Новости (дайджест) 9 июля 2008 г.
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/7961858.png)
Hello ,
Коррупция - 1. Беглый взгляд на пейзаж
На 14.6% выросли тарифы на ЖКХ в России
Россияне чувствуют себя все хуже
Коммунисты овладели Интернетом и срывают проект РАН
Путин и Медведев расслаивают армию
Кастинг царей: Медведев и Путин поделят партии и информационное пространство
В Московской области арестованы начальник отдела УБОП и старший оперативник
Приговор блогеру Савве Терентьеву разъяснил значение слова <<менты>>
Коррупция - 1. Беглый взгляд на пейзаж
8 ИЮЛЯ 2008 г. ГЕОРГИЙ САТАРОВ
Вы не поверите, я решил начать новый цикл статей. Писать цикл тяжелее, чем разрозненные
статьи ad hoc. В разрозненных статьях можно противоречить самому себе, легко
подстраиваться под конъюнктурный сиюминутный интерес или даже ажиотаж. Сериалом
труднее поддерживать интерес -- существует постоянный риск надоесть читателям.
Но ситуация подталкивает меня к неудобному решению.
Транзит (по крайней мере, с формальной точки зрения) закончился. Новый президент
занял свой кабинет в Кремле и объявил о своих планах. Центральной темой стала
коррупция. Теперь объявленные Медведевым намерения начинают помаленьку воплощаться
в жизнь, и происходящее не вызывает у меня восторженных чувств. Даются невыполнимые
задания; не поставив диагноза, предлагают лечение; подготовка антикоррупционной
программы идет в закрытом режиме; возникло несколько толкающихся локтями малоквалифицированных
групп разработчиков. Мне кое-что удается узнать о содержании их работы, и информация
эта тоже не внушает оптимизма. Мягко говоря. Это первый мотив.
Второй мотив -- важность темы. Коррупция стала проблемой национальной безопасности.
Без всякого преувеличения. К тому же источник опасности -- в нас самих, коррупцию
нельзя объяснить происками внешних врагов. И на внутренних не очень-то спишешь.
Что усугубляет трагизм ситуации. Но чем важнее проблема, тем больше должно быть
общественное внимание к ней. Тем нужнее внешняя экспертиза усилий власти. И очень
важно, чтобы все происходящее было понятно гражданам страны, чтобы они могли
разобраться сами: дурят им снова голову или власть вдруг очухалась, встрепенулась
и решила сделать что-то общественно полезное. Но чтобы дать такую самостоятельную
оценку, надо понимать: что происходит? какова у нас эта коррупция? в чем ее специфика?
где зоны максимальной опасности? каковы негативные последствия коррупции? как
ей противостоять? А на этом фундаменте мы и будем оценивать действия властей,
как и положено гражданскому обществу.
Итак, к делу. Прежде всего, я предлагаю вниманию читателей беглый взгляд на российскую
коррупцию, предварительный взгляд, не претендующий на системность и полноту.
В этой статье я коснусь бытовой коррупции, которая возникает при взаимодействии
представителей власти с гражданами при решении последними своих бытовых проблем.
А в следующей статье мы поговорим о деловой коррупции.
<<Президенту Российской Федерации Путину В.В.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы, жители города Изобильного и Изобильненского района, возмущены нарушениями
Конституции и Федеральных Законов, которые имеют место в Ставропольском крае,
в том числе и в нашем районе.
Жалобы граждан на местных руководителей в контролирующие инстанции не дают положительного
результата. Мы считаем, что без активного участия общественности в контроле за
властью чиновничий произвол не остановить.
Обращаемся к Вам с просьбой создать государственно-общественную комиссию для
расследования фактов беззакония и коррупции в Ставропольском крае. Просим включить
в эту комиссию активных участников общественных организаций>>.
Далее следуют девять подписей с указанием адресов. В конверт, который я получил
по почте в конце августа 2007 г., вместе с копией процитированного выше письма
было также вложено обращение к коллегам по общественным организациям, в котором
авторы были более конкретны:
<<Чиновники загоняли народ за бесконечными справками по любому поводу. А для
получения этих справок селянин, получающий нищенскую зарплату (фактически около
800 рублей в месяц), зачастую должен ехать в районный центр. Бюрократия на местах
принимает немыслимые масштабы. Так, например, оформление в регистрационной палате
построенного гаража в районной регистрационной палате - полгода практически ежедневных
хождений; оформление наследства - год, полтора.
Народ озлоблен. Ситуация опасна. Обратите на нас внимание!!!!>>
По нашим оценкам, сделанным на основании предыдущих исследований, в год происходит
примерно 100 миллионов контактов взрослых граждан с представителями власти; в
среднем по одному контакту на гражданина -- не так уж много. Правда, речь идет
не о стандартных контактах вроде получения пенсии или расчетов за электричество,
а о контактах, связанных с решением каких-то проблем граждан (или власти за счет
граждан). Примерно тридцать процентов этих контактов приходятся на здравоохранение,
вузы и тому подобные инстанции, не связанные в традиционном понимании с бюрократическими
коридорами. Предположим, что не все контакты так обременительны, как те, что
описаны в цитированном выше письме, и ослабим оценки временных затрат на радостное
общение с нашими чиновниками. Тогда есть основания предполагать, что решение
одной проблемы требует в среднем пять дней (мы знаем примеры хорошо организованных
взаимодействий граждан и власти, но их пока не очень много). Тогда получится,
что суммарные годовые временные потери граждан из-за контактов с должностными
лицами составляют 350 миллионов дней. Это дни нашей работы, которые могли бы
сделать нас и нашу страну богаче; это дни нашего отдыха, которые могли бы сделать
нашу работу продуктивнее; это дни досуга и общения с семьей и друзьями, которые
могли бы сделать нас счастливее. Наконец, эта астрономическая цифра свидетельствует
о крайней неэффективности бюрократии, которая не только заставляет нас бездарно
терять время, но и сама работает непродуктивно, растрачивая свое время и свои
людские ресурсы на нечто ненужное. А если взять в расчет истрепанные нервы, накапливающуюся
злобу и многое другое? Нам это нужно, черт возьми!? Замечу, коррупция -- это
лишь одно из частных следствий неэффективности нашей бюрократии.
Приведенное выше письмо не утрирует ситуацию. Скорее напротив: наш тихий народ
проглатывает и большие мытарства, и больший бюрократический маразм. Мы привыкли
к тому, что коррупция охватывает всю жизнь человека. Взятки платят в роддоме,
врачам и нянечкам, потом в загсе -- для ускорения процедуры постановки штампа
о гражданстве в свидетельство о рождении. А заканчивает человек свой коррупционный
путь на кладбище, когда за него снова платят родные -- за место, если такового
не имеется, за то, чтобы в срок вырыли могилу. А в промежутке простой человек
платит за поступление в вуз, за возможность <<откосить>> от армии, за очередь
на жилье, за получение автомобильных прав... Я бы продолжил перечисление, но
все это читатели знают и без меня. Лучше живописую вам одну сценку из жизни.
В 2002 г. мы осуществили совместно с Transparency International-Russia проект
<<Региональные индексы коррупции>>. После того как наши данные были опубликованы
и растиражированы, в один из регионов, отнесенных нами к числу весьма коррумпированных,
приехал на семинар представитель Фонда ИНДЕМ. Узнав, откуда он, к нему подошли
местные коллеги с выражениями благодарности. И еще сказали: <<Это здорово, что
вы опубликовали свои результаты. Но ваши оценки наверняка занижены. Вы же все
учесть не можете. Например, у нас берут за все, что можно. Скажем, когда приходишь
в государственную поликлинику, то первый побор собирает уборщица за возможность
вытереть на входе ноги о ее тряпку>>.
Я говорил о прямых поборах. Но за коррупцию мы платим постоянно и не давая взяток.
Мы платим за нее, когда покупаем молоко, тапки, лекарства; когда покупаем жилье,
телевизор или машину. Дело в том, что для предпринимателей, как производящих
нужные нам вещи, так и продающих их в магазинах, взятки -- один из видов издержек,
как плата за электроэнергию или аренду помещения. Любые издержки компенсируются
ими за наш с вами счет, прежде всего -- с помощью повышения цен на товары и услуги.
По грубым прикидкам экспертов, не менее пятой части цены -- это дополнительная
стоимость взяток и затрат на преодоление административных барьеров, которая накапливается
в цене конечного продукта на всех этапах его производства. У коррупции множество
и других негативных последствий, но об этом мы будем говорить позднее.
В 2001 и 2005 годах Фонд ИНДЕМ проводил два больших социологических исследования
коррупции. Для них мы разработали новые специальные методики измерения масштабов
коррупции с помощью большого набора числовых индикаторов, которые высчитываются
по ответам респондентов, порой с помощью весьма нетривиальных статистических
методов. Помимо прочего мы научились мерить <<объем годового рынка бытовой коррупции>>.
Объем рынка -- это оценка <<снизу>> (т.е. минимальная оценка, гарантирующая,
что реальный объем коррупции не меньше полученного в результате вычислений) общей
суммы взяток за год, получаемых представителями государства от граждан в рамках
бытовой коррупции. Это позволяет нам более или менее объективно оценивать, что
происходит с коррупцией, какова ее структура и динамика.
Так вот, в 2001 г. объем рынка бытовой коррупции составлял 2,8 млрд долларов.
В 2005-м цифра выросла до 3 млрд долларов. Этот рост никакого значения не имеет,
поскольку параллельно росли экономика, доходы, была инфляция. Поэтому на самом
деле рынок бытовой коррупции даже чуть уменьшился. Это можно установить следующим
образом. Объем рынка бытовой коррупции определяется как произведение числа потенциальных
взяткодателей на средний размер взятки и на интенсивность коррупции -- среднее
число взяток в год на одного взяткодателя. Мы не рассматриваем возможное изменение
численности населения, поскольку если и существует связь между депопуляцией и
ростом коррупции, то она настолько опосредована, что вряд ли проявляется существенно
на отрезке в четыре года. Интенсивность за это же время изменилась незначительно:
в 2001 г. на одного потенциального взяткодателя приходилось 1,19 взятки в год;
в 2005 г. Меньше -- 0,88. Разница статистически значима, и мы ее ниже обсудим.
А вот средний размер взятки в абсолютном выражении вырос: с 1817 рублей до 2780
рублей. Однако одновременно росла, как мы уже вспоминали, и экономика. Поэтому
надо привести средний размер взятки к какой то характеристике этого роста. Мы
используем такую официально устанавливаемую величину как прожиточный минимум
и поделим средний размер взятки в каждом году на прожиточный минимум этого года,
т.е. рассмотрим долю средней взятки в прожиточном минимуме; получится 1,21 и
1,17. Разница несущественная, т.е. средний размер взятки был относительно стабилен.
Теперь разберемся с небольшим падением интенсивности взяток. Тут мы увидим удивительные
вещи. Дело в том, что коррупционное взаимодействие подразумевает наличие двух
сторон: один дает, а другой берет. Звучит банально, но из этого следует, что
нам надо попытаться разделить оценку коррупционного энтузиазма двух сторон. Мы
это смогли сделать, введя две простые характеристики. Первая называется риск
коррупции: это шанс оказаться в коррупционной ситуации, войдя в контакт с должностными
лицами, представляющими наше государство. Понятно, что риск коррупции определяется
коррупционным энтузиазмом взяткополучателей, создающих дефицит государственных
услуг, выстраивающих бюрократические барьеры, примитивно вымогающие взятки. Вторая
величина -- это готовность давать взятку. Она определяется как шанс того, что
человек даст взятку, оказавшись в коррупционной ситуации. Понятно, что эта вторая
величина характеризует взяткодателей. А теперь я приведу небольшую смешную табличку,
и вы все поймете.
http://www.ej.ru/img/content/Notes/8208//1215434658.jpg
Вы видите, мои внимательные читатели, что за четыре года риск коррупции вырос
(от начального уровня) более чем на треть. А готовность граждан давать взятки
упала не менее резко. Это важное наблюдение, сделанное на основании весьма надежных
индикаторов, без труда определяемых по данным социологических опросов, весьма
показательно. Когда нам втюхивают, что, дескать, мерзкие граждане растлевают
почти святых чиновников, нам нагло врут, врут самые высокие должностные лица.
Все ровно наоборот, и вы видите это из приведенной таблицы. Наглость и жадность
чиновников растет. А граждане чаще и чаще отказывают им во взаимности.
А что же они делают? -- спросит любопытный читатель. Для ответа я припас для
вас диаграммку. Посмотрите на нее. Вы видите, что граждане не просто отказываются
давать взятки, но и учатся решать свои проблемы помимо коррупции.
http://www.ej.ru/img/content/Notes/8208//1215435574.jpg
Диаграмма частот выбора (в процентах) ответов на вопрос <<Удалось ли Вам решить
эту проблему без взятки, подарка, или Вы отказались от попыток решить ее?>> по
данным опросов <<Граждане-2001>> и <<Граждане-2005>>
На этом светлые пятна на полотне, живописующем российскую коррупцию, заканчиваются,
потому что в следующей статье я набросаю эскиз деловой коррупции, и он будет
мрачен, как гравюры Гойи.
Конечно, приведенные в этой статье сведения не исчерпывают всего, что мы знаем
о бытовой коррупции. Нам придется возвращаться к результатам наших исследований
для иллюстрации тех или иных тезисов.
http://www.ej.ru/?a=note&id=8208
На 14.6% выросли тарифы на ЖКХ в России
На 14.6% выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России за I полугодие
2008 года.
В частности, в июне повышение тарифов на услуги ЖКХ замедлилось до 0.2% против
0.4% в мае. Но рост тарифов на ЖКХ продолжает опережать инфляцию (за январь-июнь
он в 1.7 раза превысил показатель инфляции, составивший за 6 месяцев 8.7%), поясняют
в Росстате.
Также с начала года 22.9% подорожали услуги газоснабжения, горячее водоснабжение
стало дороже на 18%, отопление - на 14.1%, а электроснабжение - на 13.4%.
Квадрум. Журнал
Россияне чувствуют себя все хуже
Ухудшение личного материального положения во втором квартале 2008 года отметила
четверть граждан России, тогда как за аналогичный период годом ранее падение
уровня жизни отметили 21 % россиян. При этом дальнейшего ухудшения ситуации ждут
14 %. В конце 2007 года уровень неудовлетворенных своим положением россиян был
на 5 % меньше предыдущего.
Такие данные, полученные в результате социологического опроса, приводит Федеральная
служба государственной статистики (Росстат).
Согласно сообщению ведомства, доля респондентов, положительно оценивающих изменение
своего материального положения в течение года, а также доля ожидающих его улучшения
в течение следующих 12 месяцев, составила лишь 19 % и 12 % соответственно.
Доля людей, положительно оценивающих произошедшие изменения экономической ситуации
в стране, составила 32 %, а доля респондентов, указавших на ее ухудшение, составила
22 % против 14 % за аналогичный период прошлого года.
Как отмечают аналитики Росстата, увеличение доли негативных оценок изменений
экономической ситуации в стране приводит к снижению уровня потребительской уверенности,
в том числе и общих потребительских ожиданий населения.
Коммунисты овладели Интернетом и срывают проект РАН
В голосовании проекта <<Имя России. Исторический выбор -- 2008>>, благодаря флеш-мобу
коммунистов, уверенно лидирует Иосиф Сталин. Второе место занял Владимир Высоцкий,
а на третьем оказался еще один коммунистический идеолог -- Владимир Ленин. Организаторы
проекта связывают такие результаты с организованной акцией российских коммунистов.
Среди претендентов на звание <<Имя России>> -- 15 глав государства, столько
же писателей и деятелей искусства, 7 полководцев, 6 ученых, 5 политических, общественных
и религиозных деятелей, а также космонавт Юрий Гагарин, футболист Лев Яшин и
легендарный персонаж Илья Муромец. Общее число исторических фигур составило 51,
поскольку Козьму Минина и Дмитрия Пожарского засчитали за одно лицо.
<<Коммунисты голосуют за Сталина и Ленина, антикоммунисты -- за всех остальных
достойных людей. Получается, что коммунисты голосуют только за двоих, а некоммунисты,
которых гораздо больше, голосуют за гораздо большее число людей. Я уверен, что
если бы Сталин вышел в лидеры в паре с Пушкиным, то в результате Пушкина он бы
не обошел>>, -- объяснил в интервью <<Газете.ру>> заместитель директора Института
российской истории Владимир Лавров.
Куратор проекта от телеканала <<Россия>> Алексей Голиков напомнил, что по техническим
условиям проекта количество голосований с одного интернет-адреса не ограничено.
По его мнению, сторонники Сталина <<быстро поняли правила игры>> и устроили флеш-моб.
Доказательством этому служит тот факт, что до конца прошлой недели в голосовании
уверенно лидировал Высоцкий.
Всего на втором этапе проекта к данному моменту подано около 1,3 миллиона голосов.
На первом этапе, проходившем с 8 мая по 12 июня 2008 года, представители интернет-сообщества
определили 50 кандидатов из 500, отобранных Институтом российской истории РАН.
Путин и Медведев расслаивают армию
ГОРЯЧАЯ ТОЧКА
Выпуск No. 22, 04/07/2008
Вслед за президентом страны Дмитрием Медведевым, заявившем о значительном повышении
денежных окладов для отдельных категорий военнослужащих, о необходимости материального
стимулирования военнослужащих высказался и премьер страны Владимир Путин. 29
июня на встрече с думской фракцией "Единой России" он уточнил, что речь идет
о тех, "от кого реально зависит обороноспособность страны". Путин сказал, что
это те люди, кто "сидит в шахтах РВСН, на атомных крейсерах, в частях постоянной
готовности". Он напомнил, что, будучи президентом, поручал министру обороны разработать
соответствующие предложения "Они разработаны, мы создаем специальный фонд в виде
надбавок к денежному довольствию", - отметил премьер. Он сообщил, что на эти
цели в 2009 году будет потрачено 25 млрд. рублей, в 2010 - 33 млрд., в 2011 -
45 млрд.
"В среднем денежное довольствие увеличится до 65 тыс. рублей, а по некоторым
категориям - до 100-150 тыс., это обоснованно", - резюмировал глава кабинета.
В свою очередь, статс-секретарь - замминистра обороны РФ генерал армии Николай
Панков уточнил, что "эта работа будет завершена в ближайшее время". По его словам,
затем выйдет соответствующий приказ министра обороны, который будет регламентировать
механизмы поощрения офицеров. Планируется создать фонд для выплаты надбавок к
денежному довольствию офицеров в частях постоянной боевой готовности, а также
для военнослужащих, которые принимают участие в боевых походах, испытаниях вооружений
и военной техники.
"В частности, вырабатываются критерии оценки труда офицеров, алгоритмы их поощрения",
- сказал Панков.
Данные новации уже неоднозначно восприняты в обществе. Как сообщил член Совета
Федерации, глава комиссии по морской политике Вячеслав Попов, рост денежного
довольствия военнослужащих позволит улучшить кадровый состав российской армии.
По его мнению "экономические возможности России позволяют увеличить денежное
довольствие военнослужащих, которое должно находиться на очень достойном уровне,
- подчеркнул сенатор. - Настало время справедливо оценить вклад военных в обеспечение
безопасности страны. У нас есть возможности для привлечения к военной службе
настоящих профессионалов". По оценке Попова, "увеличение денежного довольствия
военнослужащих до 100-150 тысяч рублей в месяц, как предложил Путин, - это достойный
шаг, который будет способствовать оздоровлению обстановки в Вооруженных силах,
привлечению лучших кадров в армию и на флот".
Между тем весьма осторожно оценил создание фонда для стимулирования военной службы
советник Ассоциации социальной защиты ветеранов спецподразделений "Русь" генерал-лейтенант
Юрий Неткачев. В интервью "Независимой газете" он отметил, что "в 2005 году подняли
в несколько раз денежные оклады офицерам Центрального аппарата Минобороны. Неужели
в Арбатском военном округе служить легче, чем где-нибудь в Сибири? Теперь вот
выделяют в ранг особо обеспеченных так называемые "элитные" воинские части. А
как же быть с пехотинцами, танкистами, миротворцами? Эти рода войск самые многочисленные
и именно они принимали и принимают непосредственное участие в антитеррористических
операциях на территории страны и за рубежом. Их, выходит, будут финансировать
по остаточному принципу?", - задается вопросом Неткачев.
Не согласен с проводимой в Минобороны РФ реформой системы оплаты ратного труда
и президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов,
который долгое время возглавлял в Минобороны РФ Главное управление международного
военного сотрудничества.
"Однозначно, высокие оклады только для элитных родов войск внесут дополнительную
социальную напряженность как в общество, так и непосредственно в воинские гарнизоны",
- считает он. При этом Ивашов с тревогой указывает, что создание премиального
фонда Минобороны РФ никак не отразится на материальном положении военных пенсионеров,
поскольку основные денежные оклады офицеров останутся прежними.
Соб. обозреватель WPS
Кастинг царей: Медведев и Путин поделят партии и информационное пространство
ПОЛИТРУК
Выпуск No. 350, 04/07/2008
К дискуссии о неизбежности распада тандема Медведев-Путин, в которой раньше участвовали
только журналисты и политологи, присоединились ньюсмейкеры.
Первым, кто это сделал, стал вице-президент Российского союза промышленников
и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс, пишет КоммерсантЪ-Власть. 19 июня в интервью
Reuters он заявил, что Медведев столкнулся с растущим противодействием враждебных
кремлевских кланов, пытаясь исполнить свои обещания о верховенстве закона, борьбе
с коррупцией и расширении свобод. "Идет тихая война, и она будет продолжаться
еще какое-то время", - сказал Юргенс. Чтобы победить группу, представители которой
"всегда будут пытаться контролировать активы, продвигать собственных людей и
быть на главных руководящих постах в экономике, поскольку они не доверяют рынку,
не доверяют либералам и не доверяют Западу". По мнению Юргенса, Медведеву необходимо
создать собственную коалицию. Иначе "он проиграет, как некоторые прошлые реформаторы".
Кроме того, Юргенс призвал президента к осторожности, так как если он "зайдет
слишком далеко, Путин исправит курс".
Днем раньше первый заместитель главы администрации президента России Владислав
Сурков на встрече в Кремле с активистами прокремлевского движения Россия молодая
и организации Новые люди пытался доказать, что они нужны власти, будут востребованы
и при президенте Медведеве, пишет Газета.ру. Доказательство звучало примерно
так: Сейчас Россию ждет довольно сложный этап политических изменений, связанный
с нарастанием недружественного давления из-за рубежа и попытками определенных
деструктивных сил внутри страны вбить клин между президентом Медведевым и председателем
правительства Путиным.
И хотя Дмитрий Медведев поспешил подтвердить крепость тандема в интервью все
тому же агентству Reuters, а Игорь Юргенс и Максим Мищенко, лидер России молодой,
на сайте которой была размещена цитата из речи г-на Суркова, заявили, что их
неправильно поняли, это не удовлетворило любопытства журналистов. В четверг в
интервью представителям средств массовой информации стран Группы восьми Дмитрию
Медведеву пришлось рассказать о деструктивных силах, которые пытаются вбить клин
между ним и Владимиром Владимировичем.
Я уверен, что текущая конфигурация власти не нравится определнному числу политиков,
она, наверное, не устраивает и определнную часть населения. Это нормально. Называть
поимнно деструктивные силы было бы смешно. Я не поклонник конспирологических
теорий. В жизни вс гораздо более просто. Но совершенно очевидно, что в любом
развитом государстве существует система политической конкуренции. Главное, чтобы
политическая конкуренция не превращалась в жсткое антиконституционное противоборство.
Этого наша страна наелась в ХХ веке, - сказал г-н Медведев (сайт Кремлин.ру).
Между тем, по мнению Газеты.ру, в данной ситуации вбивать клин между президентом
и премьером могут не только деструктивные силы, но и вполне конструктивные. Ведь
возвращение легальной политики, пересмотр наиболее одиозных уголовных дел путинской
поры, любая публичная или приватная попытка убедить Дмитрия Медведева, что не
надо сохранять во всем курс, который, мягко говоря, не так хорош и правилен,
как нас долгие годы пытаются убедить, и есть вбивание клина.
По мнению издания Газета, причиной распада тандема может стать состояние экономики.
Оно поставило российскую власть перед дилеммой: или начать решительную и комплексную
борьбу с инфляцией, или рассчитывать, что с инфляцией в перспективе справится
экономический рост. В зависимости от выбора меняется арсенал экономической политики.
В первом случае, в частности, нужно тормозить рост госрасходов, во втором - наоборот,
использовать госинвестиции в качестве стимула роста. В обоих случаях речь идет
не об одномоментном зажиме денежной массы или выбросе на рынок всех госрезервов,
а о некоем плавном тренде, которому должно следовать правительство. Президент,
если судить по его бюджетному посланию, сделал выбор в пользу борьбы с инфляцией,
- считает Николай Вардуль. - Премьер же, если судить по его выступлению перед
единороссами в "Лесных далях", считает борьбу с инфляцией, ставящую под вопрос
ближайшие перспективы наращивания экономического рост а, неверным приоритетом.
Столкновение налицо.
Журналист подчеркивает, что это не просто столкновение самого популярного российского
политика с его преемником на посту президента. Новый центр власти - это партия
"Единая Россия", подконтрольная лично Путину. Такой вертикали власти в постсоветской
России не было. Если Путин всерьез займется ее укреплением, то именно она может
вернуть его в президентское кресло.
Сама Единая Россия видит себя не иначе, как членом властного триумвирата. В интервью
Итогам первый вице-спикер Госдумы и имеющий неофициальный статус главного идеолога
Единой России Олег Морозов отмечает, что три кита власти это Медведев, Путин
и "Единая Россия", и как бы ни велика была роль личностей, в этом треугольнике
невозможна никакая политическая экзотика, никакое самодурство: другие части конструкции
никогда этого не позволят. Если хотите, это была гениальная задумка Путина, -
прибавил он.
Независимая газета рассказала, что у Единой России может появиться реальный конкурент:
Владимир Путин и Дмитрий Медведев всерьез озаботились созданием в стране по меньшей
мере двухпартийной системы. Кремль и Белый дом ведут соответствующую работу с
руководством единороссов и эсэров. Впрочем, высокопоставленный источник НГ заметил,
что речь не идет о каком-либо соперничестве между двумя центрами власти, а об
удвоении усилий по трансформации существующей политической системы. По данным
газеты, президент и премьер поделили между собой обязанности: первый готовит
к новой роли "Справедливую Россию" (по слухам, лидерский корпус этой структуры
претерпит существенные изменения), а второй - "Единую".
По мнению руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики
Александра Кынева, дополнительная раскрутка "Справедливой России" выглядела бы
вполне логичной и действовала в интересах президента Медведева. "С точки зрения
политической логики, повышение политического веса руководства страны, и в частности
президента, предполагает уменьшение его зависимости от одной политической партии,
- отмечает эксперт. - Если усиление какой-либо партии, кроме "Единой России",
произойдет, то это будет шаг в сторону более сбалансированной системы - тогда
президент будет выглядеть как более независимая и самостоятельная фигура".
Между тем, как полагает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин,
миф о том, что президент должен быть над партиями, сейчас работает против Медведева
и ослабляет его. "Справедливая Россия" вполне может претендовать на роль президентской
партии власти. Медведев может в нее не вступать, как это сделал Путин, но он
вполне может на нее опереться".
Газеты продолжают следить за медиаосвещением деятельности президента и премьера.
По мнению газеты Время новостей, в России фактически начинается негласная информационная
конкуренция двух руководителей страны на фоне конкуренции их рейтингов.
Количественно информационный поединок двух царей пока вроде бы выигрывает Дмитрий
Медведев, считает газета. По данным компании "Медиалогия" и базы данных "СКАН-Интерфакс",
с 12 мая (день, когда Владимир Путин фактически приступил к исполнению обязанностей
премьера) по 15 июня на пяти федеральных телеканалах президент выступал в полтора
раза чаще главы правительства: 548 и 328 раз соответственно. В сумме на радио
и ТВ, по данным "СКАН-Интерфакс", 1568 раз упоминался Медведев и 1125 раз Путин.
Но качественно пока впереди Владимир Путин. Медведевский рейтинг доверия, по
данным ВЦИОМ, составляет 40%, по данным ФОМ - 45%. Зато рейтинг доверия Путина
по-прежнему колеблется в диапазоне 60-70%.
По информации Ведомостей, в Кремле и правительстве обсуждают, как президент Дмитрий
Медведев и премьер-министр Владимир Путин поделят форматы публичных выступлений,
Об этом газете рассказали кремлевский и правительственный чиновники. Вряд ли
Медведев будет адаптировать форматы, которые использовал Путин на посту президента,
говорит один из чиновников. По его словам, было бы логично придумать "под Медведева"
новый тип публичных мероприятий, в котором он будет чувствовать себя комфортно.
В пример чиновник приводит интернет-конференции.
Глава правительства, похоже, прекрасно осознает роль телевидения в борьбе за
сохранение реальных рычагов управления страной, отмечает Время новостей. На встрече
с думской фракцией "медведей" в подмосковном пансионате "Лесные дали" Владимир
Владимирович выразил желание проводить постоянные "прямые линии" с населением.
Тестировать новые форматы президент и премьер скорее всего начнут только осенью,
пишут Ведомости.
"Пока мы до конца не понимаем, как будет выглядеть общение Путина с народом,
это будет ясно осенью", - говорит правительственный чиновник.
В начале осени ожидается и дебют Медведева в новом формате публичного выступления,
рассказывает источник в Кремле.
Если оба лидера страны начнут вести онлайн-диалоги, нас может ждать увлекательное
интерактивное шоу покруче "Дома-2", - предвкушает Время новостей. - Настоящий
кастинг царей.
Галина Седунова
В Московской области арестованы начальник отдела УБОП и старший оперативник
Москва, Июль 08 (Новый Регион, Алексей Усов) - Начальник отдела УБОП ГУВД Московской
области подполковник Геннадий Иванов, а также старший оперуполномоченный по особо
важным делам Алексей Баскаков были задержаны с поличным при получении взятки
в 120 тысяч рублей, передает <<Интерфакс>>. Офицеры милиции вымогали деньги у
женщины за освобождение от уголовной ответственности ее сына, задержанного за
торговлю наркотиками. Ранее арестованные получили от женщины аванс в тысячу долларов.
В отношении задержанных возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.290 УК РФ (получение
взятки).
(C) 2008, NR2.Ru, <<Новый Регион>>, 2.0
Приговор блогеру Савве Терентьеву разъяснил значение слова <<менты>>
Обвинительный приговор, вынесенный российскому блогеру Савве Терентьеву за нелестные
высказывания в адрес сотрудников милиции в одном из интернет-сообществ, вызвал
массовые дискуссии по поводу значения разговорной лексики. Основная дискуссия,
возникшая в ходе судебных слушаний, основывалась на истинном значении слов <<менты>>
и <<гопы>>.
Согласно приговору, лингвистическая экспертиза подтвердила, что определение
<<менты>> относится ко всем категориям сотрудников внутренних дел, а не только
<<самые тупые, необразованные представители>>, как утверждал Савва Терентьев,
отмечавший также, что говорить о том, что все сотрудники милиции такие, нельзя.
Тем не менее суд признал Терентьева виновным в разжигании ненависти к сотрудникам
милиции и приговорил его к одному году лишения свободы (условно) с испытательным
сроком в один год.
Напомним, уголовное дело в отношении музыканта в марте 2007 года завели после
поступившей жалобы от одного из читателей блогов. По версии следствия, в феврале
2007 года пользователь Савва Терентьев оставил в дневнике журналиста Бориса Суранова
нелестный комментарий о своем отношении к работе милиции.
Большинство активных пользователей Интернета считают обвинительный приговор Терентьеву
вызовом всему интернет-сообществу, привыкшему к полному отсутствию цензуры. Как
отмечают защитники блогера, данное судебное решение является прецедентом для
предстоящего установления контроля над всеми средствами интернет-коммуникаций.
Отметим, что окончательным вердикт суда пока считать нельзя, так как Терентьев
намерен его обжаловать.