У Гран-При Бельгии очень длинная история – первая гонка здесь прошла 54 года
назад. Но, несмотря на популярность Гран-При, бельгийских гонщиков в Формуле-1
было совсем немного - 24, но только двое из них за все это время выигрывали свою
их домашнюю гонку - Тиери Бутсен и Джекки Икс, общее количество побед которых в
этом спорте составляет 11. Из остальных бельгийцев двое вообще не сумели
квалифицироваться, а остальные лучше известны в других видах мотоспорта.
Спа-Франкошампс – это не единственная трасса, принимавшая бельгийский этап Чемпионата,
но многие считают ее самой весомой, так как здесь прошло 37 из 49 Гран-При
Бельгии. Идея создать трассу на треугольнике, образованном дорогами,
соединяющими Малмеди, Ставелот и Франкошампс, возникла в 1920-ом году. Все было
готово в августе 1921, но первой гонке не суждено было состояться –
зарегистрировалась только одна машина. В конечном счете трасса была открыта для
мотоциклистов, а вторая автомобильная гонка прошла здесь годом позже, в 1922.
В 1924 в Спа впервые прошла гонка 24 часа Франкошампс. Первая большая
международная гонка в одноместных автомобилях, Гран-При Европы, прошла в 1925.
Что до Чемпионата Мира, то Спа приняла первые 20, за исключением трех лет, когда
гонка прошла в Бурневилле, Маста и Ставелоте, однако после нескольких
трагических смертных случаев и чрезмерно быстрых скоростей, гонка на короткое
время переехала в Нивелль, а потом в Зольдер, и только после этого, сильно
измененная, Спа вернулась в календарь Формулы-1.
Некоторые помнят 1985 год, когда Гран-При Бельгии прошел дважды. Первый раз дело
было в начале июня, поверхность трассы не подходила гонкам и все было отложено
до сентября, когда Айртон Сенна выиграл на своем Renault Lotus. Но это далеко не
единственный раз, когда Спа вошла в историю, начиная со смерти Ричарда Симана в
1939 имя трассы не раз еще появлялось в заголовках газет. Это третья наиболее
используемая трасса после Монако и Монцы, и это самая длинная трасса в нынешнем
календаре - 6.968 километров.
Спа также вторая трасса по средней скорости, она уступает только итальянской
трассе. Педро Родригез, выигравший здесь гонку в 1970 с отрывом всего в 1.1
секунды, ехал со средней скоростью в 241.36 км/час. Его брат Рикардо в 20 лет, 4
месяца и три дня, стал самый молодым пилотом, завоевавшим очки в Формуле-1,
когда он финишировал четвертым в гонке 1962 года. Но потом появился Дженсон
Баттон и побил этот рекодр на 2 месяца, когда он финишировал седьмым, но позже
был квалифицирован шестым в Гран-При Бразилии 2000.
Пилот Ferrari Рубенс Баррикелло стал самым молодым пилотом, завоевавшим
поул-позишн, когда в 1994 году он завоевал свой первый поул за команду Jordan –
ему было всего 22 года, три месяца и пять дней. Это также был первый поул Jordan.
Что до команд, то в Спа Ferrari опережает всех с 13-тью победами, шестью дублями
и даже 1-2-3-4 финишем в 1961. Победа в 2002 году была пятой победой Михаэля
Шумахера в Спа. Среди победителей Гран-При Бельгии есть такие пилоты как Аскари
(1952 и 1953), Коллинз (1956), Фил Хилл (1961), Сертиз (1966), Лауда (1975 и
1976) и Альборето (1984). На счету Ferrari также 14 финишей на втором месте, 11
на третьем и 11 на четвертом, 3 на пятом и 7 на шестом. Итальянская команда
завоевала в Бельгии 11 поулов и ей принадлежат 15 лучших кругов гонки.
В 1960 пилоты Cooper окупировали весь подиум, после того как Джек Брэбхам
стартовал с поула, лидировал всю гонку и установил лучший круг. McLaren
выигрывали 9 раз, включая пять дублей, и именно здесь в 1968 году Брюс Макларен
завоевал для своей команды их первую победу. Williams побеждали в Бельгии 4
раза, последний раз с Дэймоном Хиллом в 1994 – англичанину досталась победа
после дисквалификации Шумахера.
Асом этой трассы является никто другой как Айртон Сенна – он побеждал здесь пять
раз, каждый раз стартуя с поула, и четыре этих победы были последовательными.
Джим Кларк выиграл четыре раза, также подряд, включая победу в гонке 1963 года,
где он опередил Брюса Макларена больше чем на круг. Михаэль Шумахер выигрывал
шесть раз, впервые в 1992, но, опять-таки, в 94 он был дисквалифицирован,
поэтому его победа не считается. Следующие три, 1995-96-97, были
последовательными. Однако он не побеждал здесь до 2001, McLaren выиграли в 1999
и 2000 и Хилл в 98 в гонке, прерванной дождем и многими авариями - финишную
черту пересекли всего 7 болидов. Тогда Ральф Шумахер финишировал вторым, принося
Jordan дубль, и потому что Шумахера-старшего дисквалифицировали, то общее
количество побед Хилла, который вообще не вел гонку в 94, равняется трем. Фанхио
также побеждал здесь трижды, а Алан Прост установил 6 лучших кругов гонки, что
является рекордом, сравнимым с рекордом Найджела Мэнселла в Сильверстоуне.
Трасса, длиной в 6.968 км, является самой длинной в календаре и считается самой
стимулирующей. Знаменитый Eau Rouge требует и точности и уверенности в себе, и
это стало настоящим показателем мастерства пилотов, поскольку они пытаются
перенести через этот поворот как можно скорости перед Les Combes. В прошлом это
было местом многих аварий, потому что многие самоуверенные гонщики пытаются
пройти этот поворот на полном газу. Однако, помимо этого, в Спа есть еще пару
знаменитых секций, как быстрый Blanchimont, узкая шикана Автобусная Остановка
или La Source, шпилька, которая была местом многократных больших завалов в
истории F1 в 1998.
Спа может похвастаться вторым наименьшим количество стартовавших – 13 и в 1951 и
в 1955, и также вторым наименьшим количеством финишировавших - 5. Это была
первая победа шин Englebert в 1952, и последняя для шин Dunlop в 1970. В 1967
Дэн Гурни завоевал единственную победу команды Eagle, а в 1973 тут была введена
новая сиситема подсчета очков.
Впервые гонка была остановлена в 1981 из-за аварии на старте. В 1987 она была
остановлена из-за аварии на втором круге, и тремя годами позже опять из-за
аварии на старте. В 1998 13 болидов были вовлечены в аварию после первого
поворота, но только четыре пилота не смогли перестартовать. Гонку выиграл Дэймон
Хилл на Jordan.
В 2001 году пилот Prost Лучано Бурти попал в страшную аварию, когда он на всей
скорости врезался в стену после борьбы с Jaguar Эдди Ирвайна на четвертом круге,
что для ирландца также закончилось сходом с трассы. Болид Бурти вылетел прямо на
траву, переднее крыло оторвалось, и на скорости примерно 300 км/час он врезался
в стену из шин. Ирвайн, чей болид тоже остановился, подбежал к бразильцу и начал
пытаться высвободить пилота из кучи шин, но Бурти не двигался. На трассе
появился автомобиль безопасности и гонка была остановлена. Бурти отвезли в
госпиталь, он выздоровел, но с тех пор не учавствовал в гонках, став
тест-пилотом команды Ferrari.
Jordan были на подиуме и в очках регулярно с Жаном Алези, который сохранил
традицию и в 2001, финишировав шестым в своем последнем Гран-При Бельгии. В то
время как пилот Panasonic Toyota Мика Сало финишировал здесь 4 раза, Рубенс
Баррикелло финишировал всего в 4 гонках из 8. Однако Дэвид Култхард может
похвастаться победой в 1999, четвертым местом в 2000, вторым в 2001 и опять
четвертым в 2002.
Гран-При Бельгии не прошел в прошлом году, и поэтому в этом сезоне все с
нетерпением ждут этой гонки. Eau Rouge немного изменили и на второй половине
трассы сменили покрытие, так что этот уикэнд должен быть интересным. В последней
гонке в Спа в 2002 Ferrari завоевали дубль, удастся ли им повторить этот
результат?