Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Физическое развитие детей

  Все выпуски  

Физическое развитие детей


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Рассылка Физическое развитие детей сайта Раннее развитие - www.danilova.ru

Физическое развитие детей

 

Выпуск № 10 от 27 сентября 2001 г.

 СПОРТ ДОШКОЛЬНИКАМ

"Виды спорта для трехлеток"
 Михаил Федотов
(окончание) 

ПЛАВАНЬЕ

Наверное, это единственный вид "малюточного" спорта, положительные результаты которого ни у кого не вызывают сомнений. Большинство авторов, чьи книги мы изучали, в том числе и Глен Доман, и Сесиль Лупан, пишут, что дети, плавающие с первых месяцев жизни, намного быстрее развиваются физически и умственно. Мы читали описания восьми-девятимесячных детей, которые без помощи взрослых переплывают бассейн, сами прыгают с бортика в воду, и достоверность этих описаний не вызывает у нас сомнений. Скрипалев пишет, что он учил детей плавать в ванной, и в четыре-пять месяцев дети спокойно опускали голову и выдыхали в воду.

Наши собственные достижения в плаванье описываются фразой: "Отрицательный результат - тоже результат". Так стоит ли, в таком случае, нам писать о плаванье?..

Все-таки стоит. Мы уже писали, что больше всего нам не хватает мелких кусочков чужого опыта, простых деталей, которые самим часто не приходят в голову. Так вот, никаких МЕТОДИК для обучения плаванью ребенка до года мы не нашли, ни в отечественной, ни в англоязычной литературе. Сами мы вложили много сил, чтобы, купая детей в детской ванночке, научить их выдыхать в воду. Ориентировались мы на советы Скрипалева и Никитиных. Наши занятия заключались в том, что мы погружали ребенка в воду, по одному совету, в положении на спине, предварительно подув ему в лицо (в этот момент ребенок задерживает дыхание); по другому совету - вниз лицом, пытаясь делать это в момент выдоха. Были какие-то крошечные успехи. А наш окончательный вывод таков: учить ребенка плавать должен специалист.

Без помощи тренера родителям не нужно производить эти испытания над детьми и собственными нервами. Делать это нужно в настоящем бассейне, лучше всего в домашнем, без хлорки. И купание не должно быть слишком длительным. Многие авторы пишут, что ребенок привыкает пить слишком много воды и может наступить "водяное отравление". В глубоких больших ваннах вы держите ребенка сидящим на дне, окружаете его плавающими или притопленными игрушками и, ничего не форсируя, даете ему возможность САМОМУ ОПУСКАТЬ ЛИЦО В ВОДУ, при этом, НИКОГДА НЕ ОСТАВЛЯЯ ЕГО ОДНОГО, и ни на секунду не расслабляясь. Ваши ошибки могут вызвать у ребенка серьезную водобоязнь, для преодоления которой понадобятся годы.

Особый случай - сильно недоношенные дети. Они должны много времени проводить в воде, и родителям необходимо разрабатывать собственные методики "вытаскивания" таких детей.

Эта глава остается для нас принципиально открытой, тем более что "макать" ребенка в воду - это настоящая нервотрепка.

 

ШАХМАТЫ

Главная цель нашей брошюры - не давать читателю рекомендации по инструкции №678 облспортсоюза, а предложить совместный поиск, поделиться опытом, в том числе и не совсем удачным.

Мы не считаем возможным обойти тему "Шахматы", но мы должны честно сознаться, что нам пока тут совершенно нечем похвастаться (мы говорим о возрасте до трех лет). Конечно, самое важное - это родительская преданность шахматам, а мы сами играем редко. Может быть, неудачи связаны с тем, что большая часть поиска пришлась на второй год жизни, но в этом возрасте ввести идею разных ходов мы не смогли, и только с горем пополам, нетвердо были выучены фигуры.

В шахматной литературе обучение в этом возрасте не обсуждается, и мы начали думать, что шахматную учебу надо разделить на основной и подготовительный этапы. Таким образом, мы пришли к мысли создать временные "предшахматы". Мы делаем доску, на которой вдвое меньше клеток,чем на обыкновенной, но клетки крупные, берем два набора фигур, лучше всего забавных - пусть это будут зайцы и волки, и начинаем осваивать понятие "съел". Или пусть это будут зайцы и кочаны капусты, хотя капуста, конечно, не может съесть зайцев. Но можно вводить движение в одном направлении, по временным правилам, по одной или по две клетки вперед и по диагонали. Мы должны постигнуть саму условность игры. Например, зайчиха-мама ходит на две клетки, а зайчата - на одну. Наш сын Федя в два года называл себя "вожаком", а своего младшего брата "просто самцом". Так вот, вожаки, предположим, ходят на две клетки, а рядовые самцы лишь на одну.

Это временные шахматы, понятно, что Каспарова за них будет ни усадить, но мы двигаемся в нужном напралении. Такую доску можно нарисовать на стенке холодильника и передвигать на ней магнитные фигурки.

Большинство сильнейших шахматистов современности начали играть в четыре-пять лет, но нам кажется, что родители-шахматисты, осваивая "предшахматы", которые они сами разработают, смогут существенно снизить этот потолок, веря в то, что раннее начало даст более глубокое погружение в шахматы и более тонкое владение этим искусством.

 

ЛЫЖИ. КОНЬКИ. ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ВИДЫ СПОРТА

Мы уверены в том, что занятия редкими, некоммерческими видами спорта ничуть не менее полезны для физического и умственного развития ребенка, чем любой самый престижный вид. Главное, чтобы родители чувствовали этот вид спорта и были в состоянии кропотливо им заниматься.

Эта глава также является для открытой, собственного опыта мы не имеем. В литературе существуют описания занятий конным спортом в возрасте до двух лет (а Доман пишет об индейских детях, которых сажают в седло в первый год жизни). В книге Сесиль Лупан можно прочесть об уроках верховой езды для младенцев.

В Америке на западных склонах появляется все больше малюток на лыжах. По сообщению очевидцев, они лихо катаются, хотя на вид им не больше трех лет. Правда, никакой литературы по этому поводу мы не обнаружили.

К сожалению, даже развитый капиталистический рынок не производит (во всяком случае, в массовом количестве) спортивный инвентарь младенческого размера. Мы слышали, что в Нью-Йорке и Лондоне существуют магазины для спортсменов-лилипутов, можно с ними списаться. Или делать крошечные лыжи и крошечные крепления самому.

О коньках мы уже писали: в два года и десять месяцев Федя Ф. мог проехать сорок-пятьдесят метров на тяжелых роликах своих старших сестер (на ПЯТНАДЦАТЬ размеров больше его ноги). Скорее всего, на льду ситуация будет аналогичной: ищите самые маленькие коньки, а ребенок к ним приспособится.

Говоря о коньках, нужно упомянуть необходимость специальной музыкальной подготовки, которая является существенной частью фигурного катания. В учебной программе для наших юных спортсменов есть часы, когда они смотрят записанные на видеопленку постановки классических балетов, к трем годам уже ориентируясь в этом мире, как-то чувствуя язык балета и получая от этого удовольствие. Музыка и танцы должны стать составным элементом жизни ребенка-фигуриста.

  ИЗ КНИГ

Из книги Никитиных 
"Резервы здоровья наших детей"
глава "Физкультура с пеленок... и даже раньше"

 

Гимнастика до рождения

     Ну какое, например, может иметь значение, много ли шевелится малыш у мамы до рождения или мало? Мы тоже не придавали значения этой "детали" и просто удивлялись, почему это наши ребята, еще не родившись, толкаются так сильно и так часто. Думали: такие уж они у нас сами шустрые. А то, что семья большая, что надо и приготовить, и обшить, и обстирать, что работы у матери дома невпроворот - одни полы держать в чистоте чего стоит, - тут мы никакой связи не предполагали.

     А связь, оказывается, не только тесная, но и прямая. Если мать постоянно занимается физической работой, много и энергично двигается, то у нее снижается насыщенность крови кислородом. Она, естественно, начинает усиленно дышать, а сердце ее чаще биться. А что делать ребенку, ведь и он ощущает нехватку кислорода! Тогда он начинает "брыкаться", шевелиться, его сердечко бьется чаще, и это сразу увеличивает количество крови, которое поступает к нему от матери. И кислорода добыто сколько ему требуется.

     Точно такая же картина получается, если в крови матери снизится содержание питательных веществ (это когда мать хочет есть). Ребеночек и тут начинает двигаться и тем самым "добывает себе хлеб насущный". Исследователями было подсчитано, что - подумать только! - через 1,5-2 часа после обеда он делает только 4 шевеления в час, а если мать не ела 10 часов, то 50-90. Разница громадная - в 20-30 раз! И при этом, как при всякой тренировке, происходит развитие, совершенствование и укрепление его мышц, сердца и всего организма.

     Оказывается, советовать женщине, ожидающей ребенка. "есть за двоих" и почаще отдыхать - значит оказывать ей медвежью услугу. При избытке еды и малоподвижном образе жизни матери младенец слабо шевелится и, значит, "не тренируется". И родится на свет физиологически незрелым.

     По данным лаборатории профессора И. А. Аршавского, количество физиологически незрелых новорожденных растет из года в год. Мы избежали этой опасности случайно (если и не полностью, то, во всяком случае, значительно) - жили в доме без всяких коммунальных удобств и домашним хозяйством занимались сами, маме приходилось волей-неволей много двигаться. Заодно "тренировались" и малыши еще задолго до рождения.

 

Без специальных занятий 

     Но вот новорожденный уже дома. Когда же и как начинать его физическое развитие, если к нему и прикоснуться-то страшно в первые дни? О том, что младенец намного крепче, чем это принято считать, мы узнавали постепенно. Оказалось, что немалую роль в развитии мышц играет... легкая одежда. Шутка ли, пока малыш не спит, он голенький или в одной распашонке. Ему прохладно, и, чтобы больше вырабатывалось тепла, у него сильно напружинены все мышцы. Врачи называют это "гипертонией мышц новорожденных". А стоит завернуть его теплее, как этот тонус сразу снижается, мышцы расслабляются. Значит, в первый же месяц благодаря прохладе тренируется и мускулатура.

     Но с первых же дней мы начинали заниматься и физкультурой. И первым "тренером" у нас в семье всегда становилась мама. Это и понятно. Никто с малышом так много не возится и так тонко его не чувствует, как мать, И поэтому она точнее всех может определить и его возможности, и его желания. Но я с самого начала старался помогать ей во всем и постепенно брал на себя все больше и больше "тренерских обязанностей". Я был не только тренером, но придумывал и делал спортивные сооружения в доме и во дворе, судил семейные соревнования и сам в них участвовал, а иногда даже превращался - для самых маленьких! - в "спортснаряд" и целый "спорткомплекс". Я же вел подробнейшие таблицы результатов физического развития наших детей с самого рождения и записывал в дневниках все их достижения. каждый шаг вперед.      Короче говоря, у нас в семье физическое воспитание в основном моя забота. Но мы поддерживаем друг друга и радуемся открытиям и находкам каждого.

     Однажды мама, например, заметила, что если с малышом энергичнее обращаться, то он как бы в ответ при этом напружинивается, напрягая мышцы. И наоборот, если перекладывать его с руки на руку или перевертывать очень мягко, нерешительно, его тельце остается расслабленным и вялым. Глядя на маму, и я смелее стал браться за младенца и чувствовал, как с каждым днем крепнет малыш - ведь брать его и переворачивать приходится десятки раз за день, никакая специальная зарядка не сравнится с этим упражнением по продолжительности и частоте, по напряжению всех групп мышц. И специального времени на занятия отводить не надо. Нужно только проследить, чтобы энергичное обращение не превратилось в грубоватое, резкое, неприятное для малыша и окружающих.

     Еще не зная о существовании многих врожденных двигательных рефлексов, мы заметили, что младенец в некоторые моменты (особенно перед кормлением) крепко хватается за пальцы взрослого. И это буквально с первых дней и недель жизни. Затем, к своему удивлению, мы обнаружили, что он с самого начала может даже висеть, ухватившись за пальцы папы или мамы.

     Начинали мы с того, что просовывали в сжатые кулачки новорожденного по пальцу и тянули его к себе, пока он не сядет. Посадим, а потом положим, посадим и снова положим. Это не доставляло неприятностей малышу, хотя он еще плохо держал головку и она у него отклонялась назад. А мы, радуясь за него, становились смелее. Месяцам к двум малыш уже вставал, держась за наши пальцы, при этом - очень важный момент - мы хорошо чувствовали, насколько он крепко держится. Обычно рекомендуют давать ребенку колечки и тянуть за них, чтобы малыш крепче хватался, но кольца, мне кажется, небезопасны: не чувствуешь ведь, насколько прочно держится за них ребенок. А пальцы сразу ощущают это, и, как только ручки ребенка начинали слабеть (через 5-10 секунд, а потом и больше), можно сразу осторожно положить младенца. Так легко определить возможности ребенка, и дать ему оптимальную нагрузку каждый раз, когда он берется за пальцы взрослого.

     Так же случайно мы обнаружили, что если положить малыша головкой себе на плечо и одной рукой держать его у груди, а другую подставить ему под пяточки, то он моментально упрется ножками в ладонь. Оказывается, это срабатывал "опорный рефлекс", и малыш выпрямлял и напрягал ножки настолько, что держал на них уже весь свой вес. Мы тогда еще не отдавали себе отчета в том, что, действуя так, развиваем у младенца природные рефлексы, превращая каждое прикосновение к нему в непрерывную и действенную гимнастику.

продолжение следует

 Подвижные игры

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

 

«Удочка». Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с мешочком на конце (удочку). Играющие перепрыгивают через веревку, когда она проходит под ногами, стараясь задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим.

«Перетягивание через линию». Участники встают друг к другу лицом на расстояние 1 м. Каждый игрок захватывает запястье соперника напротив, между ними проведена линия. По сигналу игроки начинают перетягивать друг друга. Побежденным считается тот, кто переступит линию обеими ногами. Продолжительность игры 2-3 минуты.

«Вытолкни из круга». В круг диаметром 3-4 м встают участники игры. По сигналу соперники начинают выталкивать друг друга из круга (выталкивать можно туловищем и руками). Побеждает тот, кто останется в кругу. Повторить 3-4 раза.

«Подними соперника». Соперники садятся на пол, упираясь ступнями друг против друга и держась за палку прямыми руками, начинают тянуть палку каждый к себе, стараясь поднять соперника. Побеждает тот, кому это удалось. Тянуть палку можно только на себя, не делая рывков в сторону или вверх.

продолжение следует 

СЕГОДНЯ В РАССЫЛКЕ

1."Виды спорта для трехлеток" (окончание)  Михаил Федотов

2. Из книги Никитиных "Резервы здоровья наших детей" "Физкультура с пеленок"

3. Подвижные игры для старших дошкольников и младших школьников

 

Новости "Центра раннего развития детей"
В воскресение 28 сентября состоится день открытых дверей, на котором будут сообщены все подробности занятий в нынешнем сезоне: темы семинаров, место проведения, стоимость.

Ждем москвичей по адресу: Большая Марьинская ул., дом 15, корпус 2, помещение "Культурного центра", 2 этаж. Справки по телефону 215-3006 и по адресу admin@danilova.ru 

.

НОВОСТИ САЙТА

26.09.2001

В "Публикациях" в разделе "Проблемные темы" читайте материал "Ребенок и компьютер".
В "Клубе родителей" в разделе "Рассказывают родители" - "Копилка опыта" читайте материал "Я - автомама!"
В "Кладовой" - пополнена коллекция "Скороговорок".

 

НАШИ РАССЫЛКИ

Рассылка 'Физическое развитие детей'

Рассылки Subscribe.Ru
Раннее развитие детей, развивающие игры
В мире игр и игрушек.
Физическое развитие детей
Здоровье и питание ребенка
Математика для дошкольников
  Новая рассылка!
Сайт "Раннее развитие" открывает новую рассылку "Математика для дошкольников".
Описание рассылки: Как научить дошкольника считать, решать простейшие задачи, познакомить с основами геометрии, развить логику, внимание, память. От простейших понятий - числа и цифры, математические действия, геометрические фигуры к более сложным - дроби, декартовы координаты, отрицательные числа. И все это - в играх и занимательных задачах! Авторские статьи, обзоры основных методик и пособий, выдержки из книг, описания развивающих игр, обзор литературы, советы родителей.  
 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Уважаемые подписчики! 
Если у вас возникают какие-либо вопросы или есть предложения и пожелания, мы ждем ваших писем по адресу: putnik@danilova.ru 

 НАШИ ТОВАРЫ

Спортивный комплекс "Карусель - 03" представляет собой треугольную (в плане) деревянную конструкцию, основу которой составляет шведская стенка. В комплект также входят: качели (или гимнастическая доска), кольца, трапеция, подвижная лестница.
Технические данные : Высота комплекса - 2.8м. / Ширина шведской стенки -60см. Габаритные размеры -60x100см / Нагрузка на детали -60кг.

ЗАКАЗАТЬ! 

 

 

  TopList



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное