← Декабрь 2007 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
30
|
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://f-1.ru
Открыта:
25-11-2002
Статистика
0 за неделю
В "Ф1-МОМК" #283 Вас ждет:
Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы
Сегодня в номере:
Вопрос номераПамятка голосующим:- Пользователям I.E. и Opera голосовать можно сразу, пользователям же The Bat! предварительно необходимо сохранить вложенный html-файл и открыть его браузером. - Для голосования выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки. - Появление на экране монитора странички Альманаха означает, что голосование было успешным. - Можно отдать свой голос и по E-Mail. Пишите с указанием темы опроса и ответом сюда: f1-momk@rambler.ru. Ф1-Гагаскоп - ОсвобождениеДмитрий Федотов (Floters)
7-11 ноября 2007 г. Четвертые сутки он сидел в темном, но сухом и чистом, и даже не вонючем подвале. Ни одна мышь, ни один таракан, ни одно насекомое или животное не беспокоили Фернандо. В подвале этого помещения их просто не могло быть. Как и ничего другого... лишнего. Того, что могло испортить настроение хозяину. Фернандо напряженно думал. И усиленно старался отрастить бороду и усы. "Зайдет, гад такой, так хоть испугается! – Я выскочу из темноты и прямо ему в рожу – НААаааа! Своей бородой, космами и усами! Бородку отращу поомерзительнее! Может хоть чуток, но поможет!"... Неожиданно у Нандо возникло ощущение, что в замке двери сейчас повернется ключ, и в подвале окажется ОН. Тот, из-за кого приходилось тут сидеть. Фернандо ощетинился и приготовился к прыжку: одно ловкое движение, и своей небритостью он сможет угодить точно в лицо вошедшему! Но ничего не произошло. Взгрустнулось. Алонсо подошел к тускло фосфоресцирующему столику и уже в который раз внимательно оглядел все, что находилось на нем: сверхновую безопасную бритву с двадцатью тремя бриллиантовыми лезвиями от Steinmetz и Gillette (возле бритвы была табличка с надписью – "для бритья"), небольшой серебристый графинчик (табличка: "питьевая вода от спонсора с повышенным содержанием серебра"), а также маленький подносик с тремя таблетками. Нандо взял одну из них, наклонился ближе к столу, чтобы в тусклом свете прочитать... "обед" - гласила надпись на первой таблетке. Испанец вздохнул. "Похоже, придется ее выпить, ведь я до сих пор ничего не ел!" Как только таблетка была проглочена, неожиданно, в подвальчике загорелся яркий свет, столик самостоятельно свернулся и ушел куда-то под пол, а часть стены неожиданно отъехала в сторону и из пустоты в помещение вошел Рон Деннис. За ним, пыхтя, ввалился Норберт Хауг с двумя стульями. Поставив их в центре подвала друг напротив друга, он отошел и встал возле выхода. "Убежать мне не дадут" - мелькнуло в голове Алонсо, глядя на широкоулыбающегося Хауга. Почему-то добродушная улыбка немца немного подняла настроение испанцу и он, уловив едва заметный жест Рона, присел на один стульчик. - Ты напрасно не воспользовался новейшей бритвенной разработкой. Мне не очень приятно созерцать твое лицо, но что поделать... И я рад, что ты съел твердый дозированный высококалорийный обеденно-лекарственный препарат. Он поможет тебе (Фернандо морщился от очередного потока "ронспика") правильно сосредоточиться на тех идеях, которые я сейчас буду излагать. - Валяй. - Первое: ты в подвале нашего Парагона, как ты догадался, вероятно. Второе: общественность, и некоторые твои друзья (Деннис ухмыльнулся) уверены, что ты сейчас в трехмесячном отпуске. Более того, некоторые из них, наиболее настойчивые, просто мечтают с тобой встретиться как можно быстрее. После этой фразы Рон достал из кармана своей черной кожаной крутки мобильный телефон, и дал Фернандо прочитать последние sms-сообщения: "Дорогой, позвони, я волнуюсь, очень хочу тебя увидеть ради обсуждения нашего договора. Флав", "Алонсо, черт тебя подери, быстро приезжай на базу в Энстоун. Бриаторе" и "Прости пожалуйста, я с трудом выбил эти хреновы деньги на твою зарплату, как только будет возможность, позвони мне пожалуйста. Флавио". - Как видишь, - продолжал Деннис, пока Нандо читал сообщения, - если ты хочешь в следующем году выступать в Формуле-1, тебе следует поторопиться с принятием нашего решения! - Слушаю, - хмуро ответил гонщик. - Хорошо. Ты молчишь о том, как в нашей команде относились к тебе, о том, что у вас с Льюисом на протяжении всего сезона были прекрасные отношения и равные возможности. Мы расстанемся по-доброму и никаких неустоек никто никому не будет платить... Конечно, я не идеалист, и прекрасно понимаю, что ты можешь молчать месяц, два, три... но потом, как и вся твоя нация, взорвешься, и выскажешь первому попавшемуся журналисту чудеснейшую историю. Чтобы этого не случилось, мы составим специальный контракт, где ты обязуешься в случае своей болтливости уплатить нам штраф в размере... ну, скажем... Норберт, сколько бы ты хотел? - Двадцать пять миллионов долларов! – Брякнул немец. - Так вот, Фернандо, за болтливость ты заплатишь двадцать пять миллионов долларов. А если будешь послушным и тихим, то все будет хорошо. Подумай над этим. Фернандо уже все решил, но все же решил спросить. - А что, если я откажусь? - Три месяца в этом месте и обеды в виде таблеток. - Хорошо, я согласен на контракт. - Норберт? Хауг достал из кармана своих брюк дипломат, открыл его, вытащил из него кипу бумаг и подал Алонсо. - Распишешься на последней странице. Через час подпись испанца стояла в нужном месте, а Рон давал дружеские советы. - Требуй зарплату побольше, гонщика как можно менее опытного, не слишком быстрого и так далее. Ты сам уже знаешь. - Да, знаю. Прощай, Рон! Прощай, Норберт! - Прощай, Фернандо! Спустя пять минут Фернандо Алонсо был на улице и уже разговаривал по телефону: "...да... да Флавио. Я, может быть, подпишу контракт с "Рено". Что значит "я тебя?..." Так лучше. Сколько я хочу?... Ммм... Двадцать пять плюс... ммм... тридцать, нет сорок... ну хорошо, тридцать пять... да не разоришься ты! Короче, шестьдесят миллионов долларов в год!... Флав?... Ну почему, а на что я буду жить?... Да, я ушел из "Мак-Ларена" не с пустой головой. Пара конструкторских идей уже на флэшке". "Рон, неужели ты думал, что я буду молчать?" ... - Мой дорогой мальчик, ты, действительно, стал дороже мне! В прямом смысле слова!.. Да, я уже выслал свой вертолет за тобой. Седовласый итальянец вздохнул: "Неужели они думают, что я выращиваю эти деньги?" Он подошел к сейфу, открыв его, достал старый дробовик и хоккейную вратарскую маску... - Нандо, какой ювелирный магазин ближе всего к нашему офису? Steinmetz?... Ну, что ж, Steinmetz, так Steinmetz... Бриаторе выключил телефон и посмотрел в сторону дожидающегося Пике: "Придет Алонсо, скажи ему, чтобы дождался меня, - я пошел к спонсорам за его зарплатой!" ТВ-Формула или Русская народная забаваДень добрый, дорогие друзья. Большое спасибо всем тем, кто откликнулся на призыв редакции Ф1-МОМК и отправил вопросы к каналу Рен-ТВ. И, признаюсь честно, я, как автор проекта чуть было их не отправил адресату. Но... зайдя на сайт канала, я не обнаружил ветки форума Формулы-1, зато нашел замечательную страничку с откровенными отписками канала на хорошие и правильные во многом вопросы зрителей. Текст ответов показался мне издевательским, и я решил немного изменить проект. И помогла мне в этом одна наша замечательная подписчица, родом из одного крупного города РФ, где телезрители, как написано на сайте Рен-ТВ "тоже могут смотреть Ф-1 в прямом эфире", но в прямом эфире не смотрят, вероятно, из принципа. Итак, знакомьтесь – удивительно, но такое бывает – Мария Егоровна, тезка той самой прославленной Марии (которая директор Дирекции спортивного вещания Рен-ТВ), сотрудник PR-агентства и великолепный аналитик средств массовой информации. АК: Добрый день, Мария Егоровна. Большое спасибо за то, что любезно согласились ответить на вопросы наших читателей. МЕ: Да всегда пожалуйста! Мечтала оказаться в главной роли и вот - на тебе! АК: Поехали? Читатель VBAF1 спрашивает: "Будут ли все-таки прямые трансляции на всей территории Российской Федерации или нет? Это самое главное и важное в настоящий момент, как мне кажется". МЕ: Ух ты!! VBAF1! Самый настоящий! С удовольствием отправлю Вас на страничку "Вопросы о "Формуле-1" нашего дорогого и замечательного канала Рен-ТВ. Цитирую: "Мы не сомневаемся в том, что во всех регионах России есть преданные болельщики "Формулы-1". Однако практика показывает, что рейтинговые показатели, на которые ориентируются все живущие на доходы от рекламы коммерческие каналы России (а таковых у нас подавляющее большинство), не подтверждают распространенную точку зрения о большом интересе к "Формуле-1" в регионах". То есть, перефразируя написанную Рен-ТВ отписку, имеем, что в результате проведенного в Интернете опроса россиян "Пользуетесь ли Вы Интернетом" получены ошеломляющие результаты – 100% россиян пользуются Интернетом в той или иной степени. Вот Вы, VBAF1, участвовали в рейтинговом опросе Рен-ТВ? Нет?! Выводы сделайте сами... VBAF1, давайте смотреть правде в глаза – если всем показывать гонку в прямом эфире, то кое-где она вытеснит эротику (или скрытую порнуху), где-то – какой-то туповатый сериал, и в итоге канал потеряет последних зрителей, потому, что, судя по рейтинговым показателям, Вы, VBAF1, проявляете совсем небольшой интерес к Формуле-1 и являетесь большим поклонником сериала "Побег". Это раз. Реклама пива стоит дороже и может быть с большей отдачей показана тогда, когда идет спортивная программа, то есть вечером или ночью. Это два. Дело в том, что сериалов много и у зрителей есть возможность переключать каналы, как им вздумается. А вот Вы, малорейтинговый наш, будете сидеть и смотреть то, что Вам покажут в перерывах между рекламами. Именно поэтому, а не потому, что есть какие-то технические проблемы, гонки мы смотрим в ночь с воскресенья на понедельник, когда все нормальные люди (с высоким рейтингом) уже насмотрелись и дешевых фильмов конца 20 столетия и многое другое, что канал купил за сущие гроши. Ну вот, кажется, ответила. Это было просто! Есть ли что-нибудь посложнее? АК: Ну ладно. А как Вам этот вопрос... Тэкс... Сергей Митин спрашивает: Когда же канал Рен-ТВ выполнит свое обещание показывать повторы гонок в середине недели? Так сложились обстоятельства, что я не смог посмотреть ГП Канады в прямом эфире и даже не смог его записать. И как это часто бывает, единственный ГП, который я пропустил за последние 5 лет, оказался пока самым интересным в этом сезоне (судя по новостным сводкам). Я готов смотреть повторы и в 1, и в 2 часа ночи. МЕ: Сережа, это как так? Для начала, откуда нам знать, что это первый за последние 5 лет пропущенный этап? А если обстоятельства постоянно будут так складываться? Ведь ничего не мешает тебе и среди недели найти какие-то причины, чтобы не смотреть повтор гонки. В общем, сильно на это не рассчитывай. Нужно успевать! АК: Едем дальше. "Почему в регионах Формула-1 не в прямом эфире? Интерес к ней сразу заметно охладевает!!! Например, Гран-При Канады мы вообще не увидели! Так как местный канал АПЕКС вообще прекратил трансляцию в 3 ночи и я думаю и США мы вряд ли увидим!!! С Уважением Бауэр Максим Владимирович". И сразу же другой вопрос из этой серии: "Здравствуйте уважаемая телекомпания Рен-ТВ. У меня есть проблема, но я не знаю, к Вам я должна обращаться или к местному ТВ-мосту. Я второй год смотрю Формулу-1. В этом году я очень недовольна! Почему-то у всех нормальных людей гонку показывают в прямом эфире, а у нас, в Кемерово, сначала показывали в 00:00, а теперь и вообще в 4:00! Что за несправедливость??? Я считаю, раз у Рен-ТВ есть право показывать Ф1, то показывать ее надо в прямом эфире!!! Вот, например, вы когда-нибудь видели, чтобы чемпионат мира или ЕВРО по футболу показывали не в прямом эфире??? Надеюсь, вы посодействуете в решении этой проблемы." МЕ: По той же причине, по которой один из действительно федеральных каналов, прямо в федеральной прямой трансляции о погоде допустил следующий ляп: "... надвигается мощный антициклон, поэтому москвичи в среднем Поволжье могут испытать легкие заморозки утром, а вечером попасть под сильный снегопад". Надеюсь, аналогия отчетливо видна? А если по правде, то вам действительно нужно обращаться в местные телекомпании. Мы отдаем гонку на спутник в прямое московское время и повторяем ее (на спутник) для целого ряда часовых поясов... ну, это для того, чтобы завуалированную воскресную порнуху в Владивостоке не смотрели утром вместе с детьми. Вот... ах, да, а местные телекомпании монтируют программу по своему усмотрению. Это естественно – канал московский, получает деньги за рекламу в Москве, тратит деньги на покупку всяких там ужастиков 80-х годов тоже в Москве и не платит за трансляцию регионам. Кемерово, Новосибирск и все остальные регионы, находящиеся на часовых поясах Верхнего Урюпинска и Нижней Мухосранки получают картинку и делают с ней все, что захотят. Причем делают это довольно топорно. Что уж говорить, если даже в московской студии бывают прокладки. Помнится, моя тезка, спортивный комментатор, кстати, непосредственно перед передачей слова комментатору на трассе, взяла и сказала в прямом эфире: "Почему так поздно включили телесуфлер?". А все потому, что работники за кадром не только "проложили" ей текст, но и замешкались с переключением на соседнюю студию, где сидит комментатор, ведущий трансляцию якобы, "с места событий". Вообще довольно забавно вышло, хотя надо честно признаться, что уровень знаний вопроса и профессионализма ведущих, в частности спортивных комментаторов канала, неуклонно растет – вероятно, после взбучки и суфлер (ну это такой телевизор за кадром, где текст идет) включается вовремя и картинка переключается почти сразу, иногда прямо на полуслове... АК: А вот тут будет вопрос и предложение: "Почему Ваш канал не делает повторы гонок, как было раньше и хочется смотреть в прямом эфире, а не на полсуток позже, когда все результаты уже известны. Неплохо было бы еще нам показывать гонки прошлых лет - 70-80 годов. МЕ: Стоп! Сначала ответ! Не знаю, кто завел эту традицию повторов, но она явно неудачна. По опросам, даже повтор матчей ЕВРО-Кубка смотрели всего лишь 2,5 процентов зрителей. Вы всерьез думаете, что рейтинг любого доморощенного сериала будет настолько ниже, что Рен-ТВ, просто от нечего делать, возьмет да и покажет где-то в среду повтор. Люди, в конце - концов, купите себе спутниковую антенну или переезжайте в Москву... и будет Вам счастье! АК: А теперь обещанное предложение телезрителя. Предлагаю вместо разговоров в студии перед гонкой начинать трансляцию с трассы за час до начала и еще неплохо бы показывать и свободные заезды и пресс-конференции. МЕ: Хмм... как бы ответить... Замечательное предложение, просто замечательное. Знаете, это дорогого стоит. Здесь и хороший полет фантазии, и четкий рисунок танца, я вообще слушала это предложение, просто не отрываясь! Молодец, Ильюша, ты становишься отличным балетмейстером! А вот тут, напротив меня была такая замечательная поддержка, между прочим, она четвертого уровня сложности - не многие профессионалы ее делают, а они сделали. И партнерша на одну ножку встала после поддержки, не хлопнулась на лед, лошадь! Молодцы! У меня просто нет слов! Дальше! АК: Складывается впечатление, что дворовая шпана купила мопед и ночью его включает на полный газ. Да еще навесив на него суперстереосистемку. Так обращаться с элитным видом спорта просто невозможно! Эти купцы заполучили деликатес, но закусывают его солеными огурцами. У них нет не только совести, порядочности, но даже и ума. ТАК опозориться перед всей страной!!! Прав Вольфович – "ПАДОНКИ"!! МЕ: Уважаемый телезритель! Обратитесь к Владимиру Вольфовичу, он у нас дядька добрый, купит специально для вас телеканал, федеральную лицензию на телетрансляцию, права на трансляцию Формулы-1 на территории РФ, и будет показывать вам то, что вы закажете, а не то, что у нас в России всегда получается. АК: Жестко... Однако, вопросы почти кончились. Вот тут есть один, который мы еще не осветили. Не, не насчет поздних и задержанных показов. Письмо пришло из Подмосковья. Подписчик интересуется, почему так много рекламы, причем в те моменты, когда на трассе может и происходит столько всего интересного. МЕ: Вот Вы спрашиваете, почему объем рекламы столь увеличился и продолжает увеличиваться. Понимаете, рекламы мы показываем согласно законодательству. Остальное - анонсы наших передач - это не реклама. Но, начиная со следующего сезона, мы сделаем так, что Вы, наши зрители и поклонники Формулы-1 будете довольны гораздо больше, чем сейчас. Мы не уберем рекламы памперсов и пива - она будет. Причем вместо анонсов посторонних передач мы будем запускать программу "Угадай слово". Кто хочет ознакомиться с правилами и потренироваться - каналы ТВ3 и Домашний уже давно все отработали. Скажем, за полчаса до начала трансляции с автодрома. Скажу сразу - норма прибыли организатора для такой передачи - 20000$ по курсу в рублях. И пока мы не получим этой прибыли... извините, я сказала лишнее... Ну... вот, за полчаса до начала мы начнем отгадывать первое слово, скажем, "сонало". Как только мы его отгадаем, сразу переключимся на автодром. Накануне каждой волны пит-стопов будут вопросы полегче. Так что в результате, каждый болельщик не только сможет просмотреть гонку, но и выиграть гарантированную сумму в 3-5 тысяч рублей и попробовать получить суперприз - до 250000 рублей. Таких шансов, по ходу трансляции мы планируем четыре - до и после гонки и два в течение ее. Другие каналы растягивают такие программы до часу каждая, но учитывая высокую подкованность болельщиков мы, я думаю, будем укладываться в 15-20 минут на слово. Это тематическая информация, не реклама, это интересно и познавательно. Ну и если в ходе гонки не будет происходить ничего интересного, то возможно мы еще несколько раз поиграем. И все это - за полтора часа трансляции с Гран-При. Что это за слово я сказала? Так, Аносол? Нет! Алонос?! Все правильно, Алонсо! Видите, как просто? А теперь поговорим серьезно. В прошлом году, я была зрительницей на детском спортивном соревновании по городкам. Это мероприятие сняли для местного телеканала. И после того, как телевизионщики грубо нафаршировали его рекламой, возмущенные родители обратились к администрации канала с жалобой, мотивируя нарушение закона "О рекламе", в части непрерывности спортивных трансляций. Так вот оказалось, что игра "городки" не входит в федеральный список видов спорта. А следовательно, согласно действующему законодательству спортом не является! АК: Так вот почему у нас не показывают спортивные состязания по игре в лянгу! МЕ: Не знаю, что такое лянга, но вероятно такой - же нелегальный вид состязаний, как и городки. Но я не случайно подняла эту тему. В середине года редакция Ф1-МОМК предложила читателям написать в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС). И я забыла бы о городках, если бы не официальный ответ, который пришел мне заказным письмом. Государство в лице ФАС потратило 24 рубля, то есть 1 доллар США, чтобы донести до моего сведения следующее (цитируется с вырезкой бланка и приветствия):
Вот такие вот пироги... Как видно из письма, Формула-1 приравнена к детским городкам и не является ни физической культурой, ни спортом. Тогда я прошу Ф1-МОМК инициировать следующие иски:
Вот вроде бы и все. После такого ответа и говорить вроде бы не о чем больше. В России пока нет такой реальной политической силы, которая взяла бы за легализацию Формулы-1. Телеканалы строго заинтересованы в том, чтобы это было просто тупое зрелище, своих автоспортивных высокотехнологичных традиций нет, и не появятся они ни завтра, ни послезавтра. Только вот лукавят Рен-ТВшники, что Формула-1 - не спорт. Читайте заголовок. АК: Спасибо, Мария Егоровна, за содержательную беседу. Надеюсь, проект не прикроют за наши совместные хохмы. Обзор сезона-2007. #4Новички и ветераныОдна из самых ярких особенностей сезона-2007 в Ф-1 – это целая россыпь потрясающих талантливейших пилотов, дебютировавших в Королевской Формуле в этом или прошлом году: это Льюис Хэмилтон и Роберт Кубица, Хейкки Ковалайнен и Нико Росберг, Себастьян Феттель и Адриан Сутиль. Все эти парни еще очень юны, за исключением только Хейкки Ковалайнена, который немного старше. А так всем по 22-23 года, и это в Формуле-1 – ведущей гоночной лиге мира! Ф-1 благодаря этим гонщикам стремительно молодеет. По сравнению с этим новым поколением, гонщики, дебютировавшие в Ф-1 в 2000-2002 годах, такие как Хайдфельд, Баттон, Алонсо, Райкконен, Масса, Уэббер выглядят настоящими ветеранами. Впрочем, все они сейчас действительно уже очень опытные пилоты. А гонщики из эпохи 90-х, вроде Баррикелло или ДиСи, и вовсе смотрятся на фоне такого "детского сада" просто стариками! Молодежь не просто пришла в Ф-1, молодежь, эти еще не оперившиеся вроде юнцы, диктуют в Королевских гонках моду. А ведь первая Формула всегда была все-таки довольно зрелым чемпионатом. Конечно, юные таланты бывали в Ф-1 всегда, но раньше это были скорее единичные случаи, а теперь – целая новая волна, целое сверхбыстрое поколение. Льюис Хэмилтон в дебютном сезоне уже борется за чемпионскую корону, Нико Росберг громит в квалификациях своего опытнейшего партнера по "Уильямсу" Александра Вурца со счетом 15:1! Вся эта молодежь была в 2007 году постоянно на виду. Ветераны же, увы, отошли в тень. Сколько-то заметны были лишь Дэвид Култхард и Ярно Трулли, порой Джанкарло Физикелла... Все это означает только, что юное поколение вытесняет заслуженных ветеранов из Ф-1. Первая Формула всегда была крайне конкурентоспособным чемпионатом, здесь нужно выкладываться на пределе, и стоит тебе стать чуть медленнее – ты уже никому не нужен. Ни одна команда не оставит из сентиментальных соображений ветерана, любая команда возьмет на его место какой-нибудь юный талант, который к тому же еще не успел вырасти в цене. Вот такое вот воплощение проблемы "отцов и детей" на примере конкретно взятого чемпионата. Появление большого количества талантливой молодежи накладывает на Ф-1 и определенный отпечаток. Невозможно ведь представить, что когда за победы борются зрелые молодые люди, состоявшиеся уже в жизни, что в случае какой-либо проблемы отец одного из них возьмет, да будет обращаться в поисках справедливости к судьям или к родной прессе. А ведь именно это происходило в 2007-м. Льюису Хэмилтону всего 22 года, он совсем молодой человек, и семья всегда рядом с ним. Энтони Хэмилтон, конечно, сыграл огромную роль в карьере своего сына, он – пример для всех родителей, занимающихся спортивной карьерой своих чад, но все же ситуация выглядит как-то чудно, когда отец гонщика, лидирующего в чемпионате, жалуется то стюардам, то журналистам. "Мол, моего парня в команде затирают!" А ведь именно это происходило и в Монако, и в Венгрии. Ладно, теперь с появлением большого количества молодежи видно придется привыкать. Главное, чтоб сами парни при разборках друг с другом не пеняли: "Вот мой отец разберется с тобой!" КомандыScuderia Ferrari Marlboro Кубок конструкторов – 1 место, 204 очка, побед: 9, поул-позишн: 9, лучших кругов: 12. Кими Райкконен – чемпион мира, 110 очков, побед: 6, поул-позишн: 3, лучших кругов: 6. Фелипе Масса – 4 место в ЧМ, 94 очка, побед: 3, поул-позишн: 6, лучших кругов: 6. Квалификационные дуэли*: Райкконен – Масса 8:9 Гоночные дуэли**: Райкконен – Масса 9:4 *прим.: здесь и далее учитываются чистые позиции, занятые в квалификации без учета штрафных санкций; **прим.: здесь и далее учитываются только те гонки, в которых финишировали оба пилота; В сезоне-2007 "Скудерия Феррари", без сомнения, была лучшей командой в Ф-1. Несмотря на то, что 2007 год был по большему счету для "Феррари" переходным, что команду покинул ряд ведущих игроков, что еще одно лицо, весьма заслуженное, совершило демарш, который с полным на то основанием можно назвать предательством – речь, естественно, о Найджеле Степни. Несмотря на все эти факты "конюшня" из Маранелло действительно была сильнейшей, как команда. В недрах КБ и фабрики вновь был создан потрясающий болид – F2007, но самое главное – команда сохранила всю свою стройность, всю свою четкость, иерархичность. Стройная система команды, возглавляемой Жаном Тодтом, в которой все отлажено до мелочей, и в которой главное – это соблюдение командных интересов каждым сотрудником "Скудерии", от любого служащего до боевого пилота. Во времена правления Жана Тодта "Феррари" действительно стала потрясающей именно как команда, сильная своим единением. По этому качеству вряд ли с "Феррари" кто-нибудь в Ф-1 может сравниться. И именно этому качеству "Феррари" обязана своим триумфом в 2007 году, в сезоне, который складывался для "Скудерии" очень и очень непросто. Vodafone McLaren Mercedes Кубок конструкторов – 11 место, 0 очков***, побед: 8, поул-позишн: 8, лучших кругов: 5. Льюис Хэмилтон – 2 место в ЧМ, 109 очков, побед: 4, поул-позишн: 5****, лучших кругов: 2. Фернандо Алонсо – 3 место в ЧМ, 109 очков, побед: 4, поул-позишн: 3****, лучших кругов: 3. Квалификационные дуэли: Алонсо – Хэмилтон 8:9 Гоночные дуэли: Алонсо – Хэмилтон 9:6 ***прим.: 218 очков, завоеванных командой "МакЛарен" в Кубке конструкторов, были сняты с нее по решению Всемирного Совета по автоспорту от 13 сентября; ****прим.: поул-позишн в Гран При Венгрии на счету Алонсо, выигравшего квалификацию, если учитывать решение стюардов – на счету Хэмилтона 6 поул-позишн в сезоне, на счету Алонсо – 2; В 2007 году "МакЛарену" удалось построить отличную машину – McLaren MP4/22, - и объединить в своем составе двух потрясающих гонщиков: Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона. Благодаря этим двум факторам "МакЛарен" провел очень яркий сезон, которым насладились и мы. Неизвестно, получил ли "МакЛарен" какое-либо преимущество благодаря секретной информации "Феррари", переданной Найджелом Степни Майку Кофлэну, но можно сказать совершенно точно, что большому количеству проблем команда обязана именно этой причине. Очень большому количеству проблем, что в итоге лишило "МакЛарен" обоих чемпионских титулов. Один из них был проигран в зале суда, другой – на гоночной трассе. В команде не было единения – вот что самое главное. По ходу сезона коллектив все больше разделялся на лагеря Алонсо и Хэмилтона, хотя Льюису, конечно, симпатизировала гораздо большая часть команды, за исключением, быть может, бригады самого Алонсо. Да, мы должны сказать "МакЛарену" спасибо за потрясающую схватку между партнерами по команде – Фернандо Алонсо и Льюисом Хэмилтоном. Это действительно было очень круто! Но! По большему счету такое допустимо, если твоя команда имеет неоспоримое преимущество над всеми остальными, иначе велик шанс проиграть титул третьей стороне, пример чему – "Уильямс" образца 1986. Похоже, Рон Деннис и его окружение немного отстали от жизни. На протяжении последних лет чемпионат никогда не выигрывался в сражении двух равных пилотов одной команды. "МакЛарен" попробовал в этом году – и сокрушительно, досадно проиграл. В 90-х – 2000-х наиболее эффективным был способ, когда вся команда работает на одного пилота – лидера, которого также поддерживает и второй пилот, немного ему уступающий. Спросите Жана Тодта или Флавио Бриаторе – они знают в этой стратегии толк. Но в любом случае, такой команды в "МакЛарене" больше не будет. Алонсо покидает Уокинг, и в следующем году это будет уже немного другой коллектив, который будет строиться вокруг нового лидера "серебряных" - Льюиса Хэмилтона. BMW Sauber F1 Team Кубок конструкторов – 2 место, 101 очко, побед: 0, поул-позишн: 0, лучших кругов: 0. Ник Хайдфельд – 5 место в ЧМ, 61 очко, побед: 0, поул-позишн: 0, лучших кругов: 0. Роберт Кубица – 6 место в ЧМ, 39 очков, побед: 0, поул-позишн: 0, лучших кругов: 0. Себастьян Феттель – 14 место в ЧМ, 6 очков*****, побед: 0, поул-позишн: 0, лучших кругов: 0. Квалификационные дуэли: Хайдфельд – Кубица 11:5 Хайдфельд – Феттель 1:0 Гоночные дуэли: Хайдфельд – Кубица 7:4 Хайдфельд – Феттель 0:0 *****прим.: в составе "БМВ-Заубер" Феттель провел один Гран При – в Индианаполисе, и завоевал 1 очко; остальные достижения были завоеваны им в составе команды "Торо Россо"; "БМВ-Заубер" - одна из тех (надо сказать, немногих) команд, о которых по окончании сезона-2007 хочется говорить только хорошее. Очевидно – эти ребята, объединив ресурсы Мюнхена и Хинвилла, идут правильной дорогой. В 2007 году "БМВ" добилась необычайного прогресса, уверенно выйдя на твердое третье место в Ф-1, уступая только титанам – "МакЛарену" и "Феррари". Очевидно также, что это не предел. Поэтому "БМВ-Заубер" - одна из самых перспективных команд в Королевских гонках. Еще один факт. Официально "БМВ-Заубер" занял по итогам 2007 года второе место в Кубке конструкторов. Но послушайте Марио Тайссена: "Реально мы третьи, мы уступаем двум ведущим командам, и нам еще предстоит опередить их в борьбе на трассе". И сравните эти слова с тем, что говорил Лука ди Монтедземоло в то же самое время, после Всемирного совета по автоспорту от 13 сентября. Очень показательно! Ник Хайдфельд – отличный сезон, опытный немец был в 2007 году настоящим лидером своей команды. Роберт Кубица выступил несколько бледнее, но, во-первых, новые шины "Бриджстоун" изначально не очень подходили его стилю пилотажа, о чем я уже говорил, а во-вторых, посмотрите, как быстро он преодолел последствия тяжелой, страшной аварии в Монреале. Это многое говорит о Кубице. Неудивительно, что в отношении своих гонщиков команда предпочитает стабильность – лучшее действительно незачем искать. По поводу 2008-го можно лишь сказать: "Теперь мы ждем от вас побед в гонках!" P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Милости просим: f1-momk@rambler.ru! Продолжение следует Результаты предыдущего опроса
Особые мненияVladimir Kiselev. Я для себя еще не решил, благо это или нет. С одной стороны - старичкам легче, а новичкам сложнее привыкнуть. Те, кто этим не пользовался ранее (условно говоря), будет относительно просто, остальные будут тяжело привыкать. Особенно в дождь, будут сносить "все и вся" вокруг. По субъективным ощущениям, это поможет лучше проходить повороты тем, кто знает, как это надо делать. В принципе, поскольку доработка моторов заморожена, думаю, что отключение, например, ТК не так сильно скажется, как если бы моторы тоже дорабатывались. Короче говоря - время покажет. Гринев Петр. Запрещение электроники это с одной стороны зло – т.к. пилоту будет сложнее стартовать. А с другой стороны это сделает гонки более интересными, потому, что гонщику придется самому решать, что делать. По большому счету гонки будут более интересными. Загорский Антон. Отмена трекшн-контроля - очередной пиар-ход со стороны ФИА. Нас каждый год потчуют какой-нибудь новинкой, которая обязательно приведет к повышению интереса в гонках и к увеличению числа обгонов. Год назад такой же фишкой было правило о том, чтобы гонщики в гонке использовали два разных типа резины. В результате я, если честно, так и не увидел такой уж коренной разницы между двумя разными составами - просто теперь "для галочки" гонщикам нужно использовать два разных вида резины. До этого подобными внедрениями были один комплект резины на гонку и квалификацию, один мотор на N-ное количество дистанции... Думаю и теперь мы в следующем году какого-то всплеска зрелищности от гонок не дождемся. Julia Gennad'evna. Отсутствие безопасности - вот что значит отмена электроники. Шаг назад и зрелищные аварии, если чересчур ошибется пилот. RomB. Все-таки, мне подобный запрет кажется разумным. Ситуация в электронике и программировании такова, что буквально лет через 10-ть компьютер сможет управлять автомобилем эффективнее человека, особенно это справедливо будет именно для кольцевых автогонок, где трасса весьма конкретно очерчена, ровна, и где оптимальная траектория движения практически неизменна. Например, в военной авиации американский F22 "Раптор" уже официально считается последним боевым истребителем, которым будет управлять человек (да и уже управляющий им лишь в основе). Далее наступит эпоха беспилотных самолетов-компьютеров – малоуязвимых, выдерживающих чудовищные перегрузки, точных, сверхбыстрых, безошибочных, исполнительных и безжалостных. "Формула-1" - не менее высокотехнологична, нежели авиация, и боюсь, что вскоре пилот стал бы лишь формальным "грузом" в таком болиде близкого будущего, и мы с вами никак не смогли бы отделять зерна от плевелов, то бишь, Михаэлей от Саканов... - Интересны ли кому-либо такие состязания? Думаю, что нет. P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Милости просим: f1-momk@rambler.ru! Трибуна
Интересное видео.rainman. http://www.sendspace.com/file/us1w5p - Деймон Хилл - Чемпион мира Формулы-1 1996 г. Качество: не лучшее, но зато это не ролик, не клип, а фильм, снятый телеканалом BBC. Часть 2 из 3. Объем: примерно 20 Мб. Пароль: gp-smak.ru Из материалов д/л "Ф1-Клуб""Гонка Чемпионов" - Алонсо в "Рено"Oksana M. 16 декабря в 17:00 для тех, кто успел соскучиться по Михаэлю Шумахеру за последний сезон, предлагаем не пропустить Гонку Чемпионов (трасляции по телеканалу 7ТВ и Евроспорт). В этой гонке также примут участие действующие гонщики Формулы-1 - Дженсон Баттон, Дэвид Култхард, Себастьян Феттель и Хейки Ковалайнен. А для тех, кто соскучился не только по Шумахеру, по гонщикам Формулы-1, по интригам и борьбе на трассе, а главное в межсезонье хочет собраться в кругу друзей – предлагаем собаться в спортбаре Моторхоум (м. Менделеевская), где мы как всегда весело будем смотреть гонку Чемпионов. Teddy uckx. Спасибо, Оксана, за напоминание, пропустить никак нельзя, да. Teddy uckx. В интервью итальянской Gazzetta dello Sport босс Renault Флавио Бриаторе заявил, что вместе с Алонсо команда снова будет побеждать... Я и без слов Бриаторе боюсь союза Алонсо и Рено, Алонсо - талисман для французской команды, уверен, в следующем году они будут конкурентоспособны. Помню, кто-то из Макларена в начале 2005 года говорил: "Мы знали, что Рено в этом году будут быстры, но что бы ТАК БЫСТРЫ - никто не предполагал". Хотя, на тестах у них сейчас нет ничего выдающегося. Зато есть формула: команды, в которые приходит Нандо, борются за титул, а те, из которых он ушел, переживают кризис. По этой формуле в следующем году Рено будет на коне, а Макларен - под конем. И опять не повезло горемыке Физикелле. Жалко мне Ковалайнена, такой хороший парень, уволили, говорят, может оказаться в Макларене, это было бы очень любопытно. Жалко будет, если он совсем уйдет. А вот Пике-младший, который будет напарником Алонсо мне почему-то совсем не интересен, странные у меня чувства, может, когда увижу, чувства изменятся. Но сейчас из-за одной фамилии не хочу даже на него смотреть. Из материалов форума "Ф1-Альянс"Шумахер - таксист?!Vladimir Kiselev. "Шумахер подался в таксеры". Шутка. Еще один "подвиг" Шуми: http://www.utro.ru/articles/2007/12/12/701255.shtml. Floters. Да, уже везде рассказали об этой утке. Я полагаю, что это просто очередной прикол. Слишком сложно мне поверить, что Михаэль на незнакомой машине понесся в аэропорт, рискуя своей семьей. Риск в гонках - благородное дело, но на улице - совсем иное. mr_Frost. Шумми грезит лаврами Сэми Нассери... Похоже, я знаю, кто будет играть в "Такси 5"! :) Возвращение Алонсо.Appeks. Formulamag.com писал: Как считают испанские журналисты, в команде Renault Фернандо Алонсо ждет "копия Гамильтона" – Нельсон Пике-младший. http://www.formulamag.com/news/show/3650. Абсолютно согласен с опасениями журналистов. В том, что Пике будет быстр, у меня лично сомнений нет. И в переломный момент в сезоне Флав выберет не Фернандо, которого он чуть ли не арканом тащил в команду, а Нельсиньо. Короче, на месте Алонсо я бы заранее подбивал клинья к BMW на 2009 год. Там он и за титул сможет побороться и будет сильнее хоть Ника, хоть Роберта. Floters. Несмотря на всяческую ауру (я что-то не вижу ее, правда), факты такие: Фернандо работал в "Рено" очень успешно, его в этой команде любят, он двукратный чемпион мира, прекрасно работающий и очень быстро ездящий. Про Пике того же самого команда сказать не может. Всяческие регалии в младших гонках можно откинуть - в Формуле-1 они ничего не дают. Но... посмотрим. Конечно, если Флав спецом берет Алонсо, чтобы его отправить в утиль, чтобы команда работала на Пике - тогда да, может быть Нельсон и выиграет внутрикомандную борьбу. Мне такой вариант кажется неправдоподобным. В случае равенства обоих гонщиков, Алонсо уделает Пике по полной программе. Как я уже сказал, с ним команда работала в гоночных условиях, он знает, как побеждать, на его стороне колоссальный опыт и умение работать под давлением. Да, кстати, откуда аура у Пике и в чем она проявляется? Я что-то не замечал. Appeks. Да, кстати, откуда аура у Пике и в чем она проявляется? В той статье все об ауре было написано - именитый папа, подопечный Бриаторе, солидные спонсорские вложения. "Пике" - это не просто фамилия, это воплощение мечты всех бразильцев о титуле, и кто будет яростнее отстаивать права любимчика - Бразилия или Испания, еще неизвестно. Кроме того, уже ясно, что этому парню палец в рот не клади - он еще сидя в тестерах говорил всем, что он вытеснит Физико с места основного пилота, так и получилось. Что же насчет скорости... Как уже было написано, он боролся на равных с Люсей в ГП2, да и потом моя интуиция насчет потенциала гонщика меня еще не подводила. Floters. ...именитый папа, подопечный Бриаторе, солидные спонсорские вложения... Если не считать папу, то в остальном Алонсо ничуть не проигрывает. :) Да и то, неизвестно, кто быстрее - папа в свои лучшие годы, или Алонсо. ...и кто будет яростнее отстаивать права любимчика - Бразилия или Испания, еще неизвестно... В "Феррари" Бразилия что-то очень слабо отстаивает своих любимчиков. То один пропустит вперед напарника, - то другой. ...он еще сидя в тестерах говорил всем, что он вытеснит Физико с места основного пилота, так и получилось... Я бы сказал, что это Физико сам себя вытеснил со своего места. У него был целый сезон доказать, что он нужен команде, а вместо этого было одно нытье, что машина плохая и т.п. Это - не заслуга Нельсиньо. Более того, если Пике так хорош, то его работа не тестах должна была принести свои плоды, и в концовке сезона "Рено" обязана была приезжать на подиумы, и, вообще, было бы видно, что команда прогрессирует. Ничего этого не было видно. Да и был бы Нельсон так гениален, его менеджер Флавио обязательно продвинул парня еще по ходу сезона в основу. У меня есть стойкое ощущение, что Флав берет Нельсона в команду только потому, что боится ухода Фернандо. Молодой пока будет учиться рядом с профессионалом, а если Нандо сбежит, тогда бразилец получит свой реальный шанс стать первым в команде. ...да и потом моя интуиция насчет потенциала гонщика меня еще не подводила... Все когда-нибудь ошибаются, и все когда-нибудь случается впервые. :) Appeks. Все когда-нибудь ошибаются, и все когда-нибудь случается впервые. Все сказанное тобой, безусловно, возможно, а кто из нас окажется прав, как говорится, покажет время. Хотя добавлю, что при всех дифирамбах, которые я пропел Пике, я бы хотел, чтобы Алонсо показал ему свое место. mr_Frost. Он таки вернулся! :) До чего ж странный все-таки чел! Еще один отзыв читателя...Людвиг. Здравствуй, Роман! Огромнейшее СПАСИБО за твои "саркастически-недобрые взгляды обывателя на Формулу-1". С большим нетерпением жду и с огромным удовольствием читаю твои проекты. Не посчитай это за дифирамбы, но твои рассылки, особенно в межсезонье, это как глоток воздуха с чудесной примесью выхлопных газов (кто занимался автомотоспортом, тот знает). Честно говоря, даже не знаю, стоит ли менять формат твоих рассылок. По-моему, классные обзоры и комментарии (в отличие от этих двух горе-комментаторов). Ждем 16 марта. RomB. Спасибо, спасибо, право, от столь приятных слов я уже смущен... Рад, что понравилось, пока сможем – будем в полном составе работать для наших читателей и дальше. BitsMark Klincewicz - Pit Lane blog
Лицензия оригинальной работы: CC BY 2.5
Перевод и переработка: Пухкал Иван (I. P.)
Лицензия производной работы: CC BY-NC-SA 3.0
Блог Pit Lane является корпоративным блогом одной китайской компании (далее Компания), которая спонсирует команду Ф1 (далее Команда). Я постарался выделить всю полезную информацию из этих записей. - И. П. * * *Не знаю, скольким из вас выпадал шанс увидеть то, как заводят машину Ф1, но это безусловно отличается от того, как мы заводим свои обычные машины. Прежде всего, все основные жидкости двигателя подогреваются с помощью нагревательных элементов в баках с маслом и охладителем. Не имеет смысла поручать эту работу самому двигателю - подобное только увеличит его износ. Затем, перед включением мотора подключается компьютер. Он нужен не для того, чтобы послать сигнал "зажигание" мотору, а для того, чтобы отслеживать состояние ключевых параметров мотора. Затем, еще без искры, двигатель начинает вращаться с помощью мотора стартера. Отчеты на мониторах должны показать, что давления и все остальное готово к зажиганию. В машине установлено более 120 сенсоров и для того, чтобы соединить их с бортовым компьютером требуется 3 км кабелей. Большая часть этих данных может быть отослана в боксы по беспроводной сети для дальнейшего анализа. Правила FIA запрещают автоматическую настройку узлов, потому инженеры должны подсказывать гонщику, какие изменения ему следует внести вручную с помощью кнопок на руле. * * *Вопрос: "Как компьютеры помогают в предварительной работе, до того как машина попадает на трассу?". Ответ: Команда использует около 300 настольных компьютеров и 140 ноутбуков во всех сферах своей деятельности, включая:
* * *Инженеры на пит-уолл пользуются нашими ноутбуками для того, чтобы анализировать гоночные стратегии и принимать решения, когда машина находится на трассе: выберут они один или два пит-стопа, когда они будут менять резину, сколько они выиграют или проиграют по ходу полуторачасовой дистанции и где могут оказаться соперники в определенный момент. Говорит глава одной из групп: "Мы ведем нашу базу данных времен пройденных кругов и можем мгновенно провести анализ складывающейся в гонке ситуации. Если мы замерим время, которое шланг провел в горловине бака, то можем также ввести его в программу и оценить - сколь долго противник сможет продержаться на трассе. Мы можем прикинуть, где машина окажется после пит-стопа, и если окажется, что она попадет в траффик, то можем попробовать потянуть время. Например, перед заездом на наш первый пит-стоп, программа может показать, что с заданным временем пит-стопа мы застрянем в траффике. Тогда мы можем изменить затраченное время так, чтобы опередить кого-либо." Хайнц Прюллер. История Больших Призов 1972. Год Фиттипальди. #22Перевод и редакция:
Алексей Гесс (Hess)
Вадим Русов (Nelson01)
Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса" Нюрбургринг: Наконец-то Ferrari (Часть 1)Зато в гонках на длинные дистанции паровой каток Ferrari в 1972 году задавил всех и вся. Через неделю после Брэндс-Хэтча я встретил половину пелетона Гран-при на уикенде в Уоткинс Глене. Асфальт был настолько горячим, что к нему прилипали ботинки. Было так жарко, что в гонке Кан-Ам пилоты McLaren брали с собой в кокпит ледяные витаминные соки (питьевая трубка под комбинезоном), чтобы уменьшить опасность солнечного удара. Халм злился, что Ревсон, несмотря на сигналы "медленнее", "не переставал на меня давить, притом он знал, что я нездоров". Последняя гонка спортпрототипов в этом году превратилась в безжалостный 6-часовой Гран-при сражающихся экипажей Ferrari Икса/Андретти и Петерсона/Шенкена. В перерывах Ронни ел ренклоды {Сорт сливы}, мороженое и шоколадное молоко; удивительно, как его желудок такое выдерживает. Из-за остановок в боксах лидеры постоянно менялись, и обе машины гнали на пределе возможностей. Шетти опасался, что обе сломаются, но отказывался отдать приказы: "Это было бы неправильно. У нас лучшие пилоты в мире, они должны не только показывать результаты, но и иметь достаточно ума. Для фирмы вообще-то было бы лучше, если бы выиграл Андретти, потому что он американец... но когда-нибудь за такие вещи придется заплатить". За 30 минут до конца Икс сменил за рулем Андретти и устремился в погоню за лидирующим Петерсоном. "Мне очень жаль Ронни", - сказал Шенкен, - "не хотел бы я сейчас быть на его месте". За 12 минут до конца Икс обошел Петерсона и выиграл. Жаки был "несказанно счастлив, но я бы не продержался еще и пары кругов". Гонщики Ferrari были близки к обмороку. Икс полчаса был не в состоянии вылезти из машины. Таким я Жаки еще никогда не видел: лицо с большими детскими глазами, казалось, постарело на годы, мускулы дрожали, под глазами, несмотря на загар, ясно видны были темные круги. Тяжело дыша, он поплелся на церемонию награждения, потом ему пришлось попросить принести кресло. "Твоя лучшая гонка", - сказал я. "Вероятно, самая тяжелая", - ответил Икс. "Только когда вылез, я понял, насколько устал", - добавил он и проигравшему: "Извини, Ронни, это гонки. Но я был немного свежее тебя". "В спортивных машинах страдаешь намного больше, чем в Формуле 1", - задумчиво сказал Петерсон. На что Шенкен добавил: "Уже завтра мы забудем, как это было тяжело". Икс долго не мог забыть ад Уоткинс Глена. В конце дня на вечеринке с грилем он два часа просидел под деревом, а потом сказал: "Теперь я достаточно отдохнул, чтобы хотя бы поесть". Но вернувшись в отель, он всю ночь не мог сомкнуть глаз: "я слишком устал, чтобы спать". В некотором роде это была типичная "иксовская" гонка: будучи самым медленным из всех пилотов Ferrari на тренировке, он уже в 7:30 утра снова был на трассе, чтобы внести изменения в свою машину, в отличие от Петерсона, который спал до десяти. По отношению к команде Жаки очень сознательный пилот. Как сказал Шетти, после свадьбы он возмужал и является практически противоположностью того дьявольски отчаянного парня, каким его обычно представляют (из-за выхода из GPDA). Доказательство: когда Беттлера однажды вертело прямо перед ним целую серию поворотов, Икс заехал в боксы и просидел там 10 минут без движения и только потом вернулся к тренировке. Жаки не любит участвовать в "проигранных гонках", но, по словам Шетти, "он может быть чертовски быстр, если увидит шанс победить". Заработанные при этом деньги не главное. Однажды представитель одной рекламной фирмы, производящей виски, вручил Иксу чек на 5000 долларов за самый быстрый круг и потребовал: "Улыбайтесь в камеру и покажите чек". Жаки мрачно на него посмотрел, разорвал бумажку на кусочки и ушел. А тот побежал за ним следом, запихивая в карманы обрывки. Жаки не необщителен, просто он робок с людьми, которых не знает - зато тем более он сердечен с теми, кому доверяет. Он все еще "Питер Пен" Больших призов. Недавно он купил себе MV Augusta 900, который лично по четыре часа моет после каждой поездки в дождь. Частным образом он ездит на маленькой Autobianchi: "этого достаточно для поездки в брюссельский аэропорт", а в районе своего загородного дома - на Haflinger, "для которого я сделал особенно крепкую дугу безопасности". Довольно скромный автопарк, например, по сравнению с тем, что стоит в гараже у Андретти в Назарете, Пенсильвания: Ferrari Daytona, Lincoln Mk 3, спортивный Chevrolet на девять пассажиров, багги, пять мотоциклов, не говоря уж о картах, на которых его сын уже стал чемпионом США среди юниоров. Марио так же умеет мучить шины взятых напрокат машин путем постоянного дерганья ручного тормоза, а Штоммелен давно уже обнаружил "какая чудесная вонь, если на машине с автоматической коробкой передач на скорости 30 км/ч внезапно переключиться с передней на заднюю скорость". Зато Икс умеет наезжать на автобане на столбики так, чтобы они летели кувырком. Не каждый пилот Ferrari ездит на Ferrari и в частной жизни: Коммендаторе дает всего лишь пятипроцентную скидку. По этой причине Шетти искал в Америке лимузин, чтобы установить в него 8-литровый двигатель от Кан-Ам. Так же этим объясняется, почему Регаццони всегда покупает себе Ferrari по случаю, у торговца подержанными машинами. Из Маранелло в Лугано ему требуются 45 минут "вместе с таможней". Если туман, Клей прижимается к левому ограждению и не убирает ногу с педали газа. Однажды его развернуло на трехполосном автобане; никуда не врезавшись, он спокойно поехал дальше. Возвращаясь с Нюрбургринга, он проехал 500 километров без сцепления. "Чтобы Клей ни делал, он делает это на всю катушку: будь то автогонки, футбол или теннис: там он сражается так, как будто играет против Роба Лейвера {Роб Лейвер (*1938) – австралийский теннисист, 11-кратный победитель турниров Большого Шлема.}. Клей таков. Нельзя изменить характер 33-летнего человека", - улыбается Шетти. Регаццони возражает, говоря, что он вовсе не такой дикий, наоборот, он спокоен и расслаблен. Было бы жалко, если бы мы не знали добродушного Клея. Никогда не забуду долгий вечер в венском баре "Шплендид" - лидер группы Фаусто Мола пригласил Регеццони к микрофону. Клей исполнил целый ряд итальянских хитов, при этом музыканты помогали не только звуком, но и словами, и сорвал бурные аплодисменты. Пущенная по кругу тарелка собрала для певца-любителя Регаццони неплохие чаевые, на которые он купил розы и раздал их дамам: "Он так сексуален", - нашли некоторые из них. Если каждый пилот вносит что-то свое в сцену Гран-при, то Клей добавляет много красок. Его лицо могло бы принадлежать многим: мексиканскому бандиту, испанскому тореадору, морскому разбойнику. Регаццони часто доказывал, что у него большое сердце, но если надо, он может быть крепче стали. Например, в знаменитой гонке "креста" {Гонка "Креста" – зимний вид спорта, близкий к скелетону. Скоростной спуск по ледяной трассе на специальных санях без рулевого управления, также называемых скелетоном. Спортсмен, лежа лицом вниз, управляет скелетоном с помощью шипов на носках ботинок.} в Сан-Морице, где он каждый год сражается против босса Fiat, Аньелли, сыновей греческих судовладельцев, английских аристократов, плейбоев, старых солдат и искателей приключений. С лицом всего в паре сантиметров от поверхности льда Клей мчался на скелетоне по желобу. "Скорость просто невероятная. Дышать невозможно, не хватает воздуха", - рассказывал он мне. Со временем в 45 секунд Регаццони только двух не хватило до рекорда трассы. Десять раз он уже так ездил, хотя сальто и переломы ног в Сан-Морице - обычное дело, "я еще ни разу не разбивался... хотя я никогда не торможу". Из-за того, что он вообще мало тормозит, Клей постепенно обрел славу "Мистера Аварии". Сообщения в континентальных газетах типа "На этот раз у Регаццони авария уже в четверг" также добавляют свое в его героический имидж, как и храброе участие в гонках спортпрототипов, например, в Брэндс-Хэтч в 1971 году. Тогда он потерял забрало, но ехал дальше еще полчаса, став медленнее всего лишь на две десятых секунды, чтобы сэкономить остановку в боксах. С незащищенными, прищуренными глазами, которые быстро воспалились. В боксах поджидал врач с лекарством и ватными тампонами. После лечения Клея перевязали, как "Капитана Хука". Но когда он снова взял Ferrari у Икса и продолжил гонку, трибуны взорвались аплодисментами. С тех пор публика в Брэндс-Хэтч его обожествляет. Регаццони следовало бы оценивать по его жажде борьбы и готовности идти на больший риск на худшей машине, а не по авариям, хотя он и наломал в Ferrari много дров, вернувшись за прошлые два года 15 раз (!) пешком в боксы. Но: "Во-первых, другие пилоты тоже, случалось, останавливались рядом с трассой, а во-вторых, моя работа состоит в том, чтобы ехать как можно быстрее. Аварий при этом не избежать. Стюарту и Фиттипальди тоже пришлось бы в худших машинах рисковать больше". Удивительны в Регаццони не его аварии, а то, что он после них продолжает ехать так же быстро. В 1968 году в Монако он совершенно без причин попал в аварию на тренировке, "потому что какая-то желтая машина постоянно вызывала меня на бой" (Беквис на DAF). Его машина Формулы 3 разбилась об отбойники, а то, что от нее осталось, проскользнуло под ними - маршалы подумали, что увидели привидение: Клей, который вовремя наклонил голову, медленно отстегнул ремни и без повреждений вылез из обломков. В 1971 году в Канаде он выпрыгнул из горящей Ferrari и, побледнев, нервничая, вернулся в боксы: "Мне повезло", - тихо сказал он. Только с тремя вещами у него проблемы всегда, как однажды рассказал он мне: с налогами, армией и полицией. Швейцарский крест Клей убрал со свого шлема, "когда у меня начались сложности с налоговым управлением". Армия вызвала его в 1968 году на сборы, но Регаццони нужно было участвовать в гонке Формулы 2 в Реймсе, "поэтому я попросил один день отсрочки. Других они всегда отпускают, если, например, жена заболела или друг умер - но не меня". Дело дошло до судебного процесса, но срок определенного Клею условного наказания (три дня тюрьмы) уже давно утратил силу за давностью. Клей не любит дверей. Я часто наблюдал как он, пригнув голову, прыгал через стену боксов "флопом Регаццони", а после того и через более высокий забор, используя как трамплин канистру из-под бензина. Этот человек не создан для работы в бюро. Одно время Клей хотел купить дом на Сардинии, "потому что там такая дешевая земля", но его жена Пиа-Мария была против. В настоящее время Регаццони строит в Лугано бар под названием "Формула Уно" - первое звено в цепи ресторанов и ночных клубов, которые Клей хочет открыть в Швейцарии. Доктор Петер Шетти знает, где сможет в будущем встретить Регаццони и вообще "поговорить о бензине". Ведь для 30-летнего гоночного директора Ferrari в огненно-красной куртке, бархатных штанах и неизменной сигаретой в зубах (что в боксах просто оскорбительно) больше нет никаких отсрочек: он должен возглавить в Базеле текстильную фабрику своего 63-летнего отца, который никогда не был согласен с гоночными планами своего сына. День явки уже тоже установлен: 1 апреля 1973 года, в восемь утра. "Это, конечно, ужасно рано, но мой старик сидит в бюро уже в 7:30". "Значит, твой отец все же достиг, чего хотел?" - спросил я Шетти. "Да", - улыбнулся швейцарец, - "но и я тоже". Десять лет Петер Шетти сам был гонщиком. Уже в 12 лет он тайно выводил из гаража VW своей матери. Первая гонка: Шауинсланд 1961 на Volvo 544. Последняя: Уоткинс Глен 1970 с Жаки Иксом в качестве партнера. "Мы заняли пятое место", вспоминал Шетти, "и незадолго до конца я смог обогнать Халма на Porsche 917". Между тем он проехал 80 гонок, лучшие в 1968 году, когда стал чемпионом Европы по горным гонкам. Самые дикие годы житель Базеля провел в команде бывшего венца Карло Абарта: "Он часто плакал... и дважды меня расцеловал. Много он не платил, но очень помогал всем, кто хотел стать гонщиком". Шетти стал профессионалом "ведь я жил с того, что зарабатывал на гонках, однако я не был достаточно хорош, потому что мне не хватало таланта доходить до границы. Мне всегда требовался небольшой допуск, и я тормозил на десять метров раньше, чем следовало бы", - рассказал мне Шетти о своей гоночной карьере. Для ухода из гонок у него были главным образом две причины: ужасная, вызванная аквапланингом авария на Нюрбургринге "когда машина сбила пару деревьев, приземлилась на крышу и когда я отстегнул ремни, то свалился вниз головой", и смерть Йохена Риндта. После этого Энцо Феррари предложил ему пост гоночного директора. Коммендаторе уже 74 года, "но если он входит в раж, то садится в свой специально подготовленный Fiat 127 и мчится вверх по дороге на Абетон. Под капотом у него 95 л.с. и ни одному из мальчишек, вызывающих его на дуэль, не удается за ним угнаться". Став новым гоночным шефом, он освободил Ferrari от многолетнего преувеличенного стремления к секретности. После таких тиранов, как Тавони и Драгони, это оказало благотворное воздействие. Шетти не возражает, если механики Ferrari играют в кегли с механиками соперников и покрывал пару ошибок, которые в 1971 допустил главный конструктор Мауро Форгьери. "На конструкторов нельзя злиться, они всегда относятся к своим машинам, как к собственным детям". У самого Шетти четверо детей, и он женат вторым браком на уроженке Милана. Для своих пилотов он не строгий отец или босс, а просто товарищ. Перед каждой гонкой он лично крепко пристегивает Жаки Икса в кокпите. Опасность того, что, став фабрикантом, он полностью уйдет из мира гонок, мала. Шетти никогда не пишет открыток на Рождество, работает в мастерской даже рождественскими вечерами и очень удивился, когда услышал в гоночном бюро Нюрбургринга, что они уже закрылись, и что ему вообще надо. "Меня зовут Шетти из фирмы Ferrari", - вежливо сказал он, - "прошу прощения, но я прибыл прямо из Америки". С "6-часового Гран-при" Уоткинс-Глена, который Жаки Икс назвал лучшей тренировкой к Нюрбургрингу. Уже несколько месяцев Ferrari целенаправленно работала на Гран-при Германии, и Джеки Стюарт подозревал: "Икс хочет победить меня и Фиттипальди. Он знает, что может и должен это сделать на Нюрбургринге. Этого требует его гордость". Об Эмерсоне Джеки думал: "Он будет быстр, никаких сомнений, но, в конечном счете, успех достанется более опытному пилоту". В понедельник и вторник Эмерсон на частной тренировке достиг 7:29, пока у него не сломалась коробка передач. "Этого недостаточно", - сказал мне Эмерсон, "Ferrari уже проехала за 7:16". Кроме того, на бразильца напала мучительная зубная боль. Он позвонил своему швейцарскому стоматологу на испанскую Коста-Брава, попросил его ненадолго прервать отпуск, и врач с пациентом встретились в поликлинике Лозанны. В четверг в 18:30 Клей Регаццони вышел из взятой напрокат машины перед спортивным отелем: белая рубашка поло, свитер, завязанный вокруг шеи. Номер два в Ferrari вернулся из отпуска по болезни. "Я потерял две гонки", - тихо сказал Клей. Когда я помогал ему внести чемоданы в комнату номер 28, его левое запястье все еще находилось в пластмассовой манжете. "Но в этом году еще осталась парочка неплохих гонок". Каникулы пошли ему на пользу: Клей двигался как танцор фламенко и стал поуже и посвободней в талии. Вероятно, много занимался спортом. "Ты останешься в Ferrari?", - спросил я его. "Не знаю", - ответил он, - "мне бы не хотелось больше участвовать в гонках спортпрототипов, но только на Формулу1 Ferrari не согласна". "Петерсон подписал предварительный договор с Lotus", - сообщил я. Клей насторожился: "А Фиттипальди?" Тот, конечно, остается. Сломанный масляный насос уже вскоре выкинул Регаццони из тренировки. Уокер и Мерцарио, которых застал врасплох дождь, вылетели с трассы. Редман врезался в отбойники, "потому что забыл, что шины еще холодные". Халм, которому в "Карусели" "каждый раз чуть голову не отрывает", наехал на кусок железа, который порвал шину. "Новый Tyrrell прибыл?", - спросил Чепмен и прокомментировал мой отрицательный ответ: "Видишь, как много времени требуется для того, чтобы довести до ума новую машину". На этот раз неприятности Тирреллу доставил не "005", а "002": с красным лицом в боксы Tyrrell ворвался Эймон, поговорил с Кеном, который что-то нацарапал в блокнот и после этого подошел к Кристине, сидящей на трех шинах: "Francois's going off", - тихо сказал ей Кен. Кристина поплотнее укуталась в куртку из верблюжьей шерсти и спокойно улыбнулась. Север вылетел с трассы, обломки машины "разлетелись по всей дороге". Механики бросились в соседние боксы, чтобы навести справки. Когда мимо промчался Стюарт, он поднял большой палец: это означало, что с Севером все в порядке. Я рассказал Робу Уокеру. Он странно на меня посмотрел: "Франсуа попал в аварию? А я, идиот, говорил с Кеном о последнем матче по крикету". Час спустя я обнаружил Севера в фургоне Elf, который ему и Джеки бесплатно предоставляют в пользование на каждом Гран-при. Француз нервно листал гоночный журнал и курил. "Помнишь, где в прошлом году Регаццони вылетел прямо в деревья?", - спросил он, - "именно там это и произошло. Моя машина пролетела 40 метров, но не деформировалась при приземлении. Ее только отбросило в сторону, она подпрыгнула как мячик для пинг-понга, развернулась поперек движения и медленно проскользила вдоль отбойников". Вошел Кен и спросил: "Что с машиной?". "Колесо оторвалось", - ответил Север, но это была не пробитая шина. "Кен, мне надо с тобой поговорить. Случилось что-то странное: думаю, амортизатор". Тихо, все еще в шоке, Север повторял "Very strange". На всех трех March погнулись треугольные рычаги подвески - это был единственный технический дефект, случившийся в этой команде за весь сезон. Жаки Икс в великолепном стиле контролировал тренировку. "Все очень просто - у меня хорошая машина. В первой десятке лучших гонщиков мира все с точки зрения вождения практически одинаково хороши, поэтому решающей является машина. Только на Нюрбургринге гонщик может сделать немного больше", - улыбнулся бельгиец. Жаки гнал свою Ferrari по айфельским лесам с непостижимой скоростью. Ни на одной другой трассе он не находит так точно тонкую тропку между вылетом и рекордом. Хронометры показали 7:07,0. "Я бы мог проехать и за 7:05, если бы не пришлось обгонять", - сказал Жаки. За место рядом с Иксом как будто с оружием в руках сражались Стюарт, Фиттипальди и Петерсон. "Blоody hard work", - вздыхал Джеки. "Ты знал о времени, показанном Иксом"? "Однажды я разглядел сигнал из боксов Ferrari", - коротко ответил Стюарт. Фиттипальди стал третьим и "наконец-то понял, где на Ринге проходит граница. Выиграть я здесь не смогу, но очки наберу". Эмерсон спрятался в фургоне Lotus, через затемненные окна которого можно смотреть наружу, но не вовнутрь. Потом он пробился через толпу фанатов в отель для спортсменов. Почти у всех пилотов комнаты были там, если не для того, чтобы спать, то хотя бы, чтобы переодеться. Но неприятности были всегда. Педро Родригез однажды, как бойцовый бык, ворвался к портье после того, как три часа прождал завтрак... Интересно, что только Зифферту ни разу не пришлось ругаться на Ринге. Продолжение следует Деловой раздел
Выходные данныеРедакция
Редакционная политика- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи. - Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции. - Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие правки использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные. - Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве с юридическими и физическими лицами и рассмотрит все предложения. - Использование материалов проекта - только с разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна. Технические вопросы- Полный тираж издания: 24628 экз. - При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom). Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru
© "Ф1-МОМК"
|
В избранное | ||