Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #300 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах о Формуле-1
Выпуск #300 от 10 апреля 2008 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-alliance.ru \ blynsky.narod.ru \ freewebtown.com/f1momk

Сегодня в номере:

Неделя
Вопрос номера
Версификаторные россказни - "Топ-трио после трех..."
FormulaMag.com представляет
Обзор-2008 - Бахрейн: Бразильский ответ скептикам

Книги
Моя судьба. #10
Эрик Димок. Джим Кларк. Легенда гонок. #02
Право голоса
Результаты предыдущего опроса
Трибуна

Детали
Деловой раздел
Выходные данные

Вопрос номера



Кто, по-вашему, сильнее
из этих пилотов топ-команд?



Проголосовать на сайте www.Raiden.Net.Ru

Высказать по e-mail ОСОБОЕ МНЕНИЕ

  • Из интернет-браузера голосовать можно сразу, в почтовом клиенте надо предварительно сохранить html-файл рассылки и открыть его браузером.

  • Для голосования выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки.

  • Можно отдать свой голос и по E-Mail. Ждем писем!

Версификаторные россказни - "Топ-трио после трех..."

Дмитрий Федотов (Floters)
7-9 апреля 2008 г.

Масса всемогущий

В отличие от остальных острословов, я не возьмусь утверждать, что "Феррари" нарочно дала Массе победить, дабы отвести от последнего шквал критики. Конечно, победа бразильца принесла бы определенную долю комфорта в "Скудерию", но на протяжении всего уик-энда Фелипе был и без того быстр (даже в сравнении с собственным напарником) для итоговой победы, чтобы уповать на возможные решения со стороны Стефано Доменикали.

Масса – удивительный парень. Он может быть очень быстр, однако как типичный представитель южных народов он невообразимо горяч и не сконцентрирован на общем итоге. В Бахрейне в бразильце сыграла настоящая спортивная злость – желание доказать, что ты можешь, наконец-то, выиграть, уверенность в своих силах (а также уверенность в том, что команда в случае чего обязательно поддержит!) и более удобная, чем у напарника стратегия (на этот раз черед останавливаться в боксах позже был именно у Фелипе) – все это дало тот самый психологический стержень, ту самую ментальную устойчивость, чтобы не наломать дров, как это произошло в Малайзии.

И наоборот, Кими точно знал, что в этот раз команда постарается дать чуть больше своих сил Массе. По природе более спокойный, чем, скажем, Фернандо Алонсо или Льюис Хэмилтон, финн просто решил выжать максимум из того, что у него будет в Сахире. Я даже подозреваю, что Райкконен даже не выжал из себя все, на что был способен, лишь временами обозначая давление на Фелипе, мол, не расслабляйся, напарник, я тут. При этом я совершенно не пытаюсь обвинить Кими в том, что он не боролся до конца – просто иногда бывают дни, когда тебе не дадут победить – так нужно для общего блага всей команды. И я уверен, что в Испании мы увидим настоящего Кими - если доминирование "Феррари" продолжится, то ждать легкой прогулки по "Каталунье-Монтмело" Массе не стоит.

Первые не могут, вторым не дают...

Это был худший гоночный уик-энд для Льюиса: во время практик он неплохо поработал в качестве крэш-тестера, - команде пришлось использовать запасную машину, на старте намудрил с кнопками, в результате чего почти сразу же лишил себя шансов на победу, а в заключении – промучился полгонки за Джанкарло Физикеллой и выставил себя в крайне неприятном свете, показав кулак не в чем не повинному итальянцу! Подобные "жестоизъявления" мы уже привыкли наблюдать от одного испанского гонщика, но чтобы видеть это от интеллигентного Льюиса?... В общем, если британец продолжит в том же духе, то он сумеет повторить достижения Михаэля Шумахера... в расколе болельщицких симпатий: одни будут жутко ненавидеть Льюиса за его показные и образцовые интервью и некрасивые поступки на трассе, а другие – обожать за спортивные результаты. Если, конечно, эти результаты будут. Ну а пока что мы увидели главное – в ситуации, когда все складывается не так, как нужно Хэмилтон совершенно не может ехать по трассе с холодной головой. "Подсобила" и команда. Загрузив болид Льюса топливом под завязку, она, по сути, убила все шансы на какой-либо успех в такой гонке. Тактика бензовоза хороша лишь в том случае, если трасса считается "необгоняемой" и болиды на ней собираются в настоящие "паровозики". В Сахире же места для обгонов есть, и воспользоваться этим обстоятельством "Мак-Ларену" никто не мешал. Как показывает практика, чтобы обогнать впередиидущего, нужно иметь машину, которая способна ехать на 2 секунды быстрее соперника. Тяжелая машина Хэмилтона была быстрее группы гонщиков в середине пелотона, в среднем, на секунду. Легкий же болид и свежие покрышки могли помочь Льюсу без проблем обойти того же Физикеллу.

Тактика для Ковалайнена вызывает еще больше вопросов: машина финна оказалась быстрее всего лишь на последнем отрезке гонки лишь тогда, когда уже все вопросы о призерах были сняты. Так правильно ли поступает "Мак-Ларен", пользуясь тактикой 5-летней давности?

Похудеть, чтобы победить!

...Ну, хотя бы в квалификации. Воспринимайте заявление Роберта Кубицы о том, что он стал ехать быстрее из-за того, что сбросил лишний вес как хотите, но доля правды в его словах присутствует. За зиму поляк сбросил около 6 кг. Инженеры команды смогли более удачно распределить развесовку машины и все: подиумы пошли один за другим! Конечно, ничего этого не было бы, будь болид "БМВ" слабоват, скажем, как "Рено" - никакая диета не помогла бы Кубице участвовать в борьбе за поулы. Нынешний же результат заключается в планомерной и точной работе всех отделов команды. Марио Тайссен и его сотрудники ни на секунду не прекращают работать – и шаг за шагом развивают машину этого года. Финансовые возможности баварцев дают им почти неограниченные возможности в проектировке и компьютерном моделировании новинок для машины, и команда активно пользуется такими возможностями. Ну и, конечно, грамотная организация всего этого процесса - Тайссен, действительно, чертовски умный мужик!

При благоприятных условиях мы можем увидеть первую победу баварцев уже в этом году.


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Ждем писем!

FormulaMag.com представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
9 апреля 2008 г. - Симмондз: Renault была заинтересована в Кубице
9 апреля 2008 г. - Формула-1 позволяет Росбергу оставаться супер-водителем и на шоссе
9 апреля 2008 г. - Уточненные данные: пять немцев и BMW спровоцировали бум Ф1 в Германии
9 апреля 2008 г. - Судья, ведущий дело Мосли, дважды выносил решения в пользу FIA
9 апреля 2008 г. - Аншлага на Гран-при Испании может не быть – осталось продать 20 тыс. билетов
9 апреля 2008 г. - Кто разлил масло на трассе в Бахрейне?
8 апреля 2008 г. - Дневник Фелипе Массы: Бахрейн
8 апреля 2008 г. - Джулиана Хью исполнит гимн США перед Indianapolis 500
8 апреля 2008 г. - NASCAR: ответ критикам
8 апреля 2008 г. - Новых фактов о дефекте переднего антикрыла Гамильтона нет
8 апреля 2008 г. - Пол Стоддарт о будущем FIA
8 апреля 2008 г. - Red Bull и Алонсо: испанец хотел годичный контракт
8 апреля 2008 г. - Тайссен: "BMW-Sauber больше не третья по силе команда"
8 апреля 2008 г. - Super Aguri не поедет на тесты в Барселону
8 апреля 2008 г. - Ferrari обещает продемонстрировать свои лучшие качества
8 апреля 2008 г. - Гамильтон забудет разочарования Бахрейна, считает Деннис
8 апреля 2008 г. - Райкконен обращает внимание на BMW-Sauber
8 апреля 2008 г. - Формула-1 все еще увлекает Френтцена
8 апреля 2008 г. - Скандал вокруг Мосли: реакция из Австрии
8 апреля 2008 г. - Аэродинамика Honda RA108 не работает
8 апреля 2008 г. - Сотая победа для ди Монтеземоло
8 апреля 2008 г. - Масса покинул Бахрейн
8 апреля 2008 г. - Тайссен, которого вы не знали
8 апреля 2008 г. - Штук сомневается, что Мосли останется на своем посту после скандала
8 апреля 2008 г. - Макс намерен продолжить борьбу
8 апреля 2008 г. - Цикл разработки R28 замедлился из-за шпионского скандала
8 апреля 2008 г. - Деннис не уверен в способностях BMW-Sauber
7 апреля 2008 г. - Гаскойн и Маллья высказали свое мнение по делу Мосли
7 апреля 2008 г. - Мосли нанял бывшего редактора News of the World в качестве PR-советника
7 апреля 2008 г. - Веббер преподнес себе сюрприз
7 апреля 2008 г. - Поломка переднего антикрыла – причина столкновения Гамильтона и Алонсо?
7 апреля 2008 г. - Гамильтон отыграется, обещает Уитмарш
7 апреля 2008 г. - В Формуле-1 нет свободы слова, уверен Шектер
7 апреля 2008 г. - Команды Формулы-1 не жаловались на неверное расположение гаража McLaren на пит-лейне
7 апреля 2008 г. - Алонсо не думает о подиумах
7 апреля 2008 г. - Ральф: Шансы возвращения в Ф1 – невелики
7 апреля 2008 г. - 7 млн. немцев наблюдали за Гран-при Бахрейна
7 апреля 2008 г. - Доменикали видит в Кубице претендента на титул
7 апреля 2008 г. - Стюарт: FIA должен возглавить человек, не имеющий отношения к автоспорту
7 апреля 2008 г. - Конфуз перед глазами начальства
7 апреля 2008 г. - Физикелла стал лучшим гонщиком Гран-при для Кеке Росберга
7 апреля 2008 г. - Пилоты играют в покер – в прямом смысле
7 апреля 2008 г. - Алонсо не сможет побороться за подиум в Барселоне, уверен Симмондз
7 апреля 2008 г. - Мосли не поедет и в Барселону
6 апреля 2008 г. - Тимо: "Ярно – крепкий орешек"
6 апреля 2008 г. - Хауг: "Еще ничего не проиграно"
6 апреля 2008 г. - Алонсо опроверг предположения о намеренном столкновении с Гамильтоном
6 апреля 2008 г. - Гамильтон разочарован тем, что подвел команду
6 апреля 2008 г. - Второй подиум подряд для Кубицы – поляк счастлив
6 апреля 2008 г. - Лауда подверг Гамильтона жесткой критике
6 апреля 2008 г. - Росберг рассчитывал на большее
6 апреля 2008 г. - Гран-при Бахрейна: выбор покрышек
6 апреля 2008 г. - Сложная гонка для Renault – без очков в Бахрейне
6 апреля 2008 г. - Хайдфельд: Расстояние до Ferrari преодолимо
6 апреля 2008 г. - Култхард воспринял инцидент спокойно
6 апреля 2008 г. - Трулли рад очередному результативному финишу
6 апреля 2008 г. - Масса возвращается на победную тропу
6 апреля 2008 г. - Ferrari "чувствует гордость" после победы Фелипе
6 апреля 2008 г. - Баттон уточнил претензии к Култхарду
6 апреля 2008 г. - Деннис не готов комментировать аварию Гамильтона
6 апреля 2008 г. - Райкконен доволен гонкой
6 апреля 2008 г. - Баттон обвиняет Култхарда
6 апреля 2008 г. - Алонсо возлагает большие надежды на обновления болида
6 апреля 2008 г. - Роб Смедли: Масса добился необходимого результата
6 апреля 2008 г. - Феттель "унесся со старта как ракета", был сбит другим гонщиком
6 апреля 2008 г. - Фелипе Масса не разучился побеждать: триумф в Бахрейне
6 апреля 2008 г. - Масса заменил наушники
6 апреля 2008 г. - Кубица рассчитывает навязать борьбу пилотам McLaren
6 апреля 2008 г. - Уитмарш по-прежнему высокого мнения об Алонсо
6 апреля 2008 г. - Трекшн-контроль запретили слишком поздно, считает Вильнев
6 апреля 2008 г. - Видео оргии будет выслано всем членам Сената FIA
6 апреля 2008 г. - Хорошая форма BMW - плохая новость для Алонсо
6 апреля 2008 г. - Рона Денниса не волнует место команды на пит-лейне
6 апреля 2008 г. - Росберг: "Я вам не благотворительная организация"
6 апреля 2008 г. - Организаторы Гран-при Франции и Испании позволяют фанатам сэкономить
6 апреля 2008 г. - Тайссен: Зачем мне Алонсо, я доволен своими пилотами
6 апреля 2008 г. - 20 Гран-при в календаре – реальность
6 апреля 2008 г. - Рабочий график Бернда Майдендера: воскресенье
6 апреля 2008 г. - Коллекция старинных Ferrari привлекает внимание бахрейнцев
6 апреля 2008 г. - Британский таблоид продолжил скандальные разоблачения
6 апреля 2008 г. - Деятели автоспорта продолжают комментировать скандал вокруг Мосли
6 апреля 2008 г. - Трулли: В квалификации решающее значение сыграл опыт
6 апреля 2008 г. - Атмосфера в команде двух Себов позитивна – Бурдэ
6 апреля 2008 г. - Кубица: "Зимняя диета сделала меня быстрее"
5 апреля 2008 г. - BMW-Sauber – топ-команда, уверен Гамильтон
5 апреля 2008 г. - Хауг: "Самое время побеждать"
5 апреля 2008 г. - В Red Bull возлагают надежды на стратегию
5 апреля 2008 г. - Хайдфельд рад за товарища по команде
5 апреля 2008 г. - BMW-Sauber не станет конкурентом McLaren, уверен Деннис
5 апреля 2008 г. - Доменикали: "Мы ожидали лучшего результата"
5 апреля 2008 г. - Бурдэ надеется на очковый финиш
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Обзор-2008 - Бахрейн: Бразильский ответ скептикам


Третий этап чемпионата мира Ф-1 2008 года состоялся в Бахрейне на трассе "Сахир" в первые выходные апреля. Спустя две недели после малайзийского Гран При, пелетон Формулы-1 собрался на другом суперсовременном творении Германа Тильке.

Трасса "Сахир" хотя и моложе на пять лет, но очень похожа на малайзийский "Сепанг", разве что имеет большее количество медленных поворотов, да пейзаж здесь другой. Однако Гран При Бахрейна – это не совсем тот вызов, который бросает гонщикам Ф-1 Гран При Малайзии. В Бахрейне хотя обычно очень жарко, но в отличие от Малайзии, здесь сухой климат, влажность мала, и вероятность дождя здесь обычно стремится к нулю. Вот уже и явное облегчение задачи по сравнению с "Сепангом", как в плане физической выносливости, так и в плане пилотирования. Единственная проблема трассы в Бахрейне, о которой как правило много говорится – это следствие местных природных условий. Все-таки трасса действительно построена в пустыне, и ветер, гуляющий по местным просторам, наносит на дорожное покрытие песок. Зато асфальт на "Сахире" не такой гладкий и скользкий, как на "Сепанге", и даже вне траектории проблема с песком и пылью не так остра, как может показаться, на гоночной же траектории слой резины, наносимый по ходу уик-энда, и вовсе создает очень приличный уровень сцепления. Так что две трассы-близняшки, хотя и во многом похожи, но в нюансах все же очень разные.

Однако баланс сил в Бахрейне по ходу тренировок и квалификации вырисовывался практически такой же, как и на "Сепанге", что, в общем-то, и неудивительно. "Скудерия Феррари" второй гоночный уик-энд подряд демонстрировала свою силу, где-то поблизости держался "МакЛарен" и – вновь, "БМВ-Заубер". Баварско-швейцарская гоночная "конюшня" все-таки действительно подошла к этому сезону в очень хорошей форме.

Что касается непосредственно "Скудерии Феррари", то одной из главных тем после первых двух гонок сезона-2008, которые прошли одна за другой, было обсуждение перспектив Фелипе Массы в итальянской суперкоманде. Многие говорили, что несмотря на мощное лобби в лице Николя Тодта (менеджер Массы и сын Жана) и в какой-то степени Михаэля Шумахера (с которым Фелипе неплохо сдружился за время совместных выступлений), Масса по большому то счету "Феррари" не заслуживает. Слишком импульсивен, горяч бразилец, да и настоящим командным игроком его не назовешь, слишком он эгоистичен. В общем, не сравнить его с Рубенсом Баррикелло и даже Эдди Ирвайном, который как никак, но командные установки выполнял очень четко. У меня-то, правда, Фелипе вызывает совсем другие ассоциации, и зовут эти ассоциации Хуан Пабло Монтойя и Жан Алези, но доля истины в этих словах была. Однако, безусловно то, что Фелипе – парень талантливый, с гоночными рефлексами у него все в порядке, ну а горячность? А что, в Ф-1 нужны только холодные "компьютерные" мальчики, типа Ника Хайдфельда, или до него Алена Проста?! Горячие парни – как известно обязательный элемент любого автогоночного шоу!

Так к чему я все о Фелипе-то? Одно из его качеств – это любовь к некоторым трассам, и на этих трассах он неудержим! И в этом смысле "Сахир", идущий третьим в календаре чемпионата, подходил Массе для воссоздания приличной репутации как нельзя лучше. Фелипе любит "Сепанг", и на нем он показывает отличную скорость, однако ошибки на малайзийской трассе для Массы дело тоже довольно привычное. "Сахир" же другое дело – его Фелипе просто обожает, и здесь он гонит так, что мало не покажется никому.

Но нам пришло время поговорить о квалификации, а героем квалификации был все же не Фелипе Масса, а кое-кто другой. Ведь у нас есть несколько очень ярких представителей юного поколения, стремительно ворвавшегося в Ф-1 буквально в два-три последних года. На этот раз речь о поляке, уроженце города Кракова, карьера которого – удивительный пример того, чего можно добиться в автоспорте при большом желании и огромном вложении. За поул-позишн в итоговой сессии боролись пилоты "Феррари" Масса и Райкконен, и Льюис Хэмилтон из "МакЛарена", но решающий удар остался за ним, за Робертом Кубицей из "БМВ". Решающую попытку он прошел быстрее всех, несмотря на заблокированные на одном из торможений колеса. После Роберта финишную линию пересекали Райкконен, Масса, Хэмилтон, но на первой позиции все равно оставался Кубица. Потрясающий круг – и первый поул для Роберта Кубицы и команды "БМВ-Заубер"! Кубица и "БМВ" стали настоящими героями дня в паддоке Ф-1.

Фелипе Масса говорил о том, что в обеих попытках в ходе третьей сессии квалификации ему не удавалось проехать идеальный круг по чистой трассе, все время возникали небольшие проблемы с трафиком, что в итоге и стоило бразильцу проигранного поула. Фелипе оказался вторым, но он все равно опередил Кими Райкконена – на "Сахире" он был быстрее, просто быстрее. Льюис Хэмилтон, показавший третье время, также сетовал на некоторые помарки, не будь которых, он мог бы претендовать на поул-позишн, и отдавал должное "БМВ", называя их одним из главных, наряду с "Феррари", конкурентов. Впрочем, Льюис в этот уик-энд в очередной раз подтвердил уровень безопасности современных болидов Ф-1, когда в пятницу жестко разбил свой "МакЛарен", потеряв управление после слишком активной атаки бордюров. В квалификации Хэмилтон выступал на болиде, собранном вокруг запасного монокока, и это тоже могло повлиять на показанный результат.

Кими Райкконен показал четвертое время, Хейкки Ковалайнен был пятым, Ник Хайдфельд шестым – вторые представители "Феррари", "МакЛарена" и "БМВ". Далее на седьмом месте был Ярно Трулли, стабильно демонстрирующий, что по скорости "Тойота", пожалуй, возглавляет среднюю группу команд. Трулли опередил Нико Росберга – еще одного очень быстрого в квалификациях пилота, Дженсона Баттона, для которого прорыв в итоговую квалификационную сессию стал большим успехом и Фернандо Алонсо, который сказал по этому поводу примерно то же самое, что и Баттон. Маловато пока скорости у "Рено"...

Все же, включая и представителей команды, рассуждали, насколько быстрыми могут быть "БМВ" и их пилот Роберт Кубица в гонке. Марио Тайссен, например, заявил, что Роберт очень сильно прибавил по сравнению с прошлым годом, и морально уже готов к победам.

Как же здорово все-таки, что отменили вспомогательные электронные системы, в том числе и стартовые, так называемый "лаунч-контроль"! Раньше старты были довольно предсказуемыми, все в основном стартовали в том порядке, в котором занимали места на стартовой решетке, разве что чуть-чуть вмешивался фактор "грязной" стороны трассы. Теперь же мы можем видеть и впечатляющие прорывы, и впечатляющие провалы – все зависит от пилота, и от того, как он распорядится мощностью своего мотора, сцеплением, резиной, от реакции пилота, наконец!

Все это мы видели на старте в Бахрейне, на трассе, где, казалось бы, особенно важна чистая траектория старта. Казалось, что Кубица, Хэмилтон и другие, кто стартовал с нечетных позиций, получали преимущество, а Масса, Райкконен, и те, кто стояли на четных позициях, должны были испытывать проблемы со сцеплением, буксовать, как это обычно происходит на пыльных трассах. Не тут то было! Кубица немного замешкался, Масса же рванул, как ракета! В результате Фелипе к первому повороту подлетел уверенным лидером, отлично оттормозился, направил болид на апекс, ускорился, и на следующей прямой оторвался от пелетона еще дальше! Чувствовалось, что Масса просто горит желанием отыграться за предыдущие неудачи. Кубица стартовал чуть хуже, и оказался вторым, позади же Райкконен вырывался на третье место (опять же с грязной стороны), Ковалайнен оказался четвертым, а Хайдфельд - пятым. Мастером же провала стал Льюис Хэмилтон, замешкавшийся на своей третьей стартовой позиции, и прилично провалившийся вглубь толпы. Льюис оказался в самой гуще борьбы, а борьба там была нехилой. Пелетон проходил первые повороты очень плотно (не считая Массы), бок о бок, поднимая пыль с обочин, не обошлось и без контактов, и без визитов в боксы по итогам первого круга.

Впереди же стрелой отрывался Масса, далее шел Кубица, прессингуемый Райкконеном, потом, после небольшого разрыва, Ковалайнен и Хайдфельд. Борьба на первых кругах была очень напряженной, плотной, случались и обгоны, так что это было довольно веселое зрелище. Но особенно начудил Льюис Хэмилтон, бросившийся было в прорыв. Он довольно легко разобрался с одной из "Рено" - Нельсиньо Пике, и вскоре перед его серебристым болидом возникла другая "Рено" - Фернандо Алонсо. Льюис был явно быстрее, и Льюис немедля атаковал старого товарища. И сделал это Льюис слишком рьяно, как наверно, со старыми товарищами обычно и происходит. В результате, выскакивающий из воздушного мешка позади "Рено", Хэмилтон не успел увернуться от слишком приблизившегося соперника, и вмазался ему взад, снеся себе переднее антикрыло. Алонсо еще повезло, что Льюис не снес ему заднее антикрыло, Фернандо отделался лишь разворотом и продолжил гонку. Льюис же долго пылил по обочинам, долго ехал в боксы на ремонт, и гонку на этом проиграл окончательно. Дальше лидер чемпионата мира выступал уже просто в роли статиста.

Впереди происходили не менее интересные события. Кими Райкконен дожал Кубицу и на одном из торможений блестяще опередил его. После этого уже не создавалось впечатления, что Масса улетает от остального пелетона, Кими, обогнав Кубицу, тут же оторвался от "БМВ" поляка, и бросился в погоню за Фелипе. Ник Хайдфельд в свою очередь сумел разобраться с Хейкки Ковалайненом, нанеся еще одну болезненную пощечину "МакЛарену".

После этого гонка успокоилась, приняла более спокойный, привычный характер. Далее все решалось в основном за счет тактики в боксах.

Одним из первых в боксы направился Роберт Кубица, и стало ясно, что его блестящий квалификационный результат, принесший ему первый в карьере поул-позишн, в какой-то мере был плодом легких баков. В паре пилотов "Скудерии" первым на пит-лейн свернул Кими Райкконен. Разумеется, что Масса, останавливавшийся позже, спокойно сохранил лидерство, но на втором отрезке дистанции Кими наверняка заставил напарника понервничать. Весь второй отрезок гонки Кими был чуть быстрее Фелипе, понемногу приближался к нему. Райкконен уже не раз проделывал этот фокус с напарником, в стиле Михаэля Шумахера, - проехать несколько быстрых кругов, остановиться в боксах позже, и выехать с пит-лейна уже впереди. Именно так все и произошло на "Сепанге", когда Кими в боксах сумел опередить Фелипе, чем в итоге вывел бразильца из равновесия. Что на этот раз ощущал Масса, зная, что напарник постепенно приближается, широкому кругу неизвестно, но обстановку разрядил второй пит-стоп Кими, который он вновь совершил первым. Такова была на этот раз тактика "Скудерии" - финн оба раза останавливался в боксах первым, лидирующий Масса – потом. Фелипе, совершив второй пит-стоп, вернулся на трассу впереди Кими, и это определило исход гонки.

Не менее интригующим оказалось противостояние тактик двух пилотов "БМВ-Заубера". Здесь была несколько иная ситуация: Кубица находился впереди, но оба раза останавливался раньше Хайдфельда. И если во время первых пит-стопов Ник находился еще слишком далеко, то по ходу второго отрезка гонки смог заметно приблизиться, и надолго оттянуть свой второй пит-стоп. Последние круги перед остановкой в боксах Ник проходил в великолепном темпе, но этого все же не хватило для того, чтобы вернуться на трассу впереди Кубицы, хотя теперь Ник оказался совсем близко к Роберту.

На этот раз Фелипе Масса достойно справился с выпавшим на его долю вызовом, вызовом, который в какой-то мере он бросил себе сам, и по истечении всех 57 кругов гонки по "Сахиру" он первым пересек линию финиша. Вторым, совсем близко к победителю гонки, финишировал Кими Райкконен, и таким образом "Скудерия Феррари" завоевала в Бахрейне победный дубль, первый в этом сезоне, который могла завоевать еще две недели назад в "Сепанге". На этот раз все сложилось намного лучше, и результат не замедлил себя ждать. Что ж, я думаю, Фелипе дал достойный ответ скептикам! После финиша он выглядел по-настоящему счастливым, также как и его семья, прилетевшая в Бахрейн, да и как вся семья "Скудерии". Все были довольны, все были счастливы, даже Кими Райкконен выглядел довольным и расслабленным.

Сплошь красный подиум (Стефано Доменикали уже второй раз подряд имеет повод подняться на подиум!) дополнил Роберт Кубица. Пилот, стартовавший с поула, принес себе и своей команде очередной призовой пьедестал. "БМВ" вообще во всех трех гонках этого сезона присутствует на подиуме, блестящий результат! Ник Хайдфельд завершил отличную гонку на четвертом месте. У нас все парами: две "Феррари", две "БМВ"...

Хейкки Ковалайнен финишировал пятым, и эта гонка сложилась для финна значительно успешнее, чем для его напарника, Льюиса Хэмилтона. Свои шансы Хейкки не упускает. На шестом месте Ярно Трулли, и следует отметить, что гонку пилот "Тойоты" провел на высшем уровне. Он не мог бороться с лидерами, "Феррари" и "БМВ", но немалую часть дистанции шел практически в темпе "МакЛарена" Ковалайнена, и быстрее своих преследователей. "Тойота" начала этот сезон значительно увереннее, чем прошлогодний, похоже им удалось построить действительно неплохой болид, и Ярно солирует в японском коллективе, так, как он умеет. Далее в очках еще два представителя средней группы команд, которые успешно выступают на старте этого сезона. Это Марк Уэббер, вторую гонку подряд на седьмом месте, и Нико Росберг, финишировавший восьмым. "Тойота", "Ред Булл" и "Уильямс" набирают очередные очки, "Рено" и "Хонда" пока немного отстают.

Прошло три гонки – и у нас три разных победителя! На старте сезона закрутилась неплохая интрига! Кими Райкконен выходит в лидеры чемпионата мира, "БМВ-Заубер" возглавляет командный зачет... Очень интересно!

Первые три гонки сезона, традиционно выездные, прошли. Теперь впереди небольшой перерыв, во время которого команды смогут внести в конструкции своих болидов некоторые важные изменения, после чего сезон продолжится уже в Европе. Как говорится, чемпионат в Европе только начинается, а значит, все самое интересное нас ждет впереди!


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Ждем писем!




Справочная информация Гран-при Бахрейна 2008 г.


ИТОГИ ГОНКИ


Место Старт Гонщик Команда Кругов Время/сход Очков
12Масса Ф.Ferrari571:31:06.97010
24Райкконен К.Ferrari57+3.3 с8
31Кубица Р.BMW57+4.9 с6
46Хайдфельд Н.BMW57+8.4 с5
55Ковалайнен Х.McLaren-Mercedes57+26.7 с4
67Трулли Я.Toyota57+41.3 с3
711Уэббер М.Red Bull-Renault57+45.4 с2
88Росберг Н.Williams-Toyota57+55.8 с1
913Глок Т.Toyota57+69.5 с
1010Алонсо Ф.Renault57+77.1 с
1112Барикелло Р.Honda57+77.8 с
1218Физикелла Дж.Force India-Ferrari56+1 круг
133Хэмильтон Л.McLaren-Mercedes56+1 круг
1416Накаджима К.Williams-Toyota56+1 круг
1515Бурдэ С.STR-Ferrari56+1 круг
1621Дэвидсон Э.Super Aguri-Honda56+1 круг
1722Сато Т.Super Aguri-Honda56+1 круг
1817Култард Д.Red Bull-Renault56+1 круг
1920Сутил А.Force India-Ferrari55+2 кругов
НК14Пике Н. (мл)Renault40Коробка передач
НК9Баттон Дж.Honda19Столкновение
НК19Феттель С.STR-Ferrari0Столкновение

Лучший круг: Ковалайнен Х. (McLaren-Mercedes) - 1:33.193 (49 круг)

ЧЕМПИОНАТ ПИЛОТОВ


Место Гонщик Нация Команда Очков
1Райкконен К.ФинляндияFerrari19
2Хайдфельд Н.ГерманияBMW16
3Хэмильтон Л.ВеликобританияMcLaren-Mercedes14
4Кубица Р.ПольшаBMW14
5Ковалайнен Х.ФинляндияMcLaren-Mercedes14
6Масса Ф.БразилияFerrari10
7Трулли Я.ИталияToyota8
8Росберг Н.ГерманияWilliams-Toyota7
9Алонсо Ф.ИспанияRenault6
10Уэббер М.АвстралияRed Bull-Renault4
11Накаджима К.ЯпонияWilliams-Toyota3
12Бурдэ С.ФранцияSTR-Ferrari2
13Култард Д.ВеликобританияRed Bull-Renault0
14Глок Т.ГерманияToyota0
15Баттон Дж.ВеликобританияHonda0
16Барикелло Р.БразилияHonda0
17Пике Н. (мл)БразилияRenault0
18Физикелла Дж.ИталияForce India-Ferrari0
19Дэвидсон Э.ВеликобританияSuper Aguri-Honda0
20Сато Т.ЯпонияSuper Aguri-Honda0
21Сутил А.ГерманияForce India-Ferrari0
22Феттель С.ГерманияSTR-Ferrari0

КУБОК КОНСТРУКТОРОВ


Место Конструктор Очков
1BMW30
2Ferrari29
3McLaren-Mercedes28
4Williams-Toyota10
5Toyota8
6Renault6
7Red Bull-Renault4
8STR-Ferrari2
9Honda0
10Force India-Ferrari0
11Super Aguri-Honda0

Результаты предыдущего опроса

Может ли столь "странный" человек, как Мосли-мл., руководить FIA?
- Нет. Вон из спорта, хватит с нас! 31 [56.4%]
- Да, может. Мир таким и принадлежит. 20 [36.3%]
- Особое мнение 4 [7.3%]

Трибуна

Из материалов д/л "Ф1-МОМК".
Присоединяйтесь к общению!

Ура! Тайный враг Мосли найден!

RomB.

http://www.formulamag.com/news/show/5246 - "Как пишет Daily Mail со ссылкой на неназванные источники, Макс Мосли подозревает, что за организацией секс-скандала стоит команда McLaren."

"- Ну, что ж, пахнет... Известно: по специальности. Вчера котов душили, душили..." © П.П. Шариков, "Собачье сердце".

- Видимо, в прошлом году "МакЛарен" "душили" по мысли Мосли таки мало, и дядько Освальдыч, пусть и ценой собственного "засвеченного" в прессе седалища, решил продолжить святой поход свастиконосца на "серебристых".

В связи с этим у меня появилась теория: развод Рона Денниса с супругой связан с... усиленными тренировками последнего в боевых условиях при подготовке дискредитационного акта Мосли-младшему! Видимо, Рон решил теперь контролировать все важные практические дела лично. Понятно, какая жена такое вынесет... :-D

Ну а самому Максу Мосли предлагаю присвоить почетное прозвище "Шестизарядный"... :-D


Floters.

"Как пишет Daily Mail со ссылкой на неназванные источники, Макс Мосли подозревает, что за организацией секс-скандала стоит команда McLaren."

Фарс - это даже не то, что Мосли "нашел" виновных (удивительный выбор)!

Фарс - это если Макс Освальдович останется на своем посту (даже если просто протянет до выборов).


Шканов Дмитрий.

"Как пишет Daily Mail со ссылкой на неназванные источники, Макс Мосли подозревает, что за организацией секс-скандала стоит команда McLaren."

Старикан совсем из ума выжил.

Меня больше всего позабавили сплетни-приколы среди болельщиков, что это таким образом дедушка Макс протрачивает деньги, заплаченные в качестве штрафа "МакЛареном"! :))


Жестикуляция...

RomB.

Интересный Гран-при.

"БМВ" явно могут вмешаться в борьбу и за титул ЧМ, и за КК, особенно на фоне того, что "Феррари" Массе надо доказывать Райкконену, что он почти не хуже финна, а в "МакЛарене" Гамильтону надо доказывать Ковалайнену, что того взяли именно "для поддержки штанов". В "БМВ" пока такой ситуации не наблюдается, и это большой плюс. С возможными дивидендами.

За такие жесты, показанные Джанкарло Гамильтоном Физикелле надо бы набить ему после гонки его неумную физию. Ты посмотри, желтошлемная "звезда", не сумевшая ничего "вызвездить", выискалась... - пусть лучше пьет "тазепам" и слабительное, если обгонять не умеет.

И, кстати, то, что в "МакЛарене" Ковалайнена записали именно во вторые номера - абсолютно однозначно. По всей тактике его остановок это было видно.

В общем, и в "Феррари" чистоплюи-итальянцы стали брезговать выводить лидера команды в очковый отрыв - что ж, эти 2 недополученные во имя тщеславия Массы очка могут на финише чемпионата дорого обойтись и Райкконену, и самой "Скудерии". То же самое могу сказать и о "МакЛарен" - не хотят Деннис и Ко видеть лидером Хейкки - могут не увидеть в лидерах никого из состава команды.

Николас и Роберт, вперед! У вас появился реальный шанс забрать себе все титулы!


Шканов Дмитрий.

В общем, и в "Феррари" чистоплюи-итальянцы стали брезговать выводить лидера команды в очковый отрыв - что ж, эти 2 недополученные во имя тщеславия Массы очка могут на финише чемпионата дорого обойтись и Райкконену, и самой "Скудерии". То же самое могу сказать и о "МакЛарен" - не хотят Деннис и Ко видеть лидером Хейкки - могут не увидеть в лидерах никого из состава команды.

Так интереснее! Пусть лучше кто-то недосчитается пары очков на финише чемпионата - это его проблемы, - зато гонки будут интереснее, и будут разные победители.

В Австрии 2001 и 2002 я не вижу ничего хорошего - а там говорилось как раз о лишних 2 и 4 очках, которых можно недосчитаться в конце сезона. Хотя для Михаэля проблемы "недосчитаться очков" при том уровне техники в "Феррари" просто не стояло.


tor.

Неужели правда, Хэмильтон, при обгоне Физикеллы, осчастливил того "факом"???

Ведь толком-то ничего не было видно!!! Не верить же, в конце концов, этому нашему "переулку"! :-)

Если честно, сомневаюсь! Не вписывается вроде бы, в характер... Вежливый-то малый!

Хотя...

Слава и не таких людей ломала! ;-)


Floters.

Неужели правда, Хэмильтон, при обгоне Физикелы, осчастливил того "факом"???

Нет, он "всего лишь" показал кулак.

Тоже не мало. :)


Michael59rus.

Неужели правда, Хэмильтон, при обгоне Физикеллы, осчастливил того "факом"???

Да, я видел сей факт, но мне показалось, что он показал кулак, как и Алл при неудачной попытке обгона.


Edward Ax.

Неужели правда, Хэмильтон, при обгоне Физикелы, осчастливил того "факом"???

Не было там пальца, только кисть в расслабленном состоянии.

Кабановскому показалось, ввел в заблуждение всех болельщиков, некоторые на Льюиса обиделись, мда...


RomB.

Не было там пальца, только кисть в расслабленном состоянии.

Но кисть-то расслабил и зачем-то Физикелле показал? - Налицо, как минимум, преступное намерение с отягчающими последствиями... :-)

...Кто этих афро-швейцаро-британцев знает... Может, в Афрошвейцаробритании показанная при обгоне расслабленная кисть руки куда хуже пальца. Тот-то один, а тут целых пять! :-D


Родион Загребельный.

Но кисть-то расслабил и зачем-то Физикелле показал? - Налицо, как минимум, преступное намерение с отягчающими последствиями... :-)

...Кто этих афро-швейцаро-британцев знает...

Может, рука затекла! :))


RomB.

Может, рука затекла! :))

http://www.formulamag.com/news/show/5406 - "Физикелла боролся с ним за позицию. Он не должен был просто так пропускать Гамильтона вперед, - сказал Майк Гаскойн. - Повода жестикулировать не было. После этого тот факт, что Джанкарло финишировал выше Льюиса, особенно радует".

Вот! Мы с Майком солидарны! Может, рука и затекла, так зачем же свою затекшую конечность Физикелле в лицо тыкать?! :-D


tor.

Вы писали...

Вот! Мы с Майком солидарны! Может, рука и затекла, так зачем же свою затекшую конечность Физикелле в лицо тыкать?! :-D

В принципе то, все правильно... Но...

Если посмотреть на этот вопрос философски! :-) То...

Жизнь, в принципе, справедливая штука, и каждому достается... Своя мера! :-)

И очень часто жизнь возвращает сама, как ретро рикошет наш негатив и промахи...

Так вот, я к тому... :-) Поправьте меня, если я ошибаюсь, но разве не Физикелла, еще в бытность своего присутствия в чемпионской команде Рено... Не заявлялся собственной персоной в боксы экс чемпиона Ж.Вильнева, и не поливал его грязью

словно последняя базарная торговка???...

Как же, не воспользоваться возможностью лягнуть копытом старого льва...

Вот то-то и оно!

Но в любом случае, Хэмильтона, прошедшее не красит, и...

Так уж и быть, прощаем на первый раз! Даем ему скидку, на юношескую глупость! :-)


Родион Загребельный.

Вот! Мы с Майком солидарны! Может, рука и затекла, так зачем же свою затекшую конечность Физикелле в лицо тыкать?! :-D

Да, действительно, в приличном обществе затекшими частями тела махать непристойно. За это и будем журить! :))

Ники Лауда, Херберт Фелькер. Моя судьба. #10

Перевод и редакция:

Предыдущие части читайте на сайте Ф1-Альянса

Глава 4 (Часть 1)
Нюрбургринг


1 августа 1976 года я разбился на Нюрбургринге.

Я хотел бы пояснить, какие отношения у меня сложились с Рингом. В средствах массовой информации все возвели до уровня личного противостояния и судьбоносной связи. Это полная чепуха, здесь пытаются присочинить то, чего никогда не было. Расскажу с самого начала.

Впервые я познакомился с Рингом в 1969 году, тогда мне было 20 лет, и я ездил в Формуле V. Нам всем очень понравилось там гоняться. Если ты вылетал, то перед тобой расступались кусты и проглатывали тебя. А потом снова смыкались у тебя за спиной, и никто не знал, где ты лежишь. Мы не считали, что это плохо, скорее, что интересно.

В начале семидесятых годов я все больше становился помешанным на Ринге - но без лишних эмоций. Я хотел ездить там как можно более идеально, и именно эта длинная трасса, больше чем любая другая, предоставляла многочисленные возможности работы над собой. Наступили годы кузовных гонок, в 1973 году я на двухклапанном BMW прошел круг за 8:17,4, о котором свидетели события еще сегодня слагают легенды. Были у меня и аварии, в 1973-м я на BRM пролетел 300 метров под откос, в 1974-м я выбил Джоди Шектера, но, в общем-то ничего необычного в этом не было.

Тогда погибало много людей, и на Ринге, и на других гоночных трассах по всему миру. Стало ясно, что если не предпринять меры по повышению безопасности, все более быстрые машины грозят истребить не только нас самих, но и весь спорт. Здравомыслящие гонщики, здравомыслящие журналисты, здравомыслящие функционеры начали работать над этой задачей, а лидером был Джеки Стюарт.

По самой своей конструкции Нюрбургринг был, конечно, наиболее проблемной гоночной трассой. 22,8 километров по лесу даже при всем желании невозможно сделать безопасными. В перспективе трассы такого типа были обречены. Но пока что в 1974 году была принята трехлетняя программа по улучшению, например, касательно отбойников. Было совершенно ясно, что по истечении этих трех лет FIA больше не выдала бы Рингу лицензии.

Потом наступил мой чемпионский 1975 год и с ним полное безумие - первый круг на Нюрбургринге быстрее, чем за семь минут. Это случилось на субботней тренировке и смогло стать возможным только под очень определенное настроение, второй раз я на такое усилие был бы не способен. Когда я проехал мимо боксов, то увидел в зеркало заднего вида, как механики замахали руками. Тут я понял, что семь минут пали - новый и окончательный (быстрее с тех пор проехать не удалось никому) рекорд гласил 6:58,6. Предыдущие минутные отметки были следующие: Херманн Ланг - быстрее десяти минут (Mercedes, 1939), Фил Хилл - быстрее девяти минут (Ferrari, 1961), Джеки Стюарт - быстрее восьми минут (Matra, 1968).

Я заставил себя сделать тот бросок в 1975 году - хотя мой мозг мне говорил: то, что ты делаешь - это безумие. По сравнению с нашими ставшими такими быстрыми машинами Ринг выглядел доисторическим, и я знал, что каждый из нас бессмысленно подвергает свою жизнь опасности.

Весной 1976 года на заседании комитета гонщиков Гран-при я предложил не ездить больше на Ринге в том году. Тогда мое предложение отклонили большинством голосов, и я согласился. Все же я видел, как много денег было потрачено на детальные улучшения. Но одного этого моего предложения хватило для того, чтобы породить легенду о вражде между мною и Рингом, хотя речь шла исключительно о целесообразности.

В 1976 году я попал в аварию, а в конце года автоматически истек срок лицензии FIA для гоночной трассы Нюрбургринг. Ко мне это не имело никакого отношения, просто случайно все так совпало.

Журналисты часто предлагали мне вернуться на место аварии, так сказать, для маленького богослужения. Не знаю, чего они при этом ожидали - что я не выдержу натиска эмоций и разрыдаюсь? Или что я вдруг резко вспомню, как все было? Когда же я действительно стою на том месте, в этом легком левом повороте, который мы всегда проходили на полном газу, и говорю: "Ага, вот площадка для гриля", то они думают: до чего хладнокровен этот Лауда.

Я не становлюсь сентиментальным только потому, что стою на этом месте. Могу придти еще пятьдесят раз, но уверен - во мне ничего не шевельнется.

Мои воспоминания о событиях до того и после - фрагментарны, а в промежутке - абсолютно ничего. Большая черная дыра.

До того. Прибыв в четверг, я ехал через паддок на своей личной машине. Из-за небольшого затора пришлось остановиться. Ко мне подошел человек и показал через окно машины фотографию могилы Йохена Риндта. Он был просто счастлив, что смог мне ее показать. Но что он имел в виду, зачем это? Я не знаю. Я только потому об этом вспомнил, что тогда удивительно много говорили о смерти, и казалось, что некоторым людям это доставляло удовольствие.

Потом я еще помню спортивную телепередачу в субботу вечером, которую я смотрел в гостинице в Аденау. Там кто-то с пеной у рта кричал, что этот трус Лауда виноват в компании против Нюрбургринга. Парень был явно не в себе, рассказывал одну ложь за другой и закончил примерно тем, что если Лауда струсил, то лучше ему совсем завязать с гонками. Я тогда чуть не лопнул от злости из-за беспомощности, с которой сидел перед телевизором. Этот тип и сейчас еще жив, в 1985 году на новом Нюрбургринге он хотел взять у меня интервью. Я ответил ему, что пусть поищет кого-то другого и, вероятно, он до сих пор не знает, почему.

Еще я помню, что первым человеком, которого встретил в воскресенье утром, был журналист Хельмут Цвикль. Он сказал: "Обрушился Имперский мост" и это конечно было просто поразительно. Самый большой мост нашей страны через Дунай обрушился, а потому, что это было в воскресенье и рано утром, то погибли не сотни людей, а только один-единственный человек. Новость была настолько гротескной, что я даже не нашелся что ответить. Я несколько растерялся и постарался больше об этом не думать.

Последнее воспоминание о гонке - это замена шин, с дождевых на слики, и то, как я выезжаю из боксов.

Следующее воспоминание: грохот вертолета. Потом: я лежу в кровати, устал, хочу спать, ничего не знаю, скоро конец.

Только на четвертый день выяснилось, что я буду жить. Из-за вдыхания паров бензина возникли серьезные повреждения легких и крови. Ожоги сами по себе: на лице, голове и на руках, не были опасны для жизни, но зато шрамы остались до сих пор.

Слава Богу, что я тогда не мог читать газет. "Bild" поместила заголовок: "У самого быстрого гонщика в мире Ники Лауды больше нет лица - только мясо, глаза вытекли". Когда я пошел на поправку и, к счастью, по-прежнему не мог читать газет, "Bild" обрадовал заголовком "Ники Лауда выживет... но как жить без лица?" Прогноз на мою дальнейшую жизнь выглядел так: "Как же жить без лица? Как бы жестоко это не звучало: даже если его тело полностью выздоровеет, он полгода не сможет показаться на людях. Только в начале 1979 года будет готово его новое лицо. Сформируются нос, веки, губы. Это лицо вряд ли будет похоже на прежнее. Лишь по мимике и речи друзья смогут опознать гонщика".

Так что надо честно признать, что я еще легко отделался.

Как только меня смогли перевезти из больницы в Маннхайме в Зальцбург, это было где-то через две недели, я дома посмотрел единственную видеозапись аварии. Один пятнадцатилетний паренек стоял совсем один в лесу и снимал на 8-миллиметровую камеру. Видно, как машина внезапно свернула вправо, пробила ограждение, врезалась в откос, и ее отшвырнуло на другую сторону. Все это произошло на скорости примерно 200 км/ч. В этот момент у машины оторвался бензобак. Потом можно было увидеть, как в лежащую поперек трассы Ferrari врезалась машина Бретта Лангера, и ее протащило еще сто метров дальше, потом вспыхнуло пламя. На фотографиях и других записях видно, насколько беспомощны были маршалы без огнеупорной одежды. Как другие гонщики - Ги Эдвардс, Бретт Лангер, Харальд Эртль - пытались меня спасти. И с каким презрением к смертельной опасности мой настоящий спаситель Артуро Мерцарио бросился в пламя и расстегнул ремни.

Когда я смотрел этот фильм в первый раз, то, конечно же, знал, что это происходит со мной, что это я. Однако по восприятию это была ужасная авария, которая произошла с кем-то другим. Я не мог отнести к себе происходящее на экране. Не осталось ни воспоминаний, ни какой-либо связи. Как будто речь идет о ком-то совершенно чужом. Поворот, удар, скольжение, огонь - "посмотри на него, посмотри на него!"

Продолжение следует

Эрик Димок. Джим Кларк. Легенда гонок. #02

Перевод: Екатерина Акопова (aksioma).
Иллюстрированная версия:
http://www.gp-smak.ru/forum/showthread.php?t=1593

Пролог и Эпилог

Воскресенье, 7 апреля 1968 года, было черным днем в западной Германии и Британии. Гонка машин Формулы-2 на приз Германии проводилась на Хоккенхайме, унылой небольшой трассе, проложенной сквозь густой сосновый лес, с двумя короткими прямыми, соединенными длинным поворотом и с целым рядом шпилек на стадионной части. Ее звездный час наступил вскоре после открытия в 1939 году, когда "Mercedes-Benz" тайно опробовали свои 1,4 литровые болиды модификации W165, перед тем, как отправить их навстречу триумфу в Триполи.

В Брендс-Хэтче в Кенте Британский Клуб Гоночных и Спортивных Автомобилей (BRSCC) убедил корпорацию British Overseas Airways вложить деньги в BOAC 500, шестичасовую гонку спортивных машин, где главный интерес представлял новый Ford V-8 F3L Алана Манна, сверкающий красным и золотым, соревнующийся с "Porsche", более старыми Ford GT40, "Lola-Chevrolet", "Ferrari" и одиноким газотурбинным "Howmet".

В Хоккенхайме шел дождь и было так холодно, что ременный привод ненадежного датчика топлива на "Lotus Ford-Cosworth" постоянно ломался. Дерек Белл, новичок в Формуле-2 выступал за "Brabham" и считал эти условия очень сложными. Тогда стремительный светловолосый Белл, новое перспективное приобретение "Ferrari", впервые встретил Джима Кларка, который также остановился в отеле "Luxor" в Спейере. Белл присел выпить чаю после субботней практики с Джимом и Грэмом Хиллом, "я, полный молокосос, сидел там с двумя моими главными кумирами".


Джимми сказал мне: "Не приближайся слишком, когда будешь обходить меня на круг, потому что мой двигатель плюется и взрывается". Я подумал: "Это мой идол говорит мне – ты обойдешь меня на круг. Было очень трудно осознать это". Белл был на шинах "Dunlop", которые были лучше вечно приносящих хлопоты "Firestone", установленных на "Lotus" в этот уик-энд. Он позавтракал с Грэмом и Джимом и доехал с ними до трассы, и это был последний раз, когда он видел человека, чьему примеру всегда следовал, и чья репутация не подлежала сравнению ни с кем. Белл помнил, как механики "Lotus" все утро ездили взад-вперед по паддоку, пытаясь устранить перебои зажигания на машине Кларка, и остался убежден, что именно эта поломка стала причиной аварии. "Я думаю, это была черная полоса для Джимми. Он ехал один, борясь с плохой машиной на шинах, которые работали просто ужасно. Я полагаю, двигатель внезапно заглох. Он автоматически отправил машину в небольшой занос, заблокировав колеса, машина начала скользить, и тут двигатель вновь заработал, задние колеса обрели сцепление с трассой, и машина улетела в деревья.

Кларк не слишком любил Хоккенхайм. Он сказал однажды Грэму Хиллу за обедом: "У любого, кто вылетит в эти деревья, не будет никаких шансов". Он квалифицировался седьмым, позади синих французских "Matra MS7" Жан-Пьера Бельтуаза и Анри Пескароло, который выиграл по совокупности двух заездов. Трасса была все еще влажной во время первого из них.

"Ford" хотел, чтобы Кларк выступал на одном из новых прототипов, недавно построенном "F3L", в BOAC 500. Коренастый Уолтер Хайес, куривший трубки, задумчивый, умный, бывший редактор воскресной газеты, который пришел в "Ford" на должность директора по связям с общественностью, поощрял участие компании в автогонках и поддерживал карьеру Кларка: "F3L" должен был дебютировать в Брендс-Хетче, и Джимми должен был пилотировать его. Все было предельно ясно. А потом он позвонил мне и сказал: "Я не могу это сделать. Знаю, я обещал тебе, но Колин сказал, я должен ехать в Хоккенхайм". И я сказал: "Джимми, Хоккенхайм это гонка Формулы-2. Что ты делаешь в Формуле-2?" - "Ну, Колин сказал, он пообещал спонсорам". Иногда он звонил мне, когда не говорил с Чепменом. Этакая надежда, что все получится.

Два "Ford" Манна были заявлены, один стартовал. Среди гонщиков царила неразбериха. Джек Брэбэм не мог приехать, потому что у него был топливный контракт с "Esso", и он прислал вместо себя Йохена Риндта. У Грэма Хилла и Джима Кларка были контракты с "Firestone", а на машинах Манна стояли "Goodyear". Ими должны были управлять гонщики "Goodyear" – Брюс МакЛарен и Денни Халм. Но в гонке на них участвовали МакЛарен и Майк Спенс, стартовавшие с первого ряда между двумя "Porsche 907".

Дэйв (Носатый) Симс был механиком Кларка в Хоккенхайме, и он рассказывал, что тот уик-энд был безрадостным с самого начала. Кроме проблем с ременным приводом датчика топлива, никак не удавалось правильно установить передаточные числа в коробке передач.


Это была уже вторая гонка европейской Формулы-2 в этом сезоне. В Барселоне, за неделю до этого, Симс и его коллега Майк Грегори отвечали за машины Кларка и Грэма Хилла. Джим квалифицировался на "Lotus 48" вторым, всего на 0,1 секунды позади "Matra" Джеки Стюарта, но на первом круге в него сзади врезался Жаки Икс. Кларк сошел чрезвычайно разозленный, с поврежденной задней подвеской.

Симс рассказывал: "Он был зол, как никогда! Икс попросил механиков установить новые тормозные колодки уже на стартовой решетке, и они не были закреплены, как следует. Его "Ferrari" въехала прямо в заднюю часть машины Джимми в первой шпильке. У Грэма взорвался двигатель, так что мы нацелились на Хоккенхайм, Майк установил новый мотор на машину Грэма, а я – обновил заднюю часть машины Джимми.

В первом заезде у Кларка возникли трудности, и после четырех кругов он был восьмым и махнул Крису Ламберту на "Brabham", чтобы тот его обгонял. Ламберт, вскоре погибший в столкновении с Клеем Регаццони в Зандворте, говорил, что, обгоняя, он подумал, что у Кларка были проблемы с двигателем. В длинном повороте на пятом круге, сместившись на внешний радиус трассы, Кларк ускорился примерно до 160 миль/ч. Единственным свидетелем был немецкий маршал, который описывал, как он боролся с управлением, перед тем, как "Lotus" бросило в сторону с дороги прямо в деревья. Удар вырвал подрамник с двигателем и коробкой передач из корпуса машины.

Один из маршалов на трассе приехал к гаражу "Lotus" на "Porsche" и его водитель сказал Симсу: "Едем со мной".

"Я сказал ему, что я не могу, что Джимми не было, и он ответил: "Да, я знаю. Поехали со мной". "Porsche" отвез его к месту аварии, как раз за тем местом, где позже была построена вторая шикана. Он указал на деревья. Там лежал монокок. Мне было всего 25, и это все выглядело ужасающе. Как кошмарный сон. Я спросил: "Кто снял двигатель и коробку передач? Где они?" И потом я увидел их, в нескольких ярдах в стороне. И я продолжил спрашивать: "А где гонщик? Где Джим Кларк?" Тогда парень и сказа мне: "Мне жаль говорить это, но он мертв". Я не мог поверить в это".

"Никто не знал, что делать. Я сообщил в боксы по радио, сказал им привезти Грэма, и он взял руководство на себя. Именно Грэм звонил Чепмену, который катался на лыжах. Он выполнял все эти ужасные обязанности..."


Уолтеру Хайесу сообщили новость, когда машины уже выстроились в Брендс-Хетче. "Это был один из самых ужасных моментов в моей жизни, я стоял в боксах в Брендсе как раз когда BOAC 500 должна была стартовать и услышал, что Джимми погиб". Хайес убедил "Ford Motor Company" построить двигатель "Ford-Cosworth DFV", и среди его четких целей, кроме придания "Ford" нового захватывающего облика, было выиграть чемпионат мира с Джимом Кларком, и теперь он был мертв со сломанной шеей.


Весь мир автогонок "едва не умер" – его сердце было разбито.

BOAC 500 было безрадостным мероприятием. Этим весенним днем, по мере того, как просачивалась новость из Хоккенхайма, все поколение постепенно начинало понимать, что автогонки никогда не будут снова прежними. Это было больше, чем смерть гонщика, это было концом эпохи. Это было больше, чем шквал, который следует за бурей. Когда Джим Кларк погиб, вся атмосфера автогонок изменилась.

Когда новость дошла до ложи прессы в Брендс-Хетче, на всех словно опустилась пелена недоверия и бесконечной скорби. Люди, никогда не встречавшие Джима Кларка, ощущали глубокое чувство потери. Те, кто знали его, были так поражены, что не верили в это. Машина, в которой он погиб, была одной из первых, носящих ливрею спонсора, вместо традиционного Британского зеленого цвета. "Gold Leaf Team Lotus" означал пришествие новой силы в автогонки – больших денег. Смертельная авария, появившаяся на первых страницах мировых газет, показала обратную сторону. Спонсоры хотели, чтобы их отождествляли с победами, а не с внезапной смертью кумира.

Что до несчастливых спортивного "F3L" Алана Манна, он хорошо провел BOAC 500, лидировал большую часть первых двух часов, хотя гонка на неровной поверхности Брендс-Хетча давалась Брюсу МакЛарену с трудом. Сменивший его Спенс сломал полуось и сошел. Он появился снова на Нюрбургринге, но попал в аварию, в которой был серьезно ранен Крис Ирвин. "Это была единственная машина, которую я ненавидел в своей жизни, и это была единственная большая ошибка, которую я сделал в автогонках,- говорил Хайес. – Алан Манн сказал, что мы можем сделать это, и это будет дешево, и мы думали, что нам нужно заменить "GT40", на котором уже сказывались его годы. Мы думали, нам нужно сделать это, хотя, поразмыслив, я считаю, нам вообще нечего было делать в спортивных машинах. В любом случае, они уже переживали упадок. Годы с "GT40" были чем-то особенным, как своего рода военная компания. Я уничтожил ту машину из чистой ненависти".

Жаки Икс и Брайан Редман победили с небольшим преимуществом на устаревшем "Ford GT40".


Теории, объясняющие аварию Кларка, варьировались от внезапного порыва ветра до заблудившегося пешехода и теории Белла о проблемах с зажиганием, но наиболее вероятной причиной был взрыв покрышки, отбросивший машину с траектории в сторону и в роковое дерево.

Расследование выявило, что покрышка потеряла давление из-за медленного прокола, и, несмотря на то, что центробежная сила поддерживала ее форму на скоростной прямой, боковая сила в плавном повороте вызвала развальцовку обода, и колесо просто слетело. Кларк ожидал трудностей на скользкой поверхности, но даже он не смог удержать машину под контролем. Там не было барьера безопасности. Боб Мартин, гоночный менеджер "Firestone" и Питер Джовитт, представитель отделения по расследованию аварий Королевского авиационного НИИ Великобритании (RAE) изучили даже самые мельчайшие детали свидетельских показаний и фактических улик и пришли к одному и тому же выводу.

Когда Кларк погиб, "спорт плакал" по-настоящему. На похоронах отец Джима сказал его хорошему другу и сопернику, улыбчивому высокому американцу Дэну Гарни, что он был единственным гонщиком, которого Джим действительно боялся. Гарни никогда не забывал этого, но, как обычно, держал все в себе.

"Это просто уничтожило меня, правда, с точки зрения моего самоконтроля, - говорил Гарни. – Я просто заливался слезами. Услышать такое от кого-то, чей сын погиб и больше не был с нами, было больше, чем я мог вынести. Долгое время я ничего не говорил об этом, потому что я чувствовал, что это очень личное, и не хотел использовать это, как похвалу моему гоночному мастерству или репутации, но это действительно было самым большим комплиментом, который я когда-либо получал".

Девушка, долгое время бывшая подругой Джима Кларка, но уже вышедшая замуж за голландца Эдда Сворта, услышала это по автомобильному радио в Зандворте, в Голландии. Это была главная новость дня. "Я думала, как они могут упоминать незначительную гонку Формулы-2 и Джима Кларка вместе. Я не очень хорошо говорила на голландском, но я узнала, что он был ранен, но это могло не означать, что он погиб. Я не была уверена, и бросилась к моему тестю и спросила, что это значит. Он побледнел и сказал мне. Думаю, так или иначе, я уже знала".

Ди-джей на радиостанции в далеком Лос-Анжелесе сказал: "Если вы оплакиваете смерть великого гонщика Джима Кларка, включите фары". Все шоссе было залито светом в полдень.

Дерек Белл выиграл чемпионат мира по гонкам на выносливость, чемпионат мира среди спортивных машин в 1986 году и побеждал в классических 24 часах Ле Манна пять раз. Жесткий, грубоватый, один из наиболее опытных и решительных гонщиков, он был глубоко поражен смертью Кларка на решающей стадии его карьеры.

"Это заставило меня задуматься о том, чтобы прекратить гоняться. Я не мог осознать этого. Сейчас я знаю, что ни один гонщик не может этого осознать. Они просто держат чувства внутри". Он вспоминает один случай в Ле-Мане, когда после смертельной аварии другой уже опытный гонщик внезапно сказал ему: "Иногда я задаюсь вопросом, зачем мы делаем это. Неужели за это стоит умереть?"

Неписанным правилом для гонщиков было никогда не говорить о смерти на трассе. В домашней обстановке – возможно, но не когда они гонялись. "Если я был с кем-то, кого я знал очень хорошо, как Дэвида Хоббса, и если мы были далеко от трассы, спокойно пили кофе вместе, тогда, возможно, мы бы коснулись этой темы. Но не на трассе".

Белл, как и многие его современники, считал обнадеживающим то, как долго Джим Кларк сумел уцелеть в автогонках. Когда его семья указывала на опасности, Белл всегда мог сказать: "Посмотрите на Джимми Кларка. Он ни разу не получил ни царапины во время гоночных аварий". "Джиму Кларку всегда удавалось оставаться невредимым. Гонщик должен просто верить, что ему все сойдет с рук. Когда это случилось с Джимми, это уничтожило мою веру и мою философию".

Как и в случае со смертью Кеннеди, все в мире автогонок помнили, что они делали, когда услышали о Джиме Кларке. Джеки и Хелен Стюарты переезжали в новый дом в Швейцарии, с видом на Женевское озеро. Хелен, симпатичная, возможно, немного нескладная, непосредственная, похожая на школьницу, уже не стыдливая невеста, но замужем всего шесть лет, рассказывает: "Джеки был в Испании на тестах, позвонил мне и сказал: "Привет, это я". Он не мог разговаривать и положил трубку. Слов не осталось. Он просто не мог говорить". В 1995 году, когда я говорил с Хелен, элегантной, теперь уже умудренной, ставшей свидетельницей многих автогоночных трагедий с тех пор, память об этом была так же свежа, как будто это все было лишь вчера.


Она была не единственным человеком, с которым я говорил, и кто до сих пор не мог сдержать слез при воспоминании об ужасной потере, случившейся в воскресенье, 7 апреля 1968 года.

Деловой раздел


ДИСКУССИОННЫЙ ЛИСТ Ф1-МОМК


Говорить здесь можно обо всем, относящемся к Ф1 или жизни рассылки, убедительно отстаивая в дебатах свою единственно верную точку зрения.

Подписаться на дискуссионный лист.


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1


САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.


ВИДЕОЗАПИСИ ФОРМУЛЫ-1 В УЗБЕКИСТАНЕ


Записи Формулы-1 трех последних и этого сезона на DVD-дисках теперь доступны и в Ташкенте.

Все вопросы решаются по адресу alexakim@tshtt.uz. Просьба в теме сообщения писать "Формула-1".


ФОРМУЛА-1 С УЛЫБКОЙ :-)


http://www.raiden.net.ru - сайт посвящен юмору в "Формуле-1". Здесь вы найдете множество анекдотов, забавных рисунков, прикольных фотографий и другого рода интересный и забавный материал о "Формуле-1".


ПОКЛОННИКИ Ф1, НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ В ПЕРЕВОДЕ!


Имеются следующие книги по "Формуле-1" на английском языке:

  • Piero Casucci, Enzo Ferrari 50 years of Motoring. 1980 год.
  • Timothy Collings, "The new Villeneuve. The life of Jacques Villeneuve." 1997 год.
  • Anthony Pritchard, "Ferrari Turbos. Grand Prix Cars 1981-88". 1989 год.
  • Alan Henry, "WILLIAMS.Formula 1 Racing team." 1998 год.
  • Gerald Donaldson. "Gilles Villeneuve. The Life of the Legendary Racing Driver". (перевод идет)
  • Alan Henry, "McLAREN. Formula 1 Racing team." 1999 год. (перевод идет)
  • Alan Henry, "BENETTON. Formula 1 Racing team." 1998 год. (перевод идет)
  • Eric Dymock, "Jim Clark. Racing legend" 2003 год. (перевод идет)
  • David Tremayne, "Damon Hill. World Champion. The Triumphant Story of a British Sporting Hero." 1996 год. (перевод идет)
  • Christopher Hilton, "Michael Schumacher.The whole story" 2006 год. (перевод идет)

Книги на французском языке:

  • Christian Tortoria, "Le dernier virage. 5 ans avec Gilles Villeneuve." 1982 год. (перевод идет)

Кто может и хочет помочь с их переводом на русский язык,
пишите на rainman@nm.ru или на f1-momk@rambler.ru.


САЙТ ХЕЙККИ КОВАЛАЙНЕНА


Великолепный мультиязычный проект, посвященный финскому пилоту "МакЛарен Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий, викторина, возможность задать свой вопрос непосредственно Хейкки!

Выходные данные

Редакция

Редакционная политика

  • Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.
  • Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.
  • Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие изменения использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.
  • Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве и рассмотрит все предложения.
  • При использовании материалов проекта активная ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

  • Полный тираж издания: 27560 экз.
  • При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).
Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru

 

© Ф1-МОМК
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Участник содружества Ф1-Альянс
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное