Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #238:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Участник содружества "Ф1-Альянс"
Выпуск #238 от 1 февраля 2007 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-alliance.ru \ blynsky.narod.ru

Сегодня в номере:

Неделя
Вопрос номера
Ф1-Калейдоскоп - Формульная дребедень
"Спорт Сегодня" представляет

Книги
История Больших Призов 1971 года и людей их проживших. #10
Час сериала - Четыре колеса и рулевое колесо. 3-я серия.
Право голоса
Результаты предыдущего опроса
Интервью Ф1-МОМК - Дмитрий Шканов

Детали
Партнеры
Выходные данные

Вопрос номера

Информация для подписчиков сервиса Subsсribе.Ru

Теперь Вы можете постоянно оценивать материалы полученного номера нашего проекта, участвуя в голосовании "Фестиваля Золотых Рассылок" в самом начале или в конце каждого рассылочного номера.

Для чего это нужно? Рассылки, имеющие наибольший рейтинг, находятся выше в общем каталоге, на них больше и охотнее подписываются, а значит и Ваши шансы увидеть какого-нибудь нового автора в очередном номере "Ф1-МОМК" серьезно увеличиваются.


Кто из пары пилотов команды BMW
будет сильнее в 2007 году?
 

Памятка голосующим:

- Пользователям "I.E." и "Opera" голосовать можно сразу, пользователям же "The Bat!" предварительно необходимо сохранить вложенный html-файл и открыть его браузером.

- Голосуйте так: выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки.

- Появление на экране монитора странички Альманаха означает, что голосование было успешным.

- При проблемах с on-line голосованием можно отдать свой голос и по E-Mail. Пишите с указанием темы опроса и ответом сюда: f1-momk@rambler.ru.

Ф1-Калейдоскоп - Формульная дребедень

Дмитрий Федотов (Floters)

В связи с до сих пор незакончившимся межсезоньем, ужасной работой Интернет-канала, а также с тем фактом, что в Сибири вместо января оказался март, автор этой рублики слегка потерял свою мозговую активность (вернее, активность разрослась, но иного характера) и немного сошел с ума. Посему он просит читателей снисходительно отнестись к тому, что будет ниже...


"Формульная дребедень"


"Хуан-Пабло Монтоя победил на Дайтоне" -

Рон Денис прочел, и не вышел из дома.

Достав телефон, позвонил автодрому:

"Хэллоу, дайте Льюиса... подобру-поздорову..."


В то время британский мальчишка ни разу

Не видел болидов... А тут как-то сразу

Запрыгнул в машину, добавил газку...

... Вот гайки летят... по траве, по песку!


В "Феррари" смеяться уже не хотелось –

На прошлой неделе бразильцу влетело,

Ведь старший пахан до сих пор – брат Михан:

"Летающий шлем" (благодаря новым композитным материалам) эффективнее стал!


В "Рено" же, похоже, веселье проснулось.

Команда довольна: оделась, обулась.

Вот только немного забавен наряд –

Раскраска шутов – начался маскарад?


В "питбулле" же, вовсе, страдать перестали

И Ньюи стащил из "Мак-Ларена" старый

Рулон с чертежами – не надо мозгов!

Ну, Дэвид, смотри: "RB3" ваш готов!


Других новостей, как всегда, доставало:

То Берни подспятит (ему денег вновь мало),

То Хауг проснется, начнет говорить...

Но лучше б пошел он моторы чинить.


И, в общем, понятен сюжетный расклад:

Весна приближается – каждый ведь рад!

Поэтому весел событий парад –

Чемпионат уже рядом – такой вот нам факт!


Бранаул
01/07 (Март 2007-го.)

"Спорт Сегодня" представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
24 января 2007 г. - Новый болид Super Aguri не прошел крэш-тесты...
24 января 2007 г. - Renault: крылья, ING-и и хвосты...
25 января 2007 г. - Индия построит автодром в Нью-Дели...
25 января 2007 г. - Новая Honda пока остается черной (ФОТО)...
25 января 2007 г. - Хэмилтон разбил болид во время тестов в Валенсии...
26 января 2007 г. - Масса разбил новую Ferrari F2007...
27 января 2007 г. - Red Bull представил RB3 в скромной обстановке (ФОТО)...
27 января 2007 г. - Тесты McLaren в Валенсии сорваны непогодой...
27 января 2007 г. - Red Bull ограничится двумя пилотами...
28 января 2007 г. - Эдриан Ньюи: "Алонсо - лучший пилот современности"...
28 января 2007 г. - Дорнбос остается тест-пилотом Red Bull...
28 января 2007 г. - Судьба Гран-при Сингапура решится в апреле...
28 января 2007 г. - Берни Экклстоун: "Возможно, в США будет два Гран-при"...
28 января 2007 г. - Недели высокой моды...
29 января 2007 г. - Ник Хайдфельд: "Победа в чемпионате всегда была, есть и будет моей главной целью"...
29 января 2007 г. - Уэббер многого ждет от грядущего сезона...
30 января 2007 г. - Гран-при Бахрейна не исчезнет из календаря "Формулы-1"...
30 января 2007 г. - Монтойя не вернется в "Формулу-1"...
30 января 2007 г. - Рон Деннис создаст команду-дублер McLaren...
30 января 2007 г. - Презентация Super Aguri состоится в марте...
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Результаты предыдущего опроса

Полная ТВ-версия презентации команды - это вам интересно?
- Да, целиком 64% (143)
- Да, частично 27% (61)
- Нет 8% (17)
- Особое мнение 0% (1)

Особые мнения

Glok-17.

Мне лично интересно только совсем вкратце – из-за представляемых машин. Все остальное – обычный предсезонный трескучий пиар.


Gu$lik.

Очень хотел бы это смотреть! Почему бы "РенТВ" об организации показа таких презентаций и не подумать? Ну может хотя бы нарезку такую на пару часиков сделать и прокрутить перед началом сезона...

А вы, фэны и болелы, как считаете?


RomB.

Нетривиальный вопрос. Пожалуй, очень интересны даже и целиком – ну, за исключением трансляции пост-презентационных фуршетов. :)

Было бы интересно внимательно рассмотреть и новые модели представляемых болидив – в статике и тщательно показываемых, не менее интересно было бы послушать "вживую" и почти всегда поначалу излишне оптимистичные комментарии руководителей команд, разработчиков и пилотов, из которых, однако, зачастую можно выловить кое-какие любопытные нюансы, да и просто посмотреть на Ф1-тусовку, созерцаним которой мы отнюдь не избалованы, тоже занимательно.


Mrs. Peacock.

Интерес бы представляли презентации, в которых бы специально выделяли технические новшества: крупные планы, графика по результатам аэродинамического моделирования, комментарии специалистов и экспертов. А в нынешнем виде - совершенно неинтересно.

Интервью Ф1-МОМК - Дмитрий Шканов

Опрашивали: RomB, Dr. Alex UZ, I. P., Floters.
Отвечал: Дмитрий Шканов.

Сегодня мы представим вам человека, который многим из вас уже неплохо знаком и по некоторым публикациям в нашей рассылке, и по почти двухлетней непрерывной работе в дружественном нам проекте "Обзор событий мирового автоспорта" - думаю, что практически все вы читали его яркие, интересные и, не побоимся этого слова, жизнеутверждающие обзоры событий чемпионата Ф1. Кроме того, в последнее время Дмитрий явил себя и незаурядным аналитиком, и мы, редколлегия Ф1-МОМК в полном составе, очень рады тому, что наши ряды пополнил столь нетривиальный автор.

Так давайте же, уважаемые коллеги и друзья, познакомимся с этим интересным человеком поближе... и начнем мы, пожалуй, именно с блока вопросов, посвященных тем, что нам наиболее интересно по роду деятельности – интернет-журналистике.

***

Итак, начнем! - Дима, что повлияло на твое решение написать первый обзор в Ф1-МОМК?

Если честно – то, что хотелось видеть такие обзоры Гран При Формулы-1 как я их себе представляю. У меня было определенное представление о том, каким должен быть нормальный, хороший обзор Гран При, и такие обзоры, конечно, были, но тут закрылся журнал "Формула", и образовался какой-то вакуум среди хороших обзоров гонок Ф-1. В общем, я решил, что надо брать дело в свои руки, чтобы хотя бы у меня и моих хороших знакомых на память о прошедших и ставших историей гонках остались нормальные обзоры. Я и до этого пробовал писать обзоры гонок, снова взялся за это дело, потом узнал о Ф1-МОМК, об отличной возможности опубликоваться в нем. Это очень важно, чтобы тебя читали не один-два человека, а солидная аудитория. Искусство, как говорится, должно принадлежать народу. Если кто-то что-то делает, лучше, чтобы люди могли с этим творчеством ознакомиться. И это просто прекрасно, что Ф1-МОМК предоставляет своим читателям возможность опубликоваться. Мне, например, всегда любопытно ознакомиться с чем-то новеньким, с новыми авторами, новыми мыслями. Так что пишите в МОМК, пишите, если умеете держать в руке перо! В 2005 году я уже решил отправлять свои обзоры в МОМК, и это продолжалось на протяжении четырех Гран При. А там уже нарисовался вариант с "Обзором событий мирового автоспорта".


...А потом был просто невероятный сезон в ОСМА. По себе знаю, писать каждые две недели обзор довольно трудно - потихоньку начинаешь скатываться на шаблонные фразы. У тебя получилось всегда быть оригинальным и интересным. Что это - талант?

С ОСМА я провел не один, а практически два полноценных гоночных сезона. Да, если ты регулярно пишешь о казалось бы одном и том же, есть очень большая опасность докатиться до шаблонов. И это уже все! Докатился до шаблонов – тебя уже неинтересно читать! Конечно, это талант, быть всегда оригинальным! Без таланта в нашем деле никуда! Но есть еще несколько важных вещей. Помню, в детстве я каждые две недели ждал очередной Гран При. Очередная гонка проходила, а я уже ждал следующую. Это ощущение я сохранил в какой-то мере и по сей день. И это очень важно! Каждая гонка – это Гран При, каждый Гран При несет в себе очередной вызов! В каждом Гран При есть своя тема, важно найти ее и выделить. И каждый Гран При – это очень значимое спортивное событие. Кстати, именно поэтому я считаю, что не должно быть слишком много этапов Формулы-1 в одном сезоне. 17-18, максимум 19, но это уже многовато. Просто тяжело нам писать о гонках каждую неделю, пилотам гоняться, командам переезжать с места на место и готовиться, а еще – каждый Гран При надо пережить, и чтобы осталось время вспомнить о нем, проанализировать, обсудить. Когда гонки идут каждую неделю, на это все просто не остается времени! Прошел Гран При, и уже все забыв, все готовятся к следующему, а у болельщиков практически нет передышки, не говоря уже о тех, кто непосредственно задействован в процессе. Все-таки это гонки Гран При, элитный вид спорта! NASCAR – это другое дело, там больше шоу-бизнеса чем спорта, хотя и в Ф-1 шоу-бизнеса хватает. Но в NASCAR шоу-бизнес выходит на первый план, пусть это и не мешает серии оставаться очень сильным, интересным, конкурентоспособным чемпионатом. Однако 36 гонок в сезоне – это многовато, гонки часто проходят на одной и той же трассе два раза в год. Формула-1 же все-таки несколько другой чемпионат, и здесь такого перебора быть не должно. Спарки гоночных уик-эндов – это порой довольно интересно, держит в тонусе, но они должны быть не больше одного-двух раз в год. Я немного отвлекся, продолжим. Каждый Гран При – значимое событие, нельзя забывать об этом! Это гораздо лучше, чем из статьи в статью ныть о том, что Ф-1 не та, что прежде, что спорт "загнивает" и т.д., и т.п. В конце концов, читателям читать об этом совсем не интересно, могу сказать по собственному опыту. В обзоре Гран При нытью не место! Надо пережить гонку и поделиться своими мыслями, своими эмоциями. Как говорил Леонид Трахтенберг, прославленный футбольный обозреватель, писать о матчах нужно так, чтобы человек, не видевший матча, жалел, что пропустил его. Это в полной мере относится и к гонкам. Я всегда старался следовать этому правилу.


И все же, (тут я всегда вспоминаю фразу Путина на очередной вопрос Ларри Кинга насчет "Курска" - "что же случилось с "Курском?" - "да просто потонул!"), что же случилось с ОСМА? Когда ты узнал об этом? И кто принимал это нелегкое решение закрыть проект?

Как это ни печально, но ОСМА просто закрылась. Решение об этом было принято в конце лета 2006-го, во всяком случае, именно тогда об этом узнал я... Кто принимал решение? Разумеется, Валерий Фролов – основатель рассылки, ее "крестный отец" и Максим Вирченко – ее главный редактор, на котором лежала большая часть нагрузки в этом непростом деле – создании еженедельной рассылки. Почему так получилось? Рассылка знала разные времена. Когда-то Валера сам писал все обзоры, делал ее практически в одиночку. И это была отличная рассылка! Именно тогда я узнал об ОСМА и подписался на нее с огромным удовольствием! Но, пожалуй, лучшим временем ОСМА был тот период, когда разные люди освещали разные чемпионаты. Я отвечал за Формулу-1, Макс писал о DTM, Валера прекрасно освещал американские серии. О чемпионате мира по ралли писали по очереди, Макс и Валера. Это был прекрасный формат!

Однако в последнее время дела обстояли совсем не так здорово. Я писал об Ф-1, Макс о DTM, эти две серии и освещались нормально. К сожалению, не имел возможности писать об американских гонках Валера. Конечно, был еще прекрасный исторический раздел, к которому немалые усилия приложил Михаил Акопов, но на одном историческом разделе далеко не уедешь... Вот если все в порядке, то историческая статья на десерт – это самое то. Конечно, не освещать чемпионат мира по ралли было невозможно, это одна из двух важнейших гоночных серий в мире наряду с Ф-1. Но, надо сказать, одновременно писать об двух и более разных чемпионатах, особенно в один уик-энд, очень сложно. Тут уже начинаешь распыляться. Лучше делать одну работу хорошо. В общем, в последнее время в ОСМА публиковались обзоры WRC с разных сайтов. Эту не очень творческую работу – копировать с других сайтов приходилось делать редактору – Максу. А смысл что-то перепечатывать, когда люди могут зайти на этот сайт и прочитать там? В общем, качество всей рассылки в целом (а не отдельных ее разделов) стало падать, рассылка потихоньку "загнивала". При этом мы все равно очень старались, прикладывали все усилия. Но дальше дело было решено не продолжать, так как усилия большие, а качество упало.

Так что причина закрытия рассылки – это недостаточное количество авторов для такой амбициозной рассылки, как "Обзор событий мирового автоспорта", между прочим, еженедельной рассылки, выходящей по понедельникам. Может быть среди наших читателей и были потенциальные хорошие авторы, но никто так и не предложил себя в корреспонденты...

Рассылка завяла... Жаль! Наверно, это типичная судьба многих российских рассылок, которые держатся на энтузиазме своих создателей и авторов. ОСМА повторила эту типичную судьбу, но ОСМА никогда не была типичной рассылкой! ОСМА была настоящей "золотой" рассылкой, единственной, которая предлагала своим читателям обзоры о прошедших гонках уже на следующий день после уик-энда, в понедельник! И это был потрясающий вызов, писать обзоры о гонках к понедельнику!

Я же желаю дальнейших творческих успехов Максу и Валере, с которыми мы делали рассылку ОСМА, и с которыми было приятно и интересно вместе работать!


Что, по-твоему, в работе нужнее и важнее – талант и острое перо или усидчивость, наблюдательность и педантичность?

Ну, конечно, без таланта и острого пера никак, надо все-таки уметь изложить свои мысли на бумаге, и изложить их интересно. Наблюдательность – важна, надо уметь наблюдать и анализировать наблюдения. Усидчивость, куда без нее? Если не можешь усидеть на месте, вряд ли сможешь написать статью! Педантичность – возможно, смотря какой окрас придавать этому слову... Конечно, нужно быть внимательным. Так что наверно в таком порядке: талант с острым пером, наблюдательность, усидчивость и педантичность!


Ты пробовал раньше писать для журналов до лета 2004 года?

Насколько я помню, первый раз я опубликовался в ОСМА в мае 2004 года с письмом об Айртоне Сенне. Тогда Валера Фролов предложил написать всем желающим в специальный номер, посвященный годовщине гибели Сенны, и я откликнулся на это предложение, благо было что сказать...


Когда ты пишешь о Формуле-1, есть ли журналисты, на которых ты равняешься? И, вообще, есть ли среди журналистов, пишущих об этом спорте (шоу-бизнесе), для тебя авторитеты?

Интересный вопрос! Вообще Формула-1 – это все-таки спорт, а без элементов шоу-бизнеса сейчас не обходится ни одно серьезное спортивное соревнование. Теперь конкретно по вопросу. Вообще своими учителями в Ф-1 я считаю Алексея Попова и Сергея Ческидова. Когда-то они вместе вели репортажи с этапов Формулы-1. Очень многое я узнал о Формуле-1, о гонках вообще благодаря комментариям Алексея Попова, благодаря его программе "Хроно"! А насчет Сергея Ческидова – очень увлекательны были их совместные с Поповым комментарии трансляций Ф-1, которые проходили в режиме диалога! Потом я читал их книги о Формуле-1. Так что если я на кого и равнялся, так это на этих двух замечательных журналистов и в первую очередь на Алексея Попова. Что касается непосредственно пишущих журналистов, здесь я не могу сказать, что брал с кого-то пример, но мне всегда нравилась работа Владимира Маккавеева, Сергея Иванова из "Авторевю", Александра Мельника, Бориса Мурадова. Андрей Ларинин всегда очень обстоятелен. И очень интересен стиль Питера Уиндзора!


В твоих обзорах преобладают исключительно положительные оценки. Это уважение к участникам Большого Цирка? Черта твоего характера? Не было желания активно "пропесочить" кого-нибудь?

Да, безусловно, это уважение к участникам Королевских гонок! Уважение, восхищение этим грандиозным всемирным представлением! А также черта моего характера, черта позитивного мышления. Так что все сошлось! Когда я пишу обзор Гран При, я обычно в первую очередь упоминаю какие-то яркие события, и они в основном заслуживают положительной оценки. Конечно, бывает и желание активно "пропесочить" кого-нибудь. Но это если кто-то меня разозлит! Например, Индианаполис-2005. Ох, сильно разозлила меня тогда ФИА со своей позицией абсолютного отклонения компромисса. Не порадовала меня тогда и обособленная позиция "Феррари", хотя это типично для "Скудерии". "Феррари" там была не причем, но просто хотелось, чтобы между всеми командами установилось какое-то нормальное сотрудничество, какой-то корпоративный дух. Этого тогда не произошло, и я малость наехал на "Скудерию", что возмутило некоторых ярых тиффози, кстати. Еще один случай приходит на память – это Гран При Китая минувшего года. То, что учинили Сато и Альберс на последних кругах, блокируя обгоняющих их на круг пилотов. Тоже разозлили меня они не на шутку!


Что проще: начать статью или закончить?

Лично для меня – начать статью. Подобрать яркий заголовок, найти вводные слова, от которых все польется дальше. А конец статьи приходит сам. Но это мое субъективное. Наверняка найдутся те, у кого все наоборот.


И вообще, самое главное качество журналиста – это...

Если пишущий журналист, то золотое перо. Если "говорящий" - подвешенный язык. Потому что если не умеешь доступно и интересно изложить свои мысли, то грош такому журналисту цена. Ну а потом уже все остальное: работоспособность, увлеченность и т.д.


Что ждет подписчиков МОМК от Димы Шканова в наступающем году?

Во-первых, перед каждым Гран При я представлю трассу, на которой пройдет очередное представление Большого цирка! Во-вторых, в своей колонке я не обойду вниманием ничего из самого актуального из происходящего в мире Ф-1, в мире Королевских гонок. Думаю, нам вместе не будет скучно в сезоне-2007!


А что Дима Шканов ждет от МОМК? Что ему интересно в нем читать?

Больше всего в свое время МОМК привлек меня тем, что публиковал интересные книги о Формуле-1. Особенно впечатлил труд по переводу самого монументального труда о гонках Гран При – энциклопедии Адриано Чимарости "Полная история автогонок Гран При"! Это реально впечатляло! Ну и другие интереснейшие книги. Особенно мне понравились воспоминания Манфреда фон Браухича, Перри МакКарти, Эдди Ирвайна и Герхарда Бергера!


И что бы ты хотел читать (видеть) в Ф1-МОМК?

Последние новости из мира Королевских гонок, поданные в живой манере, хорошие обзоры гонок Гран При, интересные книги. Мне очень нравятся впечатления от посещения некоторых автоспортивных тусовок, например шоу в Гудвуде от Lady. И, конечно, я жду интересных писем и статей от читателей. Пишите в МОМК! И еще одно: очень хотелось бы прочитать ту книгу Дэймона Хилла, работа над которой заглохла пару сезонов назад...


Представим себе, что Ф1-МОМК постоянно отвечает на самые разные вопросы читателей. В какой области современной Ф1 ты мог бы дать наиболее полные ответы?

Думаю, в области пилотирования. Это то, что мне лично наиболее интересно! В технической стороне дела я все же не настолько силен. Гоночный пилотаж, борьба на трассе. А еще, возможно, в области всякой политической ерунды, типа ФИА против команд, сеньор Флавио против мистера Мосли и т.д. Кстати, это неплохая идея!


Блоги на манер berni.ru – это реальная помощь тому, кто хочет быть в курсе, или информационное зашумление?

Ну это же Интернет... Блоги, форумы на то и существуют, чтобы все желающие могли изложить свое мнение, побеседовать, так сказать, "пофлудить". Такие вещи порой интересно почитать, но все же там больше именно информационного зашумления. Впрочем, всякой ерунды хватает и на многих информационных сайтах. Тем же, кто хочет быть в курсе и не тратить на это слишком много времени нужно, конечно, читать журналы, которые прошли редакторскую правку, и в которых отсеян всякий мусор. Собственно на то журналы и нужны. Причем неважно, печатные это журналы или электронные, как наш МОМК. Важно, что в содержании.


Вопрос одной строкой (ответ – развернутый!): "Формула" или "Ф1-Рэйсинг"?

Ну, если надо выбирать, то "Формула". А вообще я с удовольствием покупал оба эти журнала, когда они выходили параллельно в первой половине 2004 года. Я с удовольствием купил первый номер российского "Ф1-Рэйсинга" и ничуть не был в нем разочарован, в отличие от многих. Но потом я был очень разочарован, когда "Формула" прекратила свое существование. Вообще-то это был мой самый любимый журнал!.. Я бы и сейчас с радостью читал бы и то, и другое, но вот пришли дурные вести, что русский "Ф1-Рэйсинг" может закрыться... Конечно, еще есть надежда, что журнал все-таки выйдет в феврале или в марте, но симптомы очень неприятные – похоже, мы его теряем! Я был бы рад, если "Ф1-Рэйсинг" продолжил свое существование на российском рынке. Такие журналы нужны. Тут нужно вспомнить, что был безвременно почивший в бозе Grand Prix под редакцией Андрея Ларинина – очень неплохой журнал! До этого тоже были журналы, тот же "Автомотоспорт", "Формула-1+"... Все закончили свое существование... Не хотелось бы, чтобы "Ф1-Рэйсинг" отправился вслед за ними!

Если сравнивать эти два журнала, "Формулу" и "Ф1-Рэйсинг", то "Формула" отличалась прекрасным чтивом, такой обстоятельной, глубокой журналистикой, которую приятно и интересно читать. Такая глубокая, литературная журналистика – это традиция русской журналистики. "Ф1-Рэйсинг" - другой, британский журнал. Британцы по-другому пишут, другой менталитет. Меньше обстоятельности, зато "Ф1-Рэйсинг" всегда был на пульсе времени. В нем чувствовался пульс Формулы-1, это было сразу ясно, с самого первого номера. И вообще, "Ф1-Рэйсинг" - это практически официальный журнал Формулы-1. В нем свою колонку ведет Макс Мосли, приглашенным редактором был Дженсон Баттон, журналисты имеют доступ ко всем важным "телам" Ф-1! И эти самые люди Ф-1 читают "Ф1-Рэйсинг", что также очень важно! Некоторые выражали недовольство, что в "Ф1-Рэйсинге" много домыслов и слухов, но это хорошо! Это заставляет поработать мозгами, и ты понимаешь, куда ветер дует. Очень полезно!

Не хотелось бы терять такой журнал как "Ф1-Рэсинг", мы и так слишком много хороших журналов потеряли. Но даже если "Ф1-Рэйсинг" уйдет из России, все равно России нужен хороший печатный журнал о Формуле-1 или о Формуле-1 и других видах автоспорта, но с большим акцентом на Ф-1. Без этого никуда. Может быть, возродится "Формула", как многие надеялись?


Ну и напоследок, для плавного закругления темы журналистики... - А что-то свое, не "формульное", литературное?

Насчет "неформульной" своей литературы. Бывает, напишу какой-нибудь очерк или что-то в этом роде. Это мне интересно, но в основном просто и банально не хватает времени. Может быть, когда-нибудь все изменится. Пока из своего литературного творчества практически все занимает гоночная журналистика, а также эпистолярный жанр, который я тоже люблю.

***

Теперь, узнав мнение и прояснив позиции Дмитрия по нашему совместному делу – сетевой журналистике, мы плавно переходим к тому, на чем наша деятельность и основана и основано, и к тому, что всех нас, болельщиков, и объединяет – сами "Королевские гонки", их прошлое, настоящее и будущее...

***

Что ждет Формулу в 2007 году?

В 2007-м Формулу-1 ждет захватывающий сезон, в этом я уверен! Все команды-лидеры Ф-1 обновили составы, и мы получаем уравнение с множеством неизвестных. В 2007-м мы узнаем много нового о Кими Райкконене, Хейкки Ковалайнене, Льюисе Хэмилтоне и, конечно, о Джанкарло Физикелле. Очень любопытно посмотреть также на то, как чемпион мира Фернандо Алонсо адаптируется в доме, который построил Рон. Интересно, как заработает "Феррари" в новом виде, как распределятся роли Райкконена и Фелипе Массы. Крайне интересно, совершит ли "Хонда" рывок, которого от нее все ждут уже давно. Совершит ли рывок "Тойота" - не менее интересный вопрос. Как заработает Эйдриан Ньюи в "Ред Булл". Вопросов масса, неизвестных полно, все это полито соусом под названием моношина "Бриджстоун". Как команды приспособятся к окончанию шинной войны и переходу на "Бриджстоун" - одна из главных тем 2007. Ну и конечно, 2007 год станет первым в Ф-1 без Михаэля Шумахера. В роли пилота.


Вопрос навскидку: машину какой команды использовал телевизионный Первый Канал (ОРТ) в своей имиджевой заставке осенью-зимой 2006 года?

Честно говоря, не знаю... Специально этим вопросом не интересовался. Правда, почему-то мне кажется, что это был "Прост" из коллекции одного российского коллекционера машин. А вообще, вопрос интересный! "Первый канал" - первая кнопка. Первая формула... Как-то все здесь очень интересно увязали!.. Еще один пример. На телешоу "Звезды на льду" один из номеров пары Анны Большовой и Романа Костомарова "Формула-1". Ребята выступали в красных комбинезонах, в которых явно угадывалась "Феррари". Угадайте, какие дальнейшие ассоциации? Правильно, Marlboro! Конечно, никаких надписей "Феррари" и "Мальборо" не было и в помине, но с чем еще ассоциируется красный комбинезон с широкой белой полосой выше пояса!? Компания "Филипп Моррис" и так заключила беспрецедентный контракт с "Феррари", по которому на алых болидах будут красоваться пустые белые полосы на антикрыльях и воздухозаборниках! Вроде никакой рекламы нет – так как нет надписей, но ассоциация стопроцентная! И это самая настоящая реклама, маркетологи "Филипп Моррис" это прекрасно знают! А тут на "Филипп Моррис" свалилась неожиданная несанкционированная реклама от "Первого" и "Звезд на льду". Что ж, думаю в "Филипп Моррисе" на это не обидятся.

Так что образ Ф-1 эксплуатируется "Первым" как душе угодно! Ох, не знает Берни Экклстоун, не знает... Россия далековата для его всевидящего ока. Знал бы Бернард как эксплуатируется образ его Формулы-1, знала бы об этом FOM...


Считаешь ли ты такие формы рекламы, когда телеканал никак не связан с используемым в них имиджем, корректными? И вопрос, логически проистекающий из предыдущего: твое отношение к "телеящику" вообще?

Нет, такие формы рекламы я корректными не считаю. Более того, я считаю совершенно некорректной эксплуатацию "Первым каналом" имиджа Формулы-1! Ну, "Первый", ну а что дальше? Если ты уж так эксплуатируешь образ Ф-1, то сделал бы что-нибудь для Королевы автоспорта! Например, организовали бы трансляции Ф-1 на высочайшем уровне, со всеми наворотами! На всю страну, пользуясь тем, что "Первый" доступен во всех уголках нашей необъятной Родины! (не знаю наверняка, но мне все-таки кажется, что "Первый канал" доступен во всей России) Или спонсировали бы выступления первого российского гонщика в составе первой российской команды Ф-1. Видите, сколько здесь повторений слова "первый"! Но "Первый канал" остается в стороне от Ф-1, лишь включая порой в рекламной заставке потрясающий звук V-образной "десятки"...

Отношение же к "телеящику" вполне положительное. Сейчас у нас в России полно телеканалов, не то что когда-то два телеканала на советском телевидении. Набирает силу цифровое телевидение, спутниковое телевидение. Это большие возможности, много информации. Конечно, можно говорить о низком качестве многих телепрограмм, но, во-первых, все-таки не все программы плохи, а во-вторых, всегда можно нажать кнопку OFF. Главное, есть выбор, а это уже лучше, чем когда выбора нет.


Оставаться "парнем без особых симпатий" очень важное качество для хорошего обзориста. Но все же, Дима, за кого болеем-то?

Наверно, не болеть вовсе невозможно. Просто в обзорах, в комментариях надо быть объективным, это профессиональное требование к журналисту. За кого же я болею? За те годы, что я провел с Формулой-1 многие пилоты стали мне как родные! Иногда я болею за одного, иногда – за другого. По-моему, в каждой гонке, в которой кем-то была одержана первая победа в Гран При я болел за этого гонщика, который потом выиграл свой первый Большой приз. В нынешнем пелетоне Ф-1 я симпатизирую не меньше, чем целой половине этого самого пелетона. Некоторые гонщики, за которых я болею, гоняются в Америке. И все же... Лучшим пилотом моего времени, на моей памяти был Михаэль Шумахер. Михаэль Шумахер тот, за кого я всегда болел!

И, конечно, из команд у меня особое отношение к "Скудерии Феррари". К великой, к легендарной... Той, у которой есть собственный полигон в Фьорано, а рядом с трассой стоит старенький домик старика Энцо...


Дима, а что ты почувствовал, когда ушел Майкл?

И вообще, есть ли в Формуле, на трассе, место для "пенсионеров"?

Я почувствовал... Светлую печаль. Это был прекрасный день в Монце. Михаэль выиграл и поднялся на этот потрясающий подиум в Монце, выходящий прямо над стартовой прямой, под которым бушевало красное море, море тиффози. Потрясающе эмоциональный момент! Все мы знали, что скоро, уже практически сейчас Михаэль объявит о своем решении, и многие догадывались, каким именно оно будет. Дальше была та самая знаменитая пресс-конференция. Думаю, все это станет еще одной из легенд Монцы. А я на протяжении всего этого чувствовал светлую печаль. Михаэль нашел прекрасный момент для завершения карьеры. Он ушел в силе, ушел побеждая. Не так важно, что он проиграл титул Алонсо – Михаэль выигрывал много титулов. Важно то впечатление, которое Михаэль оставил после себя, во время своего заключительного сезона в Ф-1. Михаэль уходил, как уходят легенды. Каждая легенда когда-то завершается. Каждый герой легенды появляется, а потом уходит.

Что касается "пенсионеров"... Думаю, дело каждого решить самому, когда уходить. И все же. Желательно уходить, когда ты силен. Пока ты на равных сражаешься с молодыми, пока ты бьешь молодежь – ты никакой еще не пенсионер. Ты просто ветеран, опытный человек. Но лучше не дотягивать до того момента, когда пойдут разговорчики, что "он уже не тот, что раньше", что "он состарился". Не надо доводить до того момента, когда с трибун послышится свист. А если ты силен – гоняйся!


А может ли вообще быть так, чтобы человек не "болел" за кого-либо, а "болел" за весь спорт, в целом?

Конечно, может! И я именно таков, я болею за Формулу-1, за автомобильный спорт! Я всегда болел за Ф-1. Особенно ярко это проявилось уже после 2001 года, когда в 2000-2001 годах Михаэль Шумахер и "Феррари" выиграли все, о чем я мечтал! Тогда я уже стал особенно объективным, и больше всего стал болеть именно за спорт в целом. Думаю, это проявляется и тогда, когда я болею за новичков, и когда я критикую те решения, которые, на мой взгляд, вредят спорту, как то было в Австрии в 2002-м, в Индианаполисе 2005-го и в Монце 2006-го.


Какой год в Формуле тебе понравился больше - 2005 или 2006?

Сложный вопрос! Оба года были очень хороши! В 2005-м на первые роли вышли молодые гонщики, раскрылись во всей красе Алонсо и Райкконен, было много интереснейших гонок! В 2006-м тоже было много интересных гонок. Но, пожалуй, все-таки 2006-й мне понравился больше. "Скудерия Феррари" вернулась на первые роли – моя любимая "Скудерия Феррари"! Потрясающий чемпионат: молодой Алонсо и опытнейший Шумахер! Борьба до самого финала, и захватывающая борьба! 2006-й был очень хорош! Но и 2005-й тоже был крайне интересен. Здесь мы сравниваем два действительно великолепных сезона в Формуле-1.


Спортсмен – твой соотечественник. Достаточный ли это повод, чтобы болеть за него?

Да! Для меня, да! Признаюсь, одна из моих мечт, относящихся к миру спорта – это то, чтобы в Ф-1 появился сильный русский пилот, который задержится в ней надолго, показывая достойные результаты. Как наверно все могли заметить, я люблю пиарить соотечественников. В ОСМА я писал также статьи о выступлениях россиян на международной арене. Мне интересно наблюдать за карьерами наших молодых пилотов, и я переживаю за них!


"Юношеские академии" для гонщиков (программа RBR, поддержка Хэмилтона) – это выгодно для самих команд?

Думаю, это правильное направление. В наше время многие команды Ф-1 могут позволить себе программы поддержки молодых пилотов. Все гранды мирового клубного футбола содержат свои футбольные академии, и эта система прекрасно работает. Почему бы и в автогонках не быть чему-то похожему? Да, команда вкладывает в талантливого гонщика средства. Но она может обучить его правильно, поставить его карьеру на правильный путь, чтобы он не занимался всякими обременяющими занятиями, типа поиска спонсоров, и получить хорошо подготовленного молодого пилота. Далее команда берет его в состав на выгодных условиях либо выгодно продает другой "конюшне". Некоторые менеджеры давно просекли эту тему. Флавио Бриаторе сколько лет занимается карьерами многих гонщиков, ищет таланты. Ищет таланты и Вилли Веббер. Думаю, напоминать имена из списков этих двух персон не имеет смысла...


А какая эпоха в Формуле-1 тебе наиболее интересна и почему?

Любимая эпоха – вторая половина 80-х и 90-е. Почему? Наверно первые впечатления всегда самые яркие. К тому же в эту эпоху выступало столько моих любимых гонщиков! Машины были очень красивы, быть может самые красивые машины в Ф-1! Хотя это совершенно субъективно. Но действительно, именно эта эпоха привлекает меня больше других. Даже книги о Ф-1 мне интереснее всего читать именно о той эпохе. Но вообще-то все эпохи в Формуле-1 интересны. Еще меня очень привлекает героическая эпоха. Причем не только 50-60-е, но и 30-е годы, когда собственно Формулы-1 еще не было, но гонки Гран При уже были, и процветали.


Самый быстрый пилот "Гран-при" за всю историю этих гонок?

Самый быстрый гонщик за всю историю Ф-1? А был ли он? В смысле, был ли один самый быстрый, абсолютно сильнейший? Мне кажется вряд ли. Есть несколько самых быстрых гонщиков, представляющих разные времена, думаю, они были примерно равны по своим способностям. Они всем известны. Хуан Мануэль Фанхио, Джим Кларк, Джеки Стюарт, Айртон Сенна, Михаэль Шумахер. А были еще и Альберто Аскари, Ники Лауда, Нельсон Пике, Ален Прост. Это величайшие из великих. Их совсем немного.


Что ты думаешь о командной тактике в Формуле-1?

Формула-1 – командный вид спорта. Правда в Ф-1 очень важен индивидуализм, публика всегда фокусируется на личностях, но это не отменяет того факта, что Ф-1 все же командный вид спорта. Просто здесь происходит диссонанс. Вроде все гонщики должны бороться друг с другом, но у двух пилотов всегда есть еще и общие интересы – интересы команды. История Ф-1 знает примеры успешного использования командной тактики. Точно также эта самая история знает и примеры абсолютно неуспешного применения командной тактики, когда гонщики одной команды отбирают друг у друга очки и бьют машины. Быть может, два идеальных сезона в Формуле-1 – 1988 и 1989, когда пилоты одной команды по-настоящему рубились друг с другом, и при этом команда все равно выиграла все, что возможно. Это "МакЛарен", Сенна и Прост. Единичный случай в истории. А в остальных случаях все же выходит, что побеждает тот, кто грамотно наладит командную тактику, правильно распределит роли между гонщиками. Главное, чтобы не было такого, как на финише в Австрии 2002. Все-таки Ф-1 это еще и шоу, это гонки для зрителей.

И все-таки... Формула-1 уникальный вид спорта вот еще почему. Да, у двух пилотов одной "конюшни" общие интересы – интересы команды. Но главный соперник любого гонщика – это его партнер. Самый главный, самый объективный. Победить партнера – задача любого гонщика.


Вопрос скорее гипотетичный. Он же – завершающий по данной теме. - Как изменилось бы твое отношение к Формуле, если бы ты не смотрел ее... скажем... сезона два?

Неожиданный вопрос! Вообще в Формуле-1 не хочется пропускать ничего. Но если представить чисто гипотетически... В Ф-1 все так быстро меняется, так что если пропустить год, два или три, то потом придется въезжать в изменения, которые произошли за пропущенный период. Но если у вас есть хорошая база знаний о Формуле, то вы быстро войдете обратно в ритм и вновь будете в курсе всего.

***

Ну а теперь, друзья, когда мы с вами уже уяснили что за автожурналист и какой это знаток и болельщик "Формулы-1" Дмитрий, давайте попробуем узнать и что он человек, чем, где и как живет, и что именно человеческое ему не чуждо... :)

***

И первый "человеческий" вопрос: чем ты занимаешься, когда не пишешь для толстых и уважаемых в народе журналов (во загнул! :)) ). Например, зимой? То бишь, ты работаешь, учишься?

Учусь в МАТИ – РГТУ имени Циолковского – Российском государственном технологическом университете. Уже 6 курс. Также работаю в космическом центре Хруничева, как говорится, "в свободное от учебы время". Если же говорить конкретно о зиме, то зимой есть такие замечательные вещи, как Дакар, а также снег – можно кататься на горных лыжах. Правда, в этом году у нас снега практически нет – прямо весна. Или осень.


Есть ли у тебя хобби, увлечения – то, чему ты можешь посвятить свое свободное время без зазрений совести? (но не Ф1).

Вообще-то Ф-1 я тоже могу посвятить время без зазрения совести! :) Но ближе к вопросу! С удовольствием могу потратить время на прослушивание музыки, чтение хорошей литературы, просмотр хорошего кино. Также еще на разные занятия спортом, или как сейчас говорят, фитнессом. Время летит удивительно незаметно!


А какими видами спорта и почему интересуешься помимо Ф1?

Ну, во-первых, кроме Ф-1 есть много видов автоспорта, много разных классов. Кроме того, есть еще и мотогонки, тоже много разных видов, много классов. Я считаю, что это один спорт, который называется motorsport – спорт моторов, и он очень многообразен. Всем этим я интересуюсь. Конечно, какие-то гонки, какие-то классы мне интересны больше других.

Из игровых командных видов спорта: обожаю футбол, люблю хоккей, баскетбол нравится.

Также я интересуюсь велоспортом, теннисом, горными лыжами, фигурным катанием, нравятся сани и бобслей, а также бокс. Еще интересны яхтинг, альпинизм, танцы, если это можно назвать спортом. Как можно видеть, все эти виды спорта зрелищны. В них есть либо скорость, либо страсть, либо риск. И еще я считаю, что хороший вид спорта не должен быть сложен для понимания. Все естественное просто.


Как относишься к компьютеру и всему, что с ним связано?

Компьютер? Инструмент! Куда без него?! Столько возможностей у компьютера! Это и информация, и работа, и отдых. Неудивительно, что немалое время я провожу с компьютером. Тут надо учитывать, что моя учеба тесно связана с компьютером.


Какую машину желал бы иметь, если бы мог ее получить в подарок?

Что-нибудь из нормальных машин. Какую-нибудь, какая мне нравится. Mercedes C-класс, Alfa Romeo 156, Peugeot 407, Honda Accord, Subaru Impreza Sti. Но и эти "ненормальные" машины, суперкары, тачки для коллекций и пафосного променажа тоже притягательны! Однако они не могут быть использованы каждый день. Они абсолютно непрактичны!


Давай чуток пошутим... - Будь ты графом - какой бы ты герб и девиз себе выбрал? Почему?

Неожиданный вопрос! Наверно на гербе было бы что-то, что всегда есть по законам геральдики. Что-то из вечных ценностей. Ну там дерево, лира или, быть может, меч. Какие-нибудь львы по бокам. Но если бы я был таким графом, как фон Трипс, и выступал бы за "Феррари", то на гербе обязательно появился бы гарцующий черный жеребец!

В девизе бы наверняка тоже было бы что-то из вечных ценностей: про веру, надежду и любовь, о верности и чести. Но, кстати, как такой вариант: "Не бывает заранее проигранных матчей. Бывают лишь заранее сдавшиеся люди."?


А теперь, в завершение нашей беседы, позволь задать тебе несколько совсем простых вопросов...

Твоя любимая книга (не та, которая сильно понравилась сейчас, а та, которую периодически тянет перечитать...)?

"Властелин колец" Джона Рональда Руэла Толкина.


Любимый фильм (то же самое)?

"Дни грома" с Томом Крузом, "Гладиатор" с Расселом Кроу.


Любимое музыкальное произведение?

"Барселона" в исполнении Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри, саундтрек к фильму "Профессионал". Но вообще разных мелодий, любимых мной достаточно сильно, довольно много!


Любимый цвет и время года?

Цвет: красный. Еще я люблю насыщенный синий и темно-зеленый.

Время года – конечно, лето. Но еще я люблю теплую весну. Раннюю осень, когда еще тепло и красиво, зиму, если она не очень холодная, и можно кататься на горных лыжах. Но лето все равно я люблю гораздо, гораздо больше!

***

...Вот и закончилось место и время, отведенное для этого интервью. И нам кажется, что после того, что мы узнали об этом ярком, умном, интересном и... солнечном человеке, Дмитрии Шканове, и добавить-то к этому интервью нечего! Кроме одного: Дима, мы очень рады, что ты с нами!

Хайнц Прюллер. История Больших Призов 1971 года и людей их проживших. #10

Перевод и редакция:
Алексей Гесс (Hess)
Вадим Русов (Nelson01)

Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса"

Мир Жаки Икса


Он покидает Брюссель, когда должен ехать на гонку, всегда самым поздним рейсом. Если ему не нужно оставаться на награждение, он обычно первый уезжает домой. Его девиз между двумя гонками: "Я делаю, что хочу, когда хочу и где хочу, а это постоянно меняется". Ночные поездки на машине, например, только, чтобы получить дополнительный день отдыха – в Серре во французских Альпах (там он голыми руками ловит форель, но выпускает ее обратно), в Сен-Тропе или у своих друзей Удо Юргенса, Ники и Таки Думба в Портшахе.

Между своей жизнью гонщика, принадлежащей всем, и частной жизнью, которая "принадлежит исключительно мне", Жаки Икс воздвиг непреодолимые барьеры. Для себя и для других. Гонщик Икс никогда не говорит о частной жизни человека Икса, и наоборот. Но кто знает другого Жаки Икса?

Поэтому я должен рассказать историю совместного праздника на озере Вертер Зее.

Жаки не только занимается дикими играми на высокой скорости, вызов которым всегда искал Йохен Риндт. Он ездил на водных лыжах, когда озеро еще было холодным. В плавательной одежде и спасательном поясе. Само собой, на монолыже. "Если я еду нормально, как мне подходит, то все получается. Но когда я пытаюсь ехать особенно элегантно, падаю в воду", - ухмыляется Жаки. Для езды на лыжах зимой он нуждается в специальном левом ботинке, поскольку после перелома в 1968 году он все время стоит на наружном канте. "Жаки разворачивает ногу наружу, почти как Грэм Хилл, который теперь ходит, как почтальон", - шутит Катарина Икс.

Следующим пунктом программы был серфинг. Икс буквально на ощупь, с замершими чертами лица, постигал искусство того, как вознести доску на гребень волны с согнутым безымянным пальцем, осторожно выпрямиться, поставить левую ногу на доску и танцевать на волне от катера, теперь уже без помощи троса. Для это нужна осторожность, концентрация и честолюбие. Через тридцать минут он научился серфингу, быстрее, чем кто-либо другой. На лыжах, Жаки справа, я слева, мы поехали назад к причалу, поскольку на послеобеденное время было зарезервировано стрельбище в Графенштайне.

"С тех пор как я служил в армии танкистом", - говорил Икс, - "я не видел оружия". Катарина предостерегла его перед ответом: "Когда папа стреляет первый раз в сезоне, у него все всегда болит плечо". Икс не принял участия в стрельбе по тарелочкам, а пошел к тренировочному стенду, чтобы целиться в пробегающих мимо зайцев. Скоро он стал попадать в три, а часто - и в четыре сегмента. Потом он стал стрелять по глиняным тарелкам, хотя, несмотря на зеленый пуловер, не был похож на святого Губерта [прим.: покровитель охотников]. Он удивительно хорошо смотрелся на фоне профессиональных охотников, обладая реакцией и глазомером. Только теперь он вступил в звено для Трапa [прим.: род командной спортивной стрельбы].

Ему не мешало то, что для простоты в таблицу результатов его занесли как "Х". Икс в частной жизни – действительно хороший парень и товарищ, как если бы он всю свою молодость провел в интернате или у бойскаутов (возможно, поэтому он – идол сотен молодежных клубов). Не было и намека на звездную славу. Иксу нравятся небольшие сельские постоялые дворы. Ему не мешало, что мы ввосьмером из одного горшка хлебали гороховый суп. Но он улыбнулся слегка удивленно, когда за соседним столиком несколько охотников говорили, вот, мол, там сидит этот "Х", этот бельгиец, ну, который гонщик Гран-при.

С тех пор как он в годы бытности в BMW провел учеником два месяца в Мюнхене (и впервые сам заработал деньги), Икс немного понимает по-немецки. Он выглядит практически так же, как тогда. Свое невероятно молодое лицо с детскими глазами Жак-Бернар Икс (родился 1 января 1945 года в Брюсселе, сын журналиста, писавшего о моторных видах спорта) просто законсервировал. Но в этом нет инфантильности. Когда в 1970 году я показал Иксу фото 1968 года, он сказал: "Тогда я был еще молод". В этом же году он говорил о возможности ухода, "чтобы дать место молодым гонщикам". А когда в 1971 году в Уоткинс Глен 28-летний Крис Эймон сказал Фрэнку Уильямсу: "Я начинаю чувствовать себя старым", удивленный Фрэнк признался: "Вчера приходил Жаки Икс и говорил то же самое". Ему 26 лет.

Свою жизнь Жаки видит в три этапа. "Сначала воспитание, дальше гоночная карьера, la competition, в-третьих, настоящая жизнь, подлинный Жаки Икс". Второй этап Икс хочет закончить прежде, чем ему исполнится тридцать. Его родные никогда не пытались представить себе конец его карьеры, но "они, конечно, охотно видели бы меня чемпионом мира".

Икс не является самым молодым победителем Гран-при всех времен, эта честь остается у Брюса Макларена, который в возрасте 22 лет победил в американском Гран-при (1959). Но картина меняется, если проанализировать, сколько Больших Призов было завоевано лучшими пилотами в первые три года: Икс и Фанхио – по 6, Брукс – 5, Мосс и Кларк – по 3, Аскари, Брэбэм, Хоторн, Халм, Макларен и Стюарт – по 2. Еще конкретней статистика, кто сколько побед в Больших Призах достиг до достижения 25-летнего возраста. Икс – в 6-ти, Макларен – в 3-х, Коллинс и Хоторн – в 2-х, Мосс – в 1-м.Этот баланс разработан Джоном Гуссенсом, другом Жаки.

Икс дебютировал в 1967 году в Монце. В качестве временного партнера по команде Йохена Риндта он стал шестым на Cooper-Maserati. На старте он был с 15-м временем. Из 14-ти более быстрых пилотов пять уже на том свете (Кларк, Макларен, Скарфиотти, Риндт, Спенс), двое (Брэбэм, Гарни) активно не занимаются спортом, и только семь, то есть половина (Эймон, Халм, Стюарт, Хилл, Сертиз, Зифферт, Боннье) еще выступают. "В течение четырех последующих лет", - вспоминает Икс, - "только двое остались неизменными пилотами #1 – Стюарт и Сертиз".

На опасности Икс смотрит, пожалуй, фаталистом. "Я знаю, что можно умереть, но не знаю, что умру". Самый страшный момент он пережил на своем 25-м Гран-при, в мадридской Хараме 1970 года, когда его Ferrari была торпедирована сбоку Оливером на BRM, оставшимся без тормозов в шпильке из-за механической поломки. В мгновение ока обе машины охватило пламя. Икс был в пламени пожара уже двадцать секунд, беспомощно зажатый в деформированных обломках, и сдался после пятидесяти напрасных попыток расстегнуть ремень безопасности.

"Я опустил руки и затаился, как зверь, ожидающий смерти", - рассказывает Икс в своей книге, "и понимающий, что пришел конец". Только на подсознании Иксу удалось разорвать замок ремня и вырваться из ада. Через закопченное забрало шлема Жаки ничего не видел, застрял одной ногой и упал в горящий бензин. Потом он выкатился из пламени по земле...

Двумя днями позже я позвонил в клинику. "Первые двадцать минут после аварии я думал покончить с гонками", - говорил мне Жаки, - "но потом перестал". Бледный, с "несколько утерянным духом борьбы" и "небольшим страхом, возникавшим, когда другие машины слишком приближались", он вновь был на старте в Монако. "My fiancee" [прим.: моя невеста], - представил он Катарину. Редкое явление: хотя оба уже давно знали, что поженятся, Жаки до сих пор никогда не брал свою невесту на гонки.

Икс был храбр, но часто, когда чувствовал, что за ним не наблюдают, был вынужден крепко сжимать зубы. В Спа лопнул бензобак; топливо обжигало еще совсем не залеченные раны Икса. "Ни один человек не измерит, что пережил Жаки в эти месяцы", - признавался его брат Паскаль в конце сезона 1970 года, когда победная серия бельгийца вызвала виртуальную борьбу с очками погибшего Йохена Риндта.

Икс рассматривал Риндта всегда "с большим уважением к вражескому летчику". И прежде всего – как "настоящего джентльмена и истинного чемпиона". Эти недели были для Икса тоже не легкими, тем более, что Стирлинг Мосс сказал открыто: "Живой был бы более предпочтителен в роли посла нашего спорта". Тем более, что Ferrari была сконцентрирована на победу в параллельном чемпионате конструкторов. Форгьери даже предложил учредить для Риндта "памятную медаль, как для солдата". Почти все, что говорил тогда Икс, было неверно интерпретировано. "Я не хочу стремиться к титулу, потому что он принадлежит Йохену", - открыто сказал мне Икс. Но сказал также, что он не может в последней гонке, имея шансы на титул, "на глазах у всех добровольно остановиться, поскольку титул мог бы принадлежать не мне одному, а еще Ferrari и Firestone".

Остановка Икса в боксах в Уоткинс Глене решила проблему по общему желанию, в том числе и по собственному желанию Жаки.

В Ferrari он чувствует себя хорошо. Предложение в размере 80.000 фунтов от BRM он отклонил с обоснованием, что он "хотел бы навсегда остаться в Ferrari". Его промежуточная игра с Brabham длилась только год. Жаки полагал, что "Черный Джек" взял его в качестве первого пилота, но скоро понял, что ошибался. Свои лучшие гонки он проехал летом, когда Брэбэм из-за перелома пропускал их. Когда Джек снова появился в Монце, у Икса на тренировке взорвались два мотора...Его прощание с Brabham, Goodyear и Gulf было бурным. "Но в Англии меня ругали только потому, что я покинул английскую команду".

Из этого, по мнению босса Ford Уолтера Хайеса, следовало, что Икс должен бы для достижения полноценной формы "быть единственным гонщиком команды, потому что он нуждается во всей возможной лести и внимании. Такой уж у него характер". Форгьери опроверг это: "Жаки настолько стабилен, что его ничего не может потрясти в команде". И в Ferrari достаточно часто игралась "комическая опера". Действительно ли Икс предпочитает в качестве единственного гонщика нести полную ответственность за команду? "Иногда", - отвечает он, - "мне самому нужен кто-то, кто мог бы взять ответственность за меня".

Отмена 1000-километровой гонки в Канаде позволила Иксу совершить бракосочетание с Катариной, дочерью второго по богатству промышленника в Бельгии. Месье Блатон управляет многочисленными фирмами, строит мосты, дома и шале, в настоящее время – для короля Бодоина [прим.: Бодоин I - король Бельгии с 1951 по 1993 годы] в Арденнах. На своем красном Dino тесть Жаки мчится почти на каждый Гран-при. И никогда не забывает привезти с собой брюссельский паштет или выпечку для команды Ferrari. К семейной идиллии в боксах Ferrari принадлежит также младшая сестра Катарины, Доминик, у которой день рождения совпадает с королевой (и Джеки Стюартом) – 11 июня.

Когда Жаки наедине с Катариной, можно ошибочно предположить, что видишь перед собой титульное фото из "Жасмин". Первые три гонки, которые Катарина смотрела из боксов, будучи уже женой, Жаки выиграл: Цельтвег, Зальцбург, Лангенлебарн... "Во имя неба, оставляй в будущем свою Катарину дома", - просит его Стюарт.

Когда Жаки переехал в пентхаус Катарины на Рю де Архимед, 77, он оставил свои любимые игровые автоматы (рекорд по очкам: 148.000) в своем доме в Брен д'Алло. Полосы с комиксами и фильмы о Диком Западе нравятся ему до сих пор. И его невероятная любовь к животным – это одна из тех вещей, которые принадлежат ему "эксклюзивно". Икс – хороший наездник, всегда имеет собак, а пять лет назад – и бразильскую обезьяну по имени Тико, которая даже сидела за обеденным столом. Когда Тико попала под машину, Икс долго горевал.

Сейчас для Жаки и Катарины в 20 километрах от Брюсселя, на природе, строится супер-дом. Катарина, разделяющая любовь Жаки к животным, уже мечтает о "гигантском частном зоопарке с кенгуру, косулями и, конечно, обезьянами".

Икс вкладывает свои деньги, по советам тестя, в реальные вещи. Бизнесом он занимается немного, по сравнению со Стюартом. Хотя иногда появляются в последнее время "мягкие рубашки Жаки Икса из джерси для горячих поклонников". Поэтому он наслаждается свободным временем больше, чем Стюарт. "Я делаю не много, но если делаю, то это себя оправдывает". Это справедливо для его шоу гоночных машин в Брюсселе, так же как, при объеме продаж в 200.000, и для "ботинок Жаки Икса" (1969) и "солнечных очков Жаки Икса" (1971). С последними бельгиец испытал удивительное в Ле Кастелле: его соперник появился в аналогичных очках. "Джеки, ты скопировал мои очки", - смеясь, крикнул Икс. И пошутил : "Я подам на тебя в суд".

Конечно, солнечные очки – это последний пункт, где может вспыхнуть соперничество. Гонщики всегда не похожи друг на друга. Но не многие так отличаются, как Стюарт и Икс.


Продолжение следует

Час сериала - Четыре колеса и рулевое колесо. 3-я серия.

Алексей Ким (Alex UZ)
Иван Пухкал (I. P.)

"Турецкий гамбит"


"- ...Да просто надоело мне находить в нашем конструкторском бюро ошметки перловки. Один раз он даже половник там оставил, представляете! Жаль парня. И как это он умудрился вывалиться из окна в том году, ума не приложу? Хотя вот часто я теперь думаю, может быть, это Ньюи секретами приторговывал? Его тоже жаль, уже два раза чуть насмерть не разбился... Да и Монтойю жаль, убьется он на этих ИНДИ...

- Спасибо, мистер Деннис, за содержательную беседу."


Главный редактор и его Зам по Формуле, Сергей Абдурахманович и Дмитрий Алексеевич, красные, как раки, сидели за огромным офисным столом, прикрывшись последними номерами "4к+рк" и изредка давились от едва сдерживаемых эмоций. Напротив них стоял счастливый Павел, только что вернувшийся из своей первой в жизни командировки на Гран-При.

- Вот и все по Деннису. Ну, что скажете? – спросил он, закончив читать вслух очередной листок.

- Слушай, Паша, что там у тебя еще есть, давай по скорому заканчивай, а то что-то у меня голова разболелась, наверное, от жары. – Попросил Дмитрий Алексеевич. И тихо добавил, глядя на Главного. – Абдурахманыч, ты как там?

Главный приспустил вниз журнал, показав присутствующим багровое от натуг лицо, простонал: "Мне плохо..." и снова скрылся за глянцевой обложкой.

Паша, однако, совершенно не обращал внимания на своих боссов. Он резво схватил следующий листок, откашлялся и начал читать снова:


"Журналистам "4К+РК" удалось в Турции взять небольшое интервью с героем Хунгароринга Дженсоном Баттоном.

- Дженс, что же случилось в Австралии?

- Да ты о чем, чувак?

- Ну, это когда Вы за 15 метров до финиша остановились из-за возгорания движка.

- А... Ну, все шло хорошо. Я стартовал первым, потом ехал, ехал...

- Ну, все понятно, но что произошло в последнем повороте?

- Что-что... Хонда дала мне подержаться за небольшой японский (ФЛАГ), такой же маленький, как и все эти маленькие (МОТОРИСТЫ).

- Мда... А что сказал Ваш папа?

- "Дженс", - сказал он, - "сынок, ты в курсе, что тебе дали подержаться за небольшой японский (ФЛАГ)?"

- Ну а Вы?

- Я попросил его подождать немного.

- Как, ЕЩЕ немного?

- Ну да! А что ему еще остается делать на пенсии?

- Хорошо, и, наконец, в Венгрии Вы выиграли свой первый Гран-При. Наши поздравления. Сейчас прошло немного времени и Вы наверняка с удовольствием расскажите нам подробнее, как было дело.

- Охотно! Сначала не было ничего и Бог носился во вселенской пустоте. Потом ему надоела вся эта (ЕРУНДА) и он за какие-то шесть дней сделал все, кроме факсов, компьютеров, посудомоечных машин и холодильников, которые потом люди изобрели сами от лени. Ну и вот, Адам с Евой (СТАРАЛИСЬ) как кролики, родили кучу потомков, которые, как и сейчас, работали только до 60 лет, а потом уходили на пенсию и плевали в потолок остальные 939 лет. С тех пор жизнь стала короче, а пенсионный возраст остался на месте. Вы понимаете, о чем я, а?

- Да, но...

- Ну вот, затем Моисей через знакомых нашел переговорный пункт с Богом на горе Синай и вывел евреев из Египта, заодно запретив людям заниматься такими сладкими вещами, как, например, чавкать за столом и громко сморкаться без платка.

- А можно ли поближе к современности? Мы говорили о Вашей победе на Хунгароринге...

- Ну вот я к этому и подвожу. Потом Хонда выкупила БАР с потрохами и я выпихнул Вильнева. Потом пришел Барикелло и знаешь, я неплохо с ним лажу, потому, что он пришибленный какой-то - что скажут, то и делает.

- Венгрия!!!

- А, ну да. Многие не угадали с резиной, кто-то вылетел, кто-то столкнулся. Из тех, кто шел впереди, сначала сошел Физикелла, потом Райконнен, а уже потом Шумахер. Алонсо же был сзади.

- ???

- Ну и все! Так я и выиграл. Еду в последнем повороте и думаю – вот если щас опять дадут за (ФЛАГ) подержаться, съезжу в Японию и всех их там (ПОЗДРАВЛЮ), некоторых может быть по два раза.

- Понятно. А что было потом, после финиша?

- Как и было обещано, нам каждому по 50 тыщ Евро на (ЛИЦО) упало. Но гуляли мы с Рэд Буллом у них. Так дешевле... Да что говорить, как только выяснилось, что финн на вечеринку придет, как его там, так все сразу и приперлись...

- Понятно. Спасибо, мистер Баттон за содержательную беседу. Еще раз наши поздравления с первой победой!"


Паша сделал маленькую паузу, перерыл плотную стопку листков и, осчастливив боссов репликой, что осталась, мол, совсем маленькая заметка, продолжил:


"Журналистам "4К+РК" удалось в Турции взять небольшое интервью у Кристиана Альбертса, пилота российской команды Мидланд.

- Скажите, мистер Альбертс, как Вам удается регулярно находиться в поле зрения прессы? По количеству информации о Вашем будущем Вы частенько затмеваете таких пилотов, как М. Шумахер и К. Райконнен.

- Ну, в первую очередь, все это благодаря моему гоночному таланту. Знаешь, эти парни конечно хороши, но попробовали бы они увернуться хоть раз от такого напарника, как мой! Да и вообще, я регулярно выигрываю несколько мест на стартовой прямой. Ниже меня уже стояли такие парни, как Масса, Шумахеры, Алонсо и все остальные...

- Это все понятно, но пресса?

- Ах, ты об этом? Так мой менеджер регулярно размещает маленькие заметки на раскрученных сайтах, ну, вы знаете, по таким словам, как (СПИСОК НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫХ ЗАПРОСОВ С GOOGLE.COM). Так вот, их журналисты находят гораздо быстрее, чем информацию, скажем, относительно Кими.

- Понятно. Спасибо, мистер Альбертс за содержательную беседу...

- Постой, это все, что ли? А где мои 30 Евро?"


Главный соскочил со своего места и, вытянув руку с вытянутым указательным пальцем в сторону двери, прорычал:

- ВОН!

- А? - не понял Павел.

- Паша, подай, пожалуйста, графинчик с водой ВО-ОН там... ага... этот самый, и иди, отдыхай. Завтра встретимся, ладно?


Павел подал, что просили, и вышел, немного озадаченный реакцией Главного. А Абдурахманыч отмахался платком и имел длительное совещание с Замом по поводу Пашиных материалов. Место под них в номере было зарезервировано, и не давать их было нельзя. В конце концов, они сошлись на том, что Дима подкорректирует написанное, а Пашу временно посадят на перевод многочисленных диктофонных записей, которые валились в редакцию со всего мира от собкоров.


Продолжение следует

Партнеры


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1

САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.



НАШИ ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ

www.heikkikovalainen.net - неофициальный сайт, посвященный финскому пилоту "Рено Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий.



КЛУБ ПОКЛОННИКОВ ФОРМУЛЫ-1

Обсуждение последних событий в мире Формулы-1. Выскажите и свое мнение о прошедшей гонке или поступающих новостях! Благодаря тщательно продуманной и проверенной в деле системе правил в листе царит атмосфера взаимной вежливости и уважения.

Подписаться на дискуссионный лист.


Выходные данные

Редакция

Главный редактор: Роман Блынский

Зам. главного редактора: Алексей Ким

Редактор: Иван Пухкал
Обозреватель: Анна Гидаспова

Обозреватель: Дмитрий Федотов

Обозреватель: Дмитрий Шканов

Редакционная политика

- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.

- Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.

- Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие правки использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.

- Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве с юридическими и физическими лицами и рассмотрит все предложения.

- Использование материалов проекта - только с разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

- Полный тираж издания: 20556 экз.

- При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).

Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru
Архивы проекта "Ф1-МОМК": на Subscribe.Ru \ на Content.Mail.Ru \ на MailList.Ru

© "Ф1-МОМК"
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное