Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #272 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах о Формуле-1
Выпуск #272 от 27 сентября 2007 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-alliance.ru \ blynsky.narod.ru

Сегодня в номере:

Неделя
Вопрос номера
Ф1-Калейдоскоп - Предварительные итоги не-лидеров. #3
"Спорт Сегодня" представляет
Превью-2007 - Гран-при Японии

Книги
История Больших Призов 1972. Год Фиттипальди. #11
Право голоса
Результаты предыдущего опроса
Трибуна
20 причин, по которым GP2 лучше F1

Детали
Деловой раздел
Выходные данные

Вопрос номера


Какие из оставшихся чертежей
нужно тащить у Феррари в первую очередь?
 

Памятка голосующим:

- Пользователям I.E. и Opera голосовать можно сразу, пользователям же The Bat! предварительно необходимо сохранить вложенный html-файл и открыть его браузером.

- Для голосования выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки.

- Появление на экране монитора странички Альманаха означает, что голосование было успешным.

- Можно отдать свой голос и по E-Mail. Пишите с указанием темы опроса и ответом сюда: f1-momk@rambler.ru.

Ф1-Калейдоскоп - Предварительные итоги не-лидеров. #3

Дмитрий Федотов (Floters)
24 сентября 2007 г.

Toro Rosso

Ничем не приметный сезон (кроме многочисленных сходов и увольнения Скотта Спида) провела младшая команда "быков". Хотя, в начале года (до старта чемпионата мира) казалось, что сезон будет не столь плох: в распоряжении команды появлялась новая машина (а не прошлогодний болид старшей команды), хороший мотор "Феррари" и гонщики, уже "понюхавшие пороху" в году 2006-м. Наверняка в мыслях у руководства были надежды на борьбу за очки, но действительность оказалась просто сплошным разочарованием. Сначала выяснилось, что конструкция Эдриана Ньюи просто не в состоянии была стать открытием сезона, постоянные технические трудности и неполадки хорошего настроения в гонках не добавляли, а в довершении к этому, на нынешних пилотов внутри команды, по большому счету стало всем наплевать – Тонио и Скотт оказались самой обычной прокладкой между рулем и сиденьем болида для Франца Тоста и Герхарда Бергера. Руководство уже вовсю (и совсем не тайно) мечтало о дарованиях в лицах двух Себов - Феттеля и Бурдэ. Надо отметить, что вся эта история была "украшена" и рукоприкладством Франца Тоста за "все хорошее" по отношению к Спиду.

Если в будущем новая "Торо Россо" не прибавит в скорости, то новым гонщикам можно будет только сочувствовать – с таким "корытом" зарекомендовать себя очень трудно...

Оценка за сезон: 2,5 – каким бы ни был твой подчиненный, не стоит давать волю рукам.


Super Aguri

Вот уж кто удивил со знаком "+", так это Супер-Сузуки Агури. Команда, которая еще недавно ездила на машине 4-летней давности, и получившая "годовалую" "Хонду" в этом году – сделала, как казалось, невозможное: по ходу сезона "дочерняя" "Супер Агури" не раз бивала более богатую деньгами, людскими и техническими ресурсами, и имеющую более талантливых гонщиков "Хонду". Бесконечные удивления вызывали квалификации маленьких, но очень гордых частников, а под конец сезона, когда выяснилось, что команда почти весь год работала без спонсорской поддержки, да еще и собирается пуститься в самостоятельный путь (подальше от назойливого Ника Фрая) – удивление переросло в уважение.

Снабдить эту команду всеми деньгами и переименовать в "Хонду". Иначе, последние ничего не добьются в Формуле-1.

Оценка: 6 баллов за умение и желание работать по-настоящему!


Spyker

Кто-то в прошлом году безумно обрадовался тому, что серый и невзрачный "Мидлэнд" с посредственными гонщиками закончил свое недолгое путешествие по просторам Формулы-1. И кто-то обрадовался новым частникам из концерна "Спайкер", быстренько раскрасившим "серость" в национальный голландский "оранжевый". Увы, но, видимо оранжевый цвет в Формуле-1 не приживается (помните "Эрроуз"?) – финансовые проблемы так и преследуют этот цвет в "королевских гонках" (хотя, какие они, к черту, королевские после всего, что произошло в этом году??). Почти весь сезон команда страдала и страдала, мучилась, цеплялась за все возможности, но неизменно оказывалась на последних местах. Казалось, что ни талантливейшие Адриан Сутиль, ни Майка Гаскойн ничем тонущей команде помочь не могли... до тех пор, пока не появилась спецификация "Б" и этот индиец Малья, который прям-таки, не знает, куда зашвырнуть пачку денег. Бросайте в Коллеса, г-н Малья! – Этот хмурый дядька стал настоящим морским волком, он крепко держит в руках штурвал, он держит команду на плаву, несмотря на ужасающие пробоины в обшивке его судна. И корабль идет, идет к пока еще неясной, смутной, но, все равно, какой-то ведомой только одному Колину Коллесу, цели. Может быть, есть еще шанс на лучшее, и кто знает, может быть однажды команда преобразится, как преобразился когда-то "Джордан"...

Оценка: 3,5 – за живучесть и стремление к лучшему.


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Милости просим: f1-momk@rambler.ru!

"Спорт Сегодня" представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
25 сентября 2007 г. - Макс Мосли: "Надо дисквалифицировать "Макларен"
25 сентября 2007 г. - Ральф Шумахер: "Пилоты "Макларена" не знали о действиях команды"
25 сентября 2007 г. - Ярно Трулли: "Надо наказать пилотов "Макларена"
24 сентября 2007 г. - По мнению букмекеров, наивысшие шансы выиграть Гран-при Японии у Райкконена
24 сентября 2007 г. - Взорвана машина автогонщика Злобина
24 сентября 2007 г. - Такума Сато: "В Фуджи есть хорошие возможности для обгонов"
23 сентября 2007 г. - Адриан Зутил может покинуть "Спайкер"
23 сентября 2007 г. - Льюис Хэмилтон: "Японскую трассу будем узнавать постепенно"
23 сентября 2007 г. - Фернандо Алонсо: "Спор за чемпионство продолжат четыре пилота"
21 сентября 2007 г. - Хуан-Пабло Монтойя: "Для Денниса Хэмилтон — просто ребенок"
21 сентября 2007 г. - Себастьян Феттель: "Несколько лет назад мы с Хэмилтоном только мечтали о "Формуле-1"
21 сентября 2007 г. - Хуан-Пабло Монтойя: "Игнорирование правил — новое правило современной "Формулы-1"
21 сентября 2007 г. - Индийский алкогольный магнат может купить "Спайкер" за 123 миллиона долларов
20 сентября 2007 г. - Американский солдат французского легиона
20 сентября 2007 г. - У "Макларена" остается 24 часа для подачи апелляции
19 сентября 2007 г. - "Порше" не собирается возвращаться в "Формулу-1" в ближайшее время
19 сентября 2007 г. - Педро де ла Роса стал лучшим во время второго дня тестов в Хересе
19 сентября 2007 г. - Рон Деннис: "Хотим провести инспекцию ФИА как можно быстрее"
19 сентября 2007 г. - Рон Деннис: "Надо было определиться с первым пилотом до начала сезона"
19 сентября 2007 г. - Адриан Зутил: "В следующем сезоне сможем бороться за очки"
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Превью-2007 - Гран-при Японии


Сезон Формулы-1 традиционно завершается заморскими этапами. 15 этап чемпионата мира Гран При Японии пройдет на реконструированной трассе "Фудзи Спидвей" 30 сентября.

Фудзи – новая, незнакомая трасса для нынешнего поколения гонщиков. Более того, нынешняя трасса вообще новая, так как конфигурация кольца серьезно отличается от старого варианта. Долгие годы Гран При Японии проводился на великолепной Сузуке – легенде автоспорта, но в мире порой происходят перемены, и место проведения японского Гран При изменилось. Впрочем, для того, чтобы лучше познакомиться с Гран При Японии необходимо окунуться в его историю, что мы и сделаем.

Фудзи – не новое место проведения Гран При Японии. Ведь история японского этапа чемпионата мира Ф-1 начиналась именно здесь, у подножия Священной горы. Первый Гран При Японии состоялся в 1976 году, и та гонка стала легендарной в мире Больших призов. Гран При Японии завершал сезон-76, и именно здесь, на трассе Фудзи должно было определиться имя чемпиона мира. В тот день на Фудзи пролился дождь, во многом предопределивший судьбу и гонки, и чемпионата. Первый Гран При Японии выиграл Марио Андретти на "Лотусе", но основные события той гонки происходили за его спиной. Лидер чемпионата Ники Лауда после второго круга свернул в боксы и покинул болид. Лауда тогда еще не до конца оправился от последствий страшной аварии на Нюрбургринге в том же году, и рисковать жизнью в ужасных условиях той гонки у него не было ни малейшего желания. После схода Лауды Джеймсу Ханту из "МакЛарена" довелось провести тяжелую, сложную гонку, в которой пришлось столкнуться и с техническими неисправностями, и с несогласованностью в боксах, не говоря уже о погодных условиях. Тем не менее, Хант смог добраться до подиума, финишировав третьим, и с преимуществом в 1 очко стал чемпионом мира. Ники Лауда узнал об этом уже в самолете, покидая Японию. Таким потрясающим выдался первый в истории Гран При Японии, и он предопределил карму этой гонки. С тех пор в Японии очень часто решалась судьба чемпионского титула.

Трасса Фудзи благоволила Джеймсу Ханту. В 1976 году британец стал здесь чемпионом мира, а годом спустя, в 1977 Хант выиграл Гран При Японии, второй в истории. В 1977 году Гран При Японии прошел при теплой, солнечной погоде – полной противоположности условиям предыдущего года. Увы, это не упасло от трагедии. Новичок "Феррари" Жиль Вильнев, заменивший в ее составе как раз Лауду, налетел во время гонки на колесо болида Ронни Петерсона, после чего его алая "Феррари" вылетела за пределы трассы, убив двух зрителей... Этот инцидент, эта трагедия стала во многом причиной прекращения проведения Гран При Японии Формулы-1. Трасса Фудзи была признана слишком узкой, слишком опасной для гонок первой Формулы. В те годы проблемы безопасности уже всерьез беспокоили общественность автоспорта. Кроме того, тот же старенький комплекс боксов не прибавлял Фудзи дивидендов. Что поделать – автодром "Фудзи Спидвей" действительно представлял собой довольно старенькую трассу. В результате Ф-1 покинула Фудзи аж на 30 лет.

Гран При Японии вернулся в календарь Формулы-1 спустя 10 лет, в 1987-м. На этот раз местом проведения стала великолепная трасса Сузука, построенная Джоном Хугенгольцом в 60-х годах и принадлежащая компании "Хонда". Сузука была и остается уникальной благодаря тому, что была построена в форме "восьмерки" - трасса пересекает саму себя. Однако это было далеко не единственным сильным местом Сузуки. Это гоночное кольцо длиной 5,8 км является одной из лучших современных трасс в мире. Среди современных гоночных треков Сузуку по интересу, по сложности пилотажа, по тому вызову, который она бросает пилотам можно поставить в один ряд с новой Спа. Не зря Сузука являлась и является одной из любимейших трасс среди гонщиков. Сузука – это потрясающие, уникальные связки s-образных поворотов, в которых не существует идеальной траектории, а есть лишь множество компромиссных траекторий – плодов импровизации. Сузука – это великолепная "Ложка" с двумя апексами. Сузука – это потрясающий, фантастический вираж 130R – самый быстрый поворот чемпионата наряду с "Красной водой" Спа и Тоннелем Монако. Это легендарная шикана Casio Triangle с ее жесткими бордюрами. Это много еще чего. Это 20 лет потрясающей истории Ф-1.

С переездом в Сузуку Гран При Японии не поменял своего места в календаре. Он по-прежнему находился в конце сезона, последним или предпоследним этапом. Гран При Японии по-прежнему решал судьбы чемпионских титулов. Вспомним эти сражения.

Итак, как я уже говорил, впервые судьба чемпионского титула определилась в Японии в 1976 году, когда Джеймс Хант выиграл титул у Ники Лауды. Далее. В 1987 году Найджел Мэнселл терпит аварию на квалификации в Сузуке и из-за травм не может выйти на старт гонки. Чемпионом 1987 становится партнер Мэнселла по "Уильямсу" Нельсон Пике. 1988 год. Айртон Сенна проигрывает старт с поула, откатывается в хвост пелетона, но прорывается и под дождем опережает своего партнера по "МакЛарену" Алена Проста. Сенна – чемпион. В 1989 году первое легендарное столкновение Сенны и Проста, пока еще бывших партнерами в "МакЛарене". Место событий – шикана Casio Triangle. Ален Прост становится трехкратным чемпионом мира. Годом спустя, в 1990-м Айртон Сенна наносит ответный удар и выносит "Феррари" Проста сразу после старта, в первом повороте. Пожалуй, это две самые легендарные развязки в Сузуке.

Продолжим. 1991 год. Найджел Мэнселл испытывает технические проблемы на своем "Уильямсе-Рено", и Айртон Сенна спокойно становится чемпионом мира. Отмечу, что все три своих титула Сенна завоевал именно в Сузуке. Кроме того, обе попытки Мэнселла на титул потерпели в Сузуке крах. Когда БигНайдж наконец завоевал свое долгожданное чемпионское звание в 1992 году, сделал он это задолго до этапа на злополучной для него японской трассе. В 1995 году судьба чемпионского титула вновь решается в Японии, но не в Сузуке, а в Аиде, где проходил Тихоокеанский Гран При. Михаэль Шумахер становится двукратным чемпионом мира за два этапа до окончания сезона, и в Сузуку он приезжает уже чемпионом. 1995-й был вторым годом (первый раз это произошло в 1994-м), когда в Японии провели сразу два этапа чемпионата мира Ф-1.

В 1996 году на последней гонке сезона в Сузуке происходит развязка дуэли партнеров по команде "Уильямс-Рено" Дэймона Хилла и Жака Вильнева. Вильнев сходит из-за оторвавшегося колеса, Хилл выигрывает Гран При и звание чемпиона мира. 1998 год. Сражение между Микой Хаккиненом из "МакЛарена" и Михаэлем Шумахером из "Феррари". Шумахер глохнет на старте с поула, и следующий старт ему приходится принимать уже в хвосте пелетона. Михаэль героически прорывается, но прокалывает колесо и сходит с трассы. Мика Хаккинен спокойно выигрывает Гран При и становится чемпионом мира. 1999 год. Мика Хаккинен вновь сражается с пилотом "Феррари" за чемпионское звание, и на этот раз это Эдди Ирвайн, которого изо всех сил поддерживает Михаэль Шумахер, пропустивший часть сезона из-за травмы. Обстоятельства немного другие, что не мешает Мике вновь выиграть Гран При Японии, а с ним – второй чемпионский титул. 2000 год. Михаэль Шумахер под дождем опережает Хаккинена и становится чемпионом мира. Третий титул Шумахера, первый – в составе "Скудерии Феррари". Первый чемпионский титул "Феррари" с 1979 года. Отмечу, что это первый раз, когда пилот "Феррари" опередил пилота "МакЛарена" в схватке за титул чемпиона мира в Японии.

Далее. В 2003 году Михаэлю Шумахеру для завоевания чемпионского звания требовалось финишировать на последнем этапе в Сузуке не ниже восьмого места. Что Михаэль и сделал, но произошло это не так легко, так как на пути к этому очковому финишу Шуми пережил немало перипетий. Впрочем, соперник Шумахера – юный Кими Райкконен из "МакЛарена" все равно не смог выиграть гонку, финишировав вторым. Наконец, хотя в 2006 году чемпион мира официально не определился в Сузуке, но фактически это произошло именно здесь, за этап до окончания чемпионата. Лидировавший Михаэль Шумахер сошел из-за отказа двигателя, Фернандо Алонсо выиграл гонку и создал отрыв от Шумахера в 10 очков, что отыграть было практически невозможно.

Таковы были чемпионские развязки в Японии, в Сузуке, и Гран При Японии в моих воспоминаниях – это раннее осеннее утро, октябрьское или ноябрьское, и гонка, которая решит все.

Рекордсменом по количеству побед в Гран При Японии является конечно Михаэль Шумахер. Михаэль выигрывал здесь шесть раз – в 1995, 1997, 2000, 2001, 2002 и 2004 годах. По две победы в Гран При Японии на счету таких пилотов, как Герхард Бергер, Айртон Сенна, Дэймон Хилл и Мика Хаккинен. Среди нынешних гонщиков Ф-1 в Японии побеждали: Рубенс Баррикелло на "Феррари" в 2003 году, Кими Райкконен на "МакЛарене" в 2005 году – это была потрясающая гонка и потрясающая победа, вспомните обгон Физикеллы за круг до финиша (!), Фернандо Алонсо на "Рено" в 2006 году – та победа предопределила второй чемпионский титул испанца.

Увы, но теперь трасса Сузука – как когда-то Фудзи, - была признана устаревшей. Комплекс боксов Сузуки уже не идет ни в какое сравнение с подобными сооружениями новейших автодромов, отбойники в некоторых местах стоят слишком близко к дорожному полотну, что создает излишнюю опасность... В общем, судьба одного из современных монументов мира Больших призов была предопределена, когда компания "Тойота" предложила альтернативный вариант проведения Гран При Японии, реконструировав принадлежащий ей автодром "Фудзи Спидвей". Для "Хонды" это был, конечно, болезненный щелчок по носу...

Трасса Фудзи сейчас – это в первую очередь инфраструктура и безопасность, отвечающая самым современным требованиям "Большого цирка", заданным в последнее время благодаря Герману Тильке и его архитектурной компании. В этом отношении Фудзи после реконструкции является одним из самых современных автодромов мира. В плане конфигурации трассы, позитивной особенностью является сверхдлинная стартовая прямая, заканчивающаяся медленным первым поворотом трассы – шпилькой. Это гарантирует, что обгоны мы на Гран При Японии увидим. В остальном "Фудзи Спидвей" также достаточно интересен, здесь есть неплохие среднескоростные и довольно быстрые повороты, есть шикана, но все же по сравнению с Сузукой все это выглядит скучновато и бледновато. Слишком высокий уровень в плане пилотажа задавала Сузука. По сравнению со старой Фудзи в глаза бросается третий сектор трассы, который теперь напичкан медленными поворотами вместо одной протяженной скоростной дуги, благодаря чему протяженность гоночного кольца возросла с 4,3 км до 4,5 км. Это на первый взгляд, а так основательно были переработаны все места трассы, все повороты. Те, кто гонялись на Фудзи в 70-х, приехав на трассу сейчас, не узнали бы ее. Вскоре нам предстоит увидеть, что представляет новая трасса Фудзи в деле, какой она зарекомендует себя. Но сильной стороной этого автодрома безусловно является расположение поблизости от горы – символа Японии. Уже по своему названию трасса Фудзи ассоциируется со своей страной, хотя Сузука также добилась подобного эффекта – благодаря достоинствам трассы.

Результаты предыдущего опроса

Ваше отношение к маневру Алонсо на старте ГП Бельгии?
- Все корректно, Гамильтон вытеснен случайно. 39% (90)
- Это сознательная попытка помешать партнеру. 45% (103)
- Ситуация неясна из увиденного. 10% (24)
- Особое мнение. 6% (13)

Особые мнения

Gamid Cindarov.

Рон правильно сказал: "если бы это произошло с пилотами разных команд, то никто и глазом бы не моргнул", а Льюис - представитель нового поколения "нежных" пилотов, начал плакать, когда Фернандо рога показал. По-моему, бывшие гонщики и чемпионы мира смеялись после такого заявления Льюиса.


Петров Дмитрий.

Считаю, что это был обычный гоночный эпизод! Один гонщик (Хэмильтон) атаковал, второй защищал свою траекторию движения (Алонсо). Молодцы, им хватило профессионализма не врезаться друг в друга, не то что Култард и Хаккинен в 1999-м. Правда, тогда было скользко от дождя. С тех пор, кстати, в Спа при дожде стартуют под пейскаром... Привет Чампкару!


КМТ.

Нормальная гоночная ситуация, была борьба за позицию и Льюис ее проиграл. Видеть в каждом маневре злой умысел - это паранойя. Как раз подобной борьбы между партнерами по команде и не хватало. Командный ордер - это неспортивно, и наказывать за это стоит.


Jewss.

"Нана" надеялся на дисквалификацию "Люси" - за отказ сотрудничества с FIA по делу о шпионаже. Но - не вышло! Да и не могло это произойти, по той причине,что Люся-тоцветной. Шумиху подняла бы пресса и всякие организации,наподобие "за свободу угнетенных индейцев". Тогда он сам решил удалить его, горемычного,в первом повороте, бортанув его, типа – "дороги наши разошлись и мы не встретимся случайно". :-)


VBA F1.

Формулировка "Это сознательная попытка помешать партнеру" звучит не очень точно, как мне кажется.Алонсо защищал свою позицию предельно жестко, но контакта не было. Вопрос только в том, оннамеренно так широко вышел из поворота или просто так разогнался, что пришлось перетормаживать с широким уходом на внешний радиус. А вот какой вариант верен - трудно сказать. Так или иначе, но Хэмильтон, от греха подальше, не стал "бодаться" с испанцем.


Андрей.

Думаю, что на старте у гонщиков нет времени думать о личных отношениях. Каждый стремится вырваться вперед. И вообще, когда сталкиваются напарники других команд, то ни у кого не возникает мысли, что это было специально.


Eugene.

Мне кажется, что среди представленных нет правильного варианта ответа - "Это сознательная попытка помешать партнеру, но (!) это корректная борьба".


RomB.

Пытался вытеснить Гамильтона Алонсо вполне сознательно. Уже на старте он резко рванул на внешнюю сторону трассы, дабы лишить партнера возможности использовать более выгодную с точки зрения качества полотна сторону трека. Затем была непонятная попытка атаковать Массу – когда для этого места слева уже не было совсем. Итог прост – жертвой стал Луис, которого Алонсо просто как бы "не заметил", и заставил просто-напросто съехать с трассы.

Было ли это спортивно и по-джентльменски? – Нет.

Было ли это в рамках действующих правил? – Вполне.


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Милости просим: f1-momk@rambler.ru!

Трибуна

Интересное видео.

rainman.

http://www.sendspace.com/file/ffk3ek - Клип (фотографии Джанкарло Физикеллы под музыку).

Размер: 6 Мб.

Время: 4'02''.

Пароль: gp-smak.


http://www.sendspace.com/file/n3tdxr - И еще фотовернисаж итальянца.

Размер: 8,75 Мб.

Время: 4'35''.

Пароль: gp-smak.

20 причин, по которым GP2 лучше F1

©Red Bulletin - 20 reasons why GP2 is better than F1
Перевод: Пухкал Иван (I. P.)

1. Речь

Гонщик F1: "Команда серьезно работает над устранением проблем и мы надеемся, что будем лучше выглядеть на следующей гонке." Гонщик GP2: "Машина - дерьмо".

2. Паддок

В GP2 просто натягивают тент, вместо того, чтобы возводить копию музея Гуггенхайма в Бильбао.

3. Охладение

Гонка в жаркой стране? Решение в F1: кондиционер мощностью 3 тысячи киловатт/часов. Решение в GP2: надувной бассейн.

4. Слики

Специалисты по аэродинамике наверняка упомянут то, что прижимная сила машины F1 на 1500 % больше, чем у машины GP2. Но все остальные отлично видят машины GP2, которые множество раз обгоняют друг друга на больших широких сликах.

5. Соперничество

Гонщики F1 выказывают свое недовольство, жалуясь журналистам. В GP2 гонщики просто толкаются на стартовой прямой.

6. Николя Лапьер

Всегда захватывающее зрелище, сроду атеисту с металлическим зонтом на вершине горы во время грозы.

7. Самосохранение

Молодежь уверена в своей неуязвимости. Это позволяет им проходить там, куда более опытный гонщик не сунется.

8. Глупость

Большинство гонщиков F1 понимают, что четыре машины не поместятся в шикану, где есть место только для трех. Гонщики GP2 полагают, что для четырех машин - это не проблема (и даже для 15).

9. Сезон

Больше гонок, меньше уик-эндов.

10. Продолжительность

Как и в F1, в GP2 есть первый круг, остановки в боксах и клетчатый флаг. Они просто вырезают все скучные минуты между ними.

11. Казуки Накадзима

Любимец толпы, как и Такума Сато в молодости - только без его осторожности или здравого смысла.

12. Обед

Команды GP2 обедают в одной и той же комнате. Вместо того, чтобы разрешать противоречия в суде, они просто станут кидаться хлебными шариками.

13. Технология

Гонки выигрываются гонщиками и их инженерами, а не в аэродинамических трубах или компьютерных лабораториях.

14. Возраст

По меньшей мере, один гонщик GP2 выглядит так, как будто ему еще только 13. И он уже выиграл три гонки в этом году. Хотя, конечно, если его мама узнает о том, что он гоняется вместо того, чтобы сидеть дома и учить уроки - у него будут серьезные неприятности…

15. Трекшн-контроль

Единственная помощь гонщику в машине GP2 - это руль.

16. Пресса

Представьте себе, что вы просите от руководителей пресс-служб команд F1 взять на время первую шестерку в чемпионате на ближайшую водную горку, чтобы они посоревновались друг с другом. А затем попробуйте представить себе ответ: "Безусловно, здорово придумано. Во сколько собираемся?"

17. Интернационал

Видели ли вы в F1 датчанина, индийца, южноафриканца, турка, двух венесуэльцев и китайца? Вряд ли.

18. Франция

Автогонки нельзя считать полноценными без французов. В GP2 есть два французских гонщика и две французские команды.

19. Тесты

Нельсон Пике-младший тестирует машину Renault для F1, чтобы ее было проще управлять. Нельсон Пике-младший тестирует машину GP2 2008 года, чтобы ею было сложнее управлять.

20. Победители

В F1 победы в этом году одерживали: Ferrari, McLaren. В GP2 победы в этом году одерживали: Super Nova, DAMS, Arden, iSport, Trident, Campos, Racing Engineering, FMS, Art, Durango. Без комментариев.

Хайнц Прюллер. История Больших Призов 1972. Год Фиттипальди. #11

Перевод и редакция:
Алексей Гесс (Hess)
Вадим Русов (Nelson01)

Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса"

Монако: Ад из воды и масла

Три замечательные женщины приехали в 1972 году в Монако независимо от цирка Гран-при: Пат Ивонна МакЛарен, Нина Риндт и Симона Зифферт. Причины были так же различны, как и реакции. Пат Ивонна хотя по-прежнему входит в совет директоров McLaren, но "без желания эмоционально вмешиваться" и воспринимает "всех участников вне моей команды как простые номера, а пилотов скорее абстрактно". А главное, в день гонки она больше не чувствует возбуждения.

Подобным защитным панцирем окружает себя и Нина, которая заметила, "насколько все добры ко мне, в прошлом году наверняка было то же самое, но я тогда не заметила". Нина объединила деловые переговоры по поводу "Шоу Йохена Риндта" с шопингом в Сан Тропе. Английский сын судовладельца, спортсмен и бизнесмен Филипп Мартин, человек, занявший место Йохена, носил душегрейку с надписью на груди: "I love Helen, Nina and Mrs. Reutemann". "А ты вообще знаком с женой Карлоса?", - спросил его один из друзей. "Никогда ее не видел", -ответил друг Джеки Стюарта – Филипп.

Настоящие жертвы гоночных трагедий – это дети, сказал однажды Джеки. Если в прошлом декабре Хелен и Нине уже было достаточно трудно объяснить парням Полу и Марку, а также Наташе, почему впервые не пришел "дядя Йо", переодетый в Деда Мороза Йо Зифферт, – то что же сказать о Филиппе и Веронике, детях самого Зеппи? Мне всегда казалось, что Симона вышла замуж не за уважаемого швейцарца Зифферта и не за неутомимого бизнесмена Зифферта, а просто за гонщика Зифферта.

Нине же Симона сказала: "Мне так жаль, что никогда ничего для тебя не сделала". Нина на это ответила: "А мне было так жаль, что я никогда ничего не сделала для Патти МакЛарен. Но что можно сделать на самом деле? Ничего". Однажды Нина сказала мне, что она счастливей других жен гонщиков, "потому что больше со мной ничего плохого случиться не может, и мне не надо больше дрожать".

Как и Нина, Симона никогда не хотела больше посещать гонки, "но потом я подумала: так много друзей, Зеппи был так счастлив в этом мире, а Монако стал бы его сотым Гран-при". Я встретил Симону в пиццерии "Везувио". Удивительно, как спокойно она говорила о Зеппи и его гонках. В кошельке она носит его цветную фотографию, снятую когда-то в Брэндс Хэтче, на которой веселый Зифферт стоит со скрещенными ногами. "Он часто так стоял", - говорит Симона. Нина получила свою повязку на руку, которая дает прямой доступ в паддок, от Чэпмена. А получить такую же для Симоны у Тима Парнелла заняло всего лишь две минуты.

При этом автомобильный клуб Монако даже не ответил на просьбу Нины о предоставлении ей пропуска в боксы, а английский автоклуб надменно отказался от "Кубка Пирса Кариджа", который хотела учредить Салли Каридж. И тут молодая женщина Симона Зифферт пришла в гараж Монако, бросилась на шею пилотам Формулы 1, обменивалась рукопожатиями с гоночными директорами, радовалась снова увидеть механиков и обезоруживающе спрашивала: "Как дела?". Симона долго искала Бельтуа, пока не нашла его в задумчивости вместе с Регаццони. Механики толкали машины по гаражу, раздавались команды, и Салли сказала мне с улыбкой: "Ничего не изменилось и всегда таким останется".

Только в BRM, которую после Йо Зифферта больше некому подстегивать, изменилось многое.


BRM (часть 1)

В конце 1971 года Луис Стенли вывел команду "British Racing Motors" из промышленного концерна своего тестя Альфреда Оуэна и основал "BRM Limited". Двести миллионов шиллингов уже вложили в гоночный спорт BRM, рассказал мне "Большой Лу". "Пришло время получать от этого доход". Так появилась идея об армаде из десяти машин. Гетин на это отреагировал шуткой: "Тогда мистеру Стенли придется три из них водить самому". При этом многие подозревают, что у него вообще нет водительских прав, потому что никому еще не удалось увидеть его за рулем, только исключительно позади шофера и всегда в очень дорогих лимузинах, от Mercedes 600 до Bentley.

Лучше всего Стенли можно описать словами Стюарта: "Он выдающийся во многих отношениях человек. У него много талантов, но и несколько недостатков, и не обо всех из них он догадывается". Только Стэнли и никто другой мог бы сказать в 1966 году в Спа тяжело раненному Стюарту: "Если ты настаиваешь на том, чтобы обращаться ко мне по имени, то хотя бы называй меня не Льюис, а Луи". В гоночном цирке, где все друг к другу "на ты", мистер Луис Т. Стенли остается исключением.

Никогда, даже в самую страшную жару, он не снимет свой клубный пиджак или ослабит галстук из Кембриджа. Как кто-то сказал, он и его супруга Джоан, сохраняющая даже в самый сильный ветер идеальную прическу, гуляющие по паддоку, как по розарию, принадлежат к гонкам Гран-при, как "львы к Трафальгарской площади". У Луиса Стенли неприкосновенные, величественные манеры, но он всегда готов помочь и всегда занят. Именно он нашел 50 миллионов на передвижной госпиталь. После смерти Зифферта от удушья он самоотверженно борется за более действенные методы спасения, работает с тренером астронавтов с мыса Кеннеди [В 1963-73 гг. это имя носил мыс Канаверал. Здесь расположены станция ВВС США "Мыс Канаверал" и Космический центр имени Кеннеди. С этих площадок осуществляется большинство запусков космических кораблей в США.] и собирается дать своим пилотам в кокпит кислородные маски. Он (вместе с Уолтером Хэйзом и лордом Чешемом) является управляющим имуществом Джима Кларка. Он был советником британского парламента по вопросу "Германия после войны", является активным членов многих королевских институтов, в аэропорту Базеля у него стоит реактивный самолет, дома в гараже пять машин, а живет он по двум адресам: в пентхаузе лондонского отеля "Дочестер" и в своем 400-летнем загородном доме в Кембридже. Там он пишет свои книги. На сегодняшний день вышли 55: от политики и искусства до тенниса, гольфа, автогонок, орнитологии и Черчилля и Папы Римского.

На вопрос, когда Луис Стенли спит, я впервые получил ответ, когда он мне предложил: "Позвоните мне между 12 и 2 часами, это самое лучшее время. Дня? Нет, ночи. Уже 25 лет я не сплю больше четырех часов за ночь, потому что обнаружил: все великие исторические личности много работали. Обычные смертные спят в два раза больше бессмертных". Из привычек Стенли можно сделать заключение, к кому он причисляет себя самого.

Этот мистер Стенли в 1971 году полетел в Мексику, чтобы стоять в почетном карауле на похоронах Родригеза и в октябре с трудом сохранял самообладание на кладбище Фрайбурга, когда нежным движением положил руку на гроб Зифферта. Теперь, потеряв двух своих лучших гонщиков, в 1972 он собрался задавить всех своей лавиной из BRM. "Вместо того, чтобы прекратить спор, который он и так уже выиграл, он продолжает бороться", - критиковал его однажды один из гонщиков. Хоуден Генли сказал мне: "Он из тех людей, который отпустит тебя только тогда, когда ты уже не сможешь найти другую работу. Но если же у тебя есть перспективы, он тебя удержит".

Посредником между Стенли и его командой является гоночный директор Тим Парнелл – полноватый, простовато выглядящий человек, пивное спокойствие которого ничто не может поколебать. Даже арест, который однажды грозил ему в итальянском аэропорту, когда он по ошибке заплaтил старыми лировыми банкнотами. Отец Тима, Рег Парнелл, был знаменитым гонщиком и уважаемым менеджером команды, поэтому Тиму тяжело достичь его репутации. Неделями гонщики BRM изучали привычки Парнелла в еде и питье и обнаружили, что Тим всегда опрокидывает в глотку все содержимое чашки, даже не попробовав содержимое. Теперь достаточно было небольшого отвлекающего маневра, например подстроенного телефонного звонка, чтобы насыпать Парнеллу в кофе соль и перец. Кашляющий и плюющийся гоночный директор – всегда хороший повод для смеха. Берни Эккслтоун, педантичный любитель порядка, костюмы которого всегда висят в шкафу на расстоянии ровно 10 сантиметров друг от друга, никогда не забудет, как однажды делил с Парнеллом комнату. "Он все перевернул". Некоторые даже считают, что Парнелл только тогда бывает счастлив, если перед тренировкой опускает свои инструменты и информационные табло в машинное масло.

Внутренних проблем не избежали и в BRM, векторы напряжения внутри команды даже направлены в разные стороны: Парнелл против механиков, Парнелл против гонщиков, а сам он стоит за широкой спиной Стенли. Проблемы еще усилились, когда выяснилось, что у некоторых гонщиков в игру вмешались спонсорские деньги. Хельмут Марко заметил, "что при выборе машин финансы играют решающую роль". Ходили слухи о половине миллиона, из-за которой Марко вступил в контакт с венским рекламным агентством. Соле-Руа ушел из команды. "Он стал чертовски дорогой инвестицией", ругался Парнелл. Marlboro сделали испанцу более чем щедрое предложение: "Мы оплатим тебе и твоей жене все билеты на самолет и отели на каждом из последующих Гран-при". Задача обслуживать пять машин одновременно, без сомнения, превысила возможности Парнелла. Так, по словам Марко, "постоянно происходила путаница, когда на тренировках мы параллельно испытывали одни и те же вещи, вместо того чтобы выбрать для каждой из машин определенное направление и сэкономить время". После полного фиаско в Хараме один из механиков BRM сказал: "Лучше всего будет, если мы объявим забастовку". Часто за двадцать минут до конца тренировки не было ясно, какой пилот будет сидеть в какой машине. А потом, как говорит Генли: "у тебя постоянно такое ощущение, что команда пытается тебя придержать и притормозить. Не успел ты показать на тренировке хорошее время, как тебя зазывают в боксы и забирают твои шины". Но шины, которые сняли с машины Генли, по словам Марко "я никогда не получал". Как сказал другой гонщик "нужно подгадать так, чтобы оказаться в боксах в правильный момент, когда в наличии хорошие шины... а единственный в команде домкрат лежит под твоей машиной".

У лидера команды Бельтуа на выбор всегда две машины, но часто он не мог решить, какую взять. В команде он номер один, но не в том смысле, как им был Йо Зифферт, который часами мог болтать с механиками и морально их поддерживать – Жан-Пьер почти не говорит по-английски. В 1964 году в Реймсе Бельтуа попал в тяжелую аварию, которая оставила свой след на всю жизнь: "В 12-часовой гонке я вскоре после полуночи не заметил огромную лужу бензина, которую оставила одна из Ferrari GT, потому что ехал очень близко к Мауро Бианчи. Мой Rene Bonnet немедленно вылетел с трассы, многократно перевернулся и взорвался. Ударной волной меня отшвырнуло на 50 метров. При виде этой кучи обломков и пепла меня посчитали мертвым. Только один из маршалов случайно нашел меня."

Врачи практически не давали Бельтуа шансов. Три дня и три ночи он лежал в коме со сломанным левым коленом, разбитым левым локтем и еще пятнадцатью переломами. С нечеловеческим упорством маленький, щуплый Бельтуа боролся за свою жизнь, а потом за свою карьеру. В 1966 году он выиграл гонку Формулы 3 в Монако. Я никогда не забуду, сколько усилий ему тогда стоило держать шлем и кубок на церемонии награждения, при этом пить из бутылки с минеральной водой, ведь его левая рука осталась практически парализованной. "После такой аварии ты больше не останешься прежним", - сказал мне Жан-Пьер.

Зимой Бельтуа много занимался лечебной гимнастикой, так как знал что о нем думают другие и хотел это исправить: "Его травмы позволяют ему сделать только несколько быстрых кругов, потом он замедляется". Управление своей "P160" Бельтуа "попросил сделать совсем легким", настолько легким, что Гетин и Генли назвали эту машину неуправляемой.

На одну ступень ниже Бельтуа четыре человека боролись за успех. Хоуден Генли – бывший механик, а какое-то время даже уборщик улиц в Лондоне, который пробился в Формулу 1. Он считается, в первую очередь, надежным тестером.

Питер Гетин – у него есть любимые трассы, например Брэндс Хэтч или Оултон Парк, но он не всегда все выжимает из себя. Ирми Марко придумала для маленького сына жокея прозвище "Шорти" [(англ.) - коротышка] которое быстро прижилось. Веселый, курносый англичанин нравится девушкам, но он больше не делает таких ошибок, как в Формуле 3: "Однажды я отправился на гонку таким усталым, что с трудом мог открыть глаза".

Рене Визелль – швед, который уверен, что является будущим чемпионом, но ему постоянно мешают интриги и плохая техника.

И Хельмут Марко – самый умный из всех, который уже полностью излечил свою начальную слабость. "Раньше за первые пять кругов я уставал больше, чем за первые 30, теперь уже нет". Но Марко снова не досталось "P160", потому что, по словам Парнелла, "ее не успели покрасить", а вместо нее странный гибрид: спереди "P153", сзади "P160". А к этому еще одному из пилотов BRM – мотор второй серии, у которого хотя и больше лошадиных сил, но зато yже диапазон мощности и он внезапно "подхватывает" при 8000 оборотах: не самое удачное в поворотах Монте-Карло.

Продолжение следует

Деловой раздел


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1


САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.


ОБОИ ДЛЯ МОБИЛЬНИКА, MP4-ПЛЕЕРА, КПК


Авторские картинки разнообразных тематик, включая и "Формулу-1"!

Оригинальная gif-анимация, адаптированная под экраны разрешением в 320*240 и 220*176 точек, в каждом наборе картинки в двух вариантах. Разнообразные формы приобретения: SMS-оплата, WMZ-карта, WM, E-gold, Яндекс.Деньги.


ВИДЕОЗАПИСИ ФОРМУЛЫ-1 В УЗБЕКИСТАНЕ


Записи Формулы-1 трех последних и этого сезона на DVD-дисках теперь доступны и в Ташкенте.

Все вопросы решаются по адресу alexakim@tshtt.uz. Просьба в теме сообщения писать "Формула-1".


ГОНОЧНЫЕ СИМУЛЯТОРЫ


Вниманию болельщиков Формулы-1 предлагается отличная возможность изменить ситуацию в чемпионатах "Королевских гонок" благодаря компьютерным симуляторам этих великолепных спортивных состязаний!

Если у вас есть компьютер, если вы любите скорость, то гоночные симуляторы F1 Challenge и rFactor – это для вас!

Попробуйте свои силы в виртуальном мире Формулы-1!

Стоимость игр, количество и качество дополнений к ним, а также другую информацию вы можете узнать, написав на F1Games@yandex.ru.


ФОРМУЛА-1 С УЛЫБКОЙ :-)


http://www.raiden.net.ru - сайт посвящен юмору в "Формуле-1". Здесь вы найдете множество анекдотов, забавных рисунков, прикольных фотографий и другого рода интересный и забавный материал о "Формуле-1".


САЙТ ХЕЙККИ КОВАЛАЙНЕНА


Великолепный мультиязычный проект, посвященный финскому пилоту "Рено Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий, викторина, возможность задать свой вопрос непосредственно Хейкки!

Выходные данные

Редакция

Главный редактор: Роман Блынский

Зам. главного редактора: Алексей Ким

Редактор: Иван Пухкал
Обозреватель: Дмитрий Федотов

Обозреватель: Дмитрий Шканов

Редакционная политика

- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.

- Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.

- Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие правки использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.

- Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве с юридическими и физическими лицами и рассмотрит все предложения.

- Использование материалов проекта - только с разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

- Полный тираж издания: 23269 экз.

- При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).

Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru
Архивы проекта "Ф1-МОМК": на Subscribe.Ru \ на Content.Mail.Ru \ на MailList.Ru

 

© "Ф1-МОМК"
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Участник содружества "Ф1-Альянс"
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное