← Апрель 2007 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
|
9
|
10
|
11
|
13
|
14
|
15
|
|
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
22
|
|
23
|
24
|
25
|
27
|
28
|
29
|
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://f-1.ru
Открыта:
25-11-2002
Статистика
0 за неделю
В "Ф1-МОМК" #248 Вас ждет:
Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы
Сегодня в номере:
Вопрос номераПамятка голосующим:- Пользователям "I.E." и "Opera" голосовать можно сразу, пользователям же "The Bat!" предварительно необходимо сохранить вложенный html-файл и открыть его браузером. - Для голосования выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки. - Появление на экране монитора странички Альманаха означает, что голосование было успешным. - При проблемах с on-line голосованием можно отдать свой голос и по E-Mail. Пишите с указанием темы опроса и ответом сюда: f1-momk@rambler.ru. Ф1-Калейдоскоп - Эмоции и комментарииДмитрий Федотов (Floters) После первой гонки я все уши прожужжал своей жене о великолепном старте Хэмилтона, о прекрасном пространственно-тактическом чутье этого афро-американо-англичанина, о том, что в дебютной гонке так здорово не выступают... Я неоднократно включал повтор старта и, честно говоря, не думал, что как-нибудь "задену" ее. Оказалось, что задел. Старт Гран-при Малайзии мы смотрели вместе. И на этот раз восхищались уже вдвоем. Скажу честно, я был уверен, что живые люди так выступить не могут. - Только роботы. Причем эта мысль не покидала меня аж до финиша. Но на пресс-конференции я увидел абсолютно живого человека, очень эмоционального, честного, и с прекрасным чувством юмора. И все эти "роботические штучки" в 22 года, и все эти эмоции – в команде, где дисциплина и хладнокровность даже на пресс-конференциях и подиумах является обычной нормой. И Льюис, к огромной моей радости, не оказался роботом как Кими, который способен идеально работать лишь в кокпите, а вне его пределов быть ледяной глыбой... Я думаю, Рон должен быть доволен. И, уверен, он очень доволен. Тем более, что сейчас сломать Хэмилтона, пока, нельзя - проигрывает британец своему напарнику сейчас (ведь никто в этом не сомневается?). И весь этот сезон проигрывать можно. Дальше будет труднее. Если как гонщик Хэмилтон еще вырастет, то возникнет резонный вопрос о двух мегаталантах в одной команде. И тогда Деннису надо будет не прозевать момент с отменой командной тактики (а она обязательно будет) – потому что именно она может сломать Льюиса. Как сломала когда-то Култхарда. Впрочем, если Дэвид всегда был нелюбимым сыном в семье "Мак-Ларен" в годы финской оккупации, Льюис, напротив, кажется прямым наследником Хаккинена и Райкконена "роновской" любви... Как мы уже знаем, в гонке были свои герои, но и антигероев хватило с лихвой. И если Масса, на самом деле, помог сотворить красивое начало Гран-при, то вот другой человек явно переоценив собственные возможности, испортил некоторые моменты гонки. Речь идет о комментариях на канале "Рен-ТВ". Не знаю, что случилось с таким хорошим колумнистом в журнале "Ф1-Рейсинг" Александром Кабановским, который откомментировал на твердую четверку первую гонку сезона, но на этот раз все слушалось просто ужасно. Во-первых, ужасно замучил голос – часто срывающийся, очень трудный для восприятия. Слух резали и ненормальные для русского языка некоторые чисто риторические аспекты – высокие тона в конце предложений, окончание этих самых предложений после каждого слова и т.д. Все это плохо клеилось и с попыткой говорить скороговоркой (на манер Алексея Попова). Да, Формула-1 – это гонки, и события там могут меняться довольно стремительно. Но ведь и в боксе соперники бьют друг друга довольно часто и довольно регулярно, а некоторые спецы (вроде Гендлина), словно смакуя эпизоды вместе со зрителями, не тараторят о каждом ударе. В итоге всего репортажа мне показалось, что человек пытается говорить не своим голосом. Если так будет продолжаться и дальше, то многим из нас остается только посочувствовать. Впрочем, надеюсь, Александр в дальнейшем, не будет пародировать других комментаторов и заговорит своим настоящим голосом. Во-вторых, качество комментирования оказалось запредельно ужасным. Непосредственно ИНФОРМАЦИЯ - ее просто не было. Все, что нам рассказывалось, либо мы видели на экране, либо читали на новостных сайтах. А где слухи из паддока, которыми делился Алексей Попов, а где технические аспекты, которым тот же Попов, в конце-концов, стал уделять должное внимание? Наконец, будь я болельщиком "Феррари", я бы просто обиделся – жалкие крохи с серебряного подноса - таких фраз и врагу не пожелаешь. Ну, подумаешь, много радости испытывали в предыдущие годы, но так-то добивать зачем?? Тяжело вздыхаю. Вкупе с рекламой нас просто добивают. И искренне завидую людям с тарелкой. У меня ее, к сожалению, нет. Может, Култхарду написать письмо? Колонка Дмитрия ШкановаМалайзия: "Серебряные стрелы" наносят ответный ударВозможно фраза, вынесенная в заголовок краткого обзора прошедшего Гран При Малайзии, достаточно банальна, так как не раз уже употреблялась в разных случаях, но на мой взгляд она наилучшим образом отражает то, что происходило на автодроме Сепанг в минувший уик-энд. Но обо всем по порядку. Квалификация малазийского Гран При получилась именно такой, какой должна быть квалификация. Истек целый час, в течение которого гоночные болиды почти беспрерывно нарезали круги по трассе, истек час, полный борьбы в разных частях пелетона, но все только начиналось с отмашкой клетчатым флагом, символизировавшей завершение третьей, финальной квалификационной сессии. К этому моменту промежуточную поул-позишн удерживал Фернандо Алонсо (к слову сказать, "МакЛарены" выглядели очень уверенно на протяжении всей квалификации), но все четыре пилота двух ведущих команд успели уйти на последнюю попытку под финишным флагом. Первым из них по трассе шел Кими Райкконен из "Феррари". Райкконен пересекает финишную черту – поул-позишн! Следом за ним круг завершает Алонсо – поул-позишн! Фернандо возвращает себе поул, и кажется, что именно испанец завоевал право стартовать первым в завтрашнем Гран При. Следом квалификационную попытку завершает Льюис Хэмилтон и остается четвертым, юный британец предпочел соблюсти осторожность. На финишную прямую выходит Фелипе Масса, завершает круг и... поул-позишн! Масса на 0,3 секунды улучшает время Алонсо. Финальные секунды квалификации доставили истинное удовольствие! Повторюсь, именно такими и должны быть квалификации. Начало гонки получилось не менее захватывающим, чем завершение субботней квалификации. Итак, на старте расположились в шахматном порядке две "Феррари" и два "МакЛарена". Масса – Алонсо – Райкконен – Хэмилтон. Старт вышел фантастическим, настолько захватывающим он получается редко, но, опять же, это именно то, что хочется видеть. Оба "МакЛарена", стартующие справа, по так называемой "грязной" стороне трассы, устремились в гонку очень резво. На стартовой прямой алая "Феррари" Массы и серебристый "МакЛарен" Алонсо шли бок о бок, но к первому торможению испанец стал выходить вперед. К тому же Фернандо оказался здесь на более выгодной, внутренней траектории, и он возглавил Гран При. Масса, казалось бы, оказался вторым, но Льюис Хэмилтон провел старт очень здорово и расчетливо, очень расчетливой была его траектория и на входе в первую шикану. Это позволило Льюису буквально на пределе обойти Массу, и на выходе из шиканы он уже был вторым, устремившись за лидером – Фернандо Алонсо. Кими Райкконен оказался несколько в стороне этих баталий, проиграв старт Хэмилтону. Дальше Фернандо Алонсо ускоряется и начинает уходить в отрыв, две "Феррари" вплотную преследуют Хэмилтона. Болиды "Скудерии" кажутся более легкими, и чувствуется, что они могут идти быстрее, но дебютант из "МакЛарен" сдерживает их, в то время как Алонсо зарабатывает отрыв. Фелипе Масса яростно атакует, Льюис Хэмилтон хладнокровно защищается. Во время одной из атак Масса выходит вперед на торможении, но его заносит, и Хэмилтон возвращает позицию. Более того, Фелипе чуть не опередил Райкконен, но Массе все же удалось остаться впереди. Круг спустя в том же месте атака практически под копирку. Масса рискует еще больше. На торможении он пролетает мимо "МакЛарена" Хэмилтона и... оказывается в гравии. Перепилотировал. Фелипе вовращается на трассу на пятом месте, пропустив вперед еще и Ника Хайдфельда из "БМВ-Заубер". Далее всю гонку Масса будет находиться поблизости от Хайдфельда, но так и не совершит какой-либо серьезной атаки. Так обладатель поул-позишн проиграл свою гонку. Теперь эстафету у Массы принимает Кими Райкконен, казалось бы он должен терзать Хэмилтона своими атаками, но ничего похожего на серьезную попытку обгона Кими так и не совершил. При этом мы прекрасно знаем: финн умеет обгонять. Однако в этой ситуации, в отличие от горячего, импульсивного бразильца Массы, Райкконен явил собой хладнокровного финна, настоящего Iceman. Тут надо вспомнить опасения "Скудерии Феррари" состоянием двигателя на болиде Райкконена после победного Гран При Австралии. Мотор тогда на последних кругах терял охлаждающую жидкость. Вопреки многочисленным предположениям, "Феррари" не стала менять Кими двигатель, дабы не терять на старте 10 позиций, но ограничила обороты в условиях тяжелейшей малазийской гонки. Видимо это и не позволяло Кими атаковать в полной мере. Тем временем Фернандо Алонсо атаковал и отрывался, и хотя этот Гран При был тяжелым по определению, но Фернандо на его пути к победе хотя бы не пришлось столкнуться с жестким прессингом. В отличие от его партнера – юного Льюиса Хэмилтона, который с этим прессингом блестяще справился. После атак "Феррари" на первых кругах гонки, Льюису пришлось еще пережить немало сложных минут в конце Гран При, когда его догонял Райкконен. Но не догнал. В итоге у нас дубль "МакЛарен Мерседеса", первая победа Фернандо Алонсо в новой команде и лучший результат в карьере дебютанта Льюиса Хэмилтона. Полный праздник на "серебряной" улице! Кими Райкконен финишировал третьим, но я бы не назвал это разочарованием. Финн стартовал третьим, финишировал третьим, он ехал на моторе, в котором не были уверены на все 100, и который нельзя было раскручивать в полной мере. Поэтому подиум Кими и очки, им набранные – это позитивный результат, важный в борьбе за чемпионскую корону. А вот Масса – да, это разочарование "Скудерии", ведь именно с ним в "Феррари" на этот раз связывали главные надежды. Но это гонки, ошибиться может любой. Таким образом, ситуация подтверждается. Впереди у нас две команды: "Феррари" и "МакЛарен", которые и поборются в этом сезоне за чемпионские титулы (а в последние годы в Формуле-1 за титул всегда сражались две команды, не считая редких исключений). Причем бороться за личный титул будут видимо Кими Райкконен и Фернандо Алонсо. И тот, и другой уже смогли выиграть гонку в составе своих новых команд. И что интересно, в этом сражении нескрываемой линией будет проходить тема взаимоотношений Кими Райкконена и "МакЛарена". Если Кими выиграет этот чемпионат, он сможет сказать: вот команда, которая смогла предоставить мне чемпионскую машину. Если же победит Алонсо, то уже в "МакЛарене" с полным правом смогут заявить: оказывается этот гонщик (Алонсо) был нужен нам, чтобы выиграть чемпионат. Так что для Кими, как и для команды "МакЛарен" это будет принципиальная дуэль. Четвертым в Гран При Малайзии уверенно приехал Ник Хайдфельд. "БМВ-Заубер" - это реально третья сила Ф-1 на данный момент. "МакЛарен" и "Феррари", конечно, впереди, но все остальные далеко позади "БМВ". Жаль только, Роберт Кубица вторую гонку подряд не смог завершить с позитивным результатом. Восторги от его дебютов прошли, настали обычные серые будни, когда порой случаются и неудачи... Ничего особенного не показала команда "Рено", подтвердив диагноз, поставленный в Мельбурне. Оба ее пилота не смогли пробиться в "Суперпоул", квалифицировавшись на 11-м (Хейкки Ковалайнен) и 12-м (Джанкарло Физикелла) местах. В гонке Физико смог подняться на шестое место, и был этим крайне доволен, говоря, что на данный момент это максимум. Ковалайнен финишировал восьмым, набрав первое очко в чемпионате мира Формулы-1. Хорошо проявил себя Ярно Трулли, финишировавший седьмым и еще добавивший очков в копилку "Тойоты". Также понравился Нико Росберг. Нико отлично проводил Гран При, шел на верное шестое место, но, к сожалению, незадолго до финиша юного сына Евросоюза подвел двигатель. Итак, если "БМВ-Заубер" на данный момент с уверенностью можно назвать третьей командой Ф-1, то за ним следуют "Рено", "Тойота", "Уильямс Тойота". Силы этих команд примерно равны, здесь никого не выделишь. И пока в "Рено" не "подружат" свое шасси R27 с шинами "Бриджстоун" (что блестяще удалось специалистам "МакЛарена" и "БМВ"), роста результатов чемпионской французской команды ждать не приходится. В этом падении нет ничего удивительного. Подняться на вершину намного труднее, чем скатиться с нее. Примеров провалов чемпионских команд достаточно: вспомним, например, "Феррари" в 1980 году или "Уильямс" в 1998-м. И еще, я совершенно не понимаю, что происходит с "Хондой"! Конечно, здесь присутствует та же проблема, что и в "Рено" - неудачный переход на шины "Бриджстоун", но, во-первых, в гораздо более тяжелой форме, а во-вторых, проблема здесь не только в шинах. Но результаты "Хонды" просто ужасны... В Малайзии проходило и еще одно сражение – за пределами трассы, что было ожидаемо всем "Большим цирком". Об этом пойдет речь дальше. Коллес против "клиентов"Колин Коллес мне нравится тем, что несмотря на то, что выдающимся тим-менеджером он себя пока проявить не смог, тем не менее, он находит способ привлечь к своей персоне внимание. Например, вылечит зуб своему гонщику. Или устроит громкий скандал на грани судебного разбирательства. О чем и речь. Проиграв первый раунд борьбы с "клиентскими" командами: "Торо Россо" и "Супер Агури" в Мельбурне, Колин Коллес учел ошибки и нанес новый удар. Решимость Коллеса не поколебалась после того, как представители "Уильямса" вышли из этой истории и, тем самым, лишили Коллеса и команду "Спайкер" своей поддержки. Представляя одну команду, Колин Коллес предпочитает действовать избирательно. В Мельбурне он атаковал "Супер Агури" - неудачно. Теперь объектом атаки стала "Скудерия Торо Россо". Теперь Коллес подал протест в четверг после технической проверки, в оговоренное регламентом время (то, на чем он прокололся в Мельбурне с протестом против "Супер Агури"). Естественно, теперь протест команды "Спайкер" был рассмотрен, и стюарды вынесли вердикт – техническому регламенту болиды "Торо Россо" полностью удовлетворяют. Также стюарды напомнили Коллесу, что это дело – дело, касающееся Договора Согласия следует рассматривать в арбитражном суде. Колин Коллес был удовлетворен. Он, как и любой разумный человек, взявшийся доказать свою правоту в суде, действует постепенно, по шагам. Здесь его претензии отвергли – он учел ошибку и попробовал еще раз. После еще одного отказа Коллес четко знает, что стюарды ничем ему не помогут, и теперь вся надежда на арбитражный суд. Чем адвокаты "Спайкера" уже вплотную занимаются. Между прочим, совладалец "Торо Россо" Герхард Бергер очень жестко отреагировал на протест Колина Коллеса в четверг. Бергер заявил, что ни на какие компромиссы он и его команда не пойдут, и что либо их признают правыми, либо нет. К слову сказать, Бергер в своей правоте уверен. Впрочем, уверен в правоте и Колин Коллес, так что нас ждет разбирательство в обычном гражданском суде, и связанная с этим волокита. Однако, свое слово сказал Хозяин Формулы-1 Берни Экклстоун. Он считает, что это дело не следует доводить до гражданского суда, а решить его в узком корпоративном кругу. Берни предложил "Пиранья клубу" собраться в Бахрейне во время следующего Гран При, и все по-хорошему обсудить. Экклстоун предложил и свой вариант компромисса, весьма неожиданный. По его мнению следует начислять очки, завоеванные "Торо Россо" и "Супер Агури" конструкторам, то есть "Ред Буллу" и "Хонде", а причитающиеся головным командам призовые по итогам сезона поделить поровну между основной и второй командами. Вполне возможно, что этот вариант вполне подойдет "Ред Буллу", так как главный владелец обеих команд: и "Ред Булла", и "Торо Россо" один – Дитрих Матешитц, и тут он уже разрулил бы ситуацию в своем королевстве. Что касается "Хонды", то для заводской команды этот вариант, когда "Супер Агури" будет приносить им очки, вполне возможно пойдет на пользу, и хоть какие-то очки на счету "Хонды" появятся... Для "Спайкера" это был бы беспроигрышный вариант: гарантированное девятое место в Кубке конструкторов и призовые по итогам сезона. Только бы это "гарантированное" девятое место не расхолаживало бы сотрудников "Спайкера", все-таки их главная задача – не воевать в суде, а улучшать свой болид и времена на круге. Что нас ждет в будущемНемало ведется разговоров о будущем облике Формулы-1. Одна из главных обсуждаемых сейчас тем – ночные гонки и новые трассы. Мое мнение: можно было бы провести ночную гонку на городской трассе, так как в городских условиях вполне можно обеспечить требуемое освещение. На мой взгляд, идея проведения Гран При Сингапура на улицах этого интереснейшего города-государства великолепна. И здесь можно было бы провести ночную гонку. Вообще, неплохо было бы разнообразить календарь Ф-1 еще парой-тройкой городских трасс – это всегда захватывающее зрелище для болельщиков и интересный вызов для пилотов. В Америке имеют большой опыт проведения городских гонок, было бы интересно провести гонку и на улицах какого-нибудь европейского города, например, одной из столиц. Что касается проведения ночной гонки на одном из стационарных автодромов – здесь будет сложно обеспечить требуемый уровень освещения, учитывая широкие ловушки безопасности, за которые будут вынесены осветительные столбы. Да и идея с проведением Гран При Малайзии ночью меня привлекает не слишком. Конечно, ночью здесь будет менее жарко и душно, но Сепанг – это особый вызов и для гонщиков, и для техники, и хотелось бы сохранить его именно в таком виде. К тому же, представьте, если ночью пойдет тропический ливень! Другая тема – это запрещение использования электронных систем – помощников: трекшн-контроля, лаунч-контроля начиная с 2008 года. Смысл таков: гонки должны быть соревнованием в первую очередь гонщиков, и незачем им облегчать жизнь, предоставляя различные вспомогательные электронные системы. Все-таки это спорт. Раньше подобные системы уже были под запретом, однако были легализованы начиная с Гран При Испании 2001 года. Причина – несмотря на запрет трекшн-контроля, команды постоянно подозревали одна другую в его нелегальном использовании. Поймать тогда никого не удалось, но разговоры на эту тему велись постоянно, слухи наводняли собой паддок. Электронные системы были допингом автоспорта: поймать никого не удавалось, но подозревали постоянно. И если в остальном Большом спорте пойти на легализацию допинга так и не решились, в Ф-1 решили сделать прежде запрещенные системы легализованными, и тем самым прекратить все бездоказательные разговоры. Идея удалась блестяще, однако команды принялись искать друг у друга другие нарушения регламента. Таков этот спорт. Теперь же, с введением в 2008 году стандартного блока управления двигателем от единого поставщика, использование любой электронной системы будет обнаружено элементарно. Поэтому запрещение электронных помощников не повлечет за собой новой волны подозрений и слухов в нарушении технического регламента. Разумное решение. Гонщикам придется больше потеть за рулем, гонки станут интереснее, так как ошибка пилота будет нести за собой какие-либо последствия, исправить ее будет уже некому. Резина будет больше стираться, будет больше вылетов, разворотов и обгонов. Ветераны вспомнят искусство пилотирования без электронных помощников, а многим новичкам придется осваивать это искусство – им довелось пилотировать только болиды Ф-1, оснащенные продвинутыми системами. Меня беспокоит только одно. В Формуле-1 уже было время, когда были запрещены "умные" электронные системы. Это произошло после сезона 1993 года. После того, как электронику сняли с болидов, 1994 год ознаменовался рядом тяжелейших аварий. Дай Бог, чтобы такое больше никогда не повторилось! "Спорт Сегодня" представляетОбзор-2007 - Гран-при МалайзииАнна Гидаспова (Джен) Для характеристики условий, ожидающих участников Большого Цирка на Гран При Малайзии, все гонщики, технические директора, боссы команд и прочие заинтересованные лица, не сговариваясь, используют лишь два существительных – "жара" и "влажность". Одни только эти факторы могут существенно осложнить жизнь как технике, так и тем, кто этой техникой управляет – а прибавьте к ним непредсказуемую погоду, убийственно абразивный асфальт (недаром нынешние монополисты из Bridgestone привезли в Сепанг два самых жестких типа своей резины), постоянную смену медленных и быстрых поворотов, заставляющую инженеров ломать головы над компромиссным вариантом настроек, и не забудьте тот факт, что более 70% трассы гонщики проходят на полном газу (а для моторов-то нынешняя гонка уже вторая по счету...), и вы поймете – легкой жизни в течение гоночного уикенда в Малайзии не светит никому. Суббота. Квалификация.Первая квалификационная сессия никаких сюрпризов не преподнесла. Последний ряд стартовой решетки вполне ожидаемо заняли Кристиан Алберс и Адриан Сутил на Spyker, чья команда – единственная из всего пелетона – даже не принимала участия в малазийских тестах на прошлой неделе. Не смог пробиться во вторую часть заездов и один из гонщиков Honda, Рубенс Баррикелло (в отличие от Дженсона Баттона, разместившегося в итоговой таблице на 15 строчке), и Алекс Вурц на Williams, занявшие 19 и 20 места соответственно – пожалуй, для австрийца попадание в нижнюю часть квалификационного протокола из-за заклинившей коробки передач стало наиболее болезненным, ведь в Австралии он без проблем смог преодолеть первый рубеж (лишней соли на раны Вурцу досыпал его молодой напарник, сумевший занять аж 6 место...). 18 место досталось Энтони Дэвидсону на Super Aguri, а 17 – Скотту Спиду на Toro Rosso, уступившему лишь четыре десятых своему напарнику Витантонио Лиуцци, сумевшему за счет этой разницы пробиться в следующую сессию и в итоге оставшемуся на 16 месте. Что касается второй Super Aguri, то Такума Сато смог повторить свой успех в Мельбурне, благополучно пройти первый отсев и занять итоговое 14 место. Результаты второй части квалификации тоже можно было бы назвать вполне предсказуемыми, если бы не команда Renault, в полном составе не сумевшая пробиться в третью сессию. Вряд ли 11 и 12 места можно назвать удовлетворительными для действующих чемпионов мира, и повод для радости был, пожалуй, лишь у Хейкки Ковалайнена, сумевшего на каких-то семь сотых опередить своего напарника Джанкарло Физикеллу. Неприятно удивил своих поклонников и заслуженный ветеран "королевских гонок" Дэвид Култхард на Red Bull, уже во второй раз уступивший в квалификации своему напарнику Марку Уэбберу; по сравнению с результатом в Мельбурне (19) 13 место шотландца можно, конечно, назвать определенным прогрессом, но с учетом того, что австралиец с завидным упорством пробивается в заключительную квалификационную сессию (на этот раз он занял 10 место), то повод для беспокойства у болельщиков ДиСи, несомненно, есть. Помимо Уэббера и Росберга, двухэтапный отсев с успехом преодолели 4 команды в полном составе. Гонщикам Toyota достались в итоге 8 и 9 места, причем Ральф Шумахер проиграл Ярно Трулли всего-навсего три сотых. Превосходно выступили и Ник Хайдфельд с Робертом Кубицей – 5 и 7 места помогли BMW замкнуть тройку самых сильных команд пелетона. Ну и, наконец, о главном. Путем нехитрых умозаключений можно сделать вывод, что первые два ряда оккупировали гонщики двух команд, о которых не было сказано еще ни одного слова – Ferrari и McLaren. И на то, в какой именно последовательности они их оккупировали, просто было любо-дорого взглянуть... Четвертое место прочно занял дебютант чемпионата Льюис Хэмилтон, а вот оставшиеся трое делили поул до последнего – за две секунды из числа последних первое место трижды меняло своего обладателя. Фернандо Алонсо, Кими Райкконен, нет, снова Алонсо... а спустя еще две секунды, когда для них обоих квалификация закончилась уже окончательно и бесповоротно, финишную черту пересек Фелипе Масса, чей результат поставил точку в итоговом протоколе субботней дележке и принес молодому бразильцу четвертый поул в его карьере. Ferrari – McLaren – Ferrari – McLaren... вам это ничего не напоминает? Воскресенье. Старт.К утру воскресенья стартовая решетка успела претерпеть кое-какие изменения по сравнению с субботним протоколом – на последнее место был сослан невезучий Рубенс Баррикелло, наказанный за использование в квалификации запасной машины, что приравнивается к смене двигателя. Впрочем, и на этом проблемы бразильца не закончились, и стартовать в итоге ему пришлось с питлейн. Уже в первые секунды после того, как погасли светофоры над стартовой прямой, "серебряные стрелы" McLaren Mercedes полностью оправдали свое прозвище. Взявший с места в карьер Алонсо без проблем обошел зазевавшегося Фелипе Массу, а его юный напарник совершил аж двойной прорыв, филигранно оттеснив на 3 и 4 места обе красные машины. Неплохо удался старт и Физикелле, разом отыгравшего четыре позиции, и второму гонщику Renault Ковалайнену, сумевшему оставить позади Марка Уэббера. А вот стартовавший 14-ым Такума Сато не выдержал напора соперников и к концу второго круга откатился аж на 19 место, зацепив по пути Toro Rosso Тонио Лиуцци и вынудив итальянца заехать в боксы за новым носовым обтекателем... Уже на первом круге пелетон понес первые потери – потерпел аварию Spyker Адриана Сутила. Кристиану Алберсу ненадолго удалось пересидеть своего напарника на трассе – на 11 круге у него заклинило коробку передач, а пока он добирался до боксов, из-за перегрева выхлопной системы загорелась машина, поставив тем самым точку в выступлении голландской команды на малазийской трассе. Тем временем, пока стремительный испанец все больше и больше отрывался от преследователей, за его спиной развязалась нешуточная борьба за второе место. Проваливший старт Масса бросился отыгрывать упущенное и изо всех сил прессинговал своего обидчика Хэмилтона; на протяжении нескольких кругов молодые гонщики вырывали друг у друга заветную вторую позицию, причем хладнокровности, с которой оборонялся дебютант чемпионата, можно только позавидовать. И на шестом круге нервы не выдержали именно у более горячего бразильца – в повороте Langkawi он при попытке очередного обгона не справился с управлением и вылетел на траву, пропустив вперед и только-только оставшегося позади британца, и Ника Хайдфельда, стрелой пронесшегося мимо возвращавшейся на трассу Ferrari. После ошибки бразильца за невозмутимого Льюиса взялся Райкконен, но то ли подошел Айсмен к этому делу менее основательно, чем его напарник, то ли пресловутое новое правило против гибких днищ сыграло-таки против итальянской "конюшни", но отрыв между вторым и третьим местом никак не желал сокращаться менее чем до полусекунды. Тем временем борьба за позиции шла не только в первых рядах – не на шутку разошедшийся Алекс Вурц, компенсируя проваленную по вине техники квалификацию, обгонял соперников одного за другим и к 13 кругу занимал уже 12 место, а чуть позже, в то время как его напарник, временно уступивший свое 6 место Роберту Кубице, затеял с поляком нешуточное сражение с целью восстановления статус-кво. На 11 круге Росбергу удалось вернуть потерянное, а поляку пришлось заехать в боксы для замены проколотого левого заднего колеса. После выезда с питлейн речь о попадании в очковую зону с 18 места могла идти уже только в самом фантастическом случае. К 17 кругу преимущество лидировавшегося и абсолютно спокойного за сохранность своего лидерства Фернандо Алонсо составляло уже более 15 с, а в боксах обеих команд-фаворитов начали потихоньку готовиться к пит-стопам. На 18 круге на питлейн свернул безуспешно пытавшийся нагнать Хайдфельда Масса, за ним Вурц, а кругом позже Алонсо с Райкконеном. В лидерах таким образом оказался Хэмилтон, но возглавлял гонку он на протяжении всего лишь нескольких минут, так как на 21 круге настала и его очередь освежиться. Минутой ранее из боксов вынырнул Росберг, на 22 круге на питлейн побывали Баттон с Уэббером, за ними Хайдфельд с Ковалайненом, затем Кубица и Дэвид Култхард, и к середине дистанции положение на трассе снова стабилизировалось. Первая девятка не претерпела никаких изменений и следовала друг за другом в том же порядке, что и до пит-стопов – Алонсо, Хэмилтон, Райкконен, Хайдфельд, Масса, Росберг, Физикелла, Трулли и Ковалайнен. Десятку замыкал Марк Уэббер, сумевший оттеснить на 11 место Вурца, оборонявшегося от наседавшего на него напарника австралийца Култхарда, а сразу за шотландцем следовала очень плотная группа, включавшая Баррикелло, Баттона, Спида и Сато. На более-менее почетном отдалении от заднего спойлера Super Aguri пелетон замыкали Дэвидсон, Лиуцци, Ральф Шумахер и Кубица. К 33 кругу возникли проблемы у Дэвида Култхарда, пожаловавшегося команде на неудобство управления тормозной педалью. Очевидно, во время пит-стопа, на который шотландец заехал на 37 круге, команда ничем не смогла помочь своему гонщику, и очень скоро поклонникам Дэвида пришлось испустить очередной горестный вздох – гонка для их любимца закончилась. На 38 круге первым из лидеров на вторую дозаправку свернул Хэмилтон, минутой позже в боксы проследовали Нико Росберг и Ярно Трулли, за ними Алонсо, Ковалайнен и Масса, а на 41 круге и Райкконен. Ник Хайдфельд продержался до 43 круга, но вернулся на трассу по-прежнему четвертым. А несколько минут спустя пелетон лишился еще одного гонщика – на 44 круге не выдержал напряжения мотор Toyota на Williams Нико Росберга, и молодой немец, уверенно шествовавший на шестом месте, лишился возможности закрепить на финише так и не ставший для него лучшим в карьере результат. 47 круг ознаменовался вылетом в KLIA Роберта Кубицы, но поляк смог вернуться на трассу и закончить гонку – хоть и на последнем, увы, 18 месте. Назвать в целом гонку захватывающей и интересной язык, к сожалению, не поворачивается, а уж ко второй ее половине вышеозначенные эпитеты и вовсе неприменимы. Никто из гонщиков не осмеливался нарушать устаканившееся к 48 кругу положение, и все, по-видимому, мечтали уже только об одном – побыстрей бы доехать. Несколько выбивались из общей апатичной картины только двое участников – Льюис Хэмилтон и Кими Райкконен, ехавшие, как и положено, на 2 и 3 местах соответственно. Ближе к концу гонки британец существенно сбавил темп, и с каждым кругом отрыв его от финна все таял и таял, превратившись в итоге в ничтожные восемь десятых. То ли свой мотор берег юный воспитанник Рона Денниса, то ли "вражеский" пытался "убить" (ведь, как известно, работоспособность двигателя на машине Айсмена, едва не отказавшего в Австралии, подвергалась последнюю неделю большим сомнениям, а какой гонщик откажется прибавить газу и попытаться поатаковать на пределе, видя, что соперник – вот он, только руку протяни) – неизвестно. Факт остается фактом – финишную черту эти двое пересекли в той же последовательности, в которой и проехали большую часть гонки. Что в активе.Преимущество McLaren Mercedes на малазийском этапе несомненно. Благодаря слаженной работе всего персонала и безупречным выступлениям гонщиков британская "конюшня" смогла впервые с сентября 2005 года оформить победный дубль, Фернандо Алонсо отметил первую победу за новую команду, а новичок чемпионата Льюис Хэмилтон второй раз за две гонки поднялся на подиум. Впрочем, вряд ли столь грандиозный успех можно списать исключительно на успешную работу конструкторов и инженеров – сдается мне, что, несмотря на осанну, распеваемую Алонсо в честь сотрудников McLaren, немалую роль в их превосходстве над основными покамест соперниками, то бишь Ferrari, сыграло и то самое нововведение, касающееся гибких днищ. Инициатором же расследования этого спорного момента и последующего запрета конструктивного элемента был, напомним, никто иной, как Рон Деннис собственной персоной... Как бы то ни было, на данный момент McLaren Mercedes уверенно лидирует в Кубке Конструкторов, обгоняя Ferrari на 9 очков, и первую строчку личного зачета занимает именно их гонщик. Набирает обороты и BMW Sauber. Если б не досадный прокол на машине Роберта Кубицы, в призовой восьмерке вполне мог финишировать не один гонщик этой команды, а оба. Что касается команды, дважды в течение последних двух лет побеждавшей в чемпионате, то она, кажется, вместе с Алонсо отдала в McLaren и всю свою удачу. Печально, но факт – результаты первых двух этапов убедительно говорят о том, что покамест Renault не может конкурировать с гораздо более быстрыми соперниками. Не везет и новоприобретенным клиентам французских мотористов – построенное Ньюи шасси категорически не оправдывает выданные ему в прошлом году авансы. Toyota продолжает кормить болельщиков "завтраками", Honda борется с бесконечными проблемами, Spyker предпочитает вместо доработок машины заниматься судебными тяжбами, подавая иски против оказавшихся более удачливыми на старте сезона Super Aguri... начало сезона идет своим чередом. Справочная информация Гран-при Малайзии 2007 г.ИТОГИ ГОНКИ
ЧЕМПИОНАТ ПИЛОТОВ
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
Превью-2007 - Гран-при БахрейнаИтак, у нас начинаются жаркие деньки! Первая заокеанская часть сезона заканчивается первой спаркой гоночных уик-эндов в этом году. Из столицы Малайзии Куала-Лумпура "Большой цирк", минуя Европу, перелетает в маленькое островное государство Бахрейн в Персидском заливе. На очереди самый, возможно, экзотический Гран При чемпионата мира Ф-1 – Гран При Бахрейна. Этот этап можно назвать экзотическим по двум причинам. Во-первых, это первый Гран При Формулы-1, состоявшийся на Ближнем Востоке. Во-вторых, трасса на которой проходит Гран При – "Сахир" - построена в пустыне, а автодромы, раскинувшиеся посреди песков, встречаются крайне редко. Впрочем, первый пункт вполне возможно скоро станет не таким уж и экзотическим. Это просто другой мир, отличный от цивилизации Запада, но очень скоро арабские шейхи могут стать своими в мире Больших гонок. Ближневосточный регион – мир нефтяных денег и арабской цивилизации – все активнее продвигается в мировой автоспорт. Арабские шейхи и раньше обожали быстрые дорогие машины, но теперь в этот богатейший край приходят и гонки мирового уровня. Гран При Бахрейна стал первым этапом Королевских гонок на Ближнем Востоке, но что происходит сейчас в соседних странах? В Катаре на другом очень современном автодроме "Лосаил" проводят Гран При чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам MotoGP, в Дубае также построен отличный современный автодром, на котором проходят различные гонки самого высокого уровня, например, FIA GT. Кстати, владельцы трассы в Дубае конкурировали с Бахрейном за право стать первыми организаторами Гран При Ф-1 на Ближнем Востоке, и хоть они и проиграли, но им также есть чем гордиться. В Дубае построен тематический парк Формулы-1, а влиятельный местный шейх Аль Мактум организовал целую гоночную серию – A1 Grand Prix. Так что с автогонками здесь все очень серьезно. Сейчас воплощаются в жизнь грандиозные планы в другом из Объединенных Арабских Эмиратов, менее известном у нас, чем Дубай – в Абу-Даби. Здесь строится впечатляющая трасса для гонок Формулы-1, которая соединит в себе стационарный автодром и временный участок, который пройдет на набережной города. Можно не сомневаться, в ближайшем будущем Абу-Даби примет Гран При Ф-1. Они уже устроили грандиозное шоу по раскрутке Формулы-1 в феврале этого года, в котором принимали участие сразу несколько команд "Большого цирка". Но сейчас у нас на повестке дня третий этап чемпионата мира 2007 года – Гран При Бахрейна на трассе "Сахир". Интересно, что первой страной, принявшей Формулу-1 на Ближнем Востоке, стал именно Бахрейн, маленькая страна, расположившаяся на острове вблизи побережья Саудовской Аравии. Но нефть бьет здесь из земли ключом, денежный поток льется, не переставая, и такую дорогостоящую прихоть, как автодром самого высокого мирового уровня можно было позволить. Трассу возвели неподалеку от столицы Бахрейна – Манамы, разбив для этой цели участок в пустыне. Посреди безжизненной пустыни появился новый оазис – автодром "Сахир", построенный Германом Тильке. Кому еще могли доверить арабские шейхи столь важный заказ? Конечно, самому известному и востребованному специалисту по строительству гоночных трасс. Впервые принявший Королевские гонки в 2004 году, "Сахир" - гоночный комплекс, соответствующий самым современным мировым стандартам. И, конечно, это типичный "тилькедром". "Сахир" стал следующим за малайзийским "Сепангом" творением Германа Тильке, построенным с нуля, при практически неограниченных возможностях, и, конечно, у двух трасс очень много общего. Кстати, то, что они идут в нынешнем календаре друг за другом, позволяет хорошенько сравнить две трассы Германа Тильке. По размаху, по великолепной инфраструктуре, сравнимой с которой в Европе ничего нет, по уровню безопасности трассы "Сахир" и "Сепанг" находятся в одной лиге. Немало схожего и в самой конфигурации гоночного кольца. Главная отличительная черта "Сахира" - это сверхдлинная, широкая стартовая прямая. Здесь есть возможность выжать из болида всю мощность. Прямая заканчивается жестким торможением и хитрой шиканой – идеальное место для обгонов. Кроме километровой прямой старт-финиш кольцо включает в себя еще ряд прямых, три из которых весьма длинные. Практически за каждой прямой следует острый поворот или шпилька – Тильке как всегда старается чтобы и моторы, и тормоза подвергались высочайшим нагрузкам, а пилоты получали хорошие возможности для обгонов. Кроме того, здесь есть и скоростные дуги, а также – подобно "Сепангу" - интереснейшие скоростные связки виражей. Эти участки вызовут интерес у любого гонщика. Трасса имеет небольшой перепад высот. Длина гоночного кольца "Сахира" - 5,412 км, то есть те самые стандартные 5,5 км, которыми обладает любое творение Германа Тильке. Подводя итог обзору автодрома "Сахир" я лишь могу сказать, что с точки зрения инфраструктуры – это Дворец посреди пустыни, с точки зрения трассы – это великолепное, интересное гоночное кольцо. Единственное, про "Сахир" говорят, что он безликий. Оно и понятно. "Сепанг" был в новинку, все были в восхищении, а здесь все практически повторяет "Сепанг", пусть трасса раскинулась посреди пустыни, а не тропического леса. У "Сахира" просто нет какой-то изюминки, которая выделяла бы его в ряду ему подобных. И это, пожалуй, единственный недостаток автодрома, которым местные жители с полным на то правом могут гордиться. Когда "Сахир" дебютировал в Формуле-1 в 2004 году, я был уверен – это всерьез и надолго. Автодромов такого уровня в мире по пальцам пересчитать. Но теперь уже появляются сомнения в том, как долго в Бахрейне будет проводиться этап Ф-1. Сейчас строят очень много новых, ультрасовременных трасс в разных странах мира, количество мест в гоночном календаре ограничено, и какие-то гонки непременно будут вытеснять из календаря предыдущие. В первую очередь вытесняются старые европейские трассы, но избавиться от всех знаменитых этапов и легендарных автодромов все равно не получится, поэтому под угрозу выпадения из календаря Ф-1 попадают и новые автодромы. Да и в любом случае Ближний Восток без Ф-1 точно не останется – повторюсь, планы в Абу-Даби самые серьезные. Однако, уверен, Ф-1 все равно не обойдется без "Сахира". Последнее время "Сахир" мне все больше напоминает испанскую "Каталунью Монтмелло". Подобно "Сахиру" сейчас, в 90-е годы "Каталунья" была суперсовременным автодромом Ф-1, да и сейчас остается одной из самых современных трасс мира. Там также есть длинная стартовая прямая и комплекс разнообразнейших поворотов. И "Каталунья", и "Сахир" - это серьезное испытание и для гонщиков, и для машин. Во многом по этой причине "Каталунья" является самой популярной тестовой трассой команд Формулы-1. В последнее время все более популярным местом для тестов становится и "Сахир". Дело в том, что зимой температура на европейских трассах не позволяет получить адекватную оценку характеристик той же резины, так как во время сезона температура на этих же трассах будет совсем другой, а значит, и характеристики покрытия изменятся, и это не говоря уже о заокеанских этапах. Летать же на тесты за пределы Европы в Ф-1 было как-то не принято в силу большой удаленности трасс других континентов. Хотя в том же MotoGP давно облюбовали для тестов "Сепанг". Теперь же такая трасса найдена, и это – "Сахир". Здешний климат позволяет протестировать в зимнее межсезонье резину в реальных жарких боевых условиях, прекрасная инфраструктура удобна командам, а летать приходится не так уж далеко. Поэтому в любом случае – болиды Ф-1 на трассе "Сахир" дело привычное. О краткой истории проведения Гран При Бахрейна. Первая гонка состоялась здесь в 2004 году. В том сезоне подавляющее преимущество было на стороне "Скудерии Феррари", и первая гонка на трассе "Сахир" также осталась за "красными". Михаэль Шумахер выиграл Гран При, а Рубенс Баррикелло, финишировав вторым, принес дубль "Скудерии". Годом спустя все изменилось, "Феррари" утратила былую силу, зато очень уверенно начинала сезон команда "Рено". Ее лидер Фернандо Алонсо в блестящем уверенном стиле завоевал Гран При 2005 года. Но самая интересная гонка состоялась год назад. Бахрейн открывал чемпионат мира 2006 года, и здесь сразились за победу два чемпиона, старый и новый, Михаэль Шумахер и Фернандо Алонсо. Фернандо удалось пересидеть на трассе стартовавшего с поула и лидировавшего поначалу Шуми, и все решилось после выезда Алонсо с пит-лейна. В результате жесткой схватки в первом повороте вперед вышел испанец. Таким образом, гонку 2006 года также выиграл Фернандо Алонсо, и он с двумя победами является рекордсменом Гран При Бахрейна. Как и во время предыдущей гонки в Малайзии, на трассе "Сахир" пилотам придется выступать в условиях страшной жары, и все же климат в Бахрейне легче – здесь сухо, в отличие от влажной Малайзии, поэтому организм переносит жару лучше. Какие результаты принесет Гран При в пустыне образца-2007 – мы узнаем уже совсем скоро! Результаты предыдущего опроса
Особые мненияteddy uckx. Мне надо было выбрать пункт 2 - Нет, уровень А.Попова им совершенно недостижим. Но этого мало. Сначала они мне не то, что бы понравились, но были терпимы, правда, их поочередная декламация смахивала на какую-то плохо отстроенную радиопостановку с обменом репликами. Этакий мини-спектакль с малой долей импровизации. Но Кабановский в одном лице - это вообще караул! Он меня просто раздражал, куда-то торопится, спотыкается, а в итоге фактов выдает намного меньше, чем это делал Попов. Да, фактов тут маловато, присутствует лишь описание происходящего на экране. Хотя, это тоже факты, но я их и сам вижу, а вот того, чем нас баловал Попов - формульными новостями, слухами, сплетнями, интервью и пр. - не хватает. Печально. Костиков Андрей. Я бы сказал так - уровень новых комментаторов пока ниже уровня Попова, но будем надеяться, что эти люди умеют обучаться и улучшат свой уровень. Хотя однозначно жаль, что Алексей не комментирует гонки. Формулистка. Увы, была вынуждена смотреть, так как в гостях был папа, а он не знает немецкого языка. Однако когда во время рекламы я переключала на RTL, я получала огромное удовольствие, даже просто от самого языка, хотя раньше никогда не страдала подобной любовью к немецкому языку. В этот раз буду сама папе переводить и смотреть немецкую трансляцию, если вообще буду. Признаться, когда комментаторы не обладая запасом разносторонней информации и, видимо, не до конца сами понимая, что произошло в межсезонье, пытаются что-то объяснить зрителям на, как им кажется, более доступном для простого зрителя языке - это выглядит не просто некрасиво, но и непрофессионально. Я уже молчу об употреблении русской лексики. Честно порой уши вяли больше, чем если бы комментаторы в эфире матом ругались. Pitpro. Онис Поповымпримерно равны, но мне это далеко небезразлично. Комментируют объективно и профессионально,но все-таки несколько суховато. Нет того энтузиазма, который может быть только у человека, реально влюбленного в гонки, а не просто выполняющего свою работу.Хотя судить по одной первой гонке довольно сложно, еще живет в памяти "российский голос". Вот пройдет пара-тройка этапов, попривыкнем к новым голосам, тогда и будем сравнивать. Максим Русинович. Сказать что новые комментаторы лучше или хуже чем Попов, будет не совсем правильно. Они, конечно, молодцы, вроде бы знают, что рассказывают, но и складывается такое впечатление, что они хотят быть похожими на Попова: торопились, местами перебивали друг друга, но выдавали такой же, если не меньше объем информации что и А.Попов, конечно, не все сразу. Мы привыкнем, они поднатореют и пойдет-покатит. А Попов все же останется как эталон диктора Ф1, он поставил определенную планку, причем очень высокую, у него была своя техника подачи информации, смотря трансляцию "формулы 1" мы наслаждаемся зрелищем гонки, но в это время Попов быстро и методично (путем зомбирования) заливал в нас все новую и новую информацию, и в итоги вы посмотрели гонку и узнали столько новостей, что попытавшись прочесть (а еще невозможней - найти) такой объем информации было бы просто невозможно за полтора часа. Эти парни тоже молодцы, но сравнивать их с Поповым просто невозможно (или, по крайней мере, пока рано). Тем более что видно, что они пытаются не отставать от Попова, тем самым признавая его превосходство. Ерофеев В.И. Конечно, судя по первой гонке сезона, новые комментаторы "недотягивают" до уровня Алексея Попова. Ну что ж, будем надеяться что со временем и они наберутся опыта ведения репортажей, и я верю, что они обладают хорошим потенциалом, чтобы достичь той планки, которую поднял Попов. Vladimir Kiselev. По крайней мере, раздражения у меня комментарии не вызвали. Наблюдалось некоторое "торможение" в гонке, в квале было все нормально, по понятным причинам, события разные по объему информации. Несмотря на это, лично мне не хватает "Российского голоса формулы 1". Gu$lik. Кабановский жжет! Сколько страсти и крику! Попов и близко не стоял... :-) RomB. Сильного раздражения Кабановский не вызывал – чувствовалось большое старание, что вызывает уважение. Но до уровня Алексея Попова ему далеко – комментарий излишне сбивчив, слишком эмоционален, он часто торопыжничал, и некоторые его перлы (о "затянувшейся" посуху гонке, например) вызывали улыбку. Да и отдельные оценки событий и пилотов в его интерпретации были порой излишне... ммм... экстравагантны. В целом – терпимо. В данных обстоятельствах.
Результаты почтового опроса |
Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru. |
www.heikkikovalainen.net - неофициальный сайт, посвященный финскому пилоту "Рено Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий. |
Обсуждение последних событий в мире Формулы-1. Выскажите и свое мнение о прошедшей гонке или поступающих новостях! Благодаря тщательно продуманной и проверенной в деле системе правил в листе царит атмосфера взаимной вежливости и уважения. Подписаться на дискуссионный лист. |
Выходные данные
Редакция
Главный редактор: Роман Блынский Зам. главного редактора: Алексей Ким Редактор: Иван Пухкал |
Обозреватель: Анна Гидаспова Обозреватель: Дмитрий Федотов Обозреватель: Дмитрий Шканов |
Редакционная политика
- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.
- Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.
- Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие правки использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.
- Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве с юридическими и физическими лицами и рассмотрит все предложения.
- Использование материалов проекта - только с разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна.
Технические вопросы
- Полный тираж издания: 21705 экз.
- При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).
© "Ф1-МОМК"
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Участник содружества "Ф1-Альянс"
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"
В избранное | ||