Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств СИНЪИЦЮАНЬ: ИСКУССТВО БОЯ, МАСТЕРСТВО ЖИЗНИ


...Когда речь заходит о боевых искусствах, многие сразу вспоминают о японских самураях и ниндзя, о таких хорошо известных в нашей стране японских и корейских видах единоборств, как карате, айкидо, таэквондо. Китайское боевое искусство - ушу - далеко не так известно и куда менее популярно. В этом есть большая «историческая несправедливость», ведь именно Китай - прародина всех восточных единоборств. Китайцы убеждены, что «воинскому искусству» в их стране столько же лет, сколько и самой китайской государственности, то есть возникло оно еще за 2-3 тысячи лет до нашей эры. 
Профессиональная армия в древнем Китае была невелика, но хорошо подготовлена. «Вести людей на войну, не обучив - значит, предавать их», - учил великий мудрец Конфуций, и китайские военачальники всегда обращали особое внимание на индивидуальную боевую подготовку своих воинов. Поговорка времен династии Хань гласила, что один солдат императорской армии стоит шестерых «варваров». Впрочем, война никогда не была в Китае почетным делом, и высшим умением считалось умение «побеждать, не воюя». Это требование и стало одним из краеугольных камней всех китайских боевых искусств. Так уже с древности «искусство боя» вышло за рамки чисто практического применения и стало связываться с воспитанием характера, укреплением физических и духовных сил, самосовершенствова-нием, а занятия «кулачным искусством» стали неотъемлемой и важнейшей частью народной культуры. Легендарный монастырь Шаолинь в горах Суньшань провинции Хэнань - это одна из таких школ, известная сейчас во всем мире, в основном благодаря гонконгским и американским боевикам. Головокружительные трюки, виртуозные приемы боя, отточенная техника мастеров кулачного боя назывались в этих фильмах словом «кунгфу» или «гунфу» - по-китайски это слово как раз и означает «мастерство», и поначалу на Западе именно этим словом стали обозначать китайские боевые искусства. 
Но шаолинький монастырь был, конечно, не единственным местом, где упражнялись в боевых искусствах. И в горах Суньшань, как и в других местах Хэнани, и в соседних провинциях - Шаньдуне, Шаньси, Хэбэе - складывались свои школы рукопашного боя. В этих школах искусство кулачного боя сочеталось с древними практиками медитации, даосскими методиками «пестования жизненности» и об-ретения долголетия. Ушу практиковали не только монахи - для них оно было хоть и важным, но все же не основным занятием. Мастера ушу ценились в армии, как наставники военного дела. При сдаче экзаменов для военных чинов был обязателен и экзамен по ушу. Для бедняков владение ушу давало шанс выбиться в люди - стать охранником караванов, телохранителем, а впоследствии - завести свое дело или поступить на службу. Практически в каждой деревне был свой наставник ушу, обучавший своему искусству деревенских ребятишек. Ушу оказывались причастны все слои китайского общества - от высшей аристократии до беднейших крестьян.
И в наши дни родители, отдавая ребенка в секцию ушу, хотят как можно скорее увидеть позитивные результаты. Какую пользу принесет ушу ребенку уже через несколько месяцев тренировок? Ответом на этот вопрос мы и завершим наш краткий экскурс в мир боевых искусств: дети становятся более сильными, ловкими, гибкими и выносливыми, улучшается осанка и координация движений, укрепляется иммунитет, улучшается самочувствие. С первых же занятий ребята учатся самодисциплине, терпению, учатся работать в коллективе и преодолевать себя и, что особенно важно для детей и подростков, начинают понимать, что любое действие имеет свои последствия и учатся осознавать последствия своих действий.

Среди десятков тысяч школ были схожие по принципам и приемам, обычно их возглавляли ученики одного и того же мастера. Такие школы объединялись в «стили». Самые известные за пределами Китая стили - это «шаолиньцюань», то есть «стиль монастыря Шаолинь», «тайцзицюань» - «кулак Великого предела». Как ни удивительно, и акробатические трюки шаолиньцюань, и плавные, текучие движения тайцзицюань, при всей их внешней несхожести, решают одни и те же задачи - как говорят китайцы, «укрепляют жизненные силы организма» и учат, как этот самый организм защищать от любых не-благоприятных воздействий, в том числе и от прямого физического насилия. В названии стиля в афористичной форме бывает выражена вся его суть. И вместе с тем постижение смысла этих двух-трех иероглифов требует многих лет тренировок...
Три иероглифа, составляющие название стиля «синъицюань» - «син», «и», «цюань» на русский можно перевести несколькими способам: «кулак формы и воли», «воля, явленная в кулачном искусстве», «стиль воплощенного намерения».
История создания любого стиля ушу - это скорее красивая легенда, чем строгий перечень дат и фактов, а легенде необходимо, например, проследить традицию стиля от «глубокой, золотой» древности. Так в родоначальниках многих школ оказываются величайшие мудрецы и учителя древности - Бодхидхарма, принесший в Китай буддизм, легендарный основатель даосизма Лаоцзы, даосский отшельник и святой Чжан Саньфэн. В синъицюань таким полулегендарным основателем называют военачальника эпохи Сун по имени Юэ Фэй. Историю его жизни, военных побед и гибели по навету предателей знает любой китаец. Как стратег и военный наставник, он учил, что победу в бою обеспечивает «следование волению Неба», тем самым обозначив один из важнейших принципов синъицюань. Ушу конкретно и практично: это боевые приемы для нападения и защиты, разделенные на отдельные формы и собранные во взаимоувязанные комплексы, упражнения для тренировки силы, ловкости, гибкости, выносливости, техники правильного дыхания, расслабления и сосредоточения. Но, помимо этого «внешнего» содержания, «высшее мастерство» в ушу всегда считалось сакральным, а способы его достижения были священной тайной школы. Неудивительно, что каждая школа стремилась скрыть от посторонних свою истин-ные, сокровенные корни, истоки школы. Для этого зачастую историю специально запутывали, нередко создавали ложные истории, так сказать, «для внешнего пользования». Синъицюань в этом смысле не исключение. Вот наиболее правдоподобная история создания одного из самых знаменитых и вместе с тем самых «закрытых» от непосвященных стилей ушу. 

...Более трёхсот лет назад в Китае, в провинции Шаньси жил некий Цзи Цикэ. Он происходил из зажиточной семьи, был образованным человеком, служил армейским наставником по военному делу. Он славился на всю округу своим бесподобным владением копьём и выполнял приемы с такой скоростью, что его прозвали «чудесным копьем». Легенды утверждают также, что он был человеком высочайших духовных достоинств, что он постиг гармонию Неба и Земли, что ему были открыты тайны древних трактатов, искусство врачевания и даосская наука «пестования жизненности». И Цзи Цикэ, постигший единство всего сущего, решает перенести принципы боя с копьем на кулачное искусство - ведь разве рука как оружие хуже меча или копья? И Цзи Цикэ начинает разрабатывать новый стиль кулачного боя. С технической стороны в его основе лежат методы боя с копьем, а с теоретически-философской - даосская схема пяти первостихий. По представлениям даосизма, весь мир состоит из пяти первостихий - металл, дерево, вода, огонь, земля, которые, взаимодействуя между собой, рождают все бесчисленное множество вещей, в том числе и самого человека. В синъицюань каждому из этих элементов соответствует один прием. Например, элементу «металл» соответствует рубящий удар ладонью или кулаком, ко-торый называется пи. Второе движение, бэн - прямой удар вперед - соответствует дереву. Буравящий удар цзуань соотносится с водой. Пао, или «взрывающаяся хлопушка» - это удар одной рукой с одно-временным блоком другой это огонь. Хэн - «отводящий», или «диагональный», удар - соответствует элементу «земля». Традиционные комплексы синъицюань строились по имевшимся в даосизме схемам взаимодействия пяти первостихий: «взаимопорождения», «взаимоподавления», «взаимодействия». Таким образом, выполняя любой комплекс синъицюань, мы словно воспроизводим рождение и развитие мироздания. Самый известный комплекс синъицюань, ставший его визитной карточкой, - это комплекс «пяти взаимосвязанных первостихий».

Синъицюань - это не только боевые действия - удары и блоки, но и постижение «внутреннего искусства» - нэйгун или цигун. Нэйгун - это и искусство управления энергии ци, и тренировка сознания, умение регулировать свой волевой импульс. «Внутреннее искусство» является важнейшей составной частью синъицюань. Постепенно, учась управлять собственными энергетическими ресурсами, боец переходит от использования физической силы к применению импульса, идущего изнутри тела. Техника нэйгун включает в себя десятки различных упражнений. Про синъицюань нередко говорят, что весь этот стиль является полной и целостной системой нэйгун. Неслучайно первый раздел стиля - «пять первоэлементов» - связывают с иероглифом и - «воля». Синъицюань начинается с искусства управления собой и продолжается в «искусстве быть другим». Мы имеем в виду второй крупный раздел стиля - «формы животных». 12 священных животных - это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, ястреб, курица, ласточка, змея, птица тай, орел и медведь. В отличие от подражательных стилей ушу, превратившихся из боевого искусства в танец, синъицюань не требует максимально точного копирования движения того или иного животного. Задача здесь - уловить и воплотить в движении боевой дух и внутренний настрой схватки, «стать» этим животным, не переставая оставаться человеком. 
Как вы уже поняли, любимое оружие синъицюань - это копье. Но так как кулачные приемы синъицюань были первоначально трансформированы из принципов работы с копьем, обратная трансформация проходит так же легко, будь то копье или шест, прямой меч-цзянь или изогнутый меч-дао, алебарда да-дао, цепь, мечи-крюки, трезубцы или ножи... Для мастера синъицюань оружием может быть все, что попадется под руку. Работа с оружием в синъицюань полностью базируется на разделе «кулак пяти первоэлементов» - те же передвижения, принципы атаки и защиты, теория удара. Синъицюань - практичный и высокоэффективный стиль, недаром именно его в XVIII-XIX вв. предпочитали охранники торго-вых караванов и личные телохранители, а в наши дни его приемы осваивают полицейские и сотрудники спецслужб Китая.
Но этим стилем увлекаются и те, кому ни по долгу службы, ни «по жизни», скорее всего, не придется проверить на практике свои боевые навыки. Тогда зачем их так упорно осваивать? Дело в том, что за приемами и движениями синъицюань скрывается намного более глубокий смысл, чем обучение кулачному бою. Осваивая конкретные приемы нападения и защиты, человек учится владеть своим телом, контролировать дыхание, управлять сознанием. Умение побеждать в синъицюань неотделимо от умения понимать, или, как здесь принято говорить, «слышать» своего противника. А умение вслушиваться в окружающее - это первый шаг к построению гармоничных отношений с миром, к «следованию общему потоку мироздания» - к тому, что в Китае принято обозначать уже знакомым нам словом «гунфу». Синъицюань, формировавшийся прежде всего как боевая система, оказался уникальным средством гар-монизации и оздоровления и тела, и души, и сознания. Как говорил знаменитый мастер Сунь Лутан, «путь кулачного искусства требует лишь упорной тренировки собственного тела для устранения болез-ней и обретения долголетия». То, что занятия синъицюань дают мощный оздоровительный эффект, в Китае известно давно. Немало историй начинаются с того, что отец приводит к мастеру синъицюань бо-лезненного и хилого подростка, и после нескольких лет занятий тот сначала забывает о болезнях, а потом и сам становится мастером. В современном Китае движения из раздела «пять первоэлементов» используются при лечении заболеваний печени, почек, легких. Синъицюань нередко начинают заниматься и в 40, и в 50 лет, когда ни о каких активных занятиях спортом, казалось бы, уже не может идти и речи, - а мастера синъицюань и в 70, и в 80 лет демонстрируют чудеса владения своим телом, реакции, силы и скорости...

Неудивительно, что синъицюань становится все более популярным за пределами Китая, в том числе и в нашей стране. Мы уже называли имя Цзи Цикэ - легендарного основателя стиля. Одним из последователей Цзи Цикэ был Ли Лонен, придавший стилю стройность и законченность и воспитавший целую плеяду знаменитых бойцов и великих мастеров. Этот традиционный синъицюань, с середины XIX века передававшийся учениками Ли Лонена из поколения в поколение, в настоящее время препода-ется в России, в нашей «Лиге синъицюань». 


В избранное