Важный господин попросил Такуана, дзэнского учителя, сказать ему, как ему нужно проводить время. Он чувствовал, что дни его слишком посвящены его учреждению и попытался сидеть неподвижно, чтобы завоевать почтение других.
Такуан написал 8 китайских символов и дал их человеку:
Этот день не повторится дважды.
Мгновение дороже сокровищ.
Этот день больше не придет.
Каждая минута - бесценное сокровище.
Классический воин рассматривал меч как неотъемлемый символ своей профессии.
Статья № 4/1
Меч как инструмент изменения внутренней сути.
Кэндзютсу.
Должен сказать, что данная писанина не входила в мои планы. Поскольку каждый раз я убеждаюсь в своем невежестве и необходимости что-то узнать, изучить и проработать более качественно. Кроме того, я уверен, что буквально через год после написания эта информация лично для меня устареет. Я просто буду знать больше, чем сейчас. И вопросы буду решать совершенно другие. Впрочем, я уверен еще и в том, что эти новые вопросы органично вырастут из старых.
Так и должно быть.
1. Общие моменты, или что тут вообще происходит???
Кэндзютсу. Практически каждый из многочисленной братии адептов воинских искусств японского направления слышали это слово. Большинство занимающихся, к примеру, айкидо, отдаленно – как правило, от своих учителей – знает, что их обожаемое айкидо несет в себе след фехтовального искусства, и уходит это искусство в неспокойное японское средневековье.
В том-то и дело, что – след…
Как правило, на этом самом мимолетном упоминании о кэндзютсу учителя современного толка и останавливаются. Просто потому, что знают не намного больше своих учеников. А раскапывать техники меча, да еще и которые работают реально в поединке, у современных «искусников» нет ни времени, ни желания.
Конечно, это ведь переводит искусство в абсолютно другую плоскость. В которой они – «искусники» - чувствуют себя крайне неуютно. В которой сомнительным техникам в более чем сомнительном исполнении места нет, не было и быть не может.
А это подразумевает работу над собой.
Но – постараюсь не забегать вперед.
Кэндзютсу – слово, в буквальном переводе означающее «искусство меча». Этот термин использовался в те времена, когда ни о каком таком «кэндо» никто и слыхом не слыхивал, а правильность техник оценивалась только с одной стороны – останется их исполнитель впоследствии живым, или нет.
Что обеспечивало прочную связь с реальностью.
Какие соревнования, о чем вы, право… Не хватало еще самураю, с его-то самурайским гонором, приходить, как сейчас принято, в место большого скопления народа (читай, простонародья), чтобы показать, какой он крутой. Это и так было понятно. Иначе он не принадлежал бы к воинскому сословию.
Поединки проводились в сугубо закрытых… э-э… аудиториях, с целью превосходства (а иногда и, чем черт не шутит, и целевого обмена информацией) той или иной школы, но никак уж не в целях самоутверждения отдельных мастеров (и не очень мастеров) в глазах у возбужденной толпы. Отдельные схватки бродячих ронинов, горячо любимые поклонниками Куросавы, не в счет. Слишком уж их было мало – поединков, а не ронинов.
Да и схватки той – раз, и все…
Кэндзютсу – термин обобщающий, который не несет на себе никакой стилевой направленности. Естественно, именно в среде японских будзютсу, причем традиционного толка. Или претендующих на это.
Да, должен сразу заметить: я не могу сказать, что все, что здесь будет из техники, тактики и прочих аспектов, является традиционным. В смысле, принадлежащим к какой-нибудь старой школе.
Я вообще не считаю, что занимаюсь традицией, в том ключе, в котором сейчас видят боевые искусства все эти пестрые толпы прихожан.
Мое отношение к традиции – в другом. Это очень просто – чтобы правильно понимать боевую школу, нужно пропустить ее через себя. И то, что будет в результате – и есть правильное понимание. Причем, зачастую (почти всегда!) ваше кэндзютсу будет отличаться от моего, а мое – от вашего, но это и будет настоящее, реально работающее боевое искусство, которое – вот парадокс! – гораздо ближе будет к традиции, нежели несколько замшелых форм с забытым смыслом, которыми кормят
массу лохов, верящих в чудеса и секреты.
***
Об оружии.
Я рассчитываю в своих тренировках на катану, с обычной развеской, тяжестью и длиной, не выходя за рамки адекватности.
Но-дачи, к примеру, меня не интересует. Неудобен он мне, и все тут. Ему я с удовольствием предпочту такую специфическую вещь, как нагамаки. А малый меч (вакидзаши) – отдельная тема. И возможно, если я наберусь наглости, то попытаюсь изложить те части понимания данного предмета, которые мне будут доступны.
Позже.
***
О методах изложения материала.
В данную маленькую работу я сознательно не включаю ни одной фотографии или рисунка с демонстрацией техник, и делаю это по следующим причинам:
- во-первых, техники, которые встретятся по ходу чтения, основаны на общеизвестных принципах, и лишний раз занимать место на бумаге и внимание возможного читателя каким-нибудь классическим положением ног я считаю просто лишним. На это есть множество книг, написанных достойными мастерами своего дела. И в очередной раз растекаться мыслью по древу я не собираюсь. Часто, кстати, авторы или составители этих книг (например, по каратэ) спокойно заимствуют иллюстрации друг у друга
и при этом нормально себя чувствуют, помогая себе важными утверждениями о канонах и традициях, которые нарушать не след. Чтобы не было беды.
Однако, те тонкости и мелочи, которые будут описаны ниже, скорее всего можно будет встретить в любом действительно достойном внимания руководстве по мечу. Я вовсе не считаю себя первооткрывателем в данной области. Единственное мое достижение – надо сказать, невысокое – заключается в некотором практическом опыте, который я и пытаюсь изложить.
- во-вторых, любое мое исполнение – НЕ ВАШЕ исполнение. Я по себе знаю, насколько заманчиво ставить ноги и дышать носом так, как уже дышит и ставит кто-то другой. Мол, если дышит, значит, знает, для чего. Знает, знает… а вы знаете? А вдруг это вам не подойдет? Или вы точно так же в детстве упали и разбили себе коленку об пол? И это потом повлияло на вашу походку, и – впоследствии – на технику? Воистину, подражательство – великая сила. Но и великий тормоз, если его использовать
не по назначению тут и там.
Так что я не рекомендую слепо копировать, кого бы то ни было. Гораздо эффективнее будет сознательный подход. То есть работа ума – не только приветствуется, но и категорически требуется. Несмотря на все дзэнские байки о не-мыслии.
Для полноценной практики японским мечом необходимо слиться с Ним и почувствовать Его, книга «Изготовление Меча» (формат PDF) поможет вам в начале Пути.