Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гунфу как мастерство Жизни

  Все выпуски  

Гунфу как мастерство Жизни Привычная Картина Мира-2


Выпуск 038

Архив здесь

Виртуальный (Дистанционный) курс

 

ГУНФУ как МАСТЕРСТВО ЖИЗНИ

08.06.2008

 Pre Scriptum Рассылка некоторое время не выходила, потому что я готовил к публикации одну очень интересную электронную книгу. Подробности в конце выпуска.

 Привычная Картина Мира-2

и ее последствия

 

Слова - самый сильный наркотик, используемый человечеством.

Редьярд Киплинг (1865-1936)

 

В прошлом выпуске мы разобрали, как образуется Картина Мира. А кодируется она в нашем сознании с помощью слов.

Где-то у Ошо я прочитал интересный пример, дословно не помню, но постараюсь передать смысл. Представьте себе, как маленький ребенок, который еще не умеет говорить, гуляет с родителями в парке. Вот он увидел цветущую розу. Он еще не знает названий, но он ведь ее видит, чувствует. В этот момент, как говорит Ошо, сердце ребенка сливается с сердцем розы. И тут подходит «добренький» взрослый и говорит ребенку: «Это — роза». Все, с этого момента в уме ребенка начинает формироваться целый список того, что представляет собой роза: кустарник семейства розоцветных, колючие шипы на ветках, большие цветки разных цветовых оттенков и т.д. и т.п. И в следующий раз, когда ребенок встретит этот прекрасный цветок, его сердце не сольется с сердцем розы. Потому что между ним и розой будет стоять описание того, чем является роза.

Еще мудрецы древней Индии говорили: «Когда вы видите вещь или явление первый раз — вы видите Истину». То есть в этот момент ваше сердце сливается с тем, что вы воспринимаете, потом включается механизм интерпретации (в детстве нам взрослые объясняли, как надо интерпретировать увиденное), и вы видите то, что вы думаете по этому поводу. А это — две большие разницы.

Помню один случай. Работал в одной конторе. Чтобы разгрузить столовую, обеденный перерыв у разных служб начинался в разное время. И вот, я постоянно видел одну даму со спины, то есть видел, как она уже уходила. Ее изумительная, надо сказать, фигура достойна резца скульптора. И меня все время мучил вопрос, а как она выглядит анфас? (Гюльчатай, покажи личико…) Однажды мне повезло, мы столкнулись лицом к лицу, и я был поражен, нет, не ее неземной красотой. Я не мог понять какое у нее лицо, потому что ее лицо постоянно меняло свои очертания, как бы переливалось. И в какой-то момент (видимо в тот момент, когда мое подсознание приняло решение, как этот облик интерпретировать) восприятие лица зафиксировалось, как будто навели резкость.

Существует и обратный процесс — слова не только обозначают предметы, чувства и события, но и заставляют нас почувствовать на себе физическое и психическое влияние этих феноменов. Слово зачастую имеет тот же эффект, что и медикаменты, только куда более быстрый и сильный. Впрочем, об этом знали еще врачи глубокой древности — с тех далеких времен сохранился афоризм «У врача есть три оружия — слово, растение и нож». Обратили внимание — слово стоит на первом месте! Наверно поэтому студенты-медики еще на первом курсе изучают (но почему-то плохо помнят и часто не соблюдают) весьма важный предмет «Медицинская этика и деонтология». Одно слово компетентного врача может воскресить безнадежного больного, и точно также опрометчиво брошенное слово спесивого медработника может свести в могилу пациента, которого вполне можно было бы вылечить.

Конечно не сами слова (ка)лечат — настоящим волшебником является наш мозг, который не только запоминает значения слов, но и кодирует любой телесный и душевный опыт, который мы получили в связи со словом. Соответственно, слово, произнесенное вслух или про себя, воссоздает переживания прошлого с прежней силой эмоций и телесных реакций, а прочитанное слово вызывает эмоциональные реакции на воображаемые события. Поэтому и говорят, что для подсознания нет разницы между реальным и вспомненным/вымышленным событием — телесные реакции будут происходить, как если бы событие было здесь и сейчас.

Механизм интерпретации — это не длинный список описаний предметов и явлений, скорее это взаимосвязанные таблицы мироописания. Если изменить значений в одной ячейке таблицы, то во всех взаимосвязанных ячейках произойдет автоматическое изменение данных (прямая аналогия с Excel), и тогда мы будем воспринимать нечто другое.

Отсюда возможны следующие пути:

— изменить значение в ключевой ячейке, и тогда во всех взаимосвязанных ячейках данные изменятся автоматически

— изменить формулу взаимосвязей

— кстати, можно сделать и то и другое

Правила интерпретации (формулы взаимосвязи и данные в ячейках) обуславливаются культурой, воспитанием, языком, господствующей идеологией — по вере вашей воздастся вам, помните? Как говорят психотерапевты, у каждого времени свои метафоры. К примеру, в далекой древности очень эффективно работала (да и сейчас в некоторых случаях работает)  метафора «добрые и злые духи», позже появилась метафора добрых и злых богах, потом появилась идея единого бога и на смену духам и разным богам пришли ангелы и демоны. В наше время, особенно для молодежи будет более понятна компьютерная метафора — мозг - процессор, память – память и есть, есть BIOS – программы вшитые в гены, есть предустановленное программное обеспечение — язык и культура в которой воспитывался человек, есть вирусы сознания, есть и malware – внедренные (воспитанные) в нас комплексы неполноценности, фобии и прочая психопатология и т.д.

А теперь внимание! (надеюсь, меня поймут не только программисты)

Данные в ячейках и формулы взаимосвязей по своей сути — это текст. Что нам это дает? А вот что:

«Если мы теперь хотим говорить о смыслах нашего Мира в целом, то его природе надо будет приписать текстово-языковую структуру. Здесь мы перекликаемся с герменевтической философией Хайдеггера: его теория познания исходит из представления о Мире как о своеобразном онтологизированном тексте. Соответственно, сознание человека, раскрывающее смыслы через тексты, выступает перед нами как языковое начало — нам становится понятной метафора Хайдеггера-Рикера: Человек есть язык», — пишет доктор технических наук, физик В. В. Налимов.

… еще великий Гумбольдт писал: «Язык — это объединенная духовная энергия народа, чудесным образом запечатленная в определенных звуках, в этом облике и через взаимосвязь своих звуков понятная всем говорящим и возбуждающая в них примерно одинаковую энергию. Человек весь не укладывается в границы своего языка; он больше того, что можно выразить в словах; но ему приходится заключать в слове свой неуловимый дух, чтобы скрепить его чем-то, и использовать слова как опору для достижения того, что выходит за их рамки. Разные языки — это отнюдь не различные обозначения одной и той же вещи, а различные видения ее».

Поразившая в последствии умы гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа, восходящая к идеям Гумбольдта, состояла в том, что язык навязывает человеку нормы познания, мышления и социального поведения: мы можем понять и совершить только то, что заложено в нашем языке (Сепир, 1934; Уорф, 1960).

В. А. Звягинцев по-своему преобразовал эту идею: «Лингвисты, пожалуй, даже несколько неожиданно для себя обнаружили, что они фактически еще не сделали нужных выводов из того обстоятельства, что человек работает, действует, думает, творит, живет, будучи погружен в содержательный (или значимый) мир языка, что язык в указанном аспекте, по сути говоря, представляет собой питательную среду самого существования человека и что язык уж во всяком случае является непременным участником всех тех психических параметров, из которых складывается сознательное и даже бессознательное поведения человека».

Все это к тому, чтобы адекватно действовать в Мире, необходимо глубоко понимать (хотя бы) свой язык. А то люди зачастую имеют в виду одно, а выражаются так, что понимай, как хочешь, ну Мир и понимает, как в анекдоте:

Поймал мужик золотую жабу, а жаба ему говорит:

- Отпусти меня человече, исполню любое желание, но только одно.

- А почему не три? – возмущенно спросил мужик.

- Потому что я золотая жаба, а не золотая рыбка.

Мужик думал-думал, чтобы такое попросить и говорит:

- Хочу, чтобы у меня все было!

А жаба отвечает:

- Ну, мужик, не обижайся, сам попросил — у тебя все было.

Да, если перевести это на английский, то англичане не поймут юмора — в английском языке четко различают формы и времена глаголов. А у нас такие казусы происходят потому, что, как говорит Михаил Задорнов,  люди не чувствуют языка.

А чтобы чувствовать язык его нужно сравнить с другим, поэтому Гете писал:

Кто не знает хотя бы один иностранный язык, тот не знает как следует и свой собственный.  

Я уже писал о желательности изучения второго языка. Но многих вероятно пугает грандиозность задачи или люди не верят в свои силы, дескать память уже не та и все такое… Так вот, у меня для вас хорошая новость! Есть уникальный язык Toki Pona, в котором всего 120 слов. Какая бы ни была у вас память в вашем возрасте и как бы вы ни были заняты — выучить 120 слов способен любой, способный прочитать эти строки, человек. В помощь всем желающим я скомпилировал уроки из викиучебника в удобную электронную книгу, в которой кроме уроков есть официальный словарь Токипона-Русский, тематические словари, в качестве бонуса — рекомендации по запоминанию слов. Кстати, один из авторов и переводчиков этого учебника заявил буквально следующее:

«И вообще, если вам так уж далась эта лёгкость, то могу сказать что среднее время, необходимое на овладение Toki Pona на моём экспресс-курсе, составляет четыре часа. Это – в работе с группой до 20 человек, среди которых попадаются и нелингвисты, и "тугодумы" и проч. Я говорю именно о владении языком, даже не о получении сколь угодно глубокого представления о нём...»

Вот так, оказывается можно выучить иностранный язык за 4 часа. Так что поверьте в свои силы, проверьте свои способности. Скачайте учебник и в путь. Пусть не за четыре часа, ну, хотя бы за четыре дня…  Докажите себе, что вы гений :-)))

 

Post Scriptum

1. Овладеть (любым) иностранным языком вам поможет Видеокурс "Форсированное изучение иностранных языков". Узнать подробнее можно здесь

2. Кому предстоит сдавать экзамены — Вы можете гораздо эффективнее использовать ваш интеллектуальный потенциал и, как следствие, успешнее готовиться к экзаменам, усваивать информацию глубже и полнее. А это не только экзамены, но и учеба, и работа, и карьера. Узнать подробнее

3. А преодолеть пьянство и алкогольную запрограммированность вам поможет методика АлкоСтоп.
Даже если вы считаете себя "культурно пьющим", вы все равно разрушаете свой мозг так же, как заправский алкоголик.
Узнать подробнее
В качестве бонуса, можете
скачать бесплатную электронную книгу "Оружие геноцида" — и вы узнаете, как алкоголь разрушает ваш мозг, губит тело, выжигает душу.

 

  

С искренним уважением, Алексей Иванов.
E-mail: masterdao#mail.ru  #-->@

Сайт: http://www.inwardkungfu.com


В избранное