Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #344 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах о Формуле-1
Выпуск #344 от 19 февраля 2009 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-momk.net.ru \ blynsky.narod.ru \ freewebtown.com/f1momk

Сегодня в номере:

События недели
Ф1-Калейдоскоп - "Покупки и продажи"
FormulaMag.com представляет

Книги и статьи
Алан Хенри. Williams. Команда Формулы-1. #3
Grand Prix de Belgique 1972 - Победа казалась простой
Право голоса
Вопрос номера
Результаты предыдущего опроса

Детали проекта
Деловой раздел
Выходные данные

Вопрос номера



Где вы хотите смотреть трансляции Ф1 в 2009 году?



Проголосовать на сайте www.F1-MOMK.Net.Ru

Высказать по e-mail ОСОБОЕ МНЕНИЕ

  • Из интернет-браузера голосовать можно сразу, в почтовом клиенте надо предварительно сохранить html-файл рассылки и открыть его браузером.

  • Для голосования выйдите в режим on-line и нажмите на ссылку. Откроется форма с вариантами ответов.


Результаты предыдущего опроса

Какой из болидов Ф1 2009 года вам симпатичнее?
- Ferrari F60; 29 [49.2%]
- McLaren MP4-24; 16 [27.1%]
- Red Bull RB5; 5 [8.5%]
- BMW Sauber F1.09; 4 [6.8%]
- Williams FW31; 3 [5.1%]
- Renault R29; 2 [3.4%]
- Toyota TF109; 0 [0,0%]

Ф1-Калейдоскоп - "Покупки и продажи"

Дмитрий Федотов (Floters)
19 февраля 2009 г.

USF1 покоряет "Формулу-1"

Знакомый читателям недавно воскрешенной к жизни русской версии журнала "Ф1-Рэйсинг" Питер Уиндзор, работавший в прошлом в "Уильямсе", а сейчас занимающийся менеджментом "Формулы-3", и один из наскаровских и бывших "формульных" людей Кен Андерсон объявили о создании американской команды, которая с 2010 года примет участие в "Ф-1". Цели просты как три рубля - по мере возможностей скромного бюджета (около 60 млн долларов в год, столько же тратил "Уильямс" в середине девяностых) команда с участием американских гонщиков будет добиваться успехов в "Формуле-1".

Честно говоря, очень сомнительно, что бюджет команды будет именно таким (даже на нищую "Супер Агури" "Хонда" потратила в два раза больше денег), и что маркетинговый ход с двумя американскими пилотами себя оправдает.

Это то же самое, что посадить в "Феррари" двух итальянцев. Никто из спонсоров не будет тратить огромные деньги на завоевание собственного рынка.

Кен Андерсон уже высказал пожелание видеть в своем составе Даннику Патрик, но, честно говоря, очень не хочется, чтобы еще не раскрывшая свою карьеру девушка попала в команду, которая будет находиться только в самом начале своего пути.

Однако, если честно, есть большие сомнения, что проект доживет до своего дебюта именно в "Ф-1", однако чем черт не шутит...

В общем, премьера состоится 24 февраля, и дальше посмотрим, сбудутся ли заявления основателей команды.

"Хонда" все еще не продалась

Команда "Формулы-1" "Хонда" до сих пор не объявила имя своего покупателя. Время идет, и "Мерседес", который не имеет ничего против поставок моторов, уже ведет обратный отсчет. Если до определенного срока японцы не обеспечат финансовых гарантий сделки, то ситуация окажется плачевной.

К "Хонде" проявляет интерес Virgin Group, которой владеет миллиардер Ричард Брэнсон. Официальное предложение уже сделано, и коллективу из Брэкли осталось только молиться, чтобы все прошло хорошо.

Кстати, по слухам, "Хонда" подписала контракт с Бруно Сенной. Бразилец в своем интервью журналу и сайту Autosport хоть и говорит о возможном дебюте, как о деле далеко не решенном, но совершенно точно намекает на то, что он связан с экс-"Хондой".

Дебют бразильца получится непростым (если получится), но это уже совсем другая история. Сам же Бруно считает, что главное - попасть в "Ф-1", а дальше уже будет видно. Ведь другого шанса может больше не быть...

Трансляции "Формулы-1" в России

Весь январь прошел в слухах о том, что телеканал "Рен-ТВ" хочет как-то решить проблему с показом "Формулы-1". Не секрет, что владельцы канала рассчитывали на иной рейтинг показов, но получилось, что в первые два года просмотры "Ф-1" были ниже, чем планировалось, и канал пошел по проторенной дорожке, хорошо знакомой зрителям телеканала "Россия" - регионы, которые лежали дальше, чем в одночасовом поясе (то есть, Урал и дальше на восток) перестали видеть "Формулу-1" в прямом эфире.

Я сомневаюсь, что подобный шаг поспособствовал росту рейтингов, и поэтому, в итоге, неудивительно, что канал попытался решить проблему убыточного телешоу.

Вопрос еще не решен окончательно (во всяком случае, официальных заявлений до сих пор не последовало, хотя в эту пятницу "Рен-ТВ" может сделать объявление), но знакомый многим болельщикам автоспорта Алексей Попов в своем блоге написал всего одну строчку: "Да, друзья, ДА!!! :-)". Нетрудно предположить, что уже 28 марта мы, может быть, увидим "Формулу-1" на телеканале "Спорт".

Дай-то Бог.


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? - Напишите!

FormulaMag.com представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
18 февраля 2009 г. - Матешиц: Формула-1 должна быть нормальным спортом
17 февраля 2009 г. - Тесты в Бахрейне: У Ferrari проблемы с KERS
17 февраля 2009 г. - Toro Rosso по-прежнему продается - Матешиц
17 февраля 2009 г. - Ди Монтеземоло: Спонсоры? Придут!
17 февраля 2009 г. - Патрик может прийти в Формулу-1
17 февраля 2009 г. - Стюарт: Формула-1 не может потерять Гран-при Великобритании
16 февраля 2009 г. - ING покидает Формулу-1 в конце сезона-2009
14 февраля 2009 г. - Эклстоун помогает спасти Honda Racing
13 февраля 2009 г. - Эклстоун предложил Феттелю помощь,
13 февраля 2009 г. - Алонсо набирает скорость
13 февраля 2009 г. - Де ла Роса предсказывает очень плотную борьбу
13 февраля 2009 г. - Гордон принес дочь на "Аллею победителей"
12 февраля 2009 г. - Toro Rosso подготовит быстрый болид - Буэми
12 февраля 2009 г. - BMW в неплохой форме - Кубица
12 февраля 2009 г. - Сато продолжает переговоры с Red Bull
12 февраля 2009 г. - Бурдэ лидирует в Хересе
12 февраля 2009 г. - Штрейкбрехеры: три гонщика уже заплатили за суперлицензию
12 февраля 2009 г. - Шумахер попал в больницу после падения с мотоцикла - ничего серьезного
11 февраля 2009 г. - Задача минимум для Red Bull - пятое место в Кубке конструкторов
11 февраля 2009 г. - Веббер доволен первым днем после возвращения
11 февраля 2009 г. - Ральф остается в DTM
11 февраля 2009 г. - Масса быстрейший в Бахрейне
11 февраля 2009 г. - Матешиц: Бурдэ - лучшая кандидатура
11 февраля 2009 г. - Ковалайнен набрал скорость в Хересе
11 февраля 2009 г. - Йенс Мунзер - Герман Тильке в области дизайна шлемов
11 февраля 2009 г. - Маллья: Не ждите чуда
11 февраля 2009 г. - Анорексия: Буэми собирается похудеть на 5 кг!
11 февраля 2009 г. - Бурдэ "без проблем" совместит Формулу-1 и автомарафоны
11 февраля 2009 г. - Деннис и Гамильтон награждены золотой пальмовой ветвью
11 февраля 2009 г. - Фанаты могут посетить тесты в Бахрейне за 1 динар
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Алан Хенри. Williams. Команда Формулы-1. #3

Предыдущие части читайте в архиве.

Иллюстрированная версия на GP-Smak.Ru
Перевод: Сергей Белобородов

Глава 1. Человек - мотор команды. Часть 2.

Новая компания была названа Williams Grand Prix Engineering. Более того, Фрэнк привлек молодого инженера из команды Вольфа по имени Патрик Хэд для работы над автомобилем. Хотя никто не мог вообразить этого в то время, это было началом одного из наиболее захватывающих сотрудничеств в истории автогонок Гран-при.

В 1978 году Фрэнк "подписал" австралийца Алана Джонса на роль лидера команды. Он выиграл в прошлом году австрийский Гран-при за рулем неконкурентоспособной Shadow DN8, но быстро развился в прямого и решительного гонщика. Его лучшим результатом в 1978 году было второе место вслед за Ferrari Карлоса Ройтеманна на Гран-при США в Уоткинс-Глен. К этому времени Уильямс в значительной степени изгнал угнетающие воспоминания ранних неудач. Его команда была теперь полностью конкурентоспособна и принималась всерьез конкурентами по пит-лейну.

В 1979 году Хэд спроектировал первый Williams FW07 с граунд-эффектом, эффективно используя концепции, разработанные боссом Lotus Колином Чэпменом, и продвинувшись на один шаг далее. Тот год показал, что Williams "затмил" Lotus как конкурентоспособная сила и Клей Регаццони выиграл первый Гран-при команды в Сильверстоуне.

Восемнадцать лет спустя Жак Вильнев принес Williams 100-ю победу в том же самом месте.

Алан Джонс развил успех Регаццони, выиграв немецкий, австрийский, голландский и канадский Гран-при. Джоди Шектер выиграл чемпионат на Ferrari, но в 1980 году Williams был доминирующей силой в Ф-1, и Джонс убедительно "шагал" к первой мировой короне команды. В 1981 году гонщик команды Карлос Ройтеманн в борьбе за титул только самую малость уступил Нельсону Пике на Brabham, но Кеке Росберг стал вторым чемпионом мира на Williams в 1982 году.

В начале 1980-х канва Формулы-1 изменялась драматично. Со времен первой попытки Фрэнка с Пирсом Кариджем в Ф-1 в 1969 году на его автомобилях стояли двигатели Cosworth DFV, которые были доступны по цене от известного гоночного двигателестроителя из Нортхэмптона.

Однако в 1977 году на сцену вышло Renault с самым первым 1,5-литровым турбодвигателем для Ф-1, указывая путь главного изменения в направлении технического развития. Ferrari подхватило эту идею в 1981 году и быстро стало ясно, что каждая команда должна будет следовать не только этому направлению, но поддержка основного международного моторостроителя должна стать все более и более существенным элементом в уравнении для любой команды Ф-1, которая надеется быть конкурентоспособной.

Уильямс подробно исследовал все возможности выбора. Он мог стать клиентом мощного V6 от Renault, развить производство четырехцилиндрового двигателя, основанного на базе BMW-турбо или даже рассматривать использование разрабатываемого V6-турбо от Matra. В конце концов, команда обратилась к Honda, японской компании, которая в муках вынашивала свой собственный твин-турбо V6, основанный на развитии существующего двигателя для Формулы-2.

Переговоры с Honda первоначально начались в апреле 1981 года, и дело не было закончено до 22 февраля 1983 года, чтобы позже быть обнародованным в совместном заявлении Уильямса и спортивного руководителя Honda Нобухико Кавамото на австрийском Гран-при этого же года.

То, что за этим последовало, не было легкой прогулкой. Патрик Хэд строил первый турбоавтомобиль Williams вокруг "сырого", недоведенного V6 с развалом в 80 градусов, первый экземпляр которого прибыл в Дидкот в коробке вместе с двумя турбинами. И это было все. Основное вспомогательное оборудование типа радиаторов и патрубков для турбин, а также выпускная система были оставлены Williams для их собственной разработки.

"Мы пригласили Honda работать с нами в Дидкоте, потому что это вело к тесному и заслуживающему внимания сотрудничеству", - сказал Уильямс. - "Уверен, с ними могло быть трудно иметь дело, но они были хорошие люди и могли также быть забавны. Понять точно, что они подразумевали, иногда было сложно, и часто они были очень решительны. Они были жесткие партнеры и не ходили вокруг да около.

Мы понравились механикам Honda, и они понравились нам. Мы, в конечном счете, установили хорошие отношения на всех уровнях во всех группах. Как только вы успешно имели с ними дело, это становилось чрезвычайно полезным. Суть была в том, что они собирались побеждать. Никаких двух мнений тут быть не могло".

В 1985 год Патрик Хэд "вошел" с первым проектом Williams в Ф-1 - FW10, созданным из соединений углеродистого волокна. Когда Найджел Мэнселл присоединился к Кеке Росбергу в ряду гонщиков, оптимизм поднялся на небывалую высоту. Автомобиль был конкурентоспособен, и команда добилась четырех побед, начиная с триумфа Росберга в Детройте и заканчивая тремя победами подряд в конце сезона. Мэнселл праздновал триумф на Гран-при Европы в Брендс-Хэтч, затем еще одна победа в Южной Африке, после чего его товарищ по команде завершил сезон победой в первой австралийской гонке в Аделаиде.

Williams Grand Prix Engineering была теперь "в начале славных дел". Его основатель был "фонтаном энергии". В отличной форме и в состоянии постоянной готовности, подобно встревоженной гончей, он не упускал ни одной детали в действиях его команды.

Помимо своей офисной работы, Фрэнк серьезно увлекся бегом, намного раньше, чем это стало модным в высших кругах. Дэвид Уоррен, энергичный бегун-любитель, который занял восьмое место на дистанции 800 метров на Московской Олимпиаде 1980 года, свидетельствует об этом факте с некоторым красноречием. Эти двое встретились, когда Уоррен делал работу по продвижению товаров (промоушн) для отделения оборудования для офиса компании Canon, спонсоров Williams, и он ярко вспоминает, как был приглашен на пробежку в компании с Фрэнком вечером на кануне Гран-при Сан-Марино 1985 года:

"Фрэнк подошел и спросил меня, не хочется ли мне "пробежать десяточку" с ним попозже этим же вечером. Я, естественно, предположил, что он подразумевал 10 километров, поскольку мы были в Италии, и так как мы не вернулись в гостиницу почти до 9.30 вечера, я полагал, что он забудет об этом и предложит, чтобы мы встретились в баре".

"Ничего подобного. Он был в вестибюле, готовый бежать, примерно через 10 минут. И он подразумевал 10 миль. Более того, он пробегал милю за шесть минут, что, скажу вам, является серьезным результатом. Это никоим образом не был бег трусцой. Поверьте мне, он был великолепно подготовлен".

Но в субботу, 8 марта 1986 года, все это закончилось. Жизнь Фрэнка Уильямса была перевернута в такое физическое состояние, которому он будет вынужден противостоять всю оставшуюся часть своей жизни. В этот роковой субботний полдень его арендованный Форд Сьерра вылетел с второстепенной дороги в поле между Ле-Кампом и Бриньолем, недалеко от побережья Бандоль, на юге Франции. Он возвращался в аэропорт Ниццы после того, как новый и очень многообещающий Williams FW11 завершил заключительные предсезонные тесты с Мэнселлом и недавним новичком команды Нельсоном Пике за рулем.

Уильямс в тот раз ехал с менеджером своей команды Питером Виндзором. Они вылетели с дороги и упали в поле с высоты приблизительно шесть футов (1 фут = 30,48 сантиметров - прим. перев.). Основной удар приняла на себя стойка ветрового стекла на стороне Фрэнка и, с того момента, как автомобиль прекратил свои сумасшедшие кувыркания, стало ясно, что Фрэнк получил сильнейшие травмы. Он чувствовал, как сознание уходит от него.

Фрэнка первоначально поместили в больницу в близлежащем Тулоне, затем в лучше оборудованную клинику в Марселе. Главный медик FIA профессор Сид Уоткинс быстро принял меры, чтобы Фрэнк был перевезен в Лондонский госпиталь, а Берни Экклстоун - президент ассоциации конструкторов Ф-1, выделил свой частный реактивный самолет, чтобы доставить Фрэнка домой.

Фрэнка ожидали месяцы лечения и болезненных операций, но ничто из этого не могло изменить факт, что теперь он был парализован. Тем временем Williams-Honda продолжала биться, выиграв в общей сложности 9 из 16 Гран-при в течение 1986 года, а также кубок конструкторов. Все же босс не вернулся на пит-лейн в течение почти всего следующего года, к концу которого его компания стояла перед сложным вызовом с совершенно неожиданной стороны.

В Honda были глубоко обеспокоены тем эффектом, который окажет несчастный случай с Фрэнком на его команду. Невольно Williams Grand Prix Engineering теперь столкнулась с одной из особенностей японской деловой практики. На их взгляд, должна быть определенная и опознаваемая структура управления. В Honda не могли понять, что Williams могла функционировать как компания без Фрэнка во главе на базе ежедневной работы.

"На первой гонке, которую он посетил после несчастного случая с Фрэнком, Кавамото спросил Патрика и меня, кто будет управлять компанией", - вспоминает Шеридан Тинн. - "Они не могли понять, что нет никакой проблемы, и что мы фактически не нуждаемся в замене руководства".

"В японских компаниях руководитель имеет то, что можно описать как четкую, так сказать, роль по связям с общественностью и продвигающую роль. На их взгляд, вы не можете иметь компанию без этого. Факт, что мы выигрывали большинство гонок, игнорировался. Они только хотели, чтобы мы получили замену как можно скорее".

Кроме того, несмотря на успех команды Williams в завоевании кубка конструкторов, высшее руководство Honda было расстроено тем, что ни Мэнселл, ни Пике не сумели гарантировать чемпионскую корону среди гонщиков. Основатель японской компании Соичиро Хонда приехал в Аделаиду на австралийский Гран-при 1986 года, уверенно ожидая от одного из гонщиков Williams, что он сделает эту работу.

Как выяснилось, после одной из наиболее замечательных гонок в недавней истории Ф-1, "маклареновцу" Алену Просту удалось "прокрасться" и взять свой второй титул. Шансы Мэнселла были "стерты" лопнувшей на скорости 200 миль в час шиной на самой быстрой части трассы. Англичанин показал большое присутствие духа, когда боролся со своим "высокотехнологичным трициклом" до самой остановки вместо того, чтобы "хлопнуть" его о бетонную стену.

В результате этой неудачи Пике зазвали на предупредительный и, как выяснилось, ненужный пит-стоп, чтобы заменить шины на свежие. В результате Нельсон финишировал вторым, но ему этого не хватило, чтобы стать чемпионом.

В Honda четко уяснили в виде общего мнения, что недееспособность Фрэнка поставила под угрозу стратегическую способность команды. И в первые месяцы 1987 года они начали строить планы по завершению сотрудничества с Williams в конце сезона, на год раньше завершения контракта.

Это было неудобное время для Williams Grand Prix Engineering, все же так или иначе физически тяжелое положение Фрэнка привело его даже к более острой прагматической ясности. Руководитель McLaren Рон Деннис однажды сказал, что недееспособность Фрэнка дала ему большее количество времени, чтобы подумать - фактически, небольшой шанс для выполнения чего-то большего. В то время многие в Ф-1 были потрясены этой резкой оценкой. Но Деннис был прав, и остальные посвященные лица позже пришли к тому же самому заключению.

Было бы слишком легко для Williams принять агрессивную юридическую позицию по отношению к Honda, но Фрэнк решил не делать этого. Вместо этого он урегулировал вопрос с финансами, что дало команде достаточные ресурсы использовать атмосферный 3,5-литровый двигатель Judd V8 в течение 1988 года, довольно непредсказуемого "временного" сезона, в котором турбо- и безнаддувные двигатели существовали рядом друг с другом на сцене Ф-1. В течение 1989 года турбины были полностью запрещены.

Сезон 1988 года был кошмаром для команды Williams. Впервые в десятилетии она не сумела одержать ни одной победы. Найджел Мэнселл тогда "удрал" в Ferrari. Пике ушел годом ранее, пересев в Lotus в 1988 году, чтобы продолжить свои отношения с Honda как с действующим чемпионом мира.

В 1989 году Williams "сколотил" новое сотрудничество по поставке двигателей с Renault, которое к этому дню вынесло испытание временем, хотя и на строго коммерческой основе с начала 1998 года.

Так как Фрэнк Уильямс изменился за эти годы, прошедшие с его несчастного случая? Для внешнего мира, сравнительно немного. Его абсолютная страсть к гоночным автомобилям и достижениям его компании остается непотускневшей. Он полностью сосредотачивается на задаче укрепления и увеличения эффективности команды. Поэтому неудивительно, что после нескольких лет детальных переговоров, автомобили Williams будут участвовать в гонках с двигателями BMW с начала сезона 2000 года.

Если он и расстроен своими физическими ограничениями, потребностью в постоянной о нем заботе, он никогда не показывает этого. Не только его дом и офисы приспособлены к потребностям "колесницы", но богатство его компании позволяет ему пользоваться реактивными самолетами, чтобы летать на гонки.

Для многих владельцев команд Ф-1 такие многомиллионные игрушки чуть больше, чем модный аксессуар, тотемы, которыми они могут "вести в счете" в бесконечном соревновании в умении перещеголять других конкурентов. Для Фрэнка личный самолет - почти потребность, если он должен посещать гонки по всему миру.

Уильямс и его коллеги - владельцы команд в своих самых смелых мечтах и не думали так разбогатеть за последнюю пару десятилетий, в значительной степени из-за коммерческой проницательности Берни Экклстоуна, преобразовавшего гонки Гран-при в одно из наиболее успешных, глобальных, передаваемых по телевидению спортивных состязаний. К лету 1997 года, однако, гранды должны были увидеть оборотную сторону этой медали. Экклстоун хотел отпустить свой холдинг, империю Ф-1, в свободное плавание на фондовой бирже. Как часть процесса подготовки все команды попросили подписать новый Договор Согласия, сложный протокол, указывающий путь, согласно которому правила Ф-1 будут применяться и развиваться и решения в части доли телевизионных доходов для каждой из команд.

Вера Экклстоуна в будущее "платное" цифровое телевидение как средства более широкого охвата зрителей была существенным элементом в предложенном уравнении. Но Williams вместе с McLaren и Tyrrell передумали подписывать новый договор.

Они чувствовали, что Экклстоун получал слишком большую долю пирога и не были готовы отдать интеллектуальные права всех их команд спортивному управлению, которое лицензировало компанию Берни эксплуатировать коммерческую сторону бизнеса Ф-1 в течение длительного 15-летнего периода. Вопрос все еще был в процессе рассмотрения, когда эта книга отправилась в печать.

Продолжение следует

Grand Prix de Belgique 1972 - Победа казалась простой

Road & Track, п/п September 1972
Автор: Роб Уокер
Перевод: Дмитрий Толстенев, Коломна
Сделать победу простой - это признак чемпиона,
и именно так выглядел Эмерсон Фиттипальди в Нивелле.

В этом году Гран-при Бельгии проводился на новом кольце Нивелль, и впервые за исключением 1946 года, когда он не проводился на территории знаменитого Спа. Лично я испытывал некоторое сожаление оттого, что гонки Формулы 1 проводятся теперь не на кольце Франкоршам. Это означало, что пропал еще один кусочек истории автогонок и традиций.

Причиной смены, естественно, послужило то, что определенная четверть трассы Спа была признана слишком опасной для машин Ф-1. Я боюсь, что мое мнение может быть непопулярным и устаревшим, но у меня твердые взгляды на то, что автогонки являются опасным спортом, и те, кто выступает в них, осознают, на что они идут. Безусловно, желательно свести опасность к минимуму, но, я думаю, забрасывание кольца, подобного Спа в Ф-1, уводит вопрос о безопасности очень далеко.

По сравнению со Спа, длина Нивелль составляет грубо четверть от длины Спа, и это не дорожная трасса, а специально построенная, со средней скоростью круга приблизительно на 35 миль/ч медленнее. Преимуществом ее, являются современные боксы и удобства, а также то, что она находится поблизости от Брюсселя. Имеется автодорога из Брюсселя, по которой можно добраться до кольца, но она была закрыта в день, когда мы приехали, так что мы отправились через Ватерлоо, где пережили еще одну битву, на этот раз с трафиком.

Стартовое поле слегка поменялось с Монако. Наиболее значимым изменением было то, что Джеки Стюарт страдал от язвы, и ему было рекомендовано не выступать. По всей видимости, она у него могла быть уже лет семь, но, по каким-то причинам, не подавала симптомов. Затем недавно он почувствовал себя больным после зарядки, и язва была обнаружена. Кровотечение было остановлено, но был рекомендован покой на 4-6 недель.

Джеки в команде никто не заменял, так что Франсуа Север стал обладателем трех машин. Brabham выставил три машины для Грэма Хилла, Карлоса Рейтеманна и Вильсона Фиттипальди, но ни Грэм, ни Карлос не находились в лучшей форме. Грэм получил травмы на прошлой неделе в гонке Ф-2 в Кристалл Пэлас, где машина приземлилась ему на голову и плечо, оставив отметку от шины на его шлеме и порвав связку на плече. Рейтеманн выиграл гонку, но затем в машине, которая везла его на круг почета, он прищемил палец дверью. BRM играла свою обычную мелодию, выставив Жан-Пьера Бельтуаза, Питера Гетина, Хаудена Гелни, Хельмута Марко и Верна Шуппана. Шуппан, перспективный австралиец, занял место Рейне Висселя, который получил травму на гонке Ф-1 в Оултон Парке, сломав палец, когда рулевое колесо слишком сильно провернулось при столкновении с Ронни Петерсоном. Наконец-то появился один из Martini Tecno под управлением Нанни Галли. Все сказали, что двигатель выглядел и звучал как Ferrari, и не было сомнений, что он был из Модены.

В пятницу утром прошла неофициальная тренировка, для всех, кому она нужна. Ferrari и Lotus ее не использовали, а Майк Хейлвуд на нашем Brooke Bond Oxo Surtees, Жан-Пьер Бельтуаз на BRM и Денни Хьюм на McLaren показали одинаковое лучшее время.

Тренировка проходила с 16:00 до 18:00 часов. Было сухо, температура на солнце была 95 градусов (+35С), и это прекрасные условия для гонок. У Tecno произошла первая небольшая проблема, когда они получили прокол на трассе. Майк Хейлвуд был чертовски хорош на нашем Surtees, а затем его двигатель остановился. Выяснилось, что ремень, приводящий в движение масляный насос, водяной насос и т.д. отлетел, и двигатель отказал. Это позволило пройти ему только 10 кругов на тренировке, но его время было достаточно хорошим, чтобы занять место в середине пелотона.

После первого получаса быстрейшим был Эмерсон Фиттипальди на John Player Special Lotus, показавший новый быстрейший круг 1:12.2, но, естественно, это не был критерий, поскольку машины Ф-1 впервые приехали сюда.

К этому времени произошел только один инцидент, когда Питер Гетин вылетел сквозь две проволочные сети ограждений и врезался в барьер Armco, разбив машину, которая уже не подлежала восстановлению. Он сказал мне, либо дроссель остался в открытом положении, либо что-то сломалось в рулевом управлении. Это добавило BRM головной боли, а так как у них не было запасной машины, это означало, что бедный Верн Шуппан, проехавший лишь несколько кругов, вынужден был оставить свою первую гонку Гран-при и отдать свою машину Гетину.

В конце положение было таковым. Фиттипальди был достаточно быстрым с 1:11.6, за ним следовали Регаццони и Иккс с 1:12.0, BRM Бельтуаза и McLaren Хьюма, которые были на 0.1 секунды медленнее, показав 1:12.1.

Tecno страдала от проблем с перегревом двигателя, возможно, вследствие пробитой прокладки головки цилиндров. Галли смог проехать только 10 кругов до перегрева, а потому оказался в хвосте.

Различные гонщики застряли на трассе в разное время. У Криса Амона отказал двигатель на его Matra, что выбросило его на берег, прежде чем он смог показать хорошее время. У Грэма Хилла возникли проблемы с давлением топлива в результате заклинившего предохранительного клапана, и он потерял 15 минут, прежде чем механик смог его починить. На BRM Марко возникли проблемы с механизмом переключения передач, а после починки выяснилось, что аккумулятор слишком разряжен, чтобы завести машину.

Но, в общем, у гонщиков было немного проблем, что удивительно. У Питера Ревсона была небольшая недостаточная поворачиваемость на его McLaren, но она не помешала ему занять великолепное 7-е место.

Последняя тренировка проходила в субботу с 14:00 до 17:00 с интервалом посередине. В первые 20 минут Майк Хейлвуд был очень быстр, но затем мы услышали зловещий громкий шум из его выхлопа и немедленно зазвали его в боксы. По счастью, это была всего лишь разрушившаяся прокладка в системе выпуска, но, естественно, предстояла трудная работа по ее замене с учетом того, что двигатель нагрелся. Когда все было закончено, он ехал все быстрее и быстрее, в конечном счете расположившись в третьем ряду стартового поля. Тим Шенкен не был столь удачлив на своем Surtees, обнаружив, что его двигатель не добирает 400 об/мин, так что было решено незамедлительно заменить двигатель. Андреа де Адамич также ехал очень хорошо на третьем Surtees и закончил тренировку всего в одной позиции от Хейлвуда.

Дейв Уокер играл обычную роль второго гонщика в Lotus, когда у него кончилось топливо. Но он превзошел всех, повторив этот маневр. У него также отлетел зуб на одной из шестеренок.

Эмерсон Фиттипальди следовал своему неизменному пути и удержал поул, опередив лишь чуть больше чем на 0,1 секунды Клея Регаццони. Жаки Иккс, естественно, хотел выступить хорошо на домашней земле, но оказался только 4-м.

В Marlboro BRM был не слишком хороший день. У Бельтуаза была новая специальная версия двигателя, но она была на секунду медленнее, чем та, что он использовал в предыдущий день. Гетин страдал от недостатка мощности вследствие, как он думал, проблем с топливным насосом, но ему было сказано, что они слишком заняты, чтобы заменить двигатель. У Генли в конце тренировки отказала коробка передач, а Марко очень сильно старался, но у него сломалась тяга коробки передач.

Различные неприятности были почти у всех. У Анри Пескароло сломался ведущий вал на его March, у Ники Лауды на его March [В оригинале ошибочно BRM.], это был дифференциал, Ронни Петерсон жаловался на очень медленный двигатель в своем March. На Matra Криса Амона дроссельная заслонка застряла в центральном положении. У Вильсона Фиттипальди отказал двигатель на его Brabham, а Рейтеманн сказал нам, что мог использовать свою левую руку только на 50% из-за сломанного пальца. У Грэма Хилла были специальные новые шины и, после небольшой подкачки, он выехал на трассу и списал 1,5 секунды со своего времени. Было приятно видеть его по соседству с Денни Хьюмом, но это подействовало на Денни таким образом, что он тут же переместил себя на 3-е место в первом ряду стартового поля.


Стартовая решетка

1 ряд: Денис Хьюм - #9 McLaren-Ford M19C - 1:11,80; Клей Регаццони - #30 Ferrari 312B2 - 1:11,58; Эмерсон Фиттипальди - #32 Lotus-Ford 72 - 1:11,40.

2 ряд: Франсуа Север - #8 Tyrrell-Ford - 1:11,93; Жаки Иккс - #29 Ferrari 312B2 - 1:11,84.

3 ряд: Майк Хейлвуд - #34 Surtees-Ford TS9B - 1:12,35; Питер Ревсон - #19 McLaren-Ford M19C - 1:12,19; Жан-Пьер Бельтуаз - #23 BRM P160 - 1:12,12.

4 ряд: Андреа де Адамич - #36 Surtees-Ford TS9B - 1:12,54; Карлос Рейтеманн - #19 Brabham-Ford BT37 - 1:12,50.

5 ряд: Крис Амон - #5 Matra-Simca MS120C - 1:12,80; Дейв Уокер - #33 Lotus-Ford 72 - 1:12,76; Карлос Пасе - #16 March-Ford 711 - 1:12,64.

6 ряд: Хоуден Генли - #25 BRM P160 - 1:13,01; Ронни Петерсон - #11 March-Ford 721 - 1:13,00.

7 ряд: Вильсон Фиттипальди - #18 Brabham-Ford BT34 - 1:13,20; Питер Гетин - #24 BRM P160 - 1:13,15; Грэм Хилл - #17 Brabham-Ford BT37 - 1:13,10.

8 ряд: Рольф Штоммелен - #6 Eiffeland-Ford 21 - 1:13,43; Анри Пескароло - #15 March-Ford 721 - 1:13,40.

9 ряд: Хельмут Марко - #27 BRM P153 - 1:14,16; Майк Бьюттлер - #14 March-Ford 721G - 1:13,70; Тим Шенкен - #35 Surtees-Ford TS9B - 1:13,60.

10 ряд: Ники Лауда - #12 March-Ford 721 - 1:16,50; Нанни Галли - #22 Tecno PA123 - 1:14,60.


В день гонки национальные флаги многих стран развевались над боксами, и хорошим жестом было то, что "Юнион Джек" был приспущен, как дань уважения к смерти Его Королевского величества Герцога Виндзорского. Один наивный журналист спросил: "Это в честь Джеки Стюарта?"

Погода начала хмуриться, но перед стартом улучшилась, и была зафиксирована рекордная температура в 105 градусов (+40С). Большая толпа окружила все кольцо. Национальный флаг упал вовремя, и Поль Фрер дал начало первому Гран-при Бельгии в Нивелле.

Машина Питера Гетина отказалась заводиться, и в итоге была отправлена в гонку с толкача, но никто, кажется, не обратил внимания на это нарушение правил.

Клей Регаццони выскочил в лидеры на своей Ferrari, преследуемый JPS Lotus Эмерсона Фиттипальди. Питер Ревсон совершил плохой старт на своем McLaren, затем сцепился с Surtees Андреа де Адамича, что заставило обе машины остановиться в боксах в конце первого круга для замены резины. Brabham Карлоса Рейтеманна также остановился в боксах для замены стопорного кольца, которое отлетело на тяге коробки передач.

Положение в конце 1-го круга было таковым: Клей Регаццони лидировал на своей Ferrari, следом за ним шел Lotus Эмерсона Фиттипальди, далее Ferrari Жаки Иккса, McLaren Денни Хьюма, Франсуа Север на Tyrrell, Майк Хейлвуд на нашем Surtees, Matra Криса Амона, BRM Хаудена Генли, March Карлоса Пасе, March Анри Пескароло, Brabham Вильсона Фиттипальди и March Ронни Петерсона. Далее следовал Lotus Дейва Уокера, BRM Жан-Пьера Бельтуаза и Хельмута Марко, Brabham Грэма Хилла, Surtees Тима Шенкена, BRM Питера Гетина, Нанни Галли на Tecno, Eifelland Рольфа Штоммелена, March Майка Бьюттлера и March Ники Лауды.

На следующем круге положение не поменялось, а первая десятка держалась друг за другом. Рейтеманн, Ревсон и де Адамич также присоединились к борьбе.

К 5-му кругу преследование стало жарче, и между первыми шестью машинами было лишь 1,5 секунды. Затем Майк Хейлвуд наехал на масляное пятно в изгибе на скорости 150 миль/ч перед шпилькой перед боксами и всеми четырьмя колесами боком вылетел на траву, пролетев так на протяжении сотни ярдов, пока не восстановил контроль над своим Surtees и не вернул его на трассу. Это создало отрыв в 3 секунды между ним и Севером.

На 9-м месте, к восторгу многих бразильских болельщиков, Эмерсон Фиттипальди вывел свой Lotus вперед Регаццони на торможении в шпильке. Впоследствии он сказал, что пройти Клея было очень трудно, поскольку Ferrari легко отрывалась от двигателя Ford на прямой.

Захватив лидерство, Эмерсон начал отрываться приблизительно по секунде на круге и вскоре оставил борющиеся массы позади. На 10-м круге Крис Амон вывел свою Matra вперед Майка Хейлвуда, который поехал более деликатно после своей страшной прогулки по пересеченной местности. На 11-м круге, Тим Шенкен, чей двигатель некоторое время дымил, сошел с подозрением на проблемы с поршнем. На том же круге Франсуа Север вышел на 4-ю позицию, обойдя Денни Хьюма.

К 15-му кругу Фиттипальди имел преимущество в пять секунд над Регаццони, которого близко преследовали Иккс, Север и Амон, который также обошел Хьюма.

Бельтуаз, шедший 10-м, заехал в боксы и сошел на своем BRM с перегревшимся двигателем. Это произошло из-за того, что он где-то подцепил большого количества травы, которая где-то перегородила доступ воздуха к радиатору. Рейтеманн также заехал в боксы для еще одной регулировки своей коробки передач.

К 20-му кругу Эмерсон оторвался на комфортные 8 секунд, однако между Регаццони, Икксом, Севером, Амоном и Денни Хьюмом было лишь 2 секунды. На следующем круге Андреа де Адамич привел свой Surtees в боксы со вторым проколом, но не потерял места во время его замены. Питер Гетин совершил второй пит-стоп, чтобы решить проблемы с топливным голоданием и совершил затем еще один, прежде чем сойти на 35-м круге с разряженным аккумулятором из-за постоянных попыток завести машину.

К 25-му кругу Эмерсон был уже в девяти секундах впереди Регаццони, Иккса и Севера, но на следующем круге Иккс направился в боксы с искривленной тягой управления заслонкой. Это было большим потрясением для местной толпы. После того как эту неисправность устранили, обнаружилось, что вышел из строя подающий топливо насос. После еще 20 кругов в хвосте пелотона Иккс решил отказаться от продолжения.

Пит-стоп Жаки поднял всех на позицию вверх, а Майк Хейлвуд вновь вернулся на 6-е место. Он не мог расслабиться, поскольку Карлос Пасе показывал невероятную форму на своем годовалом March Френка Уильямса. Карлос сократил отрыв от Майка до 1,5 секунд, но когда они попадали в трафик, Хейлвуд пролетал как вспышка, а вот у Пасе, похоже, еще недостаточно опыта в этом деле. На то, чтобы обойти Марко, ему потребовалось три круга, а за это время Майк успел оторваться почти на семь секунд.

На 30-м круге Эмерсон обладал 10-секундным отрывом, а Дейв Уокер заехал для замены изношенной левой передней шины. Позже Дейв и Андреа столкнулись, но я не знаю, кого считать виновным, да и не важно это все было, поскольку оба продолжили на практически не поврежденных машинах. В то же самое время Северу удалось обойти Регаццони.

Майк Бьюттлер стал следующим сошедшим, когда сломался еще один ведущий вал на его March. В середине пелотона шла замечательная дуэль за 11-е место между March этого года Петерсона и прошлогодним Eifelland March Рольфа Штоммелена. Они обходили друг друга вплоть до последних трех кругов, когда у Рольфа начало вырабатываться топливо, и он немного отстал.

Тем временем, прекрасное зрелище показывал Питер Ревсон после своего пит-стопа для замены шины на 1-м круге. К середине дистанции он прорвался на 10-е место и в конце финишировал 7-м, лишь немного не дотянув до 6-го места.

К 45-му кругу Фиттипальди оторвался от Севера на 15 секунд, который, в свою очередь, на 6 секунд оторвался от группы Регаццони, Амон и Хьюм. Крису даже удалось опередить Клея в шпильке, но он тут же потерял свою позицию на прямой. Дуэль закончилась плачевно, когда Нанни Галли, заехавшего в боксы для смены спустившей левой передней шины, развернуло перед Регаццони в шпильке. Клей попытался проскочить внутри, но Tecno ударила Ferrari задней частью и так сильно повредила Ferrari, что Клей вернулся в боксы несчастным человеком. Амон и Хьюм смогли протиснуться снаружи, и это действительно большая неудача, что Регаццони потерял 3-е место таким образом.

На 60-м круге, за 25 кругов до финиша, Lotus шел на 16 секунд впереди Tyrrell Севера, который на 10 секунд опережал Matra Амона. Денни Хьюм начал понемногу отставать, а затем, когда он проезжал мимо боксов, казалось, он держит свой шлем, чтобы не отвалилось забрало. Позже он сказал мне, что не пытался удержать свое забрало, а пытался удержать голову, чтобы она не отвалилась. У него была такая сильная вибрация, что, казалось, его глаза сейчас выпадут, и он мог различать маршалов только как расплывшиеся пятна. Он сказал, что это было все равно, как смотреть кинофильм, у которого кинопленка слетела с перфорации.

К этому времени отказал двигатель у де Адамича. Пескароло также сошел после двух проколов и обрыва тросика дросселя. Грэм Хилл продрался на 7-е место, несмотря на больное плечо и сильную вибрацию, чтобы сойти из-за поломки задней стойки только за 20 кругов до финиша.

Всего за восемь кругов до финиша Фиттипальди лидировал с преимуществом в 20 секунд над Севером, а вечно невезучий Амон, шедший 3-м впереди Хьюма, начал испытывать проблемы с нехваткой топлива. На борту Matra все еще было 20 литров в баке, но оно не поступало, так что пришлось заезжать в боксы и доливать 10 литров, после чего все было в порядке. Это отбросило его на 6-е место.

Эмерсон получил отмашку в 26,5 секундах впереди Севера, заработав очень хорошо заслуженную победу, которая выглядела такой легкой. Север завершил безошибочную гонку на 2-м месте, так великолепно обойдя Хьюма и Регаццони. Денни был 3-м позади Tyrrell, и я был рад увидеть, что его голова все еще на месте. Я не знаю, может, что-то и разболталось внутри, но его глаза все еще были на месте. Майк Хейлвуд был 4-м в 14 секундах позади Денни и был последним, кто был с лидером в одном круге.

Мы были довольны результатом Майка и, думаю, могли добиться большего, если бы не его ранняя экскурсия по траве. Это был явно бразильский день, поскольку Карлос Пасе провел наиболее замечательную гонку, финишировав 5-м всего в одном круге позади своего соотечественника. Жаль, что Вильсон Фиттипальди сломал свою 3-ю передачу на 28-м круге, а то и он бы мог поучаствовать в действе. Крис Амон определенно наиболее невезучий человек в автоспорте. Снова и снова он наверху, пока за несколько кругов до конца что-то не случается. В этой гонке он установил рекорд круга 1:12.2, что показывает, как он хорошо шел.

На награждении я был с Фиттипальди и Севером, которые обсуждали гонку. Франсуа спросил у Эмерсона, было ли ему тяжело управлять. Эмерсон сказал: "Нет, после того как я смог пройти Регаццони, потому что я не хотел перегревать резину". Он сказал, что если бы начал сильно атаковать, то поехал бы медленнее, поскольку автомобиль начинала скользить.

В шинной войне, казалось, было равенство. Firestone заняли первое и четвертое место, а Goodyear были вторым и третьим.

Обслуживание и организация гонки были великолепными. Это была действительно очень хорошая трасса, и будет еще лучше, если они ее удлинят, я надеюсь. Также, благодаря автостраде между Брюсселем и Парижем, которая проходит через Нивелль и рядом с трассой, до нее будет легче добраться, чем на другие трассы.


Гран-при Бельгии
Нивелль, 4 июня 1972

# Гонщик Автомобиль Круги
1 Эмерсон Фиттипальди Lotus-Ford 72 85
2 Франсуа Север Tyrrell-Ford 85
3 Денис Хьюм McLaren-Ford M19С 85
4 Майк Хейлвуд Surtees-Ford TS9В 85
5 Карлос Пасе March-Ford 711 84
6 Крис Амон Matra-Simca MS120C 84
7 Питер Ревсон McLaren-Ford M19С 83
8 Хауден Генли BRM P160 83
9 Ронни Петерсон March-Ford 721 83
10 Хельмут Марко BRM P153 83
11 Рольф Штоммелен Eifelland-Ford 21 83
12 Ники Лауда March-Ford 721 82
13 Карлос Рейтеманн Brabham-Ford BT37 81
14 Дэйв Уокер Lotus-Ford 72 79

Дистанция: 85 кругов по 2,31 мили - 196,35 миль.

Средняя скорость: 113,35 миль/ч. Ранее результатов не было.

Лучший круг: 1:12.12, 115,31 миль/ч, Крис Амон, Matra-Simca MS120C. Ранее результатов не было.


Сходы:

Клей Регаццони Ferrari 312B2 57 кругов, авария;
Андреа де Адамич Surtees-Ford TS9В 55 кругов, поломка двигателя;
Нанни Галли Tecno PA123 53 круга, авария;
Жаки Иккс Ferrari 312B2 47 кругов, отказ двигателя;
Майк Бьюттлер March-Ford 721G 32 круга, ведущий вал;
Вильсон Фиттипальди Brabham-Ford BT34 28 кругов, отказ двигателя;
Питер Гетин BRM P160 26 кругов, отказ двигателя;
Грэм Хилл Brabham-Ford BT37 13 кругов, подвеска;
Тим Шенкен Surtees-Ford TS9В 11 кругов, отказ двигателя.

Деловой раздел


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1


САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.


ФОРМУЛА-1 С УЛЫБКОЙ :-)


http://www.raiden.net.ru - сайт посвящен юмору в "Формуле-1". Здесь вы найдете множество анекдотов, забавных рисунков, прикольных фотографий и другого рода интересный и забавный материал о "Формуле-1".


ПОКЛОННИКИ Ф1, НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ В ПЕРЕВОДЕ!


Имеются следующие книги по "Формуле-1" на английском языке:

  • Piero Casucci, Enzo Ferrari. "50 years of Motoring". 1980 год.
  • Timothy Collings. "The new Villeneuve. The life of Jacques Villeneuve." 1997 год.
  • Gerald Donaldson. "Gilles Villeneuve. The Life of the Legendary Racing Driver".
  • David Tremayne. "Jordan. Formula 1 Racing team". 1998 год.
  • Bruce Grant-Braham. "Lotus. A Formula One Team History". 1994 год.
  • Tremayne David. "Rubens Barrichello. In the spirit and the shadow of Schumacher". 2005 год.
  • Roebuck Nigel. "Chasing the title. Memorable moments from fifty years of Formula-1". 1999 год.
  • Bruce Grant-Braham. "Lotus. A Formula One Team History". 1994 год.

Кто может и хочет помочь с их переводом на русский язык, пишите на rainman@nm.ru или на f1-momk@rambler.ru.

Если Вам интересны другие гонщики, команды, личности автоспорта, то пишите - имеется ряд книг и журналов по автоспорту.



САЙТ ХЕЙККИ КОВАЛАЙНЕНА


Великолепный мультиязычный проект, посвященный финскому пилоту "МакЛарен Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий, викторина, возможность задать свой вопрос непосредственно Хейкки!

Выходные данные

Редакция

Редакционная политика

  • Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.
  • Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.
  • Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие изменения использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.
  • Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве и рассмотрит все предложения.
  • При использовании материалов проекта активная ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

  • Полный тираж издания: 49188 экз.
  • При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).
Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru

 

© Ф1-МОМК
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное