Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #322 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах о Формуле-1
Выпуск #322 от 11 сентября 2008 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-momk.net.ru \ blynsky.narod.ru \ freewebtown.com/f1momk

Сегодня в номере:

Неделя
Вопрос номера
Ф1-Калейдоскоп - The Show Must Go On!
FormulaMag.com представляет
Обзор-2008 - Бельгия: Спа классическая
Превью-2008 - Гран-при Италии: Пугающая и манящая Монца

Книги
Ники Лауда, Херберт Фелькер. Моя судьба. #32
Алан Хенри. Benetton. Команда Формулы-1. #15
Право голоса
Результаты предыдущего опроса
Тучи над Дезире

Детали
Деловой раздел
Выходные данные

Вопрос номера



Периодические скандалы в "Формуле-1":



Проголосовать на сайте www.F1-MOMK.Net.Ru

Высказать по e-mail ОСОБОЕ МНЕНИЕ

  • Из интернет-браузера голосовать можно сразу, в почтовом клиенте надо предварительно сохранить html-файл рассылки и открыть его браузером.

  • Для голосования выйдите в режим on-line и нажмите на ссылку. Откроется форма с вариантами ответов.

  • Можно отдать свой голос и по E-Mail. Ждем писем!

Ф1-Калейдоскоп - The Show Must Go On!

Роман Блынский (RomB)
10 сентября 2008 г.

Пожалуй впервые со времен "шпионских страстей-мордастей" прошлого года формульный мирок взбурлил так бурно и пенно: форумы, чаты и сайты буквально пузырятся гневными комментариями и нападками болельщиков на "заклятых врагов" из противоположного лагеря: был ли праведным неоднозначный обгон Гамильтоном Райкконена или нет; надо ли было наказывать главного претендента на титул чемпиона 2008 года фактическим лишением 4-х очков и протаскиванием второго главного конкурента со второго на первое место в гонке, или нет; справедливо ли применять в схожих ситуациях разные наказания, или нет... - споры вновь кипят! Трещат и ломаются метаемые друг в друга словесные копья, стрелы и даже зубочистки, спорщики соревнуются в изощренном вставлении в разнообразные места друг другу "вострых" шпилек, менее искусные шпильковставлятели с ехидными улыбками наблюдают за возней более яркословных коллег... - и, наверное, перещелкивая формулические "табы" своего браузера очень сейчас радуется один престарелый британский любитель пошастать на досуге по чужим блогам. Дело его жизни живет и побеждает: вновь в его "Большом Цирке" аншлаг! Да, пусть и ценой разборок между очередными "белым" и "рыжим", их много уже было со времен его воцарения - самыми заметными и харизматичными, умевшими собирать людей в балаган, нам запомнятся Прости-и-Сенна, Хилл-и-Шумахер, Хаккинен-и-Шумахер, Алонсо-и-Шумахер... - пусть от постоянной спровоцированности скандалов, всех этих "досочно-бериллиево-трактористско-ксероксных" разборок, уже тошнит людей, желающих смотреть не авторестлинг, а автоспорт, но упорный бритт этот неотступно, буквально плетью и ошейником, проводит в жизнь одну совсем простую доктрину: "Пипл любит шоу. Нет пипла на шоу - нет самого шоу. Нет шоу - нет мани". Подлунный мир же наш при этом стремительно дичает: даже по мирному спящему городку, оказывается, полуможно долбить из "Градов", получая за это лишь полуосуждение "просвещенного мира", люди на планете из года в год делаются в массе своей все "прощее и прощее" - значит, и шоу для них должно быть непритязательным и цветистым. Желательно, эдаким желтоватым и с чуть заметным душком просроченной гуманитарной помощи для стран третьего мира. Планетарно-"пипловым".

Впрочем, можно ли за это маленькое потворство собственным интересам осуждать этого господина, точнее, даже двух немолодых господ (а все-таки друзей!), М.М. и Б.Э.? В мире, где Мамона подмял под себя даже высоты Олимпийские - вспомним разнообразные победы китайских боксерских недоросликов и особенно гимнастических недорослиц, и где даже практически святых в своей беззаветной преданности спорту - вопреки тяготам и боли - параолимпийцев нынче начали уличать в применении допинга, стесняться действительно нечего. Посему мы с вами, коллеги, еще не один раз увидим и двойные, и тройные, и четверные - "многоядерные", как процессоры в какой-нибудь "техносиле", блин! - стандарты в разборе гоночных ситуаций, и узкие-широкие-высокие-низкие болиды, и канавочно-бесканавчатые шины, и "экономные для бюджета команд" двигатели V10, V8, V6, V4..., и аэродинамические рога-уши-крылья-и-хвосты (как и полное их отпиливание), и шиканы-овалы-параллелепипеды на трассах, и изжаленных искристыми "керсами" механиков, и даже 16-летних талантистых preteens за рулями 1000-сильных болидов - нам слишком многое еще предстоит увидеть, и наверное, очень многому возмутиться. Ведь The Show Must Go On!

- Берегите нервы и себя, уважаемые коллеги и милые сердцу друзья. В цирке с клоунами надо хотя бы радоваться. Иначе зачем тогда в него ходить?!


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? - Ждем писем!

FormulaMag.com представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
10 сентября 2008 г. - Кими: Буду сражаться до конца!
10 сентября 2008 г. - Восемь раз за тридцать лет
10 сентября 2008 г. - Заседание суда может раскрыть все секреты стюардов
9 сентября 2008 г. - Двуликий Уайтинг? Часть вторая
9 сентября 2008 г. - McLaren подала апелляцию
9 сентября 2008 г. - Трулли верит стюардам
9 сентября 2008 г. - В Сингапуре изменено расписание тренировок
9 сентября 2008 г. - Николь и Льюис будут жить вместе
9 сентября 2008 г. - Хауг: Мы выиграли Гран-при, и никто другой
9 сентября 2008 г. - Реакция Фелипе Массы после Гран-при Бельгии: полная версия
9 сентября 2008 г. - Источник: Доннелли принимал участие в вынесении решения
9 сентября 2008 г. - Ники: Теперь все ясно - FIA благосклонна к Ferrari
9 сентября 2008 г. - Алонсо пока не принял решения по переходу в другую команду
9 сентября 2008 г. - AS: Алонсо должен сообщить свое решение Renault 30 сентября
9 сентября 2008 г. - Ковалайнен считает, что Гамильтону не нужна помощь
9 сентября 2008 г. - Тайссен выступает за стабильность: Хайдфельд остается в BMW-Sauber?
9 сентября 2008 г. - FIA: Апелляция McLaren может быть не принята
9 сентября 2008 г. - Стюард-наблюдатель FIA работал на Ferrari - в недавнем прошлом
9 сентября 2008 г. - Стюарту не нравятся стюарды
9 сентября 2008 г. - McLaren может отказаться от апелляции
8 сентября 2008 г. - Ferrari всегда имеет приоритет, уверен Ральф
8 сентября 2008 г. - Ferrari готова принять решение в отношении Кими
8 сентября 2008 г. - Партнер Петрова может заменить Пике
8 сентября 2008 г. - FIA изучит двигатель Массы
8 сентября 2008 г. - В BMW считали, что менять покрышки на дождевые было уже поздно
8 сентября 2008 г. - У McLaren 8 дней на подачу письменной апелляции
8 сентября 2008 г. - Хауг не считает, что Гамильтон получил незаконное преимущество
8 сентября 2008 г. - Вурц в прямом эфире: Гамильтон имел преимущество после шиканы
8 сентября 2008 г. - "У нас не было выбора", - утверждает Уитмарш
8 сентября 2008 г. - Двуликий Уайтинг?
8 сентября 2008 г. - Петиция: 6 тыс. фанатов McLaren считают - Гамильтона оштрафовали несправедливо
8 сентября 2008 г. - Sky: Алонсо подписал трехлетний контракт с BMW-Sauber
8 сентября 2008 г. - Лауда: "Очень чистый маневр Гамильтона"
8 сентября 2008 г. - Льюис: "Все было абсолютно честно"
8 сентября 2008 г. - Папа Энтони: "Они не могут забрать победу у Льюиса"
8 сентября 2008 г. - Ferrari берегла моторы в Спа
7 сентября 2008 г. - Доменикали: Гонка не завершена до тех пор, пока не появляются официальные результаты
7 сентября 2008 г. - Чанхок готов к работе тест-пилота - Маллья
7 сентября 2008 г. - Льюис был медленнее Кими на 6 км/ч после шиканы
7 сентября 2008 г. - Прерванный полет Кими Райкконена
7 сентября 2008 г. - Доменикали об обгоне Гамильтона: маневр был довольно экстремальным
7 сентября 2008 г. - Судьбу победителя Гран-при решит Международный апелляционный суд FIA
7 сентября 2008 г. - Доменикали не стал обсуждать решение стюардов
7 сентября 2008 г. - Энтони Гамильтон не комментирует наказание сына
7 сентября 2008 г. - "Срезал шикану и получил преимущество"
7 сентября 2008 г. - Даннер: Нормальная гоночная ситуация
7 сентября 2008 г. - НАКАЗАН!
7 сентября 2008 г. - Кубица уверен - он мог бы завоевать подиум
7 сентября 2008 г. - Физикелла в целом доволен результатом
7 сентября 2008 г. - Процесс пошел: Глок наказан
7 сентября 2008 г. - Ferrari отложила пресс-конференцию с Доменикали
7 сентября 2008 г. - Восьмое место Глока тоже под угрозой - обгон под желтыми флагами
7 сентября 2008 г. - Алонсо: Renault была третьей по силе командой
7 сентября 2008 г. - Хайдфельд вновь на подиуме в дождевой гонке
7 сентября 2008 г. - Бурдэ очень расстроен
7 сентября 2008 г. - Тимо тоже сменил шины, обогнал Веббера в последнем повороте
7 сентября 2008 г. - Райкконен "готовился отмечать победу"
7 сентября 2008 г. - Энтони о сыне: Льюис - монстр в машине
7 сентября 2008 г. - Подтверждено: протест подала Ferrari
7 сентября 2008 г. - Деннис не признает вины Гамильтона
7 сентября 2008 г. - Уайтинг не имеет претензий к Гамильтону
7 сентября 2008 г. - Борьба Гамильтона и Райкконена под следствием FIA
7 сентября 2008 г. - Боевые действия в Арденнах, Кими повержен
7 сентября 2008 г. - Дождь прекратился (ОБНОВЛЕНО)
7 сентября 2008 г. - В BMW не спешат объявлять состав гонщиков на 2009
7 сентября 2008 г. - Кими - не "ледяной человек", утверждает Вурц
7 сентября 2008 г. - Мальдонадо выиграл спринт в GP2
7 сентября 2008 г. - Кими ощущает прогресс
7 сентября 2008 г. - Без прогнозов: Деннис помнит уроки 2007-го
7 сентября 2008 г. - Глок сдал пробу на допинг
7 сентября 2008 г. - AS: Мотор Renault выдает на 25 л.с. меньше конкурентов
7 сентября 2008 г. - Пике-младший разочарован своей квалификацией
7 сентября 2008 г. - Гамильтон никогда не считал Формулу-1 скучной
7 сентября 2008 г. - Строгость судей: Пантано исключен из гонок в Спа
6 сентября 2008 г. - Надежды нет: Williams переносит акцент на сезон-2009
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Обзор-2008 - Бельгия: Спа классическая


В чемпионате мира Ф-1 наступает интересный этап. В течение двух недель, подряд, друг за другом состоятся два Гран При - Бельгии и Италии. Спа в этот уик-энд и Монца в следующий. Два исторических монумента в календаре Королевских гонок. Две самые быстрые трассы в сезоне. Две наиболее тяжелые для моторов трассы, так как на них моторы работают на максимальных оборотах наибольшую часть времени. Именно в Спа находится самый протяженный участок чемпионата, проходимый с педалью газа в пол - от выхода из шпильки La Source до связки Les Combes на вершине холма, минуя легендарный Eau’Rouge. Зато в Монце максимальные обороты двигателя держатся в течение наибольшего процента времени прохождения круга - неудивительно, ведь максимальная скорость в 340 км/ч достигается там четыре раза на круге. Не позавидуешь тем гонщикам, которые будут вынуждены использовать один двигатель в этих двух Гран При! В любом случае эта спарка из двух легендарных гонок, две недели соприкосновения с историей Больших призов, - здесь вполне могут произойти события, которые станут определяющими для судьбы чемпионата-2008.

Но, несмотря на то, что эти две трассы, Монца и Спа, занимают равное, соседствующее положение не только в календаре нынешнего сезона, но и в истории Больших призов, между ними есть немалые различия. Спа-Франкошам - это не просто самое длинное кольцо в календаре современной Формулы-1. Это последняя сохранившаяся трасса из тех, что были естественно вписаны в окружающий рельеф местности. Раньше таких естественных трасс, которые составлялись из уже существующих дорог, было немало, но все они постепенно, одна за другой, покинули календарь Ф-1 в соответствии с требованиями безопасности и веяниями времени. Теперь все трассы являются специально спроектированными автодромами, в которых дизайнерские группы рассчитывают все, до мелочей. Даже временные городские трассы теперь составляются с использованием того же серьезного подхода, какие-то участки специально достраиваются. А Спа сохранила тот старый дух - когда гоночный трек взяли и провели просто по уже существующим дорогам, которые в свою очередь совершенно естественным образом были вписаны в созданный природой пейзаж. Есть конечно еще и Монако - городская трасса, созданная, как и Спа, в 20-е годы XX столетия, - там тоже особенно ничего не проектировалось, просто провели трассу по существующим улицам города, и с тех пор она практически не изменилась. Монако - это тоже монумент истории. А Спа отличается тем, что создана не в городских условиях, а в Арденнских горах и лесах. Уникальность этой трассы в том, что несмотря на многочисленные реконструкции, которые, как и везде, в первую очередь были связаны с ужесточающимися мерами безопасности, Спа в полной мере сохранила свой дух или душу, сохранила свой характер, которым отличалась всегда - и в 20-х, и в 50-х, и в 90-х. Потрясающий вызов для гонщиков.

Еще одна интереснейшая особенность трассы Спа - она тоже связана с природой Арденн, - совершенно непредсказуемая погода. Дождей в этих краях бывает много, и дождь этот может пойти в совершенно любой момент, что основательно путает карты на гоночной трассе. Кроме того, учитывая значительную протяженность трассы Спа, дождь может не накрыть ее целиком, а лишь задеть небольшой ее участок, в то время как вся остальная трасса будет оставаться сухой. Это еще та местная загвоздка! Таков горный микроклимат Арденн... И в этот уик-энд дожди, конечно, не могли обойти Спа-Франкошам стороной, регулярно поливая асфальт трассы.

Так, первая пятничная и субботняя практики проходили в условиях мокрой трассы, после утренних дождиков. Но квалификационные заезды прошли посуху, хотя серые тучи угрожающе нависали над Спа на протяжении всего часа, отведенного на квалификацию.

Квалификация бельгийского Гран При стала очередной ареной противостояния гонщиков "МакЛарена" и "Феррари", но главная борьба развернулась между Фелипе Массой и Льюисом Хэмилтоном, - гонщиками, которых в последнее время называют главными претендентами на титул чемпиона мира. Первым решающую и заключительную попытку совершил Масса, обновив результат промежуточной поул-позишн, но следом за ним по трассе шел Хэмилтон, который улучшил время и установил, как оказалось, итоговый результат поул-позиции. Поул, который стал для Льюиса пятым в сезоне. Да, перед Гран При некоторые поговаривали, что трасса Спа лучше подходит для "Феррари", но "МакЛарен" спокойно и уверенно готовился к бельгийской гонке, всерьез намереваясь побороться, и во всех трех квалификационных сессиях пилоты "серебряных стрел" показывали отличные времена, демонстрируя, что "МакЛарен" в Спа выглядит на высоте, и с пустыми баками, и с полными.

Финны на этот раз сыграли второстепенную роль, поборовшись в итоге за третью позицию. Кими Райкконен не смог улучшить времена Массы и Хэмилтона, а Ковалайнен, следующий по трассе позади Кими, в свою очередь смог опередить результат более опытного соотечественника. Только четвертое время Кими на трассе Спа, - а ведь финна рассматривали здесь как одного из главных фаворитов, все-таки, как никак, он выигрывал здесь трижды, в трех последних бельгийских Гран При. Впрочем, как выяснилось позже, Райкконен не сказал еще своего главного слова. Не стоило его сбрасывать со счетов только исходя из не слишком уверенной квалификации.

Первые два ряда на старте Гран При Бельгии: "МакЛарен" - "Феррари" - "МакЛарен" - "Феррари". Расклад, не менее классический, чем сама трасса Спа-Франкошам!

Серьезно порадовали Ник Хайдфельд и Фернандо Алонсо. Нандо провел еще одну отличную квалификацию в этом сезоне, показанного результата хватило на шестую позицию. Немецкий же пилот "БМВ-Заубера" в этот раз выглядел так, словно никаких проблем с прогревом резины у него и не было (и это в прохладных условиях Спа с двумя самыми жесткими составами резины, предоставленными "Бриджстоуном"!), Ник все время уверенно опережал партнера по команде, и в итоге установил пятый результат.

Привычно вошел в Top-10 Марк Уэббер, и также привычно он был единственным представителем "Ред Булла" в итоговой сессии. Марк показал седьмое время, а выступивший не лучшим образом Роберт Кубица - восьмое. Роберт в этот уик-энд находился в тени партнера по команде, в отличие от большей части нынешнего сезона.

Еще одни герои квалификации - команда "Торо Россо", как и в Валенсии, обоими пилотами вошедшая в Top-10. Итальянский "Ред Булл" радует серьезно! Причем на этот раз главным героем стал не Феттель, показавший в итоге десятое время, а Себастьян Бурдэ, которому нужно оправдывать выданные авансы, если он хочет задержаться в Ф-1 на следующий сезон. Бурдэ в заключительной сессии опередил своего талантливейшего партнера, которому в последнее время поют дифирамбы все кому не лень, показав девятый результат, но по ходу квалификации бывал и выше, а его результат в первой сессии тянет на маленькую сенсацию - Себастьян закончил ее с первым временем!

С интересными событиями квалификации закончим, и перейдем к гонке. Гонке, которая выдалась такой, какой и должна быть в Спа. Начавшись по влажной после утреннего дождя трассе, она практически целиком прошла посуху, и лишь на последних кругах на Спа вновь обрушился дождь... Гонка, наполненная интригой от старта до финиша, с множеством обгонов, когда не знаешь результат вплоть до отмашки клетчатым флагом. Классика мира Гран При.

Старт по еще влажной трассе прошел довольно нервно. Казалось, что все малость задержались, когда погасли стартовые светофоры, словно все допустили пробуксовку, кто-то большую, кто-то меньшую, после чего пелетон устремился к La Source. Лидеры стартовали спокойно - Хэмилтон оставшись первым, Масса - вторым, а вот позади в толкучке первого поворота, на скользком асфальте, была приличная неразбериха, и удача, что обошлось без завала, хотя без некоторых контактов не обошлось. Так, Феттель хорошенько наподдал прекрасно стартовавшему Трулли. Были и еще несколько жарких схваток колесо в колесо, а учитывая, что полоса безопасности на выходе из La Source и практически до самого спуска к "Красной воде" теперь широкая и асфальтовая, целая толпа, возглавляемая Райкконеном, прошла первые сотни метров этой гонки по обочине.

Затем, после нервного, жаркого старта, пелетон успокоился, растянулся по трассе в соответствии с занятыми (выигранными и проигранными) местами, и началась позиционная борьба. Очень хорошо стартовал Пике-младший, ворвавшийся в десятку. Правда затем его начали догонять один за другим более быстрые соперники, и кое-кому удавалось и обогнать Нельсиньо. Извлек дивиденды из удачного старта Бурдэ, обосновавшийся на пятой позиции. Взятый темп позволял Себастьяну держаться пятым и никого особо к себе не подпускать. А Ковалайнен напротив старт полностью провалил, и пытался прорываться.

Горячие события происходили и впереди. Начнем с того, что Райкконен, оказавшийся после старта третьим, на этом не успокоился, и атаковал партнера по команде. Борьба с Фелипе сейчас принципиальна - того и гляди, как Массу признают первым пилотом "Скудерии" образца-2008, и Кими придется помогать партнеру. На первых кругах Фелипе не слишком уверенно чувствовал себя, Кими подобрался вплотную на подъеме к Les Combes, поравнялся бок о бок, и вышел вперед на торможении перед связкой. После чего финн спокойно оторвался от Массы - тот и вправду не мог поддерживать слишком высокий темп. Разобравшись с напарником, Райкконен устремился в погоню за лидером - Льюисом Хэмилтоном. И надо сказать, что хотя Льюис спокойно и уверенно стартовал, затем оторвался от Массы, но темпу Кими он уступал. Все-таки Кими - мастер гонок в Спа, что он доказал тремя своими победами на бельгийской трассе, - выдающийся результат! - и на первых кругах этой гонки он подтверждал этот факт. Вскоре Райкконен максимально приблизился к Льюису - тот, как и Масса, видимо не очень уверенно чувствовал себя на первых кругах, на еще влажной трассе, в результате чего развернулся в La Source, но максимально быстро вернулся в гонку, не потеряв позиции. Однако время было потеряно. На выходе из "Красной воды", на подъеме, Кими догнал Льюиса, вошел в слипстрим позади "МакЛарена", воспользовался лучшим разгоном, уверенно уходя на внешнюю перед входом в Les Combes сторону... На торможении Кими был впереди. Отличный обгон!

Выйдя в лидеры, Кими на этом не успокоился, и стал постепенно, спокойненько так, отрываться от Хэмилтона. "Вот и ответ Кими!" - подумалось в этот момент. Ответ на последние неудачи, критику со стороны специалистов и прессы. Ожидалось, что если Кими и ответит скептикам, то это произойдет именно в Спа, на любимой трассе. Вот ответ и состоялся!

Позади в пелетоне тоже происходили интересные события. Главной фигурой, привлекавшей внимание, здесь был Хейкки Ковалайнен. Проигравший на старте, но имевший отличный болид, Хейкки стремительно догонял и обгонял соперников. Расправился с младшим Пике, обошел Кубицу... Наконец Хейкки догнал Марка Уэббера, и тут он значительно переусердствовал. Понятно, что Хейкки стремился как можно быстрее прорваться наверх. Понятно, что машина ему это позволяла. Но кто же так атакует?!.. На торможении перед "Автобусной остановкой" Ковалайнен протиснулся внутрь, бок о бок с "Ред Буллом" Марка, но Уэббер был на полкорпуса впереди! Это было очевидно со стороны. Хейкки просто ударил "Ред Булл" в бок, как молоденький бычок рожками. Неудивительно, что за эту атаку, благополучно окончившуюся для обоих участников инцидента, Ковалайнен был наказан штрафным проездом через пит-лейн. Учитывая потерянное при столкновении время и пару позиций, Хейкки предстояло прорываться вновь... А вот Марка действительно жаль - австралиец шел в приличном темпе, претендовал на хорошие очки. Удар Ковалайнена разом испортил Уэбберу всю гонку.

Первым среди лидеров в боксах останавливался Льюис Хэмилтон. Спустя пару кругов пит-стоп совершил лидер гонки Райкконен, спустя еще некоторое время остановился Фелипе Масса. Начавшие гонку на более мягкой резине Medium, они продолжили на этом же составе, оставив Hard на финальный отрезок. Впрочем, не следовало забывать, что вполне мог пойти дождь, о чем постоянно напоминали сумрачные тучи над трассой, и тогда возможен был вариант, что жесткий состав резины вообще не пригодился бы - как известно, в случае дождевой гонки обязательное использование обоих составов резины отменяется. Выбор покрышек Medium на большую часть дистанции был легко предсказуем - в прохладных условиях Спа, где прогреть резину было не слишком просто, более быстрым должен был быть более мягкий состав.

На втором отрезке дистанции мало что изменилось. Кими был по-прежнему впереди Льюиса, разрыв примерно сохранялся. На некоторых кругах быстрее был Хэмилтон, на некоторых Райкконен, в общем, держался паритет. На некотором отдалении от Льюиса держался Масса, не вмешиваясь в борьбу двух лидеров гонки. Такое положение дел радовало - наконец-то Кими вернулся в борьбу за победу, и как вернулся! Все же без участия финна в борьбе за корону этого чемпионата чего-то явно не хватало, и уверенность Райкконена в Спа радовала.

Вторые пит-стопы два лидера проводят одновременно - и Кими, и Льюис. Но разрыв между ними все же был достаточен, чтобы шансов опередить соперника на пит-лейне у Льюиса не было. Парой кругов спустя пит-стоп проводит и Масса. Разрывы после этого остаются прежними, но на заключительном отрезке гонки Льюису удается прибавить, в то время как темп Райкконена оказывается ниже.

Порадовал во время вторых пит-стопов Себастьян Бурдэ. Они останавливались одновременно с Робертом Кубицей, Роберт вплотную преследовал Себастьяна до пит-стопа, и вот теперь они синхронно обслуживались в боксах. Однако бригады "Торо Россо" и "БМВ" сработали одинаково быстро, и на пит-лейн Бурдэ успел вернуться прямо перед носом Кубицы. Выехав на трассу впереди поляка, на еще непрогретых покрышках Себастьян смог удержать его позади себя. На протяжении всей гонки темп Бурдэ и "БМВ" Кубицы был на одном уровне, за что "Торо Россо" и ее гонщик заслуживают комплиментов! Не зря Себастьян еще в начале уик-энда сказал, что им удалось найти для Спа отличный баланс машины.

Вернемся к лидерам. Действительно, на заключительном отрезке дистанции, на более жестких покрышках, Льюису удается идти быстрее Кими, и разрыв постепенно сокращается. От тех шести секунд, что были на протяжении большей части гонки, ближе к финишу осталось меньше двух. Это было уже совсем немного, но Кими не терял уверенности, и просто так сдаваться он не собирался.

Тем временем, еще за 20 кругов до финиша Алонсо предупреждают по радио: "в течение 20 минут возможен дождь". Еще как возможен! Даже не принимая во внимание грозные тучи, зависшие над трассой, дождь в Спа возможен всегда! И кругов за шесть до финиша прогноз сбывается - на трассу падают первые капли. Однако это совсем несильный дождик, и он не должен повлиять на итог гонки. Гонки, в которой вся стратегическая карта была уже разыграна, и сильный дождь внес бы лишь большой беспорядок с превалированием фактора банальной удачи.

Между прочим, мокрая трасса в Спа становится слишком скользкой для "сухих" покрышек. Все поребрики, разметочные линии становятся скользкими, стоит лишь задеть одним колесом - и разворот неизбежен.

Дождь накрапывает, Льюис приближается к Кими - и все мысли об одном: а пойдет ли более сильный дождь? Только бы не пошел, прямо скажем, не хочется чтобы нарушился текущий расклад сил, уже сформированный долгой гонкой... За пару кругов до финиша первая восьмерка: Райкконен - Хэмилтон - Масса - Алонсо - Бурдэ - Кубица - Феттель - Хайдфельд.

За пару кругов до финиша дождь полил стеной.

Райкконен испытывает большие проблемы с управляемостью на мокрой трассе. Льюис догоняет его и начинает прессинговать. В конце круга, на торможении в "Автобусной остановке" Хэмилтон атакует, до предела затягивая торможение, блокируя резину, но Райкконен тоже тормозит предельно поздно. Льюис срезает шикану и вынужден на стартовой прямой выпустить Кими вперед. Ненадолго. Только уступив позицию Кими, Льюис тут же начинает новую атаку, слипстримом на стартовой прямой, снаружи, перекрещивает траектории и на торможении в La Source он опережает Райкконена по внутренней траектории. Кими пытается защищаться, контратаковать, - и лишь касается передним антикрылом задка "МакЛарена". Коррида началась!

А дождь тем временем усилился! Алонсо почел за благо отправиться на пит-стоп за дождевой резиной...

Кими преследует Льюиса, но выскакивает на обочину. Трасса очень скользкая. Райкконен возвращается на трассу, но тут прямо перед носом Хэмилтона на трассу возвращается развернувшийся круговой "Уильямс" (Нико Росберг)!.. Льюис вынужден уворачиваться, и в свою очередь вылетает с трассы, его разворачивает... Лидером гонки становится Райкконен, но ненадолго - скользкая трасса и инцидент впереди, который заставил делать резкие движения, привел к развороту "Феррари". Кими в очередной раз вылетает за пределы дорожного полотна, и на этот раз врезается в отбойник... Боюсь, что стена трассы Спа-Франкошам поставила крест на надеждах Кими в борьбе за титул чемпиона мира-2008...

Хэмилтон возвращается на трассу, он лидирует, и лишь чудом в этой суматохе, в этой корриде не уступил лидерства Массе, идущему не так уж далеко позади. В результате всех этих сумасшедших вылетов и разворотов Фелипе вплотную приблизился к Хэмилтону. Но 1,5 заключительных круга гонки Льюис едет крайне осторожно, его "МакЛарен" скользит по трассе, но Хэмилтон отлавливает малейшие движения.

А на третьем месте тем временем оказывается Себастьян Бурдэ! Но это еще не финал. На последнем круге Себастьян теряет позиции, увы; но потрясающий прорыв совершает Ник Хайдфельд, переобувшийся за два круга до финиша в промежуточную резину. На заключительном секторе последнего круга он последовательно объезжает Кубицу, Бурдэ, Феттеля и Алонсо, и выходит на третье место!

Хайдфельд на подиуме составляет компанию Хэмилтону и Массе. В очках финишируют также Алонсо, Феттель, Кубица, Бурдэ и Глок. Эти два парня: Хайдфельд и Бурдэ, своими выступлениями кажется ответили своим командам, которые заявили, что свое право на продление контракта эти парни должны доказать своими результатами на трассе. Как выступил Хайдфельд! А как выступил Бурдэ!

Льюис Хэмилтон же выиграл, прибавив к победе в легендарном Монако легендарную Спа. В дождевых условиях, совершив потрясающие обгоны!

Что касается чемпионата, то Хэмилтон и Масса идут на равных. Фелипе опередил Льюиса в Валенсии, Льюис ответил в Спа. И очень жаль Кими, который потерял победу за два круга до финиша, а за 1,5 - потерял гонку...

Но уже на следующей неделе другая легенда - "Аутодромо Национале", "Храм скорости" "Скудерии Феррари" в Монце!


P.S. Увы, но с отмашкой финишного флага и церемонией награждения события Гран При Бельгии не закончились. Как оказалось, стюарды Гран При занялись разбором ряда инцидентов, в том числе дуэли Райкконен - Хэмилтон, и спустя пару часов вынесли решение: наказать Льюиса Хэмилтона за срез шиканы Bus Stop, прибавив к его финишному времени 25 секунд. В результате Хэмилтон оказался на третьем месте, победа досталась Массе, а Хайдфельд переместился с третьего места на второе. Очень странное решение, так как Хэмилтон сбросил скорость на стартовой прямой, специально пропустив Райкконена вперед, вернул финну лидерство (очередной круг Кими таким образом завершил вновь первым), и лишь затем начал новую атаку. Удивительно, что она привела к успеху в La Source, так как сбросив скорость, Льюис должен был уступить в разгоне Райкконену, и Кими по-любому должен был быть впереди в первом повороте, но его машина так плохо держала трассу, что Хэмилтон смог атаковать и успешно. После этого Хэмилтона наказывают за срез шиканы, хотя он сам же ликвидировал его последствия, плюс Райкконен сошел, и этот эпизод вообще никоим образом не повлиял на результат гонки, на борьбу Хэмилтона с Массой и Хайдфельдом.

Что тут можно сказать?.. Футбольных арбитров часто критикуют, но надо сказать, что, например, определение офсайда при нынешних скоростях в футболе является не очень простым делом, и арбитры нередко могут ошибаться, что и происходит. Что тогда говорить о стюардах Гран При, когда они имеют возможность в течение нескольких часов просматривать видеозаписи, и после этого не могут вынести правильное решение?! Они что, недееспособны?.. Или они просто хотят быть слишком заметны?! Говорим "ФИА", подразумеваем "наказание"?.. Если это так, то стюардам надо выдать красивую полицейскую форму и полосатые жезлы, как символы власти, пусть будут еще более заметными фигурами!..

"МакЛарен" подает протест, и делает это совершенно справедливо. Сначала мы плачемся о малом количестве обгонов в современной Ф-1 и недостаточно напряженной борьбе на трассе, а потом стюарды бьют по рукам гонщика, который эту самую борьбу демонстрирует. Это неправильно. И лишь удовлетворение аппеляции "МакЛарена" позволит говорить о здоровой атмосфере в гонках Гран При. Иначе это будет не совсем спорт.

Также Тимо Глок был наказан 25-секундным штрафом за обгон Марка Уэббера под желтыми флагами, и таким образом уступил Марку восьмое место.


P.P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? - Ждем писем!




Справочная информация Гран-при Бельгии 2008 г.


ИТОГИ ГОНКИ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ)


Место Старт Гонщик Команда Кругов Время/сход Очков
12Масса Ф.Ferrari441:22:59.39410
25Хайдфельд Н.BMW Sauber44+9.3 с8
31Хэмильтон Л.McLaren-Mercedes44+10.5 с6
46Алонсо Ф.Renault44+14.4 с5
510Феттель С.STR-Ferrari44+14.5 с4
68Кубица Р.BMW Sauber44+15.0 с3
79Бурдэ С.STR-Ferrari44+16.7 с2
87Уэббер М.Red Bull-Renault44+42.7 с1
913Глок Т.Toyota44+67.0 с
103Ковалайнен Х.McLaren-Mercedes43Трансмиссия
1114Култард Д.Red Bull-Renault43+1 круг
1215Росберг Н.Williams-Toyota43+1 круг
1318Сутил А.Force India-Ferrari43+1 круг
1419Накаджима К.Williams-Toyota43+1 круг
1517Баттон Дж.Honda43+1 круг
1611Трулли Я.Toyota43+1 круг
1720Физикелла Дж.Force India-Ferrari43+1 круг
184Райкконен К.Ferrari42Столкновение
НК16Барикелло Р.Honda19Коробка передач
НК12Пике Н. (мл)Renault13Столкновение

Лучший круг: Райкконен К. (Ferrari) - 1:47.930 (24 круг)

Хэмильтон Л. и Глок Т. получили штрафы (по +25 секунд к показанному времени)

ЧЕМПИОНАТ ПИЛОТОВ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ)


Место Гонщик Нация Команда Очков
1Хэмильтон Л.ВеликобританияMcLaren-Mercedes76
2Масса Ф.БразилияFerrari74
3Кубица Р.ПольшаBMW Sauber58
4Райкконен К.ФинляндияFerrari57
5Хайдфельд Н.ГерманияBMW Sauber49
6Ковалайнен Х.ФинляндияMcLaren-Mercedes43
7Трулли Я.ИталияToyota26
8Алонсо Ф.ИспанияRenault23
9Уэббер М.АвстралияRed Bull-Renault19
10Глок Т.ГерманияToyota15
11Пике Н. (мл)БразилияRenault13
12Феттель С.ГерманияSTR-Ferrari13
13Барикелло Р.БразилияHonda11
14Росберг Н.ГерманияWilliams-Toyota9
15Накаджима К.ЯпонияWilliams-Toyota8
16Култард Д.ВеликобританияRed Bull-Renault6
17Бурдэ С.ФранцияSTR-Ferrari4
18Баттон Дж.ВеликобританияHonda3
19Физикелла Дж.ИталияForce India-Ferrari0
20Сутил А.ГерманияForce India-Ferrari0
21Сато Т.ЯпонияSuper Aguri-Honda0
22Дэвидсон Э.ВеликобританияSuper Aguri-Honda0

КУБОК КОНСТРУКТОРОВ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ)


Место Конструктор Очков
1Ferrari131
2McLaren-Mercedes119
3BMW Sauber107
4Toyota41
5Renault36
6Red Bull-Renault25
7Williams-Toyota17
8STR-Ferrari17
9Honda14
10Force India-Ferrari0
11Super Aguri-Honda0

Превью-2008 - Гран-при Италии: Пугающая и манящая Монца

Родион Загребельный (iHamster)

Болельщики Формулы 1 говорят "Монца" - подразумевают "Италия", говорят "Италия" - подразумевают "Монца". Гран При в этой стране всегда проводилось в Монце с 1922 года, кроме 1980 года, когда он прошел в Имоле. Кроме того, Гран При Италии наряду с Гран При Великобритании не пропустил ни один сезон автогонок в классе Формула 1. Настоящий динозавр среди мировых автодромов.

Сама Монца состоит из трех треков, для разных чемпионатов. Один из них - увядающий овал, дань памяти гонок 50-х годов, еще один символ страсти итальянцев к скорости. Этот овал должен был стать ареной битвы моторостроителей, но опасность пугала многих и овал постепенно исчез. Два остальных трека - "малое кольцо" и главная конфигурация, которую используют в большинстве гоночных чемпионатов. Она же и претерпевала самые серьезные реконструкции. В первую очередь все они были связаны с необходимостью замедлить болиды, которые в довоенную эпоху не могли предложить даже намека на безопасность и прочность конструкции. В 1928 году произошла жуткая авария, унесшая жизни гонщика Эмиллио Матерацци и 27 зрителей. После того, как подобное повторилось в 1933 году и погибло еще три гонщика, было, наконец, принято решение о добавлении двух шикан и укорачивании прямых.

С тех пор трасса не переставала делать пластические операции, мелкие нехитрые изменения, позволяющие гонщикам хотя бы ненадолго снимать ногу с педали газа. В основном, реконструкторы не проявляли особой оригинальности и просто добавляли новые шиканы. Таким образом, если вы возьмете два рисунка конфигураций Монцы старого образца и нового, наложите их друг на друга, то заметите, что по большому счету, единственное, чем изменилась трасса, так это несколькими морщинами этих самых шикан, еще одним отпечатком старости.

Но прогресс человеческой мысли нельзя остановить и несмотря ни на что скорости продолжали расти с каждым годом. В окончательном на сегодняшний день виде трасса предстала перед гонщиками и болельщиками в 2000 году, но к сожалению, без трагедии не обошлось и тогда. На первом же круге в результате аварии, и летящих от нее словно шрапнель осколков, погиб маршал.

Сегодня длина трека составляет 5,793 км, и он по прежнему числится самым скоростным в календаре Формулы 1. Ко времени, когда гонщик наконец добирается до финиша Гран При, педаль его тормоза уже успевает покрыться мхом. Связка первых двух поворотов - самый медленный участок трассы, который гонщики проходят на первой передаче, еле касаясь педалей. Это также самый опасный поворот, особенно на первом круге. Завал из машин здесь скорее правило, чем исключение. Многим гонщикам не находится места и они вынуждены срезать этот поворот, а, учитывая инцидент с наказанием Льюиса Хэмилтона на прошедшем в эти выходные Гран При Бельгии, можно предположить, что многие будут с интересом и нескрываемым злорадством наблюдать, как ФИА поступит с провинившимися в Монце.

Разгон по параболе третьего поворота с утопленной в пол педалью газа выводит гонщиков к шикане. Используя поребрики, гонщики проходят связку на второй передаче и стремительно разгоняются до двух быстрых правых поворотов. Они проходятся на четвертой и третьей передаче соответственно. Последний из них - Лесмо, представляет особый интерес, так как он задает темп для следующей длинной прямой, на которой можно предпринять обгон за счет скорости.

Очень интересным для гонщиков всегда был Варианте Аскари, восьмой поворот. После позднего торможения пилот входит в левый поворот на третьей передаче и, аккуратно добавляя газ, проезжает быстрый правый, поднимаясь до четвертой, чтобы затем нацелится на поребрик последнего левого поворота и на полной скорости выйти из Варианте Аскари. Еще одна прямая, и скоростной правый, представляющий собой небольшой бэнкинг, из которого пилоты выходят на прямую старт/финиш.

Для Монцы команды готовят, чуть ли не отдельные болиды, используя специальные аэродинамические элементы, разработанные для итальянской трассы. Прижимная сила здесь самая низкая во всем календаре и болиды очень часто норовят уйти с трассы в гравий. Недостаточная поворачиваемость - первая проблема, к которой приходится привыкать гонщикам на этой трассе. Повороты Лесмо, Варианте Аскари и последний - Параболика, требуют всей возможной точности управления, а порой гонщикам приходится даже использовать технику контролируемого заноса. А после этого очередная порция ничем не сдерживаемой скорости. Проблемы для инженеров создает мотор, который тяжело переносит подобные издевательства на протяжении всех 53 кругов и отказ двигателя может стать для команд реальной угрозой.

Несмотря на то, с какой редкостью в Монце используются тормоза, максимальная нагрузка на них ложится очень высокая, потому что чаще всего машину приходится останавливать с седьмой передачи. Также трасса предъявляет сильные требования для покрышек, так что сюда, как и в Бельгию, Бриджстоун привез самые твердые типы - Medium и Hard. Чтобы уменьшить износ после многочисленных агрессивных атак на поребрики для подвески выбираются преимущественно мягкие настройки.

Трасса, известная каждому поклоннику и любимая фанатами скорости, она видела всех легенд Формулы 1, но мало кому позволяла побеждать у себя более двух раз. Пугающая и манящая, захватывающая и опасная, Монца всегда была и остается символом скорости. Символом того, как неудержим прогресс техники и как велико мужество гонщиков.

Будем смотреть?


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? - Ждем писем!

Результаты предыдущего опроса

4 место в Кубке Конструкторов 2008 года займет:
- "Тойота"; 36 [69.2%]
- "Рено"; 11 [21.2%]
- "Вильямс"; 3 [5.8%]
- "Рэд Булл"; 2 [3.8%]

Тучи над Дезире

Иллюстрированная версия материала
Оригинал статьи: "Autosport", 28.08.1980.
Перевод и литературное изложение: aksioma.

В каждом виде спорта имеются свои болтливые персонажи, они же лучшие, или иногда, худшие публицисты. Мохаммед Али это один из немногих, кто мог от них отделаться. В то же время, есть и другие, более скромные герои, кого пресса иногда выхватывает, как нечто новенькое, но если они, упаси Господи, не оправдывают ожиданий, про них так же быстро забывают. Дезире Уилсон прошла через все это шесть недель назад, когда она пыталась квалифицироваться на Гран-при Великобритании: она фигурировала на страницах всех национальных газет, и была вынуждена выйти на практику, зная, что все ждут, что ее RAM Williams FW07 будет квалифицирован где-то в середине стартовой решетки.

Дезире признает, что провал в квалификации стал сильным ударом по ее вере в себя, и она очаровательно откровенна в том, что касается давления, обрушившегося на нее в Брендс-Хетче. Сейчас она еще более полна решимости еще раз попытаться пробиться в гонки Гран-при, потому что Брендс-Хетч научил ее, прежде всего, одной вещи. Она знает, что она этого достойна.

***

"Я была поражена тем, что не смогла квалифицироваться, потому что я действительно была уверена, что это будет легко. Я думаю, в том, что я не понимала, насколько на самом деле быстры пилоты Гран-при, виновата моя неопытность. Вы знаете, что лучшие из них делают круг по Брендс-Хетч за 1 минуту 11 секунд, и, конечно, вам кажется, что с машиной Алана Джонса вы скоро сможете показывать то же время. Но этого не происходит, по крайней мере, не сразу. Очень много вещей должны быть сделаны правильно, чтобы вы могли показать такое время".

Дезире знает, что дни тестов шин Goodeyar в июне помешали ее настрою, потому что она была на 0.3 секунды быстрее, чем Руперт Киган на таком же FW07, а ее лучшее время - 1 минута 15,8 секунды было установлено на самом твердом из возможных составов резины. Ее машина была великолепна, и она была уверена, что имея больше времени и лучшие шины, она будет еще быстрее. А на деле ее лучшее время, не принесло ей места на стартовой решетка Гран-при.

Всегда готовая признавать свои ошибки, Дезире никогда не была гонщиком, склонным искать оправдания собственной неконкурентоспособности, тем интереснее послушать ее объяснения, почему она не смогла квалифицироваться в Брендсе. Не забывайте, что она не смогла побить свое тестовое время во время официальной практики. "Этому нет оправданий. Может быть тысячи причин, почему ты не смог пробиться в гонку, но не оправданий. Однако среди моих проблем есть две главные.

Во-первых, у машины, на которой я ездила на Гран-при, было несколько другое шасси, что, возможно, немного смутило меня психологически. Я действительно сумела в первый день показать 1 минуту 17 секунд - на три секунды хуже моего тестового времени - но машина слушалась просто ужасно. Каждый раз, когда я входила в поворот или наезжала на неровность, задняя часть машины срывалась. Во время тестов шин машина была очень чувствительна к повороту крыла даже на один градус, но во время практики, что бы мы ни делали с аэродинамикой, разницы не ощущалось.

***

Дезире Уилсон прошла через серию взлетов и падений в этом сезоне. Добившись своей первой победы на машинах Формуле-1, и выиграв две гонки чемпионата мира среди спорт-каров, она не смогла квалифицироваться на Гран При Британии. Марк Хьюджес недавно посетил ее, чтобы узнать, что она думает о мире Гран При и о своем будущем...

***

Пытаться привести машину в порядок было совершенно невозможно, потому что у меня с Джоном МакДональдом, менеджером команды, не было никакой связи. У нас были прекрасные отношения в июне, но все резко поменялось. Не из-за моего отношения - я была там, чтобы попытаться улучшить машину, но он сказал, что проблема была во мне, а с машиной все было в порядке. Это неправильно. Даже если с машиной все в порядке, нельзя говорить гонщику, что у него психологические проблемы.

Я так и не сказала ему, что это было другое шасси, - оно не ощущалось, как та же самая машина. Сиденье было другим, и мне было неудобно. Это один заезд, сказал он мне, и сиденье тут такое. Не было времени беспокоиться о сиденье, когда машина так плохо управлялась. Наконец, под конец первого дня, я отвела Джона в сторонку и сказала, что шасси нужно привести в порядок. Он поговорил с Хоуденом Ганли и, по моим объяснениям, согласился, что с машиной что-то должно быть не в порядке.

Казалось, машину улучшили ко второму дню практики. Дезире установила 1 минуту 15,8 секунды на шинах типа "B" во время утренней не хронометрируемой сессии. Она чувствовала себя более уверенно, пока машина не начала вибрировать на торможении.

"Мы не могли понять, в чем проблема, весь уик-энд. Роберт Киган ездил на моей машине, после того, как повредил свою, и после утреннего warm-up в день гонки он пришел и сказал, что машина была дьявольской на торможении. Ты, конечно, можешь приказать себе не обращать внимание на такие вещи, но это очень трудно сделать, когда ты тормозишь перед Хотторнс на 170 миль в час, и машину внезапно начинает бросать слева направо.

К тому же было еще много мелких проблем в финальной части серии. У меня ушло четыре круга на новые тормозные колодки, в то время как все остальные устанавливали время на новых шинах, а потом Рене Арну попал в аварию, и серию остановили. На новом комплекте шин машину внезапно резко занесло влево в Друидс, и мы обнаружили, что новые передние шины не подходили к шасси. Как раз когда я думала, что близка к быстрому кругу, который был мне нужен, команда позвала меня в боксы на дозаправку, так что я так и не смогла набрать достаточное количества кругов подряд, чтобы показать хорошее время. Я поняла, что не нужно четыре или пять быстрых кругов на Williams, это совсем не похоже на мою Aurora Wolf".

От гонщика, который находится в хвосте пелотона, требуется большая концентрация, чтобы смотреть в зеркала во время практики и вовремя уступать дорогу. Неизбежно кого-то иногда задерживают. Жак Лафит заявил, что он думает, что женщине нет места в Формуле-1, потому что его ненадолго задержала Дезире, и он выказал свой гнев в том спорном инциденте на задней прямой. Он подрезал Williams, вынудив Дезире резко затормозить с вылетом на траву. "Это было глупо - мне это не слишком помешало, потому что агрессивное поведение на трассе вполне естественно, но он говорил какие-то странные вещи на телевидении, которые, я считаю, были совсем необязательны. Такое случается с каждым, особенно в гонках Гран-при. Мне сказали, что Дидье Пирони практически выпихнул Дерека Дэлли с трассы в Друидс, потому что тот сдерживал его на протяжении целого круга".

Гонщиков-джентльменов на самом деле очень мало. Дезире хвалит вежливость Алана Джонса, который каждый раз махал рукой, говоря "спасибо", когда она его пропускала, и Карлоса Рейтманна и Джоди Шектера, потому что они никогда не проявляли никакого раздражения, если она их ненадолго придерживала. Но гонщики Гран-при - это горстка шовинистов, и вы можете быть уверены, что Лафит единственный, кто озвучил те мысли, которые остальные оставили при себе.

Желая узнать, какие гонщики ей нравятся, я спросил, с кем из пилотов она познакомилась. "На самом деле, ни с кем! Должна признать, я чувствовала, что у меня нет ни одного друга в целом мире. Кажется, они действительно думали, что мне здесь не место. "О, нет, только не еще одна женщина - их и так предостаточно!" Но я сталкивалась с таким отношением так часто, что это уже не в новинку для меня.

Я уверена, если бы Джоди был ближе на пит-лейн, он бы попытался, потому что он всегда был довольно дружелюбен. И я, конечно, могла бы получить какой-то совет, но я слишком стеснялась, чтобы подойти к кому-то вроде Алана Джонса и сказать: "Извините, вы не могли бы помочь мне настроить машину?", потому что время официальной тренировки вряд ли подходит для вопросов. Все это казалось очень серьезным и важным, но гонки Гран-при - это такой закрытый клуб, где каждый думает о том, будет ли он здесь в следующем году, и гонщики не хотят никому помогать.

Что касается Руперта, мы очень хорошо общались в июне, но в июле он даже не говорил со мной. Я думаю, он проехал действительно хорошо, тем более, что, кажется, у него не было никаких проблем с машиной. Кое-что меня раздражало, впрочем, - это то, что моя машина всегда стояла в гараже за машиной Руперта. Мне хотелось оказаться на трассе, как только начиналась тренировка, и когда я уже сидела в машине, Руперт еще пять минут забирался в машину. В то время как все остальные уже были на трассе и устанавливали время!"

В общем, это большое событие показалось Дезире очень нервным, потому что ей не хотелось разочаровать людей, которые трудились, чтобы предоставить ей эту возможность. Перед этим у нее сезон складывался удачно: она выиграла гонку серии Авроры в Брендс-Хетч в Понедельник Светлой седмицы и две гонки чемпионата мира спорткаров с Аланом де Каденетом, - так что она чувствовала, что готова использовать этот шанс. На то, как она квалифицируется, принимались ставки, и многие иностранные журналисты хотели поговорить с ней: "Иногда мне хотелось сказать им всем, чтобы шли прочь, потому что после того, как выберешься из машины, очень важно полчаса пообщаться с менеджером команды и с механиками, но, когда тебя показывают в прямом эфире, нельзя грубить этим людям. До этого я две недели постоянно общалась с прессой, так что, по крайней мере, я могла сказать знакомым людям, чтобы пришли позже".

Без сомнений, уверенность Дезире в своих силах получила сильный удар в Брендс-Хетч, и гонка серии Аврора в Меллори-Парке две недели назад придала такой необходимый стимул. Большую часть гонки она преследовала Гая Эдвартса на своем Wolf с недостаточной поворачиваемостью - машине, которую Кевин Коган серьезно разбил в Монце - в борьбе за третью позицию. "Мне понравился уик-энд. Команда не обращалась со мной, как с "пташкой, которая не смогла квалифицироваться на Гран-при", и спокойная атмосфера - это было то, что нужно. Я никогда не чувствовала себя более "как дома" в команде, чем в "Theodore Racing" - Джулиан Рэндаллс, управляющий командой, совершенно не питал иллюзий и был честен со мной, и механики очень помогали. То же самое можно сказать о Колине Бенетте, который ездил на Lotus 78 во время уик-энда.

Но в Авроре сравнительно легко, потому что я знаю, что буду где-то впереди, но сейчас мне там больше нечему учиться. Я действительно надеялась попасть в гонки Гран-при в следующем году - но я не знаю, есть ли такая возможность, пока я не нашла щедрого миллионера. Не волнуйтесь, я не собираюсь стать женщиной-суперзвездой! Все, чего я хочу, это гоняться в Гран-при, но, будучи реалисткой, думаю, мне придется пойти в Формулу-2 в следующем году.

Ф-2 будет гораздо более сильной, и мне придется выкладываться полностью все время. В Авроре только первые пять пилотов конкурентоспособны - я бы не сказала, что они великолепны, - но в Ф-2 первые пятнадцать или около того очень хороши. Ф-2 научит меня напряженным гонкам и "обращению" с граунд-эффектом. Я уверена, что это лучшая из возможных подготовка к Гран-при - что-то меньшее будет просто бесполезным, и если я сделаю шаг назад, например в Ф-3, думаю, я умру от разочарования от недостатка мощности".

Дезире теперь считает, что для успеха, очень важно быть в правильной команде, а значит, в заводской команде. Она никогда не выступала за заводскую команду, и у нее никогда не было действительно конкурентоспособной техники, и, кроме того, выступление за частную команду налагает определенное ограничение - страх повредить незаменимую машину.

"Я бы хотела, чтобы меня выпустили на заводской машине и сказали победить...не смотря ни на что. Частная команда будет просто потерей времени, потому что только заводская команда может позволить себе тестироваться так часто, как это необходимо. Если ты будешь плестись в хвосте, люди просто спишут тебя, особенно если ты женщина".

Сейчас, когда судьба титула в европейской Ф-2 решена, как раз то время для начала набора кадров в эту конкурентоспособную серию. Несмотря на провал на Гран-при Британии, Дезире в этом году показала себя решительной, быстрой и разносторонней. Она абсолютно точно лучшая женщина-гонщик в мире, и если это не пользуется спросом, то что тогда?

Ники Лауда, Херберт Фелькер. Моя судьба. #32

Перевод и редакция:

Предыдущие части читайте в архиве.

Глава 16 (часть 2)
Ибица

Все усложняется тем, что мне требуется белье, свитера, рубашки, носки, брюки. Два раза в месяц я выбираю по пять или шесть свитеров у Boss, и этого едва хватает на то, чтобы покрыть потребности. Когда бы я ни зашел в бар Альби "Ла вилла", мне на глаза попадается кто-нибудь в моей одежде. Даже свитера Marlboro, которые выдаются исключительно членам команды, чтобы надевать их на пресс-конференции, покидают мой шкаф и украшают какого-нибудь нуждающегося хиппи. "Бедняга так мерз", - говорят мне, - "ты бы сам отдал ему этот свитер, если бы был дома". Тилли носит мои брюки, Марлен мои футболки, и вся Ибица - мои свитера.

Как правило, вместе с нами живет моя золовка Рената со своими двумя детьми, поэтому нам не так одиноко с нашими собственными обоими отпрысками, двумя собаками, двумя пони и морскими свинками, которых надо защищать от Тассо. У нас также любит бывать мой шурин Тилли, чилиец и красавец, отличный художник и человек, которому удается все, за что бы он ни взялся. Больше всего на свете он любит лошадей, у него их три. Ездить верхом он предпочитает по ночам, с лампой на лбу, как у шахтеров. "Почему бы тебе не кататься днем?", - спросил я его, и он ответил, что днем слишком жарко даже лошадям.

Если в два часа ночи зайти в бар Альби, посреди Сан Ойлалиа, первым делом замечаешь привязанную снаружи лошадь, как в "Полдень" [Полдень (High Noon) - классический американский вестерн 1952 года, с Гарри Купером и Грейс Келли в главных ролях.]. На лошади отличной работы чилийское седло с обернутым вокруг белым лассо, за ним одеяло для ночевок и сумка с провизией на три месяца. Все это охраняет собака Тилли.

Тилли сидит в баре среди хиппи, на нем широкополая чилийская шляпа и сапоги для верховой езды, он похож на Джанго [Главный герой одноименного итальянского вестерна (1966).]. Я спрашиваю: "Что ты тут делаешь?", он указывает головой в сторону бара. Там стоят тысячи бутылок, и я не знаю, что он имеет в виду. Но если присмотреться, то можно заметить поставленный на подзарядку фонарь. Через полчаса он пристегивает лампу к сомбреро, зовет собаку, зовет лошадь, взлетает в седло и исчезает в ночи, оставляя за собой след из искр на асфальте. У Тилли на данный момент, кажется, нет собственного жилья, он спит то у Альби, то у меня, то вместе с лошадью на лоне природы.

Когда Маттиасу исполнилось четыре года, Тилли купил ему пони, хотя я был против, потому что не представлял себе, кто будет о нем заботиться. Не важно, Тилли и я забрали пони с другого конца острова, Маттиас был счастлив, а вот Лукас остался при своем мнении по вопросу о том, что пони всего лишь один. Кроме этого нам требовалась для пони тележка, но крестьянин, у которого была как раз подходящая, соглашался продать ее только с еще одним пони. Мне было совершенно ясно, что скоро их у нас будет два. И конечно, нам понадобилась конюшня.

Рядом с нашим земельным участком есть большой луг, который мне постоянно предлагают купить, но по цене в четыре раза превышающей его настоящую стоимость, и поэтому я постоянно отказываюсь, пусть даже Марлен и считает, что нужно обязательно брать. Во время сезона Гран-при 1985 года на границе участков под руководством Тилли была построена конюшня для пони и после каждой гонки стена становилась немного выше. Через какое-то время я заметил, что эта конструкция достигла размеров настоящего дома - гигантский сарай, закрывающий вид на море. Тилли так запланировал конюшню, чтобы рядом с пони совершенно случайно нашлось место для его трех лошадей - крупных чилийских жеребцов. Однако затем пришел наш сосед. Доказал, что мы строили слишком близко к границе участка и был уверен, что теперь уж я точно куплю его луг за четырехкратную цену. Я все равно его не купил, и мы снесли эту конюшню-монстра. Теперь я сам проследил за делом, и мы построили милую маленькую конюшенку. Она и сегодня еще стоит и все счастливы.

Вообще-то все наши трения заканчиваются хорошо. Даже после самых больших ссор и самых жестких штрафных санкций со стороны Марлен никогда не заходила речь о разводе. Мы женаты уже почти десять лет, и у нас все отлично. Ссоры служат исключительно для того, чтобы меня улучшить и изменить. Я постоянно удивляюсь, как два настолько разных человека могут уживаться вместе. Сам я расчетливый, эгоистичный, целеустремленный трудоголик, а Марлен - полная тому противоположность: игривая, любящая удовольствия и бессистемная. Делает она почти всегда только то, что нравится, у нее полностью отсутствует та дисциплина, которую я впитал с молоком матери. То, чего у меня слишком много, у нее слишком мало, и мы странным, чудесным образом дополняем друг друга.

Я не строю себе иллюзий, обычное обывательское ежедневное сосуществование у нас бы не сработало. Мои многочисленные поездки, работа в Австрии, дом в Испании не позволяют нам приклеиться друг к другу, когда бы наши противоположности еще больше обострились бы.

Ибица - это лучшее, что могло с нами случиться. У меня меньше проблем с министерством финансов, Марлен счастлива от испанского окружения, живет рядом со своей матерью и сестрой Ренатой, а дети растут, как молодые щенки. Лукас (6 лет) и Маттиас (4 года) открытые, добросердечные и милые дети, они отражают отношение к ним матери (кстати, вся бессистемность и непоследовательность Марлен сразу заканчиваются, когда речь заходит о воспитании детей, тут часы идут по-другому).

Младший, то есть Маттиас, искатель приключений, бесстрашный, его ничем не удивишь. Если он сидит на дереве и прыгает вниз, то кричит "Лови меня!" и надеется, что все как нибудь обойдется. Лукас в такой ситуации сначала проверил бы, готовы ли его поймать. У обоих детей немецкий и испанский в равной степени родные языки, Лукас ходит в испанскую школу, Маттиас в испанский детский сад.

Сначала я собирался вернуть семью в Австрию, как только дети достигнут школьного возраста. Об этом теперь и речи не идет, потому что на Ибице все счастливы. Я думаю, было бы невозможно перевезти Марлен снова в Австрию. Ей никогда по-настоящему не нравилось в Зальцбурге, людей там она считает слишком скованными, никакого сравнения с ее кругом знакомых на Ибице.

Мне тоже идут на пользу те пара дней, которые я провожу на Ибице между работой. Наш дом находится недалеко от Санта Ойлалии, на небольшом холме, примерно в трех километрах от моря, которое хорошо видно. Благодаря орошению, вокруг много зелени. Сам дом был обычной испанской загородной виллой, пока мой шурин Тилли гениальным образом его не перестроил, он очень светлый и просторный, очень по-испански - никакого сравнения со строгими формами в Зальцбурге. Поскольку к нашему дому ведет только одна отвратительная дорога, тут, к счастью, не так много фанатов, в Зальцбурге они стали настоящей проблемой.

Также удачей для нас стало существование Альби Клари, хорошего друга и человека, с самого начала работающего в Lauda Air. У него чудесный бар "Ла вилла" в Санта Ойлалии и ресторан с дискотекой в городе Ибица. Он всегда в курсе, что происходит и где весело.

Нашу жизнь на Ибице, конечно, обогатил и многократно уже упомянутый Тилли. Он родился 32 года назад в Чили и во многом похож на свою сестру Марлен. Как художник, он имел большой успех примерно десять лет назад и получал неплохие деньги за свои картины (любимая тема: девственный лес). Уже пару лет он живет на Ибице и почти не рисует. Недавно я спросил его, почему, и он ответил:

"Здесь я доволен, не работая, это плохо для художника. Художнику требуется конфликт с реальностью, ему нужны заботы и недовольство. Недовольство можно любить, если воплощать его в искусстве. Наверное, лучше всего работается в тюрьме. Ибица же смертельна. Здесь слишком хорошо, слишком беззаботно. На Ибице почти нет художников. Многие сюда приезжали, но мало кто из них продолжал рисовать".

Мой дорогой шурин, кстати, считает, что это и меня касается: "Наслаждение недовольством можно воплощать в искусстве, а можно и в вождении машины, как ты. Когда ты будешь всем доволен, ты не сможешь больше гоняться".

Так что Тилли работал экспертом по антиквариату и реставратором, а еще механиком и архитектором. Он умеет все. Четыре года назад он решил сконцентрироваться на лошадях и принялся за это обычным для себя образом, с полной самоотдачей. Он будто бы приступил к новой работе, добыл все необходимые знания о лошадях, и сегодня он одинаково хорош, как ветеринар и как кузнец.

Иногда Тилли говорит, что его самая большая любовь - это сельское хозяйство. Однажды он вернется обратно в Чили и станет крестьянином, то есть повторит тот эксперимент, который не удался его отцу в пятидесятых. Но он примется за дело совсем по-другому, с намного большими знаниями, а не просто гоняясь за идеалом.

Продолжение следует

Алан Хенри. Benetton. Команда Формулы-1. #15

Перевод: Сергей Белобородов

Предыдущие части читайте в архиве.

Иллюстрированная версия материала

Глава 7. Коммерческая сторона

Спонсорский портфель Benetton сформирован на основе значительных вложений известных международных корпораций, который дополнен широким списком компаний, спонсирующих специалистов команды. Это организации, которые не только очарованы завораживающим образом, предлагаемым чемпионатом мира Формулы-1, но доказывают без сомнения, что автогонки Гран-при имеют всемирную досягаемость маркетинга, которая сочетается с немногими, если таковые вообще имеются, конкурирующими профессиональными спортивными состязаниями.

Ключевой титульный спонсор на машинах Benetton B198 - японская марка сигарет Mild Seven, вторая в мире по объемам продаж, в то время как United Colors of Benetton и Playlife - многонациональная производственная группа спортивного оборудования, которая включает такие марки, как Nordica, Prince, Kastle и Roller-blade - конечно, непосредственно ассоциируются с семейством Бенеттон.

Другие главные спонсоры - это Federal Express, Agip, Korean Air, Akai, Bridgestone, Hewlett Packard, D2 Privat (Telecom), PL SA Ceramica, Rauch, Minichamps и OMB (оборудование для домашнего хозяйства).

Как пример выгод от спонсирования Ф-1, Federal Express предлагает классический случай. "Гонки Ф-1 воплощают четкое взаимодействие в условиях невероятно высокого давления", - говорит Джон Купер, вице-президент по Маркетингу и Обслуживанию Клиентов в Federal Express Canada Ltd. - "Наши служащие стоят перед лицом подобных вызовов каждый день, так что спонсирование Benetton было тем, что надо. Нашим клиентам FedEx предоставляет скорость, надежность и технологию. В команде Benetton мы имеем отношения с другим глобальным предприятием, которое разделяет подобные ценности".

Кроме того, имеется выгода от приближения FedEx к его клиентам, используя ассоциацию с Benetton как содействующий инструмент. Когда FedEx установил новое оборудование в Бирмингеме на 2 миллиона фунтов стерлингов, его близкие связи с командой демонстрировались фактом, что Главный конструктор Benetton Ник Вирт был почетным гостем на церемонии.

"Мы были рады пригласить трех победителей недавних соревнований FedEx на Британский Гран-при 1998 года", - сказал Монти Фейс, Исполнительный директор FedEx по Великобритании и Ирландии. - "Мы также оказали гостеприимство во время испытательного дня FedEx для малышей, на который пригласили наших клиентов и их детей, чтобы они могли увидеть фабрику Benetton и пит-лейн в Сильверстоуне во время тестовых заездов, где они были просто "захвачены" фотосессией с Александром Вурцем".

Другие сотрудничества, как например с Hewlett Packard, имеют более прямое отношение к ежедневной работе Benetton в Формуле-1. Команда использует автоматизированные рабочие места НР для многих своих процессов проектирования, и продукты НР также используются для помощи инженерам в решении задач анализа огромного количества данных телеметрии, которые они получают непосредственно с автомобилей.

Что касается различных требований спонсирования, Дэвид Ричардс и его коллеги были весьма успешны в убеждении, что команда не равняется на авангардную, если не сказать безвкусную, шокирующую тактику некоторых из недавних общих рекламных кампаний Benetton.

Однако имеются также более важные долговременные проблемы спонсирования, которые требуют срочного внимания. Недавно принятое законодательство ЕЭС означает, что часы теперь отсчитывают время до запрета спонсирования табачными корпорациями Формулы-1 в Европе. Так каким Ричардс видит управление Benetton к концу этого периода?

"Я думаю, что важно установить то, какой вид индивидуальности марки мы выбираем непосредственно для нас", - сказал он. - "Кто мы, за что мы стоим и каким должно быть визуальное воздействие, которое мы предлагаем. Мы должны четко установить это к концу 1998 года, но чтобы определить это, нам предстоит очень много дебатов.

Я объяснил все это в доступных понятиях семейству Бенеттон и нашим рабочим в Энстоне, но мы должны извлечь сущность из ключевых элементов и затем начать изменять вещи изнутри. Мы должны установить основные культурные ценности бизнеса, говоря, что таким путем мы будем вести себя, это будет путь, которым мы отвечаем нашим клиентам и нашему персоналу. Как только это будет установлено в пределах компании, мы продолжим проецировать этот образ на внешний мир.

Это немного похоже на объединение людей в клуб единомышленников. Аналогично и для спонсоров, возможно, что, как только мы установим индивидуальность нашей марки, некоторые из них могут почувствовать, что мы не соответствуем их потребностям. Я думаю, что это маловероятно, если вообще случится, но мы должны уйти от мысли, что лучший спонсор - просто тот, у которого самый большой чемодан с деньгами.

Есть так много аспектов команды для рассмотрения. Во-первых, победа. Команда должна быть успешной, это является одним из ключевых моментов. Во-вторых, команда должна быть прибыльна. Вы не можете продолжать вкладывать деньги в этот бизнес без фактического получения прибыли. В-третьих, команда должна поддерживать свой собственный образ и индивидуальность. Это элемент, который слишком легко упустить".

Ричардс чувствует, что если команда полностью концентрируется на исполнении, в момент, когда работа резко идет на спад, вы имеете небольшую ценность. "Вам больше нечего предложить. Но если вы - Ferrari, если вы не успешны, вы все еще создаете ценность. И если вам удается совместить все вместе, вы становитесь супер-командой".

Benetton имеет очень сильную команду людей, работающих над техникой, но также многое из недавней прибыли возможно было получено из бизнеса скорее, чем из заново вложенных в создание нового образа средств.

Ричардс полагает, что у него не будет больших трудностей в продвижении его мнения в условиях этого вызова, он чувствует, что различия между управлением топ-командой Ф-1 и раллийной командой действительно являются трудноуловимыми.

"Помимо очевидного факта, что в Формуле-1 наматывают круг за кругом, а в ралли едут вверх и вниз по горам, и Формула-1, и ралли привлекают очень разных зрителей. Так, ценности и профиль ралли предлагают очень различную индивидуальность, которая отличается от Формулы-1. Структуры команд различны, но тут, я думаю, имеются достаточные параллели, которые позволили мне привлечь опыт из прошлого, давая мне понимание того, как справиться с новым вызовом.

Я преднамеренно принял сдержанную позицию, и на фабрике и в паддоке Ф-1, потому что я чувствую, что я должен понять большинство проблем, связанных с гонками Гран-при перед тем, как давать какие-либо личные оценки".

Что касается Джанкарло Физикеллы и Александра Вурца, Ричардс полагает, что их приход в Benetton был весьма необходимым для поддержания командного духа, а также очень привлекательным для нынешних и будущих спонсоров.

"Мы имеем долгосрочные контракты с ними обоими, и они - очень внушительный молодой союз, " говорит он. " Я впервые встретил их в конце прошлого года и был поражен фактом, что у них настолько разные характеры.

Александр очень целеустремленный, вдумчивый и интенсивный человек, что, возможно, отражает его воспитание со слегка германским подходом к вещам. Более вежливый, восхитительный, "соседский" тип характера, которого вы не могли даже желать встретить. Он действительно вдумчивый человек и действительно командный игрок, так же, как и Джанкарло. И если есть хоть один единственный фактор, который изменил дух этой организации, то это не мой приход, а приход этих двух гонщиков.

Джанкарло, напротив, является слегка более ярким, более итальянским, полным естественного таланта. Его невозможно недооценить. Он и Алекс - это и дополнение друг друга, и большая помощь друг другу. Но они настолько различны. Джанкарло может допоздна быть на дискотеке, тогда как Алекс спокойно может провести ночь с книгой. Но энтузиазм и обязательства, которые они оба приносят, огромны. Они прилагают 100 процентов усилий, чтобы решить целое уравнение".

Часть работы гонщиков составляет общение со спонсорами во время уик-эндов Гран-при, сопровождение их, и вообще быть приятным хорошим людям, которые помогают финансировать их команду. "Гонщики часто жалуются на это", - говорит Ричардс, - "но действительность состоит в том, что без этого вида финансовых инвестиций они не заработали бы того, что они имеют сегодня.

Мы стараемся свести все к минимуму, но когда я слышу людей, жалующихся на свое прошлое, я заглядываю в мой дневник и нахожу, что большинство гонщиков занято в половину меньше дней, чем их технический персонал, и конечно меньше чем средний человек с улицы. Например, я думаю, Ален Прост обнаружил, что будучи владельцем команды, он тратит намного больше времени, чем на завоевание тех четырех мировых титулов, которые он сделал как гонщик!"

***

Оцененное качество

The Benetton Group, чьи спортивные бренды дополняют традиционные повседневные коллекции для мужчин, женщин и детей, является сейчас одной из самой больших групп текстиля и одежды в мире, с полным товарооборотом в 4200 миллиардов лир. Это говорит о том, что крупные достижения, полученные в собственных лабораториях команды Формулы-1, направлены на правильное использование в развитие и производство спортивного оборудования и одежды.

"Наши обязательства в Формуле-1 очевидно стоит нам денег", - говорит Лучано Бенеттон, соучредитель компании, которая придала новое значение рекламе на транспортном средстве. - "Но это также было очень престижно, и наш общий образ, конечно, извлек выгоду".

"В начале нашего присутствия мы были не совсем в форме, но потом начали выигрывать гонки и чемпионаты. Нас стали ценить за то, чего мы достигли, и мы очень гордимся этим.

С точки зрения шоу-бизнеса было бы здорово, если бы имелся гонщик от каждой из стран, которые принимают Гран-при. Но наша цель состоит в том, чтобы взрастить талант, независимо от национальности. Мы имеем двойной бонус с таким гонщиком, как Физикелла, [итальянец, гоняющийся за итальянскую команду], у которого также есть все, что требуется, чтобы стать чемпионом Мира".

В The Benetton Group подчеркивают, что их "страсть к жизни и спорту" также демонстрируется через собственные баскетбольную, регбийную (обе лидируют в своих первенствах в 1997 году) и волейбольную команды.

Продолжение следует

Деловой раздел


ДИСКУССИОННЫЙ ЛИСТ Ф1-МОМК


Говорить здесь можно обо всем, относящемся к Ф1 или жизни рассылки, убедительно отстаивая в дебатах свою единственно верную точку зрения.

Подписаться на дискуссионный лист.


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1


САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.


ВИДЕОЗАПИСИ ФОРМУЛЫ-1 В УЗБЕКИСТАНЕ


Записи Формулы-1 трех последних и этого сезона на DVD-дисках теперь доступны и в Ташкенте.

Все вопросы решаются по адресу alexakim@tshtt.uz. Просьба в теме сообщения писать "Формула-1".


ФОРМУЛА-1 С УЛЫБКОЙ :-)


http://www.raiden.net.ru - сайт посвящен юмору в "Формуле-1". Здесь вы найдете множество анекдотов, забавных рисунков, прикольных фотографий и другого рода интересный и забавный материал о "Формуле-1".


ПОКЛОННИКИ Ф1, НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ В ПЕРЕВОДЕ!


Имеются следующие книги по "Формуле-1" на английском языке:

  • Piero Casucci, Enzo Ferrari. "50 years of Motoring". 1980 год. (желательно знание техничесих терминов)
  • Timothy Collings. "The new Villeneuve. The life of Jacques Villeneuve." 1997 год. (переводит 1 человек)
  • Gerald Donaldson. "Gilles Villeneuve. The Life of the Legendary Racing Driver". (переводит 1 человек)
  • David Tremayne. "Jordan. Formula 1 Racing team". 1998 год.
  • Bruce Grant-Braham. "Lotus. A Formula One Team History". 1994 год.
  • Tremayne David. "Rubens Barrichello. In the spirit and the shadow of Schumacher". 2005 год.
  • Roebuck Nigel. "Chasing the title. Memorable moments from fifty years of Formula-1". 1999 год.

Кто может и хочет помочь с их переводом на русский язык,
пишите на rainman@nm.ru или на f1-momk@rambler.ru.


САЙТ ХЕЙККИ КОВАЛАЙНЕНА


Великолепный мультиязычный проект, посвященный финскому пилоту "МакЛарен Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий, викторина, возможность задать свой вопрос непосредственно Хейкки!

Выходные данные

Редакция

Редакционная политика

  • Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.
  • Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.
  • Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие изменения использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.
  • Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве и рассмотрит все предложения.
  • При использовании материалов проекта активная ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

  • Полный тираж издания: 42877 экз.
  • При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).
Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru

 

© Ф1-МОМК
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное