Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #336 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах о Формуле-1
Выпуск #336 от 18 декабря 2008 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-momk.net.ru \ blynsky.narod.ru \ freewebtown.com/f1momk

Сегодня в номере:

События недели
Ф1-Калейдоскоп - Хотеть не вредно!
FormulaMag.com представляет

Книги и статьи
Небесспорный рейтинг пилотов и команд Ф1 на 2009 г. #6
Гран-при Италии-1963: Победа и Чемпионат мира для Джима Кларка (Lotus-Climax)
Право голоса
Вопрос номера
Результаты предыдущего опроса

Детали проекта
Деловой раздел
Выходные данные

Вопрос номера



Кто не будет выступать в "Торо Россо"
в 2009 году?



Проголосовать на сайте www.F1-MOMK.Net.Ru

Высказать по e-mail ОСОБОЕ МНЕНИЕ

  • Из интернет-браузера голосовать можно сразу, в почтовом клиенте надо предварительно сохранить html-файл рассылки и открыть его браузером.

  • Для голосования выйдите в режим on-line и нажмите на ссылку. Откроется форма с вариантами ответов.


Мнение редактора

RomB.

Из перечисленных пилотов с большой степенью вероятности не будет Такумы Сато: нет "Хонды" - нет и Сато. Хотя с другой стороны Сато может себе позволить и платить за место в кокпите – у него крепкие и надежные спонсоры.


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Напишите!

Результаты предыдущего опроса

Уход "Хонды" - это начало системного кризиса в Ф1?
- Нет, это частное решение одной команды. 22 [43.1%]
- Да, это вызовет вскоре "лавину уходов". 18 [35.3%]
- Не имею уверенного мнения. 11 [21.6%]

Особые мнения

igor.

Ну почему же - дураки. Трезво мыслящие люди. Полигоном для испытания новых идей формула 1 уже давно не является, а как реклама, вряд ли была эффективным вложением денег, учитывая, какие результаты показывала команда. Отсюда - и решение.


Dr. VK.

Спорить не хочу, но основное правило бизнеса - оптимизация расходов и повышение доходов, в условиях кризиса - избавляются от затратных игрушек, Формула - одна из самых затратных игрушек после космоса, поэтому избавились от команды, при таком подходе Хонда будет жить, а исчезновение Формулы мы увидим при нашей жизни.


Бобрик Александр.

Хорошо, поживем - увидим, пожуем – узнаем. ;) Но вот что интересно - зачем Мосли с Экклстоуном придумывать всякую ф...ню, для того чтобы... Ну в общем вы тут сказали что современная Формула - это цирк, фигурально выражаясь. ;) Ушла Хонда. Уйдут Ред Булл с Торо Россо (предположим). Кто ж останется? Если уж совсем начистоту, то мне лично с каждым сезоном становится все скучнее и скучнее смотреть F1. :( То ли дело раньше... а сейчас все решают "бабки"... Жаль. :(


Дюльдев Александр.

В Королевских гонках команды приходят и уходят. Свято место пусто не бывает. Конечно, хотелось бы, чтобы команду приобрел тот, кому это действительно нужно. Здорово было бы увидеть в Ф1, скажем, Ламборджини, их вечное соперничество с Феррари, я думаю, притянуло бы внимание болельщиков.


Ганзуров Вячеслав.

Я с вами совершенно не согласен с тем, что в Формуле-1 наступает кризис. И то, что уходит одна из команд, ни о чем не говорит! Если вы внимательно следите за чемпионатом, то должны были обратить внимание на то, что каждый год, повторяю, каждый год какая-нибудь команда уходит, а какая-то приходит и никто о кризисе не говорит. Гонки Ф-1 - это многомиллионный проект и никто его "развалить" не сможет, этого просто не допустят! Точно так же, как тогда, когда уходил Михаэль Шумахер, практически все говорили что "все: нет Михаэля - нет интриги", а значит, и нет чемпионата, но как видим, Формула живет и здравствует. Так что на зарплату не спорьте, что в Формуле-1 наступает кризис!!!


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Напишите!

Ф1-Калейдоскоп - Хотеть не вредно!

Дмитрий Федотов (Floters)

Ричардс вернется?

Казалось бы, Дэвид Ричардс (экс-руководитель "БАР-Хонда") уже отмел слухи о своем возвращении в "родную" команду, но сенсационное заявление "Субару", связанное с уходом из раллийного чемпионата породило новые сплетни вокруг персоны британца. Как известно, Ричардс и его компания "Продрайв" являлись прямыми "доводчиками" "Субару" в Мировом чемпионате по ралли, то есть готовили машины к гонкам. Теперь "Продрайв" вполне может устремить свои взгляды в Формулу-1. Впрочем, пока до сих пор неясно, насколько вероятен вариант возвращения Дэвида, но держать ухо востро, пожалуй, стоит.

Кто в "Торо Россо"?

Себастьен Буэми (бывший штатный тестер "Рэд Булл Рэйсинг") уверенно лидирует в тестовых заездах на болиде "Торо Россо". Ничего особенного, если бы, скажем, швейцарец был за рулем "Макларена" или "Феррари", но лидировать по итогам нескольких дней подряд на болиде маленькой команды вызывает некие подозрения о том, что швейцарский гонщик получает очень хорошие настройки и поддержку "Торо Россо", что в свою очередь, вызывает предчувствия о том, что контракт между конюшней из Фаэнцы и Буэми уже почти в кармане у последнего. Также это предполагает, что соперникам Себа будет немного тяжелее бороться за вакантные места в команде (коих официально все еще два). И Такума Сато, и Себастьен Бурдэ имеют свои козыри, поэтому нельзя уверенно предсказывать, что один из этих гонщиков обязательно станет напарником Буэми.

И очень жаль, что еще одному Себастьену – Лебу - не 25 лет! На наш взгляд пятикратный раллийный чемпион прекрасно откатал свою тестовую программу за "Рэд Булл" и вполне мог бы составить конкуренцию именитым гонщикам Формулы-1 в будущем. Сам Леб вполне допускает, что если бы им кто-нибудь заинтересовался, он не против был бы в 2010 году выступать на болидах с открытыми колесами. Вот только беда в том, что все команды страстно мечтают иметь в своих командах Феттелей, Хэмилтонов и Росбергов, поэтому когда речь заходит о возрастных гонщиках, шансы таких пилотов значительно сокращаются. Действительно, жаль!

Португалия возвращается!

И пусть пока речь идет не о Формуле-1, а о младшей дочке – серии GP2. В опубликованном календаре этой автосерии финальный уик-энд пройдет на недавно построенной трассе Алгарве, недалеко от Портимана. Новая трасса, разумеется, соответствует самым высоким стандартам (вплоть до Формулы-1) и португальцы верят, что в будущем большой цирк Берни Экклстоуна вернется в эту страну, туда, где первые победы в своих карьерах одерживали, скажем, Айртон Сенна и Дэвид Култхард.

Напомним, что последний этап Формулы-1 в Португалии прошел в 1996-м году и ознаменовался фантастическим обгоном Жаком Вильневым Михаэля Шумахера по внешнему радиусу параболики.

Учитывая, что регион Алгарве считается туристическим местом (со своими красивыми пляжами, морем и скалами), вполне возможно, что возвращение Португалии в календарь Формулы-1 – не пустые надежды.

Не падайте духом!

Кстати, в Алгарве мы увидели новые аэродинамические элементы команды "Макларен". Надо сказать, выглядит все очень даже пристойно, не без изысков, и заметно приятнее для глаз, чем аналогичные элементы на "БМВ". Так что будем надеяться, что машины 2009 года будут не такими уродливыми, как показалось многим вначале!


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Напишите!

FormulaMag.com представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
17 декабря 2008 г. - Хауг: Сокращение персонала - неминуемое последствие
17 декабря 2008 г. - Маллья: Я выращу индийского пилота
17 декабря 2008 г. - Де ла Роса задает темп в Портимао
16 декабря 2008 г. - Буэми вновь первый в Испании
16 декабря 2008 г. - Феттель: У Red Bull большой потенциал
16 декабря 2008 г. - Култхард: Отказаться от Баттона - совершить преступление
16 декабря 2008 г. - Источник: Williams расформирует тестовую бригаду
16 декабря 2008 г. - SUBARU ПОКИДАЕТ WRC
16 декабря 2008 г. - Росберг сохраняет спокойствие
16 декабря 2008 г. - Деньги - главный фактор решения Toro Rosso
16 декабря 2008 г. - Peugeot не думает о покупке Honda F1
16 декабря 2008 г. - Хорнер: Култхард ушел в правильное время
15 декабря 2008 г. - DTM 2009: Календарь сезона
15 декабря 2008 г. - Шумахер: У Феттеля есть ген чемпиона
15 декабря 2008 г. - Кобаяши: Я должен быть в Формуле-1 в 2010 году
15 декабря 2008 г. - Трулли обещает победы в 2009 году
15 декабря 2008 г. - Буэми хотел бы видеть Баттона в Toro Rosso
15 декабря 2008 г. - McLaren и Ferrari начали тесты в Портимао
15 декабря 2008 г. - FIAT отправляет сотрудников в Рождественский отпуск
15 декабря 2008 г. - Буэми лидирует на тестах в Хересе
15 декабря 2008 г. - Леб предложил Култхарду попробовать себя в WRC
15 декабря 2008 г. - Култхард: Баттону придется подождать
15 декабря 2008 г. - Suzuki уходит из WRC
15 декабря 2008 г. - Источник: PSA проявляет интерес к покупке Honda
14 декабря 2008 г. - Эдвардс: Мне казалось, что я выиграл чемпионат
14 декабря 2008 г. - Леб не позволил Култхарду стать чемпионом
14 декабря 2008 г. - Общественность определит судьбу медальной системы - Мосли
14 декабря 2008 г. - Мы могли лучше справиться со своей работой - Масса
14 декабря 2008 г. - Шумахер: Новые правила - необходимая мера
14 декабря 2008 г. - Зуреру по душе новые правила
14 декабря 2008 г. - Баттон: Honda или ничего
14 декабря 2008 г. - Зутил: Я никогда не беспокоился
14 декабря 2008 г. - Результаты жеребьевки перед Гонкой чемпионов
14 декабря 2008 г. - Уилльямс предлагает ограничить зарплаты гонщиков
13 декабря 2008 г. - Феттель надеется, что Гонка чемпионов пройдет под дождем
13 декабря 2008 г. - Бриаторе уйдет через два года
13 декабря 2008 г. - "Частники" не довели бы Формулу-1 до такого состояния - Минарди
13 декабря 2008 г. - Конец спекуляциям: Маллья держит слово
13 декабря 2008 г. - Гамильтон переживает за Баттона
13 декабря 2008 г. - Тайссен доволен новыми правилами
13 декабря 2008 г. - Награды нашли героев
13 декабря 2008 г. - Формула-1 2008: Клип сезона от FIA
13 декабря 2008 г. - Сато изголодался по гонкам
12 декабря 2008 г. - Renault покажет болид 19 января
12 декабря 2008 г. - FIA принимает новые правила
12 декабря 2008 г. - Кэрролл - ирландский гонщик года
12 декабря 2008 г. - FIA изучит Олимпийскую систему Эклстоуна
12 декабря 2008 г. - Пастрана пропустит Гонку чемпионов
12 декабря 2008 г. - Маллья не cдержит слово?
11 декабря 2008 г. - Райкконен: Нужно время, чтобы привыкнуть к сликам
11 декабря 2008 г. - Масса старается не думать об упущенном титуле
11 декабря 2008 г. - Буэми закончил тесты в Хересе лидером
11 декабря 2008 г. - Эклстоун: Honda - плохой пример
10 декабря 2008 г. - Сато уверен, что Toro Rosso останется в чемпионате
10 декабря 2008 г. - Алонсо удивлен уходом Honda
10 декабря 2008 г. - Лауда предлагает отложить введение KERS
10 декабря 2008 г. - Райкконен: Дождемся дебюта новых машин
10 декабря 2008 г. - Буэми продолжает лидировать в Хересе
10 декабря 2008 г. - Honda предоставит покупателю поддержку в 2009 году - Мосли
10 декабря 2008 г. - Бурдэ собирает бюджет
10 декабря 2008 г. - Леб думает о переходе в Формулу-1 (ИСПРАВЛЕНО)
10 декабря 2008 г. - Буэми лидирует в первый день тестов в Хересе
10 декабря 2008 г. - Тревор Карлин не собирается покупать Honda F1
9 декабря 2008 г. - Шумахер о своем участии в Гонке чемпионов
9 декабря 2008 г. - Гамильтон подтверждает намерение оставаться в McLaren до конца карьеры
9 декабря 2008 г. - Renault и Williams тестируют новые антикрылья
9 декабря 2008 г. - Брандл в своем репертуаре
9 декабря 2008 г. - Приход Глока помог Toyota - Трулли
9 декабря 2008 г. - Клос провел тесты за рулем Williams
9 декабря 2008 г. - Экологические мечты Honda...
9 декабря 2008 г. - Trust стала спонсором Red Bull
9 декабря 2008 г. - Ферстаппену грозит тюремное заключение
9 декабря 2008 г. - Новый MP4-24 вселяет оптимизм сотрудникам McLaren
9 декабря 2008 г. - Ричардс проявляет осторожность
8 декабря 2008 г. - Хоуэтт верит, что Toyota останется в чемпионате
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Небесспорный рейтинг пилотов и команд Ф1 на 2009 г. #6

Предыдущие части читайте в архиве.

Роман Блынский (RomB)

"МакЛарен": С опозданием на год!

Спустя год после довольно глупой утери чемпионского титула, который еще за два этапа до конца чемпионата был в руках у Гамильтона, и не менее странно "потерянного" (в основном - стараниями ФИА) Кубка конструкторов команда из Уокинга смогла реабилитироваться. Пусть и не однозначной была эта победа, напомню: еще за полминуты до клетчатого флага чемпионом должен был стать лидировавший в Бразилии Масса, пусть этот успех отчасти был подарен Луису и Рону сухой резиной Тимо Глока (видимо, зло пошутившая в прошлом году с Луисом Фортуна вернула ему свой должок), но все же это победа.

О Кубке конструкторов речь уже не идет — в этом сезоне бесспорного доминирования у "серебристых" не было, борьба с "Феррари" (а временами — и с "БМВ") была очень плотной, колесо в колесо, а вторую половину сезона и вообще всех удивляли самые разнообразные сюрпризы. В принципе, не самым лучшим образом выглядели и пилоты: и гиперактивный Гамильтон "наломал немало дров" - самым, наверное, большим таким "сломанным поленом" стал случай с "прозеванным" светофором при выезде из боксов в Канаде. Ну а его напарник Ковалайнен смотрелся в нынешнем сезоне, мягко говоря, еще менее убедительно. Да, во многом это вина самой команды и Рона Дэнниса, заставивших финна играть роль "второй скрипки" и почти всегда навязывающих Хейкки тактику с более тяжелой машиной, но ведь и финн в прошлом сезоне мог зримо убедиться на примере Алонсо, что означает быть в команде Рона "равным" напарником у Луиса. И раз уж тебе предложена роль "второго стражника справа" и ты ее добровольно принял, так уж, черт возьми, играй эту роль так, чтобы зрители запомнили именно этого "правого стражника", а не "принца в центре"! К сожалению, настроя на борьбу (в том числе — и на внутрикомандную) у Хейкки, который и, бесспорно, очень талантлив, и мне лично глубоко симпатичен, в этом году я не увидел. Да и вообще сколь-либо ярких и заметных моментов в его исполнении в этом году не припоминаю — ну, конечно, кроме победы в Венгрии.

Чего же ждать от "Маков" в 2009 году? - В общем-то, команда должна остаться вполне конкурентной, так как всегда была и будет одним из грандов "Большого Цирка". "Мерседес" остается — и дела у немцев на фоне мирового кризиса идут довольно терпимо, пилотский состав неизменен, "политика партии" будет той же — Рон на месте, разве что делегировал часть своих внутрикомандных полномочий Мартину Уитмаршу, KERS у "серебристых" вроде бы неплох, да и за счет Мальи команда получила себе дополнительную площадку для рискованных экспериментов... Думаю, "МакЛарен" останется в группе лидеров и будет бороться за оба кубка.


Гамильтон, Луис Карл. Родился 7 января 1985 года в городке Тьювин (графство Хардфордшир) в небогатой семье. Чем-то его история напоминает сказку о Золушке (и не только цветом золы и кожи): маленький талантливый мальчик на картинговом чемпионате встречает гоночного волшебника - дядюшку Рональда Дэнниса, и признается ему, что единственная цель его жизни — гоняться в великой "волшебниковой" команде "МакЛарен". Всесильный маг Рон запоминает трогательного "Золушка", и с тех пор всегда спортивной карьере негритенка немножко помогают чары этого титана автоспорта, пока, наконец, мальчик, превратившийся за десятилетие в знойного мужчину, не становится Чемпионом. И именно в "МакЛарене" у того самого Рона! Если приплести к этому ну хоть какую-то любовную линию (да хотя бы даже и легкий "романчег" с красоткой Николь Шерзингер), то сюжет жизни Луиса впору будет живописать самой королеве женского романа Даниэле Стил! :)

Ну а если серьезно — прекрасная доформульная карьера: чемпион Евросерии "Формула-А" 2000 года, чемпион британской "Ф-Рено" 2003 года, чемпион Евросерии "Ф3" 2005 года, чемпион "ГП2" 2006 года...

...А затем Луис попадает в кокпит "МакЛарена" - и разом добывает 9 подиумов подряд, становясь лидером чемпионата, "низвергателем рекордов" и мгновенно превращаясь в мегазвезду...

...И, видимо, абсолютно уверовав в свою "звездатость" за два последних этапа целой чередой самонадеянных и глупых ошибок умудряется прокак... э-э-э... растратить 17 очков преимущества над ближайшим соперником из не-"МакЛарен", становясь лишь вице-чемпионом. Но! Разве мало это для дебютанта?!

Этот год Гамильтон откатал сильно, конечно, помарки были — как я уже написал выше, но "кто без греха — пусть первый бросит камень". Луис — великолепный пилот, у которого еще многое впереди. 9/10.

Ковалайнен, Хейкки Йоханнес. 27 лет, уроженец Суомуссалми (Финляндия). С 1991 по 2000 годы занимался картингом на разных уровнях, в 2000 году признан лучшим пилотом своей страны, что, согласитесь, дорогого стоит в стране, где чуть ли не каждый — раллист. Позже выступал в британских "Ф-Рено" и "Ф3", где показывал очень хорошие результаты, а также в мировой серии "Ф-Рено" - вице-чемпион 2003 года и чемпион 2004-го. В 2005 году Хейкки стал вице-чемпионом "ГП2", уступив титул младшему Росбергу. Еще к не-формульным достижениям можно отнести и победу в развлекательном шоу "Гонка Чемпионов" в 2004 году.

С 2005 года Хейкки стал тест-пилотом "Рено", и два года достойно оттрудился на этом поприще. В 2007 году в связи с переходом Алонсо в "МакЛарен" занял вакансию боевого пилота. Старт сезона был не слишком ярким - "Рено" находилось на пике трудностей, вызванных сменой шинника, но позже Ковалайнен выправился, обойдя по очкам своего опытнейшего напарника — Джанкарло Физикеллу. Про нынешний сезон мною все уже сказано.

Хейкки — замечательный пилот, но, видимо, очень зависимый от атмосферы, создаваемой вокруг него в команде. Ну нет в нем такой когтистой цепкости и абсолютной уверенности в себе - как у Гамильтона, Веббера, Кубицы. Но Хейкки — драгоценный камень чистой воды, только вот ему нужен умелый гранильщик... 7/10.


"Феррари": Полутриумф, или Горькие "леденцы"

В общем-то, все, что я написал о "МакЛарен", можно смело сказать и о "Феррари". Еще за тридцать секунд до финиша сезона триумф "Скудерии" мог быть полным. Но сухие шины Тимо Глока решили иначе — и восторг на лицах многочисленного семейства Масс в "красных боксах" сменился вначале непониманием, а затем и чудовищным разочарованием. Однако не стали ли эти злополучные истертые резиноизделия теми самыми весами правосудия, которые держит в своих руках беспристрастная богиня Фемида?

Лично меня команда из Маранелло более всего разочаровала своими экспериментами с "леденцом-светофором": это было настолько непрофессионально, что просто дух захватывало. Сама идея отказа от механика-"леденечника", может быть, была и не лишена смысла, но явно недоработанные попытки ее реализации в большой степени повлияли на конечный результат команды в сезоне. Плохая работа "пит-диджеев" со своей футуристической "цветомузыкой" в Сингапуре практически и стала одной из главных причин проигрыша Массы — имей он в Бразилии на пару очков больше, кого бы, нафиг, интересовало состояние шин какой-то там из "Тойот"?! Зато получившаяся в боксах "дискотека" с отрыванием заправочного "удава" от F2008 бразильца ферраристам вельми удалась! Могло ли быть такое при Тодте-Брауне-Шумахере? - Не-а! Тогда уважали результаты, а не попытки их добиться. Экспериментам нет и не должно быть места в гонках.

Не могу сказать, что и сами пилоты радовали своим классом. И вице-чемпион Фелипе Масса понаделал немало ошибок, как в квалификациях, так и в гонках, в чем и признавался неоднократно в разнообразных интервью, и "чемпион по случаю-2007" Кими Райкконен в этом году просто откровенно скис — я не могу узнать в финне гонщика, умевшего несколько лет назад планомерно вытягивать залитый под пробку топливом "МакЛарен" из самого хвоста пилотона на подиумы. А еще очень раздражали откровенно неубедительные и несолидные отмазки в прессе господина Доменикали по поводу любой допущенной ошибки...

...Собственно, как и принятая им на вооружение и фатальная для "Скудерии" тактика "равенства пилотов", из-за которой первую половину сезона его питомцы пытаются на треке обпрыгать друг друга, выделывая в гонках всякие "чудесатости", а затем, когда соперники их начинают основательно прессинговать, подбирающие те кусочки успехов, что остались.

Пожалуй, нет претензий у меня лишь к самому болиду F2008, то есть к техническому директору Альдо Косте и к главному мотористу Жилю Саймону — в этом году они создали технический шедевр, настоящую "самовозку", на которой "Великий и Ужасный" пенсионер Шумахер (с Баррикелло, Ирвайном или тем же Массой в напарниках) в пол-пинка выиграл бы чемпионат, набрав очков эдак 140... - я в этом абсолютно уверен.

Чего ждать от "Скудерии" в следующем сезоне? Бюджет "ФИАТом" будет несколько урезан, но весь персонал — пилоты, конструкторы... - да-да, и руководство тоже... - останется неизменным. Значит, скорее всего, мы получим традиционно хорошую и надежную машину и... все тех же "танцоров" вокруг нее. Скорее всего, команда из Маранелло вновь будет бороться за оба кубка, но теперь я уже не уверен, что ей достанется хотя бы один из них.


Масса, Фелипе. 27 лет, бразилец с итальянскими корнями — архижгучее сочетание южных темпераментов! :)

Родился в Сан-Паулу. Картингом начал заниматься в 8 лет. Затем было семилетие успешных выступлений в различных бразильских и международных картинговых сериях. 1998-1999 годы: 5-е и 1-е место в бразильской "Ф-Шевроле", 2000 год: победитель европейской и итальянской серий "Ф-Рено", 2001 год: чемпион евросерии "Ф-3000".

С 2002 года дебютировал в Ф1 в составе "Заубера", но сезон у бразильца откровенно не задался, было совершено немало ошибок, и по итогам чемпионата Фелипе был систематично разгромлен своим напарником Хайдфельдом. В 2003 году места боевого пилота Массе не нашлось, и он год был тестером в "Феррари", где неплохо себя проявил. Затем вновь был усажен "Скудерией" и "Петронасом" "на доращивание под Шумахера" в кокпит "Заубера" - как дополнение к своим моторам. По итогам года Масса опять уступает напарнику (это был Физикелла), но его прогрессом довольны, и Фелипе остается и в 2005 году у швейцарцев. В этом году происходят два значимых события: ему удается-таки одолеть напарника — это стареющий Жак Вильнев, и... из "Скудерии" уходит разобиженный злыми итальянцами и плохим немцем Баррикелло.

Свершилось! В 2006 году Массе становится "оруженосцем" Михаэля. О сезоне 2006 года говорить не приходится — сравнивать Массу и Михаэля Шумахера просто смешно; но в его конце "красный барон" вешает свой гоночный шлем на гвоздь. "Оруженосец" получает свой шанс выбиться в "рыцари". Увы. Несмотря на неуверенно проведенный сезон новым напарником по "Феррари" Райкконеным и на всеобъемлющую поддержку давно ставшей родной команды Фелипе так и не смог продемонстрировать должную стабильность — и уступил Кими "выпавший" из рук Гамильтона титул. Не смог он вырвать победу в чемпионате и в этом году, хотя ошибок допустил и поменьше.

Хороший и быстрый пилот, но необходимой для гонщика экстра-класса стабильности и безошибочности не имеет. Видимо, мешает слишком горячая кровь. Может, это и жестоко, но думаю, что бразилец – "вечный недочемпион". 7/10.


Райкконен, Кими Матиас. 29 лет, финн, уроженец второго по численности города Финляндии Эспо. Занимался картингом с 10 лет, десятилетняя хорошая карьера, лучшее достижение – стал вице-чемпионом "Ф Супер-А" в 1999 году. В этом же году побеждает в британской зимней "Ф-Рено", а годом спустя блестяще выигрывает и регулярную британскую "Ф-Рено".

В 2001 году по приглашению Питера Заубера оказывается в составе команды "Заубер" с временной суперлицензией гонщика – в ФИА посчитали финна недостаточно опытным для Ф1. Сезон Кими проводит очень неплохо, и хотя и уступает своему напарнику Хайдфельду, но умудряется произвести сильное впечатление на уходящего из "формулы" Мику Хаккинена и Рона Дэнниса – и в 2002 году оказывается в кокпите "МакЛарен-Мерседеса" вместо оставшегося в "Заубере" (читаем – оставшегося в пролете) "КвикНика".

Далее следует пятилетие в "Серебристых стрелах", в течение которого Райкконен дважды становится вице-чемпионом Ф1 (2003 и 2005 годы). Надо сказать, что ставку команда делает всегда именно на полюбившегося ей финна, иногда откровенно пренебрегая и многоопытным Култхардом и, позже, ярким и стремительным Хуано-Пабло Монтоей. Но и Кими чертовски хорош – свои результаты он показывает на зачастую ненадежных в этот период шасси и особенно моторах.

Но в 2007 году за рулем "МакЛарена" должен оказаться еще один любимчик Рона – Луис Гамильтон, да и финну пора становиться чемпионом – и он оказывается в составе "Феррари". Очень пофигистичному и замкнутому по характеру Кими нелегко адаптироваться в живом и азартном итальянском коллективе, да и в качестве чемпиона Масса подошел бы итальянцам больше – и финн не слишком-то и блестяще проводит сезон, однако Гамильтон в финальной гонке буквально своими руками вручает Райкконену вожделенный титул чемпиона мира. О нынешнем сезоне написано выше. Куда менее удачный.

Кими - филигранный пилот. Тогда, когда хочет им быть. В этом году быть филигранным он явно не хотел. 7/10.


Вместо длинного эпилога — перефразируя Гоголя...

Эх, болиды, пилоты, команды... - что за серия! - Вихри ли сидят в твоих колесах? Огненный ли пламень ярится во всякой твоей машине? Гасят с вышины знакомый ряд стартовых огней, дружно и разом напрягаются твои стальные груди и, мигом вздымив колесами легендарные гоночные пути, превращаешься в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчишься вся, вдохновенная богом!..

Необгонимая бойкая тройка-птица-колесница "Формула-1", куда несешься ты? Дай ответ. - Опадают с тебя ощипанные жестоким Максимильяном и финансовыми недугами перья-антикрылья и хитромудрые ветрозавивающие пластины, меняешь ты произведенные многими искусниками жаркие сердца на лубочные товары "Майкрософта" и "Косворта", вожделенное почитателями тело твое лишается своих чарующих совершенством форм и очертаний, становясь плоским и угловатым, в гонке своей безудержной все чаще теряешь ты лихих седоков, не могущих уже сохранить сил для того, чтобы удерживаться в твоем стремительном чреве...

Чудным ревом заливаются моторы; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть вокруг трасс, и, завистливо косясь, постораниваются и дают тебе дорогу другие чемпионаты и серии!

10 ноября - 17 декабря 2008 г.

P.S. Хотел бы поблагодарить Дмитрия Федотова a.k.a. "Floters" за дружескую помощь в изыскании всяческих неточностей и огрехов, равно как и всех читателей — за проявленное к сему опусу любезное внимание.


P.P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Напишите!

Гран-при Италии-1963: Победа и Чемпионат мира для Джима Кларка (Lotus-Climax)

Autocar, 13 September 1963
Материалы предоставили: Александр Ожерельев, Москва
Алексей Рогачев, Москва
Перевод и набор: Андрей Краснов, Тольятти

После великолепной гонки, в которой за 86 кругов лидерство переходило из рук в руки Джима Кларка, Грэма Хилла, Дэна Герни и Джона Сертиза не менее 25 раз, Lotus-Climax Джима Кларка (единственный финишировавший из этого квартета) в трудной борьбе выиграл Гран-при Италии, а сам Кларк досрочно одержал победу в Чемпионате мира среди пилотов, поскольку теперь никто не сможет превзойти его.

Сертиз на новом монококе Ferrari удерживал лидерство 14 кругов, пока его не подвела пробитая прокладка головки блока цилиндров – а ведь новый облегченный болид, оснащенный старым двигателем V6, был столь многообещающим. С новым V8 или, позднее, с V12 он мог бы поставить под сомнение британское превосходство. B.R.M. Хилла лидировал 13 кругов, а Brabham Герни – 9, пока поломка сцепления и нехватка топлива, соответственно, не вынудили их обоих сойти, позволив Lotus-25 с двигателем, оснащенным 2-плоскостным коленвалом, и коробкой передач ZF выиграть гонку.

Болиды и тренировка

На Гран-при Италии был оглашен внушительный заявочный список из 33-ех участников – первоначально планировалось провести 50-круговую гонку протяженностью около 500 км по трассе, сочетавшей дорожный и профилированный ("бэнкинг") участки. Тем не менее, после того, как 4 болида так или иначе потерпели неудачу (см. рубрику "Спорт"), в пятницу в 5:15 вечера – спустя 2 и 1/4 часа после начала тренировки – "бэнкинг" был официально закрыт для проезда. Монца больше не будет "той самой Монцей" без ее аномалий типа движения гонки "вверх-вниз" – кроме того, в этом году все столкнулись с тем фактом, что во время тренировок все еще продолжалось строительство новых боксов; и с удивительным нежеланием организаторов раздать пропуска даже тем, кто должен был их иметь. Из 33-ех надеющихся на что-то участников только 20 были допущены к старту – 20 быстрейших, при условии, что показанное ими время на круге было не хуже более чем на 10% времени второго быстрейшего в квалификации. И оставшимся 13-ти гонщикам никак нельзя было позавидовать, ибо им даже не раздали пропусков, чтобы понаблюдать за гонкой в качестве зрителей!

Оставшиеся 1 и 1/4 часа пятничной тренировки и полностью 3,5 часа субботних тренировок прошли на дорожной части трассы, в конце концов, дистанция гонки была установлена в 86 кругов, что составило около 494,5 км (307,28 миль).

Ferrari: Во время тренировки в центре внимания оказался новый болид-монокок, оснащенный обычным двигателем V6 с углом развала 120 (вместо нового V8 с углом развала 90, к гонке еще не предназначенного) и новой 5-скоростной коробкой передач (описание см. в двух последних номерах Autocar). На предтренировочных тестах в среду Сертиз прошел круг "комбинированной" трассы за 2’39,7 (рекорд круга 2’43,6 (219,854 км/ч) принадлежал 2,5-литровой Ferrari 1960 года Ф. Хилла). Болид вернулся в Модену для доработки и прибыл обратно в Монцу только к субботней тренировке. Всю пятничную официальную тренировку Сертиз и Бандини (заменивший в Ferrari Майресса и посадивший вместо себя в красный B.R.M. команды Centro-Sud Тринтиньяна) использовали старые болиды, оснащенные V6 с углом развала 120.

После закрытия "бэнкинга" (см. "Спорт") в пятницу Сертиз на старом болиде совершил быстрейший круг по дорожной части трассы за 1’39,58 (207,786 км/ч), тогда как рекорд круга Ф. Хилла на 2,5-литровой Ferrari 1960 года составлял 1’40,4 (206,129 км/ч); Бандини прошел круг за 1’40,1. В субботу, снова используя новый болид, Сертиз опять был быстрейшим со временем 1’37,3 (212,694 км/ч), завоевав тем самым поул-позишн на стартовой решетке; Бандини же не смог улучшить своего пятничного результата.

Cooper-Climax (заводские): Два болида, для Макларена и Маггза; разбитый на ГП Германии болид Макларена был заменен абсолютно новым, но без новшеств. Макларен с трудом избежал аварии, когда в пятницу, еще до закрытия профилированного участка трассы, при прохождении "бэнкинга" на скорости 235 км/ч разрушился подшипник, примерно пол-мили его крутило по спирали, прежде чем он смог остановиться. Болиды имели дополнительные 3-галлоновые топливные баки, позволившие увеличить общую емкость баков до 32х галлонов, необходимых для покрытия дистанции гонки. Время Макларена – 1’40,5 – было восьмым.

Lotus-Climax (Team Lotus): Три болида – два "25-х" монокока с двигателями с 2-плоскостным коленвалом, уменьшенным ходом поршня, впрыском топлива, транзисторным зажиганием и коробками передач ZF, и третий новый "25-й" с двигателем с одноплоскостным коленвалом и 5-скоростной коробкой передач Hewland. В пятничной тренировке Кларк стартовал на новом болиде, пока не заело подшипник в коробке передач, но поскольку долго не могли снять крышку КПП, болид бездействовал большую часть пятничных и субботних тренировок. Вторым (с карбюраторным двигателем) болидом управлял Майк Спенс (заменивший Тревора Тейлора, восстанавливающегося после аварии в Энна (Сиракузы)). Оба пилота использовали болиды с коробками передач ZF, в пятницу на дорожной части трассы Кларк показал 1’39,68, в субботу 1’39,0 (3-я позиция на старте). Спенс великолепно прошел круг за 1’40,9 – 9-е время. Двигателю Кларка не хватало около 500 об/мин, поэтому ночью перед гонкой на его болид установили другой агрегат.

Brabham-Climax: Брабем управлял старым "1962?" болидом, а Герни – тем, что использовал в течение всего этого сезона, сначала с двигателем с одноплоскостным коленвалом, установленным в гонке в Зандвоорте, затем со старым двигателем с 2-плоскостным коленвалом. Лучшее время Герни 1’39,25 (5-ый на старте), Брабема – 1’40,4 (7-ой на старте).

B.R.M.: Три болида – два модели "1962-3" и новый монокок, дебютировавший в Зандвоорте и впервые участвовавший в гонке в Реймсе... в сущности, тот же самый болид, первоначально сохранивший небольшие изменения при усовершенствовании. Новым болидом управлял только Хилл, тогда как старые болиды опробовали оба: Хилл и Гинтер; свое лучшее время в пятницу (1’39,75 – 3-е) и в субботу (1’38,5 – 2-ой на старте) Хилл показал на новом монококе. У Гинтера лучшие времена были – в пятницу 1’41,2 (5-е) и в субботу 1’39,02 (4-е). На гонку на B.R.M. установили топливные баки дополнительной емкости.

British Racing Partnership: B.R.P.-B.R.M. (восстановленный после аварии в Нюрбургринге) для Айрленда и Lotus-B.R.M. для Холла. Болид Айрленда был одним из тех четырех, которые пострадали от аварий в "бэнкинге" – повреждена передняя подвеска. Айрленд показал 10-е время 1’41,6, Холл прошел круг за 1’43,8.

A.T.S.: Два болида для Ф. Хилла и Багетти – теперь намного лучше отделанные. Подвеска была удовлетворительной, а все детали подвески были обработаны на станке и отхромированы – в противоположность безобразным сварным швам в начале сезона. Оба болида имели карбюраторы Weber вместо замеченной на Нюрбургринге системы впрыска. Во время пятничной тренировки на "бэнкинге" у Хилла были зафиксированы три поломки во фланцевых соединениях тормозных трубок. Хилл прошел круг за 1’42,7, Багетти же настолько медленно, что только-только смог квалифицироваться.

Reg Parnell Team: Три болида для Амона и Хейлвуда – все Lola, два с двигателем Climax и один (тренировочный) с двигателем B.R.M. В субботу Амон угодил в серьезную аварию в повороте "Лесмо 2", сломав три ребра; сообщалось о его плохом самочувствии.

R.R.C. Walker Cooper-Climax: Cooper 1963 года с абсолютно новым двигателем с одноплоскостным коленвалом и Cooper 1962 года с 2-плоскостным коленвалом для Боннье, который всю пятницу обкатывал новый двигатель – "протирал днище" на "бэнкинге", до тех пор, пока его не закрыли. В субботу на новом болиде показал лучший круг 1’41,9.

Стартовое поле

Ferrari
(Дж. Сертиз)
1 мин. 37,3 с.
B.R.M.
(Г. Хилл)
1 мин. 38,5 с.
Lotus-Climax
(Дж. Кларк)
1 мин. 39,0 с.
B.R.M.
(Р. Гинтер)
1 мин. 39,0 с.
Brabham-Climax
(Д. Герни)
1 мин. 39,0 с.
Ferrari
(Л. Бандини)
1 мин. 40,1 с.
Brabham-Climax
(Дж. Брабем)
1 мин. 40,4 с.
Cooper-Climax
(Б. Макларен)
1 мин. 40,5 с.
Lotus-Climax
(М. Спенс)
1 мин. 40,9 с.
B.R.P.-B.R.M.
(И. Айрленд)
1 мин. 41,6 с.
Cooper-Climax
(Й. Боннье)
1 мин. 41,9 с.
Lotus-B.R.M.
(М. Грегори)
1 мин. 42,1 с.
Cooper-Climax
(Т. Маггз)
1 мин. 42,2 с.
A.T.S.
(Ф. Хилл)
1 мин. 42,7 с.
Lotus-B.R.M.
(Й. Зифферт)
1 мин. 43,3 с.
Lotus-B.R.M.
(Дж. Холл)
1 мин. 43,8 с.
Lola-Climax
(М. Хейлвуд)
1 мин. 43,9 с.
Lola-Climax
(Р. Андерсон)
1 мин. 44,2 с.
B.R.M.
(М. Тринтиньян)
1 мин. 44,4 с.
A.T.S.
(Д. Багетти)
1 мин. 46,8 с.

Гонка

Когда 20 участников в 3 часа дня при ясной и сухой погоде выстроились в стартовую решетку, на ее последнем месте отсутствовал Cooper-Climax Кабрала. На его месте стоял A.T.S. Багетти, который в действительности занимал 24-е место в квалификационном протоколе, ниже Рэби, Сеттембера и де Бофора. Официальной причиной присутствия Багетти была та, что эти трое очень по-спортивному остались в стороне, позволив итальянскому гонщику попасть на стартовую решетку. Тем не менее, ходили слухи о том, что оговаривалась изрядная сумма денег, за которые эти места были куплены. Если эти выдумки были на самом деле правдой, то такой способ попасть на старт гонки кажется довольно странным.

В назначенное время, в 15:30, был изящно дан сигнал к старту, и длинная решетка (из 10-ти рядов) в полном составе ушла со старта, все болиды унеслись без запинки. Тотчас же Г. Хилл и Сертиз захватили лидерство, Кларк стал быстро пододвигаться к ним, а Гинтер, Герни и Бандини шли за ними по пятам. Стартовая решетка была такой длинной, что 8 секунд понадобилось двум последним болидам, чтобы добраться до того места, где только что находился второй ряд. С этого момента, в последующие 86 кругов и до самого клетчатого флага не было ни минуты, чтобы побездельничать, расслабиться и передохнуть. За следующие 2,5 часа темп ни разу не замедлился.

На первых кругах первые 4 болида – Хилл, Сертиз, Кларк и Герни – начали отделяться от остального пелотона, образовав два отдельных скопления машин, с шумом несущихся по трассе очень плотными группами. Удерживавшего лидерство на протяжении двух кругов Хилла вскоре обошел Сертиз, затем Кларк, ну а потом и Герни, а ведь прошло всего лишь 6 кругов гонки. Хотя, по известному изречению, этих четверых "покрывал носовой платок", они все же образовали две пары – Сертиз-Кларк и Хилл-Герни. К 6-му кругу 5-я и 6-я позиции горячо оспаривались Гинтером и Бандини, постоянно обменивавшимися позициями и шедшими в нескольких секундах позади первой группы. Затем шли Брабем, Макларен, Айрленд и Боннье – не обязательно в таком порядке; постоянно находясь близко друг к другу, они проносились мимо как одно целое. После них шел Маггз – "в одиночестве", как сказал бы кто-нибудь об этой удивительной "свалке", в которой помимо прочего находились еще Грегори и Спенс, блестяще проводящий свой первый ГП за рулем Lotus 25, оснащенного карбюраторным двигателем. Позади них шла другая плотная группа, состоящая из Зифферта, Ф. Хилла, Тринтиньяна и Холла – затем Андерсона и Багетти... и Хейлвуда, отстающего на круг.

Ни разу не снизив темпа Сертиз лидировал, проходя круги в районе 1’40 – такая картина сохранялась до 16-го круга, в конце которого Сертиз отправился на своей быстрой Ferrari в боксы, где сошел из-за попадания воды в двигатель и пробитой прокладки головки блока цилиндров. До этого момента две соперничащие лидирующие группы – Сертиз-Кларк и Хилл-Герни – разделяли 4,5 секунды – именно столько составлял отрыв Кларка от Хилла. Интервал между этой лидирующей группой и следующей постоянно рос – впереди был Гинтер, преследуемый Айрлендом, Бандини, Брабемом и Боннье, но этот порядок следования часто менялся с незначительным преимуществом Гинтера.

Хотя эксперты и предсказывали плотную гонку, но никто из них не мог предусмотреть такую захватывающую борьбу – а вот что занимало головы персонала команд, так это возросший расход топлива. Тони Радд из B.R.M. мысленно тешил себя тем, что они предусмотрительно установили на радиаторы болидов усиленные защитные экраны в предвидении плотной гонки. К концу гонки от них почти ничего не осталось! Что касается топлива, то Брабем (с 28-ю галлонами на борту на старте) закончил 26 тренировочных кругов с 8,5 галлонами, а поскольку дистанция гонки составляла 86 кругов, то топлива ему вполне должно было хватить; но при этом не бралась в расчет динамика прохождения кругов.

Кларк удерживал лидерство с 18-го по 22-й круг, когда Герни захватил его на круг; затем Хилл принял его на 3 круга; потом Герни снова протиснулся вперед... затем Кларк... затем Хилл. Так это и продолжалось – эти 3 болида были чуть ли не связаны вместе, они проносились мимо боксов словно вагоны одного поезда, кто-нибудь то и дело вырывался из "воздушного мешка" впереди идущего болида в попытках ухватить несколько ярдов. Скорость гонки составляла примерно 206 км/ч, и работа секундометристов стала уже не такой легкой, какой была на первых кругах. Вторая группа, состоявшая по-прежнему из 6-ти болидов во главе с Гинтером, шла в 58-и секундах позади лидеров.

К середине дистанции, 43-му кругу, впереди снова был Кларк, преследуемый Герни и Хиллом. К этому времени лидерство сменялось 19 раз, переходя от одного к другому болиду. Вторая группа начала разбиваться на фракции – Гинтер-Брабем, Айрленд, Макларен-Боннье (в конце концов, накапливалась усталость, напряжение спадало, и борьба за лидерство в этой группе уже не имела успеха). Эта группа шла в одном круге с лидерами; за ними в круге от Кларка шли дуэт Спенс-Маггз (или Маггз-Спенс, все равно), Тринтиньян, Холл, Андерсон, Фил Хилл, Хейлвуд и Багетти – оставшиеся 16 из 20-ти стартовавших. Грегори сошел на 27-м круге после отличной борьбы с Маггзом; Сертиз сошел по окончании 17-го круга с пробитой прокладкой; его товарищ по команде Бандини последовал за ним в конце 38-го круга с поломкой трансмиссии; и по завершении 41-го круга Зифферт остановился в боксах раз и навсегда.

Вскоре, очевидно из-за проскальзывающего сцепления, B.R.M. Грэма Хилла начал замедляться; и Кларк с Герни (все еще обменивающиеся позициями почти на каждом круге) стали отрываться, и на 49-м круге отставание B.R.M. Хилла достигло уже 60-ти секунд. Гинтер и Брабем боролись колесо в колесо за 4-ю и 5-ю позиции; Айрленд занимал 6-ю; Боннье и Макларен обменивались 7-ой и 8-ой; отлично шедший Спенс совместно с Маггзом занимали 9-ю и 10-ю; и позади них, растянувшись чуть больше, шли Тринтиньян, Холл, Андерсон, Ф. Хилл, Хейлвуд и Багетти, регулярно заезжающий на пит-стопы.

Карбонтетрахлорид!

По завершении 50-го круга Хилл на B.R.M. заехал на пит-стоп за порцией эффективного средства от проскальзывания сцепления – струи из огнетушителя Pyrene. Эта остановка стоила ему семи позиций и круга отставания; B.R.M. вернулся на трассу на 10-й позиции, боролся что было сил на протяжении 9-ти кругов и сошел вне трассы. Это был печальный конец, как и для Сертиза, невероятной гонки. Кларк теперь лидировал, сначала с шедшим по его пятам Герни, но прекрасная гонка Герни на Brabham-Climax тоже была обречена. По завершении 63-го круга, будучи на второй позиции, его зазвали в боксы по причине обеднения топлива – подобная проблема преследовала болид в Нюрбургринге; пит-стоп отбросил его назад на 10-ю позицию, теперь он отставал от Lotus Кларка на 80 секунд. В конце следующего круга он заехал в боксы повторно и сошел.

Теперь Кларк уверенно лидировал, ровно на круг опережая B.R.M. Ричи Гинтера, который "вернул себе круг" у Кларка в начале 60-х, пару раз атаковав его. Поскольку Кларк в это время проходил круг за 1’40-1’41, это и был его отрыв от B.R.M. Всего в 5-ти секундах позади B.R.M. на превосходной 3-й позиции шел Брабем, озабоченный количеством оставшегося на борту топлива; Айрленд на B.R.P.-B.R.M. шел 4-ым; Боннье и Макларен неумолимо боролись за 5-ю и 6-ю позиции; Спенс и Маггз занимались тем же за 7-ю и 8-ю; в оставшейся части пелотона порядок оставался неизменным. Любопытно было наблюдать, как болиды, разделенные (кроме лидировавшего с огромным отрывом Кларка) относительно небольшими интервалами, занимая только около трети круга.

Связка Боннье-Макларен завершила 76-ой круг, когда Боннье отправился на дозаправку, а заводской Cooper отправился дальше по трассе в одиночестве. Боннье вернулся в гонку, но вскоре на кочковатых поворотах стало падать давление масла; и практически ничего не теряя, Боннье, медленно, но упрямо шел на 7-ой позиции, только лишь перед финишем его опередил Тринтиньян (вернул себе круг отставания – А.К.).

После 80-и кругов (шести до конца) Брабем таки остановился на дозаправку, после того как автомобиль несколько раз "кашлял" и снижал скорость. Он откатился назад на 5-ю позицию, и по завершении 86-го и последнего круга порядок следования был следующим: Кларк, Гинтер, Айрленд, Макларен, Брабем, Маггз, Тринтиньян, Боннье, Холл, Хейлвуд, Хилл, Андерсон и Багетти. Спенс выбыл из гонки по окончании 73-го круга, остановившись за пределами трассы. Он решил воспользоваться "воздушным мешком" Айрленда, чтобы обойти Маггза, с которым очень долго сражался, но двигатель начало клинить так, что и он остановился.

Спустя круг Джим Кларк взял финишный флаг и уверенный титул Чемпиона мира – в сопровождении Ричи Гинтера на 2-м месте, отставшего почти на круг (он вернул себе круг отставания от Кларка за 8 кругов до финиша). А вместо Айрленда на 3-ем месте пришел Макларен. Мы быстро проверили наши протоколы, и с удивлением обнаружили, что упустили его из виду. На "следующем круге" засечки уже не производились, и все остальные финишировавшие отправились в боксы, но без Айрленда. На самом деле, протокол не обманывал; на последнем круге у B.R.M. сломалась коробка передач – последний поворот судьбы изумительной гонки.

И, в заключение, в момент триумфа Джима Кларка, когда он стоял в боксах Dunlop, принимая поздравления с двойной победой, мгновенно примчавшаяся полиция Монцы воспользовалась именно этим моментом, чтобы препроводить его "для допроса" насчет аварии, произошедшей в гонке двухлетней давности.

Результаты

(86 кругов 3,57-мильной трассы: 307,28 миль)

1 Lotus-Climax (Дж. Кларк) 2 ч. 24 мин. 19,6 сек., 127,74 миль/ч
2 B.R.M. (Р. Гинтер) 2 ч. 25 мин. 54,6 сек.
3 Cooper-Climax (Б. Макларен) 85 кругов, 2 ч. 25 мин. 10,3 сек.
4 B.R.P.-B.R.M. (И. Айрденд) 84 круга;
5 Brabham-Climax (Дж. Брабем) 84 круга;
6 Cooper-Climax (Т. Маггз) 84 круга;
7 Cooper-Climax (Й. Боннье) 84 круга;
8 Lotus-B.R.M. (Дж. Холл) 84 круга;
9 B.R.M. (М. Тринтиньян) 83 круга;
10 Lola-Climax (М. Хейлвуд) 82 круга;
11 A.T.S. (Ф. Хилл) 79 кругов;
12 Lola-Climax (Р. Андерсон) 79 кругов;
13 Lotus-Climax (М. Спенс) 73 круга;
14 Brabham-Climax (Д. Герни) 64 круга;
15 A.T.S. (Д. Багетти) 63 круга;
16 B.R.M. (Г. Хилл) 59 кругов;

Быстрейший круг (новый рекорд): Кларк (Lotus-Climax), 60-й круг, 1 мин. 38,9 сек., 130,06 миль/ч.

Деловой раздел


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1


САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.


ФОРМУЛА-1 С УЛЫБКОЙ :-)


http://www.raiden.net.ru - сайт посвящен юмору в "Формуле-1". Здесь вы найдете множество анекдотов, забавных рисунков, прикольных фотографий и другого рода интересный и забавный материал о "Формуле-1".


ПОКЛОННИКИ Ф1, НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ В ПЕРЕВОДЕ!


Имеются следующие книги по "Формуле-1" на английском языке:

  • Piero Casucci, Enzo Ferrari. "50 years of Motoring". 1980 год.
  • Timothy Collings. "The new Villeneuve. The life of Jacques Villeneuve." 1997 год.
  • Gerald Donaldson. "Gilles Villeneuve. The Life of the Legendary Racing Driver".
  • David Tremayne. "Jordan. Formula 1 Racing team". 1998 год.
  • Bruce Grant-Braham. "Lotus. A Formula One Team History". 1994 год.
  • Tremayne David. "Rubens Barrichello. In the spirit and the shadow of Schumacher". 2005 год.
  • Roebuck Nigel. "Chasing the title. Memorable moments from fifty years of Formula-1". 1999 год.
  • Bruce Grant-Braham. "Lotus. A Formula One Team History". 1994 год.

Кто может и хочет помочь с их переводом на русский язык,
пишите на rainman@nm.ru или на f1-momk@rambler.ru.


САЙТ ХЕЙККИ КОВАЛАЙНЕНА


Великолепный мультиязычный проект, посвященный финскому пилоту "МакЛарен Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий, викторина, возможность задать свой вопрос непосредственно Хейкки!


Пишу я вирши на заказ,
Для услажденья душ и глаз...

Выходные данные

Редакция

Редакционная политика

  • Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.
  • Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.
  • Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие изменения использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.
  • Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве и рассмотрит все предложения.
  • При использовании материалов проекта активная ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

  • Полный тираж издания: 49859 экз.
  • При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).
Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru

 

© Ф1-МОМК
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное