Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #240 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Участник содружества "Ф1-Альянс"
Выпуск #240 от 15 февраля 2007 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-alliance.ru \ blynsky.narod.ru

Сегодня в номере:

Неделя
Вопрос номера
Ф1-Калейдоскоп - Все куплено, господин дантист!
"Спорт Сегодня" представляет

Книги
Роб Уокер: ежегодный рейтинг пилотов. 1984 г. #2
История Больших Призов 1971 года и людей их проживших. #12
Час сериала - Четыре колеса и рулевое колесо. 5 серия.
Право голоса
Результаты предыдущего опроса
Трибуна
Сделано в Китае

Детали
Партнеры
Выходные данные

Вопрос номера


Кто должен комментировать гонки Ф1 в России?
 

Памятка голосующим:

- Пользователям "I.E." и "Opera" голосовать можно сразу, пользователям же "The Bat!" предварительно необходимо сохранить вложенный html-файл и открыть его браузером.

- Голосуйте так: выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки.

- Появление на экране монитора странички Альманаха означает, что голосование было успешным.

- При проблемах с on-line голосованием можно отдать свой голос и по E-Mail. Пишите с указанием темы опроса и ответом сюда: f1-momk@rambler.ru.

Ф1-Калейдоскоп - Все куплено, господин дантист!

Дмитрий Федотов (Floters)

Очередная "надковерная" интрига в Формуле-1, если кто не заметил, уже давно бушует. На этот раз речь идет о клиентских шасси, а точнее, о возможностях их использования. Тем, кто пропустил большую часть фильма, расскажу, вкратце, сюжет этой картины: бывшие гонщики Формулы-1 Герхард "Торо Россо" Бергер и Сузуки "Супер" Агури стали владельцами молодых и немного странных команд. Прекрасно понимая, что путь к подиумам тернист и долог (что показывали примеры "БАРа" и "Тойоты"), они вступили в открытую связь с более богатыми "надшефными" командами, которые (как это было ясно заранее), собственно, и протолкнули Бергера и Агури на занимаемые ими должности. Покуда пилоты "Торо Россо" и "Супер Агури" ездили либо на не самых быстрых болидах, либо и вовсе на драндулетах (все машины были чужого производства), никакой особой реакции не было. Однако стоило "Хонде" (шефы Агури) одержать первую победу, а "Рэд Буллу" (шефы Бергера) с помощью гениального Эдриана Ньюи построить новый болид, писки с требованиями прекратить такое безобразие (использовать чужое шасси) превратились в душераздирающие вопли. Источником паники явился бедный дантист (врач-стоматолог) Колин Коллес, работающий, по совместительству, руководителем команды "Джордан-Мидлэнд-Спайкер". Понять Коллеса можно – у него команда мечтает шагнуть вверх в кубке конструкторов собственными силами, а тут, некоторые товарищи, не особенно шевелясь (лишь перекрасив шасси) могут отобрать эту самую возможность. Не так давно к вопящему Коллесу присоединился Фрэнк Уильямс, и дело стало приобретать более серьезный поворот – возможно судебное разбирательство, если "Торо Россо" и "Супер Агури" выведут на Гран-при Австралии перекрашенные болиды.

Позиция недовольных такими "выкрутасами" вполне понятна: никто не хочет терять свой кусок пирога, так как и Фрэнк и Колин в мгновение ока могут вылететь из десятки сильнейших (насчет "Уильямса", это, конечно, не так реально, но в перспективе – вполне). Но вопрос о клиентских шасси, как кажется многим, зависит больше не от судов, а от позиции ФИА. К слову, не лишним будет упомянуть то, что Макс Мосли всегда ратует за снижение расходов (зачем строить свои дорогие машины, если можно купить дешевую чужую?), да и политиканство Кристиана Хорнера (помните, как "Рэд Булл" оказалась в одной упряжке с "Феррари" и, следовательно, с Берни и ФИА по вопросу о смене покрышек?) также должно принести свои плоды. Есть и еще одна вещь – помимо "быков" и "Хонды" в клиентских шасси заинтересованы, как минимум, "Мак-Ларен" и "Продрайв". Итого, получается, потенциально 6 команд. Т.е., вполне возможно, что при принятии нового договора согласия, получится ровно половина всех команд. Если Макс и Берни будут настроены по революционному, то и "Феррари" встанет на сторону использования клиентских шасси.

Обратная сторона всего этого видится только в одном – если не будет каких-то ограничений на клиентские шасси, то вполне вероятно, мы сможем увидеть не две, а, скажем, шесть "Феррари" в гонке. И в далеком (или не столь далеком) будущем, как опасается Коллес, никто не исключает возможности, что на подиуме окажутся только пилоты, выступающие на одном и том же шасси. Так какой смысл в конструировании болидов самим?

На мой взгляд, подобный риск, конечно же, есть. Однако не стоит забывать, что ведущие команды вряд ли побегут в Маранелло стоять длинными очередями за закупкой чемпионских машин – представить, чтобы Рон Деннис купил себе "Феррари" - уму непостижимо. То же можно сказать и о Фрэнке, о "Тойоте", "Хонде", "Рено" и других сильных автопроизводителях. Получается, что пользоваться клиентскими шасси смогут только частники, но разве это плохо? Если частник не в состоянии построить (слишком дорого) себе болид, то почему он не может нанять пилотов, купить прошлогоднюю чемпионскую машину и болтаться в середине пелотона? Или лучше отдать $30-50 млн. и отставать по 7 секунд на круге? К тому же, у автогигантов будет допольнительный стимул, если вдруг частники начнут обгонять их гонщиков. А что уж говорить про то, что с появлением "среднего класса" молодые пилоты получат возможность практиковаться и "зарекомендовывать" себя? Как мне кажется, соревновательный уровень в таком случае только повысится – нет, в клиентских шасси я, лично, не вижу ничего плохого. Так что пусть "Торо Россо" ездит на одинаковой машине с "Рэд Буллом". Единственное, что вновь будет раздражать – это похожесть раскраски машин. Но это уже совсем другая история.


14 февраля 2007 г.

"Спорт Сегодня" представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
07 февраля 2007 г. - Култард оштрафован за аварию...
07 февраля 2007 г. - Петер Заубер: "Алонсо принесет McLaren успех"...
07 февраля 2007 г. - Команды договорились о порядке продления тестов...
08 февраля 2007 г. - Allianz продлевает контракт с Williams...
09 февраля 2007 г. - Фернандо Алонсо: "Болид McLaren не позволяет рассчитывать на хороший результат"...
09 февраля 2007 г. - Итоги первых тестов не порадовали гонщиков Red Bull...
10 февраля 2007 г. - Алексей Попов не будет комментировать "Формулу-1" в новом сезоне...
10 февраля 2007 г. - Super Aguri готова судиться со Spyker из-за Ван дер Гарде...
10 февраля 2007 г. - Объявлена дата презентации Toro Rosso...
10 февраля 2007 г. - Вундер-киндер-сюрпризы...
11 февраля 2007 г. - Фелипе Масса: "BMW сильнее всех"...
11 февраля 2007 г. - Рон Деннис: «Хэмилтон готов к дебюту»...
12 февраля 2007 г. - Ален Прост: "Нас ждет непредсказуемый сезон"...
12 февраля 2007 г. - Ник Хайдфельд: "В этом сезоне будет непросто"...
13 февраля 2007 г. - Шумахера зовут в NASCAR...
13 февраля 2007 г. - У Ferrari возникли проблемы на тестах...
13 февраля 2007 г. - Монтейро хочет вернуться в "Формулу-1" в 2008 году...
13 февраля 2007 г. - В Toro Rosso все еще не определились с составом пилотов...
13 февраля 2007 г. - Гонщики Ferrari показали лучшие результаты на тестовых заездах...
14 февраля 2007 г. - Новый болид Toro Rosso STR2 (ФОТО)...
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Результаты предыдущего опроса

Попробуйте оценить: сколь долго еще будут показывать Ф1 в России?
- Не больше года 6% (12)
- 3-5 лет 17% (35)
- Больше 5 лет 70% (142)
- Особое мнение 6% (13)

Особые мнения

Максим Русинович.

На мой взгляд, это будет до тех пор, пока будет существовать такой прекрасный вид спорта, как "Королевские гонки".

Это даже и в интересах страны - если она собирается делать шаги в сторону Ф1.

Ну и вообще, это просто глупо - не транслировать их.


Джен.

Больше пяти лет. Ибо спрос есть. Другой вопрос - на каком канале, в каком формате и в какое время. Пытку ночными трансляциями российские болельщики уже проходили - но ведь выстояли. :) Правда, сокращение зрительской аудитории при таком раскладе неминуемо, это понятно.

Вообще же после ответа непосредственно на поставленный вопрос так и тянет впасть в дальнейшие рассуждения касательно трансляций вообще...


Vladimir Kiselev.

Никогда не задумывался об этом до сих пор. Думаю, это покажет нынешний сезон, по тому, что и в каком объеме РенТВ будет показывать в этом сезоне.


RomB.

Полагаю, что трансляции Ф1 в России будут отныне продолжаться столько, сколько продлятся и сами "Большие гонки".

Количество телеканалов неуклонно и стремительно растет, устройства для приема телепередач неуклонно же дешевеют... Думаю, что лет через 5-ть ТВ-тюнер станет обязательным атрибутом каждого среднего мобильника/КПК/коммуникатора. Потребление всех типов массмедиа-информации, особенно визуальной, будет продолжать возрастать – а поскольку ее разновидностей будет становиться все больше, то и цена на ретрансляцию востребованного будет если и не снижаться, то оставаться доступной для большинства телеканалов.

Если к Ф1 утратят интерес центральные российские каналы (что вряд ли), то почти наверняка "Формула" перекочует на к-н специализированный канал – вроде Drive, "РТР-Спорт" или "7ТВ". Вопрос будет только в том, все ли желающие смотреть "Королевские гонки" смогут принимать данный канал.

Кроме того, в больших городах постепенно дешевеет и стоимость интернет-трафика, и на "унлиме" житель Москвы/Питера, имеющий компьютер, уже и сейчас может свободно лицезреть живые он-лайн трансляции гонок. Прогресс, пусть и медленно, и не везде, но идет...


Трибуна


Из материалов д/л "Ф1-Клуб"

"Новый голос" российских трансляций Ф1?! :(


Old Hedgehog.

К радости одних и великому горю других трансляции гонок Formula 1 будет вести другой человек, чье имя держится в строжайшей тайне!!!

Ссылка: http://auto.lenta.ru/news/2007/02/08/formulavoice.

А мне все равно. У меня нет канала Ren-TV. :))

И не будет!!! :(


RomB.

К радости одних и великому горю других трансляции гонок Formula 1 будет вести другой человек, чье имя держится в строжайшей тайне!!!

Вполне вероятно, что это будет г-н Ларинин, экс-редактор "Ф1-Рейсинга".


Sergey S.

Вполне вероятно, что это будет г-н Ларинин, экс-редактор "Ф1-Рейсинга".

А вот мне кажется, что комментатором будет тот лохматый из передачи, которая шла перед гонкой и после. И это будет "ужос". Кстати, не в курсе, не собирается ли какое-нибудь голосование или протест по поводу отставки Алекса Попова? Он - что, собирается комментировать ралли по спорту, ну или там всякие другие автосоревнования по тому же СПОРТУ?


Финогенов Александр.

Лучше это была бы Оксана Косаченко с 7 канала.


Hakkinen.

А вот мне кажется, что комментатором будет тот лохматый из передачи, которая шла перед гонкой и после. И это будет "ужос".

Уже сказали официально, что комментировать гонки не будут ни Румянцева, ни Леонтьев (как ты выразился "лохматый"), ни Косаченко (упаси Господь), ни Ларинин, ни Ольга Димерчан (которая вела репортажи с трассы).

Остается гадать, кто это может быть. Некоторые предполагали, что это может быть Русинов (не даром же он светился там постоянно :) ), либо "смотрите только на Рен-ТВ: Формула-1 в переводе Гоблина". :)

Жаль, что Алексей ушел от нас (кинул?), хорошо, что бы на хРен-ТВ нашли достойную замену.


Old Hedgehog.

Жаль, что Алексей ушел от нас (кинул?), хорошо, что бы на хРен-ТВ нашли достойную замену.

Не кинул. Сложилось ощущение, что его выкинули. С хорошей миной на лице.


RomB.

Уже сказали официально, что комментировать гонки не будут ни Румянцева, ни Леонтьев (как ты выразился "лохматый"), ни Косаченко (упаси Господь), ни Ларинин, ни Ольга Димерчан (которая вела репортажи с трассы).

Ммм... М.Шумахер?! :))


Hakkinen.

Не кинул. Сложилось ощущение, что его выкинули. С хорошей миной на лице.

Нет. Его не выкинули. Как я понял ситуация такая: Алексею была предложена работа на "Спорте", он подписал контракт с условием, что работать он может только на Спорте, ни о каком совместном вещании на 2 канала речи не было. Почему Попов согласился на сей контракт? То ли на Рен-Тв мало предложили? То ли на Спорте много дали? Не думаю, что на Рен-ТВ такие дураки, и взяли и намеренно выгнали Алексея. Скорее всего, это именно его инициатива и была. Либо он много запросил.

Вообще, ситуация непонятна. Если Попов из-за денег "кинул" всех своих болельщиков, предал "свой" спорт, то грош ему цена. Если же Рен-ТВ с каким-то умыслом отстранили Попова, то это совсем маразматики.


Indy (Aazmanidius).

Ммм... М.Шумахер?! :))

Гы! Срочно все учим дойче? ;)

Не, лучше уж тогда Гоблин :))

А вообще - грустно все это. Обратили внимание, - каждый год перед началом ЧМ наше ТВ нам подкидывает очередной сюрприз: то кастрированные версии гонок по РТР, то перевод на Рен-ТВ (пришлось-таки "тарель" купить), теперь - уход (либо отстранение) Попова. Его добровольный переход на "Спорт"? Не думаю, что ему там комментировать-то? Хотя не знаю, у меня ресивер без эмулятора, просветите, что там по спорту кроме А1 и ГП Мастерс транслируют?


Pavel Bolyuh.

Не думаю, что ему там комментировать-то? Хотя не знаю, у меня ресивер без эмулятора, просветите, что там по спорту кроме А1 и ГП Мастерс транслируют?

Еще ралли, наши кольцевые + он уже успел покомментировать мототриал.

К тому же помимо гонок он теперь еще и итоговую новостную программу будет вести.


flash.

Вообще, ситуация непонятна. Если Попов из-за денег "кинул" всех своих болельщиков, предал "свой" спорт, то грош ему цена. Если же Рен-ТВ с каким-то умыслом отстранили Попова, то это совсем маразматики.

Никого он не кинул, - это раз.

Мне он сделал подарок, - это два.

Не будет в гонках Шумахера, да еще комментатор новый.

Жизнь только начинается, все с нуля.

Да здравствуют перемены.

Надо все-таки тарелку на Хотберд еще замутить, там по RTL формула, реклама тоже есть, но качество выше, чем с "триколора", и реклама по времени не совпадает.


Финогенов Александр.

Косаченко мне кажется более эрудированной и эмоциональной.


Максим Русинович.

Трансляция Формулы -1 другим человеком, эта мысль просто не умещается в голове. Мне кажется, что уже будет лажа.


Old Hedgehog.

...что там по спорту кроме А1 и ГП Мастерс транслируют?

Париж-Дакар! :))


Driver.

Надо все-таки тарелку на Хотберд еще замутить, там по RTL формула, реклама тоже есть, но качество выше, чем с "триколора", и реклама по времени не совпадает.

Канала RTL уже нет на Хотберде. С 01.01.2007 RTL перешел на Астру.


flash.

Канала RTL уже нет на Хотберде. С 01.01.2007 RTL перешел на Астру.

Вовремя я опомнился. А на какую Астру, 28 или 19 ? Хотя и на ту и на эту надо тарелку не меньше 1,2 м. А Мегаспорт с Амоса 4 или Евтелсата 36-го показывает Формулу?


Vladimir V.Petrov.

К радости одних и великому горю других трансляции гонок Formula 1 будет вести другой человек, чье имя держится в строжайшей тайне!!!

А у нас местные, белорусские, ребята комментируют. И неплохо комментируют. :-)

Надеюсь, останутся.


Volsh.

f> Вовремя я опомнился. А на какую Астру, 28 или 19?

На Астру, что на 19 Е.

Хотя и на ту и на эту надо тарелку не меньше 1,2 м.

Если Тамбов, тогда 1,20 м., наверное, маловато будет. :(

А Мегаспорт с Амоса 4 или Евтелсата 36-го показывает Формулу?

С Амоса идет открыто. С 36 градуса закрыто виаксесом вроде 2.6 Но шара рулит. :)


Zigzag.

А у нас местные, белорусские, ребята комментируют. И неплохо комментируют. :-)

Надеюсь останутся.

Вы что, смеетесь?? Да, они комментируют лучше, чем сначала Овсянкин комментировал. Но весь их комментарий сводится к озвучиванию новостей с f1news.ru. Они даже только в конце сезона додумались себе перед носом live timing поставить. Не могли на экране по шлему определить пилота, McLaren отличить от Midland'а, а по количеству ляпов Попов отдыхает...


Vladimir V.Petrov.

Вы что, смеетесь?? Да, они комментируют лучше, чем сначала Овсянкин комментировал. Но весь их комментарий сводится к озвучиванию новостей с f1news.ru.

Почему смеюсь, нет, не смеюсь. Мне нравится. :-) Да, я f1news.ru не читаю, и иногда всплывают подробности, которые я не знаю. Хотя читаю другие источники. И должен ли каждый любитель Формулы 1 читать новостные сайты?

Они даже только в конце сезона додумались себе перед носом live timing поставить. Не могли на экране по шлему определить пилота, McLaren отличить от Midland'а.

Будьте благосклонны, они работают с экрана.

Я тоже по шлему пилотов с экрана не определяю. Впрочем, если это основной критерий компетентности, то им, конечно, еще расти (наверное). :-)

...а по количеству ляпов Попов отдыхает...

Ляпы у всех есть. Я высказал общее мое впечатление об их репортажах. Не напрягают.


Олег Гатало.

Ггггг... у нас по Мегаспорту тоже наши "каментят"... и хорошо "каментят"... ИМХО. =)

В общем, весь этот сезон я смотрел Ф1 по Мегаспорту с кайфом, гонки в прямом эфире, комментаторы "+/-". Но получше футбольных.. =)


E.R.V.

А по мне - так вообще комментатора не надо! Зачем он нужен? Мне чаще голос за кадром только мешает, я и так все вижу, а что интересно - почитаю до или после... ;)


Олег Гатало.

Да нет... оно без комментатора как-то скучно бы было....

Мне бы любого, помню времена когда нас 5 человек смотрело Ф1 у знакомого по RTL, и только один из нас понимал дойч. =) Вот мы и слушали вначале бюргера по телеку, а потом локализованный для нас перевод... гггг... =) Качество комментариев зависело от количества пива, - чем больше пива, тем качественее комментарий... =)

Сделано в Китае


Воскресенье. Утро. Пекин. По автодрому накручивает круги видавшая виды маршрутка. По программе - экскурсия для гонщиков. В маршрутке набились, словно селедки в бочке, 22 пилота Формулы 1 при параде и в шлемах. Алонсо и Шумахер, как лидеры чемпионата, в кабине, рядом с водителем - старым усатым китайцем. Остальные в разных позах - в салоне.

***

Ярно: Эх ты, блин, и надо же было обязательно всем лезть в одну маршрутку! Разделились бы на группы, сначала одной бы экскурсию провели, потом другой...

Марк: Ну давай, давай... только, чур, ты в последней группе!

Кими: А что за экскурсия хоть?

Педро: Да какая разница ! Главное - на халяву!

(маршрутку заносит на повороте)

Все: Паааберегись!

(Неразбериха в салоне)

Масса: Слышь, водила, ты поаккуратней! Не лапшу все-таки везешь!

Водитель: Передаем за проезд!

Барик: Какой проезд? У нас тут, между прочим, бесплатная экскурсия!

Водитель: Прошу прощения. Привычка.

Барик: И вообще, если это экскурсия, то где экскурсовод?

(Гонщики замолкают)

Барик: Где экскурсовод, я спрашиваю?

(Все оглядываются. Из-под кресел доносится приглушенное мычание. Култхард наклоняется, хватает что-то, и вот уже все гонщики вытаскивают на свет Божий помятого китайца-очкарика.)

Барик: Ты, что ль, экскурсовод?

Очкарик (робко): Д-д-да... а ч-ч-ч-что это вас так много? Написано же китайским языком - перевозка стоящих пассажиров запрещена!

Сато: А я только по-японски читать умею... ну еще по-английски чуток...

Педро: Ну что поделаешь... доля у вас такая... вези нас, Сусанин!

Очкарик: Нет, вас подозрительно много. Давайте-ка проверим ваши документы.

Кими: Какие, нафиг, документы?

Очкарик: Паспорта, конечно.

Кими: Какие, нафиг, паспорта? Мне до сих пор паспорт новый не выдали, езжу по миру зайцем, блин, бюрократы проклятые!

(Молчание)

Очкарик (сухо): А если у Вас нет паспорта, то как Вы мне предлагаете определить Вашу личность?

Кими: Как-как... да спроси любого - все скажут, что я - Кими Райкконен, пилот МакЛарена...

(Молчание)

Кими: Что? Никто не скажет?

(Молчание)

Кими: Ах вы, гады!

Очкарик: Короче, все с ним ясно. Чай-пень, тормозни. Гнать его в шею!

(Маршрутка останавливается, гонщики буквально выбрасывают Кими из салона. Тот поправляет шлем, грозит маршрутке кулаком и идет восвояси)

Кубица: А то кто его знает? Пилот вроде бы МакЛарена... а с другой стороны - Феррари. Да и не поймешь - мож, Райкконен он, а мож Ковалайнен... а мож вообще Хаккинен... развелось тут финнов... не то что нас, поляков... тьфу ты...

Очкарик: Ну что ж, начнем нашу экскурсию.

Михаэль: Эй, камрад, ты там говори погромче, в кабине ни шиша не слышно.

Очкарик: Да не вопрос... вот только сейчас перекину к вам из салона человек семь... пусть на руле сидят... гонщики все же...

Алонсо и Шумахер вместе: НЕЕЕТ!

Очкарик: Ну значит, сидите тише и будет вам счастье. Итак, начнем экскурсию...

Водитель: Пааберегиись!

(маршрутка подпрыгивает на ухабах. Кубица не удерживается и падает на ближестоящих гонщиков)

Барик: По ногам, как по бульвару!!!

Кубица: Пардон, я не хотел...

Очкарик: Преведствуем вас в столице Китая Пекине!

Все: Превед, превед!

Очкарик: В данный момент мы находимся...

(Из кабины доносится громкий храп. Михаэль толкает Фернандо. Тот продолжает храпеть. Очкарик с укоризной смотрит на них. Гонщики хихикают)

Очкарик (продолжает): ...на нашем замечательном автодроме...

Алонсо (просыпаясь): А? Что? Где я?

(Гонщики угорают в открытую)

Алонсо: А че смешного? Ну, подумаешь, устал человек, над имиджем думал. Я ж теперь председательствую в профсоюзе! Надо выглядеть соответствующим образом!

(Гонщики в салоне продолжают угорать)

Барик: Председатель, блин... колхоза имени Хосе Каррераса...

Альберс: Не... Колхоза имени Бер...

Все: ТССС!!!!

Тьяго: Ребят, вы подвиньтесь, что ли! Невозможно же стоять всю дорогу! Да еще с таким нерасторопным экскурсоводом!

Очкарик: Что? Не нравится экскурсия? Чай-Пень, тормозни!

Монтейро ласточкой вылетает из салона.

Трулли: Что-то меня укачивать начинает... Остановите! Остановите маршрутку!!!

Очкарик: Да не вопрос...

(Трулли вихрем вылетает из салона)

Очкарик (продолжает): Конечно, в Китае очень много поклонников автоспорта...

Култхард (толкая Массу): Кто бы сомневался!

Масса: Дейв, ты че толкаешься, а?

Очкарик: Кто будет меня перебивать, вылетит вон!

Масса: Да-да-да. Так я и поверил.

Очкарик: Чай-Пень, тормозни.

(Филипка выкидывают из салона. Становится просторнее).

Очкарик: ...конечно, мы всегда рады видеть вас в столице нашего государства...

Физик: Ну-ну...

Очкарик: Последнее предупреждение!... на чем я остановился?

Ральф: Мне тут Ярно СМСку прислал...

(Чай-Пень притормаживает...)

Алонсо (Шумахеру на ухо): У меня плеер есть...

Шуми: Давай наушник!

(Врубают плеер на полную громкость и кайфуют).

Очкарик: Короче, я уже не помню, о чем я говорил. Но в данный момент справа вы можете наблюдать, как...

(За окном бежит какой-то человек, размахивал руками и кричит: "Спииид! Спииид!" Скотт вздрагивает, разворачивается к окну, уронив полсалона).

Чел: Скотт, ты утюг в номере выключить забыл! Сгорели твои любимые ковбойские штаны!

Скотт: Да иди ты! У меня тут экскурсия!

Барик: И вообще, штаны нужно шить из огнеупорного материала. Это я так, к слову...

Очкарик (оглядывая салон): Блин, вы бы действительно подвинулись, что ли... сядьте по трое... ну я не знаю, по четверо...

(Гонщики, бурча и возмущаясь, двигаются).

Хайдфельд: Я сяду рядом с Физиком.

Баррикелло: Не, я сюда сяду!

Сато: А я так постою.

Педро: Да ну вас нафиг! (Толкает Барика, тот падает на Ника, Ник падает на пол. Баттон проскальзывает вперед, садится рядом с Физиком. Тут же пристраивается и Педро. Барик и Ник, надувшись, садятся рядом с Уэббером. Сато открыто угорает. Гонщики вертят пальцами у виска.)

Барик: Да хватит ржать, что ли!

Сато: Ой, не могу! Видели бы вы себя со стороны!

Очкарик: Короче, надоело мне! Рады видеть вас здесь, побед вам, подиумов, долгих дней моторам! Экскурсия окончена. Чай-Пень, тормози!

(Маршрутка останавливается, очкарик выпрыгивает из салона. Гонщики потихоньку тоже выбираются наружу. Лишь Алонсо и Шумахер остаются в кабине).

Алонсо: Хы, веселая экскурсия. Ты че-нить понял?

Шуми: Неа. А может, так и задумано? Ой, попсятина какая! Другую песню поставь...


Роб Уокер: ежегодный рейтинг пилотов. 1984 г. #2

Сезон, полный рекордов


Перевод: Станислав Альбертинский

...

Renault, отличные парни, стали 5-ми и почему-то не оказались среди лучших, где должны были бы быть. Возможно, они слишком отличные. В конце сезона Жерар Ляррусс, генеральный директор Renault Sport, ушел со своего поста. Конфликта не было, он просто почувствовал, что потерял мотивацию и ему нужен новый вызов. Ответственный по шасси и аэродинамике команды, Мишель Тету, ушел вместе с ним и, возможно, они присоединятся к Ligier.

Дерек Уорвик стал 7-м, после 2-го места в Бельгии и Британии, 3-го в Южной Африке и Германии и 4-го в Имоле. Где ему страшно не повезло, так это в Бразилии, когда он уверенно лидировал в гонке, до финиша оставалось совсем немного, но его передняя подвеска сломалась из-за столкновения во время обгона Лауды в начале гонки. Дерек был стабильно быстр и всегда выкладывался по полной, хотя и совершал ошибки, например в Далласе, когда он возглавил гонку, но его закрутило при торможении. Ему не везло, но он всегда оставался дружелюбным и я чувствую, что скоро он дождется своей первой победы в Гран-при. Я даю ему 83/4 баллов, и он остается с Renault.

Патрик Тамбэ начал сезон, показывая почти такую же отличную скорость, как и Дерек. Он финишировал 2-м во Франции и 5-м в Бразилии и Германии, а год закончил 10-м. Поворотным моментом сезона для Патрика стало его участие в массовом завале в Сен-Дево, в первом повороте Монако. Вины Патрика в этом столкновении не было, и авария не выглядела серьезной, но передок его болида практически сложился, и кость в ноге была сломана. А из-за того, что он вернулся за руль раньше, чем нога по настоящему срослась, и из-за потери уверенности в машине, ему потребовалось много времени, чтобы набрать прежнюю форму. Но к Монце он вернул свою скорость и лидировал большую часть гонки, пока мотор не испустил дух. Остаток сезона он провел хорошо, но я оценю его чуть ниже Дерека из-за провала в середине сезона и дам ему 81/2 баллов. Он остается с Renault.

Williams стали 6-ми и, если учитывать их прежние результаты, это следует признать неудачей. Шасси постоянно страдало недостаточной поворачиваемостью, мотор был ненадежным. Когда мотор Honda держал мощность, я думаю, он был самым мощным из всех. Я верю, что Honda дошла до отметки 1000 л.с. на стенде и с такой репутацией как у этой фирмы, я не верю, что они не сделают его надежным в кратчайшие сроки.

Для Кеке Росберга, конечно, год был трудным и разочаровывающим, и только его невероятный талант и чувство машины могли что-то выжать из нее. Он занял 8-е место по итогам года после победы в Далласе, 2-го места в Бразилии и 4-го в Бельгии. В прошлом году я поставил его на верхнюю ступень вместе с Пике и мне кажется, он поддержал мое решение своим великолепным выступлением в Далласе в очень сложных условиях, с которыми всем остальным справиться не удалось. Я бы и в этом году поставил Кеке наравне с Пике, если бы не одна вещь. В Далласе он на некоторое время оказался позади Мэнселла, который несколько раз захлопывал перед ним калитку, порой довольно жестко. Когда он прошел его, то отплатил той же монетой, довольно опасным образом, что, как мне кажется, можно было понять. Когда Мэнселл попробовал обогнать его в Зандвоорте, Кеке снова жестко захлопнул калитку, но на следующем круге Мэнселл в том же месте легко обошел его. В Эшториле аналогичная ситуация повторилась, когда в этом не было особой необходимости, и Мэнселлу пришлось почти остановиться, чтобы избежать столкновения. И снова, когда он прошел его, то легко оторвался. Я знаю, что Кеке очень настойчивый и заряженный гонщик, но, я думаю, что он должен быть и является хорошим гонщиком и не прибегая к таким приемам. Поэтому я даю ему 91/4 баллов вместо 91/2 и он остается с Williams.

Жак Лаффит, в свои 41 старейший гонщик современной Формулы 1, финишировал 14-м, заняв 4-е место в Далласе и 5-е в Детройте, так что он не смог справиться с недостатками Williams так же успешно, как Кеке. Впрочем он не унывал и все так же любит повеселиться, и хотя он не останется в Williams, я рад, что он остается в Ф1 и почти наверняка вернется в свое старую команду, Ligier. Я даю ему 8 баллов.

Toleman стали 7-ми и, без сомнения, они сделали огромный шаг вперед, когда отказались от использования шин Pirelli в Имоле и перешли на Michelin. В конце года команда была по настоящему конкурентоспособна с двумя отличными гонщиками. Они начали год с Айртоном Сенной и Джонни Чекотто, но, к сожалению, во время квалификации в Брэндс Хэтч он попал в серьезную аварию и до конца года он оказался вне гонок. Я даю ему 71/4 баллов. Его заменил Стефан Йоханссон.

В начале сезона Стефан Беллоф и Мартин Брандл казались главными открытиями года, но неожиданно Сенна полностью затмил их, Йоханссон держался поблизости. Айртон Сенна финишировал 2-м в Монако, 3-м в Брэндс Хэтче и Эшториле, и это было крайне несправедливо, что он не победил в Монако, когда гонка была остановлена за круг до того, как он был готов возглавить гонку. Это выступление создало сенсацию, и он стал очень лакомым кусочком - позже его перехватил Lotus. Без сомнения он выдающийся гонщик во всех отношениях, но когда к Toleman присоединился Йоханссон, выступления последнего заставили некоторых предположить, а не велика ли заслуга машины в результатах Сенны. Я думаю, что в Эшториле Сенна подтвердил свой класс отличным пилотажем, и я даю ему 81/2 баллов.

Стефан Йоханссон заставил с собой считаться ближе к концу году, и Лауде пришлось непросто, когда он проходил его в Эшториле. Я думаю, мы еще не раз услышим и о Сенне и о Йоханссоне, а последнему я даю 8 баллов.

Alfa Romeo стали 8-ми, у них была хорошо управляемая машина и два очень достойных гонщика, но большую часть сезона команда страдала от двигателей, которые были не только слишком прожорливыми, но также им не хватало скорости на прямых. В июне на Гран-при Канады Аutodelta-Euroracing вывела из состава команды Ф1 Карло Кити, а перед Гран-при Португалии он был окончательно уволен из Autodelta Alfa Romeo, с которой работал с 1964 года. Я знаю его еще с тех пор, когда он был главным гоночным инженером в Ferrari в 1957 году. Я никогда не считал, что он играл значительную роль в команде, а за последние годы он, как мне кажется, скорее им только мешал. Как только он ушел, все стало налаживаться. Alfa не выиграла под его руководством ни одной гонки Ф1.

Риккардо Патрезе был 13-м в чемпионате и у него были 4-е место в Южной Африке и очень успешное 3-е в Монце. Эдди Чивер стал всего 16-м, с единственным 4-м местом в Бразилии. Я оцениваю их вместе, потому что они очень похожи. Они постоянно финишировали бок о бок в квалификациях, их разделяли тысячные доли секунды. Они бы набрали гораздо больше очков, если бы у машины раз за разом не заканчивалось топливо круга за 2 до финиша, когда они шли на весьма приличных местах. Эдди Чивер, возможно, несколько быстрее, но он всегда казался неудачливым, и Патрезе часто дольше оставался на трассе. Я всегда открыт им, и как гонщикам и как друзьям. Оба получают от меня по 81/4 баллов, и я думаю, они останутся в Alfa Romeo, от которых я жду лучшего выступления в будущем.

Arrows стали 9-ми. Они начали сезон с одной машиной с двигателем Cosworth и с одной - с BMW turbo; гонщики менялись ими от гонки к гонке, чтобы не возникало споров кому достанется BMW. По ходу года они получили и второй мотор BMW. О самом шасси сказать, в общем-то, нечего, а в 1985 году у них будет новое.

Тьерри Бутсен финишировал на 14-м месте, разделив его с Лаффитом, он был 5-м в Имоле и Австрии и 6-м в Бразилии. В начале сезона он и Марк Зурер были почти на одном уровне, но по ходу сезона он сделал заявку на главенство, пилотируя надежно и довольно напористо. Я даю ему 8 очков.

Марк Зурер завоевал свое единственное очко за 6-е место в Австрии и провел довольно разочаровывающий год, а ведь я чувствую, что он способен на большее. Он все еще очень хороший гонщик, впрочем не думаю, что он способен побеждать в Гран-при. Я даю ему 71/2 баллов, и место в Arrows ему совсем не гарантированно; все зависит от того, смогут ли они найти кого-нибудь получше.

Osella стали 10-ми и это их лучший к настоящему времени результат, хотя я бы не сказал, что по этому поводу был объявлен праздник. Пьеркарло Гинцани от гонки к гонке, казалось, совершенствовался, и у него было хорошее 5-е место в Далласе. Он гнал так быстро, как мог, не мешаясь у других на пути и я думаю, он отлично потрудился в ничем не примечательной машине. Я даю ему 71/4 очков, и я бы предположил, что он останется в Osella.

Йо Гартнер сел по вторую машину команды в Имоле и набрал два очка в Монце. Он был достаточно быстр для новичка; хотя с самого начала он заработал репутацию человека, не смотрящего в зеркала, и на квалификации в Имоле он спровоцировал неприятную аварию с Мэнселлом. На его манеру езды я слышал жалобы чаще, чем на чью-либо еще, кроме разве что Арну, для кого подобные жалобы также привычны. Я ставлю Гартнеру 7 баллов и думаю, что он останется с Osella.

Ligier стали 11-ми и провели плохой сезон с неудачным шасси, которое заменят, и, когда Ляррусс и Тету присоединятся к ним в 1985 году, я жду, что дела у них наладятся. Андреа де Чезарис был 5-м в Южной Африке и 6-м в Имоле. Андреа, без сомнения, очень быстрый и талантливый гонщик, но, к слову, его очень трудно пройти: у него самая широкая машина в пелотоне. Но помимо всего остального, его работа в том, чтобы оставаться впереди других как можно дольше, пока не совершит оплошность, и не думаю, что он позволяет себе подобное. Говорят, что Ferrari хотели бы видеть его на месте Арну, но у Рене еще год контракта. Они могут взять де Чезариса третьим пилотом, но не думаю, что так случится, и, возможно, он останется с Ligier, и к нему присоединится Лаффит. Я даю ему 81/2 баллов.

Франсуа Хесно был из тех, кто платит за место в кокпите, и его деньги сыграли свою роль в бюджете команды, но он прогрессировал по ходу сезона, выполняя свою часть работы и не числясь отстающим. Я даю ему 71/4 балов, но удивлюсь, если он найдет место на 1985 год.

ATS были 12-ми и последними, кто набрали очки, когда их временный гонщик Герхард Бергер стал 6-м в Италии. То немногое, что я видел из его выступлений, хватает, чтобы я дал ему 71/4 баллов. Гонщиком команды последние пару лет был Манфред Винкельхок, которого крайне высоко ценит BMW, и я уверен, что куда бы не ушел Манфред, BMW пойдут вслед за ним. Гюнтер Шмидт, владелец ATS - где за год сменилось больше менеджеров команды, чем в Ferrari за всю их историю - в итоге разругался-таки с Манфредом и незадолго до конца сезона они расстались. Это меня расстроило, ведь Винкельхок отлично работал в ATS и приводил машину на 7-8 место на старте, что невероятно, учитывая уровень соперников. Единственное, что ему никак не удавалось, так это финишировать в гонке. То ли он не берег машину, то ли шасси было слишком хрупким. Не знаю, но финишировать он смог только в своей единственной гонке за Brabham, в Эшториле. Манфред Винкельхок очень быстр с богатым опытом, и я ставлю ему 8 баллов. Думаю, в 1985 году он может оказаться в RAM. А вот ATS, боюсь, могут исчезнуть, несмотря на все свои доблестные усилия.

Напоследок остались Skoal Bandit RAM, очков не набравшие. Думаю, их больше беспокоил вопрос прохождения квалификации, что им часто не удавалось сделать. Филипп Алльо был пилотом, платящим за свое место, и не слишком впечатлял. Я даю ему 63/4 балла.

Доктор Джонатан Палмер, второй пилот, был успешным, опытным гонщиком на выносливость. Думаю, ему это больше мешало, чем помогало, потому что он привык вести машину в первых рядах, и не часто смотрел в зеркала, и я слышал от многих гонщиков жалобы, что он их блокировал. Уверяю вас, это настоящая проблема для тех, кого обходят на круг, потому что когда вы уходите с траектории, ваши шины собирают всю грязь и крошки с трассы, и требуется немало времени, чтобы снова очистить их. Я даю Джонатану 71/4 баллов и, возможно, он останется с RAM.

Мауро Балди и Хууб Ротенгаттер неплохо выступали за Spirit, которые им почти не помогали, но я думаю, у них есть потенциал и они достойны 71/4 баллов каждый.

Нельзя говорить о сезоне и не упомянуть Кена Тиррелла и его команду. Я не буду подробно останавливаться на этом, потому что разбирательства FISA и суды еще далеко не окончены. Я лишь уверен, что Кен Тиррелл никогда не мухлевал нарочно. Он мог неверно интерпретировать некоторые расплывчатые правила, но мошенничать... нет, никогда. Кто-то другой - возможно, но только не Кен. Мне кажется, дисквалификация и запрет на участие в гонках до конца года, были слишком суровыми, особенно после великолепного 2-го места Мартина Брандла в Детройте (а ведь едва не было и победы). Брандл и Стефан Беллоф стали свежей струей в мире Ф1 и по-настоящему старались. Я оцениваю их одинаково в 73/4 балла и в этом году они вернутся вместе с Кеном Тирреллом.

Сезон 1984 года был интересным во много благодаря McLaren Marlboro, разрешившим своим гонщикам бороться друг с другом. Что было бы, если бы другая команда была ближе? Я не знаю. Может, еще увидим. Думаю, сезон 1985 года может быть еще интереснее теперь, когда Michelin ушли, что сделает гонки более напряженными. Все команды подписали контракты либо с Goodyear либо с Pirelli, все, за исключением Toleman. Лео Мель, глава гоночного подразделения Goodyear, говорил мне, что сложно просто поставлять шины Renault, что отдавало им приличный кусок поставок шин для их дорожных автомобилей, и они никак не могли взять себе еще и Toleman. А Pirelli не будут поставлять шины Toleman после того как Toleman обошлись с ними в Имоле, заявив что Pirelli должны им денег и ушли от них к Michelin. В 1985 году нам будет чего-то и не хватать, потому что не будет Гран-при в Монако и Далласе. В 1985 году появятся и новые проекты. Zakspeed из Германии выставит одну машину с собственным двигателем. Карло Кити создает свою команду, Motori Doerni SpA, чтобы создавать двигатели Ф1. Но наибольший интерес представляет Карл Хаас, который будет управлять командой F1 Lola, пилотом которой, возможно, станет Майкл Андретти, и у них будет столько денег, сколько они смогут вытрясти из Budweiser.

Похоже, 1985 год станет очень интересным для Формулы 1.


Текст: Роб Уокер
Road & Track, April 1985

Хайнц Прюллер. История Больших Призов 1971 года и людей их проживших. #12

Перевод и редакция:
Алексей Гесс (Hess)
Вадим Русов (Nelson01)

Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса"

Гран-при Франции


Но у Стюарта была печаль, о которой знали только лучшие друзья: "Уже две недели меня мучает странная вирусная инфекция, которую я, вероятно, подцепил в "Atlantic Business"", - так Стюарт кличет миллионные игры КанАм. Это цена безостановочного мотания между Европой и Америкой? "У меня опухли железы, сильные головные боли и я очень быстро устаю, хотя и сплю по двенадцать часов в день. Но на данный момент я не могу лечиться. Пока я выздoровлю, пройдут недели".

Чтобы не обнадеживать соперников, болезнь Джеки хранилась в строгой тайне. Палящее солнце южной Франции, плюс Мистраль ("a hell of a wind"), действуют раздражающе. Конюшня Tyrrell обхаживает Стюарта, как боксера перед боем за чемпионский титул.

Есть Кен, который позаботился о кислородном баллоне не только в транспортере, но и в домике-прицепе за боксами. С ним супруга Нора, "самая молодая бабушка в спорте Гран-при" и их сын Кеннет, который, будучи профессиональным пилотом BEA, задешево привозит всех на каждый Гран-при. Есть доктор Марти, личный врач Стюарта из Лозанны, дружелюбный, толстый господин в очках, который стоит возле передвижного госпиталя каждый раз, когда Джеки залезает в кокпит. И еще есть доктор Фрэнк Фолкнер, состоятельный детский врач, который имеет клинику в США и многолетний друг Тирелла. И, конечно же, Хелен. До начала тренировки Джеки глотает порошки, но потом - все.

Один раз гонщикам удалось пожить "как у бога за пазухой" Ликерный миллиардер Поль Рикар, который позволил себе построить за 50 миллионов гоночную трассу имени самого себя, не мелочился. Арендовал старый замок-отель на средиземноморском острове Бендор, организовал водные лыжи, моторные и парусные лодки и вручил каждому гонщику ключи от VW-Porsche оранжевого цвета.

Одну из этих машин мы со Штомелленом увидели в зеркалах заднего вида, когда мчались по 5,8-километровой трассе на прокатном Fiat: за рулем Регаццони, рядом Соле-Руа. Когда испанец пересел к нам, Штоммелен набросился на него с расспросами: что говорит Регаццони? Где он тормозит? По какой линии едет? Алекс показал кельнцу курс. Обмен опытом начинается в том же тоне, в каком гурманы обсуждают трюфеля и икру.

Примерно так: на прямой "Мистраль" длинной 1,8 километра тормозить на 150-метровой отметке. Так рано? Да. Регаццони здесь наезжает на перебрики? Да, все это делают. Перемещаться внутрь? Нет, оставаться на внешней стороне. Как часто наезжать на перебрики? Семь раз. Не чаще? И Регаццони тоже? Почему здесь тормозят уже на 100 метрах? Шины Fiat визжат. На прямой Штоммелен нагибается и вжимает голову в плечи: "Здесь мне нужны дополнительные 50 л.с. ... или аэродинамическая тень Стюарта или Родригеза".

Рольф мог бы стать ясновидящим. Хотя известно, что Ferrari заплатила за дальнейшую модификацию мотора (на 30 л.с. и 1000 оборотов больше) образованием пены в масле, но все же удивительно, насколько Стюарт с V8 обгонял на прямой двенадцатицилиндровый двигатель. Измеренные Matra в Монако ускорения (1. Ferrari, 2. BRM, 3. Tyrrell Стюарта, 4. Matra и 5. Хилл и Халм с "улучшенными" моторами Ford) слегка сместились.

Икс не смог обогнать второго гонщика Tyrrell Севера, который в гонке получит запасной мотор Стюарта, даже из аэродинамической тени, только, когда у Франсуа закончился бензин. "Дело в том, что Tyrrell сконструирован более обтекаемо", - говорит Франсуа. Стюарт отмахнулся от первых слухов о "супер-моторе" (регистрационный номер 054): "то, что Регаццони быстрее Икса, доказывает лишь, что Икс не особо старался - и больше ничего".

Машина Севера весит 565 кг, 003 Стюарта 556 кг, а его запасная машина имеет с 581 кг, согласно Гарднеру, "ужасный перевес", особенно по сравнению с 565-килограммовой Ferrari. Что говорят передаточные числа? При 22:26 на диаграмме коробки передач Hewland FG-400 и 9800 оборотах в минуту Гарднер вычисляет для меня, что Север достиг максимальной скорости 276,8 км/ч, Стюарт благодаря широкому носу 281,6 км/ч. Для BRM вычислили максимум в 288 км/ч. А у Ferrari "12 500 оборотов", больше Питер Шетти не сказал ничего.

Стюарт доминировал на первой тренировке. Потом и на второй, после захватывающей схватки с Жаки Иксом, при этом на таблице держателей поула семь раз менялось имя. А после того как переведенный Чепменом в виде наказания из Формулы 1 Дейв Уокер выиграл гонку Формулы 3, в субботу вечером впервые в 1971 году возникла настоящая атмосфера последней тренировки, от которой Lotus отказался: семья Чепменов отправилась за покупками в Бандоль.

Охоту открыл Родригез. Когда тронулся Стюарт, Икс устроился в его аэродинамической тени чтобы добиться прямого сравнения Ferrari-Tyrrell. Но Стюарт пропустил Икса вперед, затем бельгиец заехал в боксы, в тени которых довольный Регаццони, насвистывая, смотрел по телевизору музыкальное шоу. В хит-параде больших призов главный шлягер по-прежнему - Стюарт против Ferrari: Регаццони подобрался на четыре десятых ко времени Стюарта.

В последние четверть часа гонщикам Ferrari залили бензина только на четыре круга. "Via, via!" - подбадривает Форгьери и поливает водой шины. Решительно, изо всех сил, Жаки и Клей боролись против Стюарта. Но у Клея на пути постоянно оказывался Surtees. Стюарт, как и все гонщики Goodyear, незадолго до конца сменил G-27 на G-26 и улучшился еще не секунду! "Я ехал один, без аэродинамической тени, и даже тянул за собой Франсуа", - доложил Стюарт, который называет своего товарища по команде "Францоа". "Теперь у меня есть уверенность в себе, которая завтра поможет".

И Бетти Хилл тоже больше не нужно жаловаться на "дохлые тренировочные времена Грэма". "Старик" пробился во второй стартовый ряд, который Зифферт уступил своему коллеге по команде Родригезу всего лишь на четыре сотых.

Первый ряд Стюарт - Регаццони - Икс. Незадолго до своего 13-го Гран-при Регаццони говорил (в который уже раз?) о "Question de pneu": вопросе шин. "Исходя из времени, показанного на круге, мы здесь выиграть не сможем", - это знает Шетти, знает и вся команда Ferrari. "Стюарт может повторить в гонке свое время на тренировке когда, как и так часто, как захочет; мы же только на первых четырех кругах". Потом следует опасаться, что новый состав B-27 перегреется изнутри и создастся неправильный температурный баланс между шиной и поверхностью трассы. "Но мы сделаем все, что в наших силах, чтобы не отстать от Стюарта", - клянется Икс, в то время как Регаццони ждет, "что сегодня перегреется много моторов".

Во время приветственного круга Стюарт, кряхтя от жары, помахивал рукой, от прогревочного круга он отказался и удалился почти до самого старта за занавешенные окна своего жилого вагончика. Джеки сомневался, хватит ли ему сил выдержать битву с жарой; он боялся, что из-за того, что ему удлинили первую передачу для финишного поворота, Ferrari смогут выиграть дуэль ускорений на старте. Но проблемы Ferrari с шинами ему также были известны.

Тактика Стюарта зависела от трех компонентов: его болезни, шин и Ferrari. Поэтому: быстрый соло-уход вперед, что бы избежать требующих усилий дуэлей колесо к колесу; завоевание уверенного преимущества, чтобы психологически парализовать соперников и затем, имея в виду растущие проблемы Ferrari с шинами, держать умеренный темп при постоянных временах круга.

Стюарт стартовал лучше всех. Одна из Ferrari уже в первом повороте наскочила на перебрик и повредила радиатор Хиллу. Стюарт проехал лишь один круг "так быстро, как только могу": стартовый. Второй не оптимален "потому что этого и не нужно". После третьего оборота Джеки шел уже в шести секундах перед Регаццони, Родригезом, Бельтуа, Эймоном, Севером и Зиффертом. Икс на восьмом месте отставал уже на одиннадцать секунд. Несколько минут спустя смертельно раненый мотор замолчал, первый раз в этом году бельгиец сошел. Икс припарковался рядом с прямой "Мистраль", вошел через заднюю дверь в боксы Ferrari и, уже переодевшись, отрапортовал. "Madonna mia!", - в очередной раз заламывал руки Форгьери, - "это был новенький мотор".

Перед боксами Стюарт каждый раз смотрел в зеркала: Ferrari Регаццони вносилась в финишный поворот все с возрастающим опозданием. На несколько кругов отставание оставалось неизменным - 10 секунд, пока Стюарт рывком не увеличил свой отрыв до 17 секунд. Теперь Тиррелл показал заранее обговоренный сигнал "9500". Стюарт сбросил обороты и рабски держался приказа.

За ним ехал Регаццони, полностью осознавая, что Стюарта ему удержать не удастся, ехал тактически: сберегая шины, чтобы продержаться 55 кругов и давя ровно настолько, чтобы держать Родригеза на дистанции в семь секунд.

В боксах March родители Петерсона стали свидетелями того, как Ронни, которого они неделю назад поздравляли с победой в гонке Формулы 2 в Руане, с мотором Alfa терял позицию за позицией, до 16 места. Прошли 20 кругов: глаза-радары Стюарта обнаружили в левом изгибе прямой "Мистраль" пару капель масла, которые потерял Петерсон. "В следующий раз", - подумал Джеки, - "нужно быть внимательным". 21 круг: мотор Петерсона взорвался, но у Стюарта уже воют все сигналы тревоги. Осторожно, будучи готовым, он провел Tyrrell через море масла.

Регаццони никто не предупредил: Ferrari заскользила по слою масла, коснулась отбойников и остановилась поперек направления движения. Родригез, Север пролаврировали мимо, но Brabham Хилла занесло. Между Ferrari и отбойниками слишком мало места. "Авария", - проревел громкоговоритель.

Икс попытался кинуться на помощь, однако обнаружил дверь боксов Ferrari запертой и проскользнул сквозь боксы Lotus... тут же повстречав идущего навстречу Регаццони. Второй пилот Ferrari идет пешком, вторая Ferrari застряла в песке.

"Один вылетел, у другого дефект двигателя - а впереди Стюарт рулит одной рукой: как таксист". В глазах Форгьери отражение всего сезона 1971.

Таким образом, Родригез унаследовал второе место, которое он оборонял как лев. Во-первых, за ним как тень следовал Север, во-вторых, BRM сотрясали такие вибрации, что у Педро в поворотах двоилось в глазах - и это на широкой, похожей на аэродром трассе, не которой пилот не может ориентироваться по деревьям или кустам. Лишь когда от сотрясения отвалилась катушка зажигания, Педро сдался.

Теперь Север второй. В 35 секундах позади своего капитана Джеки Стюарта, который ехал на семь секунд медленнее, чем на тренировке, показывая стабильно 1:57 на круге, но только в 10 секундах впереди группы преследования из вцепившихся друг в друга Зифферта, Фиттипальди, Шенкена и Эймона. Проблемы были у всех: BRM Зифферта страдала от недостаточной поворачиваемости в быстрых поворотах и потеряла 600 оборотов; Фиттипальди, вынужденный ехать в корсете, чувствовал боль в ребрах; Эймон с пурпурно-красным, яростным лицом пытался компенсировать Matra все больше потерянных л.с., а Шенкен, в конце концов, сошел из-за падения давления масла.

Хотя Стюарт и ехал "самую легкую гонку в жизни", не спеша, но прогулкой к финишу она тоже не была. Когда "лопнул" мотор продолжившего борьбу и после остановки в боксах Хилла, то ко второй за день луже масла не был готов даже Стюарт. На протяжении 300 метров он потерял контроль над своим Tyrrell на скорости 200 км/ч. "Не может такого быть! Ferrari и Родригез сошли, я лидирую с таким преимуществом и теперь чуть не запорол гонку". Интуитивно Джеки удержал Tyrrell на трассе. И снова в боксах Tyrrell сердца забились вдвое быстрее: за пять кругов до конца внезапно ужасно зазвучал мотор Севера, как удары грома. "Конец, неисправность мотора", - подумал Франсуа. Но опытное ухо Тиррелла отметило: "Это не отказ двигателя, только отлетела выхлопная труба". Кен помчался на стенку боксов, что бы подхлестнуть Севера, так как Фиттипальди и Зифферт все больше приближались. Симон Зифферт нервно затянулась сигаретой. Неужели Зеппи станет вторым? "Хотя бы четвертым, мне и этого хватит для счастья", - сказала она.

Север потерял пару сотен оборотов. "Последние три круга ужасны, кошмар, мания преследования", - думал Север, но все же - вскинув руки - пересек финишную линию вторым. Тиррелл перепрыгнул через стену боксов, чтобы поздравить Джеки и Франсуа с первой двойной победой своих машин.

Фиттипальди занял третье место. Зифферт четвертое, прибыв окруженный гроздьями счастливых швейцарцев. Эймон остановил Matra как такси и отказался с кем-либо говорить, подавляя ярость. Визель отбил у Сертиза шестое место, после чего Чепмен обнял своих механиков и сунул каждому в руку по пиву, в 1970 в Клермоне это было еще шампанское. Сегодня же "Поммери" лилось в боксах Tyrrell, струя попала точно на стопку шин Goodyear. Сегодня они были нужны меньше, чем думали.

Север привел назад свою машину подобно изящной партнерше по танцу. "Спасибо, Кен", - сказал он Тирреллу, - "за то, что ты построил для меня такую чудесную машину". Сияюще-экстравертированный, с большими небесно-голубыми глазами и такого же детского цвета комбинезоном, Франсуа Север стоял так, и кто-то подумал вслух: он так хорошо выглядит, что ему не нужно участвовать в гонках, рисковать - нет такого в жизни, чего бы Север не мог получить без боя.

Возможно. Но за обликом кинозвезды француза скрывается намного больше жесткости, чем можно было бы подумать. И никто не дарил чего-то Северу на протяжении его карьеры, скорее, наоборот.


Продолжение следует

Час сериала - Четыре колеса и рулевое колесо. 5-я серия.

Алексей Ким (Alex UZ)
Иван Пухкал (I. P.)

"Идеальный пилот"


Расшифровка диктофонной записи.


Находясь проездом в Лондоне, я случайно столкнулся на вокзале со своим давним знакомым, математиком, специализирующимся в области криптографии, который в начале девяностых уехал на Запад. Когда за чашкой чая он выяснил, что меня интересует "Формула-1", мой друг сразу же пригласил меня заглянуть к его коллегам, которые, по его словам, как раз эту тематику и исследуют.


Человечество всегда хотело получить ответы на волнующие его вопросы: "Является ли Михаэль Шумахер величайшим гонщиком всех времен и народов?", "Увидим ли мы идеального пилота, который никогда не совершит ни одной ошибки?" и, наконец, "Была ли действительно ошибкой ошибка Шумми, или это часть большого плана?". На беседу с английскими учеными я возлагал определенные надежды, что какие-то подвижки к ответам на эти вопросы будут найдены.


Итак, я беседую с Майком Сэттони и Деборой Уитхем, докторами наук. Майк – исследователь Массачусетского технологического института, Дебора же работает в Сассекском университете в Брайтоне. Их научные интересы лежат в области имитационного моделирования. Недавно они опубликовали статью ("Nature" за апрель месяц), которая непосредственным образом относится к тематике нашего журнала.


- Мой первый вопрос: так какого рода исследования вы проводили?

- Грант на исследования от одного из автопроизводителей, входящих в группу GPMA, - начал Майк с интонацией преподавателя, читающего лекцию - вкратце можно сформулировать следующим образом: определить наилучшие физические характеристики (рост, вес, реакция и так далее) для пилота, который с наибольшей вероятностью будет одерживать победы в гонках при нынешнем составе пелетона.

- То есть, совсем упростив, от нас требовалась модель идеального пилота. - уточняет Дебора. - Не исключено, что вы раньше уже слышали о схожем исследовании, когда группа ученых составила математические модели болидов "Формулы-1" и запустила генетический алгоритм, который должен был выявить наиболее эффективные варианты конструкции. Мы, кстати, использовали эти модели в нашей работе, благодаря любезному согласию наших коллег, получивших эти результаты.

- Деб и я решили действовать схожим образом. - снова взял слово Майк. - Мы задали программе определенный набор человекоподобных особей с самыми различными параметрами и запустили генетический алгоритм отбора.

- Попросту посадили всех виртуальных пилотов в виртуальные машины и скомандовали "Поехали!" - смеется Дебора – Некоторые не могли сдвинуться с места, некоторые проезжали от силы процентов 10% дистанции. В следующее поколение отбирались три победителя, на основе "генов" которых и формировалась дальнейшая популяция. Естественно, в какой-то процент вносились мутации.

- После нескольких тысяч поколений нам удалось добиться очень интересных результатов – продолжает Майк – Но, к сожалению, когда мы показали эти результаты заказчику исследования, то он прекратил финансирование проекта, и мы остались только с промежуточными результатами. Скажу сразу, что относительно идеального пилота мы получили, но его характеристики разбросаны в слишком большом интервале, чтобы можно было переходить к заключениям на реальных объектах.

- И насколько сложно решение?

- Решение? Если не вдаваться в математику и перечислять списки параметров и их вариации, то довольно простое.

- Однозначное?

- Вполне.

- Ну тогда, в чем же оно?

- Вы действительно хотите знать?

- Да, конечно.

- Боюсь, оно вам не понравится.

- Неважно!

- Хорошо... Нет, оно вам точно не понравится.

- Все равно давайте! Читатели должны знать!

- Итак... идеальный пилот... чемпионата мира "Формула-1"... при участии нынешних гонщиков... это...

- Ну!!!

- Обезьяна – хором закончили ученые. - Орангутан, если конкретно.

[Пауза порядка минуты]

- А-а, э-э-э...

- Ну вы понимаете, во-первых, немаловажен малый вес – это означает меньшие перегрузки. Потом, невысокий рост – можно делать машины более плоскими. Затем длинные руки – можно посадить пилота относительно далеко от руля. Высокая агрессивность может найти выход в спортивных успехах. Обезьяну легко натренировать. Да и потом, ей не нужно платить многомиллионные гонорары...

[Конец записи]


Из анонсов журнала


...Почему так холодно?... Где я?... Да и кто я, в конце концов?...


Так, давайте посмотрим в карманах. Черт, и карманов-то у меня нет. Во что я одет? Хм, комбинезон... Черт, это больше похоже на нижнее белье, чем на нормальную одежду! Может меня стукнули по голове и ограбили? Примем это за рабочую версию, но вопрос идентичности это все равно не решает!


Смотрим дальше... Ты смотри, на комбинезоне какие-то наклейки... Вижу знакомый логотип. Intel! Наверное я компьютерщик! Хотя... Нет, тогда бы здесь еще был логотип моей любимой операционной системы или какие-нибудь слова типа Suxx, Rulezzz...


Думаем... Вот вижу Credite Suisse. Может быть я финансовый консультант? Нет, это меня ни к чему не приведет... Здесь столько поналеплено... Ну вот например, есть надпись O2. И что ты на это скажешь? Химик, да? Глупость.


Надо попытаться вспомнить прошлый вечер. Ну сидели мы... мы! У меня есть коллеги по работе! Черт, а кто они? О чем мы говорили? Э-э-э... О! Кто-то говорил про проблемы с рулем! Ну и? Обычный треп мужиков о машинах. Кстати, о машинах! Машины – деньги, деньги – девушки... Надо вспомнить девицу, которая утром меня вытолкала из постели!


Да что такое! Вспомнил их уже столько, что хватит браков на 15. И ведь с каждой был помолвлен! Метод исключения и тут не сработает...


Думай, думай, думай... Может головой об асфальт постучать? Ой, #$!*$, ну и гудит! Ну давай осторожненько... Тюк! А-а-а-а-а! А! Вспомнил! Я же трепался с парнем, который был одет так же как и я! Так что это наша форменная одежда! Я даже помню его последние слова, перед тем как все стало темным-темно!


Сейчас, сейчас... О! "На ногах совсем не стоит, betrunken schwein". Неужели это меня так зовут? А ничего так, звучит. Хорошо, допустим. А что было до этого?


Ц-ц-ц... Ага! Он рассказывал какую-то историю. Причем довольно загадочную. Прям Стивен Кинг устами Фокса Малдера.


Катаюсь я (говорит он) на велосипеде рядом с домом. А тут раз, из ниоткуда грузовик выезжает и я в него – шмяк! Вот дальше ничего не помню, напрочь память отшибло. Потом очухался в больнице, вокруг моей кровати стоят какие-то ребята, говорят типа – "чувак, как мы счастливы, что с тобой все в порядке, нам не хотелось потерять такой талант. Вот поправишься и сразу же дуй на работу, мы тебя коньячком долечим, ха-ха!" А сижу и весь обалдеваю – не знаю я этих коллег – но киваю, улыбаюсь и все такое. Мало ли, это ведь я тут с амнезией, им лучше знать. Потом в целом память вернулась, но вот последние несколько месяцев до аварии припоминаются довольно смутно. И вот те крест, у меня такое ощущение, что раньше я работал совсем на других парней. Хотя, может оно мне и померещилось: начальник точно тот же самый, цвета те же, да и спонсоры похожи...


Спонсоры, наклейки, пьянки?! Слушайте, так наверное я звезда! Вот только в чем? В спорте? Да нет, там режим строгий, ночью не напьешься. Может художник какой? Тогда откуда спонсоры? Может, прости господи, политик? Но тогда бы меня сейчас поддерживала четверка телохранителей. Музыкант? Вот это ближе...


А-а! Я же записал диск! Диск! Я певец!!!! Так какого же я здесь рассиживаюсь! С первым же рейсом – в Америку! Не откладывай карьеру на завтра, когда ее можно начать сегодня!


Читайте первую часть нашего нового проекта "Хроники подбитых уток" - "Жак Вильнев". Уже в сентябрьском выпуске журнала!


Из маркетингового плана


ЗАКАЗЧИК: "Владимирские бетономешалки"

ПРОДУКТ: Бетономешалки

ЦЕЛЬ: Ассоциировать владимирские бетономешалки с миром Формулы-1. Это мероприятие должно улучшить имидж компании.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гламур, высокие скорости, победа, технологическое совершенство, борьба, популярность.

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП: Ассоциирование должно быть совмещено с противопоставлением. С одной стороны, когнитивные связи потребителя устанавливают соответствие между ПРОДУКТОМ и Формулой-1, а с другой – проводят четкую дифференциацию между идеальным миром гоночных машин и суровой реальностью, в которой куда лучше использовать ПРОДУКТ.


Макеты рекламы


- Фотография – Двадцать две бетономешалки, раскрашенные в цвета выступающих в чемпионате команд. Рекомендуется использовать эту фотографию в самом начале кампании. Никаких логотипов или указаний на название КОМПАНИИ – потребитель должен быть слегка заинтригован.


- Фотография заглохшего на старте болида, который безуспешно пытаются оттолкать маршалы. Подпись: "Опять встал? Владимирские бетономешалки – три года бесплатного техобслуживания."


- Фотография разбитого вдребезги болида у "стены чемпионов". Подпись: "Не стена виновата – он пытался подрезать нашу бетономешалку"


- Фотография – на переднем плане бетономешалка в серебристых цветах и надписью "Safety car"; на заднике сцены угадываются нечеткие очертания чего-то, залитого бетоном. Подпись: "Нам часто приходится работать на грани наших возможностей. Ведь безопасность пилотов - превыше всего. Владимирские бетономешалки – наш выбор. Джо Карпентер, старший маршал."


ПЕРСОНАЛИИ: Формула-1 у подавляющего большинства потребителей в силу психологических закономерностей сублимируется в виде ее отдельных представителей. Следует однако отметить, что образу водителя бетономешалки и гонщика Формулы-1 в едином лице идеальных соответствий нет. Конечно, было бы замечательно, если бы умению водить Шумахера добавить виртуозный английский Ирвайна, да темперамент Монтойи и украсить все это небритостью Пола Стоддарта. Но такое в реальности, увы, неосуществимо. Поэтому единственное, что можно порекомендовать заказчику – это чаще экспериментировать. Возможно, даже сделать это одним из лозунгов кампании. "Сегодня в бетономешалке руль сжимает суровый шотландец, а завтра – красавчик-немец [кстати, краткий опрос показал, что от Росберга за рулем бетономешалки 78% его болельщиц сойдут с ума]. Владимирские бетономешалки – для всех вкусов и возрастов".


Пометка от н-цатого дня м-цатого месяца 2005 года: ПРОЕКТ ЗАВЕРШЕН

Пометка, датированная двумя неделями позже: после всестороннего рассмотрения представителями исполнителя и заказчика было решено передать разработанный план в ФИА.

Пометка, датированная тремя месяцами позже: проект принят ФИА. Вместе с тем, новый заказчик попросил изменить акценты на привлекательность бетономешалок для гонок.

Последняя пометка: ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРОЕКТ В РАЗРАБОТКЕ.


Продолжение следует

Партнеры


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1

САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.



НАШИ ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ

www.heikkikovalainen.net - неофициальный сайт, посвященный финскому пилоту "Рено Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий.



КЛУБ ПОКЛОННИКОВ ФОРМУЛЫ-1

Обсуждение последних событий в мире Формулы-1. Выскажите и свое мнение о прошедшей гонке или поступающих новостях! Благодаря тщательно продуманной и проверенной в деле системе правил в листе царит атмосфера взаимной вежливости и уважения.

Подписаться на дискуссионный лист.


Выходные данные

Редакция

Главный редактор: Роман Блынский

Зам. главного редактора: Алексей Ким

Редактор: Иван Пухкал
Обозреватель: Анна Гидаспова

Обозреватель: Дмитрий Федотов

Обозреватель: Дмитрий Шканов

Редакционная политика

- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.

- Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.

- Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие правки использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.

- Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве с юридическими и физическими лицами и рассмотрит все предложения.

- Использование материалов проекта - только с разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

- Полный тираж издания: 20766 экз.

- При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).

Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru
Архивы проекта "Ф1-МОМК": на Subscribe.Ru \ на Content.Mail.Ru \ на MailList.Ru

© "Ф1-МОМК"
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное