Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Традиция кулачного боя Эмэйского направления


Если проследить историю культуры Востока, то трудно не заметить, что ее развитие очень тесно связано с традицией. Новое развивается на основе старого, используя базу знаний, которая строилась веками. Так из поколения в поколение увеличивался объем системных знаний, использующий в основе древние первоисточники. Наибольший вклад в развитие философии и науки Дальнего Востока, несомненно, внес Древний Китай. Его мудрецы оставили богатейшее наследие трудов по всем сферам жизни от основ мироздания до культуры потребления пищи. Импульс был столь мощным, что какую бы школу Дальнего Востока мы не рассматривали корейские боевые искусства, японскую икебану или вьетнамские оздоровительные системы, разматывая ниточку традиции, мы обязательно придем к китайскому источнику, будь то учение Конфуция, дыхательные системы цигун или первый чаньский монастырь Шаолинь. Сила традиции оказалась столь устойчивой и жизнеспособной, что она не только не угасла, но и без труда приспособилась к современным условиям жизни. Ведь «мудрейшие мужи» не просто описывали события, происходившие в государствах тех далеких времен, а, прежде всего, излагали базовые закономерности, по которым существует любая крупная система, состоящая из большого количества людей.Традиционно философию и этику Дальнего Востока формировали даосизм, конфуцианство и буддизм, именно поэтому сейчас можно встретить современного китайского бизнесмена, обладающего глубокими познаниями в этих областях. Можно не сомневаться для него это не пустое умствование или вопросы религии, а сугубо практическая вещь. Знание принципов древнеклассической науки управления государством, считается для любого восточного менеджера обязательным. Важной чертой восточного миропонимания является постулат о единстве всех сфер жизни, таким образом, все процессы будь-то развитие экономики политики культуры или даже строительство дома в представлении восточного человека подчинены одним законам. Различаются только конкретные проявления этих законов и хотя китайская традиция претерпевает радикальную оценку образов культуры и подчиняется принципу цивилизации с ее господством технологических систем и идеологического истолкования мира, она не изменяет закономерностям, изложенным в древних первоисточниках. Это определило особенности восприятия китайской традиции в сопредельных странах Корее, Японии, Вьетнаме и западном мире. Важно отметить, что элементы традиционных школ, например, кулачное искусство в меньшей степени в сопредельных странах и больше в западных все настойчивее оценивались с точки зрения либо практической пользы, например, рукопашного боя либо укрепления здоровья. Достаточно сравнить названия отдельных школ японских боевых искусств, выражающих как правило некий абстрактный принцип практики, и определяющий себя как отдельный «путь» (до) совершенствования с названиями китайских школ, неизменно конкретными и метафоричными.
    Чем же обусловлена традиция кулачного боевого искусства Эмейского направления? Прежде всего, нужно отметить, что возникновение, формирование и развитие кулачного искусства Эмей-пай протекало в русле религиозно-философской доктрины даосизма – учения о бессмертии, которое претерпевало определенные изменения на протяжении исторического развития этой религии, однако весь основной набор идей и концепций, лежащих в фундаменте данной доктрины, остался неизменным. Еще одной предпосылкой является то, что традиция кунгфу - явление чисто китайское, не получившее развитие у других народов Дальнего Востока, именно вследствие различия типов цивилизаций Китая и сопредельных с ним стран. Рассмотрим одно из основных понятий мировоззрения, сформированного даосами Древнего Китая. Поскольку космос, как целое (Небо и Земля), является вечным, его структурные элементы преходящи, но вся система и связи между составляющими постоянны, постольку вечным может и должен быть его уменьшенный аналог – тело человека. Поэтому даосская практика обретения бессмертия во многом ориентировалась на восстановление отступившего от Дао субъекта утраченных, непосредственных связей и соответствий человека и мира, приводящая к сакрализации и бессмертию человека, его сущности и актуальному выявлению в нем всех потенциальных наличных характеристик сакрального Космоса. Именно поэтому бессмертие зачастую принималось как результат следования «Собственной природе» в ее первозданности, а соответственно и следованию Дао. Представление даосов о недуальной двуполярности человеческого существа, как органического единства, психических и физических характеристик, нашло свое отражение в двух аспектах пути бессмертия. Во-первых, совершенствования тела (гимнастические упражнения, боевая практика кунгфу и дыхательные упражнения, макробиотика). Во-вторых, совершенствование духа (медитативное созерцание, техника визуализации, развившаяся в 11-ом веке, в доктрину одновременного совершенствования духовной сущности син, выражающая сознательно рациональное психическое начало и жизненность мин). Согласно даосской традиции совершенствование тела должно проходить в рамках определенной психофизической практики, результат которой продление жизни человека, как единого психосоматического целого соотносимого с макрокосмом. Обретение нового сакрального статуса, рассматривающегося в даосизме как особое совершенное психическое состояние получение вследствие этого особых сверхъестественных сил и способностей. Как следствие были разработаны сложные тренинг-технологии развития и совершенствования тела, позволявшие целостно воспринимать и синтезировать внешний и внутренний мир.
    Рассмотрим действие системы пяти первоэлементов. Эта система позволяет правильно распределить нагрузки, вовремя развить нужные качества и создать предпосылки для перехода от простого к сложному, не нарушая общей гармонии внутреннего совершенствования и взаимодействия с внешним миром. Система пяти первоэлементов, описывающая взаимосвязи пяти стихий, может находиться в двух состояниях. Первое - порождающее состояние: огонь, земля, металл, вода, дерево. Второе - подавляющее: огонь, металл, дерево, земля, вода. Она может проецироваться на мир природы и мир человека. Рассмотрим действие этой системы в ходе занятий кунгфу в стиле Эмей-пай. Расположив первоэлементы в последовательности порождения, и спроецировав качества, которые необходимо развить в ходе занятий на систему первоэлементов получим следующее соотношение. Огонь соответствует скорости. Земля соответствует дыханию, металл - форме, вода – силе, дерево – точности. Практикуя развитие этих качеств необходимо соблюдать меру и порядок. Если Вы, практикуя выполнение типовой формы Тао, заметили, что Ваши движения не обладают достаточной точностью, следует обратить внимание на развитие силы. Так как сила стимулирует точность, точность стимулирует увеличение скорости, скорость активизирует дыхание, дыхание стимулирует форму, форма стимулирует развитие силы, таким образом, круг замыкается и происходит гармоничное и сбалансированное развитие качеств в рамках системы. При этом важно отметить, что приведенный пример не отражает полной картины традиционнной практики школы кунгфу, так как воздействие на адепта ведется многопланово. С разных сторон одновременно происходит влияние несколькими технологиями. Успех зависит не только от своевременности усложнения, дающей стимул к действенности и жизненности самой практики, но и от способности адепта перестроить себя на новый тип восприятия, более динамичный, объемный и многоканальный. Практикующий должен научиться контролировать правильность движения в динамике, интенсивность дыхания и протекания энергии ци в теле.
    Важной составляющей даосской практики является психотехника. На первом этапе этой практики адепту нужно привести свою психику к стабильному состоянию. Этого можно добиться медитацией, цель которой прекратить «говорить мысленно», что дает возможность услышать протекание в своем теле более тонких процессов, таких как: работа внутренних органов, влияние дыхания на эмоциональное состояние и протекание энергии ци и здесь важнейшим аспектом является восприятие протекания внутренних процессов в динамике самого протекания. Что является в свою очередь предпосылкой для развития восприятия в динамике также и макропроцессов. У практикующего развивается навык чувствования непрерывности всех изменений, протекающих в его теле, его микрокосме. Когда эта новая способность принимает устойчивый характер, адепт начинает ее практиковать не только применительно к внутреннему (микрокосму), но и к внешнему (макрокосму). Канал восприятия непрерывности происходящих процессов в макрокосме постепенно расширяется, что в свою очередь способствует правильному формированию культуры движения практикующего кунгфу в рамках школы. В качестве примера можно привести подавляющее большинство школ кунгфу внутреннего направления, развившихся под влиянием даосизма, где идея непрерывности проявляется в характере движений, типовых форм Тао. В этих школах движения выполняются по изогнутым траекториям – кругам, эллипсам, спиралям, причем в окончания предыдущего приема, мягко вплетается начало следующего, наиболее наглядно это проявляется в стиле тайджичуань.
    Идея непрерывности восприятия имеет очень большое значение в даосских практиках. Для наглядности в качестве примера рассмотрим поведение двух человек. Первый – это обычный человек, не занимающийся даосской психотехникой, а второй практикующий ее. Жизнь первого наполнена переживаниями, эмоциональными стрессами, которые чаще всего не связаны с самим человеком. Это абстрактные события уже произошедшие, например, на работе по его вине сломалось оборудование. Если посмотреть на это со стороны, то ничего угрожающего здоровью или будущему этого человека не произошло. Он пока здоров и если его уволят, то вероятнее всего он найдет новую работу. Но если побеседовать с этим человеком, он перескажет Вам эти с события, как нечто важное, касающееся его самого. События уже произошли и ничего не изменить, но он будет вспоминать, предполагать, чтобы было, если бы он поступил не так, а по-другому, и убедить его не волноваться будет очень трудно, хотя логически он все понимает, но успокоится не сразу. В чем же здесь дело? Прежде всего, это дискретное восприятие, выделять и классифицировать, выбирать наиболее яркое, затем также порциями переживать эти события вновь и вновь в своем изображении. Следующим феноменом является то, что он не присутствовал в событии, когда оно происходило. Почему? Потому что в это время он был занят оценкой предыдущих событий, которые казались ему самыми важными в то время, когда происходило новое событие (поломка оборудования). Пользуясь термином даосизма, он не следовал Дао. Такой стереотип поведения является типичным для большинства людей, так как является следствием воздействия социальной среды, в которой выросли и сформировались. С раннего детства такого человека кодировали на данный стереотип поведения сначала родители, затем товарищи по школе, затем коллеги по работе. Психика такого человека настроена, по его собственной оценке, на схватывание самых ярких событий, которые вызывают наиболее сильные эмоциональные переживания. Такой человек привыкает находиться в режиме ожидания, с его точки зрения, ярких событий. Промежутки между этими событиями он попросту не замечает. Если они затягиваются, наступает депрессия. Теперь рассмотрим поведения адепта практикующего даосскую психотехнику. Его поведения будет отличаться коренным образом. Прежде всего, даосские практики формируют восприятие событий в динамике, во время, когда событие непосредственно происходит. Важным является то, что адепт-практик воспринимает себя и окружающий мир, как непрерывную цепь изменений событий, которые воспринимаются им как равнозначные. Он не пытается их оценить и эмоционально пережить. Он не отдает предпочтения одного перед другим и себя он видит равнозначным элементом в общей динамической картине изменений, что позволяет ему в свою очередь вовремя среагировать, приспособиться, влиться без противоречий и вовремя выйти без потерь из разных потоков происходящих событий.
    Хотелось бы привести жизненную ситуацию. В 2002-ом году в Харькове проводили соревнования по У-Шу. Рядом с нами расположилась команда выступающих какого-то клуба. По лицам участников было видно, что они волнуются и чувствуют ответственность за успех команды. Мне было слышно, как они это обсуждали. Перед началом выступления появился их тренер собрал их вместе и попытался воодушевить еще больше, в общих чертах его речь сводилась к тому, что они должны выступить как можно лучше, а иначе они не смогут занять призовые места, а следовательно не смогут принять участие в следующих более престижных соревнованиях. Результатом его воздействия стала еще более взвинченная, нервозная атмосфера в его команде. Когда они выходили на площадку для выступлений, можно было заметить, как сильно они нервничают. И здесь же недалеко другая команда маленьких детей другого клуба тоже «готовилась» к выступлению. Они бегали друг за другом, весело смеялись, двое вообще играли в какую-то игру фантиками, их тренер иногда мягко, но убедительно просил их не шуметь и не разбегаться, они на время останавливались, но затем продолжали снова. Когда они выходили выступать, некоторые, конечно, волновались, но нервозности не чувствовалось. На их механизм восприятия еще не был наложен стереотип дискретности, типичный для взрослых. Они были ближе к естеству, переживали события непосредственно, когда они происходили, их поведение не противоречило Дао. 

Галица А.Н.


В избранное