Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #247 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах о Формуле-1
Выпуск #247 от 5 апреля 2007 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-alliance.ru \ blynsky.narod.ru

Сегодня в номере:

Неделя
Вопрос номера
Ф1-Калейдоскоп - В три пробежки
"Спорт Сегодня" представляет
Превью-2007 - Малайзия

Книги
История Больших Призов 1971 года и людей их проживших. #18
Право голоса
Результаты предыдущего опроса
Трибуна

Детали
Партнеры
Выходные данные

Вопрос номера


Понравился ли Вам уровень новых комментаторов
на РЕН-ТВ?
 



Почтовый опрос:

Назовите самого "бесталанного", по Вашему мнению, пилота из запомнившихся Вам в Ф1.




Памятка голосующим:

- Пользователям "I.E." и "Opera" голосовать можно сразу, пользователям же "The Bat!" предварительно необходимо сохранить вложенный html-файл и открыть его браузером.

- Для голосования выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки.

- Появление на экране монитора странички Альманаха означает, что голосование было успешным.

- При проблемах с on-line голосованием можно отдать свой голос и по E-Mail. Пишите с указанием темы опроса и ответом сюда: f1-momk@rambler.ru.

Ф1-Калейдоскоп - В три пробежки

Роман Блынский (RomB)

Так получилось, что сегодняшнюю "пробежку" по окологоночным новостям придется совершить мне, - и я сделаю ее в три очень короткие рецензии по русифицированным новостям "большого цирка"... не слишком добро, пробегусь, к сожалению. Уж извините.

Пробежка #1. "Рашен-рашен-рашен драйв".

Берни Экклстоун: "Мы вполне уверены, что сезон может вместить 20 этапов. Новые гонки могут пройти в Мексике, Индии и России. Южная Корея тоже кандидат."

Вот оно как... Россия по-прежнему не сбрасывается с перспективных прибыльных счетов дядюшки Берни. Вопрос теперь только в том, как смогут скоррелировать свои счета бессмертный хозяин Формулы и бессменный хозяин "царства московского" ясен свет Юрий Михайлович... И в самом деле, - что же будет выгоднее для дополнительного благоустройства счастья россиян... то есть москвичей – отстроить-таки трассу, пригодную для проведения серьезных автосоревнований (это же такие страшные бабки вложить надо – аж 200-250 миллионов долларов...), или отгрохать в "белокаменной" еще 2-3 микрорайона нераскупающегося жилья - каких-нибудь там "алых парусов" в "белых корабликах"? А вы как думаете?

Пробежка #2. "Белый" и "Рыжий"...

Джанкарло Физикелла: "Не буду судить то, что сказал Бриаторе, потому что он босс и имеет свой взгляд на гонку Ковалайнена.. Очевидно, у него есть причины для подобной критики. Но я должен сказать, что гонка была очень плотной, машиной было достаточно трудно управлять, поэтому и ошибки легко было делать. И не забудьте, что для Хейкки это была первая гонка. Он хороший пилот, но ему не достает опыта, поэтому я чувствую себя как лидер команды".

Итак, "убийца последней гонки Шумахера" чувствует себя лидером команды. Замечательное, должно быть чувство – машина не едет, подготовительная программа на 2007 год за зиму аккуратно завалена, Renault-2007 мгновенно превратился в Benetton-1997, но вот первенство в своем закутке паддока - за Джанкарло. Всем уже очевидно, что команде в этом году не светит не только Кубок Конструкторов, но и за 4-е место придется бороться изо всех сил. И чем же занимаются великий "искатель клоунов в Ф1" Флайв Бриатторе и новоявленный "лидер команды" Физикелла? – Правильно, обсуждают неофита команды Ковалайнена – "как-де он посмел развернуть болид в первой гонке" и "в тяжелой-де гонке легко совершить ошибки, с кем не бывает"... Интересно только одно – почему это "машиной было трудно управлять"? – А чем же зимой занимались "босс" и "лидер" с сотоварищами? Неужели вся ставочка в Renault на новый сезон делалась только на юного финна, который должен был пешком прибегать на верхние ступени подиума? Если обратиться к столь любимой Флавио Бриатторе "цирковой терминологии", то мне их с Физикеллой словеса в течении последних двух недель сильно напоминают парное выступление "рыжего" и "белого" клоунов на заштатной аренке отнюдь не "большого цирка"... И, честное слово, рука уже сама лезет в карман за достойным поощрением сей убогой антрепризы – за помидором погнилее...

Пробежка #3. "А Вы их не чешите!"

Кими Райкконен: "Конечно, мы надеемся, что двигатель отлично отработает предстоящий уик-энд и нам не придется менять его перед квалификацией. Если все же придется поменять, то наша задача серьезно осложнится, поскольку придется стартовать на десять позиций дальше относительно результата в квалификации. Но мы настроены на хороший результат и в любом случае сделаем все возможное!"

Итак, триумфальный дебют Кими Райкконена в Ferrari, похоже, оказывается ко второй гонке сезона несколько омрачен. И вновь "виноват" мотор, но теперь уже произведенный в Маранелло... Странно: то ли двигателестроители всех стран совершенно разучились производить тысячелошадных скакунов, что особенно странно в условиях замороженного регламента на них, то ли в Финляндии папа с мамой произвели на свет 17 октября 1979 года такого "коногона", на которого никаких табунов не напасешься... загонит он их мгновенно удалью своей неумеренной.

Резюмируя, вспомним, несколько перефразировав, известного российского нью-Пруткова – господина Черномырдина: - Моторы горят? – А Вы их не чешите!

"Спорт Сегодня" представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
28 марта 2007 г. - Райкконен показал лучшее время в среду...
29 марта 2007 г. - Тесты в Сепанге перенесены из-за дождя...
29 марта 2007 г. - Хилл отказался продавать "Сильверстоун"...
29 марта 2007 г. - В 2008 году Гран-при Франции проводиться не будет...
29 марта 2007 г. - Пилот McLaren Хэмилтон показал лучшее время...
30 марта 2007 г. - Турция не будет платить штраф FIA...
30 марта 2007 г. - Хэмилтон был самым быстрым на тестах в Сепанге...
30 марта 2007 г. - Уэббер протестирует улицы Сингапура...
30 марта 2007 г. - Ковалайнен показал лучшее время на тестах...
30 марта 2007 г. - Трэкшн-контроль с 2008 года будет вне закона...
01 апреля 2007 г. - Продажи билетов на Гран-при Бахрейна выросли на 19 процентов...
01 апреля 2007 г. - Победитель Champ Car рассчитывает на место в "Формуле-1"...
01 апреля 2007 г. - Новым техническим директором "Торо Россо" станет Асканели...
01 апреля 2007 г. - Алонсо с нетерпением ожидает заезда в Сепанге...
02 апреля 2007 г. - Хейкки Ковалайнен: "Учту свои промахи"...
02 апреля 2007 г. - Фернандо Алонсо: "Ferrari быстрее McLaren"...
03 апреля 2007 г. - Ральф Шумахер: "В Малайзии Toуota будет бороться за очки" ...
03 апреля 2007 г. - На Гран-при Малайзии будет опробована новая цветовая маркировка шин...
03 апреля 2007 г. - Гонщики "Формулы-1" не получили ни одной награды на церемонии в Барселоне...
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Превью-2007 - Малайзия


58-й чемпионат мира Формулы-1. Этап #2. Малайзия, трасса Сепанг. 8 апреля 2007 года. Это – место следующего рандеву "Большого цирка".

После первой гонки сезона, прошедшей в Австралии, минуло три недели. Это время было как нельзя кстати, чтобы подготовиться ко второму этапу чемпионата. Теперь на очереди одна из вершин сезона, называющаяся Сепанг.

Я помню, в 1999 году, когда впервые был проведен Гран При Малайзии Формулы-1, эта страна воспринималась как достаточно экзотическое место для автогонок. Это неудивительно, Малайзия никогда не была каким-то центром автоспорта, она была где-то на задворках. И, тем не менее, первое посещение этой страны "Большим цирком" заставило изменить мнение. Малайзия, конечно, выделяется. Это Юго-Восточная Азия, регион интенсивно развивающейся экономики. Столица страны Куала-Лумпур знаменита самыми высокими зданиями в мире – башнями-близнецами Petronas. Современнейший международный аэропорт, отличный автобан, ведущий от аэропорта к новой трассе и, наконец, Сепанг – потрясающий автодром, самая современная трасса в мире. Эти впечатления – то, чем встретила Малайзия участников Королевских гонок в 1999 году. И Малайзию приняли на ура.

Сейчас, по прошествии лет, Гран При Малайзии – привычная остановка в календаре Формулы-1. Сама Малайзия сумела заявить о себе в автоспорте. В стране появились гонщики, выступающие на международной арене, в той же серии A1 Grand Prix выступает команда Малайзии. С другой стороны, за это время появились и более новые трассы, Сепанг больше нельзя назвать самым современным автодромом в мире. И все же, в череде этих трасс Сепанг был первым. Это был первый автодром XXI века.

Своим появлением в календаре Ф-1 Малайзия в первую очередь обязана Мохатхиру Мохаммеду – тогдашнему премьер-министру Малайзии. Этот человек однажды увидел Королевские гонки и загорелся идеей привезти их в свою страну. Этот пример показывает, что человек, наделенный властью, может сделать, если увлечется какой-то идеей. Другой человек, с именем которого неотрывно связан Сепанг и Гран При Малайзии – немецкий архитектор Герман Тильке. Сепанг стал первым современным "тилькедромом". Конечно, Тильке строил свои трассы и до Сепанга, но Сепанг стал первым, где размах и фантазия Тильке развернулись в полной мере, где выделенные средства и природная площадка, рельеф позволили ему создать автодром мечты.

Сепанг, конечно, поражает воображение. Своей прекрасной инфраструктурой, где и для зрителей, и для команд были созданы потрясающие условия. Здесь отстроен настоящий паддок, каждая команда получает в свое распоряжение обширное помещение, вместо того, чтобы ютиться в передвижных моторхоумах, гораздо более скромных на заокеанских этапах, чем в Европе. В распоряжении зрителей – великолепные трибуны, фантастически выглядящие со стороны. Сама трасса – это настоящий автобан с шириной дорожного полотна от 16 до 25 метров. Широченные ловушки безопасности вывели безопасность этой трассы на новый уровень, ставший эталонным в Ф-1. А интереснейшая конфигурация трассы, в которой есть место и длинным прямым, и коротким прямым, и скоростным поворотам, и шпилькам, и скоростным связкам, и медленной шикане, бросает вызов и гонщикам, и инженерам, настраивающим болиды. Но главный вызов Сепанга, главная "достопримечательность" Гран При Малайзии – это тяжелейший климат. Страшная жара, влажность предъявляют особые требования к физической подготовке пилотов. Плюс ко всему здесь всегда может смениться погода, жара сменяется внезапным проливным ливнем, а ливни здесь не простые – тропические. То есть мало не покажется. И, наконец, после исключения Сузуки из календаря Формулы-1 Гран При Малайзии – это самая большая дистанция Гран При в календаре – 310, 408 км. Все это делает Гран При Малайзии чуть ли не самым сложным этапом в сезоне Формулы-1.

Пройдемся по трассе. Интересен принцип наименования поворотов. Если, например, в Мельбурне по поворотам можно изучать историю Формулы-1 и чемпионов мира, то здесь, в Сепанге, можно ознакомиться с туристическими достопримечательностями страны. Отличный маркетинговый ход, побывав на трассе люди заинтересуются и курортами Малайзии, которые заслуживают не меньшего внимания, чем в соседнем Таиланде. Итак, круг начинается очень длинной, километровой прямой, названной в честь столицы Малайзии, находящейся в 35 км от автодрома – Kuala Lumpur Straight. Прямая, на которой развиваются скорости за 300 км/ч, оканчивается очень жестким торможением перед первым поворотом: Pangkor Laut Chicane. Очень хитрая шикана, Тильке любит такие. Первая часть – правый медленный поворот с уменьшающимся по ходу движения радиусом. Другими словами, поворот становится все медленнее, и по его ходу приходится тормозить. На выходе небольшое ускорение, чтобы сейчас же нажать на педаль тормоза и атаковать вторую часть шиканы – левый очень медленный поворот, практически шпильку. Все это время трасса плавно спускается вниз. Очень сложный участок трассы, особенно на первом круге. Преодолев Pangkor Laut, можно насладиться скоростью и постоянным стремительным ускорением в длинной правой дуге, которая выводит нас на прямую, достаточно длинную, но по меркам Сепанга – средней длины. Прямая заканчивается очередным жестким торможением и медленным, практически 90-градусным правым поворотом Langkawi. Далее вновь ускорение на короткой прямой, которая выводит нас к настоящей изюминке Сепанга – скоростной связке Genting. Левый – правый, проходятся с педалью газа в пол. Отличное место для наблюдения за мастерством гонщиков. Кроме того, только хорошее шасси позволит пилоту чувствовать себя здесь уверенно. Далее после короткой прямой пара правых среднескоростных поворотов, названная в честь международного аэропорта Куала-Лумпура KLIA. Средней длины прямая, жесткое торможение перед левой шпилькой Berjaya Tioman. Далее скоростная правая дуга, заканчивающаяся очередным торможением – перед медленным правым поворотом Kenyir Lake. Ускорение на средней прямой и вторая скоростная связка Сепанга: следующие друг за другом левый и правый повороты. Еще одно место торжества настоящей скорости. Далее торможение перед шпилькой Sunway Lagoon, которая выводит нас на сверхдлинную прямую Penang Straight. Вторая километровая прямая Сепанга, названная в честь крупнейшего морского порта Малайзии – Пенанга, идет практически параллельно стартовой прямой. После того, как скорость в очередной раз перевалит за 300 км/ч, следует новое жесткое торможение – на этот раз перед медленной левой шпилькой, оканчивающей круг. Развернувшись по ходу движения практически на 180(, ускоряемся по направлению к финишной черте круга длиной 5,543 км – мы вновь на прямой Куала-Лумпур. Для тех же, кто направляется на пит-лейн последний поворот трассы оказывается практически в два раза быстрее: проходим первую часть шпильки и далее устремляемся по прямой, к боксам.

Даже беглого знакомства с Сепангом достаточно чтобы понять, что это интереснейший автодром. Здесь есть участки, бросающие настоящий вызов гонщикам – в первую очередь это две скоростные связки. Кроме того, Герман Тильке хорошо постарался, чтобы мы с вами увидели обгоны – для этого предназначены медленные повороты, следующие за прямыми. Кстати, то, что трасса очень широкая, также добавляет некоторой сложности – труднее найти оптимальную траекторию. А ширина местных полос безопасности часто провоцирует пилотов перейти предел сцепления в поворотах. В общем, неудивительно, что Формула-1 уже год от года возвращается в Куала-Лумпур, на трассу Сепанг.

За годы, прошедшие с 1999-го, у трассы накопилась своя история. Я прежде всего вспоминаю две яркие гонки, прошедшие на Сепанге. Во-первых, это Гран При 1999 года. Первая гонка Формулы-1 на Сепанге, это был предпоследний этап чемпионата мира’99. Тот этап знаменит тем, что именно тогда на трассу Гран При вернулся Михаэль Шумахер, восстановившийся после своей аварии в Сильверстоуне и перелома ноги. Михаэль вернулся в блестящей форме и уверенно выиграл первую малайзийскую квалификацию. Однако шансов на титул тогда у него не было никаких, зато за чемпионское звание с Микой Хаккиненом сражался Эдди Ирвайн. И Михаэль показал в той гонке, что он не только лучший первый пилот в мире, но и лучший второй тоже. Выиграв старт, Шумахер филигранно пропустил вперед Ирвайна, не дав возможности следующим вплотную "МакЛаренам" обойти себя. Далее Михаэль Шумахер всю гонку тормозил Хаккинена, который мог идти гораздо быстрее. Шуми просто измучил Мику своей обороной, тому было проще просто отпустить Михаэля вперед. Все это время Ирвайн отрывался, но гонка сложилась так, что в какой-то момент Шумахер вновь оказался впереди. И вновь выпустил вперед Ирвайна. В итоге дубль "Феррари" на финише, Ирвайн одерживает победу в первом Гран При Малайзии Формулы-1 и становится лидером чемпионата мира перед заключительным этапом в Сузуке, а Михаэль Шумахер – второй на финише, опередив Хаккинена. Но всем было ясно, что настоящий победитель в тот день – Михаэль Шумахер.

Другая гонка – это Гран При Малайзии 2001 года, второй этап чемпионата. "Скудерии Феррари" по скорости просто нет равных, со старта Шумахер и Баррикелло отрываются от пелетона. Но тут внезапно на трассу проливается тропический ливень, просто смывающий болиды с дорожного полотна. Вылетают и Михаэль Шумахер с Рубенсом Баррикелло. Им удается вернуться на трассу, и они едут в боксы за дождевой резиной. В боксах Шумахер вынужден ждать, пока пройдет пит-стоп Баррикелло – Рубенс вернулся на трассу после вылета быстрее Михаэля. Гонщики "Скудерии" возвращаются с пит-лейна где-то в хвосте, пока пелетон водит пейс-кар. Ливень ослабевает, и как только машина безопасности уходит с трассы, два алых болида "Феррари" бросаются в прорыв. Баррикелло, а за ним Шумахер прошивают пелетон в этом феерическом прорыве. В какой-то момент Рубенс слишком долго готовит атаку на очередного соперника (точнее сказать, "жертву"), Михаэль устает ждать и рискованным маневром обходит Баррикелло. А потом уже он возглавляет прорыв "Феррари" и выигрывает Гран При. Баррикелло на финише второй, дубль "Скудерии Феррари". Дубль, завоеванный с большим отрывом от ближайшего соперника. Но больше всего Рубенса в тот день поразила атака Михаэля на него... И это было только в первый раз, но – не в последний.

В других Гран При Малайзии: в 2000 году Михаэль Шумахер выиграл последний этап чемпионата мира, и это, совместно с выступлением Баррикелло, принесло "Феррари" Кубок конструкторов, в 2002 на Сепанге победил Ральф Шумахер, блестяще опередивший партнера по команде "Уильямс-БМВ" Хуана Пабло Монтойю. Таким образом, после 2002 года в Малайзии побеждали либо пилоты "Феррари", либо представители фамилии Шумахер. Причем чаще всего эти два условия совпадали. Однако в 2003 году Гран При Малайзии выиграла новая звезда Формулы-1 – юный финн Кими Райкконен на "МакЛарене". Тогда, на Сепанге Кими одержал свою первую победу в Гран При Формулы-1. В 2004 в Малайзии вновь побеждает Михаэль Шумахер – уже в третий раз, в 2005 победу празднует Фернандо Алонсо на "Рено", а годом спустя – в 2006, первый на финише Сепанга партнер Алонсо по "Рено" Джанкарло Физикелла.

Кто станет победителем Сепанга’2007? Ответ мы скоро узнаем. Во всяком случае, опыт побед здесь есть и у Кими Райкконена, и у его новой команды – "Скудерии Феррари", и у Алонсо, и у Физико, который, надо полагать, все же должен стать новым лидером "Рено". Сепанг – это не Мельбурн, и результаты по прошествии этих трех недель могут измениться. Стационарный автодром после временной городской трассы, и главное – совсем другие условия. Если в Мельбурне мы еще втягивались в новый сезон, то Сепанг – это настоящий вызов.


Результаты предыдущего опроса

Тематический парк "Формулы-1" как способ привлечения новых болельщиков:
- Имеет большой потенциал 52% (85)
- Создаст незначительный прирост 34% (56)
- Не имеет смысла 13% (21)
- Особое мнение 2% (3)

Особые мнения

teddy uckx.

Еще надо бы прибавить такой вариант ответа: "Не знаю".

Наверное, это хорошо, что ж в этом может быть плохого, но мне в голову сразу влезла мысль о рентабельности данного заведения, и - как россиянину - подумалось, что ничего из этой затеи у нас не выйдет, и как многие хорошие начинания - все закончится по-старому.

В общем, так - не знаю!


Serg.

Да все зависит от наполнения парка! Если ролики будут крутить о "Формуле" и макет машины поставят, так эффекта никакого ждать не стоит.

Те же "покатушки" "Рено" в Москве, хотя и были чисто рекламной акцией, поклонников наверняка прибавили "Формуле" немало.


RomB.

Есть у нас музеи авиации и космонавтики... - и где нынче те авиация и космонавтика? - Правильно, там же, где их финансирование.

Жизнь в "пост-совке" устроена так, что "раскручивается" то, во что вкладываются серьезные средства, а средства вкладываются в то, что способно принести вложившим быструю прибыль. Никакой особой прибыли таковой тематический парк Ф1 принести не способен, ну сходят в него местные жители разок-второй, купят кепку Шумахера-ст. – и все. Значит, едва ли у него есть серьезное будущее. Заинтересованность в "Формуле-1" у простого российского болельщика есть – и что? Стали ли мы хоть на йоту к ней ближе за годы? – Нет. Транслируют нам гонки в записи, любимого комментатора вышвыривают с экрана, российского тест-пилота в паддоке (а не в местной телестудии) мы никогда не видели и не увидим, трассу Ф1 нам "строят" уже много-много лет... - чем сможет помочь этот тематический парк всем нам? – Ничем.

Не с тематических парков России начинать надо свой путь в мировой автоспорт, а с бесплатных и многочисленных картинговых секций...

Трибуна

Всякое-разное...

teddy uckx.

Elladian wrote: Эммм. Мне этот широко известный факт неизвестен. И по моему глубочайшему убеждению, фактом не является.

Марио Илиен, прежде работавший над двигателями Ilmor-Mercedes, считает, что во многих случаях отказы техники у Кими Райкконена случаются по его же вине.

"Кими атакует трассу всеми силами, он просто не бережет машину. Ferrari должна построить танк для Кими ". (f1-world.ru)

Elladian wrote: Мой пример - Макларен образца 2005 года. В начале сезона не ехал, а через тройку-четверку гонок так летал, что на пути к победе были лишь свои же технические неполадки.

Команда, выигравшая первую гонку, становилась чемпионом последние 3 чемпионата, а также 6 раз в последних 7 чемпионатах. Этот чемпионат будет четвертым подряд. Взлеты и успехи команд - конкурентов в последние годы были впустую, хотя и украшали собой все эти сезоны, спасибо им.

Elladian wrote: Я просто вспоминаю передачу "Гран-При" на Спорте. Немного сумбурная, но значительно более информативная, и как-то даже приятнее было...

Да все равно... Надо отдать должное РЕН-ТВ, они что-то делают кроме трансляций, могло вообще ничего не быть кроме гонок, а так народ что-то смотрит сверх этого, наверняка получает удовольствие и расслабляется.

Elladian wrote: Поэтому болеть жутко сложно. Давнюю любовь забыть иногда так трудно. :)) Так что крышу и у меня иногда сносит.

Да, велика армия потерянных душ. Сезон расколов и мучительных решений. Сотни пустых нерешительных взглядов обманутых болельщиков ушедшего пилота и занявшего его место тоскливо обшаривают стартовую решетку в слабой надежде найти успокоение своим сердцам и вновь приобщиться к формульной нирване. Это очень примечательный сезон.


E.R.V.

Хм, довольно неожиданно. Это потому, что он выступал в Минарди? Пойми, он и должен был в 2005-ом в Барселоне быть самым быстрым на самой длинной прямой, так как его корыто не позволяло ему быстро передвигаться на более техничных участках.

Вы совершенно не правы! Этим только хуже будет тем более в Барселоне! И только теперь я понимаю эти отставания по 4-5 сек. на круге.

Интересный факт: на тот момент Альберс установил в Испании свой личный квалификационный рекорд - 14 стартовое место, главным образом из-за дисквалификаций и пенализаций целого ряда гонщиков. Но заглох на старте, бедолага.

Да уж, бедолага. Случись ядерная война и выживи каким-то образом Альберс, дык вообще лучшим пилотом мира станет. :)

И уж конечно он не бездарь...

Бездарь, бездарь... Самый яркий, показательный бездарь. Сутиль – новичок, но нос уже утер настройщику роялей, а дальше - больше. Мы с вами будем это наблюдать. ;)

...думаю, гонщикам команд уровня Минарди/Мидланд вообще тяжело гоняться не из-за отсутствия конкурентоспособной техники, но из-за отсутствия стимула. Откуда ему взяться?

Так пусть уходят, рента-драйверов - как г...на. В каждом подъезде по пять Шумахеров, токма дай порулить - всех порвут.

Ньюи не конструировал Мерседесы-моторы, горящие как спички, а вот сколько нынешний болид взял хорошего от прошлогоднего - это грамотный вопрос. Быть может, Макларен еще долго будет жить на наследии Ньюи, но скорее всего я говорю неправду.

Макларен известен не только моторами но и другими не менее надежными узлами. :) Трансмиссиями, коробками, автоматически отлетающими колесами. К сожалению, не могу привести точную статистику. Чего больше отваливается, протекает, горит. Кто-то же собирает из этих комплектующих китайские Макларены. Хотя можно все свалить на слесаря. Hо! Hо ушел-то конструктор и - бах - как-то меньше в прошлом году стали гореть; видимо, не только качество сборки виною. А вот РедБулл теперь, как сказал вроде Хорнер, "отстает на месяц". Это из-за поломок на тестах. Горят ведь, сволочи!!!

У меня складывается впечатление, что все, что/кто выходит за стены Макларена, бракованное!!! Понаберут гениев и портят их, портят, а потом по миру пускают. Сеять зло Маклареново. :))

Только бы Кими не был бы порченым товаром. С остальным, так и быть, как-нибудь стерплюсь.

FORZA FERRARI! :-)

P.S.: Можно делать ставки. Кого злобный дядка Макларенов погубит следующего: "Зайку" или "Негритенка"?


RomB.

Вообще интересно результаты голосования посмотреть. Кто самый-самый "расчудесный" пилот. А то, кто самый лучший, и догодаться и убедится можно, а вот обратное... f1-alliance, может, нормальная идея? ;)

ОК. :) Принято, только на следующей уже неделе.

Из "расчудесных" мне еще почему-то частенько вспоминается Поль Бельмондо-мл. (да-да, сынок-плейбой знаменитого французского киноактера), выступавший за Pacific-Ilmor в 1994 году. 2 (кажется) финиша из 16 гонок, да и на трассе он смотрелся вполне забавно. :)


Serg.

Марио Илиен, прежде работавший над двигателями Ilmor-Mercedes, считает, что во многих случаях отказы техники у Кими Райкконена случаются по его же вине.

"Кими атакует трассу всеми силами, он просто не бережет машину. Ferrari должна построить танк для Кими ". (f1-world.ru)

Марио Иллиен: "Я не давал никаких интервью". От: 19 января 2007 г.

Немецкая Bild в четверг цитировала Марио Иллиена, который якобы заявил о том, что "Ferrari должна построить не машину, а танк, если планирует победить с Райкконеном". Сегодня, уже в британской прессе, появилось опровержение...

Марио Иллиен: "В последние несколько месяцев я ни с кем не говорил о Формуле 1, не давал никаких интервью. Я не говорил тех слов, которые напечатаны в Bild, Кими - отличный парень, мне нравилось с ним работать, я действительно его уважаю. В этом году Райкконену придется непросто, многое зависит от того, как сложатся отношения с командой, но я не сомневаюсь - у них все получится".

Ссылка: http://www.f1news.ru/archive/id/15750.


teddy uckx.

Serg wrote: Марио Иллиен: "Я не давал никаких интервью".

Мой пост имеет такой же процент достоверности, как и ваш, и имеет такое же право на существование, как и любой другой баян в интернете.

Немецкая Bild в пятницу цитировала Марио Иллиена, который якобы не говорил ничего про Райкконена, Феррари и танк. Марио Иллиен: "Я всегда люблю говорить про Райкконена, Феррари и танк, я говорю это на каждом углу, и если вы где-то увидите, что я такого не говорил, знайте - это ложь, потому что ничего кроме Райкконена, Феррари и танка я вообще не говорю."

Ссылку не дам, потому как ссылаться на интернет давно уже не стоит.

И ссылочные доказательства по поводу кимовского стиля пилотирования в общем-то не нужны, все знают, что он не бережет технику и резину, и если у него в Малайзии сдохнет красная машина, я первый буду прыгать на кровати.

RomB wrote: Из "расчудесных" мне еще почему-то частенько вспоминается Поль Бельмондо-мл. (да-да, сынок-плейбой знаменитого французского киноактера)...

В 'Who is Who' by Steve Small хорошо написано - 'playboy racer'. Что-то он в моей памяти совсем не остался.

RomB wrote: 2 (кажется) финиша из 16 гонок, да и на трассе он смотрелся вполне забавно. :)

Это при том, что остальные 14 раз он не квалифицировался. Хороший пилот.

Марио Тайссен: "Хайдфельд может стать чемпионом, у Ника есть все необходимые качества и я горжусь тем, что такой гонщик выступает за нашу команду. Разумеется, для этого нужна быстрая машина и сейчас мы делаем все, чтобы соответствовать намеченному плану - уже в конце 2007-го завершаться работы по расширению базы в Хинвиле и соответствующим увеличением технического штата. В 2008-м мы хотим подняться на уровень, позволяющий побеждать в отдельных Гран При, а в 2009-м - бороться за чемпионат. Я считаю, что у Ника есть шанс, и этот шанс он сможет реализовать в BMW Sauber".

Хей, Рома, глядишь, придет праздник и на нашу улицу, и будем мы снова чемпионами!

Если, конечно, Хайдфельд не умрет от старости. Или мы.


Serg.

Мой пост имеет такой же процент достоверности, как и ваш, и имеет такое же право на существование, как и любой другой баян в интернете.

Ваш пост не имеет никакого веса. А вот то, что Билд не опроверг последнюю информацию, говорит о том, что это была утка. Плохо слепленная.

И ссылочные доказательства по поводу кимовского стиля пилотирования в общем-то не нужны...

Конечно, зачем нужны доказательства, если эмоции говорят обратное? Они только мешают ненавидеть пилота.

...все знают, что он не бережет технику и резину...

Я не знаю. Докажите. Данные телеметрии и т.д.

...и если у него в Малайзии сдохнет красная машина, я первый буду прыгать на кровати.

См. выше. Про ненависть.


Гусев А.П.

Да чего вы к МакЛаренам прицепились? Ну, приехали одну гонку полным составом на подиуме. Так кто сказал, что в следующей оба не сгорят? Хотя Алонсо и у МакЛарена может не спалить, а Райкконен и у Феррари ухитряется.

По одной гонке можно как-то судить о скорости, но не о надежности, я думаю...


RomB.

Хей, Рома, глядишь, придет праздник и на нашу улицу, и будем мы снова чемпионами!

Если, конечно, Хайдфельд не умрет от старости. Или мы.

Ну, давай надеяться, Эд...

В принципе, рискну предположить, что Хайдфельд очень неплохо проведет сезон, мог, мог ведь он при чуть более выверенной тактике 1-го пит-стопа быть в "Альберт-Парке" вторым... BMW и McLaren очень близки по силе в этом году. Также немного радует, что, похоже, внутрикомандный акцент немного сместили с Кубицы на Ника, что справедливо. Посмотрим...


"Утка" о ШумМи и время трансляций по Ren-TV...


teddy uckx.

Семикратный чемпион Михаэль Шумахер дал свое согласие снова сесть за руль Ferrari. Правда, речь идет не о выступлениях в гонках, а лишь о пятничных практиках. Ожидается, что уже на Гран-При Испании Михаэль проведет первую полуторачасовую сессию, заняв место Фелипе Массы.

Ссылка: http://www.f1-world.ru/news/news.php3?z=903&idnews=704011045.

Ни фига себе!

ЭТО читают мои глаза или чьи-то другие?


AlexK.

ЭТО читают мои глаза или чьи-то другие?

Я и на других сайтах видел такое, поживем - увидим, раньше все шутили 1-го апреля, что Шуми уходит, и вот он ушел, теперь шутки (а может и правда) в другую сторону, что вернется.


Serg.

Семикратный чемпион Михаэль Шумахер дал свое согласие снова сесть за руль Ferrari. Правда, речь идет не о выступлениях в гонках, а лишь о пятничных практиках.

Можно предположить, что Шумахер вернется когда-то, но уж точно не на место тест-пилота.


civilist.

ЭТО читают мои глаза или чьи-то другие?

А потом прощальный тур по миру "на месте Массы"... Шумахер - тот еще Кобзон! :))

А может, просто Тодт шуток не понимает? (вообще, или только Михаэлевых).


Oksana M.

ЭТО читают мои глаза или чьи-то другие?

Ой, какая красивая шутка... Надо же так пошутить над болельщиками... И ТАК ХОЧЕТСЯ в это ПОВЕРИТЬ!!! :-)


Михаил Соколовский.

REN-TV снова покажут гонку в записи, или это только у нас? (Томская обл.) У кого как с этим обстоят дела, у нас начало эфира в 02:45.


teddy uckx.

"Oksana M. wrote: Ой какая красивая шутка... Надо же так пошутить над болельщиками... И ТАК ХОЧЕТСЯ в это ПОВЕРИТЬ!!!! :-)

Поверить-то труда не составляет. Раз - и поверил! А я-то, дурачок, тоже повелся, пойду водку пить.

Михаил Соколовский, в московском регионе и окрестностях гонка начинается в 10 утра.

Так что остальных Рен-ТВ опять кинула, получается, очень жаль. Дождемся европейской части.


AlexK.

Гонки и квалы на не-европейской территории для тех, у кого разница с Москвой +2 часа и больше, в нынешнем сезоне будут в записи.


Сергей Земцов.

В Перми тоже, к сожалению, и квалификацию и гонку покажут в записи ночью.

Хайнц Прюллер. История Больших Призов 1971 года и людей их проживших. #18

Перевод и редакция:
Алексей Гесс (Hess)
Вадим Русов (Nelson01)

Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса"

Большой приз Германии

По мнению Кена Тиррелла, Большие призы исключительно редко выигрываются благодаря тактике. То, чего комбинация "гонщик-мотор-шины" может достичь в гонке, вырисовывается уже на тренировке. Таким образом, тактика не играет роли. Так Goodyear, чтобы уточнить значения, в течение года использовала компьютерные мозги и теперь знает результат. На средней трассе Гран-при, со временем прохождения около 1:30, водитель и шасси могут помочь выиграть по полсекунды дополнительно, мотор – три четверти секунды, а шины – две секунды. На Нюрбургринге длиной 22,9 км эти показатели увеличиваются в шесть раз.

Тем более стойким было впечатление, произведенное Клеем Регаццони на частной тренировке. Ему удалось показать невероятное время 7:31,0. И пусть "Ринг" несколько сгладили, Клей был на целых 13 секунд быстрее, чем Жаки Икс, которому принадлежали все рекорды Нюрбургринга.

Но дебаты в Айфеле шли не только вокруг секундомеров. То, что Alfa Romeo уже в июне начала найм пилотов, побудило Петера Шетти пойти в атаку на трансфертном рынке гонщиков на прототипах раньше, чем обычно. Зифферт, Север, Фиттипальди и Петерсон получили коммерческие предложения. Появление Фиттипальди в Маранелло оценивалось "только как визит вежливости". Но Чэпмен смотрел на это в высшей степени неохотно, как если бы его ведущий пилот "сегодня стартовал за меня, а в следующее воскресенье – за наших основных конкурентов".

Продление спонсорского договора с "Gold Leaf", приносящего Lotus ежегодно 45 000 фунтов, было еще под вопросом, и не в последнюю очередь зависело от состава гонщиков Чэпмена. Меценаты хотят Петерсона и Фиттипальди, следовательно, Чэпмен предпринимает все возможное, чтобы задержать одного и поймать на крючок другого.

То, что говорил мне на "Ринге" Ронни – он "не видит смысла дальше выступать за March, поскольку не чувствую больше к нему привязанности" – позволяло предположить, что Чэпмен с ним уже говорил. И вот рассказываемая впервые история о Петерсоне и Lotus.

"В 1972 году будет шесть супер-моторов от Ford, версии Mark-2 V-8", - Чэпмен заставлял шведа пускать слюнки, - "три из них получит Тирелл, а три – я, если за меня будут выступать ты и Фиттипальди". Ронни думал о своих шансах в чемпионате, начал беспокоиться и тревожил Макса Мосли. March решил ответить. Совершенно открыто перед глазами и ушами всех, в ресторане спортивного отеля Мосли спросил гонщика Lotus Фиттипальди: "Не хочешь ли перейти к нам?"

Между тем Чэпмен открылся одному шинному менеджеру: "У меня с Петерсоном контракт". А разговаривал ли он с Мосли, спросил шинник. Нет, ответил Чэпмен. Тогда Мосли вполне в состоянии предпринять юридические шаги, - предположил собеседник. За кулисами шел "беглый огонь", который заставлял "горячую новость" распространяться дальше. Раздраженный Петерсон вызвал Чэпмена на разговор: "На каком основании Вы заявляете, что у меня с Вами контракт?" Мосли знал, что Чэпмен, "если подам жалобу, уже в пятницу могу предстать перед Верховным судом, это в Англии делается очень быстро". Уолтер Хайес узнал о намерении Мосли и сразу выбросил белый флаг парламентера. Он свел Чэпмена и Мосли прямо перед боксами. Из этого завязалась следующая непринужденная беседа.

Чэпмен: "Нам нужно поговорить".

Макс: "О чем?"

- "Я дам тебе 60 000 фунтов за контракт с Ронни".

Макс: "Я ничего не слышу".

Чэпмен: "Я дам тебе 35 000 фунтов и Уилсона Фиттипальди. Оставшиеся 25 000 фунтов – это та сумма, которую вам больше не надо платить Ронни".

Не говоря о том, что брата Эмерсона он "в любое время может получить и сам", острый как бритва ум Мосли заключает, что Чэпмен "предлагает ему человека, которого у него вовсе нет, и деньги, которых у этого человека нет". Совершенно неинтересно, - отвергает Мосли, - March не расторгнет контракт с Петерсоном.

"А если он хочет выступать за меня?", - настаивал Чэпмен дальше. "Ты же не можешь целый год запирать Ронни перед судом в машине". Это верно", - признается Макс, - "но я могу не допустить, чтобы ты его получил. Итак: или мы заканчиваем на этом, или увидимся перед судом". Прекрасно, - резюмировал Чэпмен, - он всегда будет готов взять Ронни за те же деньги, которые платит March, "но я не буду предлагать ему больше, чем вы". С этим согласен и Мосли: "Отлично, но не пытайся сманить его гигантскими суммами".

Позднее Мосли услышал, что Чэпмен сделал шведу предложение в 100 000 фунтов за трехлетний контракт. Ассистент Чэпмена, Питер Уорр, подтвердил мне эту сумму. Но между тем March и Петерсон давно сошлись во мнениях: Мосли повышает оплату Ронни по контракту на 50 процентов. Кроме того, он отпустит шведа в 1972 году на некоторые гонки Формулы II, "чтобы он благодаря выступлениям на прототипах Ferrari мог заработать дополнительные деньги". Проблема с молодыми гонщиками заключается в том, поет лебединую песню проекту Питер Уорр, "что они хотят заниматься слишком многим и слишком быстро".

Когда я объезжал на частной машине "новый" Нюрбургринг с Петерсоном, Визеллем, Фиттипальди и Пескароло, Ронни вспоминал: "Здесь весной я вылетел на машине Формулы II...Но во вторник Генли тоже слетел с трассы, поскольку должен был уходить от столкновения с грузовиком". Оружие было готово.

На первой официальной тренировке Джеки Стюарт принял вызов Регаццони. Когда он после "инопланетного" круга со временем 7:21,9 вернулся в боксы с горящими глазами и насквозь мокрыми волосами, он казался более истощенным, чем после полной гонки в Сильверстоуне. Стюарт выдавил из себя: "Я могу быть еще быстрее". Зифферт и Север тоже опередили Регаццони, так что после обеда Ferrari просигналила к атаке.

Регаццони признавал, что на более слабом автомобиле "должен был больше рисковать, поскольку обязан был защитить свое имя, ведь на медленных никто не смотрит". Было 16.10, когда Рольф Штоммелен заехал в боксы, но не в зону Surtees, а остановился у Ferrari. Страшная сцена, заставляющая всегда думать об аварии. Желтые флаги, дым и облака пыли, машина, смявшаяся об ограждение – но гонщика он видел – Рольф наполовину по-итальянски, наполовину по-английски, нашел слова для Форгьери. Тотчас же боксы Ferrari занавесили. В середине шеренги боксов, там, где толпы людей толкают машины туда и обратно, как огромные газонокосилки, Сертиз нетерпеливо подозвал своего гонщика. Когда Рольф вышел, то увидел вопрошающие лица, на которых было написано: "Почему ты не поехал тотчас в наши боксы, чтобы можно было сразу же обсудить проблемы с машиной?"

Немного позже Вик Элфорд сообщил, что на участке "Pflanzgarten"он видел "Регаццони, выбирающегося прямо из-за деревьев". Ханштайн организовал эвакуатор. Клей открыто признал, что во втором правом повороте он пропустил точку торможения, но не перевернулся, только отлетело колесо.

В 16.27 уроженец Граца доктор Хельмут Марко – для проверки идеи, возникшей за обедом – сел в старый McLaren М7С Иоакима Боннье, чтобы выяснить, может ли он пройти круги быстрее, чем Йо. Замысел Хельмута арендовать машину Сертиза не удался по непонятным причинам. Знаменательный момент, потому что впервые со времен Йохена Риндта в машине Формулы 1 сидел австриец.

"Друзьям Йохена, в отичие от других, я всегда помогу", - сказал мне Боннье. Его симпатичная жена Марианна уже сделала такое же открытие, какое несколькими неделями позже удастся и Тиму Парнеллу, гоночному директору BRM: "Бросается в глаза, как похожи друг на друга Йохен и Хельмут, как они ходят, стоят, говорят или смеются". Парнелл добавил: "Он может быть таким же агрессивным, как Йохен".


Доктор Хельмут Марко: За наследие школьного друга

"Слушай, Карл разбился". Один из самых старых школьных товарищей Йохена Риндта, которого они называли по его первому имени "Карл", тихо сказал это 5 сентября 1970 года около одной из кофеен в Граце подошедшему Хельмуту Марко. Окаменевший Хельмут развернулся, забрался в машину и уехал в направлении Оперного кольца. Несколько дней его никто не видел. Как сильно потрясла и его потеря друга детства, стало ясно из нескольких дней, которые я позднее провел у него в Радегунде.

Но Марко уже решил бороться за наследие Йохена. Как бы то ни было, на 1971 год его уже пригласил в свою команду Формулы II друг, с которым он прожил бурные, но прекрасные годы, постоянно приправленные суровой конкуренцией. Йохен еще и консультировал его, какие нити задействовать, чтобы реализовать карьеру. И как это делать дипломатично. Сегодня понятно, что Марко многому научился.

Его гоночную премьеру они отпраздновали вместе в штирийской горной гонке 1961 года. Йохен – на Simca, Хельмут – на Steyr-Puch. Потом Марко изучал право. Попутно у него были проблемы по военной части, поскольку он потерял доверенность, будучи назначенным курьером по секретным поручениям. Ученую степень доктора права он получил в 1967 году. Точную дату не помнит, но "это было за два дня до гонки Формулы V в Лангенлебарне; я пришел вторым". Он вызвал раздражение в университете Граца, поскольку неожиданно покинул выпускной праздник.

Затем "господин советник" присуждал в суде Граца трехдневные аресты либо денежные штрафы, выносил приговоры при дорожных правонарушениях и работал за 1500 шиллингов в месяц. "Это было хорошей часовой оплатой, поскольку я по полдня говорил по телефону касательно своих выступлений в гонках". Он уже знал, что не закопает свою жизнь между обложками папок для бумаг.

Продолжений юношеских приключений – диких скачек мотокросса на Щекле, которым Марко предается и сегодня, по возможности ежедневно – давно уже не хватало. Хельмут настоял на своем, несмотря на противодействие отца, который абсолютно ничего не желал слышать про гонки. Оба на протяжении лет не обменялись ни словом. Клиенты, которые сегодня приходят в отцовский магазин светильников и представляются "друзьями Хельмута", вынуждены платить полную цену. Скидки получает только тот, кто с Хельмутом не знаком.

Светловолосый, узкоплечий, в сидячем положении едва выглядывающий из-под стола Марко, всегда проявляющий интеллигентность, но по необходимости варьирующий шарм и твердость, является человеком со многими талантами. По желанию родителей он учился играть на флейте и фортепиано и забастовал лишь тогда, "когда меня хотели склонить еще и к игре на скрипке". И сегодня он мечтательно внимает классической музыке. Романтик. Он играет в настольный теннис и прежде всего в карты только на деньги – игрок. Он уже проводит шоу гоночных автомобилей – трезвый бизнесмен. И как стальной профи, он проявил себя, приняв участие в 1971 году в гонках прототипов (за Martini), 2-литровых спортивных машин (за Lola), стартах в Формуле II (за Lola), и кузовных гонках (за Ford Кельн).

"Раз я добиваюсь успехов, то неизбежно должен появиться и шанс в Формуле 1", - правильно подытожил Марко. За себя говорит то, что в Porsche 917 он часто мог по времени на тренировках держаться за такими звездами, как Родригез и Зифферт. Многие двери открылись после того, как он, выступая за Martini шестью годами позже Йохена, выиграл в 24 часах Ле-Мана, несмотря на значительные проблемы с машиной. Я позвонил Хельмуту сразу после его триумфа. Ему держали телефонную трубку около уха, настолько были сведены судорогой его руки.

Так, всего лишь после пяти гонок в монопостах Формул II и III, Марко первый раз сел в машину Формулы I на Нюрбургринге, который он первым из пилотов Формулы V прошел быстрее, чем за 10 минут. Но в этот раз он и одного круга не прошел.


Ускорение быстрее, чем у Porsche 917...чувствуешь весь вызов этого аппарата...Механически мозг Марко регистрировал впечатления от езды, когда старый мотор на участке "Hatzenbach" начал стучать – кончился бензин. В "Bergwerk, где я в кузовных гонках проколол шину", McLaren остановился. Марко наблюдал за своими будущими соперниками в скоростном правом повороте и отмечал, что "Сертиз и Визелль единственные из быстрых поднимают там ногу с педали газа".

Когда мимо проезжал Джеки Стюарт, Марко помахал ему. Остаток круга понадобился Джеки, чтобы поразмышлять над тем, кто бы это мог быть? "Желтая машина и гонщик-блондин? У нас же вроде нет блондинов?" Позже, в паддоке, Джеки говорил с австрийцем об этом. Марко ухмыльнулся: "Надеюсь, что в следующем году мое лицо будет Вам привычнее".

Луис Стэнли, который уже твердо пригласил Марко на гонку в Остеррайхринге, внушает всем, что хотел бы отказаться от старта на "Ринге", поскольку он на старом McLaren и без того "вынужден быть в задних рядах или идти на повышенный риск". А в это время команда Tyrrell все еще смеется над историей о самом быстром круге Стюарта. В то время как из баков супер-автомобиля Tyrrell откачивался бензин, чтобы удержать вес автомобиля минимальным для прохождения оптимального круга, Стюарт тренировался на запасной машине, которая, правда, остановилась на трассе из-за поломки коробки передач. Джеки удалось схватить мотоцикл и с отчаянной скоростью домчаться до боксов, чтобы взять другую машину. Ужу был готов клетчатый флаг, когда Стюарт показал сказочное время: 7:19,0.

Любитель Нюрбургринга Икс в субботу утром подошел совсем близко: 7:19,2. Наконец можно было увидеть Стюарта радостным, тем более что он знал: "Регаццони на прямых крутил мотор на 600 оборотов, а Андретти – на 400 оборотов больше, чем я. Так что после смены двигателя я могу стать еще быстрее". Ferrari смогла после ночной смены избавиться от каиновой печати Нюрбургринга - многократных ударов днищем. Lotus же, по всей видимости, нет, иначе Визелль не обломил бы боковой радиатор при "Bottoming". Но Рейне выдрал из сиденья лейкопластырь, чтобы закрепить радиатор прямо на трассе. А Штоммелен интересовался в отчаянии, на самом ли деле он "обсуживается на том же уровне" касательно материалов, поскольку его мотор серии 11 был хуже, чем агрегат серии 10 более раннего выпуска.

Goodyear со времени гонки в Зандвоорте придумала новую дождевую смесь, для тестов которой все лето в полной готовности простоял тестер Фрэнк Гарднер. Но английское лето так и прошло без дождей. Тем интенсивнее гонщики на Goodyear использовали для испытательных целей дождь в Айфеле в субботу после обеда. В стартовой решетке больше ничего не менялось: Стюарт и Икс в первом, Зифферт и Регаццони – во втором ряду, а ошибочно остановленный Петерсон после сбора подписей протеста командой March был возвращен в четвертый ряд. Lotus тоже подписала, что было очень по-дружески.

В субботу вечером Джеки Стюарт, поскольку так желает фирма "Elf", играет роль приятного гида для журналистов, подружившихся на время небольшого круга на автобусе по сильно измененному "зеленому аду Айфеля". Во втором автобусе сидит Франсуа Север. "Сколько человек в автобусе говорят по-английски?", - спрашивает меня Джеки и после "50-процентного" ответа выуживает микрофон. Он распускает перья: "Для говорящих по-шотландски", чем открывает новое, настоящее шоу Джеки Стюарта. На протяжении 22,9 км хитрый континентальный шотландец рассказывает о своих точках торможения и разгона, открывает секреты своей траектории, признается, на какие деревья он ориентируется, какие передачи использует при каком запасе горючего.

Джеки говорил, что в Adenauer Forst (2 передача) не видно масла; что в трех правых поворотах перед Wehrseifen можно выиграть две секунды; он показывает дерево, но которое он держит курс перед непросматриваемым Karussell; он называет вторым по значимости местом трассы комбинацию поворотов на подъеме перед Pflanzgarten. Его описание превращает круг по трассе в захватывающий детектив. Я его записал.

Стюарт показывает то место, где Хилл однажды потерял телекамеру, и связку, в которой у Брэбэма в 1969 году сломался радиусный рычаг. "Посмотрите туда, в лес. Тогда там еще не было отбойников, и вы можете только сказать вместе со мной: "Счастливчик Джек". А здесь Регаццони вчера снес два столба. Можете себе вообразить, где он был бы сейчас, если бы не смонтировали ограждения".

Джеки и сам испугался, когда увидел вынужденную посадку вертолета из-за возгорания ротора. Ему нужно было бы лететь на этом вертолете сегодня. Он не забывал издеваться над шофером автобуса, боровшимся с работавшим рывками сцеплением ("мы не на идеальной траектории, но здесь я и не пользуюсь никогда третьей передачей"), и, когда бедняга на мосте Adenauer откатывается назад, Стюарт охает: "Господи, да Север во втором автобусе нас сейчас обгонит".

Прежде чем выйти, Стюарт говорит сквозь бурные аплодисменты: "У меня к вам только одна просьба: не рассказывайте гонщикам Ferrari ничего из того, что я говорил". Позднее в ресторане у северной шпильки над открытым огнем вращались две свиных туши, а из громкоговорителя звучали сентиментальные мелодии типа "Candlelight Waltz" [прим.: вальс при свечах], так что окончательно становилось ясно: старая эпоха Нюрбургринга прошла. Началась новая эра, причем для Джеки безопасность теперь увеличилась на 400 процентов. "Потому что раньше здесь в этом смысле не было вообще ничего", - вздыхает он.

В воскресенье утром Денни Халм предлагал оставившему спорт Хансу Херрманну свой шлем: "Не хочешь поехать вместо меня?" Луис Стэнли, перекрывая шум мотора, кричал Зифферту в ухо: "Сегодня ты должен победить, потому что сегодня мой день рождения". В этот день был еще и швейцарский национальный праздник, о чем Йо и Клей вряд ли думали в то время. Уолтер Хайес стоял до последнего момента рядом с машиной Стюарта по стойке "смирно", как солдат в карауле. Кен Тирелл рассчитал запас топлива для Стюарта и Севера с очень малым запасом. "Не только для того, чтобы в общем сэкономить вес, но и как дополнительное преимущество на трамплинах".

Жаки Икс лидировал, но только два километра. Потом его прошел Стюарт, чтобы дальше бросить вызов не сопернику, а только усложнившемуся из-за следов масла на асфальте Нюрбургрингу. Сзади Икс мобилизовал весь кураж, видя Стюарта все дальше уходящим за горизонт. Ничто не парализует волю преследователя так, как вид все уменьшающегося автомобиля лидера. На участке Wippermann Икс, которого никогда ранее нельзя было упрекнуть в водительских ошибках, вылетает с трассы, делает несколько оборотов, теряет батарею и повреждает заднюю подвеску.

"Только на Нюрбургринге", - признался Икс, - "я понял, что чемпионат окончательно проигран". Он сел в свой BMW и покинул Айфель быстро и тихо.

Регаццони и Зифферт интуитивно снизили темп, когда Икс вылетел с трассы. Это помогло Стюарту увеличить отрыв, а также облегчило погоню плохо стартовавшему Северу. Регаццони удалось пройти без помех только два следующих километра, потом его развернуло в Pflanzgarten, что привело ко времени второго круга с приключениями – 7:42. "Веселое время", - как пришло в голову Пэт Сертиз.

Из трио Зифферт-Регаццони-Север выбывает Зеппи, из-за вновь ослабшего крепления катушки зажигания и проблем с передними тормозами.

"Икс и Регаццони, c'etait dur, это было жестко", - сказал Зифферт, отряхнул руки и сказал вспотевшему имениннику Стэнли: "Так что теперь я должен победить для Вас в следующем Гран-при". А следующий состоится в Цельтвеге.

Регаццони потерял в лице Зифферта одного противника, но приобрел двоих: снижающаяся из-за поломки выпускной трубы мощность мотора и сохранившиеся, несмотря на новый каркас, вибрации, возникавшие, правда, только на подъемах, при полном ускорении. Север не хотел получить второе место "в наследство", он должен был его завоевать. Следовательно, он грозил Регаццони кулаком до тех пор, пока Клей не освободил траекторию для обгона. Петерсон получил "привет" от неровностей трассы – облицовка радиатора сломалась, нужно было заехать в боксы, чтобы ее оторвать, что отбросило Ронни на 5-е место, позади Андретти. Марио заметил, что амортизаторы были слишком мягкими, и прилагал все усилия, чтобы быть оптимально быстрым и "при этом не вылететь с трассы". У Фиттипальди вытекло все масло, его следы можно было найти на радиаторе, шлеме, даже на обтекателе воздухозаборника преследовавшего, но скоро сдавшегося Шенкена. Наоборот, Сертиз жаловался, что Шенкен "поднимает столько земли и мусора, что они попадают мне в кокпит и блокируют дроссельную заслонку".

Еще хуже обстояли дела у Штоммелена, партнера Джона, о "хождении по мукам" которого публика и не подозревала. "Хуже всего - люди на краю трассы, которые подхлестывали меня". А Рольф становился все медленнее. Чем больше пустел бензобак, тем более нервным становился TS9. Много раз уроженец Кельна "едва не вылетел". Перед каждым поворотом он испытывал страх при торможении, но остановился только после 10-го круга – и был послан обратно Гевином Фрю. С мыслью "лучше десятым, чем в отбойнике или мертвым", Штоммелен ехал через страдания, свою"самую тяжелую, плохую и страшную гонку" до конца.

Избежавший проблем Стюарт ни много, ни мало, а семь раз улучшал рекордное время круга, пока его не превзошел Север, показав 7:20,1. С 4-го круга Стюарт шел, не превышая 9500 об/мин. Однако, только-только, как Тирелл подготовил свой сигнал "9000", Джеки услышал сзади неладное: "шум мотора стал вдруг слышим гораздо громче, чем обычно. Я уже испугался: вот, довел отрыв до 40 секунд, и теперь сломается машина". Однако через несколько секунд Джеки с облегчением понял, что мотор в порядке. Просто из уха выпала защитная затычка Oropax. Если бы ему не надо было внимательно смотреть за следами масла, то Джеки охотно бы улыбался себе в зеркало заднего вида. Вторая в истории двойная победа Tyrrell была гарантирована. Снова на сцене Формулы 1 играет "Полный триумф".

Третий, Регаццони, после победного праздника бросил свой кубок в распахнутые руки Форгьери. Потом боксы Ferrari занавесили, но через щелочку были слышны возбужденные голоса. "Во времена кризиса", - говорил мне Тирелл, "самое тяжелое, сплотить команду, а я понимаю, что Икс сбежал. Напротив, общее празднование победы – самое простое дело в мире".

Стюарт и Север перебрались в транспортер Tyrrell и выглядели совсем не высокомерно, а скорее, как мужчины, выполнившие свою работу на день. Стюарт, на сей раз одетый в черное, весело напевал: "Женева... милый дом", радовался "домашним каникулам", жене и детям. Он забрался в частный вертолет, который доставил его до кельнского аэропорта, и ускользнул из "зеленого ада" так же быстро, как справился с ним, во второй раз с победой, начиная с 1968 года. То, что не он, а Север – теперь держатель нового рекорда круга, Джеки узнал только из газет.

Икс, должно быть, уже сидел в самолете на Брюссель, поэтому наиболее удрученным гонщиком, остававшимся на "Ринге", был Рольф Штоммелен. Он растерянно сидел на корточках в транспортере. Я еще никогда не видел его таким разбитым, почти больным от разочарования. И это именно здесь, на Нюрбургринге, где на прототипах Рольф часто показывал, как быстро он может ездить, где он в 1969 году, в своей премьерной гонке на монопостах, отважно пересек финишную черту на горящем Lotus Формулы II Риндта.


Продолжение следует

Партнеры


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1

САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.



НАШИ ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ

www.heikkikovalainen.net - неофициальный сайт, посвященный финскому пилоту "Рено Ф1" Хейкки Ковалайнену.

Новости, биография, форум, галерея редких фотографий.




КЛУБ ПОКЛОННИКОВ ФОРМУЛЫ-1

Обсуждение последних событий в мире Формулы-1. Выскажите и свое мнение о прошедшей гонке или поступающих новостях! Благодаря тщательно продуманной и проверенной в деле системе правил в листе царит атмосфера взаимной вежливости и уважения.

Подписаться на дискуссионный лист.


Выходные данные

Редакция

Главный редактор: Роман Блынский

Зам. главного редактора: Алексей Ким

Редактор: Иван Пухкал
Обозреватель: Анна Гидаспова

Обозреватель: Дмитрий Федотов

Обозреватель: Дмитрий Шканов

Редакционная политика

- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.

- Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.

- Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие правки использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.

- Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве с юридическими и физическими лицами и рассмотрит все предложения.

- Использование материалов проекта - только с разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

- Полный тираж издания: 21595 экз.

- При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).

Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru
Архивы проекта "Ф1-МОМК": на Subscribe.Ru \ на Content.Mail.Ru \ на MailList.Ru

 

© "Ф1-МОМК"
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Участник содружества "Ф1-Альянс"
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное