Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Взаимосвязь техник кен-дзюцу и айкидзюцу: Выпуск 12
Сегодня в рассылке:
ДзэнЦукахара Бокудэн был мастером меча. Как говорят легенды, за всю жизнь он ни разу не был побежден. Бокудэн был богатым и знатным японцем, поэтому он не нуждался в постоянной работе. Мастер вместе со своими учениками путешествовал по стране в поисках приключений и старался делать добро людям. Он прославился и как изобретатель боккена — деревянного тренировочного меча, который и сейчас используют те, кто изучает древнее искусство фехтования на мечах. Боккен позволил ученикам не только беречь дорогое боевое оружие, но и тренироваться без опасности потерять жизнь. Фехтование без меча Бокудэн удобно устроился, откинувшись спиной на кучу мешков с рисом. Чудесный летний денек, отличная погода для путешествия по воде. Он стал рассматривать других пассажиров большой лодки, на которой плыл через озеро. Молодая мама успела поймать за пояс пятилетнего малыша — ребенок свесился через борт, чтобы зачерпнуть рукой воду. На большой бочке сидела старуха, положив у ног свои узлы. А на носу лодки разговаривали какой-то старик и неопрятный молодой самурай. —Я зарубил его одним ударом меча, — хвастался самурай. —А за что? — поинтересовался старик. —А за то, что он оскорбил меня своим видом, — сказал самурай. — Тот, кто меня оскорбляет, — не жилец на этом свете. —Ну-ну, — пробормотал старик и отвернулся, чтобы посмотреть на дальний берег озера. —Не нравится то, что я сказал? —Я просто смотрю на берег, — ответил старик. —Ты оскорбляешь меня, да? — Самурай вскочил с места. —Господин, я старый человек, и у меня нет оружия. Даже если я вам не верю, какой мне смысл оскорблять вас? Мне все равно, насколько хорошо вы владеете мечом. Сильнейший в стране мастер или просто мальчишка, недавно взявший в руки оружие, — в любом случае вы сильнее меня. Это так и есть, и я охотно это признаю. —Ты что, издеваешься? — заорал самурай, хватаясь за меч. — Я тебе не мальчишка-новичок! Я — сильнейший в стране мастер! Тебе понятно? Самурай повернулся к молодой маме, которая смотрела него с ужасом. —А тебе понятно?! — крикнул он старухе. — Я мастер! Бокудэн громко прокашлялся. Самурай резко повернулся кругом и уставился на Бокудэна, по-прежнему сидевшего у кучи мешков. Посмотрел на него сверху вниз, добравшись, наконец, взглядом до двух мечей, висевших на поясе. —Мое имя Цукахара Бокудэн, — сказал Бокудэн, надеясь, что имя знаменитого мастера меча сразу успокоит наглеца. —Не знаю такого, — ответил самурай. — А какая у тебя школа? —Я практикую стиль, который называется фехтованием без меча, — заявил Бокудэн, продолжая спокойно сидеть, развалившись и облокотясь на мешки. — Очень известный стиль. Я уверен, что все сильные мастера меча знают о нем. —Фехтование без меча? — удивился самурай. — Это чушь! Нет такого стиля! —Почему же нет, есть, — ответил Бокудэн. — Принцип этого стиля в том, что уровень мастера меча оценивается не тем, сколько человек он убил. Уровень мастера определяет то, из скольких поединков он вышел непобежденным. Молодой самурай задумался. —Может быть, это довольно сложно понять, — продолжал Бокудэн. — Но это не важно. Главное, что тебе не мешает усвоить, — Бокудэн неожиданно поменял тон, и его голос зазвучал резко и решительно, — этот стиль поможет мне легко положить конец твоим глупым выходкам, не вынимая меча из ножен. Молодой самурай отпрыгнул назад, чуть не споткнувшись о старухины узлы. Он вытащил свой меч наполовину из ножен. Бокудэн поднял руку. —Не здесь, мой глупый юный противник, — сказал он. — Мы же не хотим мешать хорошим людям. Он осмотрел озеро, затем подозвал лодочника. —Мне очень неловко отвлекать вас от работы, — сказал он, — но не могли бы вы подвести лодку вон к тому острову? — Бокудэн показал на маленький скалистый островок. — Если вы подгребете к скале на его берегу, я быстро решу свою проблему. Это ненадолго. Даю слово. Лодочник согласился. Молодой самурай был в ярости. —Если кто-то смеет вот так оскорблять меня, то он потом не сможет этим хвастаться, — прошипел он Бокудэну. Бокудэн улыбнулся в ответ. —Немного терпения, — сказал он. Лодочик подвел лодку к скалистому берегу острова. Самурай оттолкнул старуху, оказавшуюся на пути, и спрыгнул на берег. —Чего ждешь? — прокричал он Бокудэну, держась за рукоять меча. —Я сейчас, — ответил Бокудэн. — Ты же не забыл, что мой стиль — это фехтование без меча. Он снял с пояса свой короткий меч — вакидзаси. Протянул его лодочнику. Лодочник взял меч в правую руку, переложив весло в левую. Затем Бокудэн так же снял длинный меч — калгану и тоже протянул лодочнику. Лодочник поставил весло и взял второй меч в левую руку. —Ну а теперь, — сказал Бокудэн самураю, — смотри внимательно, и ты убедишься в быстроте и эффективности моего стиля. Он схватил весло и оттолкнул лодку от острова, на берегу которого стоял самурай. Быстро отгребя от берега, он вернул весло лодочнику и забрал у него свои мечи. Не обращая внимания на доносившиеся с острова вопли самурая, которые становились все слабее, Бокудэн спокойно направился к куче мешков с рисом и подумал, что погода для путешествия по воде действительно прекрасная. Серия статей «Кэн-дзюцу»Классический воин рассматривал меч как неотъемлемый символ своей профессии. Статья № 3 На них кровь с двух сторон Кэндзюцу Классический воин, который не расставался со своим мечом, неизбежно должен был отдать мечу основное предпочтение как главному средству своей боевой подготовки. Как несомненно свидетельствуют японская мифология, а также ритуалы религии Синто, в том числе церемония утверждения верховного правителя, меч был основным оружием в стране и использовался как для боевых, так и для церемониальных целей. Японские знания об изготовлении металлических клинков были развиты минимум за два века до начала нашей эры. Самые лучшие мечи персонифицировали и даже обожествляли, и этот обычай сохранился до сих пор. Имена им подбирали не менее тщательно, чем людям - их владельцам. Многие мечи объявлялись ками (божественными созданиями) в знак признания божественных свойств и выдающихся качеств, которыми они, как верили, должны обладать. В японской литературе есть истории о чудесных мечах - ками - которые порождали других ками, о мечах, существующих сами по себе и даже путешествующих по морям, о мечах, чудесным образом покидающих свои ножны, чтобы попасть в руку владельца в момент опасности, о мечах, наказывающих за профанацию болезнями и смертью, и о мечах, исцеляющих болезни и слышащих молитвы. До сих пор восхождение императора на трон не может считаться законным без владения Сансю но Синки, тремя священными сокровищами, одно из которых - известнейший японский меч, принадлежащий императорской семье и называемый Кусанаги но Цуруги. Разработка эффективного стального меча конкретно японского стиля - Нихон-то, была непосредственно связана с появлением профессиональных воинов. Первым японским кузнецом, начавшим делать мечи такого типа - с изогнутым заточенным с одной стороны клинком, традиция считает мастера Амакуни (около 700 года н.э.). Такой тип меча стал стандартным и предпочитался всеми воинами. Имея стандартный меч, классический воин, естественно, сделал его своим основным оружием и разработал методы его наиболее эффективного использования. Эти методы, объединяемые названием кэндзюцу - искусство работы с мечом - стали основой и получили преобладающее место в развитии боевых навыков буси. На основе изучаемой техники кэндзюцу воин учился пользоваться и другими видами оружия, которые могли использоваться в поединке. Кэндзюцу стало средством развития энергетики и гимнастической боевой подготовки, а также средством развития правильного восприятия и совершенствования координации движений. Обучение навыкам оценки боевой дистации (ма-ай) и слабых мест противника (суки), а также принципу достижения физического и морального превосходства над противником (зансин) в используемой в кэндзюцу работе с партнером (сотай рэнсю) способствовало повышению моральной стойкости, уверенности в своих силах, уверенности ведения боя. В то же время, кэндзюцу было подготовкой к смерти, поскольку способность умереть достойно с точки зрения боевой гордости ценилась не ниже, чем победа в поединке. В кендзюцу в основном работают с мечом, уже вынутым из ножен, поэтому предусматривается манера поведения, во всех отношениях жесткая и агрессивная, угрожающая и демонстрирующая силу. Основное оружие в кендзюцу - одати. При достижении определенного уровня подготовки занимающийся может также работать с коротким мечом - кодати, а также с двумя мечами, обычно длинным и коротким, которые могут использоваться как поочередно (нито) так и одновременно (рёто). Кэндзюцу можно найти в документах более чем пяти тысяч рю. Иайдзюцу Классический воин рассматривал меч как неотъемлемый символ своей профессии. В качестве "благородного клинка" меч ассоциировался с проявлением храбрости, а в качестве "безжалостного клинка" был первым врагом подлости. В руках кэнси (опытного мастера работы с мечом) остро заточенный и тщательно отполированный клинок мог и убивать и спасать жизнь. Для нации в целом меч буси был символом справедливости и смерти за свои убеждения - созидателем и разрушителем одновременно. Поскольку классический воин рассматривал свой меч как нечто одновременно универсальное и глубоко личное, это было не просто оружие или инструмент. Воин верил, что его меч - одушевленное существо, способное говорить, петь, радоваться и страдать в зависимости от требований конкретной ситуации. Меч стал предметом преклонения буси, отношение к которому, основанное на безграничном восхищении, было таким же, как к любимому человеку. Поэтому воин очень тщательно подбирал имя своему мечу. Меч был не просто душой воина, как иногда пишут, но его живой душой. Иайдзюцу, или искусство вынимания меча из ножен, дало буси возможность победы над проявлениями грубого насилия. Это искусство принципиально рассчитано на защиту, для которой используется техника работы мечом, быстро доставаемым из ножен. Техническая система иайдзюцу позволяет действовать в условиях ситуации, созданной нападающим. Однако, критерии для определения нападающего достаточно растяжимы, что основано на феномене кобо-ити, то есть принципиальной неразделимости нападения и защиты, проявляющихся одновременно в нужный момент, угадываемый мастером иай-дзюцу. В отличие от кэндзюцу, технику иайдзюцу отрабатывают в основном в одиночных формальных упражнениях - тандоку рэнсю, обычно начинающихся из положения неготовности к поединку - сидя (имеется в виду положение сидя на коленях), наклонившись вперед или отклонившись назад. В иай-дзюцу выделяют четыре стадии движения меча: нукицукэ, или доставание из ножен, кирицукэ, или рубящий удар (серия ударов), тибури, или стряхивание крови с клинка, и ното, или возвращение меча в ножны. Каждой из этих стадий должно соответствовать эффективное действие, а все они должны при исполнинии соединяться в единое целое при обязательном неизменном проявлении зансин. По традиции те, кто занимается иай-дзюцу, должны работать с "живым", то есть остро заточенным железным мечом, потому что иначе невозможно достичь умственного состояния, необходимого для этого искусства. При правильной работе клинок находится в сантиметрах от исполнителя, и это превращает тренировки буквально в игру со смертью, повторяющуюся много раз в день для достижения и сохранения должного уровня мастерства. Опасность неизменно присутствует и при тренировках с одати-основным оружием, и при работе с кодати. (Сейчас в иайдзюцу, в частности в тех школах, где есть парная работа, в основном используют модель меча - иай-то с незаточенным клинком из мягкого сплава). Информация о иай-дзюцу есть в документах более чем четырехсот рю. Медиа для работы и отдыхаПредставляем Вашему вниманию еще один отрывок из видеофильма «Сумрачный самурай» (конец 8-ого, начало 9-ого эпизода DVD меню). Ваши письмаВопросы: Что такое фехтование без меча? Что такое Муто? Пишите нам о своих впечатлениях как о прочитанном в данной рассылке, так и об информации, изложенной на сайте нашей Школы: http://www.academy.muto.ru Последовательность опубликования статей
|
В избранное | ||