Путеводитель по феминизму Наваль Эль Саадви: египетская радикальная феминистка
Хома Халили (Homa Khaleeli)
The GuardianПисательница Наваль Эль Саадви не боится тюрьмы, изгнания, угроз для жизни в борьбе против эксплуатации женщин. Она не сдается.
"Я становлюсь более радикальной с возрастом," - говорит Наваль Эль Саадви, смеясь. - "Я заметила, писатели, старея, становятся более умеренными. А я - напротив. Возраст делает меня более сердитой".
Это странное вступление. Трудно представить, как Эль Саадви - египетская писательница, активистка и один из феминистских лидеров своего поколения, может становиться еще более радикальной. Одетая в открытую футболку, с волосами, стянутыми в две косички, она выглядит, как мятежница, которой всегда являлась. Только белоснежные волосы и морщинки по лицу, когда она улыбается, дают понять, что ей 79 лет. Она, как говорит, "решила не умирать молодой, а жить столько, сколько возможно."
Эль Саадви прожила больше жизней, чем большинство. Она была врачом, когда работала психиатром в университете, опубликовала более 50 романов, пьес и сборников рассказов.
Ее работа, связанная с проблемами, с которыми сталкиваются женщины в Египте и в мире, всегда подвергалась нападкам, но ее это не останавливало; она продолжает исследовать в своих произведениях такие явления как проституция, домашнее насилие, религиозный фундаментализм.
Эти исследования даются ей дорогой ценой. В 1972 году ее документальная книга "Женщина и секс" (Women and Sex), которая содержит критику женского обрезания, привела к тому, что она потеряла работу руководителя министерства здравоохранения Египта.
В 1981 году политические взгляды привели ее на три три месяца за решетку, где она написала книгу "Записки из женской тюрьмы" (Memoirs From The Women's Prison) на рулоне туалетной бумаги косметическими карандашами, которые ей добывали контрабандой
другие заключенные. В 1993 году она сбежала в США после того, как религиозные фанатики стали угрожать ее жизни.
Ее работа остается опасной. Ее пьеса "Бог уходит в отставку на саммите" (God Resigns in the Summit Meeting), где богу задают вопросы иудейские, мусульманские и христианские пророки и он сдается - вызвала такую полемику, что арабские издатели уничтожили ее под угрозой тюремного срока. И недавно ее критика религии, базирующаяся на тезисе об угнетении женщин, привели к скандалу, когда ее безуспешно пытались лишить гражданства и аннулировать ее брак.
Эль Саадви готовится рассказать о своей жизни на всемином литературном фестивале (А PEN literary festival), и она ни в чем не раскаивается. "Оно того стоит", - уверяет она. - "Если бы я вернулась в прошлое, сделала бы то же самое. Это то, чему меня учит опыт: я на была на верном пути".
Ее энергия, как она уверяет, приходит с 10-15 письмами, которые она получает ежедневно от людей, чьи жизни изменили ее книги. "Молодой мужчина пришел ко мне в Каире с новой невестой. Он сказал, что хочет представить мне свою жену и поблагодарить. Он сказал, что мои книги сделали его лучше. Поэтому он хочет жениться не на рабыне, а на свободной женщине".
Эль Саадви - "новеллист во-первых, во-вторых и в-третьих", говорит она, но феминизм объединяет все в ее жизни. - "Для меня феминизм включает все". "Это социальная, политическая, сексуальная справедливость... Это связь между медициной, литературой, политикой, экономикой, психологией и историей. Это все - феминизм. Вы не поймете суть угнетения женщин без этого всего".
Она говорит, что была феминисткой с детства. "Это то же, что плыть против течения, всю мою жизнь". Восемь ее братьев и сестер были "совершенно другими. Некоторые мои сестры скрывают лицо и считают, что я очень, очень радикальна. Они любят меня, мы встречаемся, но нечасто."
В ее первой биографии "Дочь Изиды" (A Daughter of Isis) она вспоминает возмущение, когда она начала понимать, что дочери неравноценны сыновьям. Когда ее бабушка сказала "мальчик стоит пятнадцати девочек... Девочки - это сорняки" - она затопала ногами от ярости.
В той же книге она описывает свой ужас от женского обрезания. "Когда мне было шесть лет, повивальная бабка пришла с бритвой, оттянула мой клитор и отрезала. Она сказала, что это воля Бога и она ее исполнила... Я лежала в лужи крови. Через несколько дней кровотечение прекратилось... Но боль оставалась там как гнойная язва на теле. Я не знала, какую еще часть тела мне захотят так же отрезать"...
Позже, работая врачом, она сама видела ужасные последствия женского обрезания;Она 50 лет вела кампанию за запрещение женского обрезания в Египте. Официально в Египте женское обрезание было запрещено в 2008 году, но она говорит, что "это все еще есть, и даже в больших масштабах. Некоторые религиозные лидеры против этого, некоторые - за."
Обрезание было не единственным кошмаром детства Эль Саадви. Рожденная в семье среднего класса египтян, она должна была стать невестой еще ребенком. Она отказалась. Она покрасила зубы в черный цвет и капнула кофе на одного из претендентов в мужья. Она говорит: "Когда я была девочкой, в нашей деревне было нормой выдавать девочек замуж в 10-11 лет."
"Теперь, конечно, правительство против этого, потому что обрезание вредит здоровью. И это происходит реже. Но из-за бедности и религиозных фундаменталистов случаются рецидивы".
Жажда Эль Саадви учиться была столь сильна, что родители в итоге согласились, что от учебы в университете будет польза. Она верит, что ее радикальные взгляды сформировались, когда она работала врачом. "Когда я разрезала тело, это открыло мне глаза", - говорит она. "Еще, думаю, у меня есть ген моей бабушки, которая была бунтаркой. Мои сестры и браться взяли другие гены."
В медицинской школе она влюбилась в студента Ахмеда Хельми, который был вовлечен в борьбу против Британской оккупации Суэцкого канала. Они поженились и родили дочь, но позже развелись, потому что он пристрастился к наркотикам. Потом она вышла замуж за адвоката, который сказал ей: "У тебя есть выбор между мной и твоим писательством". Она выбрала литературу.
Во второй части автобиографии "Проходя сквозь огонь" (Walking Through Fire) она рассказывает как он отказывался дать ей развод, мотивируя: "Мужчина решает разводиться или нет, а не женщина". В отчаянии она напала на него со скальпелем. Последние 45 лет она
замужем за писателем, врачом и бывшим заключенным Шерифом Хетата, с которым у них общий сын.
Дочь Эль Саадви Мона Хельми пошла по стопам матери, став писателем и поэтом. В 2007-м Мона дала повод для полемики , когда "она написала прекрасную статью к Дню Матери, - рассказывает Эль Саадви. - " Она спросила, какой подарок сделать маме? Может быть, обувь? Или платье? Нет, подарок - взять ее фамилию". Статья была подписана Мона Наваль Хельми. За это дочь привлекли к суду за ересь, потому что Коран требует, чтобы женщины получали фамилию отца, а не матери".
Мона выиграла тот суд. Эль Саадви говорит, было и другое дело в 2002 году, когда адвокат пытался принудительно развести Эль Саадви, на том основании, чтоона вероотступница. "Я чувствую себя преданной своей страной. Я достойна лучшего за то, что сделала для Египта касательно борьбы с несправедливостью в отношении женщин и детей и за свою творческую деятельность". Но она говорит, что литературная деятельность дает ей альтернативное чувство самоидентификации. "Домом для меня является весь мир, потому что
мои книги переведены более чем на 30 языков. Люди знают меня и в минуты, когда они говорят о моих книгах или моей жизни я чувствую себя как дома. Дом - то место, где тебя могут оценить, обезопасить, защитить, где ты востребована и любима, а не там, где тебя сажают в тюрьму."
Она не хочет снижать накал в своей деятельности. "Я очень критично настроена к религии. Женщины угнетены всеми религиями" - говорит она. "Самое серьезное угнетение женщин сегодня - это религиозный экстремизм. Возрождение религиозных верований - это ответный удар по феминизму во всем мире. Во всем мире нарастают религиозные фундаменталистские движения", - говорит она. Она опасается, что новый подъем религиозных движений остановит прогресс в отношении женщин и позволит возродиться женскому обрезанию особенно
в Египте. Поэтому она помогает светским организациям в Египте. Она считает, что религия должна оставаться личным делом человека и одобряет французский закон, запрещающий использовать религиозные атрибуты, включая хиджаб. "Образование должно быть только светским. Я не призываю людей не верить в Бога, но религии лучше оставаться личным делом людей" - говорит она.
То, что ее сестры скрывают лицо, она не считает свободным выбором. "Что мы понимаем под выбором? Это давление, но скрытое давление. Она этого тоже не избежала. Это было скрытое давление со стороны моих сестер. Мы все - продукт экономики, социальной и политической жизни и нашего образования. Молодежь живет в эру фундаментализма".
Эль Саадви говорит, что разочарована тем, как молодые женщины относятся к завоеваниям феминизма. "Молодежь боится цены, которой надо платить за свободу. Я говорю им, не бойтесь, это лучше, чем быть эксплуатируемыми, чем быть рабами. Свобода стоит того. Я свободна".
И она добавляет, ей предстоит еще много сражений. " Новый университет, открытый в Египте, приглашал ее преподавать, но власти придержащие запретили. Они боятся. Но это другая история. Я буду преподавать в Египте".
Она будет бороться до конца.
Перевод: Наташа Биттен. Nawal El Saadawi: Egypt's radical feminist