалов данной рассылки допускается только при наличии ссылок
на
ЗАО АКФ «Аудит-Бизнес-Стратегия» и с уведомлением Ведущего рассылки.