Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Получать ли сегодня высшее образование?



Получать ли сегодня высшее образование?
2022-07-20 10:15 Редакция ПО

И на это есть несколько причин, прежде всего финансового характера: с одной стороны продолжающееся снижение реальных доходов населения, а с другой рост стоимости «вышки».

Тренд на удорожание высшего образования длится уже более 10 лет, говорит сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. «Если год образования в среднем вузе Москвы 10 лет назад стоил не более 100 тыс. руб., то сейчас эта цена будет как минимум в два раза больше», - прогнозирует он. И хотя в апреле 2022 г. Минобрнауки РФ объявило, что стоимость обучения для первокурсников в этом году не изменится, на самом деле вузы уже подняли цены на 13, 15 и даже на 20% накануне или сразу после начала спецоперации в Украине.

Так, например, за обучение по специальностям «Ветеринария» или «Таможенное дело» в этом году первокурсник заплатит на 12% или на 13% больше, чем в прошлом году. Однако следует признать, что есть и такие специальности, для которых вузы замораживают или даже снижают плату за обучение. К примеру, в Финансовом университете по направлению «Социология» цены на 2022/23 год остались на уровне прошлого учебного года – 290 тыс. руб., по направлению «Международный бизнес» – 450 тыс. руб. в год. А вот стоимость обучения «Политологии» была даже снижена – с 380 до 330 тыс. руб. в год.

Переструктурирование рынка труда тоже оказало влияние на тенденцию к снижению интереса к вузам. По данным Росстата, среди выпускников вузов 2016-2018 гг. не работают по специальности 31%, а среди выпускников колледжей и профессиональных училищ — 43% и 50% соответственно. У молодых логично встает вопрос – зачем тратить годы жизни на обучение, если в дальнейшем огромный процент учащихся выбирают работу не по специальности.

Резко снизившийся интерес молодежи к вузам объясняется еще и тем, что в России образовательный ценз перестал быть эффективным социальном лифтом и многие молодые люди уверены, что смогут построить карьеру значительно быстрее, если у них имеются хорошие связи и нужные знакомства.

С другой стороны, по данным рекрутинговых сервисов, требования к высшему образованию сегодня обычно указываются лишь в 30% вакансий, к среднему специальному – в 13%, в то время как в большинстве вакансий (58%) работодатели не высказывают никаких требований к образованию. У них пользуются особым спросом т.н. «гибкие» навыки – способность к обучению и получению новых компетенций, возможность изменения карьерных траекторий каждые несколько лет, а также кардинальная смена профессий.

Более того, «красные» дипломы и прекрасная успеваемость, как это неудивительно, отталкивают работодателей – они хотят получить максимально интегрированного в актуальный рынок труда и рыночную экономику работника, а не ученого-теоретика.

Сложившееся международное положение также внесло свой негативный вклад в потенциальное уменьшение абитуриентов. Определенное количество одиннадцатиклассников не собирались сдавать дополнительные ЕГЭ по выбору, собираясь поступать в Германию, Польшу, Чехию и пр. Однако в связи с тем, что многие страны ограничили визовый режим, закрыли программы обмена и не готовы принимать русских студентов или вводить дистанционное обучение с переходом на очное в будущем, сейчас эти несостоявшиеся иностранные студенты судорожно готовятся сдать хоть что-то, что знают или успеют выучить.

Вот и складывается ситуация, когда в этом году дети только 43% опрошенных родителей отправятся после школы в вуз, в то время как в 2010 г. этот показатель составил 80%. 21% из опрошенных сообщил, что ребенок будет получать среднее профессиональное образование, 2% заявили, что после школы их дети будут не учиться, а работать, у 26% респондентов дети еще не определились с тем, что будут делать после школы, а 8% затруднились с ответом. При этом высшее образование все чаще видится в отложенном варианте – в том случае, если это будет продиктовано жизненной необходимостью. (Данные предоставлены ресурсом SuperJob),

После наступления нынешнего кризиса специалисты прогнозировали рост спроса на короткие и недорогие образовательные программы, а также на онлайн обучение. Однако уже с апреля 2022 г. EdTech-компании фиксируют отток учеников. В среднем по рынку продажи курсов упали в моменте на 30%, оценивают в аналитическом агентстве Smart Ranking. Наибольшее снижение наблюдается в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО): в зависимости от компании оно достигает от 20 до 50%, сообщили «Ведомостям» топ-менеджеры онлайн-школ «Нетология», EdPro и холдинга Ultimate Education (входят онлайн-школы XYZ, Bang Bang Education и др.).

Общее падение рынка онлайн-образования в 2022 году может составить 35–40% в зависимости от сегментов. Такой прогноз приводит директор EdTech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина по итогам проведенного в начале апреля опроса среди стартапов, входящих в экосистему этого фонда (участвовали 200 компаний). Более 90% респондентов сказали о падении своих продаж в среднем на 20–40%.

В то время как до сих пор этот показатель рос на 15–20% в год, в период карантина весной 2020 года достигнув 25–50%, и по итогам 2021 года объем рынка EdTech в России составил 80 млрд руб.

Однако специалисты предупреждают: чем лучше образование, тем легче будет пережить самые тяжелые времена, которые, вероятно, скоро наступят. Так что желаем всем, кто столкнулся со сложностями в наше непростое время и стоит перед жизненно важным выбором, не терять надежды, искать альтернативные варианты и не забывать о том, что кризисы – это шанс для сильных.

Марина Петрова

PS Вы можете узнать:

о том, какие изменения ждут в этом году абитуриентов из материала «Количество бюджетных мест в вузах будет сокращено до 60%» в рубрике «Вопросы образования и науки»;

о том, какие льготы для поступающих в колледжи и техникумы будут доступны в этом году – из материала «Кто сможет получить льготы при поступлении в колледжи и техникумы?» в рубрике «Кабинет юриста»;

о том, что думает об опасности получения высшего образования первый долларовый миллиардер в истории человечества Джон Рокфеллер – в рубрике «Цитаты».

 

 

 



цитата
2022-07-20 10:16 Редакция ПО
Диплом очень коварная вещь. Он создает иллюзию, что у тебя вообще нет проблем, внушая тебе ложное чувство превосходства над людьми без высшего образования и лишая чувства реальности. Начинает казаться, что все получается, что завтра ты пойдешь в гору и сможешь решить любую проблему, но это только иллюзия.


В 2023 году абитуриенты рискуют не попасть на бюджет
2022-07-20 10:17 Редакция ПО

Это связано с повышенными требованиями университетов.

Поднимутся и цены на платное образование.

Ситуация началась с изменений в ЕГЭ 2023! Материалы, по которым готовили детей к сдаче экзаменов, стремительно летят в мусорное ведро.

Появляются:

- Новые критерии оценки.

- Новые задания в тестах.

- Новые методы проведения.

Оценив это, ВУЗы решили повысить проходные баллы.

Теперь имея стандартные 50-60 баллов на ЕГЭ, рассчитывать на бюджетное место не стоит.

Источник: https://lectarium.ru/article-guaranteed-admission-100-vuzov



Кто сможет получить льготы при поступлении в колледжи и техникумы?
2022-07-20 10:24 Редакция ПО

Документ будет распространяться на детей-сирот, детей-инвалидов I и II групп, детей военнослужащих, погибших при выполнении долга. До принятия законопроекта право приоритетного зачисления за счет федерального бюджета было предусмотрено только для поступающих в вузы.

Кто получит право на льготное зачисление в техникумы и колледжи?

Право на льготное зачисление в техникумы и колледжи получат 13 социально незащищенных категорий:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;

3) граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ и по месту жительства;

4) граждане, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

5) дети погибших военнослужащих;

6) дети умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы;

7) дети сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, Следственного комитета Российской Федерации, погибших (умерших) в связи с выполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного ими в период прохождения службы;

8) дети работников прокуратуры, погибших (умерших) в период прохождения службы либо после увольнения;

9) военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту, также граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров;

10) граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации;

11) инвалиды войны, участники боевых действий, а также ветераны боевых действий;

12) граждане, непосредственно принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия;

13) военнослужащие, сотрудники Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, а также в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

Какие будут условия зачисления?

Преимущественное право на зачисление можно будет получить при условии успешного прохождения вступительных испытаний. По словам главы комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нины Останиной, если в образовательной организации не будет бюджетного места, студенту предложат альтернативные варианты.

Источник: https://sozd.duma.gov.ru/bill/103837-8



Медный всадник как символ отношений имперско-капиталистического государства и народа
2022-07-20 10:28 Редакция ПО

Медный Всадник в центре Петербурга давно уже воспринимается как символ и Петербурга, и созданной Петром  европеизированной империи. Причем, символ именно в глубинном, философском смысле, который отстаивал А.Ф. Лосев. Согласно Лосеву в символе внутреннее, смысл и внешнее, выразительная форма так пересекаются и сливаются в единстве, что эта форма становится наилучшим и полнейшем выражением сущности, смысла.
Почему же всадник на коне, топчущем змею – выражение сущности Петербурга? Потому что этот каменный,  правильный, геометрически выверенный  город воздвигнут  близ постоянно разливающейся беспокойной реки, фактически на болоте. Его гранит будто бы сковывает, покоряет буйные невские воды, о чем прямо писал Пушкин в своей гениальной поэме. А мы при этом не должны забывать, что вода в древнейших мифах – это символ хтонической праматерии, и последнюю часто изображают и в образе чудовища, змея.
Ту же самую мифологическую логику можно перенести и на Медный всадник как политический символ. Петр на коне здесь, как я уже говорил – европеизированная, просвещенческая империя, воплощающая собой культ разума (с ее флотом, заводами, полицией, табелью о рангах), а змея – народ, живущий в "варварстве", не зная "западного Просвещения" (как Петр и воспринимал русский народ, хранивший заветы московско-византийской старины, не говоря уже об иноверцах-«инородцах»). Все это довольно очевидно и об этом много уже было сказано и написано.  Но есть один интересный и тоже весьма знаковый нюанс.
Первоначально в проекте памятника змеи вообще-то не было. Этьен Фальконе хотел изобразить первого российского императора просто на вставшем на дыбы коне. Но оказалось, что по законам физики тяжеленный вздыбленный конь  очень неустойчив.  И Фальконе придумал добавить еще и змею, которую топчет конь и которая, извиваясь, будто случайно касается хвоста коня. При этом создается основание, на которое приходится центр тяжести, что сделало конструкцию устойчивой.   Фальконе даже пришлось написать императрице, что змея  воплощает зависть людскую, которую так же презирал Петр, как и его наследница – Екатерина.  Императрице это льстивое объяснение понравилось. Однако уже после открытия памятника образ змеи под конем был переосмыслен в контексте официального образа Петра, несущего «цивилизацию» «скифскому северу» ..
Между тем с учетом  истории появления змеи смысл памятника получается еще глубже и еще реалистичнее! Создатель  европеизированной империи видел ее предназначение  в просвещении «варварского народа»,  но именно этот «варварский, непросвещенный народ», оказывается, и был основанием, придающим империи устойчивость. Уже при Екатерине (велевшей воздвигнуть Медный Всадник) империя Петра превращается в  аграрный придаток  Англии - метрополии тогдашнего  мирового капитализма. В связи с этим элита империи - помещики-экспортёры зерна на международный рынок были заинтересованы, чтоб миллионы крестьян оставались запертыми в деревнях в качестве крепостных, причем, не получая сколько-нибудь  серьезного образования (ведь образование увеличивает стоимость рабочей силы).  Так что Фальконе да и сама Екатерина могли толковать смысл памятника как угодно, история все равно все исправила и превратила его в символ отношений имперско-капиталистического государства и народа в глубинно-реалистическом смысле...

Рустем Вахитов



В избранное