Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #348 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах о Формуле-1
Выпуск #348 от 19 марта 2009 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-momk.net.ru \ blynsky.narod.ru \ freewebtown.com/f1momk

Сегодня в номере:

События недели
Ф1-Калейдоскоп - "Бомба за бомбой"
FormulaMag.com представляет

Книги и статьи
Эрик Димок. Джим Кларк. Легенда гонок. #18
Алан Хенри. Williams. Команда Формулы-1. #7
1972. Grosser Preis von Osterreich - Вновь Эмерсон
Право голоса
Вопрос номера
Результаты предыдущего опроса

Детали проекта
Деловой раздел
Выходные данные

Вопрос номера



Блефует ли на тестах команда "Браун ГП"?!



Проголосовать на сайте www.F1-MOMK.Net.Ru

Высказать по e-mail ОСОБОЕ МНЕНИЕ

  • Из интернет-браузера голосовать можно сразу, в почтовом клиенте надо предварительно сохранить html-файл рассылки и открыть его браузером.

  • Для голосования выйдите в режим on-line и нажмите на ссылку. Откроется форма с вариантами ответов.

Результаты предыдущего опроса

Кого вы видите в числе фаворитов сезона 2009 года?
- "Феррари" 60 [61.2%]
- "МакЛарен" 16 [16.3%]
- "БМВ" 8 [8.2%]
- "Браун" (экс-"Хонда") 5 [5.1%]
- "Рено" 4 [4.1%]
- "Ред Булл" 3 [3.1%]
- "Вильямс" 1 [1.0%]
- "Тойота" 1 [1.0%]
- "Торо Россо" 0 [0.0%]
- "Форс Индия" 0 [0.0%]

Особые мнения

Бобрик Александр.

Знаете, тут сложно что либо прогнозировать. Если честно, меня очень сильно удивили достижения на тестах команды Росса Брауна. "Болеть" же я буду за... BMW Sauber, :) Ferrari (пусть они и не блещут скоростью). Toyota, мне кажется, тоже может раскрыть свой потенциал...


RomB.

Думаю, что лидировать будут "Феррари" и "БМВ". Допускаю, что их могут сильно прессинговать "Рено" и "Ред Булл". С "Брауном" все же я склонен допускать некоторую их "игру" в скорость. Думаю, они будут где-то в середине пилотона.

Впрочем, прогнозы - дело крайне неблагодарное. Скоро все увидим в деталях.

Письмо, опоздавшее к прошлому номеру

Юрий Гусаков.

Здравый смысл.

В этом году на четверть, в следующем еще в 2 раза, а потом вообще отметить, так как в последние годы это "зрелище" под названием Ф1 вызывает только отвращение.

P.S.: Особо личное мнение - "Феррари" на пару сезонов вообще бы дисквалифицировать, как позорящих "формулу 1" в целом. Когда сами заимствуют решения - все ок, продали другим технологию - воровство. И это не только прошлый сезон...


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? - Напишите!

Ф1-Калейдоскоп - "Бомба за бомбой"

Дмитрий Федотов (Floters)
18 марта 2009 г.

До старта чемпионата мира остается уже меньше двух недель, а страсти болельщиков уже накалены как в мексиканских сериалах. Еще бы, сначала "Браун" подкинул дровишек, а потом и ФИА совершила традиционный ход конем - пытаясь насолить оппозиционной ФОТА, Федерация, традиционно, ошарашила болельщиков.

Но обо всем по порядку.


На новой машине "Брауна" BGP001 еще не успела обсохнуть краска, как ее тут же отправили на тесты команд в Испанию. И с первых же дней Баттон и Баррикелло ошарашили общественность - почти каждый день во главе протокола находился или бразилец, или англичанин - в зависимости от того, кто из них садился за руль болида. Разумеется, такая ситуация не могла оставить общественность равнодушной. Как так, неужели, правда, ребята из Брэкли построили лучшую машину в пелотоне? Или блефуют?


На тесты в Барселону рванули все мало-мальски серьезные журналисты, чтобы узнать самим - что и как. В результате появилась масса теорий, объясняющих скорость бело-желто-черных машин.


Итак, версия первая - недовес болида (или малое количество топлива в баках).


Эта теория была самой популярной в первые дни тестов. А что? У команды спонсоров нет, времени на их поиск - тоже. Поэтому нужно как-то быстренько это дело устроить. Минимально разрешенный вес машины игнорируется - и результаты просто поражают - на секунду быстрее конкурентов.

Однако слабой стороной этой версии является то, что потенциальные спонсоры тоже не дураки. Люди, занимающиеся бизнесом, прекрасно понимают, что отдача от команды, которая занимается блефом будет лишь разовой, и лишь результаты в гонках (высокие результаты) будут истинным показателем. Логично? - Вполне.

Сам Росс Браун заявляет, что бюджет на этот год у команды уже есть, поэтому спешить в поиске спонсоров незачем. Да и нужны эти спонсоры лишь серьезные и проверенные. Это значит, что крупные компании точно не клюнут на результаты тестов.

Значит, версия отпадает? Может быть.


Версия вторая - реальная скорость. "Браун" (а ранее - "Хонда") занимался разработкой болида с 2007 года. Команда четко знала, что главные изменения в правилах - введение KERS и сокращение прижимной силы на 50 процентов. Поэтому способы компенсирования потери первого продумывались очень долго, и, вполне вероятно, могли дать хорошие результаты, а что касается KERS, то команда философски подошла к проблеме - раз система еще не обязательна, то не стоит усложнять и без того непростую ситуацию с измененными правилами?

В общем, высокие результаты Баррикелло и Баттона на тестах вполне могут отражать истинную скорость машины.


Наконец, есть еще одна версия - об использовании "серых зон" технического регламента. Согласно расследованиям немецких журналистов, "Браун" очень хитро использует конструкцию диффузора болида таким образом, что тот компенсирует потерю прижимной силы. Из-за этого машина и показывает блестящие результаты.


Хотелось бы, чтобы ФИА по-настоящему разобралась в ситуации, и если команда хитрит, то такую конструкцию нужно запрещать. Но еще больше хочется, чтобы результаты "Брауна" не оказались ни блефом, ни жульничеством, и в "Ф-1" состоялось маленькое чудо. В этом виде спорта они так редко случаются.


...Зато часто случаются сюрпризы. Причем, не всегда приятного характера. Во вторник Совет ФИА принял решение об изменении системы определения чемпиона "Формулы-1". Отныне титул выиграет тот гонщик, кто одержит больше побед в сезоне. И это меньше чем за две недели до старта сезона!

Честно говоря, комментировать такое даже не хочется. "Большой цирк", действительно, стал цирком.


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? - Напишите!

FormulaMag.com представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
18 марта 2009 г. - FOTA выражает недовольство принятыми Всемирным Советом мерами
18 марта 2009 г. - Сodemasters откладывает релиз Формулы-1 на PC
18 марта 2009 г. - Пике-младший: Мой последний день тестов прошел очень хорошо
18 марта 2009 г. - Renault начнет сезон с KERS
18 марта 2009 г. - Легенда подошла к концу: Тодт покинул расположение Ferrari
17 марта 2009 г. - Баттон закончил день в Хересе лидером
17 марта 2009 г. - Honda F1 официально переименована в Brawn GP
17 марта 2009 г. - Хайдфельд: Я чувствую себя сильнее
17 марта 2009 г. - Гаутенг стала спонсором BMW-Sauber
17 марта 2009 г. - Трулли: Я уверен перед стартом чемпионата
17 марта 2009 г. - Другие чуть менее важные решения Всемирного совета
17 марта 2009 г. - ПОБЕДИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ВСЕ: ЧЕМПИОН БУДЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ ПО ЧИСЛУ ПОБЕД
17 марта 2009 г. - Тесты в Хересе: Баттон занимает промежуточное первое место
17 марта 2009 г. - Хоккенхайм определится с будущим на следующей неделе
17 марта 2009 г. - Де ла Роса может уйти из Формулы-1
17 марта 2009 г. - Red Bull отстает от соперников
17 марта 2009 г. - Трасса в Мюджелло - экономический успех Ferrari
17 марта 2009 г. - Ограничение бюджета: не больше 50 млн.?
17 марта 2009 г. - У Брауна не было выбора: либо пенсия, либо Brawn GP
17 марта 2009 г. - Кризис: Выручка от Формулы-1 может снизится на 20%
17 марта 2009 г. - ТВ-интерес к Формуле-1 в Канаде снижается
17 марта 2009 г. - Росберг настраивает болид перед Мельбурном
17 марта 2009 г. - McLaren экспериментирует с диффузором
17 марта 2009 г. - Сэм Майкл чрезвычайно рад появлению KERS в Формуле-1
17 марта 2009 г. - FIA готова пересмотреть очковую систему
17 марта 2009 г. - Зутил с уверенностью ожидает сезон-2009
16 марта 2009 г. - Williams отказалась от вертикальных крыльев
16 марта 2009 г. - Феттель может стать чемпионом уже в 2010 году - Эклстоун
16 марта 2009 г. - Алонсо доволен проделанной работой
16 марта 2009 г. - На болиде Баттона отказала коробка передач
16 марта 2009 г. - Алонсо прервал гегемонию Brawn GP
16 марта 2009 г. - Легальность диффузора Brawn GP под вопросом
16 марта 2009 г. - Браун: Мы не блефуем
16 марта 2009 г. - Баррикелло продолжает лидировать в Хересе
16 марта 2009 г. - Маллья ищет индийского Гамильтона среди 1,2 млрд. человек
16 марта 2009 г. - Бюджет Toyota урезали "снова и снова"
16 марта 2009 г. - Фанаты Алонсо заполнили четыре трибуны в Хересе
16 марта 2009 г. - Эконом-класс: Феттель скромно готовится к новому сезону
16 марта 2009 г. - Известный гоночный музей Култхарда закрывается
16 марта 2009 г. - Организаторы Гран-при Бахрейна отправились в рекламный тур
16 марта 2009 г. - Физикелла в поисках "силы"
15 марта 2009 г. - Баррикелло: Хорошая подготовка для меня и машины
15 марта 2009 г. - Баррикелло быстрейший в Хересе
15 марта 2009 г. - Лауда: Ferrari и BMW впереди
15 марта 2009 г. - Видео: Первые тесты Ральфа Шумахера
15 марта 2009 г. - Тесты продолжаются: Баррикелло лидирует; Алонсо разбил машину
15 марта 2009 г. - Невозможное возможно! Петтер Солберг на подиуме в Кипре
15 марта 2009 г. - Кубица: Скорость Brawn GP кажется реальной
15 марта 2009 г. - Росберг: У Williams проблемы с финансированием? Полная ерунда!
15 марта 2009 г. - Провинция Гаутенг может стать спонсором BMW-Sauber
15 марта 2009 г. - Toyota была близка к уходу из Формулы-1
14 марта 2009 г. - Росси: Не думаю, что у меня появится другой шанс
14 марта 2009 г. - Берни поделился мнением о миллиардерах и кризисе
14 марта 2009 г. - BMW опубликовала неутешительные результаты четвертого квартала
14 марта 2009 г. - Кубица: Впечатление от тестов может быть обманчиво
14 марта 2009 г. - У Ferrari все идет по плану
14 марта 2009 г. - По мнению Алонсо в тройке лидеров - Brawn, BMW и Ferrari
14 марта 2009 г. - Алонсо: 7 из 10 - я стану чемпионом в этом году
14 марта 2009 г. - Mercedes-Benz не собирается уходить из Формулы-1
14 марта 2009 г. - Баттон: Впереди долгая дорога
14 марта 2009 г. - Берни: Макс Мосли стал бы прекрасным премьер-министром
14 марта 2009 г. - Brawn GP возвращает журналиста Red Bulletin в 70-е
14 марта 2009 г. - Гран-при Франции: План нового автодрома
14 марта 2009 г. - Билеты на Гран-при Малайзии продаются с трудом
14 марта 2009 г. - McLaren отметила титул Гамильтона на болиде
14 марта 2009 г. - Ferrari повезет KERS в Австралию
14 марта 2009 г. - Кризис в McLaren вынуждает редакторов использовать экспрессивную лексику
14 марта 2009 г. - Донингон или мы не поедем в Великобританию - Берни
13 марта 2009 г. - Brawn GP недостижима, считает Масса
13 марта 2009 г. - Хайдфельд: Мы проделали хорошую работу
13 марта 2009 г. - Williams ожидает самый важный сезон за 10 лет - руководитель
13 марта 2009 г. - Шумахер не спешит проводить переговоры с Ferrari
13 марта 2009 г. - Австралия внесет ясность - де ла Роса
13 марта 2009 г. - Аллен: Brawn GP быстрее. Это официально
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Эрик Димок. Джим Кларк. Легенда гонок. #18

Предыдущие части читайте в архиве.

Перевод: Екатерина Акопова (aksioma).
Иллюстрированная версия на GP-Smak.Ru

От Фулл Саттона до Спа (часть 2).

Спа была одной из быстрейших трасс в Европе. Образованный дорогами общего пользования треугольник длиной 8.76 миль в живописной поросшей лесом долине бельгийских Арденн, недалеко от границ Германии. С хорошим покрытием и скоростными поворотами, невероятно быстрая, она может похвастаться одной из самых длинных прямых в автоспорте и продолжительным извилистым подъемом по склонам естественного амфитеатра, назад, к старту. Круг заканчивался шпилькой и быстрым зрелищным спуском с горы к боксам.

С самого открытия в 1924 году это трасса была полна драматических событий, она принимала 24-часовую гонку туринговых автомобилей, но так и не завоевала славы Ле-Мана. В тридцатых годах в Гран-при Бельгии доминировали немецкие команды, и эта гонка стала одной из первых возобновленных после войны, в 1947 году.

В пятидесятых это все еще шоссе общего пользования - в лучших традициях дорожных гонок, - все еще с прямой Маста, слегка уходящей под гору на протяжении около двух миль, где до войны машины разгонялись почти до 200 миль в час. Только самые храбрые и быстрые гонщики проходили коварный изгиб в середине Масты газ в пол, и эту трассу в Британии помнили, главным образом, в связи с аварией, оборвавшей жизнь Ричарда Симена, одного из лучших английских гонщиков тридцатых годов, погибшего за рулем заводского Mercedes-Benz.

D-тип уже бывал здесь, под управлением Генри Тэйлора, но для Джима Кларка Спа была новым опытом, который ему совсем не понравился. Среди соперников был Мастен Грегори, гонщик, которым он искренне восхищался, на принадлежавшем Ecurie Ecosse Lister-Jaguar. Кроме того, были там Поль Фрер (Aston Martin), Оливье Жандебьен (Ferrari Testa Rossa), Кэрролл Шелби (Aston Martin), Джек Фэйрмен (Ecurie Ecosse Jaguar D-тип), Айвор Бьюб (Jaguar D-тип) и Арчи Скотт-Браун (Lister-Jaguar).

Все здесь сильно отличалось от предыдущего уик-энда в Чатерхолле, когда тормоза D-типа заблокировались в конце прямой. От большой температуры сплавились медная часть тормозных колонок и медное же покрытие на тормозных дисках, - недоброе предзнаменование перед его первой международной гонкой на трассе, которую он никогда раньше не видел. Он слышал, что это быстрая трасса и признался, что если бы он представлял себе, что она из себя представляет, то остался бы дома.

И снова Скотт-Уотсон убедил его взяться за дело, заставил поверить в себя и даже смутил разговорами о Формуле-1. Альтруизм Скотт-Уотсона, вероятно, уже шел на убыль. Он определенно считал себя менеджером Кларка. Сам Кларк тоже считал его менеджером Кларка и охотно признавался, что никогда бы не занялся гонками всерьез, если бы не постоянное подзуживание Скотт-Уотсона.

Когда Скотт-Уотсон понял, что никогда не станет хорошим гонщиком, то нашел свое призвание в роли организатора, наставника, администратора и спонсора, к тому же ему импонировала ответственность, лежавшая на организаторах в автоспорте. А поняв, что его будущее не связано с Джимом Кларком, он посвятил себя BMRC и, через ставший его преемником Шотландский Клуб Автогонок (SMRC), трассе Инглистон возле Эдинбурга

Тем временем, в Спа Джим Кларк поставил свое желание гоняться выше сомнений в своей способности конкурировать с людьми, которых он считал талантливее себя, как Мастен Грегори. Сначала он согласился гоняться, скрепя сердце, а потом решил, что обязан это делать, чтобы никого не подвести.

Гараж в Мальмеди, местечке неподалеку от трассы в Спа, ставшем ареной жестокой резни во время Второй Мировой Войны [17 Декабря 1944 года возле бельгийского городка Мальмеди отряд под руководством полковника СС Иоахима Пайпера уничтожил более сотни американских солдат из 285-й разведывательного дивизиона полевой артиллерии. Это преступление вошло в историю как Бойня у Мальмеди (прим. пер.).], Border Reivers делили с Ecurie Ecosse. Дэвид Мюррей предложил Джиму осмотреть трассу на взятом напрокат Volkswagen вместе с гонщиком Ecosse - опытным Джеком Фэйрменом. Это не было чем-то необычным. Мюррэй делал это из лучших побуждений. Идея заключалась в том, чтобы Фэйрмен показал Джиму, как проходить повороты, где тормозить и где нажимать на газ. Джим предпочитал находить траекторию самостоятельно, но с предложением согласился.

Фэйрмен показал ему не только знаменитую трассу, но и места, где погибали или получали травмы авто- и мотогонщики. На месте, где в 1939 году разбился Ричард Симен, стоял памятник, еще один был в Стейвелоте, где погиб Билл Холлоуэлл, мотогонщик AJS. Ко дню гонки Кларк был совершенно подавлен, но сумел оправиться достаточно, чтобы финишировать на Porsche пятым в классе 2.0 литра в утренней гонке GT. Было сыро, и у него получилась напряженная дуэль с Вольфганом Зайделем на Alfa Romeo Giulietta, но, когда дождь перестал, Кларк потерял преимущество, и его смогли обогнать несколько AC Bristol.

К 4 часам дня, когда стартовала главная гонка, он сильно нервничал, и сумел вернуть себе самообладание только под конец гонки. Его D-тип не заносило так сильно, как, по его описаниям, Sunbeam в Романнобридж. Он вел машину осторожно и осмотрительно, не желая втягиваться в спор за лидерство с крутыми парнями.

Продолжение следует

Алан Хенри. Williams. Команда Формулы-1. #7

Предыдущие части читайте в архиве.

Иллюстрированная версия на GP-Smak.Ru
Перевод: Сергей Белобородов

Глава 4. Откуда берутся деньги

Есть всего несколько профессиональных спортивных состязаний, столь же скрытных относительно своих финансов, как гонки Гран-при, так что затрагивание темы бюджета топ-команды Ф-1 - достаточно сложная задача со случайным решением.

Однако, лучшее свидетельство этому то, что команда Rothmans Williams Renault, вероятно, потратила около 25 миллионов фунтов стерлингов на свою победную программу в чемпионате мира 1997 года. Это является одним из самых больших бюджетов в этом бизнесе и отражает огромное финансовое обязательство, состоящее в удержании позиции "на острие" в этом сильно конкурентном мире.

Доход сегодняшней команды Гран-при возникает прежде всего от основных международных корпораций, стремящихся к доле в глобальном телевизионном охвате спорта. Сезон состоит из 17 гонок, и если принять во внимание прямые трансляции с гонки, дополнительные специальные программы и новости, чемпионат мира Формула-1 под эгидой FIA на каждую гонку привлекает порядка 450 миллионов зрителей во всем мире.

При показе в течение сезона более 36 000 прямых передач в более чем 201 стране мира становится ясно, что Rothmans, например, получает дешевый охват аудитории для своих ежегодных инвестиций, особенно если принять во внимание увеличивающиеся ограничения на рекламу табака в различных частях мира, особенно в Европейском Союзе.

Кроме того, к концу сезона 1997 года в Williams остались довольны выгодой от бесплатных двигателей своего технического партнера Renault Sport. При стоимости в 200 000 фунтов каждый, исключая затраты на разработку, приблизительно 30 двигателей используются командой в течение года, а это составляет выгоду около 6 миллионов фунтов плюс та же выгода с точки зрения вклада в бюджет команды.

Как Williams заманил на борт саудовцев

Решающий финансовый прорыв произошел на британском Гран-при 1977 года, когда Williams March начал нести спонсорский логотип от Saudia, авиакомпании Королевства Саудовской Аравии.

"Парень, которого я знал, звали Тони Хэррис, он работал в Лондоне в рекламном агентстве, которое обслуживало счета Saudia", - сказал Фрэнк, - "и он согласился представить меня Мохаммеду Аль Фозану, коммерческому директору авиакомпании в городе Джедда. Он принял меры, чтобы наша команда имела хотя бы небольшой спонсорский логотип на заднем крыле March".

Это стало решающим коммерческим шагом. Связь с Saudia могла использоваться как визитная карточка для Фрэнка в его подходах к другим компаниям Саудовской Аравии, и через связи, установленные Чарли Крайтон-Стюартом, еще одним старым другом со времен Ф-3 в середине 1960-х годов, он сумел получить аудиенцию с членом королевской семьи Саудовской Аравии в январе 1978 года.

Аудиенция Фрэнка с Принцем Мухаммедом бин Фахдом, вторым по старшинству сыном короля Фахда, привела к поддержке от Albilad, торговой компании королевской семьи Саудовской Аравии. Тогда же подоспела поддержка от группы TAG семьи Ойех, сегодняшнего партнера команды West McLaren Mercedes, которая помогла команде Williams финансировать ее решающее расширение и повышение конкурентоспособности между 1979 и 1983 годами.

***

Доход от технических спонсоров вроде Castrol, смазки и поставщиков шин Goodyear оценен в районе 3 миллионов фунтов, а также техническая поддержка и бесплатные запчасти и материалы. В случае одних шин это могло составить максимально 250 000 фунтов в год в чистых затратах, исключая огромные суммы, затрачиваемые шинными компаниями на исследования и разработки.

В 1997 году другими техническими партнерами являлись Komatsu (трансмиссионные технологии), Automotive Products (тормоза и сцепления), Magneti Marelli (электроника) и Champion (свечи зажигания).

Имеются дополнительные спонсоры, такие как: Sonax, изделия по уходу за автомобилем; Henderson Investors, Andersen Consulting, которые тайно руководили сложным переездом команды из Дидкота в Гроув, в качестве части их спонсорского пакета; а также текстильная компания Falke и германский цифровой телевизионный канал DF1. Кроме этого существует множество официальных поставщиков от гоночной промышленности, таких как OZ wheels, Digital, Sparco, Telxon, Largotim, Burg-Wachter и Snap-on Tools. Консервативная оценка предполагает их помощь минимум в 7 миллионов фунтов в общей сложности.

Дело ведения переговоров с такими разнообразными спонсорами и инвесторами - однозначно работа на полную рабочую неделю. Старший менеджер Джим Райт возглавляет отдел из девяти человек, которые управляют и обслуживают требования спонсоров, помогая поддерживающим компаниям максимизировать их союз с командой.

Доход от телетрансляций оценить более трудно, но источники предполагают, что Williams имел порядка 12 миллионов фунтов в качестве своей доли от доходов телевидения в 1997 году. Кроме того, имеются еще менее определенные платежи от доходов с гонок, которые зависят от сложной формулы, основанной на исторических результатах, позициях в квалификации и очках, набранных в кубке конструкторов, достигнутых в течение предыдущих двух половин сезонов.

Однако возможный доход порядка 50 миллионов фунтов должен быть противопоставлен издержкам по крайней мере в 5 миллионов фунтов ежегодно на начальную разработку автомобиля следующего сезона, плюс около 3 миллионов фунтов на постройку, скажем, шести новых шасси по этой разработке, и конечно 13 миллионов фунтов ежегодной платы за двигатели Mecachrome.

Исследование и разработка, поддерживающие конкурентоспособность команды на последующие годы, могут "съесть" до 6 миллионов фунтов, в то время как ежегодные текущие затраты компании, включая жалованье для 400 с лишним работников, вероятно, будет порядка 18 миллионов фунтов. По сравнению с этими суммами, гонорары гонщиков Жака Вильнева (6 миллионов фунтов) и Хайнца-Харальда Френтцена (2 миллиона фунтов) напоминают простые сноски на странице баланса.

В сезонах Ф-1 1998 и 1999 годов будет продолжено сотрудничество Williams с Rothmans International, хотя отличительная сине-белая раскраска, которую несут автомобили команды, начиная с начала 1994 года, будет стерта и заменена красной расцветкой Winfield, одной из марок Rothmans International.

Winfield - самая продающаяся марка сигарет в Австралии, которая продается также в Южной Африке, Новой Зеландии, Малайзии и Франции. Планы на ближайшее будущее включают расширение целевого рынка в Европе, включая Нидерланды и Люксембург. Понятно, что несмотря на спорные аспекты табачного спонсорства, в Rothmans понимают, что в течение по крайней мере самого ближнего будущего, активное участие в гонках Гран-при через команду Williams является как выгодным, так и своевременным.

Конечно, значительные эмоциональные проблемы находятся здесь под угрозой. Просмотрите книги по истории Ф-1 и вы увидите множество гонщиков Гран-при, пыхтящих сигаретами в 1950-х и 1960-х годах, но поскольку автоспорт стал физически более требовательным в 1970-е, образ гонщика Ф-1, отбрасывающего "бычок" перед тем, как забраться в кокпит, стал все более редким явлением.

С сегодняшним поколением гонщиков Гран-при, сидящих на диете и не употребляющих ничего более "опасного", чем паста, салаты и яблочный сок, сюжет с Жаком Вильневом или Хайнцем-Харальдом Френтценом, зажигающими Winfield на стартовой сетке столь же вероятен, как если бы они отложили в сторону шлем в пользу кожаной кепки. Все же остается фактом, что пока сигареты являются легально доступным продуктом, табачные компании будут эксплуатировать потенциал глобальных видов спорта, таких как Ф-1, "на всю катушку". Williams официально остается "скромным" и необщительным по вопросу этого противоречия. Понятно почему, можно было бы добавить.

По правде говоря, конечно, табачные компании позволили командам Гран-при удержаться на трассе в течение последних 30 лет. Именно Колин Чэпмен представил марку Gold Leaf от Players в Ф-1 на автомобилях Lotus в 1968 году, через три года после того, как реклама сигарет была запрещена по Британскому телевидению, и с тех пор влияние табачных компаний расширилось почти до господства. В 1997 году каждая лидирующая команда Гран-при имела основного производителя сигарет в своем портфеле спонсоров.

Однако в будущем многое может измениться для таких команд как Williams. Холдинговая империя Ф-1 Берни Экклстоуна в декабре 1997 года была реорганизована для "плавания" на фондовой бирже, которая, имея ценность около 1,6 миллиарда фунтов, могла быть эффективной для будущего Ф-1 как продвигающий корпоративный инструмент. Экклстоун убежден, что появление цифровых телевизионных каналов "плати и смотри" повысит доход Ф-1 до положения, когда спорт сможет быть эффективно самоокупаемым от одного только телевизионного дохода. Это, в свою очередь, могло означать большее количество спонсоров для каждого индивидуального автомобиля, подразумевая, что чем большее количество компаний будет привлечено, тем меньшее влияние каждая из них сможет оказывать на благосостояние различных команд. Это все теоретические рассуждения, конечно, и нет сомнений, что табачные компании продолжат оказывать значительное финансовое влияние в обозримом будущем. Интересно, однако, что контракт Williams с Winfield продолжается только до конца 1999 года, кануна возвращения BMW в спорт как поставщика двигателей команды с начала сезона 2000 года. Обозревателям Ф-1 будет интересно увидеть, сможет ли BMW вывести своего нового партнера по Гран-при из-под табачного спонсорства, или просто согласится с текущим состоянием дел в этом бизнесе.

Дальневосточное обещание при запрете табака?

Оставаясь публично неразговорчивой по этой проблеме, Williams и другие ведущие команды Ф-1 молчаливо подтвердили линию, принятую президентом FIA Максом Мосли в конце 1997 года, когда он дал понять британскому и другим правительствам ЕС, что для гонок Гран-при есть шанс эффективно переместиться в Тихоокеанский Регион, если запланированные ограничения на рекламу табака не будут ослаблены.

Это стало весьма чувствительной политической проблемой. Новое лейбористское правительство Тони Блэра демонстрировало неуверенность и неопытность в попытке привести убедительные аргументы против высоко влиятельного лобби Ф-1. Williams и другие расположенные в Британии команды, должно быть, вздохнули с облегчением, когда Блэр сообщил, что его правительство предложит открытое освобождение для Ф-1: стратегию, которая должна была уверенно вывести из строя общеевропейский запрет на рекламу табака на всех спортивных состязаниях.

Однако, подвергнувшись интенсивному давлению со стороны других правительств ЕС, британские политические деятели начали говорить о девятилетнем периоде, в течение которого Ф-1 могла бы найти других, не табачных, спонсоров. Теперь остается посмотреть, сможет ли орган правления автогонок санкционировать достаточно большое количество гонок в Юго-Восточной Азии, чтобы обезопасить себя и постепенно отойти из Европы, если это освобождение рекламы табака не будет восстановлено.

Экономики многих азиатских стран были в ужасном положении во время написания книги, поэтому точка зрения FIA, что команды типа Williams фактически перенесли бы свои штабы в Тихоокеанский Регион, может уверенно быть отклонена как непрактичная маниловщина. Гонки Гран-при останутся по существу европейским видом спорта с рабочими местами, фабриками и технологией, остающимися там, где они и есть в настоящее время.

Продолжение следует

1972. Grosser Preis von Osterreich - Вновь Эмерсон

Road & Track, п/п december 1972
Автор: Роб Уокер
Перевод: Дмитрий Толстенев, Коломна

Эмерсон Фиттипальди приблизился еще на шаг к чемпионскому титулу

Место проведения Гран-при Австрии, Остеррайхринг, находится в местности с великолепным ландшафтом, окруженным горами, и это одна из наиболее красивых трасс в мире. Было замечательно после отвратительного лета в Англии в этом году выйти из нашего чартерного самолета под горячее яркое солнце Австрии.

Стартовое поле гонки было в основном таким же, как и в Германии, но было несколько незначительных изменений. Команда BRM вернулась к своей обычной команде "А" с Жаном-Пьером Бельтуазом, Питером Гетином и Хауденом Генли. Ferrari выставила только две машины, поскольку Марио Андретти был на гонке USAC, и они отказались от услуг Артуро Мерцарио, возможно, это было началом их новой экономической политики в гонках, которую мы увидим в следующем году, направленной на сокращение расходов. Первое заявление Ferrari наводило на мысль об их полном отказе от выступлений в гонках, но в более позднем сообщении говорилось, что они смогут выставлять одну машину в "гран-при" и две в гонках спортпрототипов. Я надеюсь, что последнее будет более правильным, потому что для меня Ferrari - это автогонки. Без них любая победа будет пустой. Другими изменениями с ГП Германии стал вернувшийся из Штатов Питер Ревсон, сменивший за рулем Yardley McLaren Брайана Редмана, и Connew под управлением Франсуа Миго, которые предприняли третью попытку выйти на старт гонки. Также третью попытку предпринял новый Tyrrell 005.

Первый день тренировок проходил в пятницу с 14:30 до 18:00 с получасовым перерывом в середине. Это был действительно жаркий день. Температура трассы была 133F (+56C) и 121F (+49C) на солнце. Вся эта жара оказывала свое воздействие на машины, и, как обычно, не стоило начинать в высоком темпе, а опрнделенно лучше было подождать, пока не станет немного попрохладней. Во время тренировок было произведено множество изменений передаточных отношений, а во время первой сессии Питер Ревсон показал лучшее время 1:37.5 и удерживал этот результат до тех пор, пока за 10 минут до конца Джеки Стюарт не выехал на "005" и не улучшил этот результат до 1:36.6. Я отправился спросить Джеки, что он думает о машине. Как только он вылез из нее, то выпил воды, и я заметил, что он запивает ей таблетки. Когда я спросил, для чего эти таблетки, он ответил: "О, Роб, это мои пилюли смелости. Но я принимаю их не перед выездом, а только тогда, когда вылезаю из машины, так я могу смотреть на Кена Тиррела".

Несколько машин страдали от парообразования топлива, особенно Ferrari, а Иккс просто застрял на трассе в своей машине. В Brabham были те же проблемы, но на машине Грэма их решили направив поток воздуха на топливный насос, и он показал хорошее время, заняв место в первой десятке.

Тим Шенкен рассказал мне, как определить на слух, проходят ли они в полную силу на подъеме и поворот после боксов. Позже он мне это продемонстрировал, но как только он достиг поворота, то увидел повсюду желтые флаги, потому что Пескароло приложил March Фрэнка Вильямса к барьеру. Бедный Песко проколол переднюю шину, и мой сын, который наблюдал там, сказал, что у него не было шансов сделать что-нибудь. Для Анри это была уже пятая автокатастрофа в последних гонках, и я думаю, он пребывает немного в депрессии.

Колин Чапман привез какие-то особые квалификационные шины на своем самолете для Эмерсона Фиттипальди. Это потому, что Firestone сказал, что не привезет их, возможно, потому, что это будет нечестно по отношению к другим представителям Firestone. Они были установлены на запасную машину в самом конце тренировок, поскольку гоночная машина "управлялась словно свинья", и Эмерсон показал лучшее время 1:35.9.

После тренировок вдова Сеппи Зифферта вручила Philip Morris Prix Rouge et Blanc Award Ронни Петерсону за его выступление на Нюрбургринге. Он вручается в память о Зифферте гонщику, который показывает самое заслуженное выступление на каждом "гран-при".

В субботу утром STP March загорелся. Бики Симс, один из их механиков, которого я знаю со времен наших старых добрых лет с Lotus, когда он был там, чистил заднюю часть машины, когда она неожиданно вспыхнула, возможно, из-за статического электричества на огнетушителе. Пожар был потушен прежде, чем он нанес сильные повреждения, но Бики получил ожоги первой степени одной руки.

Субботняя тренировка проходила с 13:00 до 16:30 с получасовым перерывом, и, думаю, было не так жарко, как в предыдущий день. Во время этой сессии было лишь несколько улучшений времен до начала прохладной части после обеда. Во время первого периода только где-то четверо улучшили свое время, и произошло это, в основном, потому что они разобрались в своих машинах.

После перерыва все принялись за серьезную работу, поскольку температура упала приблизительно на пять градусов (3С). Тим Шенкен проколол переднюю шину на своем Surtees, затем ему дорогу перебежал олень. Затем у Джеки Стюарта произошел тяжелый момент. Джеки сказал, что он проходил быстрый правый поворот после боксов, когда машину неожиданно закрутило боком, и он снес шесть пластиковых ограничителей. Могло быть и хуже, но, к счастью, машина не пострадала. Кен Тиррелл сказал, что это произошло потому, что они только что установили новый тип передних шин, который дольше разогревается, а Джеки поторопился. За двадцать минут до конца двигатель на машине Джеки отказал, так что он не смог принять участие в заключительной схватке за лучшее время.

Ближе к концу тренировки Клей Регаццони надел один из быстрых квалификационных комплектов резины, который позволил показать Ferrari время 1:36.04, что стало 2-м временем после пятничного результата Эмерсона на запасной тренировочной машине. Время Эмерсона на его основной гоночной машине было следующим, так что он решил использовать запасную машину в гонке, поскольку это принесло ему поул. Он это делал, казалось, с некоторой неохотой. Когда я спросил, почему, он сказал, что хотя она и управляется лучше, но была построена в 1970 году, и он считал ее более старой по сравнению со своей обычной гоночной машиной, которая была построена в этом году.

Итак, Эмерсон и Клей в первом ряду, а Джеки Стюарт и Питер Ревсон разделили второй ряд позади них.


Стартовое поле

Эмерсон Фиттипальди
# 31 JPS Lotus 72-Ford
1:35.97
Жанклаудио Регаццони
# 19 Ferrari 312B2
1:36.04
Джеки Стюарт
# 1 Tyrrell-Ford
1:36.35
Питер Ревсон
# 14 McLaren М19С-Ford
1:36.63
Карлос Рейтеманн
# 17 Brabham BT37-Ford
1:37.15
Крис Амон
# 10 Matra-Simca MS120D
1:37.16
Денис Хьюм
# 12 McLaren М19С-Ford
1:37.20
Тим Шенкен
# 24 Surtees TS9B-Ford
1:37.25
Жаки Иккс
# 18 Ferrari 312B2
1:37.33
Хауден Генли
# 9 BRM P160
1:37.55
Ронни Петерсон
# 5 March 721G-Ford
1:37.58
Майк Хейлвуд
# 25 Surtees TS9B-Ford
1:37.77
Андреа де Адамич
# 11 Surtees TS9B-Ford
1:38.08
Грэм Хилл
# 16 Brabham BT37-Ford
1:38.14
Вильсон Фиттипальди
# 28 Brabham BT34-Ford
1:38.25
Питер Гетин
# 6 BRM P160
1:38.48
Рольф Штоммелен
# 27 Eiffelland March 721-Ford
1:38.62
Карлос Пасе
# 23 March 721-Ford
1:38.62
Дэйв Уокер
# 21 JPS Lotus 72-Ford
1:38.81
Франсуа Север
# 2 Tyrrell-Ford
1:38.85
Жан-Пьер Бельтуаз
# 7 BRM P160
1:38.89
Ники Лауда
# 4 March 721-Ford
1:39.04
Нанни Галли
# 15 Tecno PA/123
1:39.13
Майк Бьюттлер
# 3 March 721G-Ford
1:39.92
Франсуа Миго
# 29 Darnval-Connew PC1-Ford
1:43.88
-

Население Австрии около восьми миллионов, и, когда мы отправились на трассу в воскресенье утром, все выглядело так, как будто половина из них была на Остеррайхринге. Мы решили припарковать машину в получасе ходьбы от трассы с надеждами, что мы сможем покинуть ее с минимальной задержкой, поскольку нам надо было еще добраться до самолета нашего чартерного рейса до полуночи.

Перед стартом произошла лишь одна драма, когда на March Ники Лауды вышел из строя клапан новой системы подачи топлива Lucas. Он был заменен и после этого работал прекрасно, но во время гонки он сломался у Майка Бьюттлера, что вывело его March из борьбы.

Старт прошел гладко, и все тронулись хорошо, за исключением Франсуа Севера. Питер Ревсон сказал, что совершил прекрасный старт, пока он не переключился на 2-ю. Затем двигатель не вытянул, и мимо него проехал Денни на втором McLaren.

По окончании первого круга Tyrrell Джеки Стюарта оторвался от Ferrari Клея Регаццони на три корпуса, затем следовал JPS Lotus Эмерсона Фиттипальди, McLaren Денни Хьюма, Brabham Карлоса Рейтманна, McLaren Питера Ревсона, Matra Криса Амона, Surtees Тима Шенкена, Майк Хейлвуд на нашем Brooke Bond Oxo Surtees, Brabham Грэма Хилла, BRM Питера Гетина, JPS Lotus Дейва Уокера, Brabham Вильсона Фиттипальди, Ferrari Жаки Иккса, March Ронни Петерсона, Surtees Андреа де Адамича, BRM Хаудена Генли, BRM Жан-Пьера Бельтуаза, Tecno Нанни Галли, March Карлоса Пасе, Tyrrell Франсуа Севера, Eifelland Рольфа Штоммелена, March Ники Лауды, March Майка Бьюттлера и Франсуа Миго на Connew.

На следующем круге Стюарт увеличил свой отрыв до 0,8 секунды, и было очевидно, что Клей Регаццони сдерживает всех остальных, поскольку они собрались в плотную группу позади него. После еще одного круга Tyrrell оторвался еще на полсекунды, но никто не смог найти способ опередить Клея, и вся группа шла плотно, постоянно меняясь местами. Майк Хейлвуд воспользовался ошибкой Тима Шенкена в борьбе за 8-е место, тем не менее, терял столько же относительно Стюарта, как и все остальные впереди него.

Джеки увеличил свой отрыв до 2,1 секунды к концу 4-го круга, который выглядел ужасно большим, когда смотришь на всех остальных, проезжающих вместе всей толпой. На этом же круге несчастный Штоммелен заехал в боксы, потому что его специальный кузов начал отваливаться. На фиксацию ушло некоторое время и вывело его из борьбы, хотя он и смог финишировать в шести кругах позади. Жаль, потому что это было его последнее выступление, поскольку он потерял спонсорскую поддержку, а его транспортер и все оборудование были выставлены на продажу.

На следующем круге Эмерсон, наконец-то, сумел пройти Регаццони, а Стюарт имел отрыв в 2,5 секунды над JPS. В конце этого круга Вильсон Фиттипальди привел свой Brabham в боксы, потому что что-то громыхало в районе его ног и педалей. Выяснилось, что это была отвертка. Тени прошлого; подобные вещи в наше время обычно не случаются.

Дейв Уокер уговорил Колина Чапмана поставить новую 12-ю серию двигателя на его JPS Lotus, и на 7-м круге он взорвался, оставив шлейф дыма вперемешку с "Красными стрелами" [Языками пламени - прим. переводчика.].

Борьба к этому времени для Джеки Стюарта закончилась, Эмерсон сократил отрыв на 0,4 секунды. На том же круге Майк Хейлвуд смог протиснуться мимо Криса Амона, и Майк выглядел, будто находился в своем настоящем боевом расположении духа. Не вызывало сомнений, что это быстрое кольцо очень подходит ему.

На 8-м круге Карлос Пасе вернулся в боксы со сломанной линией показателя уровня топлива, и он был весь пропитан топливом. На ремонт ушло девять кругов, во время которых Карлос переоделся, а затем доехал до финиша.

Денни Хьюм обнаружил лазейку в обороне Клея на 9-м круге, а Ронни Петерсон обошел Хейлвуда.

Преследование действительно начало становиться жарким к 10-му кругу, когда разрыв между Стюартом и Фиттипальди упал до двух секунд, а Хьюм шел позади них в 10-и секундах. Питер Ревсон обнаружил, что его двигатель недостаточно раскручивается, чтобы пройти Регаццони, а Майк Хейлвуд показал действительно блестящее действо, опередив их обоих, выйдя на нашем Surtees на 5-е место. В это же время де Адамич заехал в боксы для замены питающего провода свечи, который отвалился. Затем он проделал это еще дважды, прежде чем он окончательно закрепился. Видимо у этого провода была аллергия на свечи.

Фиттипальди постепенно подбирался к Стюарту, на той же скорости приближался к нему и Денни Хьюм. Клей Регаццони начал страдать от проблем парообразования в топливе, которое околдовало команду Ferrari на весь уик-энд. Похоже, оно нарастало, потому что он посторонился, и все машины хлынули мимо него, после чего он заехал в боксы. Он выехал еще на несколько кругов с ужасно звучащей машиной, но затем сошел.

Эмерсон приблизился к Tyrrell и на протяжении следующих 10 или 12 кругов висел на хвосте Стюарта. Дистанция между ними изменялась в районе трех-четырех корпусов машины, но все выглядело так, будто Эмерсон вполне доволен оставить все как есть, и ждет лишь удобного случая для обгона. Все это время Денни Хьюм, чей McLaren шел великолепно, постепенно подбирался к двум лидерам. Карлос Рейтманн, который шел на 6-м месте и проводил замечательную гонку на своем Brabham, сошел с разрушенной диафрагмой топливного насоса, возможно, из-за проблем, связанных с жарой и испарением. На 17-м круге Питер Гетин привел свой BRM с перекошенным передним крылышком после того, как он сбил несколько ограничителей, так что пришлось менять весь носовой обтекатель. На 20-м круге Жаки Иккс, чей Ferrari никогда не ехал должным образом, и шедший на очень низком 11-м месте, наконец, остановился, когда проблемы с парообразованием топлива не позволили ему продолжать гонку.

Питер Ревсон поехал лучше, чувствуя, что его двигатель начинает раскручиваться, и после схода Регаццони ехал так, как ему хотелось. Он разделался с Майком Хейлвудом и вскоре начал посягать на место Ронни Петерсона, пройдя его на 37-м круге. Франсуа Миго добрался до 18-го места на Connew, когда машина зловеще нырнула в сторону боксов. Он смог поймать ее до того, как она врезалась в барьер, и припарковать ее на траве позади боксов со сломанной задней подвеской.

После 20-ти кругов Джеки Стюарт сказал, что у его Tyrrell неожиданно возникла недостаточная поворачиваемость. Затем, на 24-м круге, он не затормозила прямо, и Джеки подумал, что-то сломалось в задней подвеске. На этом же круге Эмерсон перетормозил Стюарта в повороте Bosch, там, где вы никогда не ожидаете, что вас обойдут. Но это специальность Эмерсона, и он проехал мимо боксов с секундным преимуществом.

С этого момента Tyrrell управлялся все хуже и хуже, управление менялось с недостаточной поворачиваемости на избыточную, и Джеки постепенно спустился по ранжиру, финишировав 7-м. После гонки ничего определенного не было найдено, даже после того, как машину разобрали. Позже машину тестировали на Сильверстоуне в условиях идентичных австрийским, и обнаружилось, что левая передняя шина была повреждена и во время тестов она разрушилась. Так что она была причиной плохой работы тормозов и управляемости.

Питер Гетин заехал в боксы для замены колеса. Штоммелен остановился в боксах для починки заклинившего дросселя, а на 28-м круге Тим Шенкен, шедший 8-м на Surtees, заехал со спущенной передней шиной. Колесо поменяли, но затем он заехал вновь и сменил заднюю шину. Когда он вновь выехал на трассу, все у него было хорошо, и он находился всего в двух кругах позади Майка Хейлвуда, и это позже нам пригодилось. У Бьюттлера вышел из строя клапан системы подачи топлива Lucas, так что он сошел, как и Вильсон Фиттипальди, когда на его Brabham сломался тормозной контур.

На 27-м круге Хьюм опередил Стюарта, и это вывело Денни всего в 2,6 секунды позади Эмерсона. Он был быстрее его, но отыгрывал лишь по одной десятой на круге. С этого момента разыгрались две схватки. Одна из них за лидерство между Фиттипальди и Хьюмом, а вторая за 5-е место между Амоном и Хейлвудом.

В районе 30-го круга у Ронни Петерсона начала расти недостаточная поворачиваемость, поскольку шины на его March стерлись, и его начал нагонять Питер Ревсон. Он, в конце концов, обошел Ронни, благодаря чему стал 3-м, поскольку ранее Ронни уже прошел Стюарта. В то же время сошел с 9-го места Грэм Хилл с неустойчивым давлением топлива. Стюарт продолжал отставать, и Хейлвуд обошел его на 42-м круге.

В дополнение к проблемам с избыточной поворачиваемостью, у Ронни Петерсона начались проблемы с недостаточной подачей топлива, и Хейлвуд опередил его на 47-м круге. Это вывело Майка на 4-е место, к нашему большому удовлетворению, но Matra Амона не давала ему расслабиться. Шенкен, который отставал на два круга, пристроился в корму Майка, а Джон Сертиз дал ему сигнал "удерживай позицию". Так что Крису сначала надо было пройти Тима, прежде чем он мог начать атаковать Майка. Не так часто вы можете увидеть командную тактику в наши дни.

Нанни Галли и Tecno показывают лучшую свою форму и одно время даже были впереди Tyrrell Франсуа Севера, но затем отвалился масляный радиатор. После его замены сломался маслопровод из-за того, что он растянулся, когда болтался отвалившийся радиатор.

Впереди позиции в большинстве своем оставались неизменными, хотя Денни на своем Yardley McLaren был всегда в пределах одной-двух секунд от JPS Эмерсона, и создавалось впечатление, что он не может ехать быстрее, если только что-то не так.

За 10 кругов до финиша Хауден Генли почувствовал, что двигатель сбавил, а давление масла скачет, так что он начал двигаться накатом в поворотах и ждал, пока давление топлива не восстановится, после чего нажимал на педаль. March Петерсона начал серьезно заикаться, и Хауден прошел его, заняв 6-е место. В конце Ронни за два круга до финиша заехал за топливом, что отбросило его на 12-е место.

В начале последнего круга Эмерсон лидировал с преимуществом в секунду над Хьюмом, Питер Ревсон был в 16-и секундах впереди Хейлвуда, а Майк оторвался на 1,8 секунды от Амона.

В головах гонщиков было много мыслей на последнем круге. Эмерсон сказал, что ехал как старая бабка, потому что был очень осторожен. Такая бабулька, которая едет быстрее 130 миль/ч!

Что до Денни, я сомневаюсь, что он думал вообще, поскольку предпочитает не обременять себя этим. Питер Ревсон говорил себе: "Я должен закончить эту дистанцию и довести эту машину на 3-м месте, это будет мое обычное везение, если она сейчас остановится". И в этот момент двигатель заглох. Он переключился на электрический насос и финишировал всего в восьми секундах впереди Хейлвуда. Майк финишировал в полусекунде впереди Криса Амона, который сказал, что Matra все больше и больше дергалась с выработкой топлива. Генли донянчил свой больной BRM до 6-го места. Стюарт был 7-м, Бельтуаз финишировал 8-м на своем BRM, Север был 9-м, а Ники Лауда стал 10-м.

После гонки было объявлено, что приз Jo Siffert Croix Rouge et Blanc Award получил Майк Хейлвуд за наиболее похвальное выступление в гонке. Я был абсолютно счастлив, что мой нынешний гонщик выиграл приз, учрежденный Филип Моррис в память о моем лучшем друге и бывшем гонщике Сеппи. Я думаю, что никто в большей степени не заслужил эту награду, чем Майк. Он, как и Зифферт, обладает характером и стилем вождения. Оба они начинали в мотогонках.

Мы пробились сквозь громадную 120-тысячную толпу зрителей и успели в аэропорт к 22:00 и сняли единственный оставшийся в Мюнхене самолет. Когда он прилетел, у экипажа не было денег или кредиток для уплаты в аэропорту, так что я стал предводителем чартерного рейса в Лондон. В какой-то момент я узнал, что быстро и единогласно всю ответственность переложили на меня, после того, как я заплатил более 300$, спасая всех от возможности спать на полу в аэропорту!


Гран-при Австрии
Остреррайхринг - 13.08.1972 г.

# Гонщик Автомобиль Круги
1. Эмерсон Фиттипальди JPS Lotus 72-Ford 54
2. Денис Хьюм McLaren M19C-Ford 54
3. Питер Ревсон McLaren M19C-Ford 54
4. Майк Хейлвуд Surtees TS9B-Ford 54
5. Крис Амон Matra-Simca MS120D 54
6. Хауден Генли BRM P160 54
7. Джеки Стюарт Tyrrell-Ford 54
8. Жан-Пьер Бельтуаз BRM P160 54
9. Франсуа Север Tyrrell-Ford 53
10. Ники Лауда March 721-Ford 53
11. Тим Шенкен Surtees TS9B-Ford 52
12. Ронни Петерсон March 721G-Ford 52
13. Питер Гетин BRM P160 51
14. Андреа де Адамич Surtees TS9B-Ford 51
15. Рольф Штоммелен Eifelland March 721-Ford 48

Дистанция: 54 круга по 3,672 мили, 198,288 миль

Средняя скорость: 133,32 миль/ч, новый рекорд. (Старый рекорд: 132,301 миль/ч, Джо Зифферт, BRM P160, 1971.)

Быстрейший круг: 1:38.32, 134,5 миль/ч, Денис Хьюм, McLaren M19C-Ford, новый рекорд. (Старый рекорд: 1:38.47, 134,244 миль/ч, Джо Зифферт, BRM P160, 1971.)


Сходы:

Карлос Пасе March 711-Ford 46 кругов, утечка топлива;
Нанни Галли Tecno PA/123 45 кругов, потеря заднего крыла;
Грэм Хилл Brabham BT37-Ford 36 кругов, отсутствует давление топлива;
Вильсон Фиттипальди Brabham BT34-Ford 31 круг, тормоза;
Майк Бьюттлер March 721G-Ford 24 круга, дозатор топлива;
Франсуа Миго Darnval Connew PC1-Ford 22 круга, поломка подвески;
Жаки Иккс Ferrari 312B2 20 кругов, паровая пробка;
Карлос Рейтеманн Brabham BT37-Ford 14 кругов, дозатор топлива;
Жанклаудио Регаццони Ferrari 312B2 13 кругов, паровая пробка;
Дэйв Уокер JPS Lotus 72-Ford 6 кругов, двигатель.

Деловой раздел


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1


САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.


ФОРМУЛА-1 С УЛЫБКОЙ :-)


http://www.raiden.net.ru - сайт посвящен юмору в "Формуле-1". Здесь вы найдете множество анекдотов, забавных рисунков, прикольных фотографий и другого рода интересный и забавный материал о "Формуле-1".


ПОКЛОННИКИ Ф1, НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ В ПЕРЕВОДЕ!


Имеются следующие книги по "Формуле-1" на английском языке:

  • Piero Casucci, Enzo Ferrari. "50 years of Motoring". 1980 год.
  • Timothy Collings. "The new Villeneuve. The life of Jacques Villeneuve." 1997 год.
  • Gerald Donaldson. "Gilles Villeneuve. The Life of the Legendary Racing Driver".
  • David Tremayne. "Jordan. Formula 1 Racing team". 1998 год.
  • Bruce Grant-Braham. "Lotus. A Formula One Team History". 1994 год.
  • Tremayne David. "Rubens Barrichello. In the spirit and the shadow of Schumacher". 2005 год.
  • Roebuck Nigel. "Chasing the title. Memorable moments from fifty years of Formula-1". 1999 год.
  • Bruce Grant-Braham. "Lotus. A Formula One Team History". 1994 год.

Кто может и хочет помочь с их переводом на русский язык, пишите на rainman@nm.ru или на f1-momk@rambler.ru.

Если Вам интересны другие гонщики, команды, личности автоспорта, то пишите - имеется ряд книг и журналов по автоспорту.



САЙТ ХЕЙККИ КОВАЛАЙНЕНА


Великолепный мультиязычный проект, посвященный финскому пилоту "МакЛарен Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий, викторина, возможность задать свой вопрос непосредственно Хейкки!

Выходные данные

Редакция

Редакционная политика

  • Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.
  • Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.
  • Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие изменения использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.
  • Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве и рассмотрит все предложения.
  • При использовании материалов проекта активная ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

  • Полный тираж издания: 49086 экз.
  • При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).
Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru

 

© Ф1-МОМК
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное