Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств В Туйшоу побеждает тот, кто умеет следовать


Обучая Толкающим рукам (Туйшоу), покойный гранд-мастер Чэнь Чжао-куй часто говорил: «Побеждает тот, кто умеет следовать».

Но это легче сказать, чем сделать. В соревнованиях по Толкающим рукам мы видели, что очень много участников используют физическую силу рук, чтобы отразить толчок, и очень много других теряют равновесие из-за разрушенной формы. В первом случае происходит ошибка сопротивления (дин-цзин), а во втором – убегания (дю-цзин) или отсутствия энергии «Пэн». Другими словами, они не следуют.


Как не сопротивляться

Как мы можем следовать за нашими оппонентами? Основным требованием является то, что мы не должны сопротивляться или убегать от оппонента. С другой стороны, мы должны стараться обнаружить и воспользоваться слабостью наших оппонентов, когда они сопротивляются или убегают.

Когда оппонент применяет технику толкания, мы не должны руками смахивать его толчок. Это создает сопротивление, так как нам приходится использовать физическую силу. Вместо этого мы должны быть расслаблены и сконцентрированы на руках, что может помочь нам почувствовать энергию оппонента и создать энергию «Пэн», чтобы не дать ему добраться до нас слишком быстро. Сначала двигаем поясницу (включая ягодицы и грудную клетку), потом двигаем руки. Наша поясница должна поворачиваться и двигаться назад одновременно. Этим действием мы можем перенаправить энергию нашего оппонента, чтобы она прошла мимо нас. Движение назад может обеспечить сохранение дистанции с нашим оппонентом и уменьшить сопротивление; в то время как поворачивание может частично перенаправить толчок оппонента и частично убрать наше тело с его пути и обеспечить нашу безопасность. Мы бросаем локти и сгибаем руки, только когда наш оппонент толкает – позвольте его силе согнуть наши руки или отодвинуть их назад. Всегда поворачивайте руки, используя поясницу и ноги – Шунь-чань и Ни-чань. Если мы можем отрегулировать наше тело так, как только что было описано, то мы не сопротивляемся.

Здесь стоит упомянуть, что движение назад без поворачивания приводит к поражению – вас могут тотчас вывести из равновесия, потому что в этом случае вы двигаетесь назад по прямой и не можете перенаправить энергию оппонента, а ваше тело находится на его пути. Ваш оппонент просто последует за вами и толкнет вперед, и у вас не будет способа остановить его.


Как не убегать

Убегание происходит, когда ваш оппонент толкает, а вы двигаете свои руки назад слишком рано и слишком быстро. Это не дает вам защиты от толчка оппонента, потому что в ваших руках нет энергии «Пэн». Ваш оппонент может ускорить свой толчок, и вы будете выведены из равновесия.

Существует большое различие между «двигать руки назад самому» и «ваш оппонент толкает их назад». Когда вы двигаете руки назад сами, ваша энергия также движется назад. В результате энергии «Пэн» недостаточно.

В другом случае, когда ваш оппонент толкает, ваши кисти (или руки) вплотную прижимаются к его рукам и не двигаются назад первыми (не забудьте расслабиться и не используйте физическую силу, чтобы избежать сопротивления), но отрегулируйте поясницу и ягодицы первыми. Тогда в ваших руках будет достаточно энергии «Пэн», чтобы отразить его толчок. По мере увеличения его силы, вы бросаете плечи и локти, чтобы уменьшить сопротивление. К этому времени ваше тело уже ушло с его пути. Поворачивание в ваших руках – Шунь-чань и Ни-чань – перенаправит его толчок в сторону.


Как обнаружить сопротивление и убегание

Легче почувствовать сопротивление оппонента, чем его убегание, так как вы можете ощутить наличие физическое силы, когда он сопротивляется. Чтобы почувствовать его убегание, требуется больше мастерства и чувствительности, но награда велика, так как вы можете воспользоваться его слабым местом и закончить состязание в свою пользу.

Расслабление, или даже лучше «Сун» (подробнее об этом читайте в другой моей статье – Важность достижения Сун), является ключом к обнаружению слабых и сильных мест вашего оппонента.

Вот примеры из ситуаций в Толкающих руках, чтобы проиллюстрировать то, как вы можете обнаружить сопротивление и убегание вашего оппонента.

Предположим, что вы делаете обычное «Сы чжэнь туй шоу» (упражнение Толкающие руки из четырех частей – Пэн, Люй, Цзи, Ань) с другом или соперником. Вы оба выставили вперед правую ногу и соединили руки друг с другом (ваше правое запястье прижато к его правому запястью, и ваша левая ладонь расположена на его правом локте, а его левая ладонь лежит на вашем правом локте), чтобы сформировать форму отражения (Пэн). Затем он двигает свою руку вперед, чтобы сделать прием «Пэн» или отражение, пытаясь вывести вас из равновесия. Чтобы сделать контрприем, вам нужно повернуть поясницу и ягодицы, и передвинуться (или сесть) назад; затем ваши руки повернутся, чтобы сделать откат и направить оппонента вправо от себя и назад.

Если у вашего оппонента хороший уровень мастерства, то он раскрепостит ягодицы и продолжит двигаться вперед к вам, пока его правая рука не приблизится к вашей грудной клетке, и он не окажется на грани потери равновесия. Затем он положит левую ладонь на внутреннюю сторону своего правого локтя (или запястья) и повернется направо, для того чтобы не пойти туда, куда вы хотите его направить. В это время он продолжает атаковать вас приемом надавливания (Ань). Его правое предплечье и его левая ладонь соединяют усилия и нажимают в направлении вашей грудной клетки. Теперь ваша очередь раскрепощать ягодицы и поворачиваться влево для нейтрализации (его давления). В этом случае ваш оппонент не делает ошибок – ни сопротивления, ни убегания.

Но если у вашего оппонента недостаточно мастерства, то он не сможет раскрепостить ягодицы и следовать (продолжить двигаться вперед). Он быстро положит левую ладонь на внутреннюю часть своего правого локтя (или запястья) и повернется направо, чтобы сделать надавливание. Когда вы почувствуете, что его надавливание (Ань) не имеет внутренней силы, которая продолжает двигаться вперед, его энергия утекает (потому что он не делает отражение (Пэн) до конца, что делает его надавливание неэффективным, и его энергия движется обратно слишком рано). Вы можете воспользоваться этим моментом и вытолкнуть его из равновесия.

Если оппонент следует вашему откату (Люй) и пододвигается ближе к вам и делает надавливание (Ань), вы должны раскрепостить ягодицы и повернуться влево для нейтрализации, после этого вы сможете сделать контратакующий толчок (Цзи). Если вы примените толкание (Цзи) без предварительной нейтрализации надавливания, то тогда вы будете использовать силу против силы, что является сопротивлением. В этот момент у вашего оппонента хорошее положение тела (Шунь-цзин), а у вас – нет (Бэй-цзин). Равновесие потеряете именно вы.

Если вы делаете более простое и распространенное «Шуан шоу пин юань туй шоу» (упражнение Туйшоу с горизонтальным кругом двумя руками), где вы и ваш партнер просто выполняете горизонтальные круги руками без приемов надавливания. Когда вы толкаете первым, он делает отражение и затем откат. Потом наступает его очередь толкать.

Каждый из вас должен делать все приемы до их конечного положения (Дао-вэй). Когда партнер толкает, он должен быть нацелен и толкать в направлении вашего центра. Делая контрприем, вы сначала отражаете (позволяете ему согнуть или отодвинуть назад вашу руку), а затем делаете откат. И вы оба будете снова и снова повторять это, вращая горизонтальные круги.

Вы будете часто обнаруживать, что многие участники Толкающих рук не выполняют прием толкания (Цзи) до конца. Они толкают только до половины пути, а затем делают откат (Люй), думая, что они в безопасности. Но на самом деле они убегают. В другом случае, когда вы толкаете их, они излишне делают отражение (Пэн) и используют слишком много силы рук, что создает сопротивление.

Говоря кратко, выполняйте четыре приема – отражение, откат, надавливание и толкание – до их конечного положения, и не переходите на половине пути к другому приему; это хороший способ избежать сопротивления и убегания. Если ваш оппонент не следует этому правилу, воспользуйтесь его ошибкой.


Как нарушить равновесие оппонента

В статье, озаглавленной «Шуй Нэнь Хэ, Шуй Нэнь Ин», своей книги «Чэнь Ши Тайцзицюань Ли Чань Вэй» гранд-мастер Ма Хун предложил хороший способ следования и нарушения равновесия вашего оппонента, делая его «Ян» более «Ян», и его «Инь» более «Инь». То есть способ выведения его Инь и Ян из равновесия.

Например, когда ваш оппонент толкает (у него Ян), вы отодвигаете свою поясницу и ягодицы с его пути и вынуждаете его продолжить движение вперед (например, выполняя что-то подобное откату). Это сделает его Ян более Ян, и он обнаружит, что ему тяжело сохранять равновесие, и захочет двигаться назад.

Когда он движется назад, вы не должны препятствовать этому; дайте ему толчок, чтобы он двигался назад еще быстрее. Это сделает его Инь более Инь. Теперь он обнаружит, что ему опять тяжело сохранять равновесие. В любом из этих случаев, он находится под вашим контролем, а также полностью в ваших руках.

Также, согласно мастеру Ма Хуну, вы можете заставить вашего оппонента совершать ошибки, делая противоположные вещи. Например, если вы хотите толкнуть оппонента, то сначала его потяните. Если вы потянете его руки вниз к себе, то он, конечно, будет пытаться поднять их вверх и отодвинуться назад – убежать. Тогда вы просто последуете и вытолкнете его из равновесия. Это в точности соответствует тому, что говорится в классике Тайцзи: «Если вы хотите двигаться вперед, сначала двигайтесь назад, и наоборот; если вы хотите двигаться вверх, сначала двигайтесь вниз, и наоборот…»


Старайтесь следовать, а не двигаться первым

Когда я практикую Толкающие руки, я обычно не делаю первого движения. Я просто плотно прижимаю свои руки к партнеру или ученику и жду, чтобы он двинулся первым. Однажды, когда один из моих учеников, который три года занимался со мной Толкающими руками, толкнул вперед, я последовал и отвел его вправо и назад от себя. Когда он сделал откат, я вывел его из равновесия. Он был большой и сильный, и гордился своим мастерством в Толкающих руках, поэтому он был расстроен. Я сказал ему: «Если ты двигаешься первым, ты проиграешь поединок. Ты должен расслабиться и постараться чувствовать и двигать твоего оппонента».

Другой ученик был озадачен моим высказыванием. Когда наступила его очередь в Толкающих руках со мной, он сказал, что если оба из нас не двигаются, то как тогда мы сможем выполнять Толкающие руки. До того, как он закончил говорить, он был отброшен на землю. Я спокойно применил энергию Пэн и обнаружил, что он не сконцентрирован, и, поэтому, его энергия движется назад – он убегал, а я просто последовал.

В поединке или практике Толкающих рук, если ваш оппонент не двигается первым, ваши руки должны плотно прилипнуть к нему и применить немного энергии Пэн, что заставит его двинуться первым. Затем последуйте за его движением и эффективно его используйте.


Три части должны следовать друг за другом

До того, как вы научитесь следовать за вашим оппонентом, три части вашего тела – руки, корпус и ноги – должны уметь следовать друг за другом. Другими словами, ваши корпус, руки и ноги должны работать как единое целое. Этого можно достичь только посредством практики форм Тайцзи.

К сожалению, немного людей знают, что формы Тайцзи являются основой Толкающих рук. Некоторые даже и не думают о том, чтобы практиковать формы Тайцзи, а хотят заниматься только Толкающими руками.

Во время интервью для журнала «У-линь», Ян Чжэнь-цзи (второй сын Ян Чэнь-фу, современного основателя стиля Ян) сказал журналисту Янь Хань-сю: «Ваше Кун-фу (мастерство, внутренняя сила и др.) не может повышаться при выполнении только Толкающих рук. Вы можете приобрести Кун-фу практикуя формы Тайцзи, а не Толкающие руки… Толкающие руки дают вам хорошую тренировку чувствительности (чтобы вы могли чувствовать энергию или внутреннюю силу оппонента), быстроты (способности быстро двигаться) и возможность сделать выброс силы.»


Заключение

Если вам сложно следовать за движениями оппонента, начните усердно практиковать формы Тайцзи. После двух или трех тысяч часов практики вы обнаружите, что ваши суставы раскрепощены, а внутренняя сила увеличилась, и вам уже не так трудно следовать за оппонентом.

Ту-Кай Лам 


В избранное