Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Психологическая подготовка бойца (1)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Психологическая подготовка бойца

Любое настоящее боевое искусство всегда существовало с одной целью: уничтожить противника. В современном мире войны приобрели технологический характер – ведение войны стало похожим на компьютерную игру. Например, в европейских армиях столкнулись с тем, что военные не способны выполнять свои задачи эффективно – они не готовы убивать сами. Одно дело нажать кнопку запуска ракеты, и совсем другое - самому перерезать горло.

Обычный мирный человек продолжает попадать в ситуации реального боя почти как в средневековье. Каждый день на улицах и в подворотнях вы сталкиваетесь с выбором: убить или быть убитым. Бывает в более мягкой форме - покалечить или быть покалеченным. Это объективная реальность. Люди идут заниматься различными единоборствами, но эффективность их занятий невысока. Почему? Просто люди не готовы действительно воевать на улицах. Так же, как не готовы воевать европейские военные. Можно привести пример спарринга – во многих школах заявляют о бое не на жизнь, а на смерть, но противники играют в бой. Стоит им столкнуться с "матерым" уголовником и все их мастерство уйдет в никуда. Часто можно увидеть, что ученик не то что убить, ударить против правил не в состоянии.

Вступая в бой нужно осознавать зачем вы это делаете. В бою есть два фактора, определяющих все ваши действия. Первый – это готовность убить противника. Второй – это готовность умереть самому. Если вы готовы драться не на жизнь, а на смерть – вы будете драться с полной самоотдачей. В противном случае вы будете подсознательно ограничивать себя. И ваша техника не будет безупречной.

Состояние, когда вы готовы убить или умереть сами в бою за свою правоту, я называю боевым состоянием. Это то состояние, когда человек готов пройти свой путь до конца. В данном состоянии человек максимально сконцентрирован на бое, его ресурсы оптимизированы. Это не есть нормальное состояние человека. Это серьезное испытание в жизни каждого человека. Испытание, которое человек должен вынести, если он человек. Способность пройти такое испытание называется безупречностью духа.

Когда вы не готовы убить, вы будете сдерживать силу удара, делать паузы когда противник упал вместо того, чтобы добить его. То есть вы будете терять время и возможности закончить бой, подвергая себя лишней опасности и давая противнику шанс на успешную атаку. А, как известно, раз в год и палка стреляет – даже мастера делают ошибки. И даже если вы мастер, риск пропустить случайный удар существует. Так зачем увеличивать возможный риск? Часто люди проявляют чистоплюйство, рассуждая на тему: зачем быть жестоким, зачем убивать. Особенно опасно, когда так рассуждают инструктора боевых искусств. Удар в каратэ, как и в любом другом стиле, когда им ломают несколько кирпичей, не предназначен ни для чего другого кроме как убийства.

Когда вы не готовы умереть – вы будете боятся. Ваши движения будет резкими и неуклюжими – страх сковывает движения. Посмотрите на спарринги в жестких стилях – противники боятся друг друга, при ударе они отскакивают на метр-полтора – когда достаточно было уклониться на 15 см. Соответственно, Вы будете терять в скорости и в возможности для успешной атаки. Если речь идет о единоборстве это еще допустимо, если же речь идет о бое с несколькими нападающими это непозволительно – секундная задержка может обернуться ударом в спину. Ко всему сказанному, страх может заставить человека превратиться в барана, добровольно идущего на бойню. Неоднократно приходилось видеть как человек добровольно отходил "за угол поговорить".

Страх убить или быть убитым естественен для человека. И если страх смерти и боли – это естественный инстинкт самосохранения, то страх убить или причинить боль другому человеку - основа человечности. Хотя животные тоже не убивают себе подобных. Человеческое общество не смогло бы развиваться если бы мы не уважали и не ценили жизнь и здоровье других людей. Тем не менее, жизнь не однозначна, и для бойца страх убить или быть убитым - это недопустимая роскошь. Как научиться не боятся? Во все века человек преодолевал этот страх двумя способами. Первый – это эмоциональная раскачка. Гнев и злость позволяют человеку войти в состояние аффекта и действовать очень эффективно. Можно увидеть как в боксе тренер кричит спортсмену "убей его" и прочее, заставляя спортсмена разозлится. Второй - это использование алкоголя или наркотиков. И первый и второй способы приводят в конечном итоге к побочным эффектам, разрушая психику человека. Посмотрите на людей прошедших горячие точки, у всех них серьезно травмирована психика, и вы поймете насколько большая проблема для человека - преодолеть естественные барьеры "не убий и не будь убитым".

Как научиться входить в боевое состояние и выходить из него и оставаться при этом человеком? Человеком со здоровой психикой. Для этого всегда существовали духовные или религиозные практики. Поэтому, когда в большинстве традиционных школ долго и много говорят о философии и практикуют медитацию – это не прихоть, а реальная необходимость. В христианстве перед боем всегда читали проповеди и исполняли духовные песнопения. Что имело тот же эффект, что и изучение философских истин и медитация в восточных школах. К сожалению, эти аспекты практики недооцениваются и не понимаются большинством практикующих. А зря. Потом мы видим искалеченную психику недавних победителей.

Во-первых, философия позволяет осознать, кто ты такой и какое место ты занимаешь в этом мире. И через призму миропонимания ответить на вопрос: когда и за что вы можете убить и когда вы обязаны убить, когда и за что вы должны умереть и почему вы должны умереть. Вы сможете осознать: способны ли в данной ситуации драться не на жизнь а насмерть, или, возможно, Вам лучше искать компромисс, избегая боя. Ведь если вы не готовы умереть или убить в бою – скорее всего вы отстаиваете пустую идею, не стоящею вашего внимания. Или, наоборот, вам пора к психиатру – ведь если вы готовы положить свою или чужую жизни из-за мелочи – это патология.

Во-вторых, медитация позволяет принять эти идеи и научиться достигать боевого состояния. Только медитативная практика дает возможность научиться безопасно входить в боевое состояние и выходить из боевого состояния без опасности психологической травмы.

Дополнительно к философии и медитативной практике желательно моделировать ситуации страха в повседневной жизни. Естественно, в современном мире нет возможности реально тренироваться на военнопленных и приговоренных к смерти, но это и не надо нормальному человеку. А вот научиться преодолевать осознанно и без эмоций некоторые барьеры необходимо. Для того, чтобы преодолеть страх убийства рекомендую поработать несколько дней на бойне. Вы будете убивать животных. Убивать потому, что у них такая судьба – они выращивались на мясо. И это будет ваша работа. Вы научитесь убивать, потому что так надо и относиться к этому как к работе. Помните, без медитации и четкого философского обоснования Вы можете легко потерять человечность на такой работе. Поэтому проводите такие испытания своей психики только под руководством опытного специалиста.

Также можно поработать санитаром в морге – так вы научитесь воспринимать смерть как должное. Вы поймете, что тоже смертны. И смерть станет для вас выбором, который вы сможете сделать сами и только сами. В тайцзи-цюань есть еще одно упражнение – поединок в толкающих руках на краю обрыва в горах. В любом случае, жизненные уроки самые эффективный способ преодолеть страх. Тем не менее, уроки нужны не ради уроков, и не ради возможности кому-либо что-то доказать. А чтобы выжить к возможной критической ситуации и остаться человеком. В противном случае вы потенциальный клиент психиатра.

Многие школы отрицают необходимость в бою убивать. Это отрицает и закон – по закону необходимая самозащита не должна приводить к смерти. Это идеал. Но для маленького человека защититься от группы здоровых и вооруженных амбалов можно только одним способом – быть мудрее их. И эта мудрость заключается в том, что не один грабитель или просто желающий поглумиться над вами не готов умирать. Он не готов ставить свою жизнь на кон. И если вы готовы защищать свои интересы не на жизнь, а на смерть вы становитесь в сто раз сильнее их. Ваш дух становится безупречным. Возможно вам не придется даже вступать в бой – с вами побоятся связываться. Не редки примеры, когда один человек заставлял отступить целую группу людей.

Каждый стиль имеет свою систему психологической подготовки. Помните: техника определяет только 10% реальной боеспособности. Оставшиеся 90% зависят от вашего внутреннего состояния. Поэтому, например в нейцзя ушу на изучение стиля уходит 10-15 лет. При этом технику стиля можно освоить за 2-3 года. Остальное время уходит на процесс внутреннего изменения.

Все сказанное выше рассчитано на людей со здоровой и устойчивой психикой. Попытка освоения данных концепций людьми психически нездоровыми и неустойчивыми может иметь печальные последствия. Поэтому я знакомлю занимающихся с данными концепциями не ранее как через год-два серьезных занятий. Первый же год практики посвящается пониманию себя и формированию стабильной системы ценностей.

Томилов Дмитрий, школа Тайцзи

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.wrestling.budo
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное