Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #330 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах о Формуле-1
Выпуск #330 от 6 ноября 2008 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-momk.net.ru \ blynsky.narod.ru \ freewebtown.com/f1momk

Сегодня в номере:

Неделя
Ф1-Калейдоскоп - Суперфинал
FormulaMag.com представляет
Обзор-2008 - Гран-при Бразилии: Время шторма или Делай что должно – и будь, что будет

Книги
Жоанна Вильнев, Мирей Кермуайан. Жиль Вильнев, #2
Эрик Димок. Джим Кларк. Легенда гонок. #12
Право голоса
Вопрос номера
Результаты предыдущего опроса
Трибуна

Детали
Деловой раздел
Выходные данные

Вопрос номера



Алонсо и Пике-младший остаются в "Рено". Что это?



Проголосовать на сайте www.F1-MOMK.Net.Ru

Мнение одного из редакторов Ф1-МОМК

Floters.

Продление контрактов с Алонсо и Пике – это верный шаг для всей команды, но, конечно, при определенных условиях.

Для Алонсо этот шаг выгоден, безусловно. В "Феррари" места заняты, в "Макларен" путь испанцу закрыт, а "БМВ" в последнее время если и лучше "Рено", то весьма незначительно. К тому же, команда из Энстоуна прогрессирует – менять своего жеребца на темную лошадку Фернандо не стал. И это правильно.

С Нельсоном Пике ситуация сложнее. Но, для начала, стоит отметить, что бразильцу продление контракта выгодно, ведь иначе он мог остаться без команды в 2009-м. Другое дело, зачем команде Пике? Тут нужно посмотреть на список потенциальных кандидатов. При подробном анализе выясняется, что ни один из них не является потенциальным мегагонщиком, скорее, просто хорошие ребята, вроде самого Пике. И приход Лукаса ди Грасси или Ромена Грожана вовсе не означает моментальное приспособление к новой машине и блестящие результаты в будущем сезоне. Из звездных же гонщиков никто в "Рено", вроде бы, не собирался, да и Бриаторе такие не нужны – есть Алонсо. Зачем два медведя в одной берлоге? Так что у Пике есть шанс поправить свои дела.

Лошадей на переправе не меняют (а нынешнее межсезонье так и хочется назвать переправой), а значит, стратегически решение "Рено" сохранить своих пилотов выглядит верным.

А что думаете вы?




  • Из интернет-браузера голосовать можно сразу, в почтовом клиенте надо предварительно сохранить html-файл рассылки и открыть его браузером.

  • Для голосования выйдите в режим on-line и нажмите на ссылку. Откроется форма с вариантами ответов.

  • Можно отдать свой голос и по E-Mail. Ждем писем!

Результаты предыдущего опроса

К чему приведет введение стандартизированного мотора в Ф1?
- Чемпионат выживет, но потеряет привлекательность; 38 [45.2%]
- Автопроизводители создадут альтернативную серию; 36 [42.9%]
- Имею особое мнение. 6 [7.1%]
- Никаких принципиальных изменений не произойдет; 3 [3.6%]
- Автосерия сократит свои расходы и будет процветать; 1 [1.2%]

Особые мнения

Бобрик Александр

Ни к чему хорошему это не приведет, я думаю. И вообще, к сожалению, Формула в последние лет эдак пять-шесть стала мне больше напоминать... цирк. :( Когда-то Ален Прост (по-моему) сказал такую фразу: "Пройдет еще совсем немного времени, и гонщик превратится в прокладку между сиденьем и рулем..." Он прав, я думаю... :(


Tolik.

К маразму!


Володя Якунин.

Это будет уже не Ф-1. В ней сражаются именно производители. Чемпионат просто развалится.


Валерий Дрогозюк.

Вот уже 16 лет я внимательно слежу за "Формулой - 1". В каждом начавшемся году я с нетерпением жду конца марта месяца как ребенок, который ждет Дня рождения или наступления праздника Нового года.

Если такое, с позволения сказать, новшество будет иметь место (я уверен, на этом не остановятся), то лично мне придется отказать себе в удовольствии смотреть "Ф. -1", поскольку оно (удовольствие) перестанет быть таковым. Меня всегда, в первую очередь, интересовал кубок конструкторов (новые технические решения, улучшения показателей...) и уже потом - личный зачет пилотов.

Руководство FIA, либо обнаглело, преследуя какие-то свои цели, либо окончательно впало в маразм. "Ф.- 1" всегда была элитным видом спорта, и я не вижу смысла делать этот вид все более "демократичным" год от года, тем самым, нивелируя его к уровню уже существующих более "низких" формул (смысл теряется).

А что касается того, к чему это может привести, то я думаю, что к расколу и образованию другой "Формулы", но уже без FIA (во всяком случае, мне бы так хотелось).


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Ждем писем!

Ф1-Калейдоскоп - Суперфинал

Дмитрий Федотов (Floters)
5 ноября 2008 г.

Льюис – чемпион мира! Тем, у кого до сих пор язык не поворачивается сказать такую фразу (знаю, таких очень много), рекомендую встать перед зеркалом и тренироваться до тех пор, пока не получится: "Хэмилтон – чемпион!". О том, насколько он лучше или хуже других – это уже дело десятое, но то, что в этом году гонщик "Макларена" в одночку сражался с пилотами "Феррари" на равных и в итоге сдюжил – это говорит о том, что титул не случайно в руках у британца!


При этом я хочу отметить, что Фелипе Масса провел прекрасный сезон. Скажу больше – лично меня Масса в этом году приятно удивил. Несмотря на не самый блистательный старт в начале чемпионата (слабые выступления в первых гонках), и, особенно, собственную глупую ошибку в Малайзии, он смог собраться и потихоньку по-настоящему включиться в борьбу за победу в чемпионате. Помимо "своих" трасс (таких как Бахрейн, Турция, Бразилия), где Фелипе традиционно "рвет" соперников, гонщик "Феррари", наконец-то, сумел научиться выступать стабильно и на других этапах. Парень совладал с нервами! Выступать под прессингом и не ошибаться в наиболее важные моменты умеют немногие. Если Масса действительно научился работать в трудных психологических условиях, значит, он еще поборется за титул. К теме прессинга мы еще вернемся, но сначала я хотел остановиться на тех моментах, из-за которых Масса и "Феррари" упустили титул в личном зачете. Именно упустили. Потому что "по чистой скорости машины "Феррари" были быстрее "Макларенов".


Ошибки Массы, конечно, имели место быть (как я и говорил, скажем, про гонку в Малайзии), но не им следует отвести главную роль в итоговом поражении. Вообще, на мой взгляд, даже чемпионам позволительно списать одну-две ошибки за сезон. У Массы таких чисто своих ошибок набралось минимум. А вот команда подвела. Тут сказались и фундаментальные просчеты (такие как неспособность заставить работать покрышки в дождевых условиях), что приводило к печальным итогам в Великобритании или Бельгии, и просто слабые стратегические решения (в нескольких гонках, где быстро менялись условия Скудерия, ранее прекрасно действуя в ситуациях на опережение, ныне входила в ступор). Особо нужно отметить провал в Сингапуре – вот где "Феррари" по-настоящему проиграла борьбу за титул, а не между поворотами "Мергульо" и "Жункао" Интерлагоса. Вместо того, чтобы сделать дубль, красные заработали баранку! Ужасный результат.

Вот и получается, что проиграл борьбу за титул не Масса, а вся команда (и это несмотря на победу в Кубке конструкторов).

В "Макларене", напротив, все было наоборот: Льюис хоть и частенько ошибался, но это происходило в те моменты, когда "Феррари" проваливалась. Бывало, что британец ехал просто великолепно, и его команда делала все, что было в ее силах, чтобы помочь своему пилоту. И делала свою работу, надо сказать, зачастую, на отлично! А там, где команда ошибалась, дело делал Льюис (помните гонку в Хоккенхайме?). Да, пару раз "серебристым" откровенно повезло, как, например, в Монако, где из-за ошибки пилота пришлось совершать ранний заезд на пит-лейн! Но кто же знал, что команда из этого получит выгоду?!

В финальной гонке в "Макларене" все сделали не так. Стратегия на гонку должна была исходить из умения Льюиса пилотировать болид, но почему-то был выбран донельзя консервативный вариант, хотя было понятно, что в таком случае остро атакующий гонщик будет испытывать проблемы. Хотя бы потому, что быстро ехать он не сможет, что автоматически превращает гонку в болтание в середине "очковой восьмерки". И прибавьте к этому еще и чудовищный прессинг! Во-первых, Льюис очень молод, а значит, психологически менее стабилен, а, во-вторых, дело происходило в Бразилии, где многие были настроены против британца.

На финише эмоции зашкаливали за все существующие пределы. Где это видано, чтобы были такие переживания по поводу того, доедет ли гонщик пятым или шестым? И, удивительное дело, даже многие равнодушные к происходящему финалу болельщики других пилотов, не удержались и "болели" за кого-то из этой парочки. А после поворота "Мергульо" весь мир и вовсе замер. То, что мир еще живет выдавали лишь бешено колотящиеся сердца... болельщиков и гонщиков. И лишь в стане "Феррари" не заметили этого ужаснейшего для них момента, уже считая Хэмилтона проигравшим...

Честное слово, я прослезился, наблюдая одновременную радость в боксах "Скудерии" и "Макларена". Этот маленький миг, когда Фелипе уже почти стал чемпионом и вознес Массу-папу и всех-всех-всех в команде на самую вершину счастья, а затем стремительно скинул всех их вниз – это душераздирающая драма. Таких финалов в Формуле-1 не было, и, возможно, больше никогда не будет. Запомните эти моменты, друзья, пусть вы и болели за разных гонщиков! Через двадцать лет вы скажете своим детям: "мы это видели!". И они вам по-доброму позавидуют!

Это был Великий финал чемпионата. И выиграли от этого и мы с вами! Смотрите Формулу-1... в будущем году!


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Ждем писем!

FormulaMag.com представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
5 ноября 2008 г. - Эклстоун подогревает интерес к Глоку
5 ноября 2008 г. - Хауг пригрозил отшлепать Феттеля
5 ноября 2008 г. - Гран-при Бразилии смотрело рекордное за 12 лет количество британцев
5 ноября 2008 г. - Тимо: "Я даже не заметил, что Льюис был за мной"
5 ноября 2008 г. - Берни расстраивает, что Гамильтона называют "наглым ублюдком"
4 ноября 2008 г. - Феттель удивлен своими выступлениями
4 ноября 2008 г. - Ирвайн подвел итоги сезона
4 ноября 2008 г. - Хилл считает Гамильтона лучшим в пелетоне
4 ноября 2008 г. - Гамильтон хочет выиграть три титула и машину за $8 млн.
4 ноября 2008 г. - Хайдфельд побил один из рекордов Шумахера
4 ноября 2008 г. - Президент Ferrari обратился с посланием к Гамильтону, Райкконену и Массе
4 ноября 2008 г. - "Сколько, Toyota, cколько?"
4 ноября 2008 г. - Борьба Гамильтона с Феттелем и Глоком: был ли трезвый расчет или Льюису повезло?
4 ноября 2008 г. - Льюис стремится к постоянству в следующем году
4 ноября 2008 г. - Деннис: Льюис будет и дальше завоевывать титулы
4 ноября 2008 г. - У FIA нет оснований расследовать поведение Глока – официально
4 ноября 2008 г. - Папа Гамильтон тяжело переживал критику действий сына
3 ноября 2008 г. - Доменикали верит в Райкконена
3 ноября 2008 г. - Сенна проведет тесты в Honda
3 ноября 2008 г. - Гамильтон поблагодарил Глока
3 ноября 2008 г. - Леб примет участие в тестах Red Bull
3 ноября 2008 г. - Ковалайнен: В следующем году я хочу стать чемпионом
3 ноября 2008 г. - Глок доволен сезоном
3 ноября 2008 г. - Вурц продолжит работать тест-пилотом Honda
3 ноября 2008 г. - Шектер: Титул достался правильному гонщику
3 ноября 2008 г. - Михаэль: Масса дал ответ всем критикам
3 ноября 2008 г. - ACHTUNG, GLOCK!
3 ноября 2008 г. - AS задается вопросом: пропустил ли Глок Гамильтона намеренно?
3 ноября 2008 г. - "Вы что, шутите?"
3 ноября 2008 г. - Британец заработал $205 тыс. после ставки на Льюиса
3 ноября 2008 г. - На связи Гренада: Дедушка Льюиса горд внуком
3 ноября 2008 г. - Величайший риск в истории McLaren
3 ноября 2008 г. - Don't cha wish your girlfriend was hot like me?
3 ноября 2008 г. - ГАМИЛЬТОН – ЧЕМПИОН, FERRARI – ЛУЧШАЯ КОМАНДА, СЕЗОН – ЗАКОНЧЕН, ВСЕМ – СПАСИБО!
3 ноября 2008 г. - "Я не собирался помогать ни Фелипе, ни Льюису"
3 ноября 2008 г. - Восемь из десяти: Ferrari рада прекрасному достижению
3 ноября 2008 г. - Мосс хвалит нового британского чемпиона
3 ноября 2008 г. - Renault объявит пилотов в среду – официально
3 ноября 2008 г. - Кубица недоволен потерей третьей позиции
3 ноября 2008 г. - Вместо решающего Гран-при Бразилии Шумахер отправился на гонку супербайков
2 ноября 2008 г. - Уотсон просит Гамильтона поберечь зрителей в следующий раз
2 ноября 2008 г. - Команда посоветовала Льюису не бороться с Феттелем, ждать обгона Глока
2 ноября 2008 г. - Папа: "Мы – на вершине мира"
2 ноября 2008 г. - Лауда: "Гонка Гамильтона была идеальной"
2 ноября 2008 г. - Алонсо невероятно рад подиуму
2 ноября 2008 г. - Премьер-министр Британии: "Страна восхищена талантом Гамильтона"
2 ноября 2008 г. - ФЕТТЕЛЬ НЕ ЗНАЛ, ЧТО ВЛИЯЕТ НА ЧЕМПИОНАТ
2 ноября 2008 г. - "Я могу только благодарить Бога"
2 ноября 2008 г. - Деннис удивлен, что Глок остался на трассе
2 ноября 2008 г. - Хилл в экстазе от победы Гамильтона
2 ноября 2008 г. - Глок: "Боролся изо всех сил"
2 ноября 2008 г. - Брат Гамильтона: "Мы будем веселиться до конца жизни"
2 ноября 2008 г. - Райкконен рад за команду
2 ноября 2008 г. - Джордан критикует Денниса: слишком мало агрессии в гонке
2 ноября 2008 г. - Гамильтон не может описать словами свое состояние
2 ноября 2008 г. - Рон: Гамильтон заслужил чемпионский титул
2 ноября 2008 г. - Роб Смедли: "Это – жизнь"
2 ноября 2008 г. - Масса гордится Ferrari и старается не показывать разочарование
2 ноября 2008 г. - Култхард закончил карьеру аварией
2 ноября 2008 г. - Тимо Глок "подарил" титул Льюису Гамильтону
2 ноября 2008 г. - Насилие на улицах: командам посоветовали не носить форму в Сан-Паулу
2 ноября 2008 г. - Создатель расистского сайта – рекламное агентство, которое работает с Apple, Adidas, McDonald's, Michelin и Sony
2 ноября 2008 г. - Пресса и фотографы финансируют первый тест Бруно Сенны?
2 ноября 2008 г. - Култхард потребовал установить на шлем камеру, чтобы показать запись своему будущему сыну
2 ноября 2008 г. - Эклстоун продлил контракт с Интерлагосом
2 ноября 2008 г. - Браун критикует стратегию Гамильтона
2 ноября 2008 г. - Феттель не боится вступать в борьбу с Гамильтоном
2 ноября 2008 г. - Чемпион 2008: Мнение читателей
2 ноября 2008 г. - Лауда не разделяет мнение Пике-старшего
2 ноября 2008 г. - Toyota и BMW-Sauber объявили даты презентаций новых машин
2 ноября 2008 г. - В Формуле-1 у Альберса закончились деньги
2 ноября 2008 г. - Гамильтон будет великим чемпионом - политик
2 ноября 2008 г. - Пике сомневается, что Гамильтон уедет дальше первого поворота
2 ноября 2008 г. - Моральное напряжение в паддоке нарастает
2 ноября 2008 г. - Леб поставил новый рекорд в WRC
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Обзор-2008 - Гран-при Бразилии: Время шторма или Делай что должно – и будь, что будет


Восемнадцатый – и последний этап чемпионата мира Ф-1 2008 года прошел в первые выходные ноября в Сан-Паулу на трассе "Интерлагос". Удивительная трасса – отличное место для финала сезона, - пилотажная, но старенькая, с устаревшей инфраструктурой, тесноватым паддоком, старомодными трибунами; не слишком длинное кольцо, но при этом очень насыщенное, не создающее впечатление короткой трассы; совершенно фантастическая публика и совершенно непредсказуемая погода. Это Бразилия, это "Интерлагос"!

Удивительная страна! Далеко не первая в плане развития экономики, уровня жизни, развития автомобилестроения, но очень спортивная, с совершенно фантастическим отношением к спорту. Несмотря на то, что собственного автомобилестроения в Бразилии практически нет (только автосборочные заводы), эта страна неоспоримо считается одной из главных автоспортивных держав мира! В автоспорте Бразилии (как, впрочем, и в футболе) великие чемпионы и их фантастически преданные болельщики объединены в одно целое. Что касается именно этих поклонников автоспорта, то в их среде едины в своей страсти как богатейшие люди страны, так и беднота, представители низов. Для многочисленного бедного населения Бразилии успехи страны в автоспорте и в футболе – та немногая радость, тот лучик света... Это потрясающе, как идеи спорта объединяют население Бразилии!

Сан-Паулу в этом отношении – мегаполис, наилучшим образом отражающий характер Бразилии, и к трассе "Интерлагос" вышесказанное также относится в полной мере. Невозможно найти лучшее место для проведения Гран При Бразилии!

Как только "Интерлагос" получил место в конце календаря – практически сразу эта трасса стала определять имена чемпионов. Видимо этому способствует харизма старого автодрома Сан-Паулу. Фернандо Алонсо в 2005 и 2006 годах, Кими Райкконен в 2007-м... Три года подряд "Интерлагос" называл имя чемпиона мира! Такими темпами автодром имени Карлоша Жозе Пасе скоро сравняется с легендарной в этом отношении "Сузукой". В этот уик-энд "Интерлагос" должен был назвать имя 30-го чемпиона мира Формулы-1. И им должен был стать либо Льюис Хэмилтон, либо Фелипе Масса.

Уникальный момент для "Интерлагоса" - впервые на арене Гран При Бразилии чемпионом мира мог стать местный пилот, бразилец, да к тому же и уроженец Сан-Паулу! В те времена, когда чемпионаты выигрывали Эмерсон Фиттипальди, Нельсон Пике, Айртон Сенна, Гран При Бразилии неизменно находился в начале сезона, и определить чемпиона мира никак не мог. Затем же бразильцам стало не до жиру – не до чемпионских титулов. Рубенс Баррикелло всегда мечтал о победе в Гран При Бразилии, но судьба так и не дала ему шанса победить. Затем на арену вышел Фелипе Масса, - и юный бразилец неожиданно оказался очень успешным на "Интерлагосе". В этом же году бразильскую торсиду, как всегда поражающую своим энтузиазмом, ждал и вовсе потрясающий вызов – поддерживать своего пилота, который мог стать чемпионом.

В преддверии Гран При Бразилии только и разговоров было, что кто и какие шансы имеет на победу в чемпионате. Льюис Хэмилтон и Фелипе Масса. 7 очков преимущества Льюиса были конечно серьезным гандикапом, но все прекрасно помнили о том, что случилось с британцем здесь год назад. Масса же обожает "Интерлагос", и всегда здесь феноменально быстр. Эксперты, пресса и болельщики в Интернете наперебой высказывали свои мнения, соревнуясь в нагнетании прессинга. Кое-кто пытался задеть психику Льюиса – чего стоит испанский сайт с расистскими высказываниями, или те бразильские "шутники", бросившие Хэмилтону на пресс-конференции игрушечную черную кошку. В отношении Массы все было намного благожелательнее, но Фелипе должен был столкнуться с необычайным прессингом домашних трибун, возбужденных возможным чемпионством. На этом фоне особенно приятным выглядело настроение обоих претендентов, относившихся друг к другу благожелательно и с уважением. Ничто не напоминало бурные события прежних лет, когда порой мы становились свидетелями психологических войн между пилотами, оспаривавшими чемпионский титул. Масса говорил, что ему нужно выигрывать гонку, не оглядываясь на соперников, Хэмилтон также утверждал, что он готовится к гоночному уик-энду как всегда, что ему нужно проехать в свою силу, просто показать нужный результат. Все правильно, делай что должно – и будь что будет. Особенно это касалось Фелипе Массы.

Еще одним важнейшим вызовом бразильской гонки называли погоду. Напомню, после умопомрачительной Монцы метеорологи говорили, что вся финальная серия из четырех выездных гонок может пройти при вмешательстве стихии, что вероятность вмешательства дождя очень велика. Но ни в Сингапуре, ни в Фудзи, ни в Шанхае во время решающих заездов дождь так и не пошел. Теперь оставалась только Бразилия, - и весьма вероятные осадки в каждый из трех дней уик-энда. Дождь вполне мог спутать шансы и на победу в гонке, и на выигрыш чемпионского звания.

И дождик припугнул участников чемпионата мира во время тренировок в пятницу, но не сильно, а уже в субботу погода была прекрасна.

По ходу свободных заездов и "Феррари", и "МакЛарен" выступали вполне уверенно, так что определить главного фаворита было довольно сложно. При этом лучшие времена и в пятницу, и в субботу показывал Фернандо Алонсо, дважды выигрывавший на "Интерлагосе" титул чемпиона мира, а теперь заявивший, что при возможности поможет Массе.

Но главными заездами в преддверии гонки была, естественно, квалификация, и на ней мы и остановимся.

Размен лучшими результатами между "Феррари" и "МакЛареном" в первых двух квалификационных сессиях, на машинах с пустыми баками. Фелипе Масса был быстрейшим в первой части квалификации, а Хейкки Ковалайнен – во второй. При этом вторая квалификационная сессия оставила за бортом таких серьезных претендентов на Top-10, как раскатившийся под конец сезона Нельсиньо Пике (11-й), мастер квалификаций Марк Уэббер (12-й) и еще недавно претендент на чемпионское звание Роберт Кубица (13-й). Завершили свои квалификационные выступления по итогам второй сессии и два ветерана. И если Рубенс Баррикелло, показавший на любимом "Интерлагосе" 15-е время, надеется на контракт боевого пилота в 2009-м, то для Дэвида Култхарда, установившего 14-й результат, это был официально заключительный Гран При в карьере пилота Формулы-1. ДиСи объявил о завершении карьеры еще на домашнем Сильверстоуне, а теперь прощался со "сценой", с ролью пилота, выступая на "Ред Булле" в уникальной раскраске – в белых цветах благотворительного фонда Wing for life.

В решающей же квалификационной сессии неподражаемо выступил Фелипе Масса. Его заключительная попытка была лучше времени ближайшего преследователя на 0,4 секунды. Поул-позишн, вырванный с уверенным преимуществом – это Масса на "Интерлагосе"! Время Льюиса Хэмилтона оказалось далековато от результата Массы. Время британца тут же превзошел Кими Райкконен, того в свою очередь опередил Ярно Трулли – чуть ли не главная сенсация квалификации. Ярно, еще в четверг валявшийся с температурой, пришел в себя, и показал удивительный второй результат! Райкконен в итоге был третьим, Хэмилтон – четвертым. Далее расположились Хейкки Ковалайнен с пятым временем, и Фернандо Алонсо с шестым. Две "Торо Россо" привычно вошли в Top-10, где Феттель показал седьмой результат, а Бурдэ – девятый. Ряды "скудерии" из Фаэнцы разбил Ник Хайдфельд, а замкнул десятку второй представитель "Тойоты" Тимо Глок.

Но все это было лишь прелюдией, а главные события должны были произойти в воскресенье. Хотя квалификация и дала обильную пищу для размышлений. Кто-то поговаривал, что Фелипе Масса намеренно проехал с меньшим количеством топлива, чтобы гарантировать себе поул, и что в гонке он пойдет на экстремальную тактику с коротким первым отрезком на легкой машине. Представители "Феррари" напротив утверждали, что в баках Массы столько же топлива, сколько и у соперников, и что его преимущество – это просто показатель скорости Фелипе на его домашней трассе. Со стороны "МакЛарена" прозвучало, что Льюис Хэмилтон находится на консервативной тактике с большим количеством топлива, которая необходима чтобы подстраховаться на случай переменной погоды и возможного появления на трассе пейс-кара. Как бы то ни было, но первая задача "Скудерии Феррари" была выполнена – Фелипе и Кими вместе с неожиданной помощью Трулли отсекли Льюиса от первых рядов. Теперь Хэмилтону предстояло стартовать в плотной группе пелетона, а первый поворот в Сан-Паулу, как известно, довольно коварный.

Но то была, повторюсь, лишь прелюдия. Главное – это гонка за Гран При Бразилии, и ее сценарий было трудно предсказать. Во всяком случае, с самого начала нас ждали сюрпризы, и их в итоге набралось немало.

Начнем с того, что после солнечной субботы прогноз на воскресенье обещал немало напряженных минут. Вероятность дождя перед стартом гонки была достаточно высокой – около 40%, а по ходу гонки – и того выше. Перед стартом, пока пилоты и их команды привычно готовились к старту, а Берни Экклстоун и другие официальные и светские лица прогуливались по стартовой решетке, над "Интерлагосом" нависали неприятные тучи. Внезапно, когда до старта прогревочного круга оставалось совсем немного, небеса разверзлись, и на трассу обрушился проливной тропический ливень. Белая сорочка Берни мгновенно промокла, и хозяин Формулы-1 помчался в поисках ближайшего зонта. Мокнувшим же членам команд было не до этого – они готовили болиды к старту. Над пилотами, как всегда, держали зонтики, но им от того было не легче – нервы и так были на пределе, а теперь еще и этот спутавший все расклады дождь. Льюис Хэмилтон при этом показывал большой палец в камеру, мол, "все Ok!", но ситуация была очень напряженной, особенно для двоих претендентов на титул.

Дирекция гонки объявила о том, что старт прогревочного круга откладывается на 10 минут. Механики тем временем приступили к замене шин на промежуточную спецификацию. По стартовой решетке между болидами, воя сиреной, проехал пейс-кар. Кто знает, может старт пришлось бы давать за машиной безопасности, и Бернд Майландер отправился рассекать реки "Интерлагоса" на своем серебристом "Мерседесе". Впрочем, наблюдая за движением пейс-кара по трассе, нельзя было сказать, что дождь особенно страшный, хотя в некоторых местах, особенно на выходе из "эски" Сенны и повороте Curve do Sol было залито довольно сильно. Наконец, 10 минут истекли, и пелетон отправился на прогревочный круг, поднимая шлейфы брызг.

Затем все заняли места на стартовой решетке, светофоры зажглись один за другим, напряжение повисло в воздухе... Светофоры погасли, старт! Старт решающей гонки года.

Фелипе Масса стартовал уверенно, да и в данных условиях его позиция была особенно выгодной, и первым вошел в первый поворот. Уверенно стартовал и Трулли, сохранивший вторую позицию, также как и Райкконен, оставшийся третьим. Главная задача для Льюиса, впрочем, была не опередить кого-то из впереди стартовавших, но сохранить свою позицию, и свою машину. Нельзя сказать, что на первых метрах гонки Хэмилтону пришлось просто. Да, он сохранил свою позицию, и нырнул в "эску" Сенны четвертым, но на первых метрах бок о бок с ним шел второй "МакЛарен", Хейкки Ковалайнен. На позиции Хэмилтона посягали и уверенно стартовавшие сзади Алонсо и Феттель, и вот здесь Ковалайнен блестяще сыграл свою командную роль, на первых метрах он отсек преследователей Льюиса. Вскоре, однако, Хейкки обошли более удачливые преследователи, но главное финн сделал – Хэмилтон был в безопасности на своем четвертом месте.

А в первом повороте было весьма напряженно. Скользили все, но завал случился в самом хвосте. Один из двух "Уильямсов", проваливших квалификацию, Нико Росберг слегка подтолкнул Дэвида Култхарда, и на мокрой трассе белый "Ред Булл" шотландца мгновенно развернуло, а там и Казуки Накаджима не смог увернуться от столкновения. И если оба пилота "Уильямса" легко отделались, и продолжили гонку, то для Дэвида на этом все было окончено. Култхард покинул болид и приветствовал публику... Печально, что его финальный Гран При закончился так быстро...

Култхард оказался не единственным, кто сошел сразу после старта – на обочине остановилась и "Рено" Нельсиньо Пике с оторванным задним антикрылом. К сожалению, камеры не выхватили момент инцидента, в котором пострадал младший Пике. На трассе же тем временем появился пейс-кар – предстартовая тренировка Бернда Майландера на мокрой трассе прошла не зря.

Серебристый "Мерседес" поводил за собой пелетон в течение нескольких кругов, когда было особенно много брызг, а маршалы бразильской трассы разбирали последствия завала в первом повороте. Вскоре пейс-кар погасил огни и удалился на пит-лейн, - борьба вновь началась всерьез.

Лидеры гонки на рестарте все сохранили свои позиции: Масса – Трулли – Райкконен – Хэмилтон. Зато позади велась нешуточная борьба Фернандо Алонсо и Хейкки Ковалайнена: "МакЛарен" и "Рено" несколько поворотов подряд шли бок о бок, по мокрой трассе, вздымая шлейфы брызг, но все же Алонсо удержался впереди.

Постепенно гонка стала приобретать свои черты. Фелипе Масса шел в прекрасном темпе и отрывался от преследователей. Райкконен преследовал Трулли, но преимущества Кими в скорости не хватало, чтобы подготовить серьезную атаку в первом повороте, или потом, в конце длинной обратной прямой. Хэмилтон шел себе спокойно на четвертом месте, которое гарантировало ему титул. Трасса тем временем стала подсыхать. Тропический ливень, перепугавший всех, закончился быстро, мокрая трасса постепенно стала высыхать под колесами болидов. Примерно к 11 кругу гонки весь пелетон побывал на пит-лейне, переобув промежуточную резину на псевдослик. Кстати, дождь разрешил одну из проблем, мучивших стратегов команд. Спецификация Soft гранулировалась на "Интерлагосе" по ходу тренировок очень быстро, и все ломали голову, как проходить на этой резине полагавшийся отрезок гонки. Но как только была одета дождевая резина, необходимость использования обоих вариантов сухой резины отпала, и все спокойненько ставили себе Medium, прекрасно подходивший для абразивного асфальта "Интерлагоса".

На первых кругах на сухой резине все сильно скользили, особенно в "эске" Сенны и "Солнечном" повороте. Однако момент перехода на псевдослик во многом оказался решающим – здесь и разница в один круг решала многое. Так, Масса остановился раньше, и увеличил свое преимущество, также, как и Ковалайнен, который подтянулся вперед. Одним из первых переобулся Себастьян Феттель, и это позволило юному немцу выйти на вторую позицию в гонке, уступая только лидеру – Массе. А Хэмилтон, вновь перестраховываясь, остановился в боксах на круг позже Ковалайнена, на одном круге с Трулли, и оба потеряли в позициях. Льюис выехал на трассу сразу позади Ярно, при этом обоих нагонял стремительный Тимо Глок. Вскоре, однако, Трулли самоустранился из борьбы – его сильно занесло на выходе из "эски" Сенны, в Curve do Sol он уже отлавливал "Тойоту" на бордюре, Ярно практически развернуло, и мимо пронеслись и Хэмилтон, и Глок.

Льюис Хэмилтон выходит на 6 место, но, учитывая что Масса уверенно лидирует, этого не хватает для чемпионства. Затем Льюис вплоть до 18 круга ведет борьбу с неуступчивым Джанкарло Физикеллой за пятую позицию. Нечасто в этом сезоне "Форс Индии" представлялся шанс набрать очки. Льюис конечно быстрее, но трасса вне траектории еще слишком мокрая, и британец не хочет излишне рисковать. Но время идет, отставание от лидеров увеличивается, и Хэмилтону приходится рисковать. Впрочем, трасса тоже постепенно подсыхает. Льюис уходит внутрь на входе в первый поворот, Физико жестко сопротивляется до последнего, но уступает.

Физикеллу практически сразу нагоняет группа преследователей, состоящая из Себастьяна Бурдэ и Ярно Трулли. Они ведут красивую борьбу, но Трулли не слишком по-джентльменски выносит в первом повороте Бурдэ на обочину, в жесткой борьбе бок о бок.

Льюис Хэмилтон тем временем догоняет лидеров. Еще более интересна ситуация впереди, где быстрый Себастьян Феттель не только не отстает, но и постепенно приближается к Фелипе Массе! Очередное очень уверенное выступление юного немца, который стал настоящим открытием сезона. Впрочем, скорость Феттеля объяснялась также и легкой машиной.

Именно Себастьян открывает волну вторых пит-стопов, или первых плановых, если можно так сказать, не считая переобувки с промежуточной резины на псевдослик в начале гонки. Впрочем, говорить так не совсем корректно, так как во время тех вынужденных остановок в боксах многие дозаправлялись. За 34 круга до финиша (из 71) в боксах останавливается лидер гонки Фелипе Масса. В лидеры гонки ненадолго выходит Алонсо, но в свою очередь останавливается двумя кругами спустя. На том же круге пит-стоп совершает Хэмилтон.

Немного дольше задерживается на трассе Кими Райкконен, но в свою очередь совершает плановый пит-стоп за 28 кругов до финиша. Гонка минует свою середину, и ситуация на трассе стабилизируется. Покрытие высохло уже достаточно, и все идут в своем темпе, со своей реальной скоростью. Великолепный Фелипе Масса лидирует, и именно он идет в лучшем темпе. Себастьян Феттель второй, Фернандо Алонсо третий, Кими Райкконен четвертый, Льюис Хэмилтон пятый. Все так, как и предполагало большинство. Масса на домашней трассе идет на победу, но Хэмилтон – на чемпионство. За 20 кругов до финиша Феттель совершает уже третий пит-стоп, со второго места откатываясь на пятое. В "Торо Россо" поставили на тактику с легким болидом и большим количеством быстрых отрезков гонки. Соответственно, Алонсо поднимается на второе место, Райкконен на третье, Хэмилтон на четвертое. Льюис идет с хорошим запасом прочности.

Но эта гонка просто не могла взять, и закончится так просто, так спокойно. Не позволял бразильский характер, не позволяла харизма "Интерлагоса"! Кругов за 15 до финиша в радиообмене между "Рено" и Фернандо Алонсо прозвучало – ожидается новый дождевой фронт через 10 минут. В этой гонке Алонсо поступали очень точные указания команды! Фернандо было велено направляться в боксы сразу же, как только на визор шлема упадут первые капли дождя...

За 8 кругов до финиша на трассу падают первые капли... К этому моменту складывается интересная ситуация в борьбе за четвертое место – Себастьян Феттель догоняет Льюиса Хэмилтона и пытается его атаковать! Визуально "Торо Россо" быстрее "МакЛарена" британца! Плюс на трассе начинается дождь, покрытие становится скользким... Какая же скользкая ситуация для Хэмилтона!

Дождь не сильный, и первые капли дождя еще не сильно намачивают горячий асфальт трассы. Поэтому, в отличие от того указания для Алонсо, гонщики не сразу направляются в боксы. Но дождь все усиливается, на стартовой прямой становится мокро, также как и в идущей вниз "эске" Сенны, и в Curve do Sol. Традиционно, это самые мокрые участки "Интерлагоса".

За 5 кругов до финиша – массовые пит-стопы, все бросаются менять псевдослик на промежуточную резину. В боксах Кими Райкконен, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель. Синхронные пит-стопы. Масса остается на трассе – бразильская удаль? – но кругом спустя он тоже в боксах. Не поздно ли? Не поздно. Фелипе возвращается на трассу по-прежнему лидером, лишний круг на сухой резине не стоил ему серьезной потери.

Масса – первый, Алонсо – второй, Райкконен – третий, но четвертый – Тимо Глок. Немец, которому все равно нечего терять, рискует, и остается на трассе на псевдослике. Хэмилтон пятый, и Феттель шестой.

И вот здесь начинается самое–самое! Феттель на промежуточной резине быстрее Хэмилтона! И теперь это борьба не за четвертую, а за пятую позицию! А значит, это уже не просто спортивный интерес, для Льюиса – это схватка за титул!

Льюис и Себастьян попадают в толпу круговых, которые беспорядочно едут по мокрой трассе. Феттель успевает наносить атаки, Хэмилтон – их отражать, и при этом им приходится лавировать между круговыми. Роберт Кубица, который на промежуточной резине вдруг поехал достаточно быстро, вмешивается в борьбу лидеров, и оттесняет в сторону обоих. Льюис теряет на этом, и его внезапно атакует Феттель по внутреннему радиусу. Льюису не удается ответить контратакой... Феттель – пятый, Хэмилтон – шестой.

Масса летит мимо ликующих трибун и уходит на последний круг. Лидер гонки, он идет на чемпионский титул. Когда Фелипе уже заканчивает первый сектор своего заключительного круга, через быстрые виражи "Интерлагоса", мимо въезда на пит-лейн и аркибанкады летят Феттель и Хэмилтон. Льюис тщетно пытается угнаться за Себастьяном, пытается подготовить хоть какую-то атаку. Время отсиживаться прошло – пришло время рисковать. Терять уже нечего. Но машину Льюиса водит по трассе, она бессовестно скользит. И Феттель быстрее. Впереди – в 10 секундах Тимо Глок на сухой резине...

Фелипе Масса завершает последний, 71 круг гонки. Он финиширует под взмах клетчатого флага, победно вскидывая в воздух кулак. В боксах "Феррари" - ликование, механики и многочисленное семейство Фелипе, собравшееся здесь, обнимаются друг с другом. В этот момент, на последнем круге, дождь усиливается. Пока Масса едет круг почета, приветствуя трибуны, на заключительный, третий сектор заключительного круга врываются Феттель и Хэмилтон. Впереди – потерявший темп Тимо Глок на сухой резине. В залитых дождем скоростных поворотах при выезде на финишную прямую его "Тойота" совершенно не держит трассу. Мимо пролетают Феттель и Хэмилтон... Себастьян – четвертый, Льюис – пятый... Льюис – чемпион!

Радость в боксах "Феррари" мгновенно сменяется трауром... Ликование – в боксах "МакЛарена", где ликуют папа и брат Льюиса, их девушки, Николь Шерзингер... В одной тусовке – радость победы, в другой – полное разочарование. Но ничто не может сравниться с радостью самого Льюиса и радостью Рона Денниса!

Эта гонка стала апофеозом всего чемпионата. Иногда спокойная, она держала нас в напряжении на всем своем протяжении, а на последних кругах заставила хвататься за сердца. И занавес был соответствующим. В закрытом парке Льюиса Хэмилтона поздравляли Ковалайнен и Дженсон Баттон, а рядом фейерверком пылала "Хонда" Дженса, у которой уже после финиша взорвался мотор. На подиуме печальный и воодушевленный Фелипе Масса, со следами слез под глазами приветствовал верную публику. Он сделал все, что было в его силах, а она поддерживала его как могла. На лице Стефано Доменикали отразилось величие этого момента истинной спортивной борьбы, в которой его команда выиграла Кубок конструкторов, но проиграла личный титул чемпиона мира. Был невесел Фернандо Алонсо, поднявшийся на вторую ступеньку подиума, был невесел Кими Райкконен, финишировавший третьим. Год назад Кими в подобных обстоятельствах вырвал титул с преимуществом в 1 очко, теперь же рядом с ним стоял партнер по команде, с таким же отрывом титул проигравший. Сгущались сумерки, а штормовой ветер рвал флаги над подиумом. Подходящая декорация этого финального Гран При, подчеркивающая некий мистицизм и величие завершившейся схватки.

В очках финишировали также Тимо Глок – шестым, Хейкки Ковалайнен – седьмым, и Ярно Трулли – восьмым. Но все это осталось в тени главного.

А главным было то, что Фелипе Масса фантастически провел эту гонку, но этого не хватило ему для чемпионства. Главным было то, что Льюис Хэмилтон со второй попытки все-таки вырвал этот вожделенный титул, хотя пришлось ему очень нелегко. Главным было то, что судьбу чемпионства чуть не решил юный Себастьян Феттель. Ну и то, что "Скудерия Феррари" все же выигрывает Кубок конструкторов, хотя это в известной мере тоже остается в тени.


P.S. Перед гонкой организаторы объявили, что отмашку клетчатым флагом произведут родители того гонщика, который станет чемпионом. Так кто же взмахнул клетчатым флагом после 71 круга Гран При Бразилии, ведь в момент победного финиша Масса становился чемпионом, а Льюис вырвал титул секунд 30 спустя? Впрочем, это уже совсем неважно. Когда идет такая борьба, церемонии уже совсем не важны. Они ничто не значат перед величием момента.


P.P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Ждем писем!




Справочная информация Гран-при Бразилии 2008 г.


ИТОГИ ГОНКИ


Место Старт Гонщик Команда Кругов Время/сход Очков
11Масса Ф.Ferrari711:34:11.43510
26Алонсо Ф.Renault71+13.2 с8
33Райкконен К.Ferrari71+16.2 с6
47Феттель С.STR-Ferrari71+38.0 с5
54Хэмильтон Л.McLaren-Mercedes71+38.9 с4
610Глок Т.Toyota71+44.3 с3
75Ковалайнен Х.McLaren-Mercedes71+55.0 с2
82Трулли Я.Toyota71+68.4 с1
912Уэббер М.Red Bull-Renault71+79.6 с
108Хайдфельд Н.BMW Sauber70+1 круг
1113Кубица Р.BMW Sauber70+1 круг
1218Росберг Н.Williams-Toyota70+1 круг
1317Баттон Дж.Honda70+1 круг
149Бурдэ С.STR-Ferrari70+1 круг
1515Барикелло Р.Honda70+1 круг
1620Сутил А.Force India-Ferrari69+2 кругов
1716Накаджима К.Williams-Toyota69+2 кругов
1819Физикелла Дж.Force India-Ferrari69+2 кругов
НК11Пике Н. (мл)Renault0Столкновение
НК14Култард Д.Red Bull-Renault0Столкновение

Лучший круг: Масса Ф. (Ferrari) - 1:13.736 (36 круг)

ЧЕМПИОНАТ ПИЛОТОВ 2008 года


Место Гонщик Нация Команда Очков
1Хэмильтон Л.ВеликобританияMcLaren-Mercedes98
2Масса Ф.БразилияFerrari97
3Райкконен К.ФинляндияFerrari75
4Кубица Р.ПольшаBMW Sauber75
5Алонсо Ф.ИспанияRenault61
6Хайдфельд Н.ГерманияBMW Sauber60
7Ковалайнен Х.ФинляндияMcLaren-Mercedes53
8Феттель С.ГерманияSTR-Ferrari35
9Трулли Я.ИталияToyota31
10Глок Т.ГерманияToyota25
11Уэббер М.АвстралияRed Bull-Renault21
12Пике Н. (мл)БразилияRenault19
13Росберг Н.ГерманияWilliams-Toyota17
14Барикелло Р.БразилияHonda11
15Накаджима К.ЯпонияWilliams-Toyota9
16Култард Д.ВеликобританияRed Bull-Renault8
17Бурдэ С.ФранцияSTR-Ferrari4
18Баттон Дж.ВеликобританияHonda3
19Физикелла Дж.ИталияForce India-Ferrari0
20Сутил А.ГерманияForce India-Ferrari0
21Сато Т.ЯпонияSuper Aguri-Honda0
22Дэвидсон Э.ВеликобританияSuper Aguri-Honda0

КУБОК КОНСТРУКТОРОВ 2008 года


Место Конструктор Очков
1Ferrari172
2McLaren-Mercedes151
3BMW Sauber135
4Renault80
5Toyota56
6STR-Ferrari39
7Red Bull-Renault29
8Williams-Toyota26
9Honda14
10Force India-Ferrari0
11Super Aguri-Honda0

Трибуна

Письма читателей

Wcherry.

Для двух чемпионов, которые стартуют рядом и сзади Хамельтона, при их высказываниях помочь Массе, будет только единственный шанс на старте, по футбольной терменологии называемый "коробочкой".

Вы скажете, что это "НЕСПОРТИВНО" и т.п., но по прошествии многих лет останется только статистика, а результат нужен сейчас.

Лично я на них (экс-чемпионов) надеюсь.

Жоанна Вильнев, Мирей Кермуайан. Жиль Вильнев, #2

Иллюстрированная версия на GP-Smak.Ru

Предыдущие части читайте в архиве.

Жоанна Вильнев совместно с Мирей Кермуайан.
Литературный перевод с французского - Виталий Алексин.
В содружестве со страничкой www.rainman.nm.ru.

ВСТРЕЧА

Неожиданность

Мне было 16, а Жилю 18 лет. Он жил в Бертьевилле, а я в Жольет. Однажды моя сестра Луиза предложила мне сходить на вечеринку. Там должен был появиться Жиль Вильнев. Великое дело! Я посмеялась над этим. Жиль также не стремился познакомиться со мной. Ему сказали, что я была симпатичной, но сводничество он считал недостойным. И на самом деле это не было ударом молнии, даже не смотря на то, что он показался мне милым, с тонкими чертами лица и длинными волосами. Необходимо заметить, что я обладала болезненной скромностью, и также не произвела на него большого впечатления. По крайней мере, мне так тогда показалось. К тому же мы были слишком разными. Он был из семьи скорее буржуазной, у его родителей была небольшая, но преуспевающая фабрика по производству одежды. Я же росла в гораздо более скромной среде. Меня, двух моих сестер и брата воспитывала одна мама. Я проходила обучение по классическому курсу, что в то время было редкостью; из-за этого меня считали "снобом", и мальчишки мной не интересовались. Он к тому времени уже окончил школу, которую он считал слишком скучной, и говорил только о моторах. Я спрашиваю вас, что могло быть общего между нами? И, тем не менее, что-то все-таки осталось в нас от этой первой встречи, потому что очень скоро мы снова встретились, чтобы уже никогда не расставаться.

Привязанность

На самом деле мы были больше похожи друг на друга, чем показалось на первый взгляд. Жиль, несмотря на то, что выглядел не слишком глубоким, был скорее скромным. Он всегда будет чувствовать себя не в своей тарелке на публике, держа меня под руку, чтобы не быть втянутым в дискуссию. Но в то время нашей беззаботной юности мы понемногу узнавали друг друга. В 16 или 18 лет еще не задумываешься о том, что будешь делать завтра. Живешь день за днем как подростки, которыми мы, в сущности, и были, с интересами нашего возраста: учеба, прогулки. Нет, мы не строили планов на будущее. Это было еще слишком далеко. Тем не менее, Жиль обладал харизмой, которая притягивала меня к нему. Что касается его, он должен был быть уверен, что сумеет увлечь меня своей всепоглощающей страстью. Он рисовал мне двигатели на салфетках в ресторане, и я могу сказать, что поняла, как сделаны эти "маленькие звери..." Я могла его слушать часами, полностью очарованная его изобретательностью, его живым интеллектом. Я уже поняла его огромную страсть к миру автомобилей. Надо было видеть феноменальное число специализированных журналов, которые он "поглощал", что впрочем, позволило ему изучить английский язык. Язык, на котором я свободно общалась, прожив до шестилетнего возраста в Коннектикуте. Мало помалу он стал делиться со мной своим восторгом, в который его приводила нажатая в пол педаль акселератора. Он начал участвовать в некоторых гонках на снегоходах, и я стала посещать его ледяные трассы. Тогда мы уже знали в глубине души, что не сможем жить друг без друга.

Беззаботность

В 18 лет ничто нас не страшило. Мы бросились в воду, не умея плавать, но с твердой уверенностью, что сумеем выкарабкаться. Мы поженились в Жольет, 17 октября 1970 года в присутствии наших семей и нескольких друзей. В городе до сих пор помнят концерт, устроенный клаксонами, который должен был увековечить это мгновение, и необычный оранжевый Мустанг, которым управлял Гаэтан, хозяин машины и друг жениха.

Я была в положении с Жаком, и родители считали, что мы слишком молоды для начала семейной жизни и рождения ребенка. У нас не было ничего, но мы смеялись над этим. Мы могли бы жить и в шалаше, если бы понадобилось. И, тем не менее, мы всегда были уверены в нашем союзе, а свадебное путешествие могло и подождать!

Поначалу Жиль работал на предприятии родителей, затем у своих дядей, где он водил грузовики по пересеченной местности, что полностью соответствовало его тяге к преодолению трудностей. В этот первый год его дяди помогали ему и в настройке снегоходов для участия в гонках. Именно снегоходы определили его будущее, а заодно и мое. Благодаря гонкам по льду он научился контролировать заносы, которые в последствии стали его фирменным знаком, если можно так сказать. Пока он не одерживал одну победу за другой, но впервые в жизни моему мужу платили за дело, которое он любил.

Я должна признаться, что мне это не доставляло такого удовольствия как ему: часами наблюдать, стоя посреди снежного поля, как ваш муж носится подобно урагану, не самая захватывающая перспектива, которую я ожидала от жизни рядом с ним! Но будущее принадлежало нам, и у нас была слепая вера друг в друга.

У нас не было карьерного плана, и мы еще естественно не знали, сколько всего нам предстоит пережить вместе.

СЕМЬЯ

Два аспекта личности

Семейная жизнь была чрезвычайно важна для Жиля. Он нуждался в стабильности, которую мы ему приносили, дети и я. Вернуться домой после изнуряющей гонки, пообедать с нами (он любил только хороший стейк с картошкой и коку), лечь спать в своей постели, имело для него огромное значение.

Когда мы перемещались по Европе в караване, Жилю часто приходилось объяснять журналистам, что эту богемную жизнь он выбрал для удобства. Этот кочевой образ жизни мы начали еще в США, во время сезонов гонок на снегоходах и Формулы-Атлантик. Тот наш караван был гораздо скромнее, и мы жили как приклеенные один к другому. Именно к этому периоду относятся мои самые приятные воспоминания. Мы пересекали прекрасные пейзажи, и каждый день у детей была новая площадка для игр. Впрочем, Жак и Мелани научились кататься на велосипеде по паддокам гоночных трасс. Наш друг Джон Лэйн, его жена и маленький ребенок вели такой же образ жизни, так же как и некоторые другие пилоты со своими женами и детьми. Единственный раз у Жака и Мелани были друзья, с которыми они могли играть. Наша верная Принцесса, немецкая овчарка, всегда сопровождала нас во время этих путешествий; Жиль не любил разлучаться со своим компаньоном. Позже, в Европе, другая немецкая овчарка, по кличке Белла, следила за маленьким семейством.

Для наших перемещений по Европе Жиль заказал караван ("дом на колесах" - прим. переводчика) длиной 11 метров, который с избытком соответствовал нашим нуждам. В течение двух первых сезонов Формулы-1 Норман и Луиза, а затем Пьер, все наши друзья детства, сменяли друг друга в роли водителей и перевозили нас от этапа к этапу. Таким образом Жиль имел возможность подольше поспать, есть то, что он любил, видеть, как растут дети во время летних каникул, когда они не ходили в школу. И без сомнения он нуждался в словах поддержки и советах, которые он хотел услышать от меня.

Этот аспект его личности удивлял многих, начиная с Энцо Феррари, который услышал от Жиля при подписании самого важного контракта в его карьере следующее: "Я не могу соревноваться, если моя семья не находится рядом со мной". Просьба, которую Феррари, в конце концов, удовлетворил, так как уже в то время симпатизировал моему мужу. Он был глубоко огорчен гибелью Жиля, к которому испытывал искреннюю привязанность, считая его членом своей семьи.

Когда появлялась возможность, Жиль любил выезжать с детьми в лес на пикник, провозя маленькую семью по таким дорогам, где даже внедорожник Ford с четырьмя ведущими колесами увязал в грязи. Его приходилось вытаскивать с помощью лебедки, от чего Жиль получал гораздо больше удовольствия, чем просто перекусывать на природе. Через некоторое время дети и я начали отклонять его предложения о лесных прогулках...

Жиль, который обожал большие пространства и зимние виды спорта, влюбился в один шале в Пра-Лу, в Приморских Альпах. Мы отправлялись туда каждый раз, когда позволяли отпуск и школьные каникулы. Жиль, которого нельзя было назвать домашним человеком, решил, однако, вмешаться в выбор цвета. Вследствие этого мои кухня и ванная комната стали красно-желто-оранжевыми, персональных цветов Жиля... Со временем мы к этому привыкли, и ничего не изменилось по сей день, так как иначе пришлось бы переделывать все.

Это может показаться далеким от гламурного образа, в котором обычно представляют себе пилота Формулы-1, но, тем не менее, это правда: Жиль был не из тех, кто играет в гольф, и избегал светской суеты, которая казалась ему потерей времени. Лишь однажды он был вынужден присутствовать со мной, после победы на Гран-при Монако 1981 года, на традиционном банкете, возглавляемом принцем Ренье и принцессой Грацией. На мне было вечернее платье от Dior, а на Жиле смокинг, который он был вынужден себе заказать раньше, для приема, который давал премьер министр Канады Пьер Элиот Трюдо, большой почитатель Жиля. Это был первый раз, когда он одел галстук!

Можно сказать, что в жизни Жиля было два аспекта: сумасшедшая и безрассудная жизнь пилота гонок и обычная жизнь отца семейства.

Не такой как все

Но был ли он похож на прочих смертных? На самом деле нет. У Жиля было множество маний, происхождение которых я не могла определить. Знал ли он об этом сам? Приведу вам несколько примеров. Даже не обсуждалось, чтобы домработница прикасалась к его гоночным комбинезонам, которыми занималась только я. Не прикасались также к его еде, к его личным вещам, к ванной и к спальне. Все это было в каком-то роде свято связано с моей персоной. Еще, у Жиля были собственные неизменные ритуалы: каждый раз перед выездом на трассу в квалификации или в гонке, он снимал свои часы, отдавал их мне и говорил: "Подожди меня, я скоро". Единственный раз, увы, меня не было там, чтобы принять участие в этом ритуале, и он больше не вернулся...

С одной стороны он был волком-одиночкой или неуклюжим медведем или обоими сразу, но с другой стороны, он в то же время мог быть очень деликатным: с ним мне никогда не приходилось открывать дверь машины, ни идти по краю тротуара рядом с дорогой, ни нести чемодан. И в среде людей, которых даже сегодня можно назвать мачо, он сумел внушить уважение ко мне у всех технических сообществ. У меня было собственное место, и ни один техник или директор команды не ставил его под сомнение. Я считаю это явным свидетельством любви и взаимного уважения. Я старалась его не разочаровать, а он гордился мной. Можно было подумать, что я являюсь частью его трофеев! Я не стараюсь преувеличить, так как он смотрел на меня "взглядом от сердца".

Да, я забыла: Жиль был ревнив. Когда кто-то целовал меня или проводил слишком много времени в компании со мной, Жиль говорил: "С какой стати такой-то тебя целует?" Я отвечала ему: "Потому что это друг". "Да, но это не значит, что он должен тебя целовать". Возражать было бесполезно!

Дети

В начале карьеры Жиля мы следовали за ним в караване скромных размеров, оборудованном для семейной жизни. В то время, когда Жиль принимал участие в Формуле-Атлантик, Жак и Мелани еще не ходили в школу, поэтому постоянно перемещаться по дорогам США и Канады было легко. Я уже упоминала об этом: я наслаждалась этой кочевой жизнью, и от этого периода их детства у меня остаются самые счастливые воспоминания. Может даже, это было время, когда я чувствовала себя полностью реализовавшейся как жена и мать. Мы жили все вместе в совершенной гармонии, и Жиль мог заниматься детьми, которым очень нравилось бывать в паддоках. В Европе им пришлось, по причинам безопасности, отказаться от части своей свободы, и им было запрещено прогуливаться одним. Они находились под присмотром Луизы и Норманна или Пьера. Однажды, впрочем, Мелани, которой тогда было всего шесть лет, ускользнула, чтобы прогуляться одной по паддокам, это произошло в Монце, хорошо знакомой для нее. Через некоторое время она спокойно вернулась в караван... Мы жутко перепугались, но мы не хотели передать ей наше беспокойство.

Вне этапов Гран-при нам не досаждали пресса и фанаты, однако мы оставались бдительными. В Италии все было наоборот: дверь в караван находилась под присмотром охранников с собаками, а иногда даже вооруженной полиции. Не смотря на все это, нам удавалось сохранять нашу частную жизнь. Я приводила детей на этапы, и их любимой игрой было воспроизвести до мельчайших деталей гоночную трассу на маленьком кусочке земли перед караваном. Они возили по ней свои маленькие машинки, имитируя шум моторов. Причем они начали этим заниматься еще до того, как научились разговаривать.

Дети очень рано привыкли к скорости. Их отец водил машину конечно быстро, и они были в восторге: "Быстрей, папа, быстрей!" – кричали они. В то время еще даже не было ремней безопасности, и на дорогах было не так опасно. Кроме того, они знали, чем занимается их отец, а мне не хотелось создать у них впечатление, что он сильно рисковал.

Но, думая сейчас об этом, мне кажется, что они всегда осознавали опасность профессии гонщика. Особенно Жак, который нервничал перед каждой гонкой, и довольно часто его приходилось уводить с трассы и отвозить домой, так как у него очень сильно болела голова.

Продолжение следует

Эрик Димок. Джим Кларк. Легенда гонок. #12

Перевод: Екатерина Акопова (aksioma).

Предыдущие части читайте в архиве.

Иллюстрированная версия на GP-Smak.Ru

Кримонд 1956 (часть 2)

Легенда Джима Кларка о том, что он получал недостаточно поддержки от семьи, была не совсем верной. У него было время на занятия гонками, но не было материальной помощи, хотя он никогда в жизни не покупал гоночной машины, а спонсорство тогда еще не было так популярно, как сейчас. Возможно, ему нужна было не столько поддержка, сколько разрешение на то, что могло казаться потаканием своим слабостям: как большие скачки, или гонки на яхтах, или лыжные соревнования. К тому времени, как Джим Кларк выбрал автоспорт своей профессией, его уже поздно было отговаривать.

Будущий чемпион вырос в семье, которая могла его иногда побаловать, так что у него была вполне подходящая машина.

"Он родился с машинкой во рту, – как говорил Уолтер Хайес. – И эта машинка была спортивной". Сами они не считали себя ни богатыми, ни удачливыми. Все члены семьи помногу работали, не проводили отдых по четкому расписанию в отелях, и настоящих прихотей у них было мало. В материальном плане они не были бедны, а что касается семейной любви и поддержки – были настоящими богачами.

Ожидалось, что Джим продолжит заниматься фермерством и в свое время станет управляющим одной из семейных ферм. Не было никакого принуждения. Оно не было нужно. Джим сам с удовольствием думал об этом занятии. Оно приносило удовольствие, оно бы обеспечивало его в жизни. Его сестры могли бы взять это на себя, если бы захотели, но от них этого не ждали. Они могли бы выйти замуж за фермеров, что, по-видимому, и должно было произойти в окружении членов Клуба Молодых Фермеров, и жить веселой жизнью четырех привлекательных и образованных девушек.

Сыновья фермеров не были полностью поглощены делами. У многих из них были спортивные хобби, например, регби, как дань традиции Границ поставлять основных игроков в любительскую Шотландскую Международную XV лигу. Конечно, никто не ждал от них, что они будут играть постоянно. Да и зачем бы им это, если у них были фермы? Таким было окружение Джима Кларка, и, начиная заниматься автогонками, он очень переживал из-за того, что не может выполнять свои обязанности. Он все еще расценивал это как потакание своему хобби, и чтобы поехать на гонки на целую рабочую неделю, он тратил свой так называемый годовой отпуск. Он все еще не задумывался всерьез о карьере профессионального спортсмена. Даже после того, как его взяли в Формулу-1, он все еще не считал это карьерой. На самом деле, это отличалось от любительских гонок Алека Калдера на маленьком классическом Riley, это было на несколько ступенек выше, но все равно главной разницей было то, что это не он платил за возможность гоняться, а ему платили за то, чтобы он это делал.

Заработать много было нельзя, но, по крайней мере, он мог парировать все упреки семьи:

"Послушайте, это ничего и не стоит, и я собираюсь вернуться на ферму в следующем году, когда все это кончится". Эта ситуация очень походила на студента, который берет годик отдыха, прежде чем перейти на следующий курс. Семьям приходится смириться с этим, даже если они и считают это пустой тратой времени.

Джим никогда ни с кем не подписывал долгого контракта, сохраняя для себя свободу выбора. А став чемпионом мира и будучи уже полностью вовлеченным в автогонки, он уже не хотел уходить, потому что ему это нравилось.

Колин Чепмен и Lotus полагались на него, а Esso и их спортивный менеджер Джоф Мердок вложили в него много средств. Уйти из гонок означало бы для него подвести кого-то.

Джеймсу Кларку-старшему это все еще не казалось профессиональными гонками. Возможно, Джим и не тратил свои деньги на машины и подготовку, за ним платил Скотт-Уотсон или МакБейн, но с точки зрения Кларков затраты были огромными, как для любой семьи, оплачивающей занятия спортом, и расходы подвергались тщательному изучению.

Джим все больше склонялся к автогонкам. Он действительно любил их. Лучшие мгновения своей жизни он проводил в гоночной машине и позже ошеломил одного ведущего на американском телевидении, который спросил у него: "Конечно, деньги – это не то, что привлекает вас в гонках?". Джим ответил: "Наверное, я бы до сих пор гонялся, может быть, не в Формуле-1, но я бы все равно гонялся, даже если бы никто никогда ничего мне не платил за это. Я начинал гоняться, совершенно не думая когда-нибудь получать за это деньги, и только в начале 1960 года мой отец, слегка расстроенный тем, что я трачу на гонки слишком много времени, предложил, что раз его хобби всегда окупали себя, то нужно, чтобы и мои также оплачивались".

Неважно: лыжи, верховая езда, плавание на яхтах или бобслей – время и деньги пришлось бы учитывать. Молодой Кларк никогда не думал, что станет профессиональным спортсменом. В его семье автогонки считали любительским занятием, как конкур или гонки на яхтах; все замечательно, если ты можешь позволить себе необходимое оснащение и оборудование, но это больше похоже на занятие богатых землевладельцев, чем фермеров.

В свое время Ford и Уолтер Хайес также вложат в него деньги, и к 1965 году он уже не мог бросить все, даже если бы захотел. Его ответственность была сильнее, чем фермерские корни и, даже когда ему пришлось эмигрировать в 1966 под напором налоговых служб, он все еще чувствовал, что сможет вернуться, если понадобится.

Такой выбор был редкой роскошью для деревенского мальчика с одной стороны и профессионального спортсмена – с другой. В любом случае, бедность ему не грозила, а это объясняет то, почему он так и не принял идеологию современного профессионального гонщика со всей ее борьбой, бизнесом, рекламой, публикациями в газетах, открытиями магазинов и общением с прессой. Он считал это утомительным, мало связанным с автогонками, вообще не связанным с фермерством, и в целом ненужным.

Одним из парадоксов в жизни Кларка было то, что вся его внешняя неуверенность и нерешительность происходила из-за того, что он рассматривал автогонки чем-то вроде временного занятия. Оно было слишком хорошим, чтобы отказаться от него, но не было настоящей жизнью. Рано или поздно, но он бы остепенился, возможно, вернулся бы на ферму, возможно, занялся бы каким-то бизнесом, и, возможно, вместе с человеком, который был его наставником, начальником и, в конце концов, виновником его гибели, Колином Чепменом.

Он разделял автогонки, свое временное занятие, и свою размеренную жизнь фермера. Возможно, ему даже нравилось позировать для фотографов на ярмарке в Кельсо или в Эддингтоне, дома убеждая друзей в необходимости подыгрывать всей этой ерунде. Его ободряла твердая поддержка семьи и друзей и их уважение за те успехи, которых он добился. Он обнаружил, что быть лучшим в мире удивительно удобно, к тому же ему не нужно было быть фермером. С другой стороны, его утешала мысль, что и гонщиком быть необязательно.

Он опасался, что его семья решит, что он хвастается своими способностями, беспокоился, что его образ жизни покажется слишком вычурным. Это его волновало не только из-за шотландского окружения и воспитания, но и из-за сильного влияния своего отца. Он тоже хотел бы вернуть все в нормальное состояние, если бы мог.

Многие считали, что у Джеймса Кларка-старшего был тяжелый, бескомпромиссный характер, и, что бы ни думал по этому поводу Джеймс Кларк-младший, атмосфера, в которой он вырос подразумевала, что нужно следить за манерами, если рассчитываешь вернуться к спокойной жизни в Эддингтон-Майнс.

Продолжение следует

Деловой раздел


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1


САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.


ФОРМУЛА-1 С УЛЫБКОЙ :-)


http://www.raiden.net.ru - сайт посвящен юмору в "Формуле-1". Здесь вы найдете множество анекдотов, забавных рисунков, прикольных фотографий и другого рода интересный и забавный материал о "Формуле-1".


ПОКЛОННИКИ Ф1, НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ В ПЕРЕВОДЕ!


Имеются следующие книги по "Формуле-1" на английском языке:

  • Piero Casucci, Enzo Ferrari. "50 years of Motoring". 1980 год. (желательно знание техничесих терминов)
  • Timothy Collings. "The new Villeneuve. The life of Jacques Villeneuve." 1997 год. (переводит 1 человек)
  • Gerald Donaldson. "Gilles Villeneuve. The Life of the Legendary Racing Driver". (переводит 1 человек)
  • David Tremayne. "Jordan. Formula 1 Racing team". 1998 год.
  • Bruce Grant-Braham. "Lotus. A Formula One Team History". 1994 год.
  • Tremayne David. "Rubens Barrichello. In the spirit and the shadow of Schumacher". 2005 год.
  • Roebuck Nigel. "Chasing the title. Memorable moments from fifty years of Formula-1". 1999 год.
  • Bruce Grant-Braham. "Lotus. A Formula One Team History". 1994 год.

Кто может и хочет помочь с их переводом на русский язык,
пишите на rainman@nm.ru или на f1-momk@rambler.ru.


САЙТ ХЕЙККИ КОВАЛАЙНЕНА


Великолепный мультиязычный проект, посвященный финскому пилоту "МакЛарен Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий, викторина, возможность задать свой вопрос непосредственно Хейкки!

Выходные данные

Редакция

Редакционная политика

  • Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.
  • Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.
  • Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие изменения использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.
  • Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве и рассмотрит все предложения.
  • При использовании материалов проекта активная ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

  • Полный тираж издания: 47508 экз.
  • При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).
Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru

 

© Ф1-МОМК
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное