Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стоит ли сегодня получать высшее образование?



Стоит ли сегодня получать высшее образование?
2022-07-18 10:18 Редакция ПО

Эксперты отмечают, что одним из последствий нынешнего кризиса стала все усиливающаяся тенденция на отказ от получения высшего образования, которая складывалась на протяжении нескольких последних лет.

И на это есть несколько причин, прежде всего финансового характера: с одной стороны продолжающееся снижение реальных доходов населения, а с другой рост стоимости «вышки».

Тренд на удорожание высшего образования длится уже более 10 лет, говорит сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. «Если год образования в среднем вузе Москвы 10 лет назад стоил не более 100 тыс. руб., то сейчас эта цена будет как минимум в два раза больше», - прогнозирует он. И хотя в апреле 2022 г. Минобрнауки РФ объявило, что стоимость обучения для первокурсников в этом году не изменится, на самом деле вузы уже подняли цены на 13, 15 и даже на 20% накануне или сразу после начала спецоперации в Украине.

Так, например, за обучение по специальностям «Ветеринария» или «Таможенное дело» в этом году первокурсник заплатит на 12% или на 13% больше, чем в прошлом году. Однако следует признать, что есть и такие специальности, для которых вузы замораживают или даже снижают плату за обучение. К примеру, в Финансовом университете по направлению «Социология» цены на 2022/23 год остались на уровне прошлого учебного года – 290 тыс. руб., по направлению «Международный бизнес» – 450 тыс. руб. в год. А вот стоимость обучения «Политологии» была даже снижена – с 380 до 330 тыс. руб. в год.

Переструктурирование рынка труда тоже оказало влияние на тенденцию к снижению интереса к вузам. По данным Росстата, среди выпускников вузов 2016-2018 гг. не работают по специальности 31%, а среди выпускников колледжей и профессиональных училищ — 43% и 50% соответственно. У молодых логично встает вопрос – зачем тратить годы жизни на обучение, если в дальнейшем огромный процент учащихся выбирают работу не по специальности.

Резко снизившийся интерес молодежи к вузам объясняется еще и тем, что в России образовательный ценз перестал быть эффективным социальном лифтом и многие молодые люди уверены, что смогут построить карьеру значительно быстрее, если у них имеются хорошие связи и нужные знакомства.

С другой стороны, по данным рекрутинговых сервисов, требования к высшему образованию сегодня обычно указываются лишь в 30% вакансий, к среднему специальному – в 13%, в то время как в большинстве вакансий (58%) работодатели не высказывают никаких требований к образованию. У них пользуются особым спросом т.н. «гибкие» навыки – способность к обучению и получению новых компетенций, возможность изменения карьерных траекторий каждые несколько лет, а также кардинальная смена профессий.

Более того, «красные» дипломы и прекрасная успеваемость, как это неудивительно, отталкивают работодателей – они хотят получить максимально интегрированного в актуальный рынок труда и рыночную экономику работника, а не ученого-теоретика.

Сложившееся международное положение также внесло свой негативный вклад в потенциальное уменьшение абитуриентов. Определенное количество одиннадцатиклассников не собирались сдавать дополнительные ЕГЭ по выбору, собираясь поступать в Германию, Польшу, Чехию и пр. Однако в связи с тем, что многие страны ограничили визовый режим, закрыли программы обмена и не готовы принимать русских студентов или вводить дистанционное обучение с переходом на очное в будущем, сейчас эти несостоявшиеся иностранные студенты судорожно готовятся сдать хоть что-то, что знают или успеют выучить.

Вот и складывается ситуация, когда в этом году дети только 43% опрошенных родителей отправятся после школы в вуз, в то время как в 2010 г. этот показатель составил 80%. 21% из опрошенных сообщил, что ребенок будет получать среднее профессиональное образование, 2% заявили, что после школы их дети будут не учиться, а работать, у 26% респондентов дети еще не определились с тем, что будут делать после школы, а 8% затруднились с ответом. При этом высшее образование все чаще видится в отложенном варианте – в том случае, если это будет продиктовано жизненной необходимостью. (Данные предоставлены ресурсом SuperJob),

После наступления нынешнего кризиса специалисты прогнозировали рост спроса на короткие и недорогие образовательные программы, а также на онлайн обучение. Однако уже с апреля 2022 г. EdTech-компании фиксируют отток учеников. В среднем по рынку продажи курсов упали в моменте на 30%, оценивают в аналитическом агентстве Smart Ranking. Наибольшее снижение наблюдается в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО): в зависимости от компании оно достигает от 20 до 50%, сообщили «Ведомостям» топ-менеджеры онлайн-школ «Нетология», EdPro и холдинга Ultimate Education (входят онлайн-школы XYZ, Bang Bang Education и др.).

Общее падение рынка онлайн-образования в 2022 году может составить 35–40% в зависимости от сегментов. Такой прогноз приводит директор EdTech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина по итогам проведенного в начале апреля опроса среди стартапов, входящих в экосистему этого фонда (участвовали 200 компаний). Более 90% респондентов сказали о падении своих продаж в среднем на 20–40%.

В то время как до сих пор этот показатель рос на 15–20% в год, в период карантина весной 2020 года достигнув 25–50%, и по итогам 2021 года объем рынка EdTech в России составил 80 млрд руб.

Однако специалисты предупреждают: чем лучше образование, тем легче будет пережить самые тяжелые времена, которые, вероятно, скоро наступят. Так что желаем всем, кто столкнулся со сложностями в наше непростое время и стоит перед жизненно важным выбором, не терять надежды, искать альтернативные варианты и не забывать о том, что кризисы – это шанс для сильных.

Марина Петрова



Отрывок “Казнь Степана Разина” из поэмы “Братская ГЭС”. Читает Е.А. Евтушенко
2022-07-18 11:45 Редакция ПО


"Идут белые снеги". Читает Е.А. Евтушенко
2022-07-18 12:47 Редакция ПО
lenta_video: 


В избранное