Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #239 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Участник содружества "Ф1-Альянс"
Выпуск #239 от 8 февраля 2007 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-alliance.ru \ blynsky.narod.ru

Сегодня в номере:

Неделя
Вопрос номера
Ф1-Калейдоскоп - Лучшие "сердца"
"Спорт Сегодня" представляет

Книги
Роб Уокер: ежегодный рейтинг пилотов. 1984 г. #1
История Больших Призов 1971 года и людей их проживших. #11
Час сериала - Четыре кота и рулевой кот. 4-я серия.
Право голоса
Результаты предыдущего опроса
Освобождение. #1
День рождения Кими.

Детали
Партнеры
Выходные данные

Вопрос номера


Попробуйте оценить:
сколь долго еще будут показывать Ф1 в России?
 

Памятка голосующим:

- Пользователям "I.E." и "Opera" голосовать можно сразу, пользователям же "The Bat!" предварительно необходимо сохранить вложенный html-файл и открыть его браузером.

- Голосуйте так: выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки.

- Появление на экране монитора странички Альманаха означает, что голосование было успешным.

- При проблемах с on-line голосованием можно отдать свой голос и по E-Mail. Пишите с указанием темы опроса и ответом сюда: f1-momk@rambler.ru.

Ф1-Калейдоскоп - Лучшие "сердца"

Дмитрий Федотов (Floters)

Мотор – сердце любой машины. Это утверждение с легкостью докажет даже первоклассник, прикрутив игрушечный моторчик к деревянной дощечке с пластмассовыми колесиками. Конечно, в Формуле-1 не стоит забывать и о других компонентах машины, если вы желаете добиться успехов гонках: талантливый гонщик, слаженно действующая команда, отличное шасси, износостойкие и хорошо сцепляемые с дорожным полотном шины – все это отлично, но ведь никуда не деться – без мотора ничего не будет функционировать. И недаром более половины гонщиков важнейшим компонентом машины называют именно отличный мотор. Для нас, зрителей и телезрителей, мотор является еще и "звуком" машины. Если кому-то доводилось смотреть автогонки без звука, то эти люди прекрасно знают, что удовольствие от просмотра теряется значительно (если, конечно, при включенном звуке не портит общей картины телекомментатор). Так что, как ни крути, а мотор – штука архиважная. Не меньше нас с вами об этом знают и команды – недаром считается, что если команда не имеет прочной связи с автопроизводителем (читай – производителем моторов), то шансы победить в чемпионате (и в гонке тоже) стремятся к нулю. Ведь схема "купил мотор - поставил на машину – победил" уже давно в прошлом, поскольку тесное сотрудничество и интеграция во многих узлах дают возможность более значительных результатов.

Кстати, покупка моторов тоже дело не из дешевых. Например, команда "Заубер", покупавшая моторы "Феррари" на деньги малазийской нефтяной компании "Петронас", тратила в год около $20-25 млн. Разумеется такие деньги связаны с огромными затратами на разработку этих самых моторов. Неудивительно, что ФИА время от времени старается эти затраты несколько подрезать, как например, была "зарезана" эпоха турбомоторов в 80-х, когда дела доходили до того, что выпускались отдельные спецификации двигателей только на одну единственную квалификацию. Так что не будем ругать Мосли за очередную идею с "замораживанием" регламента на моторы, время которой уже идет. Конечно, я не специалист в области моторостроения, однако не трудно догадаться, что в некоторых областях эти самые моторы можно будет слегка улучшать, иначе например, трудно будет представить, что "Феррари" сможет смириться с отставанием от, скажем, "Мерседеса" или "Хонды". Так что я уверен – улучшения моторов, пусть и незначительные, но будут происходить. Вот я и подошел к нынешнему балансу сил у моторостроителей. Дальше будет что-то вроде рейтинга мотористов на сегодняшний день, правда довольно субъективного, но я, все же, попробую объяснить, почему я расположил следующих производителей двигателей по таким местам. Сразу отмечу, что настоящая разница в современной Ф-1 незначительна. Давно нет такого, как, например, в 1987-1988 годах, когда моторы "Хонда" были объективно лучшими. Сейчас можно говорить о каких-то различных вещах, в которых, по мнению специалистов, лучше выглядят одни двигатели – в других – иные.

И еще раз повторюсь – это не рейтинг моторов или компаний, это субъективный рейтинг возможностей мотористов и их техники в наши дни.

Итак, поехали...

6 место в этом небольшом рейтинге занимает "Тойота". Причин этому несколько – во-первых, моторы эти, как считают многие, несколько тяжеловаты, по сравнению с конкурентскими, да к тому же, являются не самыми мощными. Надежность, конечно, довольно неплоха, но не идеальна (идеального, вообще, не бывает) – отказы моторов "Тойота" мы все же наблюдали. К слабым местам производителя я отношу и слабый опыт. Конечно, в других автосериях моторы "Тойота" пользуются довольно хорошим доверием, однако мало кто сравнивает баскетбольные и теннисные мячи. Лука Марморини – главный моторист команды (который когда-то ушел из "Феррари"), как ни крути, - уже вчерашний день, а схема работы всей компании, что ни говори, оставляет желать лучшего. К счастью, "Тойота" нашла хорошего потребителя моторов – команду Фрэнка Уильямса, которая, несомненно, поможет в улучшении двигателя.

5 место я отдаю "Мерседесу". Несмотря на довольно высокие обороты, которые демонстрировал мотор "Мак-Ларена" в прошлом году, ахиллесовой пятой, как правило, является надежность.

4 место, подумав, я отдал "БМВ". Баварцы, как правило, делали довольно мощные "оборотистые" двигатели, которые позволяли, например, "Уильямсу" несколько лет назад блистать в Монце (где, как правило, проявить себя могут наиболее мощные моторы), но как и у "Мерседеса", одной из главных проблем я считаю надежность.

Моторы "Феррари" горят гораздо реже, хотя и у них бывает такая проблема, однако минусами итальянских двигателей, является система охлаждения. "Феррари" в данном рейтинге занимает третье место, совсем немного уступив "Рено". Если бы французские двигатели были бы мощнее, то, возможно, они и заняли бы первое место, но, несмотря на все плюсы – "эластичность", компактность, хорошее охлаждение, "Рено" - вторые.

Первое же место у "Хонды". Как показывали исследования в 2004-2006-м годах, это одни из самых мощных (если не самые) моторов в Формуле-1. Возможно, периодические взрывы моторов и подрывают авторитет команды, но эти просчеты с лихвой компенсирует команда, продолжающая упорно трудиться над улучшением двигателя. Успехи Баттона и всей команды очень тесно связаны с мощью "Хонды", а если вспомнить, что в свое время у японцев создавать моторы заново училась "Феррари", то первое место в рейтинге многим не покажется странным. Наглядной демонстрацией силы этого двигателя в прошлом сезоне послужил эпизод на Гран-при Турции, когда долго мучившийся с кем-то из соперников Баррикелло (Рубенс никак не мог догнать и обогнать), получил совет от своего гоночного инженера – увеличить количество оборотов мотора. И тут же, как по мановению волшебной палочки, неподатливый соперник остался позади...


На мой взгляд, расклад сил мотористов сейчас примерно такой, каким я отобразил я его выше. Вполне вероятно, что я ошибаюсь, ведь всей доступной информацией не владею, возможно, кто-то что-то изменил бы в этом рейтинге на свой лад и видение этой картины. Поэтому прошу считать, что данный рейтинг никому не навязывается. Если же вы с чем-то не согласны – милости просим, рассылка Ф1-МОМК – это как раз то место, где вы всегда сможете высказать свои мысли!

7 февраля 2007 г.

"Спорт Сегодня" представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
31 января 2007 г. - Renault продлевает тесты...
31 января 2007 г. - Алонсо столкнулся с Бадоером (ВИДЕО)...
01 февраля 2007 г. - Трулли опробовал новую Toyota TF107...
01 февраля 2007 г. - Кими Райкконен: "Для адаптации нужно время"...
01 февраля 2007 г. - Bridgestone дал согласие на продление тестовой сессии...
01 февраля 2007 г. - В Toro Rosso не готовы назвать пилотов...
02 февраля 2007 г. - Ван дер Гард сбежал из Super Aguri...
02 февраля 2007 г. - Алонсо полон оптимизма...
02 февраля 2007 г. - Гендиректор телеканала "Россия": "Телеканал "Спорт" стал рентабельным"...
03 февраля 2007 г. - Жители ОАЭ увидят лучших гонщиков "Формулы-1"...
03 февраля 2007 г. - Франк Уильямс: "Вся команда постаралась на славу"...
03 февраля 2007 г. - Василий Кикнадзе: «Информация об увольнении Григория Твалтвадзе - неправда»...
04 февраля 2007 г. - Абу-Даби примет Гран-При в 2009-м...
04 февраля 2007 г. - Тестировать Spyker будут четыре гонщика...
05 февраля 2007 г. - Марко Андретти снова приглашен на тесты...
05 февраля 2007 г. - Экклстоун хочет проводить ночные гонки...
05 февраля 2007 г. - На "Спорт сегодня" открыта вакансия корреспондента ленты новостей...
06 февраля 2007 г. - Ван дер Гард останется в Spyker...
06 февраля 2007 г. - Дэймон Хилл: "Алонсо - бравый парень!"...
06 февраля 2007 г. - Шумахер пока не определился со своей ролью в Ferrari...
06 февраля 2007 г. - Renault не волнуют успехи конкурентов...
06 февраля 2007 г. - Де ла Роса показывает лучшее время на тестах в Хересе...
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Результаты предыдущего опроса

Кто из пары пилотов команды BMW будет сильнее в 2007 году?
- Ник Хайдфельд 37% (73)
- Роберт Кубица 36% (72)
- оба хороши 8% (15)
- оба так себе 9% (17)
- на фоне Васи Пупкина из Урюпинска - оба - карлики 8% (15)
- затрудняюсь ответить 3% (5)
- особое мнение 2% (3)

Особые мнения

Джен.

Мое мнение таково: оба гонщика будут стараться изо всех сил (в неформальной беседе употребила бы выражение "из штанов выпрыгивать :) ), чтобы превзойти не только соперников из других команд, но и друг друга. Что вполне объяснимо: Нику есть что терять, и в том случае, если он уступит молодому и совсем еще зеленому напарнику, думается, на его дальнейшей карьере (если таковая будет иметь продолжение) это скажется не самым лучшим образом; Кубице же (весьма амбициозному и, на мой взгляд, не лыком шитому пареньку) надо подтверждать авансы, выданные ему в прошлом году, и опять-таки не ударить в грязь лицом после столь удачного начала карьеры в Формуле 1. В общем, каждому есть за что бороться. Вообще, мне кажется, с точки зрения внутрикомандной борьбы эта парочка будет одной из самых интересных. Так что однозначно сказать, кто будет сильнее, я не могу.


Gu$lik.

Роберт Кубица и реально рулит, и уже решает! Николас – неудачник.

Славяне, вперед в Ф-1! :))


Vladimir Kiselev.

Мне более симпатичен Кубица, а Ник что-то мне разонравился в последнее время, особенно своими заявлениями. А кто победит покажет время, но болеть буду за Кубицу.


RomB.

Всеми фибрами души болею за Ника Хайдфельда. В его гонщицкой карьере было слишком много несправедливостей, мешавших Нику зримо явить свой огромный (я абсолютно уверен в этом...) гонщицкий талант. Верю в то, что он попал, наконец, в BMW в нужное место и в правильное время – и мы это увидим.

Грубовато выскажусь, наверное: как говорили в одном второсортном голливудском боевике – "Победитель не говорит "Я попробую". Победитель приходит и трахает "Королеву бала". – Ник, пора это проделать, если ты Победитель ...


Возвращаясь к номеру 238.


Dr. Alex UZ and Mr. Timonin.

Полная ТВ-версия презентации команды - это вам интересно?

По той схеме, по которой проводятся презентации большинства команд - нет. В этом году заинтересовали только две - McLaren и RedBull. Первая устроила лазерное шоу в красивом месте, судя по картинкам в новостях - что-то незабываемое. Сильный ход, который оценили любители театрализованных шоу, скажем, открытия Олимпиад. Вторая поступила как всегда очень оригинально - сжато, где-то на полчасика максимум, зато потом сразу продемонстрировала болид в действии. И это тоже беспроигрышно - зимой не так часто мы видим болиды на трассе, даже в одиночестве и подобное, несомненно, интригует больше традиционной презентации, где выдвигают что-то бесформенное под покрывалом, потом с помпой открывают и начинаются двухчасовые здравницы. Резюмирую. Если один из спортивных каналов устроит sms-голосование, по итогам которого будут показаны полностью две-три презентации, то это здорово. Но... почему-то я почти уверен, что народ тупо "попрется" на лидеров - Феррари, МакЛарен, Рено. Спорим? :-)

А мне бы РедБульчика, пусть даже с итальянским акцентом...

Освобождение. #1

Сарвар Рузматов (Sarik)

Освобождение

Последние события в мире Формулы 1 происходят вокруг 2-х команд – Scuderia Ferrari и McLaren Mercedes. Давнее противостояние вспыхнуло вновь после широко известного и разрекламированного перехода действующего Чемпиона мира в McLaren Mercedes и уходе оттуда Кими Райкконена. Причем объяснить и понять такой шаг Рона Денниса не может никто. Ведь именно Рон Деннис был главным инициатором перехода Алонсо в McLaren. Норберт Хауг – де-факто главный представитель Штуттгартского автоконцерна в McLaren (читай - фактический Хозяин) до последней секунды пытался оставить Кими Райкконена в McLaren и не только и не столько из-за того, что у нас-де Dream Team (команда мечты) нарисовывается на 2007 год, а потому, что понимал: – "Кими мог, а Фернандо – еще не известно". Вообще складывается впечатление о том, что приобретение Алонсо – сравнимо с тем, как все советские, равно как и бывшие советские люди тащат с улицы домой всякое барахло, захламляя себе свой собственный балкон, мотивируя это так: "на всякий случай, авось и пригодится, небось, есть-то не попросит". Нас, конечно, понять можно, эта привычка у наших людей сложилась не от хорошей жизни, но вот зачем все-таки Алонсо нужен McLaren?

McLaren Рона Денниса отличался тем, что делал сам своих пилотов чемпионами – создавал их, а не покупал, потому, что покупать их обычно не получалось.

Тот же Шумахер был ценен еще и тем, что сделал себя и свою команду – сам, и не бросил ее, а Алонсо сбежал туда, где платят больше. Рон же на досуге прикупил Алонсо так, на всякий случай, а почему бы и нет? Ресурсы у McLaren есть, и очень приличные.

После этой покупки у McLaren случился разлад с их партнерами – Mercedes, что, скорее всего, приведет, если уже не привело, к поглощению McLaren со стороны Mercedes. Более того, покупка Алонсо – полбеды, необходимо еще сделать быструю, а главную НАДЕЖНУЮ и стабильную машину. А с этим – огромная проблема. Возможно, проблемы кроятся не в бардаке, о котором много пишут в нашем альманахе. Я думаю проблема в самом Роне Денисе и в его стиле руководить. У McLaren полно денег и технологий, но их еще нужно использовать. Грамотно использовать. Но, технологии и машину создают люди. С ними нужно уметь работать, управлять ими, а главное ценить и уважать их. Таких специалистов класса Ньюи и прочих талантливых перебежчиков нужно понимать, уважать и ценить, а не отдавать приказы в стиле Г.К.Жукова в начальный период войны: - "Всех отдам под суд, расстреляю, ни шагу назад". Более того, если Рон Деннис замкнул все руководство компанией в своих руках и сам принимает все решения, о чем он сам везде заявляет и о чем часто иронизирует Флавио Бриаторе, то нужно быть гением чтобы не просто руководить, а руководить эффективно, быстро и умело. Для этого нужно быть личностью с большой буквы. Судя по результатам команды - Рон Деннис не таков. Сегодня пытаясь спасти тонущий корабль, Рон Деннис делает кучу глупостей, а глупости всегда совершаются в такой период.

В общем, будущее McLaren будет зависеть от грядущего сезона. Бесконечно тянуть резину и не проводить крупномасштабные реформы с пусканием крови – нельзя. Все слишком далеко зашло и виновные должны понести наказание, а виновные есть и они сидят в высшем руководстве команды. Все как у нас, та же рыба, та же... голова...


О хорошем

Если в McLaren проиграли все, то Кими все же победитель. Просто он уже не будет участвовать в той мышиной возне, которая начинается в McLaren.

В Ferrari абсолютно другая обстановка, хотя времени на раскачку у Кими не будет, слишком уж высоки ставки у команды на своего нового пилота. У него есть все для победы – скорость, талант и усердие. Хотя его бывшие работодатели подливают деготь в бочку медового счастья Кими. То Марио Иллиен заявит о том, что Кими сам водить не умеет и сам "убивает" двигатели своих машин, а потом отказывается от своих слов, то Мартин Уитмарш начинает публично сравнивать Алонсо и Кими, отдавая предпочтение испанцу, называя его более быстрым, более стабильным и более талантливым. Что-что, а об этом он мог бы не говорить. Никто не знает, как поведет себя Алонсо в ненадежной и медленной машине, да еще и в команду у которой, честно говоря, туговато со стратегией и тактикой. Тут даже у 7-ми кратного чемпиона мира Шумахера нервы сдадут, хотя, как известно, они у него почти стальные. А разговоры о том, что Кими сам сжигает свои моторы, постоянно атакуя - ничем иным как болтовней бездарного инженера назвать нельзя. Ну не способен был человек сделать что-то путное полезное, а после ухода с поста начинает рассказывать о том, какой он был гений, а все вокруг него – дураки сплошные. Это уже клиника...

Если взять статистику с 1996 года, то у McLaren Mercedes всегда слабым местом был именно двигатель. А ведь до 2002 года Райкконеном и не пахло. Верить Иллиену – то же самое, что верить некоторым писателям либерального толка, которые пишут на заказ о том, что при Сталине в СССР в тюрьмах сидело 80 млн. человек и это по минимуму... Здесь все ясно.

Болид Формулы 1 представляет собой чудо инженерной мысли – высокотехнологичный автомобиль, в котором электроники, возможно даже больше чем механики. Все компоненты болида контролируются электроникой и спалить двигатель невозможно хотя бы потому, что существуют ограничители, существуют компьютер, который контролирует подачу топлива, температуру, обороты, в конце концов, существует команда, которая контролирует все происходящее и часто в ультимативной форме требует от своих пилотов, например, изменить режимы двигателя или не увеличивать обороты.

В новой команде у Кими не должно быть таких проблем как в McLaren, хотя бы потому, что Ferrari всегда более серьезно подходили к вопросу о надежности и решали этот вопрос в комплексе со скоростью и тактикой на гонку. УMcLaren же получалось так – лишь бы скорость была, а там пусть пилоты сами рулят в прямом смысле этого слова. К тому же у Ferrari есть преимущество - их болид 248F1 был самым быстрым автомобилем прошлого сезона. Новая машина F2007 – как обычно эволюция, причем самой быстрой машины прошлого сезона, да и с Bridgestone у Ferrari всегда были очень теплые и доверительные отношения. Правда у Ferrari будет еще один соперник – Renault, но, оставшись без чемпиона, они вряд ли смогут продемонстрировать весь свой потенциал. Физикелла, как обычно не будет блистать, а Ковалайнен очень молод. Для того, чтобы стать достойным соперником ему потребуется как минимум один сезон, а как максимум – вся карьера. Так что в очередном грядущем сезоне Кими получает карт-бланш, в придачу - поддержку команды, поддержку Михаэля, отличную стратегию, возможно, лучшую машину и свой бесконечный талант, до которого всем остальным очень и очень далеко...


Продолжение следует

День рождения Кими.

(Amix)


Рон Деннис сидел в уютном кресле и наслаждался отваром из ромашки. Напротив него на табуретке ерзал Кими.

- Ну что ж, дорогой мой Айсмен, - расслабленно произнес Рон, - поведай мне, как ты собираешься отпраздновать свое 27-летие?

- Ну... - задумчиво протянул Кими, - думаю, по традиции, будет много финнов, много выпивки и танцы на столах...

- Как? - Рон аж привстал от удивления. Ложечка в его стакане с отваром укоризненно задребезжала. - Опять? Неужели ты не можешь хоть последний... (на этом слове Рон поперхнулся)... последний свой день рождения в составе МакЛарена отметить цивилизованно?

Кими вздохнул... перспектива оттянуться на полную катушку, похоже, становилась призрачной...

- А что Вы предлагаете? - скептически произнес он.

- Ну... - Рон отхлебнул отвар из стакана, - Я предлагаю совместить твой день рождения с закрытием сезона и чествованием нынешнего чемпиона мира. Дешево, сердито, и выпивки на брата получится меньше...

Кими тяжело вздохнул. Рон определенно делал это специально... ну что ж... никто не мешает отметить как следует по окончании сезона... а пока, чтобы сберечь нервы...

- Ладно, я согласен. - процедил Айсмен. - Только где мы будем праздновать? Уж не в боксах ли поляну накроем? По питлейну на самокатах рассекать будем?

- Нет, зачем же в боксах. - удивился Рон. - Цивилизованно арендуем виллу за городом, там и повеселимся. Только надо решить с культпрограммой. Но это уже дело профсоюза.

Кими вздохнул. Он уже представил, как профсоюз во главе с потирающим от злобной радости руки Алонсо составляет программу ЕГО дня рождения... Все же жизнь - жестянка... - подумал он...


* * *

- Ну я уж и не знаю, как быть! - Фернандо стоял на балконе и рвал на себе волосы. - То вам не нравится, это не нравится! Вот сами будете устраивать шоу! Что я вам, в массовики-затейники нанялся? И вообще, решайте давайте, что будете Кими дарить, чтоб потом не было совпадений! А то натащат все одинаковых бутылок!!!

Толпа, стоявшая полукругом под балконом, внезапно прекратила шуметь. В тишине раздался голос Рубенса.

- А никаких совпадений и не будет. Сделаем по-умному: скинемся по 10 баксов с носа, а там уж вы, председатели, решайте...

- Какие нафиг баксы? Какие председатели? - Нандо буквально бился в истерике. Вы сговорились все что ли? Вот мне делать больше нечего, как носиться по рынкам Сан-Паулу, гремя мелочью!!!

Фернандо взвыл. Рубенс снял кепку и первым положил в нее мятую десятку. Кепка пошла по рукам. Затем Рубенс поднялся по железной лестнице на балкон и вручил ее Нандо. Тот торопливо пересчитал наличность.

- Сто восемьдесят, сто девяносто... так, я должен еще 10... а еще кто? Кто не сдал?

- Ээээ... Михаэля нет... - негромко сказал Фелипе.

- Блин... Филь, сбегай, стрельни у него десятку... а то ежели я пойду... того... убьет ведь он меня... не знаю, правда, за что... но убьет... - озадаченно проговорил Нандо.

- И не сомневайся! - пробормотал Масса и, включив седьмую передачу, отправился искать Миху.

Миха же в это время сидел себе, никого не трогал, читал Матерацци в оригинале. Он как раз угорал над 128-й шуткой про Зидана, когда в комнату вбежал запыхавшийся Масса.

- Слушай, Мих, дело есть... - едва отдышавшись, сказал он.

- Какое еще дело? - Михаэль нехотя оторвал взгляд от опуса.

- Да вот... коллеге... на днюху... по десятке скидываемся...

- Какому еще коллеге? Айсмэну что ль? А в какой валюте хоть?

- Ну... в баксах, наверное... зеленых таких...

- Ну если в зеленых, тогда ладно... - сказал Михаэль, роясь в кармане. - Вот, держи.

Фелипе зажал в руке десятку и поскакал к остальным.

- Ну, как он там? - тревожно спросил у Фили Алонсо, когда тот добежал до балкона.

- Он это... книжку... того... читает...

- Хм... ну пусть читает... Пойду Хуану позвоню.


* * *

- Алло? - послышался в трубке замызганного бразильского телефона-автомата голос с сильным английским акцентом.

- Але! Хуан? Здорово! Как жизнь? - Алонсо кричал, потому что на другом конце провода играла громкая музыка.

- Да все ол райт, чувак! Кангрэтьюлейшнс, кстати! Как отмечать будешь?

- Так вот, собсно, затем и звоню! Мы тут решили все объединить - днюху Кими, дембель Шуми, меня поздравить... вот... в общем, приезжайте с Жаком... с Крисом... поможете организовать...

- О да! Мы организуем! - внезапно раздался в трубке вопль Жака. - Мы вам ТАК организуем!!!

На другом конце провода послышалась возня. Монти пытался отнять у разбушевавшегося Жака трубу. Через несколько секунд его старания увенчались успехом.

- Ладно! Ждите! Скоро будем! - крикнул Монти

- Чур, я буду тамадой! - послышался рык Жака.

- Будешь, блин, будешь... - Нандо утер пот со лба. - В общем, жду вас вместе со свежими идеями насчет вечеринки.

Трубка была припечатана к телефону-автомату, а глубокий мыслительный процесс в голове Алонсо продолжался. Ладно, речь на дембель Миши можно сочинить, а кто будет сочинять речь на чествование чемпиона? Пушкин, что ли? Эх, надо, наверное, поручить это дело Баттону... А то все равно сидит без дела... А вот на собранные деньги надо купить небольшой тортик... кефирный такой... на рассольчике... лучший подарок с утречка после днюхи...


* * *

Понедельник, конечно, день тяжелый. Но когда на понедельник намечена грандиозная вечеринка три в одном... он становиться втройне тяжелее... Нандо ощутил это в полной мере. К празднованию ничего не готово, вилла не украшена, по комнатам бегает Жак и распевает арии, и вообще - погода какая-то странная... на снег... холодно, пальмы шумят, море волнуется... настоящая осень... осталось только листве полететь... - подумал Нандо и сильнее затянул завязки капюшона...

- Левее, левее! - кричал Монти. Он командовал группой редбулловцев, которые пытались повесить под потолком большую цветастую гирлянду. Марк балансировал на стремянке, Дейв с другой стороны на табуретке. Между ними носился взад-вперед Льюцци с большим рулоном скотча. Борьба с гирляндой шла с переменным успехом, но в конце концов закончилась в пользу гонщиков.

Фелипе притащил кучу дисков и скинул их на пол.

- Вот! Выбирайте! Все, что дома было!

На кухне, гремя кастрюлями и хлопая дверцей холодильника, хозяйничал Ральф. Вокруг плиты, облизываясь, кружили Альберс, Трулли и Сато.

- Ну Рааальф, ну хоть лооожечку облизнуууть... - жалобно протянул Камикадзе. - Уж очень вкусно пахнет!

- Никаких ложечек! - отрезал Ральф. - И вообще - руки мой перед едой! А еще лучше - ноги!!!

Вся троица обреченно вздохнула.

Баттон расхаживал туда-сюда с пером за ухом. Он искал музу. Но этой противной тетке, видимо, очень нравилось играть в прятки, поэтому лист бумаги в руках Дженса был абсолютно чист...

Так, за делами, никто не заметил, как наступил вечер, стали съезжаться гости. Заиграла музыка, послышался смех. Уже были прочитаны поздравительные телеграммы: для Кими - от президента Финляндии, для Шуми - от канцлера Германии... Да, немало дам стало ныне увлекаться автоспортом... Вдруг зазвонил телефон Фернандо.

- Алло? Да, да, да, я. Да, да, конечно, да. Да, да, да, да, безусловно. Да. Большое спасибо, да. Да, да, конечно. Да, тоже рад вас слышать. Да, конечно, конечно. Да, и Вам всего хорошего!

Гонщики недоуменно взглянули на Алонсо.

- Хуан Карлос - пояснил тот.

- Ааааааааааа...

- Ну что, начнем читать речи? - подал голос Алонсо.

- Ээээ, Нандо... я того... речь не сочинил... муза ко мне не пришла... - замялся Баттон.

- Эх ты! Вот блин, нашел, кому поручить, муза к нему не пришла!... Ну и ладно! Я тоже ничего не смог сочинить. Тоже муза не пришла! Значит, плавно перейдем к поздравлению Кими.

- Да, да, давайте перейдем! - загудели собравшиеся.

Первым начал говорить Педро.

- Дорогой Кими! Мы все поздравляем тебя с 27-летием! 27 - это прекрасный возраст, полный надежд и свершений! Мы желаем тебе счастья, здоровья, побед на трассе и в жизни, кучу детишек, дом на Гавайях, эээ... и много-много всего... Знаю, ты увлекаешься всякими двухколесными штучками - мотоциклами, велосипедами, самокатами... Разреши преподнести тебе новый экземпляр для твоей коллекции!

С этими словами Педро вручил Айсмену розовую коробку, обернутую зеленой ленточкой. Когда Кими сорвал обертку и открыл крышку, оказалось, что в коробке минимотоцикл ядрено-оранжевого цвета с черным орнаментом.

- Ну что, может, опробуешь подарок? - скромно предложил Педро.

- ПРО-СИМ! ПРО-СИМ!!! - раздались крики вокруг.

Кими взгромоздился на миниатюрный байк и не спеша сделал кружочек вокруг виллы, сопровождаемый одобрительными криками и визгами, после чего вернулся на веранду. Чествование именинника продолжилось.

- Говорят, что часы дарить - к расставанью - произнес Рон. - Но раз уж ты все равно уходишь, почему б не подарить. С этими словами он вручил Айсмену коробочку, в которой лежал огнеупорный, водонепроницаемый, противоударный хронометр, представленный специально для Кими в бело-голубом исполнении со стальными вставками. Инструкция по использованию хронометра занимала 40 страниц А4 8-м шрифтом, так много было функций... Кими ошалело смотрел на это чудо техники, боясь прикоснуться. Тут вперед протиснулся Хуан.

- Друг мой, Айсмен! - произнес он. - Мы с Жаком долго думали, что бы тебе подарить...

- Да! - подтвердил Жак. - У нас аж мозги опухли и череп стал жать...

- И вот мы придумали!!! - подытожил Монти. - Смотри!

И он указал на столик, на котором стоял... террариум!

- Чччччто это? - глаза у Кими сделались, как юбилейные еврики.

- Это колумбийская игуана! Единственное, что можно легально вывезти из нашей страны! Ну правда, есть еще пластинки Шакиры, но не думаю, что ты ее слушаешь...

- А я песню про тебя сочинил!!! Она войдет в мой новый альбом!!! И клип уже снят!!! Скоро будет на MTV!!! - закричал Жак.

- И я, и я не хочу остаться в стороне! - сказал Флав, - Поэтому дарю тебе вот эти модные красные джинсы из моей последней коллекции! Носи на здоровье!!!!

- А почему красные? - встрял Физик, - Синие же вроде были...

- Были! - подтвердил Флав, - Я перекрасил! САМ! ГУАШЬЮ!!!

- Мы с Физиком, - сказал Льюцци, - знаем, как вы, финны, любите баню. Поэтому дарим тебе вот этот оливковый веник и абонемент в настоящую римскую баню! Будешь в Риме - заходи!!!

- Ну все давно уже заметили, что я увлекаюсь бонсаеводством... - скромно потупил взор Камикадзе. - Вот, прими этот дар - бонсаю с красными листиками, знак счастья и долголетия в Феррари. Я ее не один выращивал, мне Сакон помогал!

- Я вот тоже думал-думал, что тебе подарить... думал, думал... - начал Скотт, - весь сезон блин, думал - и что бы Кими подарить... деньги копил... да вот только их у меня все время отбирали, типа, штрафы да штрафы... гайцы блин!... и вдруг меня осенило! Вот! Дарю тебе этот кирпич! Я его сам на Инди отковырял и стилизовал. Теперь у тебя есть свой именной кирпич! Можешь поставить его на полочку, а можешь носить с собой... мало ли...

- А я вот что подумал... - загадочно произнес Лука ди Монтедземоло, - Ты, Кими, теперь в итальянской команде. Поэтому не мешало бы тебе хоть немного раскрепоститься. Посему дарю тебе словарь итальянского мата, путевку в Форт Боярд... а еще твоя домашняя жизнь станет темой нового реалити-шоу на MTV!

- Ноги Кими подкосились, он чуть не рухнул на пол.

- Стоп, стоп, стоп,не падать! - закричал Нандо, подбегая к имениннику с огромным кефирным тортом в руках. - Свечки задуй!

Кими набрал в легкие воздуха и изо всех сил дунул. Полторта вместе со свечками перекочевало на лицо Алонсо.....

- Мммм, а тортик-то ничегооо... - заметил Нандо, облизываясь.

- А теперь все к столу!!!! - послышался голос Барика. - К СТОЛУ!!!!

И все пошли к столу... и всем было весело... и наутро никто вновь не смог вспомнить, а чем же вчера все закончилось... и даже - чем началось... Но одно они помнили точно - куда бы не забросила их судьба, что бы ни случилось - всегда была, есть и будет старая добрая Формула. Как бы ни старались ее очернить - она все равно является высшей и непреложной истиной. И ради этого, наверное, стоило жить, надеяться и верить в лучшее. И поэтому спокойно стоял ранним вторничным утром на балконе виллы Михаэль и, умиротворенно улыбаясь, смотрел на алый рассвет...

Роб Уокер: ежегодный рейтинг пилотов. 1984 г. #1

Сезон, полный рекордов


Сезон 1984 года Формулы 1 запомнится числом установленных и повторенных рекордов. Ники Лауда стал гонщиком, набравшим больше всех очков - 4061/2, на втором месте Джеки Стюарт с 360-мя очками. Команда McLaren набрала рекордное количество очков в Кубке Конструкторов за один сезон - 143,5, сравните с предыдущим рекордом в 120 очков - Williams в 1980-м. Ален Прост повторил рекорд Джима Кларка - 7 побед (1963 год), а Нельсон Пике - рекорд по поул-позишн (9 раз), который прежде показывали Лауда (в 1974 и 1975 годах) и Ронни Петерсон (1973 год).

McLaren, определенно, провели выдающийся сезон. Но думаю, в этом была и своя доля везения. Довольно часто у них что-то шло не так, либо в квалификации, либо на прогревочном круге, и все равно команда ухитрялась успешно воспользоваться запасным болидом или, как в случае с Ники в Эшториле, успевала поменять мотор. Но представьте, что было бы, если бы эти проблемы проявились, а ведь это вполне вероятно, всего на пару кругов позже, когда гонка уже началась. Результат мог быть совсем иным. Я могу вспомнить, по меньшей мере, два раза, когда после прогревочного круга Прост был вынужден воспользоваться запасной машиной, и затем все равно побеждал.

В любом случае, я не принижаю достижения команды, поскольку считаю, что она великолепна. Особенно меня восхищает Рон Деннис, позволяющий своим гонщикам бороться друг с другом до последнего круга. Это поддерживало интерес к гонке до самого финиша, в то время как традиционные приказы из боксов могли бы наполнить гонки ГП скукой. Было много проблем и помимо шоу результатов, особенно с электроникой, а вот моторы обычно были надежны. Даже не беря в расчет отличную мощность, двигатель TAG Porsche был потрясающим по расходу топлива, и, казалось, ни на секунду не заставлял гонщика волноваться за себя. Это одна из лучших отличительных особенностей всех моторов Porsche и одна из основных причин, почему у меня самого есть Porsche.

Шасси McLaren, спроектированное Джоном Барнардом, было просто потрясающим и устанавливающим новые тенденции. Оно передавало мощность на трассу гораздо эффективнее любого другого, оно было великолепно на неровном покрытии, и хотя оно было не так быстро на прямых как Brabham, отставание было не слишком велико. Причина, почему в Brabham не могли скопировать волшебный хвост McLaren, который был одним из самых значительных плюсов машины, скрывалась в особенностях выхлопной системы, которая не позволяла сделать это, но к 1985 году Brabham собирается доработать все необходимое.

Ники Лауда завоевал свой третий титул Чемпиона Мира в 1984 году и сравнялся по числу титулов с Джеком Брэбэмом, но все еще отстает на два от великого Хуан Мануэля Фанхио. Ники остались всего четыре победы до 27-и рекордных Стюарта, каждая из которых добавляется к череде потрясающих выступлений, если принимать в расчет и его едва не ставшую фатальной аварию на Нюрбургринге в 1976 году. Ники сказал, что в 1984 году у него был самый сложный сезон, что не удивительно, учитывая, что его напарником был Прост. Не то, что бы они не были хорошими друзьями и напарниками, но борьба была напряженнейшая.

В прошлом году американцы, которые не согласились с моим рейтингом, жаловались, что я поставил Лауду слишком низко. Что ж, боюсь, они снова останутся недовольными, потому что я думаю, Ники повезло выиграть чемпионат, имея 5 побед против 7 у Проста. Они оба эксперты в настройке машины, так что здесь преимущества ни у кого нет. Прост был быстрее в трафике и на протяжении всех гонок, возможно, из-за того что он моложе и чаще идет на риск, но Ники брал свое за счет огромнейшего опыта. Самым серьезным преимуществом Проста было то, что он всегда мог быстро войти в ритм, тогда как Лауде требовалось время, так что француз постоянно был лучше расположен на старте и был быстрее на первых кругах. Я не верю, что Ники мог бы пройти Алена, когда тот оказывался впереди.

Думаю, Нельсон Пике, отличный друг Ники еще с тех пор как они были напарниками в Brabham в 1979 году, очень хорошо охарактеризовал его: "Я думаю, он очень откровенный человек. Ему нечего скрывать. Он никогда не обсуждает вас у вас за спиной. У него очень хороший характер". Я ставлю Ники 9 баллов.

Мне очень жаль Проста. Довольно неприятно проигрывать чемпионат в последней гонке один раз, но два года подряд - это уже слишком. Радует, что он отличный спортсмен и хорошо держится. Думаю, в 1983 году, возможно, он сам был виноват, поскольку совершал ошибки, но в 1984 году он сильно прогрессировал и многому уже научился. Как подвел итог Пике, "Все, что я могу сказать Просту, это вопрос удачи". Но какова удача! Выиграть семь гонок, быть 2-м, 3-м, 4-м и все равно проиграть титул из-за 1/2 очка - это сложно. Думаю, критическим моментом стала Австрия, когда Ален попал в аварию, а Ники выиграл с крайне ненадежной коробкой передач.

Большинство критиков Алена говорят, что авария в Австрии произошла по его вине. Я не так смотрю на это. Мотор Элио де Анджелиса взорвался в Rindt Kurve, там все было залито маслом. Пике прошел там, продемонстрировав великолепный пилотаж, сперва потеряв передок, затем, выправив машину, чтобы в занос пошел уже зад, но он снова поймал машину, чуть отпустив газ. А Просту, когда он оказался там, приходилось держать одной рукой 4-ю передачу, чтобы она оставалась воткнутой, так что ему пришлось бороться со всеми похожими симптомами одной рукой; да, такого нельзя ждать ни от одного гонщика, он вылетел с дороги и не смог вернуться в гонку.

Пике упоминает, что, хотя Прост очень быстр, он слишком часто рискует. В 1984 году риск себя оправдывал и, думаю, именно это должно быть критерием при суждении о нем. Одно наслаждение наблюдать за его обгонами в трафике. Я очень высоко оцениваю Алена и думаю, что на третий раз ему должно повезти, если только Brabham не вернется на прежний уровень. Я ставлю ему 91/4 баллов. Оба гонщика остаются в McLaren.

Ferrari стали 2-ми в Кубке Конструкторов, но они продемонстрировали не слишком убедительное выступление, и в их результатах больше заслуги надежности, чем скорости. Слишком часто их гонщики жаловались, что машина слишком медленна на прямых, что не похоже на Ferrari. На протяжении всей истории моторы всегда были сильной стороной Ferrari. Конечно, низкая максимальная скорость могла быть вызвана большим углом атаки антикрыльев, вызванным необходимостью бороться с плохой управляемостью, но я не думаю, что дело в этом: на последней гонке Мауро Форгьери остался дома, чтобы сконцентрироваться на разработке двигателя. Микеле Альборето стал 4-м в чемпионате и, думаю, впечатлил больше своего напарника. Он провел великолепную гонку и выиграл Гран-при Бельгии, с запасом финишировал 2-м в Монце и на Нюрбургринге. В Ferrari говорят, что они слегка разочарованны Микеле, но не думаю, что у них есть для этого причины, и, кроме того, он побил Рене Арну, который, как мне кажется, является первым номером в Ferrari. Возможно это все из-за разочарования в машине. Я даю Микеле 81/2 баллов, а хотел бы дать ему больше, ведь он такой славный парень.

Арну стал 6-м, имея в активе 2-е место в Имоле и Далласе, 3-е в Бельгии и 4-е в Дижоне. Для Рене сезон сложился не слишком удачно; он, казалось, слишком часто сходил во второй половине чемпионата. Я уже видел у него подобные неудачные периоды, но никогда не понимал их причины, и каждый раз, как только я уже думал, что он утратил свое мастерство, он возвращался на прежний уровень. Он известен своим мастерством в сдерживании других гонщиков, в квалификации и в гонке, но на Британском Гран-при он встретил достойного соперника в лице Андреа де Чезариса.

В Зандвоорте Рене предпринял один из самых опасных маневров, какие я видел за долгое время. Тьерри Бутсен следовал за ним вплотную на прямой на 175 милях/ч, когда Арну без всякого предупреждения ударил по тормозам и свернул в боксы. Машина Бутсена взлетела в воздух и могла бы с приличной долей вероятности вызвать страшные последствия на главной трибуне. FISA никак не отреагировала на произошедшее, хотя организация ранее оштрафовала на $6000 в Детройте Найжела Мэнселла за то, что можно совсем не бесспорно назвать опасным стартом. Арну цепкий гонщик и может быть очень быстр, но ему не хватает стабильности в течение года, и я ставлю ему 81/4 баллов. На 1985 год у него остается контракт с Ferrari.

Третьими среди конструкторов стали Lotus и, я думаю, это очень достойное достижение, учитывая потерю Колина Чэпмена год назад. Думаю, великолепный успех Lotus можно полностью отнести на счет их потрясающего конструктора Жерара Декаружа и управление Питером Уорром. Элио де Анджелис был 3-м по очкам, и его стабильность была невероятной. Он финишировал в 10-и первых гонках и лишь три раза из них не заработал очки. Он был 2-м в Детройте, 3-м в Бразилии, Имоле и на Брэндс Хэтч, 4-м в Канаде и Голландии. Я очень уважаю Элио как человека и как гонщика; я нахожу его вежливым и очаровательным. Он совершил минимум ошибок по ходу сезона и, очевидно, очень бережно относился к машине, что видно по его результатам. Ему не повезло, и в конце сезона у него было два взрыва моторов, впрочем, я уверен, что под рукой Декаружа Lotus продолжит прогрессировать, и, я чувствую, Элио готов к победам. Я даю ему 83/4 баллов, и он остается в Lotus.

Найжел Мэнселл стал 9-м, финишировав 3-м во Франции и Голландии и 4-м на Нюрбургринге. У него был неудачный сезон, частично из-за собственных ошибок, частично из-за механических проблем. Он должен был уверенно побеждать в дождь в Монако, но, создав приличный отрыв, в тех условиях он давил излишне мощно, как мне кажется, и потерял контроль; в последовавшей аварии гонка для него закончилась. В Далласе он с поул-позишн возглавлял гонку на протяжении 30-и с лишним кругов, чтобы, стерев свои шины, заехать на необязательный пит-стоп и финишировать всего на 6-м месте. Определенно его лучшим выступлением стала Португалия, когда он мертвой хваткой вцепился в Проста, временами атакуя, едва не теряя машину, и после чуть не лишив Ники чемпионства. Не вина Найжела что за 20 кругов до финиша его тормоза отказали. Это был просчет команды. Почему-то, учитывая удачу Найжела, я не думаю, что он уже готов побеждать в Гран-при, хотя он может быть крайне быстр. Я даю ему 81/2 очков, и на следующий год он присоединяется к Williams. Мне даже интересно, как у них все сложится, ведь Мэнселл и Кеке Росберг были на ножах в этом году как минимум в трех последних гонках.

Brabham опустились на 4-е место в Кубке Конструкторов, что несколько унизительно после победы годом ранее. Почему-то команде не удалось действовать, как единое целое и осмелюсь сказать, что очень часто основной проблемой, видимо, был мотор. Нельсон Пике девять раз был на поуле в этом году, но у команды была специальная версия двигателя для квалификаций.

Пике сказал, что худшим моментом сезона было, когда ему не удалось финишировать в шести первых гонках, а лучшими - две победы в Монреале и Детройте на очень сложных трассах. Без сомнения, Нельсон самый быстрый и лучший гонщик в современной Формуле 1, и, поскольку у Brabham запланирована очень напряженная тестовая программа с новыми шинами Pirelli перед сезоном 1985 года, я полагаю, что он снова вернется на вершину. У него есть все, что нужно отличному гонщику, и он пользуется этим с серьезным расчетом. Я могу припомнить только одну его ошибку в 1984 году: на 1-м круге Эшторила, когда он признал, что слишком приблизился к впереди идущей машине, потерял прижимную силу, и его развернуло. Он откатился на последнее место, но, не смотря на смену шин, он великолепным пилотажем привел машину на 6-е место. Гордон Марри считает, что худшую ошибку Нельсон допустил в Австрии, когда его прошел и оставил позади Ники. Ники затем замедлился, потому что столкнулся с серьезными проблемами с коробкой передач, и Нельсон тоже снизил темп, думая, что Ники просто расслабился. Гордон говорит, что Нельсону следовало попытаться поддавить его хотя бы круг, чтобы понять, что у того проблемы, и если бы Нельсон сделал так, то выиграл бы гонку, а не занял бы 2-е место. Но лично я думаю, что это задача боксов советовать ему в таких ситуациях.

Нельсон всегда наслаждается жизнью, как в гонках, так и вне их. У него совершенно невероятное чувство юмора и я оцениваю его максимально высоко, 91/2 баллов; он остается с Brabham.

Мне кажется, привести в команду Тео Фаби было ошибкой, особенно, в связи с тем, что он разрывался между американскими гонками CART и Формулой 1. Он финишировал 3-м в Детройте, и больше ничего не показал, пока не перестал метаться и не сконцентрировался на Ф1. Он сказал, что его утомляли не бесконечные перелеты, а постоянная смена машин Инди на болиды гонок Гран-при, из-за чего он не успевал привыкнуть ни к той, ни к другой машине. У Тео были 4-е место в Австрии и 5-е в Голландии, а закончил он сезон на 11-м месте в общем зачете. Надо сказать, что не уверен, что его можно будет снова увидеть в гонках, потому что в день первой квалификации в Эшториле умер его отец, владелец крупной фирмы в Италии, и Тео придется взять управление делами на себя. Я даю Тео 71/2 баллов.

...


Текст: Роб Уокер
Road & Track, April 1985

Продолжение следует

Хайнц Прюллер. История Больших Призов 1971 года и людей их проживших. #11

Перевод и редакция:
Алексей Гесс (Hess)
Вадим Русов (Nelson01)

Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса"

Джеки против Жаки

При этом шотландец Джеки и бельгиец Жаки были даже два года коллегами по команде, в Matra Формулы II Кена Тиррелла., в 1966 и 1967 гг. Когда я впервые увидел Икса в его дебютной гонке в Гудвуде (Пасха 1966), он без возражений передал свою машину сошедшему товарищу по команде Стюарту, "поскольку он обязан это сделать для №1"

В 1967 году работник трассы Нюрбургринг молился за Икса каждый раз, когда тот проезжал мимо, и когда Икс показал свои сенсационные 8:14,0, Стюарт в серьезной тревоге пошел вдоль боксов от BRM к Tyrrell. "Пожалуйста, Кен, дай Иксу сигнал "Медленнее". Икс полагает сегодня, что Стюарт тем самым "только хотел предотвратить, чтобы я стал еще быстрее".

Если бы Тиррелл в ходе своей карьеры в Ф1 в 1968 году мог бы себе это финансово позволить, то заключил бы контракт не только со Стюартом, но и с Иксом. Кен говорит: "Но сегодня команда с обоими Джеки уже невозможна. Стюарт, несомненно, лучший пилот современности, Икс, вероятно, – второй. А команду необходимо формировать и по характерам".

Впредь Стюарт и Икс оставались соперниками. Когда в 1969 году на Нюрбургринге Икс из-за неудачного старта откатился назад, многие пилоты добровольно освобождали ему место, даже давали сигналы, чтобы он быстрее мог догнать умчавшегося вперед Стюарта. И Икс обогнал Стюарта даже раньше, чем у того начались проблемы с переключением передач. Месяцем позже, в Канаде, оба столкнулись в борьбе за лидерство, Стюарт был вынужден сойти. Икс поехал дальше, победил и позднее извинился по громкоговорящей связи. Свидетели аварии разделились на два лагеря.

Спа 1970: Стюарт говорит в боксах, что Икс обогнал его, когда машина уже была на правильной траектории для захода в поворот "Маста Кинк", "что было не очень умно". Хоккенхайм 1970: В то время как Йохен Риндт в телепередаче "Спортивная студия" настоящими аргументами обосновал отмену гонки в Нюрбургринге, Икс дал противоположное интервью солдатскому каналу AFN. "Я надеюсь, что в следующем году мы снова сможем гоняться на прекраснейшей и сложнейшей трассе мира: на Нюрбургринге".

Подход к Иксу, к которому он до того долго относился скептически, Йохен нашел только за пять недель до гибели. Риндт близко дружил со Стюартом с 1968 года. Стюарту было бы тогда приятно, "если бы и Йохен заключил рекламный контракт, аналогичный Мак-Кормаку, поскольку два известных человека только помогут нашему спорту. И те люди, которые не любят Стюарта, скорее всего, любят Риндта". Но Йохен всегда отвечал: "Я сам буду заниматься своим менеджментом".

В декабре 1970 года, когда я летел со Стюартом из Мюнхена в Женеву, и он – против обыкновения – самоотверженно пришел в салон туристического класса и возобновил этот разговор: "Кому не нравится Стюарт, тому должен нравиться Икс. Это только выгодно. Но, возможно, Икс по этой причине делает все наоборот по сравнению со мной? Я охотно одеваюсь в веселую одежду, он – консервативно. Мне нравятся пестрые краски, он в основном одевается в серое. Я отращиваю длинные волосы, он носит короткие. Я борюсь за безопасность нашего спорта, он играет роль храбреца". Икс же говорит о Стюарте мало: "Я не очень хорошо его знаю".

В то время как Стюарт думает про старый Нюрбургринг, что "со времен Караччиолы здесь ничего не изменилось, только деревья стали толще", Икс считает неверным "за два или три года все поменять, после того как в течение 40 лет трассы оставались неизменными Кроме того, на это недостаточно средств. Сначала нужно защитить зрителей, поскольку их нельзя подвергать опасности, и только потом – пилотов".

И еще Икс сказал мне: "Если я один из 16-ти или 18-ти топ-пилотов, то обязан безоговорочно стартовать везде. Рауно Аалтонен не может отказаться от ралли Монте-Карло, потому что ему не подходят туман и гололед".

В GPDA [прим.: ассоциации гонщиков Ф1] Cтюарт и Икс со своими взглядами должны были бы постоянно спорить. Однако тот факт, что Икс летом 1970 года вышел из объединения гонщиков, "ничего общего со Стюартом не имеет. Если GPDA перестанет разрушать, а будет вновь созидать, я вернусь. Тогда же я охотно заплачу свои 1000 франков годовых взносов". Икс развеселился, когда позднее услышал, что GPDA обсуждала общий запрет гонок в дождь и установку стоп-сигналов в задней части машин. "У нас здесь, на руле Ferrari, уже есть рычажок для указателей поворотов", - шутил он, - "просто комедия".

Стюарт говорит: "Было бы лучше, если Икс открыто высказывал свои взгляды в GPDA, вместо того, чтобы оппонировать на стороне. И еще он забывает, что однажды GPDA уже спасла ему жизнь".

Это было в 1969 году, в Сен-Жовит, когда машина Икса с заклинившей педалью газа была остановлена сетчатым заграждением. Не настояла бы GPDA на этой защите еще годом ранее, Икс, по его словам, "вылетел бы в реку и попал в катастрофу. Мой отец написал благодарственное письмо в GPDA... но тогда GPDA еще не проводила неверную политику".

В отличие от Стюарта, который наслаждается своими бурными, приправленными юмором высказываниями на чествованиях победителей Гран-при так же, как его публика, Икс – в синей рубашке и сером фланельном костюме – в Зандвоорте начал со слов: "Самое плохое в гонках – это всегда речи, которые нужно держать после них".

Жаки против Джеки. Они проявляют друг к другу больше отстраненного уважения, чем сердечности, больше холодного расчета, чем симпатии. Их борьба за лучшее время на тренировках, которая в 1970 году закончилась со счетом 4:4, в новом году имеет счет 2:2. Их пятая военная кампания состоится на новой, выросшей из пустынного ландшафта, замечательно безопасной трассе "Поль Рикар" на юге Франции, которую Стюарт хвалит, как оптимальную, а Икс классифицирует как "анти-природную". "Приятное место для Стюарта", - говорит он.

Продолжение следует

Час сериала - Четыре кота и рулевой кот. 4-я серия.

Алексей Ким (Alex UZ)
Иван Пухкал (I. P.)
Роман Блынский (RomB)

"Кошмарный сон Абдурахманыча"

...Глубоким ночером того же дня Сергею Абдурахмановичу снился кошмар. Сказывался сумасшедший рабочий день и не менее сумасшедший ужин, которым его нынче попотчевала вконец одуревшая от сериалов супруга - тыквенная молочная каша, блины с айвовым повидлом и традиционный кефир от желудка, сердца и печени. Абдурахманыч втихаря старательно продезинфицировал съеденное парой стопок коньяка, но, видимо, этого оказалось недостаточно. Живот бурчал и бурлил, мешая утомленному главреду вкусить заслуженный тяжкими трудами ночной отдых, и в сонный страдающий мозг лезла неописуемая дурь...

Почему-то недотепа-Павел, которого днем пришлось на славу отчистить, вдруг оказался - в примерно шестилетнем невинно-голубоглазом возрасте - его сыном (ну неправда ведь это, Абдурахманыч был очень любящий и верный супруг...), сидели они вдвоем в одной запертой и пустой комнате, и маленький поганец изводил и во сне страдающего животом главреда совершенно невероятными вопросами по "формуле"...

- Папка, а ты в "формуле" хорошо сечешь?

- Ну... да, милый. Папе же за это денежку платят...

- Папа, а тогда скажи, почему за победу дяденьки Дженсона Баттона на его родине дяди готовы заплатить аж по 50 фунтов денег зрителям, а вот за дяденьку Мишу Шумахера никто даже денежку никогда не дает?

Абдурахманыч страдальчески ухмыльнулся:

- Видишь ли, сынок, если бы немецкие дяди платили бы зрителем денежки за победы дяди Миши, то не только его сынок получал бы в неделю лишь 2-а евро...

- Папа, а ты мне машинку купишь? - А то моя педальная "Лада" уже совсем поломатая...

Абдурахманыча скривило, и сквозь очередной приступ он ответил:

- Мы тебе машинку у Райкконена попросим. Его старую, черненькую. Он теперь Ferrari рулит - зачем она ему? Разве что на его "Ладу" еще и Ромка Русинов в очереди стоит... Гы! Ой-ой-ой...

- Папа, да, кстати, а почему это в Ferrari опять какого-то бразильца взяли?

- А это они на переводчиках экономят, сынок... Вон Рон Деннис на финских переводчиках экономил-экономил - и уже целый "Парагон" отгрохал... – чуть раздраженно ответил главред.

- Пап, ну а почему тогда в McLaren 2-х испанцев не взяли? - Чтоб еще наэкономить?

Абурахманыч иронически глянул в простодушно-невинный лопоухий фейс Пашки.

- Соображаешь! В меня пошел, оголец! Видишь ли, сынок, никто к "Гранду" в Санчо-Пансы не хочет...

- Папа, а почему Райкконена из McLaren отпускать не хотели? Его что - дяденька Рон очень любил?

- Да нет, Павлик... Любить-то любил, конечно, но не сильно, строгий он, дядя Рон, и Кими после дискотек часто ремешком наказывал. Просто, сынок, не каждый пилот в боксах то и дело бумажники с 7000 евро теряет... Раз потерял, два, три... да экономия на переводчиках - вот дядька Рон и процветает...

- Интересно-то как! - Пашка уселся по-турецки прямо перед стоически одолевавшим очередной приступ позывов Абдурахманычем, шмыгнул носом и, утерев натекшие сопли рукавом рубахи, продолжил допрос:

- Папа, а чем Сакан Ямамото и Ник Хайдфельд от Нико Росберга и Жака Вильнева отличаются?

- А своими папками, сынок... Кому сразу все, а кому только понемножку... Кхххх...

- Папа, а чем гонки машинок DTM от F1 отличается? Я по телеку их недавно смотрел, там еще какая-то тетечка про какой-то Экштрем-Экштрем все время кричала...

- Карьерой, сынок. Медленные, но молодые там начинают, а быстрые, но старые там кончают... - Абдурахманыч в очередной раз осмотрел комнату в поисках унитаза или хотя бы горшка...

- Скажи мне, папа, ведь недаром... - в очередной раз затянул что-то заумное неугомонный на вопросы и такой же нестерпимый во сне, как и в яви, Пашка.

- Недаром - значит, тест-пилот... - резко отрубил начинавший звереть от резей и допроса главред.

- Папа, а чем Sauber от BMW отличался? - тут же нашелся шустрый пацан.

- Чистотой и порядочностью, сынок... - саркастически сказал Абдурахманыч и прислушался. Ему почудился в отдалении чей-то зовущий его и очень знакомый и родной голос.

- Папуль, а почему дяденька Джеймс Хант никогда не выступал в Венгрии?

Тут Абдурахманыч даже и во сне заподозрил неладное: ладно, "формулу-1" сын мог смотреть, про Баттонов-Ронов-Росбергов-Зауберов там часто говорят, но помилуй Бог, неужели гонки нынче пошли ну такие скучные, что Лешка Попов уже в комментариях и до времен Ханта добрался?!

- А он, милый Пашенька, знал, что уж для него-то венгерские маршалы приготовили бы не плюс две секунды штрафа, а за все и сразу разом - электрический стул... По совокупности содеянного, так сказать. Строгие они - венгры... - недобро-раздумчиво процедил сквозь зубы сощурившийся и закаменевший главред.

- Папа, а тогда скажи - правда, что в Super Aguri гениальные техники и инженеры работают?

Пашка во сне переставал казаться симпатичным малышом и на глазах взрослел и борзел. Абдурахманыча, вспоминавшего что где-то в античной истории он о такой садистской пытке вопросами уже пару раз читал, вдруг озарило:

- Правда-правда, сынок. Их ведь писать ремейки с Honda сам Филипп Киркоров учил!

- Папуль, а скажи, - что мешало нашей любимой российской Midland выигрывать? - с явной издевкой спросил ломким баском ставший каким-то совсем неприятным малыш... нет, уже, скорее, неопрятный подросток.

- А две типично российские же проблемы, дружок: всякие-разные дураки - спонсоры, конструкторы, владельцы, механики, пилоты, конкуренты, зрители, не-зрители... и дороги - все трассы на которых Midland ездил, - с не меньшей издевкой и уже с некоторой злобой ответил главред.

- Папа, а что такое "русский дух в Ф1"? - в комнате начинал постепенно и неотвратимо портиться воздух, и этот Пашкин вопрос даже показался главреду вполне уместным и закономерным.

- Это, сынок, случается, когда у Алекса Шнайдера несварение желудка в боксах бывает... - вот как у твоего папки сейчас... - ответил повеселевший Абдурахманыч, узнавший продолжавший звучать и все крепнущий голос, видимо, спешащей к нему на выручку супруги.

- Папа, а чем журнал "Ф1-Рейсинг" от журнала "Формула" отличается? - голос Пашки окреп и набрал привычные обертона. Перед Абдурахманычем уже сидел отнюдь не мальчик, а его нерадивый и бестолковый сотрудник, правда во все еще обсопливленной детской рубашонке и лопоухий.

- Уже только датами на памятниках, сынок... эээ... Павел. - Голос жены стал громким и в дверном замке явственно защелкал ключ... Главред, схватившись за живот, вскочил.

- Папик, а какой спонсор в Ф1 лучше? - нахально и дерзко спросил уже вполне реальный по виду и жизненному поведению недотепа-Павел.

- А это - кому как, оболтус... у кого бриллианты на носу болида мелкие, у кого сопли на рукаве вязкие, а у кого и стул жидкий... А ну марш работать, обормот! - злобно рявкнул Абдурахманыч и стремительно рванул в открывшийся дверной проем - к спасительному и во сне санузлу.


Продолжение следует

Партнеры


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1

САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.



НАШИ ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ

www.heikkikovalainen.net - неофициальный сайт, посвященный финскому пилоту "Рено Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий.



КЛУБ ПОКЛОННИКОВ ФОРМУЛЫ-1

Обсуждение последних событий в мире Формулы-1. Выскажите и свое мнение о прошедшей гонке или поступающих новостях! Благодаря тщательно продуманной и проверенной в деле системе правил в листе царит атмосфера взаимной вежливости и уважения.

Подписаться на дискуссионный лист.


Выходные данные

Редакция

Главный редактор: Роман Блынский

Зам. главного редактора: Алексей Ким

Редактор: Иван Пухкал
Обозреватель: Анна Гидаспова

Обозреватель: Дмитрий Федотов

Обозреватель: Дмитрий Шканов

Редакционная политика

- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.

- Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.

- Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие правки использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.

- Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве с юридическими и физическими лицами и рассмотрит все предложения.

- Использование материалов проекта - только с разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

- Полный тираж издания: 20648 экз.

- При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).

Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru
Архивы проекта "Ф1-МОМК": на Subscribe.Ru \ на Content.Mail.Ru \ на MailList.Ru

© "Ф1-МОМК"
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное