Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Маг-цзал - воинское искусство Тибета (часть 1)


Тибет - последний очаг некогда великого древнего государства Шан-шунг, чье влияние простиралось на тысячи километров с запада на восток и с юга на север. Суровая природа Тибета, где человек ежедневно был вынужден бороться за своё существование, сделала тибетцев отличными воинами - сильными, выносливыми, бесстрашными. Объединенные в VI-VII веках царями Намри Сронцзаном и Сронцзан Гампо, ранее разрозненные тибетские племена хлынули на плодородные и богатые земли древнего Китая, громя китайские войска и поражая китайских военачальников своим воинским умением и дисциплиной. Воинское искусство туфаней (древнекитайское название тибетцев) было столь совершенно, что китайцы считали его даром неких старцев-небожителей, которые, якобы, и обучали тибетцев. В действительности же всё обстояло гораздо проще. В отличие от китайцев, считавших себя "Срединной Империей" и презиравших остальные культуры как варварские, тибетцы всегда были открыты к знаниям других народов. А учиться им было у кого! Тибетское государство находилось на пересечении трёх древнейших цивилизаций: индийской, китайской и зороастрийской (среднеазиатской), знания которых и по сей день вызывают восхищение. Через Тибет проходили оживленные торговые маршруты, по которым шли не только купеческие караваны, но и великие Учителя и ученые древности: Шри Синха, Падмасамбхава, Камалашила, Шантаракшита, Атиша и многие другие. В результате мудрой внутренней и внешней политики тибетские цари Ярлунгской династии смогли создать Тибетскую империю, чьи границы простирались от долины Верхней Янцзы на востоке до гор за озером Манасаровар на западе, граничившую на севере с территориями тюркских племен и с гималайскими границами Индии на юге.

Воины Тибета впитывали знания и от индийских воинов-кшатриев, и от конников Средней Азии, и от самих китайских полководцев, родоначальников научного подхода к стратегии и тактике ведения войны. Различные традиции и Школы буддизма, йоги, даосизма, зороастризма и местного шаманизма - бон, взаимопроникая и обогащаясь породили уникальные системы психофизических практик, получивших в наше время общее название "тибетская тантра". Не удивительно, что, имея такой мощный теоретический и практический фундамент, как в стратегии ведения боя, так и в психофизической подготовке своих воинов, тибетские военачальники одерживали одну победу за другой, пока к их ногам не пала и сама древняя столица Китая - город Чанган. С падением Чангана началось усиленное взаимопроникновение тибетской и китайской культур. Из Китая в Тибет пришли такие фундаментальные философско-практические понятия как "Пять первоэлементов" (кит.: у-син), "Восемь триграмм" (кит.: багуа, тиб.: пар-кха), методы иглотерапии и акупунктуры (кит.: чжень-цзу) и многое другое.

Однако Тибет не только брал, но и давал. Прежде всего, он давал Китаю возможность почерпнуть из сокровищницы индийской культуры. В первую очередь, эти знания были связаны с йогическими индийскими практиками управления человеческим сознанием, энергией и телом, которые являются основой Ваджраяны (Алмазной Колесницы) - наиболее эзотеричной традиции буддизма. Немало китайцами было почерпнуто знаний и по индийской медицине Аюрведы, астрологии, философии, логике, географии, культуре. В Китае появилась сначала отдельные Учителя, а затем и целые монастыри Ваджраяны. Буддийская тантра или "школа мантр" (кит.: чженьянь-цзун или цзиньган-чен) пустила глубокие корни на китайской земле, оказав огромное влияние на все Школы собственно китайского буддизма, а также - существенно повлияв на практики "исконно-китайского" даосизма. Пройдя через территорию Китая, Ваджраяна, усилиями японского Учителя Кукая (774-835), проникла в Японию и там также пышно расцвела Школой Сннгон-сю, с мистическими практиками которой связаны такие японские системы воинского искусства, как нин-дзюцу, айки-дзюцу, айки-до, а также многие системы дзю-дзюцу и кэн-дзюцу.

В начале XIII века в Тибет вторгается армия Чингисхана. Хотя монголы легко завоевывают ослабленный междоусобными войнами Тибет, однако, они не находят там не только каких-либо сокровищ, но даже и пищи для своих лошадей и воинов. Победоносная монгольская армия потеряла в Тибете тысячи своих солдат без всяких сражений: голод и холод косили захватчиков надежнее всякого оружия. И в тот момент, когда монголы готовы были покинуть Тибет, мудрые тибетцы предложили им свои истинные сокровища - Учителей-лам. За всю историю человечества это, пожалуй, единственный случай, когда покоренное государство платит дань не золотом или имуществом, а учеными монахами!

Прошло совсем немного времени, и побежденные стали победителями: монголы не только приняли буддизм Ваджраяны, но и стали главными покровителями и "спонсорами" Тибета. О влиянии тибетских Учителей на монголов говорит следующий факт: великий монгольский хан Хубилай (1260-1294), основатель императорской династии Юань в Китае (1280-1368), провозгласил тибетского патриарха Школы Сакья-па - Пагба-ламу своим духовным учителем и "дядей", а себя, соответственно, - учеником и "племянником". Храмы Ваджраяны воздвигались по всему Китаю, в том числе и в его новой столице - Пекине. Опираясь на поддержку монголов, Учителя Ваджраяны начали активное распространение Дхармы везде, где ступали копыта лохматых монгольских коней. Буддийские храмы, сначала в виде передвижных юрт, а затем и в виде стационарных строений появились за тысячи километров от Тибета - от Амура до Дона. Бронзовые буддийские статуэтки с классической ваджраянской символикой найдены даже на территории Восточной Украины!

К чести тибетских Учителей, они никогда не пользовались военной силой монголов для насильственного обращения других народов "в свою веру". Буряты, тувинцы, алтайцы, калмыки приняли Учение Будды добровольно, покоренные не грубой силой, а мудростью и милосердием Дхармы. Более того, когда хан Хубилай обратился к сакьяпинским ламам с предложением "навести порядок" в буддизме, оставив только одну Школу Са-кья. Учителя выступили с решительным протестом, ценя индивидуальность и накопленную веками мудрость других традиций.

Свержение китайцами чужеземной династии Юань в XIV веке и установление национальной династии Мин (1368-1644) не слишком повлияло на Школы Ваджраяны. И хотя в Китае у "политического руля" встала китайская Школа Чань, тибетские Школы также не были обделены знаками внимания императоров Мин. Так, например, третий император династии - Юнлэ (1402-1425), благодаря своей политике покровительства тибетскому буддизму, даже был удостоен ламами почетного титула дхарма-раджа ("Царь Учения"). Сохранившиеся документы и хроники того времени говорят о том, что среди членов императорского двора и китайской аристократии было не только много простых последователей Ваджраяны, но и большое количество серьезных практиков буддийской тантры. В это же время идет серьезный взаимообмен практиками между ваджраянскими и чаньскими Учителями, а также - практикующими даосами. Особой активности этот обмен достиг в горах Эмэй, расположенных на территории современной китайской провинции Ченгду. Обусловлено это было, в первую очередь тем, что в этих горах, многие из вершин которых считаются священными как у буддистов, так и у даосов, всегда жило много практикующих монахов. Кроме того, эти горы находятся как раз на пути из Тибета в Китай, поэтому в эмэйских монастырях часто надолго останавливались странствующие Учителя-практики, совершенствуя в тишине горных обителей своё мастерство и обучая ему монахов.

В XVII веке Китай вновь попадает под чужеземное правление, на сей раз - вторгшихся с севера маньчжуров. Однако, благодаря тому, что большинство маньчжуров, установивших свою династию Цин (1644-1911), к моменту вторжения в Китай являлись последователями Ваджраяны, влияние тибетских Школ не только не ослабло, но даже возросло. В 1652 году ко двору первого цинского императора Шицзу (1644-1662), прибывает верховный иерарх и правитель Тибета, Далай-лама V - Агван Лобсанг Чжамцо (1617-1682). Мистическое могущество и ученость прославленного ламы настолько покорили молодого императора и его двор, что Шицзу пожаловал тибетскому иерарху высшее звание и печать "ди-ши" - "государственного учителя", тем самым объявив тибетскую Ваджраяну государственной религией маньчжуров. Так же поступил и следующий цинский император - Канси (1662-1723), объявивший беспощадную войну монахам монастыря Шаолинь и видевший в укреплении духовной власти Ваджраяны противовес мятежной Школе Чань. Он пожаловал звание "государственного учителя" Далай-ламе VII - Галсану Чжамцо (1657-1708). Не обделяли вниманием тибетские Школы и последующие правители Китая.

Само собой разумеется, что столь длительный период культурного обмена между Тибетом и Китаем не мог не отразиться и на такой сфере, как воинские искусства. Однако, если о китайских Школах воинского искусства известно уже довольно много, то о тибетских боевых системах, объединенных общим названием маг-цзал ("воинское искусство"), известно чрезвычайно мало. Вызвано это двумя главными причинами. Во-первых, в силу закрытости для европейцев Тибета, его культура стала объектом серьезного всестороннего исследования лишь в последние сорок лет, когда тысячи тибетцев вынуждены были покинуть Тибет в связи с его оккупацией коммунистическим Китаем. Среда эмигрантов были и сотни Учителей-лам, которые, учитывая изменившиеся реалии нашего времени, начали открывать перед Западом завесу ранее закрытых знаний Ваджраяны. Когда у нынешнего Далай-ламы XIV - Тензина Гьяцо спросили, почему тантрические практики, ранее державшиеся в строгой тайне от непосвященных, "рассекречены" сегодня, он мудро ответил, что в древние времена разглашение практик Ваджраяны действительно могло нанести серьезный ущерб людям. Однако, в наше время, когда человечество имеет в руках ядерное оружие, способное в считанные минуты уничтожить всё живое, нет смысла говорить об опасности тантрических практик. Более того, поскольку методы тантры являются наиболее эффективными для очищения человеческого сознания от ядов страсти, злобы и неведения, крайне необходимо распространять ее для установления гармонии в человеческих взаимоотношениях, тем самым, искореняя причины любой войны.

Продолжение следует......


В избранное