Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путеводитель по феминизму Гендерный журфикс: диалог на трех языках


Гендерный журфикс: диалог на трех языках

Наташа Биттен

6 апреля в общественном центре имени Андрея Сахарова (Москва) состоялся гендерный журфикс "Гендер и государство: перспективы гендерной политики в России, Германии и Польше". Спикеры: Светлана Айвазова (историк, политолог, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека), Матрина Риттер (социолог, декан отделения Социального обеспечения Высшей Школы г. Фульд, Германия), Кинга Дунин (социолог, публицист, писатель, феминистка, со-основательница польской партии Зеленых, Польша). 

Журфикс - старомодное словечко, которое ассоциируется с дореволюционной Россией, праздным шатанием по модным салонам и в целом - со светскими приемами. В переводе с французского - приемный день или вечер, назначенный на весь сезон. Что, я надеюсь, означает продолжение гендерной темы в сахаровском общественном центре. Организатор мероприятия - Фонд Генриха Белля.

Ведущая - Ирина Костерина - с завидной принципиальностью следила за регламентом, что позволило спикерам не выбиваться из повестки вечера. Это плюс. Минус - слишком мало времени осталось на собственно вопросы и дискуссию. Именно поэтому хотелось бы продолжения. О чем беседовали. В основном, делились опытом. Международным.

Мартина Риттер рассказала о подходе к решению проблем гендерного равенства в Германии. Интересно было сравнить, насколько отличались подходы в Восточной и Западной Германии до крушения Берлинской стены. Ведь ГДР во многом воспроизводила передовой для своего времени советский опыт решения женского вопроса. Работающей женщине создавались благоприятные условия: существовала система детских садов, оплачиваемых отпусков и больничных. Как только Германия объединилась, система соцзащиты трудящихся матерей была разрушена. Сейчас в Германии думают над тем, чтобы до некоторой степени восстановить социальные гарантии для женщин. Например, оплачивать отпуск по уходу за ребенком в размере до 2000 евро в месяц (в зависимости от размера зарплаты до родов). Стимулируют в Германии и рождение детей в семьях, где женщина с детьми не работает: мужьям снижают налоги. Озабочены германские власти и слишком низким процентом женщин на руководящих должностях. Для решения этой проблемы в организациях создаются специальные структурные подразделения, которые занимаются подготовкой и продвижением женщин на замещение вакансий руководителей. И это, наверное, имеет смысл, учитывая опыт Норвегии. Там было введено квотирование для женщин на руководящих должностях, но не нашлось достаточного числа женщин соответствующей квалификации. Пришлось приглашать специалистов из Швеции. Много нового я узнала из доклада польской феминистки Кинги Дунин. Выяснилось, что катализатором феминистского ренессанса в Польше (мне больше нравится, когда эту страну называют Полонией) явился закон 1993 года о запрещении абортов. Исключений немного: изнасилование, инцест, медицинские показания. Так вот оригинально поняли идею прав человека польские демократы во главе с Лехом Валенсой... Экстремальные условия пробудили в польских активистках желание объединяться во имя достижения конкретных целей, а именно: добиться права для женщин распоряжаться собственным телом. Причем, нельзя сказать, что женщины молчали до принятия этого закона: был собран миллион подписей с требованием референдума по данному вопросу. Но эти голоса не были услышаны коалиционным демократическим правительством. И, как легко предположить, решение о прерывании нежелательной беременности все же находятся. Развивается так называемый "аборт-туризм" (что характерно и для для других европейских стран с подобными запретами, таких как Мальта и Ирландия), практикуются подпольные и химические аборты. Совершенно очевидно, что любые законы, ограничивающие права женщин, в первую очередь направлены против бедных и малограмотных и - главное - приводит к увеличению их числа. В данном контексте можно поставить под сомнение демократическую направленность польской внутренней политики. Как известно, демократия минус женщина - не демократия. Польский опыт в очередной раз подогрел мои собственные опасения о возможном развитии событий в России. Ведь Польша "славится" срастанием церковных и государственных интересов. И запрет абортов - как раз результат про-клерикальной политики польского государства. В РФ мы наблюдаем ту же картину. Третье тысячелетие в России отмечено все возрастающим влиянием ортодоксальных религий, которое активно поддерживается светскими властями. Созвучные мысли я нашла в докладе Светланы Айвазовой. Чрезвычайно полезно изучать историю. Пример Светланы Айвазовой в данном случае показателен. Как историк она видит развитие ситуации в динамике, как социолог может прогнозировать последствия тех или иных политических решений. Данные по семейной политике в России не вызывают оптимизма. В Российской Федерации только 40 процентов семей имеют детей. Из них только 6,5 процентов - трех и более детей. 30 процентов семей с детьми имеют одного родителя (20 процентов - одинокие матери, 10 процентов - одинокие отцы). Данный вопиющий перекос в количестве детных и бездетных семей говорит только о том, что дети в нашей стране не нужны в первую очередь государству. Иначе чем объяснить отсутствие детских дошкольных учреждений, разрушение системы всеобщего бесплатного среднего образования, монетизацию высшего образования? Сейчас активно проталкивается законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Школы, детсады, больницы, музеи и библиотеки - это как раз МУПы. И большая часть из них вынуждена будет перейти на самоокупаемость. Предполагается наличие бюджетного финансирования данных учреждений, но никому не надо объяснять, что такое выбивать это самое бюджетное финансирование... Явно только то, что взяткоемкость образовательной системы резко возрастет. Увеличится ли при этом количество семей, готовых обзавестись детьми? Сомнительно. Надо сказать, до 2003 года у нас активно обсуждалась тема гендерной экспертизы законодательства: представители общественных организаций, юристы дожны были в обязательном порядке анализировать законопроекты с точки зрения возможных последствий для разных групп граждан (женщин, детей, пенсионеров, молодежи, мужчин и т.д.) Но эти нормы так и не были введены. Для сравнения. Самая высокая продолжительность жизни среди мужчин в Европе - в Швеции, в стране победившего феминизма. Российские политики то и дело призывают нас, женщин, беречь российских мужчин, которые в массе своей даже не доживают до пенсии. Но почему-то политики бездействуют, когда нужны законы, направленные на улучшение условий труда на вредных производствах (где в большинстве присутствуют мужчины, где законодательно запрещено трудиться женщинам - это 450 профессий), на пропаганду здорового образа жизни... Сейчас обнаружилось, что русская православная церковь добилась права проводить экспертизу законопроектов... РПЦ ведет активную пропаганду против абортов и контрацепции, образование перестает быть общедоступным... Значит ли это, что государство планирует увеличивать прирост населения за счет рождаемости в наиболее бедных и необразованных стратах? На сегодняшний день в России число беспризорников такое же, как после гражданской войны. Надо напомнить, именно рост беспризорности подтолкнул советское правительство в 1920 году разнрешить аборты и начать пропаганду контрацепции. Сейчас мы видим прямо противоположную ситуацию. Неужели правительство не видит, что рост беспризорности и безнадзорности уже привел к росту подростковой преступности? Неужели не ясно, что эти малолетние преступники через несколько лет пополнят состав "взрослых" зон и армию городского криминалитета? Такая ситуация выгодна только силовым ведомствам для выколачивания дополнительного бюджетного финансирования. Такая ситуация невыгодна для большинства граждан. Ведь все мы заинтересованы в строительстве государства благосостояния, что подразумевает инвестиции в человеческий капитал: общедоступное качественное образование, медицинское обслуживание, безопасность, личные свободы и защиту прав человека.


В избранное