Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Физическое развитие детей

  Все выпуски  

Физическое развитие детей


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Рассылка Физическое развитие детей сайта Раннее развитие - www.danilova.ru

Физическое развитие детей

 

Выпуск № 8 от 12 сентября 2001 г.

 СПОРТ ДОШКОЛЬНИКАМ

"Виды спорта для трехлеток"
 Михаил Федотов
 

ФУТБОЛ

Приходиться смириться: в сутках ограниченное количество часов. Вы, скорее всего , работаете, но даже если нет, в любом случае всеми видами спорта полноценно заниматься нельзя. И нам кажется, что правильнее выделить один вид спорта и довести его до блеска, чем касаться всего понемножку и всюду только скользить по поверхности.

Футбол - это вид спорта, который и по своей популярности, и по богатству движений, конечно, можно выбирать основным. Большое преимущество футбола и в том, что маленький рост не является здесь препятствием для достижения великих результатов. Замечательно, если у вас родился мальчик (хотя для девочек существует элегантный теннис, в котором, кстати, физические данные не так уж важны).

Какие задачи мы ставим, начиная играть с ребенком полутора - трех лет? Научиться бить по неподвижному мячу - с места и с разбега. Научиться ударам с лета. Научиться вратарской подаче мяча - выбиванию его из рук ногой и коленом. Начинаем учить тому, как вести мяч ногой. Учим падению назад на мат с попыткой в падении задеть мяч ногой.

Мы думаем, что в этом возрасте домашняя игра со взрослым полезнее дикой неуправляемой игры со сверстниками. Дома можно играть маленьким мячиком (можно самодельным – тряпочным), на маленькие воротики. Ребенку поочередно приходится то атаковать, то защищать ворота. Вносим понятие штрафного удара. Удары ногой в стеночку.

Достаточно отработки элементов, а пустить их в ход можно будет спустя пару лет. Учимся ударам головой и пяткой. Учимся попадать мячом в цель - в бутылку или в маленькие пустые ворота. Вбрасывание мяча двумя руками, пасы друг другу на увеличивающемся расстоянии.

Мы играем мячами разных размеров и разного веса, но большая часть тренировки проводится мячом, подвешенном за веревку на палке, что значительно сокращает все подготовительные операции.

Домашний футбол - это колоссальное удовольствие и отличная разрядка для взрослых. Если же у вас в семье только девочки, то их, конечно тоже можно учить ударам ногой, тем более что к тому времени, когда они вырастут, женский футбол и женский бокс уже займут свое место в программе олимпиад. Но, пожалуйста, не отдавайте своих дочек в бокс!

БАСКЕТБОЛ 

Многие сложные игры, такие как баскетбол и ручной мяч, совершенно не обязательно начинать осваивать в год. Но существует базовое "умение", его нужно выделить и постепенно накапливать. Мы уже писали о "любви к мячу", и такие приемы как ведение мяча, бросок одной и двумя руками, игра "об стеночку" - вполне могут вводиться в программу для двух лет, и к трем годам многие вещи у ребенка уже должны получаться.

Не менее важно наличие в доме крепкого баскетбольного кольца, обязательно с сеткой - дети это очень любят. Нужно кидать в кольцо маленькие мячи и вырабатывать точность. Нам самим очень нравятся кипарисные шишки. Каждый день во время прогулок в парке мы кидаем тридцать-сорок раз в цель - по звенящим столбам и оборванным афишам. Мы тренируем точную работу рук под контролем глаза, кидаем шишки с двух рук, но основная нагрузка идет на доминантную руку.

Рекомендуемое начало занятий - 2-2,5 года. Не забудьте, что мы входим в область действий, которыми управляет развитая кора головного мозга: при броске ребенок использует доминантную сторону тела, приближая максимальную зрелость своих движений.

РОЛИКИ

Большинство глав в этой книге ("Олимпийский чемпион в первые три года жизни") не касаются только нашего личного опыта, мы не стремимся ограничивать себя такими рамками. Но именно эта глава очень важна для нас, потому что, начиная заниматься роликами, мы шли по совершенно неизвестной нам "целине", а результаты получились сильными, обнадеживающими и полностью подтверждающими теорию, от которой мы отталкиваемся.

Нам удалось доказать себе правильность тезиса о том, что одна спортивная дисциплина должна быть доведена до максимально высокого уровня. Это сулит множество физических и умственных приобретений, очень сильно влияет на становление характера, на ощущение себя спортивной личностью, равной многим взрослым детям. Мы пишем, в основном, об одном ребенке, хотя сейчас наш опыт значительно расширился. И с разными детьми, с которыми мы общаемся, мы пробовали уже самое раннее начало катания - и в десять, и в пять месяцев. Федя Ф. начал заниматься довольно поздно. Мы уже ссылались на книгу Масару Ибука, президента японского общества раннего развития детей, в которой он рекомендует ставить ребенка на ролики в момент, когда тот учится ходить, а Феде было уже полтора года. К этому времени он давным-давно (с семи месяцев) ходил.

Вот главные положения, к которым мы пришли.

Начиная занятия до полутора лет, вы вынуждены ставить ребенка на пластиковые ролики типа "Фишер-Прайс". Лучше всего, чтобы они были с высоким сапожком, в который входит детская нога в обуви. Найти ролики подходящего размера невозможно и об этом вообще не стоит задумываться. Мы занимались в течение первого года на роликах,которые больше на ДЕСЯТЬ размеров, чем нога. И это не помешало ребенку блестяще овладеть каждой из пар, на которой он катался.

"Колеса" пластиковых роликов выглядят, как широкие цилиндры, катятся они не очень быстро, и ребенок быстро выучивается на них не ездить, а устойчиво вышагивать. И это нас вполне устраивает: ему все-таки постоянно приходится контролировать свою неустойчивую обувь, и обучение уже происходит.

Но уже к двум годам мы рекомендуем сразу ставить ребенка на "ножи", на однорядные "роллерблэйдз", и чем они быстрее, тем лучше. В первые месяцы учебы все катание происходит только за руку. Самостоятельное катание мало ускоряет прогресс, небезопасно и только тешит родительское тщеславие, а ребенок чувствует себя весьма неуверенно и испытывает дискомфорт.

Обратите внимание: для занятий "за ручку" у ребенка должны быть сильные руки, и это неотделимо от ежедневной брахиации. Ребенку нужно научиться держаться только за одну руку взрослого, повисать на ней, и это не должно повлечь за собой растяжения и травмы.

Вам нужно постараться забыть о том, что ребенок на роликах, и проводить занятия в интересных местах, где все внимание ребенка будет сосредоточено на витринах, клетках со зверями, ярких огнях, шумной музыке, и отвлечено от процесса учебы. Не надо концентрироваться на роликах, ненавязчиво и незаметно выработается привычка к ним, а потом уже и удовольствие от катания. И все только за руку!

А когда же он будет кататься сам?.. Доман часто пишет, что, придерживая ребенка за руку, вы служите плохую службу его вестибулярному аппарату, который привыкает полагаться на опору, зависеть не от собственного умения и т.д.

Мы пришли к совершенно другим выводам. Сейчас мы уверены, что все дети, с которыми ездят за руку, быстрее и увереннее начинают кататься и отказываются от помощи, когда могут без нее обойтись.Ребенок довольно быстро привыкает к роликам на ногах, несмотря на то, что они относительно тяжелые. Катание тренирует мышцы ног, живота, развивает чувство равновесия, ведет к какой-то невероятной растянутости, страхующей травмы.

Много месяцев ребенок не должен серьезно падать. При этом, разумеется, мелкие падения происходят, но они не очень чувствительны благодаря маленькому весу. Ребенку необходимо самому научиться ПРАВИЛЬНО ПАДАТЬ, взрослый научить этому не может. Как можно дольше не катайтесь на специализированных площадках, ребенку там будет только скучно. Переходить на площадку можно, когда ребенок начинает испытывать удовольствие от катания как такового, а до этого еще месяцы и месяцы учебы. Через достаточно короткий промежуток времени вы сможете "тащить" своего ребенка за собой по делам, вы убедитесь: это намного легче, чем возить его в коляске. Большие универсальные магазины, в которых такие ровные скользкие полы, были нашим главным "плацдармом", там мы быстро отказались от катания за руку. И в тех магазинах, где сторожа были настолько умны, чтобы понять разницу между двухлетним катальщиком и носящимся на роликах подростком (катание в супер-маркете, видимо, запрещено инструкцией), мы накатали самостоятельно десятки километров. При этом нам никогда не были нужны ни шлем, ни налокотники, ни наколенники. Необходимость в такой защите появилась только на роликовой площадке, когда мы стали осваивать склоны и горки.Отсутствие шлема и перчаток на площадке сразу снижает скорость учебы. Мы сделали специальные штаны с пришитыми наколенниками и взрослым наколенником, вшитым сзади и делающим безболезненными падения назад. Мы поняли, что "учить" ребенка невозможно. Все тренерские ОБЪЯСНЕНИЯ в два года не доходят до адресата. Но ребенок зато очень легко придумывает естественные ходы сам, нужно только создать ему возможность для эксперимента. Например, для отработки катания назад мы возили его по супер-маркету, он держался за тележку и ехал спиной вперед. Какие движения при этом производить ногами, он придумывал сам.

Главным недостаком учебы в супере является необходимость что-то покупать. Дети, которых мамаши возят в тележках для покупок, и Федя на роликах смотрели друг на друга с завистью. Но его "зависть" быстро прошла, как только он понял цену независимости и скорости передвижения. В 2 года и 4 месяца он легко пробегал 50 метров за тридцать секунд, в два с половиной года - за 26 секунд, 100 метров - за 42 секунды. К этому возрасту он уже легко лавировал между полками магазинов и без труда ездил спиной вперед (за минуту проезжая 50 метров). В 2 года и 7- 8 месяцев Федя легко проходил с нами по городу дистанцию пять-десять километров, где-то просто катясь за руку, где-то пробегая куски пути самостоятельно. Случалось, что он не снимал, да и не хотел снимать ролики по два-три часа. Мы придерживаемся старого голландского принципа: нравятся ли тебе серебряные коньки или нет, но иначе, как на коньках, до Амстердама не добраться. В солидных книгах по "детской физкультуре", с которыми мы сталкивались, рекомендуют пятилетним малышам на роликах кататься два-три раза в неделю по двадцать минут, чтобы не переутомляться. Феде эти книги мы решили не показывать.

К трем годам Федя на роликах пробегает 50 метров за двадцать секунд, а сто метров - за сорок-сорок одну секунду (мы говорим о свободном быстром катании без желания поставить рекорд или кого-то догнать).

Во время катания на площадке мы попробовали отказаться от тормоза, чтобы облегчить в дальнейшем переход ребенка на лед. Перемена оказалась неощутимой, он сразу приспособился к новым условиям торможения. 

Мы придаем большое значение регулярности занятий, особенно это касается катания с гор, с крутых спусков, перешагивания и перепрыгиваний через препятствия на площадке. Даже несколько минут в день могут поддержать уровень, иначе вы откатываетесь назади теряете все, что приобрели. Главное, что крутые спуски, повороты требуют известной решимости и смелости ребенка, и не нужно заставлять его все время совершать подвиги: если вы катаетесь каждый день, то, что казалось подвигом, превращается в привычное дело.

К трем годам мы освоили большое количество роликов. Существуют еще очень верткие двухрядные ролики, они требуют другого развития мышц, несколько иных движений ног и корпуса, и в течение дня мы хоть несколько минут катаемся на разных парах. Все-таки постоянные тренировки в любом виде спорта вызывают пресыщенность, и для нашего героя главное удовольствие - побегать без роликов. Но он хорошо понимает, что далеко идти без роликов - это большая нагрузка, и никогда от роликов не отказывается. И где-то после года тренировок появилась любовь к скорости на спусках, и он много раз подряд на площадке забирается на горы и съезжает вниз.

Практический вопрос: можно ли купить роликовые коньки в городе Н.? Этого мы не знаем. Жизнь подсказывает, что если вы чего-то хотите, достать всегда можно. К сожалению пришлось убедиться, что на дорогих роликах кататься намного лучше, чем на дешевых, и прогресс тоже ощутимее. Но это скорее исключение, чем правило: занятия спортом с ребенком можно постороить очень дешево, так что они будут по карману большинству семей.

Ролики ставят перед ребенком сложные задачи и совершенствуют его физические данные. В условиях севера ролики могут быть хорошим подспорьем лыжам и конькам - ведь кататься не обязательно на улице, можно и в школах, длинных коридорах, вестибюлях. Не забывайте, что все профессиональные игроки НХЛ, в том числе и Вейни Грецки, летом много времени катаются и играют в хоккей НА РОЛИКАХ!

продолжение следует

  МАЛЫШАМ

Раннее обучение плаванию
(продолжение)

от нашей читательницы Вики Вембер, г.Киев 
vika_vem@mail.ru

5. «Восьмерки» по ванне на животике. Правой рукой удобно взять ребенка так, что 4 пальца уходят под мышку и крепко удерживают, большой палец для двух упражнений занимает разное положение – либо прижимается к плечу, либо поднимается вверх и поддерживает головку возле ушка. Подбородок ребенка ложится в изгиб кисти, а второе ушко прижимается к предплечью. Таким образом ребенок крепко держится одной рукой,  если большой палец прижат к плечу, то можно ребенка удерживать на месте одной рукой, а при движении палец поднимается вверх к ушку, и второй рукой поддерживается затылок, пока ребенок неуверенно держит головку.  В таком положении проводить ребенка по ванне «восьмерками» от себя, но при этом все время нужно следить, чтобы не терять «возвышенность» головки ребенка над водой, так, чтобы он не хлебнул.

Для меня этот момент первое время был сложным – я засматривалась на ноги сынишки, а что там с головой… И, возможно, он в первое время действительно мог хлебнуть, или просто я  сначала не могла приспособиться и держала его неудобно,  но он вскоре начинал реветь. Но это быстро прошло, я приспособилась и следила за головой, и ребенок был очень доволен.

Еще один момент – если ребенок начинает плакать, это не означает, что нужно срочно прекращать занятие, его нужно постараться успокоить в воде, например, взять вертикально и попрыгать по ванне, мой сын так успокаивался, или дать пустышку, если ребенок берет, и когда он успокоится -  продолжить занятие.

Вот эти 5 упражнений вы делаете первые 1-1,5 недели, заканчивая занятие «холодным пятном», а потом к этим 5 упражнениям добавляется еще одно:

6. Обливание. Это упражнение – для подготовки к нырянию, оно учит ребенка задерживать дыхание перед погружением в воду, вырабатывается условный рефлекс на определенную фразу типа «Внимание, ныряем!» или «Раз, два, ныряем!». Первые пару занятий можно обливать из ладошки, сколько поместится в горсть, а потом приготовить легкую емкость на 0,5 л, например, пластиковый стаканчик от сметаны или йогурта, или масла типа Rama и т.п.  После «восьмерок» на животике остановить ребенка в начале ванны (слева), большой палец прижать к плечу, чтобы можно было одной рукой крепко удержать ребенка, а второй рукой набрать полный стаканчик воды и громко, четко и  с энтузиазмом сказать: «Внимание!», сделать небольшую паузу (2-3 с), чтобы ребенок успел задержать дыхание, и со словом «Ныряем!» вылить ему на голову стакан воды. После этого быстро бросить стаканчик, подхватить затылок и сделать 2 кружочка по ванне, чтобы ребенок отдохнул и перевел дыхание. Пока ребенок не может сообразить, чего от него хотят, он может заплакать, но потом освоится и будет задерживать дыхание. У меня Вова, когда в ванне слышал «Внимание!», то даже зажмуривался.

Еще через 1,5-2 недели это упражнение модифицируется – вместо  0,5 л стакана берется 1 л, например, пластмассовый мерный стакан, но чтобы был легкий, потому что его нужно быстро бросить на воду и подхватить ребенка.

После перехода на 1 л стакан в течение недели делать обливание 5-6 раз, после этого – 7-8 раз, и к 3 месяцам довести до 10 раз.

К возрасту 3 месяца и 1-2 недели уже должен выработаться хороший рефлекс на задержку дыхания  (но по этому поводу обязательно проконсультироваться с инструктором), ребенок уже держит головку, и вводятся 2 новых упражнения: в начале занятия – «шапочка», в конце – ныряние под воду.

7. «Шапочка». Для этого упражнения готовится специальная шапочка – нужно выбрать обыкновенную тоненькую шапочку (но не байковую, потому что в воде она будет тяжелой), такую, чтоб была как раз по размеру ребенку, и очень важно, чтоб она не была маловата на затылке, а если где-то великовата – лишнее ушить.  Потом нарезать из пенопласта   кусочки размером со спичечный коробок (или можно купить поплавки цилиндрической формы, диаметром 1,5-2 см и длиной, как спичечный коробок) и взять атласную ленту (чтоб не деформировалась) такой же ширины, как  длина этих кусочков и длиной 2,5 м. Эта лента пришивается к шапочке по кругу – от ушка к ушку вдоль лобика, вдоль шейки ее нет. Для этого отступить 1 м и начать пришивать ленту к шапочке так, чтобы в «кармашки» из ленты вкладывался пенопласт (со временем, когда ребенок будет лучше держаться на воде, кусочки пенопласта будут понемногу выниматься), но надо следить, чтобы с изнаночной стороны не было складочек, т.к. может измениться форма шапочки и вызвать неудобство у ребенка. На «кармашки» уйдет около 0,5 м ленты, и второй конец тоже остается 1 м.

Шапочка одевается на ребенка еще до того, как он погружается в воду, и завязываются только те тесемочки, которые были на шапочке, а ленты не завязываются. Ребенка опустить в ванну, а ленты за края намотать на ладонь 1-2 раза, чтобы не выскользнули, и поднять вверх. Малыш лежит на воде в шапочке, пенопласт поддерживает его головку, а вы крепко держите его за ленты, чтобы он не ушел под воду. Это упражнение помогает ребенку научиться задерживать дыхание лежа на спине и держаться на воде. Ленты можно разводить в стороны и при этом направлять ребенка вперед-назад по ванне.

Первую неделю в шапочке ребенок плавает 5 мин, потом шапочка снимается, и выполняются все упражнения, что и раньше. Через неделю в шапочке плаваете уже 10 мин, и в начале занятия дать ребенку порезвиться, а когда он немного устанет и успокоится, спокойно лежа на воде, начинать опускать то одну, то другую ленточку, чтобы ребенок старался сам при поддержке шапочки держаться на воде. Еще через 2 недели из шапочки вынуть центральные 3 кусочка пенопласта, и после этого каждые 2 недели вынимать еще по 2 – по одному с каждой стороны. К 6 месяцам шапочка остается без пенопласта и ребенок в ней плавает 10 мин.

8. Ныряние. Это упражнение вводится одновременно с «шапочкой», но выполняется в конце занятия, когда все остальные упражнения уже выполнены и дошли до обливания, если вы уверены, что ребенок задерживает дыхание, можно приступать к нырянию: сначала 2 раза выполнить обливание по 1 л, чтобы подготовить ребенка, а потом на слово «Ныряем!» плавно опустить под воду так, чтобы в воде было только личико, и провести под водой по ванне. Это делается плавно, без рывков и не спеша, после слова «Внимание!» дать время задержать дыхание. Если все получается хорошо, то постепенно начинать нырять глубже, так, чтобы голова была полностью под водой, и как можно медленнее проводить ребенка под водой, чтобы он учился задерживать дыхание на более длительное время.

В течение 1-2 недель перед нырянием выполняется 2 обливания из емкости 1 л, потом ограничивается одним обливанием, а еще через 1-2 недели  ребенок ныряет без предварительного обливания. Как и все упражнения, ныряние сначала выполняется 5-6  раз, постепенно увеличивая и к 6 месяцам доводя до 10 раз.

Вот это все упражнения, которые мы выполняли до 6 месяцев в домашней ванне, естественно, под постоянным руководством нашего инструктора, а с 6 месяцев перешли в бассейн.

 Обзор литературы по физическому развитию детей

В.К. Велитченко "Физкультура для ослабленных детей", 
- М., Терра-спорт, 2000. - 168с., ил.

Ребенок родился ослабленным... Прежде всего мамы и папы должны позаботиться о здоровье. Автор обращает внимание на то, что важно с первых дней жизни: закалить малыша и развивать его физически. И главным помощником станет физкультура, способствующая профилактике и лечению начальных стадий и хронических форм заболеваний. Родителям даны конкретные практические рекомендации, предложены комплексы физических упражнений для детей различного возраста.

 

СЕГОДНЯ В РАССЫЛКЕ

1."Виды спорта для трехлеток" Михаил Федотов

2. Малышам. "Раннее обучение плаванию" (продолжение)

3. Обзор литературы по физическому развитию детей

 

НОВОСТИ САЙТА

12.09.2001

В "Публикациях" в разделе "Развитие речи" опубликованы новые материалы по развитию речи. В "Клубе родителей" в разделе Настоящая детская комната  читайте Где и как хранить игрушки.

09.09.2001

В "Публикациях" в разделе Эстетическое развитие читайте "Детское творчество и поделки".

07.09.2001

В "Публикациях" в разделе Физическое развитие и спорт  читайте статью Михаила Федотова  "Упражнения для ленивого папы, лежащего на диване" и отрывок из книги  "Что может ваш ребенок" - . "Прыжковые упражнения".
В "Кладовой" в разделе "Обо всем на свете" опубликован фрагмент из книги "Сто тысяч почему".

04.09.2001

В "Публикациях" в разделе Эстетическое развитие читайте "Влияние музыки в развитии одаренности личности". 

02.09.2001

В "Публикациях" в разделе "Психология и воспитание" читайте "Кто притаился в темноте?". В разделе "Полезная информация" открылась рубрика "Где купить". Размещена информация о магазинах детского питания.

 

НАШИ РАССЫЛКИ

Рассылка 'Физическое развитие детей'

Рассылки Subscribe.Ru
Раннее развитие детей, развивающие игры
В мире игр и игрушек.
Физическое развитие детей
Здоровье и питание ребенка
Математика для дошкольников
  Новая рассылка!
Сайт "Раннее развитие" открывает новую рассылку "Математика для дошкольников".
Описание рассылки: Как научить дошкольника считать, решать простейшие задачи, познакомить с основами геометрии, развить логику, внимание, память. От простейших понятий - числа и цифры, математические действия, геометрические фигуры к более сложным - дроби, декартовы координаты, отрицательные числа. И все это - в играх и занимательных задачах! Авторские статьи, обзоры основных методик и пособий, выдержки из книг, описания развивающих игр, обзор литературы, советы родителей.  
Рассылка будет включать в себя следующие рубрики:
  • Считаем
  • Основы геометрии
  • Математические игры, задачки, головоломки
  • Развиваем логику, внимание, память
  • Метрическая система мер и время
  • Что почитать о математике для дошкольников
  • Что купить в магазине - обзор математических игр
  • Интересные сведения о математике и математиках
  • Советы родителей

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Уважаемые подписчики! 
Если у вас возникают какие-либо вопросы или есть предложения и пожелания, мы ждем ваших писем по адресу: putnik@danilova.ru 

 НАШИ ТОВАРЫ

Спортивный комплекс "Карусель - 03" представляет собой треугольную (в плане) деревянную конструкцию, основу которой составляет шведская стенка. В комплект также входят: качели (или гимнастическая доска), кольца, трапеция, подвижная лестница.
Технические данные : Высота комплекса - 2.8м. / Ширина шведской стенки -60см. Габаритные размеры -60x100см / Нагрузка на детали -60кг.

ЗАКАЗАТЬ! 

 

 

  TopList



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное