Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #298 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах о Формуле-1
Выпуск #298 от 27 марта 2008 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-alliance.ru \ blynsky.narod.ru \ freewebtown.com/f1momk

Сегодня в номере:

Неделя
Вопрос номера
Версификаторные россказни - Верные вторые? #5
FormulaMag.com представляет
Обзор-2008 - Малайзия: обмен ударами

Книги
Моя судьба. #08
Алан Хенри. McLaren. Команда Формулы-1
Право голоса
Результаты предыдущего опроса
Трибуна

Детали
Деловой раздел
Выходные данные

Вопрос номера



Не пора ли Ф.Массу уволить из "Феррари"?

Внимание! Опрос будет доступен на сайте
после 19:00 (GMT+3) 27 марта 2008 г.



Проголосовать на сайте www.Raiden.Net.Ru

Высказать по e-mail ОСОБОЕ МНЕНИЕ

  • Из интернет-браузера голосовать можно сразу, в почтовом клиенте надо предварительно сохранить html-файл рассылки и открыть его браузером.

  • Для голосования выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки.

  • Можно отдать свой голос и по E-Mail. Ждем писем!

Версификаторные россказни - Верные вторые? #5

Дмитрий Федотов (Floters)

Вильнев - Френтцен (1997-1998)

Всему должно быть свое время и свое место. Фрэнк Уильямс, глава одноименной команды в середине 90-х был в восторге от немецкого гонщика Хайнца-Харальда Френтцена. В 1994-м году Френтцен, тогда еще пилот "Заубера" только-только стал удивлять автогоночную общественность своим ярким талантом – этот гонщик прекрасно выступал в дождевых условиях, был очень аккуратен, и, безусловно, заслуживал места в топ-команде.

Впрочем, несмотря на то, что в 1994-м талант Френтцена был очевиден всем, еще двумя годами ранее, в широких кругах имя этого спортсмена было практически неизвестно, в отличие от другого немца – уже очень популярного Михаэля Шумахера. При этом те специалисты, которые видели выступления обоих гонщиков в программе по развитию молодых талантов "Мерседеса" лишь качали головами: Френтцен был быстрее Шумахера по чистой скорости! Как же случилось, что уже в 1991-м году имя Михаэля засветилось на небосклоне Формулы-1 яркой звездой, а о Хайнце-Харальде автогоночный мир заговорил с интересом только в 1994-м? Официальная легенда гласит: Френтцен, безусловно, был быстрее и талантливее, - он мог только сев в машину, тут же выдать лучший результат дня, после чего покидал трассу, в то время как Шумахер отличался завидным упорством, терпением, и оставался на трассе и в боксах допоздна, помогая развивать машину, развивая собственные навыки, потихоньку приближаясь ко времени своего напарника. Я думаю, эта версия близка к истине, но тут еще можно отметить и чисто психологические особенности характера: Шумахер был менее подвержен эмоциональным срывам, его было труднее выбить из состояния душевного равновесия. И к тому же, все время находясь с механиками на трассе, Михаэль устанавливал личные связи.

Но как бы там ни было, Френтцен, все же прорвался в Формулу-1 в команду записного середняка "Заубера". И уже во второй гонке сезона немец набирает сразу два очка за пятое место. Его не могли не заметить... Но затем был черный уик-энд в Имоле, когда погиб Сенна, а на тренировках перед следующим Гран-при Монако в страшную аварию попал Карл Вендлингер (номинально первый пилот "Заубера"). И поэтому, когда Фрэнк Уильямс обратился к Френтцену с предложением занять место погибшего бразильца, Хайнц-Харальд был вынужден отказать – он не мог бросить свою команду в трудный период.

Следующего приглашения пришлось дожидаться почти три года, и в конце 1996-го немецкий спортсмен примерил форму "Уильямса". "Теперь я понимаю, почему на этой машине становятся чемпионами. На такой машине трудно не выигрывать гонки" - примерно так звучали слова Френтцена на презентации нового болида Williams FW19. Однако все случилось совершенно иначе – напарником немца стал франко-канадец Жак Вильнев, уже успевший нашуметь годом ранее, чуть не выхвативший титул чемпиона мира в дебютном же сезоне. К 1997-му году Жак стал еще сильнее. К тому же выяснилось, выступать в команде-середняке и в топ-команде – это совершенно разные вещи. Хайнц после ряда стартовых неудач быстро сломался, оказался склонен к самокопанию. К тому же в командах Формулы-1 никогда не было психологов или других людей, которые могут помочь обрести уверенность в себе. Неудивительно, что под тяжелым прессингом Френтцен оказался не в состоянии регулярно бороться за победы. И победа в Сан-Марино была, скорее, исключением, чем закономерностью.

Командным игроком Хайнц-Харальд проявил себя на заключительном этапе в Хересе, когда неудачно стартовавший Вильнев откатился на третье место, пропустив вперед себя и Шумахера (главного соперника в борьбе за титул), и своего напарника. В отличие от героев прошлых лет, Френтцен поступил разумно – он выпустил вперед Жака, и дал тому возможность сразиться за титул.

В 1998-м Хайнц был уже гораздо лучше, но машина не позволила бороться за серьезные места...

...Шанс был, но готовности выхватить победу у Френтцена так и не оказалось.

Бергер - Алези (1993-1997)

Удивительная пара гонщиков. Я до сих пор не могу разобраться, кто же из них был быстрее? Жан Алези невероятно горячий, мог быть феноменально быстрым и таким же феноменально невезучим. Бергер, несмотря на свою рассудительность и достаточно трезвый расчет в последние годы своей карьеры, своими шуточками и легкомысленным отношением к жизни представлялся совершенно изумительным человеком. Однако главное то, что оба они в формульном мире, где друзей почти не бывает, были именно друзьями. Не сочтите меня лентяем, но лучше самих гонщиков о своих отношениях никто не расскажет. Позвольте мне дать одну цитату из книги, которая публиковались в рассылке Ф1-МОМК в свое время...

Бергер об Алези: "У него есть все задатки настоящего гонщика, прежде всего великолепное владение машиной и храброе сердце. Если нужно, он становится диким псом и глубоко погружается в безумие за приделами реальности. Почему Алези не стал чемпионом мира? Потому что у него, подобно мне, есть способность оказаться в правильной команде в неправильный год и потому что у него пропасть между супер-талантом и базовыми основами гоночного вождения. Он слишком нетерпелив, не интересуется техникой и избегает необходимой работы над мелочами. Что касается его как человека, то мне понадобилось некоторое время, чтобы это выяснить, но теперь я знаю: за буйной сицилийской внешностью скрывается добрый парень".

(Герхард Бергер. "Финишная прямая")

P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Ждем писем!

FormulaMag.com представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
25 марта 2008 г. - Toyota хочет оказаться "в центре подиума"
25 марта 2008 г. - Веббер рассказал о борьбе с Гамильтоном и Алонсо
25 марта 2008 г. - Болид RB3 Дэвида Култхарда продали за EUR210 тыс.
25 марта 2008 г. - Деннис считает, что McLaren вернул уверенность Ковалайнену
25 марта 2008 г. - Бриаторе просит подождать до Турции
25 марта 2008 г. - Хауг сохраняет бдительность и опасается всех конкурентов
25 марта 2008 г. - Гамильтон и Зутил отправились на остров Кох-Самуи
25 марта 2008 г. - Тайссен предполагает, что FIA изменит правила третьего сегмента квалификации
25 марта 2008 г. - iSport не прочь попасть в Формулу-1 вместе с крупным инвестором
25 марта 2008 г. - Ник Фрай может возглавить Super Aguri
25 марта 2008 г. - Контракт BMW-Sauber и Petronas может быть продлен
25 марта 2008 г. - Гран-при Малайзии смотрело почти 3 млн. человек
25 марта 2008 г. - "Обгоняет он уже как чемпион", - Bild
24 марта 2008 г. - 4,3 млн. немцев смотрели Гран-при Малайзии
24 марта 2008 г. - Тайссен: "BMW может выиграть гонку в этом году"
24 марта 2008 г. - Доменикали защищает Массу
24 марта 2008 г. - Алонсо: "Все прошло так, как мы ожидали"
24 марта 2008 г. - Жене считает Ковалайнена "сюрпризом года"
24 марта 2008 г. - Болид Honda быстр в гоночном темпе
24 марта 2008 г. - Рафаэла Басси-Масса отрицает слухи вокруг мужа
24 марта 2008 г. - Разговоры о переходе в Ferrari логичны, считает Алонсо
24 марта 2008 г. - Берни хочет увидеть еще две ночные гонки
24 марта 2008 г. - BMW-Sauber не комментирует слухи вокруг Credit Suisse
24 марта 2008 г. - Трулли доволен прогрессом команды
24 марта 2008 г. - Главный механик Honda покидает команду, намерен стать скульптором
24 марта 2008 г. - Култхард ошибся в повороте и ничего не отвалилось, – радуется Хорнер
24 марта 2008 г. - Деннис: "Мы пытались превратить автогонки в науку"
24 марта 2008 г. - Тодт мягко критикует Шумахера
24 марта 2008 г. - Фанаты обнаружили домашний адрес Райкконена
24 марта 2008 г. - У Гамильтона были проблемы с подачей воды во время гонки
24 марта 2008 г. - В Барселоне Renault намерена отыграть 0,4 сек., атмосфера в команде мрачная
23 марта 2008 г. - Ральф Шумахер переживает за Фелипе Массу
23 марта 2008 г. - Источник: BMW-Sauber потеряет спонсора
23 марта 2008 г. - Лауда считает Ковалайнена правильным выбором McLaren
23 марта 2008 г. - Кеке призывает не списывать Массу со счетов
23 марта 2008 г. - Гран-при Малайзии: выбор покрышек
23 марта 2008 г. - Вилли Рампф: "Прошло всего две гонки"
23 марта 2008 г. - Деннис: реальная скорость McLaren станет заметна в Барселоне
23 марта 2008 г. - Глок жалеет об упущенных шансах
23 марта 2008 г. - Отец превозносит боевой дух Гамильтона
23 марта 2008 г. - 10 очков – неплохо для такой сложной гонки, уверен Хауг
23 марта 2008 г. - Кими: "Я не потерял веру в команду"
23 марта 2008 г. - Первая победа Доменикали
23 марта 2008 г. - Баттон считает, что Honda прогрессирует
23 марта 2008 г. - Кристиан Клин рад за BMW-Sauber
23 марта 2008 г. - На пути к седьмому месту Веббер преодолел немало трудностей
23 марта 2008 г. - Трулли надеется развить успех Гран-при Малайзии
23 марта 2008 г. - Масса: "Впереди еще 16 гонок"
23 марта 2008 г. - Гонка Гамильтона была испорчена проблемой на пит-стопе
23 марта 2008 г. - Тайссен: "Расстановка сил изменилась"
23 марта 2008 г. - В Super Aguri удовлетворены проделанной работой
23 марта 2008 г. - Ferrari намерена изучить болид Массы
23 марта 2008 г. - Алонсо: "Я сделал все, что мог"
23 марта 2008 г. - Монтеземоло вновь обратился с посланием: "Это лучший пасхальный подарок фанатам!"
23 марта 2008 г. - Джанкарло Физикелла окрылен результатом
23 марта 2008 г. - Хайдфельд: болиды BMW-Sauber быстрее McLaren
23 марта 2008 г. - Ковалайнен доволен, но рассчитывал на большее
23 марта 2008 г. - Росберг: "Мне нужно было рисковать"
23 марта 2008 г. - Кубица рад за команду: фантастический результат в трудных условиях
23 марта 2008 г. - Гамильтон разочарован пятым местом
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Обзор-2008 - Малайзия: обмен ударами


Итак, второй этап чемпионата мира Ф-1 2008 года ждал нас сразу после старта сезона в Австралии – уже в следующий уик-энд. Командам оставалось только быстро перевезти свое оборудование с Зеленого континента в Юго-Восточную Азию, в столицу Малайзии Куала-Лумпур. Никакой передышки, никакой возможности для доработки болидов (только для анализа неисправностей, случившихся в "Альберт Парке"), и новый старт на совершенно другой, чем "Альберт Парк" трассе. Добро пожаловать на автодром "Сепанг"!

В Малайзии пелетон Ф-1 ждали совсем другие проблемы, чем за неделю до этого. В отличие от Мельбурна на "Сепанге" - великолепном современнейшем автодроме, - не должно было быть проблем с низким уровнем сцепления с дорожным полотном. Здесь уложен специальный гоночный асфальт, и гонки здесь проводятся довольно часто. К тому же, если продолжать тему управления болидов без трекшн-контроля, ширина дорожного полотна "Сепанга" очень велика (16 – 25 м), имеются широкие полосы безопасности, в том числе и асфальтовые, поэтому такого количества происшествий, как в "Альберт Парке", связанных с трудностями управления болидов без вспомогательной электроники, не должно было быть. Если не одно "но". И это "но" было главной проблемой в ожидании Гран При Малайзии. Прогноз обещал тропические ливни во все три дня Гран При, и этого тропического ливня опасались все. Все говорили о том, что если такой ливень зальет автодром, то удержать болид на трассе будет практически невозможно. На такой скорости машины просто смоет с трассы эффектом аквапланирования. Да и без аквапланирования удерживать болид на мокрой трассе без трекшн-контроля будет очень сложно. Поэтому все боялись бурного малайзийского дождика и говорили в основном о нем, а не о ужасающей малайзийской жаре, которая традиционно выдвигает особые требования к выносливости по ходу этой гонки.

На счастье пилотов и их команд дождь так и не пошел ни в одной из сессий Ф-1, ни в свободных практиках, ни в квалификации, ни в гонке. Гонщикам азиатской серии GP2 так не повезло, зато Ф-1 малайзийского ливня избежала, а вместе с ним избежала и сумасшедшей гонки, наполненной различного рода инцидентами. Ничего особо потрясающего мы не увидели, обычный Гран При на трассе "Сепанг", но и здесь есть свои плюсы: мы смогли увидеть реальную расстановку сил в нынешнем пелетоне Ф-1 в нормальных условиях, на трассе, которая достаточно типична для нынешнего календаря Ф-1.

Поддержать "Скудерию Феррари" в Куала-Лумпур приехал бывший босс Жан Тодт, полностью отошедший от управления гоночной командой. Однако после неудач в Мельбурне в "Феррари" решили, что опыт корифея Больших призов поможет команде в сложной ситуации. Помог ли реально приезд Тодта "Скудерии" - сложно сказать, но дела у "красных" на "Сепанге" действительно пошли на лад. Хотя скорее всего дело просто в том, что на "Сепанге" Ferrari F2008 лучше реализовала свой потенциал.

"Феррари" были быстры и в свободных практиках, и в квалификации. Впрочем, на свободных тренировках "красные" были сильны и в Мельбурне, но в Малайзии никаких неприятных сюрпризов их по ходу квалификационных заездов не ждало. На этот раз два болида "Скудерии" возглавили итоговый протокол. Фелипе Масса в блестящем стиле установил время поул-позишн, Кими Райкконен показал второе время. Конечно Массу не назовешь универсальным пилотом, пилотом, быстрым на всех трассах, следует признать, что он не особо может приспосабливаться к тем автодромам, на которых у него возникают определенные проблемы, но на тех трассах, которые ему нравятся, подходят его стилю пилотажа, Фелипе очень, очень быстр. Что он и доказал в очередной раз на "Сепанге". Масса выигрывал здесь квалификацию в прошлом году, год спустя он выиграл поул-позишн вновь. Быстрый, быстрый Масса!

"МакЛарены" были чуточку позади "Феррари", хотя и очень близко. Во всяком случае, первый ряд стартового поля они "Скудерии" уступили, но полностью заняли ряд второй. При этом Хейкки Ковалайнен смог опередить Льюиса Хэмилтона, который пожаловался на проблемы со сцеплением. Что ж, стоит поздравить Хейкки, который в очередной раз доказал свою силу, опередив на этот раз в квалификации столь грозного соперника, как Льюис. Впрочем, воспользоваться своими завоеванными позициями на старте "серебряным" не удалось, но об этом чуть позже.

Не удивили "БМВ", которые спокойно отобрались в итоговую квалификационную сессию, в которой Кубица показал шестой результат, а Хайдфельд – седьмой. Но у Ника была веская причина, по которой он проиграл Роберту. А вот "Тойота" удивила, попав в Top-10 обоими болидами! При этом Ярно Трулли был очень хорош, показав пятое время, а Тимо Глок остался десятым. Наконец, еще два болида в итоговом квалификационном сегменте – это "Ред Булл" Марка Уэббера, показавшего восьмое время, и "Рено" Фернандо Алонсо на девятом месте.

Также по итогам квалификации следует отметить неплохое выступление двух "Хонд": Баттон одиннадцатый, Баррикелло четырнадцатый; наладившиеся дела у Нельсона Пике-младшего, который прилично выступил в квалификации, показав тринадцатый результат, и попадание во второй квалификационный сегмент Себастьяна Феттеля – пятнадцатое время. "Уильямсы" же на этот раз наоборот откатились назад – лучший их пилот Нико Росберг остался лишь шестнадцатым.

А теперь о "МакЛарене" и инциденте, с ним связанном. В конце квалификации оба пилота "МакЛарена", как и еще несколько гонщиков, уже завершили свои попытки и медленно катили в боксы, в то время как на быстром круге находились Ник Хайдфельд и чуть позади него Алонсо. При этом медленные болиды старались держаться вне траектории, но оба "МакЛарена" совершили какие-то неудачные маневры, чуть не пересекая траекторию Хайдфельду. Там была довольно неприятная ситуация, когда Нику пришлось проскочить между двумя медленными болидами, одним из которых был "МакЛарен". Это действительно опасно, когда на трассе столь велика разница в скорости между разными машинами. С похожей проблемой столкнулся и Алонсо. К счастью все обошлось, но оба гонщика потеряли на этих маневрах какое-то время. После квалификации "БМВ-Заубер" подал протест на действия гонщиков "МакЛарен", и после разбирательства стюарды признали Ковалайнена и Хэмилтона виновными, и наказали их обоих штрафом на 5 позиций на стартовой решетке. На мой взгляд, вполне заслуженно. Если уж ты едешь медленно по трассе, то надо быть более осмотрительным.

На старте гонки наблюдалась плотная, жесткая борьба, но в первой, очень сложной послестартовой связке поворотов все обошлось без происшествий. Кто-то при этом проигрывал позиции, кто-то прорывался по удачно выбранной траектории. На самом старте довольно жестко схватились гонщики "Феррари" - Масса и чуть лучше стартовавший со второй позиции Райкконен. Фелипе однако оттер Кими к краю трассы, и по лучшей траектории вошел в первый поворот. Первым. Райкконен остался вторым. Позади Кубица удачно вышел на третье место, далее целый ряд пилотов обменивался позициями. "МакЛарены" приняли старт достаточно удачно, выиграв по паре позиций.

В конце первого круга вылетел с трассы в гравий Себастьян Бурдэ, на чем гонка для него закончилась. Другой неудачник первых кругов – Тимо Глок, которого развернуло поперек движения. Нико Росберг не успел объехать возникшую по ходу движения "Тойоту" и слегка задел ее, снеся себе переднее антикрыло. Росберг смог вернуться в боксы для ремонта и продолжить гонку, которая однако складывалась все более неудачно, а для Глока это столкновение поставило крест на дальнейшей борьбе.

В остальном ситуация на трассе складывалась довольно спокойно. Две "Феррари" уверенно лидировали. При этом Массе не удавалось оторваться, Райкконен преследовал его на минимальном расстоянии, будучи даже немного быстрее. Кими несколько раз обновлял лучшее время круга. Остальные отставали от "красного экспресса" все дальше.

Роберт Кубица уверенно держался третьим, за ним следовал Ярно Трулли на "Тойоте" - японская команда выглядела на "Сепанге" в действительно прекрасной форме. Трулли в свою очередь преследовал Ковалайнен.

Очень прилично выглядел Марк Уэббер. Позади него шел Льюис Хэмилтон, но долгое время британец не мог приблизиться к "Ред Буллу" Марка на дистанцию атаки. Когда же Льюис наконец догнал Уэббера и приступил к попыткам атаки, ничего особо опасного создать ему не удалось. Вскоре эту парочку догнал уже Ник Хайдфельд, а Льюису все никак не удавалось атаковать Марка так, чтобы была реальная возможность обгона. Так продолжалось вплоть до момента, когда Уэббер свернул на пит-лейн, и только тогда перед Хэмилтоном открылась чистая трасса.

Если на трассе и происходила интересная борьба, обгоны – это было в глубине пелетона. Интересной была схватка между Дэвидом Култхардом, Хайдфельдом и Алонсо. Там Нику и Фернандо вдвоем удалось опередить ветерана гонок Гран При. Несколько зрелищных обгонов совершил Казуки Накаджима.

Ключевым моментом гонки стали первые пит-стопы пилотов "Феррари". Лидер гонки Фелипе Масса остановился в боксах первым, Кими Райкконен остался на трассе еще на круг дольше. Этого круга в быстром темпе хватило Кими, чтобы когда он выехал с пит-лейн, он был уже впереди Фелипе. "Скудерия" совершила рокировку.

Не очень удачно сложился первый пит-стоп для Льюиса Хэмилтона. Он просил, чтобы ему изменили угол атаки переднего антикрыла, но возникла заминка с колесом, и на трассу Льюис вернулся вновь позади Уэббера. Зато Нику Хайдфельду в результате первых пит-стопов удалось опередить обоих.

Вторая треть гонки – Кими Райкконен лидирует и понемногу отрывается. "Феррари" едет к дублю, но не тут-то было. Возможно Масса так и не смог спокойно переварить упущенное лидерство, возможно этот факт его нервировал, но на очередном круге он потерял болид во второй части сложной связки правых скоростных поворотов. Задний мост "Феррари" повело, Фелипе не успел отловить занос, и болид вынесло с трассы в гравийную ловушку. Некоторое время Масса безуспешно газовал, но задние колеса "Феррари" без толку буксовали – болид завяз в гравии. Гонка для Фелипе Массы на этом была закончена...

"Феррари" осталась только с одной машиной на трассе, но это была совсем не та ситуация, как в Мельбурне – Кими Райкконен лидировал, и лидировал без вопросов. Идущий на блестящем втором месте Кубица отставал от Кими уже на целую пропасть времени.

В этой гонке проблемы миновали Кими, в этот раз все было хорошо. Это была уверенная победа действующего чемпиона мира, одержанная в классическом стиле. "Феррари" вернулась на вершину, теперь сезон начался и для нее. Роберт Кубица финишировал вторым. Вторую гонку пилот "БМВ" поднимается на подиум, только если в Мельбурне это был Хайдфельд, то на "Сепанге" Кубица добился лучшего для себя результата в Ф-1. Наконец подиум дополнил Хейкки Ковалайнен, финишировавший третьим. В течение гонки Хейкки постепенно продвигался вперед, опережая на пит-стопах соперников, и завоевал свой первый подиум в составе "МакЛарен". Два финна вновь заняли свои места на призовом подиуме, а компанию им составил поляк.

На последних кругах этой спокойной, обычной для Ф-1 гонки, в которой пилоты, чем дальше, тем больше растягивались по всей длине 5,5-километрового круга, в напряжении держали лишь две дуэли. Льюис Хэмилтон догнал Ярно Трулли в борьбе за четвертое место и старательно прессинговал его. Однако, как и ранее в случае с Уэббером, опытнейший Ярно уверенно держал оборону, будучи медленнее соперника, и хотя "Сепанг" благоволит обгонам, ничего у Льюиса не вышло. Трулли финишировал четвертым, Хэмилтон пятым. Другая интересная дуэль – борьба за седьмое место между Марком Уэббером и Фернандо Алонсо. Здесь на последних кругах двукратный чемпион мира был быстрее за рулем своей "Рено", два болида вплотную, друг за другом проходили круги, но опять же результативной атаки у Алонсо не получилось. Уэббер в итоге седьмой и набирает первые для себя и "Ред Булла" очки в сезоне, Алонсо восьмой. Между двумя парами дуэлянтов на шестом месте свою интересную гонку закончил Ник Хайдфельд.

Подводя итог Гран При на трассе "Сепанг", следует отметить ответный удар "Феррари". Если в Мельбурне на высоте оказался "МакЛарен", то в Малайзии "Скудерия" смогла взять реванш. Действующий чемпион мира оказался там, где ему и следует находиться – на вершине подиума. Думаю, в ходе сезона баланс сил так и будет колебаться – на некоторых трассах быстрее окажутся "серебряные", на некоторых – "красные". "БМВ-Заубер" подтвердил свой прогресс – теперь уже точно ясно, что высокая скорость "БМВ" не случайна. Радует прогресс "Тойоты", которая возглавила группу команд, преследующих "БМВ". Ну а "БМВ" вплотную приближается к паре безусловных лидеров Ф-1. Вообще действительно приятно то, что пелетон в сезоне 2008 очень плотный, и пилоты разных команд на равных борются друг с другом. Это происходит на всех "этажах" борьбы. Даже "Супер Агури" - наиболее явный пока аутсайдер, и то не проигрывает своим конкурентам слишком много. Что уж говорить про остальных!

Следующий, третий этап чемпионата мира Ф-1 состоится на другой современнейшей трассе – на "Сахире" в Бахрейне, уже через две недели. Сезон Ф-1 входит в свой рабочий ритм, и так будет продолжаться вплоть до ноября.


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Ждем писем!




Справочная информация Гран-при Малайзии 2008 г.


ИТОГИ ГОНКИ


Место Старт Гонщик Команда Кругов Время/сход Очков
12Райкконен К.Ferrari561:31:18.55510
24Кубица Р.BMW56+19.5 с8
38Ковалайнен Х.McLaren-Mercedes56+38.4 с6
43Трулли Я.Toyota56+45.8 с5
59Хэмильтон Л.McLaren-Mercedes56+46.5 с4
65Хайдфельд Н.BMW56+49.8 с3
76Уэббер М.Red Bull-Renault56+68.1 с2
87Алонсо Ф.Renault56+70.0 с1
912Култард Д.Red Bull-Renault56+76.2 с
1011Баттон Дж.Honda56+86.2 с
1113Пике Н. (мл)Renault56+92.2 с
1217Физикелла Дж.Force India-Ferrari55+1 круг
1314Барикелло Р.Honda55+1 круг
1416Росберг Н.Williams-Toyota55+1 круг
1521Дэвидсон Э.Super Aguri-Honda55+1 круг
1619Сато Т.Super Aguri-Honda54+2 кругов
1722Накаджима К.Williams-Toyota54+2 кругов
НК15Феттель С.STR-Ferrari39Гидравлика
НК1Масса Ф.Ferrari30Вылет
НК20Сутил А.Force India-Ferrari5Гидравлика
НК10Глок Т.Toyota1Столкновение
НК18Бурдэ С.STR-Ferrari0Вылет

Лучший круг: Хайдфельд Н. (BMW) - 1:35.366 (55 круг)

ЧЕМПИОНАТ ПИЛОТОВ


Место Гонщик Нация Команда Очков
1Хэмильтон Л.ВеликобританияMcLaren-Mercedes14
2Райкконен К.ФинляндияFerrari11
3Хайдфельд Н.ГерманияBMW11
4Ковалайнен Х.ФинляндияMcLaren-Mercedes10
5Кубица Р.ПольшаBMW8
6Росберг Н.ГерманияWilliams-Toyota6
7Алонсо Ф.ИспанияRenault6
8Трулли Я.ИталияToyota5
9Накаджима К.ЯпонияWilliams-Toyota3
10Уэббер М.АвстралияRed Bull-Renault2
11Бурдэ С.ФранцияSTR-Ferrari2
12Култард Д.ВеликобританияRed Bull-Renault0
13Баттон Дж.ВеликобританияHonda0
14Пике Н. (мл)БразилияRenault0
15Физикелла Дж.ИталияForce India-Ferrari0
16Барикелло Р.БразилияHonda0
17Дэвидсон Э.ВеликобританияSuper Aguri-Honda0
18Сато Т.ЯпонияSuper Aguri-Honda0
19Глок Т.ГерманияToyota0
20Масса Ф.БразилияFerrari0
21Сутил А.ГерманияForce India-Ferrari0
22Феттель С.ГерманияSTR-Ferrari0

КУБОК КОНСТРУКТОРОВ


Место Конструктор Очков
1McLaren-Mercedes24
2BMW19
3Ferrari11
4Williams-Toyota9
5Renault6
6Toyota5
7Red Bull-Renault2
8STR-Ferrari2
9Honda0
10Force India-Ferrari0
11Super Aguri-Honda0

Результаты предыдущего опроса

Кто в Ф1 из дебютантов-2008 произвел на вас лучшее впечатление?
- Себастьян Бурдэ 59 [83,2%]
- Нельсиньо Пике 4 [5,6%]
- Особое мнение 4 [5,6%]
- Тимо Глок 3 [4,2%]
- Казуки Накаджима 1 [1,4%]

Трибуна

Интересное видео

rainman.

Ярно Трулли провел очень хорошую гонку в Малайзии.

http://sharebee.com/e596865c - Вспомним моменты его карьеры... И, надеюсь, что он нас может быть удивит, и не один раз.

Объем: 9,69 Mb.

Время: 4'14".

Качество: низкое.




Из материалов д/л "Ф1-МОМК".
Присоединяйтесь к общению!

Гран-при Малайзии

RomB.

Коллеги, как считаете, обосновано ли перемещение пилотов "МакЛарен" на пять позиций назад?

Мне все-таки показалось, что они довольно основательно помешали Хайдфельду и Алонсо, однако с другой стороны действия их точно намеренными не были, случайность...


Floters.

Мне все-таки показалось, что они довольно основательно помешали Хайдфельду и Алонсо, однако с другой стороны действия их точно намеренными не были, случайность...

Правила есть правила. Для всех. Может быть, пилоты "Мак-Ларена" действовали так случайно и ненамеренно, но они помешали Хайдфельду. Наказание заслуженное, в общем...


tor.

Правда?...

Конечно, чертовски обидно за Макларен, но...

В самом деле, волочиться по трассе, экономя граммы топлива, нонсенс!

Скупой платит дважды!

Что ж, Макларену, придется раскошелиться и на этот раз! :-)

К тому же, как не воспользоваться лишним шансом прощупать нашу "белоснежку"!

Стоит "она" того или нет! ;-)


Шканов Дмитрий.

Коллеги, как считаете, обосновано ли перемещение пилотов "МакЛарен" на пять позиций назад?

Мне все-таки показалось, что они довольно основательно помешали Хайдфельду и Алонсо, однако с другой стороны действия их точно намеренными не были, случайность...

В Ф-1 сейчас такие тенденции принятия решений о наказании, что неважно, намеренными или случайными были действия, главное результат - то есть то, что они помешали.


edward ax.

Необоснованны. Двигались они медленно, но не посередине трека, им только оставалось съехать в траву.

Ну и главное: это сделала кривая красная рука, как же иначе.


RomB.

Ну и как всем вам гонка?

- "Феррари" стараниями Ф.Массы стремительно (и прочно) откатывается к 3-му месту в КК, "БМВ" все же прогрессирует, хотя в этом году может еще побед и не быть, а вот "Рено" вообще скатилась к уровню команды, которая пытается бороться за очки (т.е., выглядит слабее "Лижье" 90-х гг., ну или слабее "Вильямса", "Тойоты" и "Ред Булла" нынешнего года - кому как удобнее).

Интересно, чем слабосильный бразилец так ценен итальянцам, что его не отправляют в водители мусоровоза даже после утери 8 драгоценных очков?


Ульянов Дмитрий.

По поводу водителя грузовика - не выгоняют потому, что он нужен. А нужен он чисто экономически. Феррари в лице Фиата или наоборот, нацелилась на перспективный автомобильный рынок в Бразилии, а если еще учесть найденные недавно огромные запасы нефти у Бразильского побережья, такие, что Бразилия хочет вступить в ОПЕК, то этот рынок становиться очень лакомым куском. Ну и вот к чему я! Представьте себе рекламу на Бразильском телевидении, где Масса рекламирует Фиат... Вот на мой взгляд ЕДИНСТВЕННАЯ причина по которой держат (вернее не выгоняют) Массу.

А по поводу Рено - взойти на вершину трудно, но удержаться на ней в несколько раз тяжелее (можно даже провести параллель с Бенеттоном в 90-х), особенно когда у тебя урезают финансирование и уходит Мишлен...

Про БМВ хочу сказать, что как мне кажется, в этом году они гораздо ближе к КРАСНЫМ и СЕРЕБРЯНЫМ. А это значит, что работа в межсезонье была проделана более эффективная чем в этих командах, а если это так, то и БМВ доказала что может работать на равных с грандами, поэтому и победы придут, я уверен даже в этом сезоне и даже не одна!




Письмо читателя - В преддверии Малайзии...

stalker.

Bridgestone

Хирохиде Хамашима – глава отдела гоночных шин Bridgestone: "Хард, медиум, софт... Да какая разница? Один хрен ничего не скажете. Если даже шины плохие, вы же все равно все находитесь в одинаковых условиях". :))


Vodafone McLaren Mercedes

Мартин Уитмарш, Норберт Хауг: "Водяные клизмы - лучшее средство от обезвоживания. Как для гонщиков, так и для всей команды".

Льюис Хэмилтон: "Опять водяные клизмы? Ну мне-то зачем, я же негр. Я типа из Африки, там вообще воды нет"!

Хейкки Ковалайнен: "Волшебный рецепт от обезвоживания. Это же замечательно! Только почему Льюис такой хмурый и недовольный"?


AT&T Williams

Нико Росберг: "Малайзия! Красивые азиатские женщины! Много красивых азиатских женщин! А че? Акклиматизация"...

Казуки Накаджима: "Кубица - вычеркиваем, Хайфельд в уме"...


BMW Sauber F1 Team

Марио Тайссен: " Благодаря Petronas, для нас это почти домашняя гонка, важная и для команды, и для BMW, из-за возросших объемов продаж дорожных машин в азиатском регионе. Даешь каждому китайцу по БМВ"!

Ник Хайдфельд: "Салат, компот, второе... А первое? А первое - в Малайзии".

Роберт Кубица: "Японцы? Чур, чур, чур... Ну нафиг".


ING Renault F1 Team

Пэт Симондс: "Алонсо - очки, Пике - к сожалению пока только анализы"...

Фернандо Алонсо: "Тактика, стратегия? Едем, никого не трогаем, вокруг борьба и сходы, в концу один обгон - и на подиум".

Нельсон Пике: "Очень страшно. Честно. Но деваться некуда".


Panasonic Toyota Racing

Паскаль Васселон: "Ральфа выгнали. У Трулли машина вроде поехала, у Глока - ажно полетела"!

Ярно Трулли: "Пьешь и писаешь, пьешь и снова писаешь... Не, Сепанг не по мне".

Тимо Глок: "Этап #1 - полет отличный! Этап #2"?


Honda Racing F1 Team

Росс Браун: "Рубенс - красный - Феррари, мякоть арбуз, свежее мясо, помидор. Это все - красный цвет"!

Дженсон Баттон: "Не могу дождаться старта малазийской гонки. Старт, авария и мое очко снова достается кому-то другому. Когда же мне достанутся чьи-нибудь пару очков"?

Рубенс Баррикелло: "Да мне везде зеленый мерещится! Даже Феррари - зеленая"!

Ники Лауда, Херберт Фелькер. Моя судьба. #08

Перевод и редакция:

Предыдущие части читайте на сайте Ф1-Альянса

Глава 3 (Часть 3).
Феррари

Гоночный сезон 1976 года начался фантастически, Ferrari громили всех. Я победил в первых двух гонках, Регаццони – в третьей. Оглядываясь назад, можно сказать, что все было чересчур гладко.

Первым признаком неприятностей был уход моего друга и опоры Луки Монтеземоло. Его карьера не могла надолго задерживаться на первой ступеньке – работе гоночного директора. Луку пригласили ближе к сердцевине власти империи FIAT. Его преемник Даниэле Аудетто был тщеславным парнем, втянутым в текущие интриги, невротиком и, в общем, таким же суетливым, как и все другие суетящиеся в Ferrari. Сразу стало не хватать спокойного, умного человека в тени Коммендаторе.

А потом случилась странная авария с трактором.

Я хотел снести пригорок на лужайке перед домом и во время этого процесса перевернулся на тракторе. Не хватило пары сантиметров, и меня бы убило или раздавило, во всяком случае, я был плотно утрамбован в землю. Отделался я только двумя сломанными ребрами, что, по правде, было хорошим результатом для такого рода аварии с трактором весом 1,8 тонны. Но боли были адские.

Плюс ко всему средства массовой информации набросились на этот случай. Конечно, чемпион мира в Формуле 1, потерпевший аварию на тракторе – это однозначно выгодная тема. В Ferrari поднялась паника. Все мои победы не могли предотвратить того, что часть итальянской прессы по-прежнему требовала итальянского пилота для Ferrari. Как только поступила информация о моем несчастье, появился шанс, хотя бы на следующую гонку посадить итальянца в кокпит, и поскольку как раз случайно один парень по имени Фламмини хорошо проехал гонку Формулы 2, то им должен был стать он. Даже сама мысль об этом была гротескной, и в этой буре эмоций я тоже не взвешивал каждую свою фразу и сказал кому-то, что итальянцы могут все равно ездить только вокруг церковной башни. "Газзетта дело спорт" сделала из этого громкий заголовок, после чего в Италии поднялась серьезная буря.

Фирма послала персонального вассала шефа – Санте Гедини (который позже стал моим сотрудником и сегодня отвечает за рекламу Parmalat и, тем самым, за мою кепку). Тогда он ночью примчался из Маранелло в Зальцбург, появился у меня рано утром, отогнал репортеров от моей двери палкой и снабдил Феррари текущими бюллетенями – так что это был настоящий обезьяний цирк.

Когда я с этими адскими болями лежал в постели, Клеттнер, радиорепортер из Зальцбурга притащил ко мне мужчину по имени Вилли Дунгль. Я его никогда не видел, но много о нем слышал: массажист, чудесный целитель, гуру, специалист по питанию, важная персона, связанная с сенсационными тогдашними успехами австрийских лыжников-прыгунов.

Моя первая встреча с Дунглем протекала примерно так:

Я лежал в постели и не мог пошевелиться от боли. Объявили о приходе целителя. Пожалуйста, пусть заходит. Выход на сцену Дунгля. Он в плохом настроении, резок, скомканное Guten Tag. Он только посмотрел на меня, к чему-то немного прислушался, даже не дотронулся до меня и решился на окончательный приговор. "Тут я совсем ничего сделать не могу сделать. Если Вы что-то от меня хотите, должны озаботиться Вашим приездом в Вену". Уход Дунгля, а я думаю, что это самый большой брюзга на свете.

Несмотря на успокаивающую классификацию в чемпионате (после трех гонок у меня было 24 очка, у ближайшего соперника – 10) в Ferrari разразилась паника, которая и меня напрягла. Я хотел сделать все, чтобы стартовать на следующем Гран-при. Так что, с возрастающими болями я, тем не менее, поехал в Вену, чтобы показаться замечательному хирургу-травматологу Пойгенфюрсту и представиться Вили Дунглю. Оба часто дополняли друг друга в щекотливых случаях.

Дунгль сказал мне, что сделав усилие для этой поездки в Вену я, так сказать, квалифицировался для его помощи, поскольку до сих пор он считал меня за очень надменного спортсмена, который не считается с собственным телом. Если я четко и ясно выражу волю - сделать, начиная с сегодняшнего дня, что-либо для своего тела, он начал бы со мной заниматься. Я проскрипел что-то вроде: "Ага.."

Начиная с этого момента, Дунгль стал одним из важнейших для меня и для моей профессии людей. Он непобедим, он гений. Его знания, чутье, деликатность, его методы – я просто не могу себе представить, что на Земле есть второй человек, который столько же может. Он заново открыл для меня тело, и в возрасте 36 лет я в лучшей форме, чем в 26. Он привел меня к тому, что я сменил рацион питания и привычки, и для всего находил такие объяснения, которые я действительно мог понять.

Помимо этого, он один из лидеров по брюзжанию на свете. С ним почти невозможно говорить по телефону. При разговоре по телефону он так недружелюбен, что через три слова хочется положить трубку, ибо непонятно, как с ним говорить дальше. Тональность разговоров между Вилли и Густи {жена Вили Дунгля} Дунгль – тоже наслаждение для любителей суровости. Но, поскольку они недавно отпраздновали серебряную свадьбу, этому не придается почти никакого значения.

Обычно сначала нужно подождать, насколько теплее станет нрав нашего Вилли. Все эти годы он страдал от тяжелой болезни почек, о которой знали лишь немногие, и дела его теперь идут только в гору после успешной пересадки почки летом 1985 года.

Удивительной его особенностью является тот факт, что его золотые руки ржавеют в тот момент, когда касаются руля. Это восхитительно, с какой уверенностью он включает не ту передачу и упрямо остается на ней. Об этих вещах с ним дискутировать нельзя, он упрям и несговорчив, как осел и становится все более ворчливым.

Прекрасный пример: случай произошел несколько лет назад в Южной Африке, когда импортер Mercedes предоставил мне в распоряжение модель 380 SE в чудесном цвете "золотой металлик". Я передал его Вилли для того, чтобы он мог ежедневно покупать свежие продукты и договорился с ним о соблюдении трех вещей, даже если внутренне он будет им противиться. Первое – в Южной Африке левостороннее движение. Второе – при движении селектор КПП должен находиться в положении "D". И третье – при парковке нужно всегда ставить автомобиль на ручной тормоз.

Несколько дней это работало чудесно. Каждый раз, когда он возвращался, я мимоходом осматривал машину и констатировал: все еще без повреждений. У меня, как всегда, было тщеславие вернуть арендованную машину в оригинальном состоянии, отсюда и мое восхищение фантастическим улучшением формы Вилли.

И вот на субботних тренировках Вилли отсутствует. Я уже в McLaren, уже застегнуты ремни, а Вилли нет. Я зову Рона Денниса: "Где Вилли?" Он успокаивает меня: "Сейчас не могу тебе сказать". Конечно, это был самый идиотский ответ, я встревожился и потребовал рассказать, в чем дело. Ответ: "Вилли в полиции".

Произошло следующее. Вилли был в овощном магазине, чтобы купить обычные чудесные вещи, как вдруг – коварным и необъяснимым образом – наш Mercedes цвета "золотой металлик" пришел в движение и въехал в магазин через витрину. Огромные убытки, огромное возбуждение. "Необъяснимо", - сказал Вилли, и был очень зол на Mercedes. Даже возникла версия, что пара негров якобы толкнули автомобиль в витрину, желая ограбить магазин. Все казалось более вероятным, чем то, что Вилли забыл поставить машину на тормоз. Тогда я сразу закрыл тему. Я все равно бы ничего не добился, только рассердил бы его.

Ну хватит об этом. Вождение чаще всего брал на себя я, а в остальном главным и единственным настоящим был он, и я ему бесконечно благодарен.

Тогда, в мае 1976 года, Дунгль на самом деле смог восстановить меня для гонки в Хараме. Однако вся акция проходила на пределе, все очень легко могло пойти не так. Во время жесткого маневра в дуэли с Джеймсом Хантом сломанное ребро выскочило и могло при этом проткнуть легкое. И боли были по ту сторону переносимого. Массаж Вилли, который он сделал после гонки, чтобы вновь вправить ребро, был чистым волшебством. Мое второе место в Хараме означало драгоценные шесть очков, а все вместе было первым ощущением предстоящего хаоса в моей жизни и в Ferrari.

Но сначала большой сбор – победа в Цольдере, победа в Монако, победа в Брэндс-Хэтч. После первых девяти гонок сезона у меня было 61 очко. Оба ex-aequo {на одном уровне (лат.)} вторых гонщика, Джеймс Хант на McLaren и Патрик Депайе на Tyrrell, были едва на горизонте: по 26 очков.

Продолжение следует

Алан Хенри. McLaren. Команда Формулы-1.

Перевод: Руслан Яппаров
Иллюстрированная версия:
http://www.gp-smak.ru/forum/showthread.php?t=1557

Благодарности

Это совершенно новая книга, даже не смотря на то, что многое уже описывалось в моей предыдущей работе McLaren: The epic years (Haynes, 1998). Тем не менее, мне хотелось бы поблагодарить Рона Денниса, Адриана Ньюи, Мартина Уитмарша, Анну Герье, Ненси Эдвардс и всех в Mclaren International за возможность быть годами достаточно близко к их команде на многих гран-при для того, чтобы получить, я надеюсь, точное видение их деятельности. Мне также хочется поблагодарить Норберта Хауга, директора Mercedes-Benz motorsport, и Вольфганга Шаттлинга за их значительную помощь и содействие. Джону Таунсенду от Formula 1 pictures и Дэвиду Фиппсу я признателен за их быстрые и квалифицированные действия по наполнению иллюстрациями данной книги.

Алан Хенри
Тиллингхем, Эссекс,
ноябрь 1999 года

Введение

Надеясь на лучшее до последнего, Мика Хаккинен записал на свой счет безукоризненную победу в Гран-при Японии 1999, став только седьмым гонщиком в пятидесятилетней истории Чемпионата Мира, выигравшим корону два года подряд. Стартовав со второго места, он вырвался в лидеры непосредственно перед Ferrari Михаэля Шумахера, удерживал лидерство в течении 53-х кругов гонки, и победил с пятисекундным отрывом.

Это был момент, когда Хаккинен и его команда почувствовали полное облегчение после полного сезона с "неподдающимися" проблемами, многие из которых они создали себе сами. Сочетание командных решений, механических поломок и ошибок пилотов стоило им более 50 очков. Во время уик-энда финн выглядел переутомленным, а коллектив Ferrari восстановился после малазийской дисквалификации, и, в особенности, его соперник Эдди Ирвайн, державшийся крайне самоуверенно. Но победил сильнейший. Хаккинен стартовал, отставая от Ирвайна на четыре очка, и финишировал опережая на два, Ольстерец финишировал третьим. McLaren уступил Кубок конструкторов Ferrari частично потому, что Дэвид Кулхард досадно развернулся на своем MP4/14, а позже он сошел из-за проблем с коробкой передач.

McLaren начинал сезон 1999 года с большими надеждами на новый MP4/14, оснащенный последним, обновленным двигателем Mercedes F0110H.

Сезон открылся в Мельбурне, где Хаккинен и Кулхард, по видимому, почувствовали себя в другой лиге по сравнению с соперниками. Оккупировав первый ряд стартовой решетки, они сразу вышли в лидеры, отрываясь от остальных по секунде на круге. Но на этот раз на этом все не закончилось.

Хаккинен, вынужденный стартовать на запасной машине из-за перебоев зажигания на основной, протиснулся вперед Кулхарда в первом повороте. Но шотландец быстро заметил, что Мика выглядит немного нестабильно в новой машине и решил держаться позади, и ждать благоприятного случая. К несчастью, в работу коробки передач вмешались "гремлины", и Дэвид докатился до боксов, чтобы остаться там всего лишь после 14 кругов.

"Моя машина шла отлично, когда неожиданно в быстрой шикане я не смог "понизить" передачу и остался на шестой передаче", – пожал плечами он. Наступила очередь Хаккинена столкнуться с проблемами.

На 15 круге выпустили машину безопасности после того как BAR 01 Жака Вильнева потерял заднее антикрыло и, вращаясь, улетел в барьер. В мгновение восемнадцатисекундный отрыв Хаккинена был потерян, и Ирвайн пристроился вслед за ним, с последующими Jordan Хайнца-Харальда Френтцена и Williams Ральфа Шумахера.

Как только обломки машины Вильнева были удалены, пелотону "дали" зеленый свет, и гонка возобновилась после 17 круга, но очень скоро Хаккинен понял, что у него проблемы. На подъезде к первому повороту финн был "проглочен" противниками, так как нарушилось управление дросселем его McLaren. На следующем круге он заехал на пит-стоп.

"Мы подключили компьютер, чтобы выяснить в чем проблема", – сказал технический директор Эдриан Ньюи. – "Мы попытались отключить некоторые функции в попытке решить проблему и выпустили его обратно на трассу. Но это не сработало". Мика проехал еще пять кругов до схода, а победивший в гонке Эдди Ирвайн на Ferrari вышел на первое место в чемпионате.

Казалось, что "нахождение" Ирвайна в лидерах чемпионата было не более, чем следствием временной неудачи команды. Хаккинен должным образом вернул команду на верхнюю ступеньку подиума, когда заработал свою десятую победу в карьере Формулы-1 на втором этапе – Гран-при Бразилии – после успешной тактической работы команды.

Мика опередил Ferrari Михаэля Шумахера на 4,9 секунды, Френтцен был третьим впереди Ральфа Шумахера, затем Ирвайн, который теперь лидировал в чемпионате с 12 очками после двух гонок, опережая Хаккинена и Френтцена с их десятью очками у каждого.

Хаккинен спокойно опережал всех своих основных соперников в отличие от его несчастливого партнера по команде Дэвида Кулхарда который, стартуя с ним с первого ряда, не смог финишировать, когда сломанная коробка "завершила" его гоночный день, начавшийся с остановки двигателя на стартовой решетке, что привело к его возвращению на трассу в трех кругах позади остального пелотона.

Казалось, что команда McLaren снова вернулась в колею, но Мика совершил необъяснимую ошибку, лидируя в начальной стадии Гран-при Сан- Марино – вылетел с трассы и "оставил" Кулхарда бороться с Ferrari Михаэля Шумахера за победу в Имоле.

Это была трудная гонка для Дэвида, и ему приходилось терять время в трафике. Но всегда слишком легко упрекать медленных соперников. Хотя они не делали ему уступок, Дэвид не был достаточно решителен. Его команда проиграла по стратегии, и Михаэль Шумахер опередил шотландца.

Незабываемая победа с отрывом в четыре секунды лидера команды Ferrari и 34-ая в карьере, вывела его в лидеры чемпионата после трех гонок. Он отлично провел начальную стадию гонки, затем совершил первую дозаправку на 31 круге, пока Кулхард остался на трассе еще на четыре круга.

В период между пит-стопами двух пилотов Шумахер привез Кулхарду решающие семь секунд. Это позволило ему опередить гонщика McLaren во время единственной дозаправки Кулхарда, после чего лидер Ferrari смог развить отрыв в 28,8 секунды, который позволил ему совершить вторую очень короткую остановку в боксах только для дозаправки топлива без потери позиции.

Все же Кулхард был убежден в своей правоте. "Я думаю, моя стратегия одного пит-стопа была достаточно хороша (для победы), если бы у меня не было проблем с трафиком", – сказал он, не смотря ни на что. – "Видимо остальные чрезвычайно не хотели помочь мне. Я понимаю, что у других пилотов своя гонка, но я думаю, что они должны быть готовы потерять секунду или около того, для того, чтобы пропустить лидеров".

Теперь разница очков выглядела очень большой с шестнадцатью у Шумахера, двенадцатью у Ирвайна и десятью у Хаккинена.

Мика занял поул в Монако, но Ferrari Шумахера опередила финна на старте и помчалась, к безоговорочной победе – второй подряд в сезоне. Ирвайн финишировал на втором месте. Это был первый дубль Ferrari на улочках Монте-Карло за всю 57-летнюю историю этой трассы.

Хаккинен был почти в половине минуты позади Шумахера, когда он вынужден был выехать за пределы трассы на коварном спуске поворота Мирабо, сразу после площади Казино, после заноса на масляном пятне, оставшегося от Arrows Тораносуки Такаги, у которого произошла поломка двигателя. "Неприятность произошла, когда я достиг поворота", – сказал Мика. – "Когда я попытался повернуть в Мирабо, задние колеса начали блокироваться, и я предпочел съехать с дороги вместо риска врезаться в барьер".

"У меня был действительно плохой старт, с слишком большой пробуксовкой, и во время гонки я испытывал то недостаточную, то избыточную поворачиваемость вкупе с плохой развесовкой, что возможно означало поломку в передней подвеске".

Детальный и тщательный послегоночный анализ показал отсутствие явных неисправностей в машине. Теперь Шумахер имел 26 очков, Ирвайн – 18, Хаккинен – 14 и Кулхард – 6.

Но наступил момент, когда Хаккинен и Кулхард решительно остановили победный "порыв" Ferrari, "захватив" дубль на Гран-при Испании, доминируя на подиуме, впервые с прошлогоднего Гран-при Германии.

Хаккинен, блестяще завоевав поул в последние секунды субботней сессии, продемонстрировал свое мастерство с самого начала гонки. Финн лидировал все время, кроме 4-х из 65 кругов, временно оставляя позицию Кулхарду на время второй запланированной дозаправки.

В середине гонки Кулхард испытывал проблемы с управлением, теряя много времени и позволяя Ferrari Шумахера приближаться по секунде на круге. К тому же Дэвид усугубил свое положение, промахнувшись мимо места обслуживания у своих механиков во время первой дозаправки, что стоило ему лишних пяти секунд.

У Шумахера 30 очков, Хаккинена – 24, Кулхарда – 12. Это начинало выглядеть более интригующе.

Михаэль одержал с наскоку две победы, и наступила очередь Мики повторить испанский успех замечательной победой в Гран-при Канады. Он "проложил свой путь" через множество разворотов, вылетов, столкновений и штрафов, терзавших большинство его соперников для того, чтобы записать на свой счет убедительную победу на автодроме имени Жиля Вильнева, которая впервые вывела его на верхнюю строчку чемпионата 1999 года.

Хайнц-Харальд Френтцен, казалось, был на пути к отличному второму месту в этой гонке капризной фортуны, но его Jordan Mugen-Honda потерпел страшную аварию на 66-ом круге. Она была вызвана разрушением тормозного диска, и множество зрителей увидели отменную картину – финиш гонки чемпионата мира за машиной безопасности, возглавляющей пелотон на протяжении последнего круга на невысокой скорости. Это позволило Джанкарло Физикелле на Benetton финишировать вторым, опередив Ирвайна, Ральфа Шумахера и Джонни Херберта на Stewart-Ford. Френтцен с трудом покинул свой поврежденный болид, потрясенный столкновением на скорости 150 миль в час (241,35 км/ч).

Количество инцидентов привело к возобновлению дискуссий о недостаточности сцепления с дорогой шин с канавками и ухудшению поведения машин с таким небольшим клиренсом при движении в плотных группах.

Квалифицировавшись вторым, Хаккинен шел за Шумахером со старта, пока не получил неожиданный подарок, когда Михаэль Шумахер, лидировавший с поула, совершил необычную для него ошибку и разбил машину вдребезги о бетонную стену ограждения.

Теперь Хаккинен лидировал в чемпионате с 34 очками против 30 у Шумахера. У Кулхарда – 12. Неудачи преследовали шотландца всю гонку: он финишировал седьмым после столкновения с Ирвайном и десятисекундного штрафа "Stop and Go" за ошибочный обгон машины безопасности.

Вновь вернувшись в Европу на Гран-при Франции Хаккинен прорвался сквозь пелотон с четырнадцатой на великолепную вторую позицию в запоминающейся гонке с постоянно изменяющимися погодными условиями, с множеством обгонов и яркими гоночными моментами на трассе, состояние которой менялось от сухой до залитой проливным дожем и снова частично высохшей.

Кулхард, квалифицировавшись четвертым на почти залитой дождем трассе, отобрал лидерство у Stewart Рубенса Баррикелло на шестом круге, после того, как опередил Оливье Паниса и Жана Алези. К концу девятого круга он лидировал с отрывом 7,6 секунды.

К сожалению, на десятом круге он остановился на трассе с поломкой электрики. Казалось, что удача никогда не повернется к нему лицом.

Мика прорывался сквозь пелотон, поднявшись с восьмого места к концу первого круга на четвертое на десятом круге. С 25-го по 35-ый круги на трассе была выпущена и находилась машина безопасности из-за сильного дождя, обрушившегося на трассу, когда Мика был непосредственно за лидирующим Stewart Баррикелло. Мика совершил свой первый пит-стоп в режиме машины безопасности, оставшись на второй позиции.

На 38-ом круге Мику, попытавшегося опередить Баррикелло, развернуло в шпильке Аделаида, и он откатился на седьмую позицию, но снова прорвался на второе место на 57-ом круге. Тремя кругами позже он вышел в лидеры, совершил вторую дозаправку за 7,7 секунды на 65-ом круге, и финишировал вторым за Jordan Френтцена.

"Это было потрясающе приятно", – сказал Мика. – "Там много всего происходило, и я действительно доволен собой. Я чувствовал себя очень комфортно в машине и мог жать на 80 процентов на протяжении всей гонки в любых изменяющихся условиях".

Кулхарду пришлось подождать всего две недели до его первой победы в сезоне. К его огромной радости он победил перед 90 000-ым аншлагом зрителей в Сильверстоуне. Это была не первая его победа в домашней гонке, но первая с Имолы предыдущего сезона, и утешение было осязаемо: "Просто фантастика, лучшие ощущения в моей карьере!" Теперь была очередь Хаккинена испытать неудачу. Его машину вынесло с трассы на 35-ом круге, после проблем с механизмом крепления левого заднего колеса, было видно как машина потеряла его, а затем и колесо прямо на трассе.

Гонка была омрачена происшествием на первом круге, которое исключило Михаэля Шумахера из борьбы за чемпионский титул из-за перелома правой ноги. После рестарта Хаккинен доминировал до своего схода, после чего Кулхард одержал убедительную победу над Ferrari Ирвайна, хотя и с минимальным отрывом.

Теперь у Хаккинена 40 очков, Шумахера с Ирвайном по 32, Кулхарда – 22. Дела определенно шли к лучшему. Очень недолго.

На Гран-при Австрии произошел худший момент карьеры Кулхарда в Формуле-1. Всего через 20 секунд после старта шотландец "стер" золотые воспоминания о Британской победе, вытолкнув партнера по команде с трассы во втором повороте гонки.

Это был страшный сон любого гонщика, но без того напряженная ситуация еще более ухудшилась, так как Кулхард был "подвинут" на второе место Эдди Ирвайном, получившим возможность стать лидером команды в отсутствие Шумахера.

"Это был совершенно кошмарный сценарий для меня", – сказал Кулхард. – "Я шел не по траектории и думал пройти Мику в первом повороте, но отброшенный назад, во втором повороте ошибочно оценил ситуацию".

"Я повредил пластину переднего антикрыла в столкновении, но это было неважно. У меня была кошмарная гонка, и выезд из пит-стопа позади Эдди был ужасным концом ужасного дня".

После церемонии награждения, Кулхард и Хаккинен, блистательно финишировавший третьим после всего произошедшего, исчезли в моторхоуме с руководителем команды Роном Деннисом и директором спортивного подразделения Mercedes Норбертом Хаугом. Кулхард извинился перед Хаккиненым за его ошибку, чемпион мира принял извинения и двое мужчин решили уладить инцидент между собой.

Поразительно, но дела пошли еще хуже для Хаккинена в Хоккенхайме. У него взорвалась шина на скорости 195 миль в час, последовал удар о рельс безопасности и сход с Гран-при Германии с той же самой ужасающей неожиданностью, которую испытал Михаэль Шумахер в Сильверстоуне. Авария произошла на 26-ом круге, уже после того, как он уже почти решил проблему, возникшую из-за заправочного оборудования на своем единственном пит-стопе двумя кругами ранее. Он выехал четвертым, быстро "разделался" с Френтценом и уже настигал обе Ferrari, когда его McLaren потерял контроль. Финну невероятно повезло – не разбиться о бетонное ограждение справа. И это была не единственная опасность во время торможения, пока McLaren выписывал широкие пируэты на асфальте и скользил по гравийной ловушке.

Ирвайн снова победил, благодаря командным приказам Ferrari, благодаря которым финишировал впереди Мики Сало, выступающего вместо Шумахера. Теперь ирландец имел 52 очка против 44 у Хаккинена и 30 у Кулхарда. Но затем летний прорыв Итальянской команды был эффектно "подорван", когда Хаккинен полностью доминировал на Гран-при Венгрии, а Кулхард заработал второе место, заставив Ирвайна допустить ошибку перед финишем.

Это принесло Хаккинену 54 очка, Ирвайну – 56, но теперь и Кулхард вступал в борьбу за чемпионство с собственными 36 очками.

Двумя неделями спустя, Рону Деннису пришлось активно защищать тактику его команды после завоевания Кулхардом значимой победы в Бельгийском Гран-при в Спа, в гонке, которая началась с сомнительного инцидента в первом повороте, в котором напарники столкнулись.

Хаккинен квалифицировался на поул-позиции в десятый раз из одиннадцати Гран-при, но замешкался на линии старта после незначительного фальстарта. Кулхард максимально ускорился со второй стартовой позиции, и начал поворачивать в узкую правую шпильку Ла Сорс, где непреднамеренно толкнул машину напарника.

"Некоторые СМИ критиковали нас, когда мы продлили контракт с Дэвидом", – твердо сказал Деннис, – "И сейчас, когда он проводит великолепную гонку, нас критикуют за нашу командную тактику. Мы были на волоске от инцидента, но Дэвид был впереди в точке торможения. Любые изменения финальных позиций стоили бы нам так упорно зарабатываемой репутации равных прав наших гонщиков".

Многие в паддоке обращали внимание, что это было очень хорошо, но полагали что Деннис рискует чемпионским титулом, позволяя своим пилотам гоняться на равных друг с другом всего за четыре этапа до конца чемпионата.

Они полагали, что в McLaren могут пожалеть о воздержании от командных приказов, если Хаккинен, который признал, что он оказался на втором месте после эпизода в первом повороте, потеряет титул из-за единственного очка.

Эти мнения усилились после Гран-при Италии, в котором Хаккинен, доминируя в гонке со старта, совершил свою вторую ошибку за год. Его собственные ошибки стоили ему 20 очков, но настройки, механические проблемы и ошибки стратегии стоили ему еще как минимум 26 очков, и в то время когда Хайнц-Харальд Френтцен пересекал финишную линию побеждая в Монце для Jordan, удивительно было видеть Мику плачущим у трассы перед возвращением в паддок. Кулхард финишировал пятым.

То, что было небольшим кризисом переросло в полную панику когда McLaren снова упустил возможную победу в Гран-при Европы на Нюрбургринге. Стратегически губительная замена шин на дождевые во время кратковременного дождика отбросила Мику на пятое место в гонке, а Кулхард, лидируя, вылетел в барьер из покрышек и потерял свои надежды на титул.

Таким образом, Мика приехал на предпоследний этап чемпионата с 62 очками против 60 у Ирвайна, на новый автодроме Сепанг в Куала-Лумпур, который произвел на всех глубокое впечатление.

Эта была гонка Михаэля Шумахера, вернувшегося после 14-ти недельного перерыва с инцидента в Сильверстоуне. Он помог Ирвайну победить, блестяще разыграв командную тактику.

Дважды Шумахер пропускал вперед Ирвайна и длительное время сдерживал Хаккинена на третьей позиции до самого клетчатого флага.

"Это была самая тяжелая гонка в моей жизни", – сказал деморализованный финн. – "Я полностью выкладывался все время. У Ferrari была блестящая тактика, и я действительно не осуждаю их. Я провел почти всю гонку позади Михаэля, но не смог пройти его. Я не смог этого сделать, потому что ехал очень внимательно, и не хотел "попасться" на его неожиданные маневры. Он часто изменял скорость в скоростных поворотах, и мне приходилось проявлять осторожность, чтобы не врезаться в него".

Хаккинен был единственным гонщиком, использовавшим более жесткую смесь резины из двух предложенных Bridgestone, как более надежную в жарких условиях. Помня об этом, а также о том, что он провел очень много времени за Шумахером, многие наблюдатели были удивлены, что McLaren не изменил его на стратегию одной дозаправки, как сделали в Ferrari для Шумахера.

Это позволило бы ему как минимум продолжать давление на лидера Ferrari до клетчатого флага, вместо того, чтобы "откатится" назад после второй дозаправки всего за 9 кругов до финиша. Это отбросило Хаккинена за Stewart-Ford Херберта и только то, что англичанин ошибся за четыре круга до финиша, позволило ему вернуться назад на третью позицию.

После были плохие новости для команды Ferrari. Они появились менее чем через два часа, после того как Ирвайн отпраздновал тот факт, что он приедет на последнюю гонку сезона в Сузуке, имея на четыре очка больше, чем Хаккинен, и большие шансы стать первым чемпионом мира из Маранелло за последние 20 лет. Инспекция после гонки машин Ferrari обнаружила нарушение регламента в боковых аэродинамических дефлекторах – так называемых передних дефлекторах, которые не соответствовали предписанным размерам. Стюарды решили, что в Ferrari нарушили правила и дисквалифицировали команду с правом подачи апелляции.

Шесть дней спустя на слушании апелляционного суда FIA восстановил Ferrari их победный дубль, сместив Хаккинена на третью позицию, и восстановив его положение перед заключительной гонкой в четырех очках позади Ирвайна. Ferrari были восстановлены потому что FIA признали возможность ошибки связанной с измерениями передних дефлекторов. В заключении суд постановил разрешить 5-ти миллиметровую погрешность в измерении передних дефлекторов согласно техническому регламенту.

Несмотря на то, что президент FIA Макс Мосли провозгласил решение как подтверждение независимости и честности апелляционной процедуры FIA, не стало сюрпризом то, что руководство McLaren считало иначе.

Рон Деннис заявил: "Я полагаю, возможно, вместе с каждым техническим директором в Формуле-1, что производственные допуски в отношении {важных моментов} технического регламента недопустимы ни в одном аспекте машины, за исключением гладких горизонтальных поверхностей, формирующих дно машины".

Защитить свой титул чемпион мог только в Сузуке.

Деловой раздел


ДИСКУССИОННЫЙ ЛИСТ Ф1-МОМК


Говорить здесь можно обо всем, относящемся к Ф1 или жизни рассылки, убедительно отстаивая в дебатах свою единственно верную точку зрения.

Подписаться на дискуссионный лист.


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1


САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.


ВИДЕОЗАПИСИ ФОРМУЛЫ-1 В УЗБЕКИСТАНЕ


Записи Формулы-1 трех последних и этого сезона на DVD-дисках теперь доступны и в Ташкенте.

Все вопросы решаются по адресу alexakim@tshtt.uz. Просьба в теме сообщения писать "Формула-1".


ФОРМУЛА-1 С УЛЫБКОЙ :-)


http://www.raiden.net.ru - сайт посвящен юмору в "Формуле-1". Здесь вы найдете множество анекдотов, забавных рисунков, прикольных фотографий и другого рода интересный и забавный материал о "Формуле-1".


ПОКЛОННИКИ Ф1, НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ В ПЕРЕВОДЕ!


Имеются следующие книги по "Формуле-1" на английском языке:

  • Piero Casucci, Enzo Ferrari 50 years of Motoring. 1980 год.
  • Timothy Collings, "The new Villeneuve. The life of Jacques Villeneuve." 1997 год.
  • Anthony Pritchard, "Ferrari Turbos. Grand Prix Cars 1981-88". 1989 год.
  • Alan Henry, "WILLIAMS.Formula 1 Racing team." 1998 год.
  • Gerald Donaldson. "Gilles Villeneuve. The Life of the Legendary Racing Driver" (переводит 1 человек)
  • Alan Henry, "McLAREN. Formula 1 Racing team." 1999 год. (переводит 1 человек)
  • Alan Henry, "BENETTON. Formula 1 Racing team." 1998 год. (1 человек взялся за перевод)
  • Eric Dymock, "Jim Clark. Racing legend" 2003 год. (переводит 1 человек)
  • David Tremayne, "Damon Hill. World Champion. The Triumphant Story of a British Sporting Hero." 1996 год. (переводит 1 человек)
  • Christopher Hilton, "Michael Schumacher.The whole story" 2006 год. (переводят 2 человека)

Книги на французском языке:

  • Christian Tortoria, "Le dernier virage. 5 ans avec Gilles Villeneuve." 1982 год.

Кто может и хочет помочь с их переводом на русский язык,
пишите на rainman@nm.ru или на f1-momk@rambler.ru.


САЙТ ХЕЙККИ КОВАЛАЙНЕНА


Великолепный мультиязычный проект, посвященный финскому пилоту "МакЛарен Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий, викторина, возможность задать свой вопрос непосредственно Хейкки!

Выходные данные

Редакция

Редакционная политика

  • Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.
  • Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.
  • Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие изменения использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.
  • Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве и рассмотрит все предложения.
  • При использовании материалов проекта активная ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

  • Полный тираж издания: 26936 экз.
  • При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).
Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru

 

© Ф1-МОМК
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Участник содружества Ф1-Альянс
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное