← Ноябрь 2003 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://f-1.ru
Открыта:
25-11-2002
Статистика
0 за неделю
Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы . Выпуск 65. Юбилейный.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Выпуск №65. Юбилейный. Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы.
Первой "золотой" автоспортивной рассылке в РуНете исполнился один год! Поздравляем себя и вас с юбилеем! Этот номер подготовили: Автор рассылки: RomB. Помощник автора: Alex UZ. Дизайн рассылки: Zigzag. Идея проекта: AlexF1. "Ф1-МОМК" приветствует вас, уважаемые подписчики! В сегодняшнем номере:
Подписчиков: 2027.
| Сайт рассылки: www.blynsky.narod.ru.
| Адрес для писем: f1-momk@yandex.ru. |
Глас редколлегии "Ф1-МОМК".
|
Что внесли эти 65 номеров в нашу жизнь? - Благодаря "Ф1-МОМК" мы все смогли познакомится, расширить свой круг интересного общения, смогли взаимно обсуждать различные интересующие "формульные" вопросы, начали изучение интереснейшей истории Ф1, удалось даже провести "слет" наших подписчиков во время визита в Москву команды "Рено"… - многое стало возможным. За это время пополнился коллектив людей, которые делают ее для вас, многие при изготовлении и ведении рассылки смогли улучшить свои навыки по созданию html, и усовершенствовать свой русский язык, а некоторые наши подписчики даже обзавелись своими собственными Интернет-проектами... В общем, никакого вреда, кроме пользы от "Ф1-МОМК" нет! Мы будем продолжать работать, расти и развиваться. :) Спасибо всем, кто нам в этом помогает, и особое спасибо всем вам, друзья, - тем, кто нам пишет и нас читает.
Мы срочно набираем "толмачей-переводчиков" для эксклюзивного интервью с Михаэлем Шумахером, "Великим и Ужасным"! Обязательным условием для этого является лишь чувство юмора, да наличие какого-либо потрепанного словаря на книжной полке у вас дома. :) Присылайте свои заявки с вопросами к нему до 1 декабря 2003 г. сюда: f1-momk@yandex.ru. |
Интервью со словарями. Кими Райконнен (КР).
|
Если Вы помните, уважаемые друзья, в одном из прошлых выпусков мы обещали 10-11 ноября взять интервью у вице-чемпиона мира Формулы-1 сезона 2003 года финского пилота Кими Райконнена по телефону.
Действительно, очень короткий разговор с ним тогда состоялся: Кими извинился за то, что не может сейчас разговаривать, потому, что опасается слежки со стороны какого-то Рона. Он пообещал оторваться от "хвоста" и назначил нам встречу через несколько дней на приграничных с Россией финских землях. Увы, так получилось, что я поехал брать на рыбалку к Инди Аазманидиусу и пропустил это интервью, но ребята не подкачали, профессионально и организованно сделали свое дело. Как Вы, наверное, уже догадываетесь, эти строчки я пишу с их слов. Кими приехал на конспиративную квартиру взвинченный, лохматый и нервный. Вопросы мы заранее записали на пленку, но с ответами ребятам пришлось попыхтеть. Во-первых - финн говорил очень быстро и невнятно, во-вторых - параллельно беседовал по сотке и, в-третьих, лопотал вовсе не по теме, временами бросая встревоженные взгляды в окно. И поэтому вариантов ответов оказалось так много. Стоит отметить героизм наших интервьюверов - им предстояло не только переводить через самые разнообразные словари, но и делать это быстро, так сказать "с ходу".
Flasher, к примеру, пользовался "Русско-чукотским разговорником для геологов", Ilya_Wolf - "Франко-финским словарем ветеринарных терминов" и "Русско-французским руководством по атомной энергетике", Dave выбрал для себя "Мультиязычное руководство по всему спектру техники Philips", Lucifer, к счастью немного знала шведский, поэтому ей было легче переводить с финского на язык Суоми, ну а White воспользовался моим советом и привез с собой "Степной финско-туркменский электронный ноутбук-толмач" с функциями автоперевода на русский.
Однако я не буду более утомлять Вас своей немного простуженной болтовней и передам слово непосредственно участникам этой встречи. Апчхи!!!
1. Почему у тебя физиономия всегда такая кислая?
2. Почему вас, финнов, называют плачущими?
3. Кими, скажи, а нужен ли "МакЛарен" Култхард и на кого его стоит заменить?
4. Был ли вообще новый MP4-18? Ты-то лично его видел?
5. Как там дела у экологически чистых лягушек, живущих у заводика "МакЛарен" и сохраненных Роном при строительстве оного по настоянию местных экологов?
6. Кими, ты ведь любишь свою Эрью (тьфу, блин, все еще путаю тебя с Микой), а как ты поступишь, если через годик она (в смысле, - пассия твоя) позовет тебя навсегда "к домашнему очагу"?
7. Кими; такая ситуация: авария на трассе (не дай Бог, конечно...). Пожар. Горят два болида. Ты можешь спасти: или Х.-П. Монтою, или М.Шумахера; - твой выбор?
8. Кими, а кого ты больше любишь, - маму, папу, или Рона?
9. Кими, а не хочешь ли ты гоняться за "Феррари"? Отвечай честно, - мы Рону не скажем!
10. Станешь ли ты чемпионом в 2004 году?
11. Не приглашали ли тебя еще в IRL, CART, или даже в "Формулу-Русь"?
12. Кими, скажи, что было самым трудным в последних трех Гран-при.
13. Кими, скажи, ты считаешь себя быстрее Шумахера-старшего?
14. Как у тебя впечатления от MP4-18?
15. Что вы делаете, когда просыпаетесь по утрам?
16. Любимый алкогольный напиток?
17. Почему вы не живете в Финляндии?
18. Ваше отношение к Михаэлю Шумахеру?
19. А к Култхарду?
20. Кими, а что ты будешь делать, если твоим напарником станет Сергей Злобин?
21. Представь, что в Ф1 разрешили гоняться на любых транспортных средствах. Какое бы ты предпочел?
22. Твое отношение к Жаку Вильневу. Говорят, он будет тестером в Макларене?
23. Твоя любимая трасса?
24. Твоя НЕлюбимая трасса?
25. Банальный вопрос - какую музыку любишь?
26. Что для тебя Формула-1, работа или что-то более?
27. Что ты думаешь по поводу соревнования Михаэля с истребителем Еврофайтер2000?
28. Как ты смог выиграть в Малайзии? Ведь там было так жарко.
29. Почему в прошлом сезоне ты не единожды боролся с Монтоей, но ни разу не вылетел с трассы?
30. Скажи как твоя рука после операции? Пошевели пальчиками... Да не этими. :)
31. Что ты ожидаешь от межсезонья?
32. Кими, скажи, как ты думаешь, между кем развернется борьба за чемпионскую корону. P.S. Наличие чувства юмора для прочтения и понимания данного материала является совершенно обязательным. |
Трибуна.
|
Flasher. За год рассылка из беспомощного ребёнка превратилась в мощное издание, без которого многие уже не мыслят своего существования в Интернете и ждут очередного четверга как обычно ждали только начало гоночного уик-энда. Ф1-МОМК по праву стала первой на Subscribe.Ru Золотой Рассылкой об автоспорте, долгое время оставаясь единственным неновостным изданием о Формуле-1. Можно пожелать лишь расти самой рассылке, расти её авторам, отчего выиграют абсолютно все подписчики. Удачи! Во всех обсуждениях болельщиков в Интернете по поводу перехода Монтои в McLaren проходят две мысли - зачем было объявлять об этом так рано, теперь колумбийцу не будет жизни в Williams, и что будет с Култхардом. Во-первых, наивно думать, что Фрэнк Уильямс и Патрик Хэд узнают о новостях Ф1 из Интернета. О контракте Монтои они знали давно, и недавний пресс-релиз McLaren для них не сюрприз. Так что в любом случае они бы имели в виду этот факт в следующем сезоне и держали бы колумбийца подальше от секретов команды. Не думаю я, что они же будут мешать Хуану-Пабло выиграть титул. Как любят в Williams отпускать чемпионов мира, мы знаем. Да и Ральф, при всём к нему уважении, не тянет на чемпиона. К примеру, его брат, при всём моем к нему неуважении, обладает хотя бы качествами характера, необходимыми чемпиону. Во-вторых, насчёт Култхарда. Почему-то никто не рассматривает вариант того, что в 2005 году за команду будут выступать трое пилотов. А ведь всё к этому и идёт. Хоть я и проголосовал в интерактивном опросе рассылки за то, что в 2004 году выживут 10 команд, всё же сомневаюсь в этом, хотя и надеюсь на лучшее. Но если умрёт Minardi и/или Jordan, то остальным командам ничего не останется, как выпускать третий автомобиль, так что мы можем увидеть Култхарда на своём привычном месте. Вариант с уходом из команды Райкконена я не рассматриваю, так как это несерьёзно. Такую версию высказывают, в основном, так называемые шумофилы, которые до сих пор в ужасе от того, что Кими чуть не выиграл титул-2003. Andrey70. Ответ на вопрос Denа о скорости в квалификации и гонке: Ответ на вопрос RomB'а о защите на трассах: yaga. Хочу поблагодарить S.Kuzmin за интервью с Алонсо и Трулли, а особенно за комментарии. :) Также мне ОЧЕНЬ понравилась беседа с Инди Аазманидиусом! Оказывается, что по очень многим вопросам я имею сходное мнение. :) Несомненно, такие интервьюшки очень нужны, интересно узнать человека не только с той стороны, с которой мы видим его в рассылке, то есть только со стороны его отношения к Формуле-1. Так что большое спасибо Alex UZ и респекты Инди (особенно за музыкальные и литературные пристрастия). sheva1976. Очень бы хотел обмениваться своим мнением в рамках этой Рассылки и поэтому хотел бы дать свою анкету как будущего активного участника вашей рассылки!!! |
Вопросы и ответы.
|
В прошлом номере Flasher интересовался: Victogan. Andrey70. yaga. Сена и Прост - пара неповторимая. :) Но и из соперничества Кими и Монти получится нечто очень увлекательное, как мне кажется, и ощутимо добавит интриги. Лед и пламень, как говорится. :) И, хотелось бы, чтобы продержались они долго, главное, чтобы было на что посмотреть! d3L. Ес. Насчет его перехода в Макларен - это верное решение. Макларен - более стабильная команда и не делает больших ляпов в стратегии гонки. Лидеру команды хотя бы предоставляет надежную и проверенную машину. На гран-при Японии я не сомневался, что Райкконен возьмет вице-чемпионство. Ральфик в четвертый раз, как обычно в межсезонье заводит свою шарманку о своем лидерстве в команде - смешно - а с другой стороны ему надо привлекать к себе хоть какое-нибудь внимание любым способом за прошлепанное четвертое место. Жаль, что Алонсо его не обошел в чемпионате. в 2005 году в Вильямс, наверное, возьмут Баттона. Они имеют на него права, да и он созрел. Хотя все Почему-то списали его. Еще меня удивляет всеобщая мысль, что на место Шумахера возьмут Физикеллу или Массу. Бред какой-то. Они ничего выдающегося не показывали, кроме единичных случаев. В Формуле-1 если в дебютный год гонщик не показал себя, то на него уже редко обращают внимание. Им нужен стабильный рассудительный. Феррари постарается всеми средствами выманить Райкконена. Он еще более выдержан, чем старшой и лучше приспособился к новым правилам. Шум привык стартовать с первого ряда, который дает простор для применения разных стратегий. А этом сезоне, кроме США, все победы у него получались только с поулов. Он привык обгонять, в основном, круговых. Возможна кандидатура и Уэббера, если он так же будет ездить. Вильнева топ-команды вряд ли возьмут даже на вторые роли - потерял он мотивацию - кроме гонора ничего и нет. Хотя жаль, что не останется чемпионов. Сейчас столько молодых, перспективных и обходящихся дешевле. На следующий сезон, по моему мнению, Райкконен имеет больше шансов, чем Ш. взять титул. А Вильямсы возьмут титул, только если построят машину с превосходством как, например, в 92 году. Даже с промахами в тактике - хоть взять силой. Сомневаюсь в способности Рено в следующем сезоне сделать хоть одну победу из-за своего двигателя - управляемость ухудшится. Зато будут стабильнее набирать очки за счет приобретенного опыта. БАР сдвинулся с мертвой точки и подерется с Тойотой за пятой место. Stas_ASL. Rygoravich. В качестве причины перехода Монтойя указал сумму контракта -9 миллионов долларов в год. Информации о сроке контракта лично мне на глаза не попадалось - был ли он подписан на один сезон, либо же речь идет о долгосрочном соглашении. Где мог бы оказаться Монтойя через год, если бы не подписал бы этого контракта? Во-первых, Вильямс был бы рад продлить контракт. Напомню, что сейчас Монтойя получает по подписанному два года назад контракту 6 мегабаксов в год, что в 2.5 раза меньше, чем его напарник. Однако тот контракт подписывал новичок в Формуле, теперь же, рискну предположить, его популярность (из действующих пилотов) уступает только популярности пятикратного чемпиона мира и Фернандо Алонсо, раскрученного самим Бриаторе. :) Ставки на его победу в конце сезона были выше, чем ставки на победу Михаэля Шумахера. Вне всякого сомнения, следующий контракт был бы более дорогим. Что касается техники, то Вильямсы заметно прогрессируют, их техника во второй половине прошедшего сезона не уступала Феррари. Далее, Феррари. Несмотря на то, что Михаэль Шумахер недавно продлил контракт до 2006 года, нельзя исключать возможность более раннего его ухода. И если он уйдет, то Тодт вполне мог бы предложить контракт Хуану-Пабло. Многие из подписчиков питают к этой команде явную антипатию, однако вряд ли можно отрицать, что место, на котором сейчас покоится Шумахер-старший, было бы лакомым кусочком для любого пилота. Что касается ситуации в Макларен, то она далеко не однозначна - в прошлом сезоне у них была масса проблем с новым болидом, в результате чего в гонках он так и не появился. Болид 2004-го года 25 ноября впервые появился на тестах, однако до Вильямсов 2003-го пока явно не дотягивает. Смогут ли Маки подготовить конкурентоспособный болид к 2005-му году - загадка. Тойота. Молодая команда с самым большим бюджетом в истории Формулы-1. В этом сезоне выставила достаточно быстрые, но, увы, весьма ненадежные болиды. Однако с такими финансовыми возможностями прогресса просто не может не быть. Не исключено, что к сезону-2005 они уже будут полностью в состоянии бороться за победы. Кстати, летом именно Тойоту называл Хуан-Пабло как наиболее перспективный вариант на 2005-й год, упомянув, что она имеет "неограниченный бюджет". Учитывая все вышесказанное, рискну предположить, что Монтойя допустил ошибку, поторопившись с подписанием контракта. У него все шансы выиграть чемпионат в текущем сезоне (кстати, они несколько снизились в связи с этим самым подписанием). А действующий чемпион имел бы шанс подписать значительно более выгодный контракт с любой из перечисленных команд, причем к концу следующего сезона будет куда больше возможностей оценить перспективы выступлений в любой команде. RomB задавал вопрос: Victogan. Andrey70. d3L. Flasher. В большинстве своём в Интернете говорят о Баттоне. В этом случае опыт взаимоотношений вроде как есть и он вроде как неплохой. Правда, есть одно большое НО: в 2000 году Williams ещё был далёк от борьбы за титул. Как Ральф и Дженсон будут относиться друг к другу в условиях конкуренции и борьбы за первое место в личном зачёте, ещё неизвестно. Джейк. Rygoravich. Timonin спрашивал: Victogan. Andrey70. ВСЕ СТОИТ НА ДИВИДЕНТАХ И ИХ ТЕРЯТЬ НИКТО НЕ ЗАХОЧЕТ! Во-вторых, пускай даже деньги нашли: создание нового отдела, новый штат сотрудников, разработка самого оборудования, разработка оборудования подавляющего действие нового оружия, обучение, исследования, тренировки и, самое главное, служба безопасности и ПОЛНЕЙШАЯ КОНСПИРАЦИЯ во время чемпионата. (Вы себе ЭТО представляете? Тусуются этак некие личности в серых плащах и серых шляпах с масенькими приборчиками, проносимыми только в одном месте на теле, через детекторы металла. :) Круто блин... Но, в конечном итоге, будут ли стоить материальные затраты результатам данной акции? ВСЕ ДЕЛО В ДЕНЬГАХ. Там, просто всю футбольную команду купить могут не все. И, по моему мнению, спекуляцию данной темой необходимо прекратить. yaga. Flasher. ViolatorDM. RomB. 2). Не кажется ли вам, друзья, что представленный на фото "новый" McLaren MP4/19 мы с вами недавно уже где-то видели? :) Александр Кульчицкий. yaga. |
Изверг Ааз. Первые среди проигравших. Часть 1.
|
"Второй - это первый среди проигравших" сказал как-то Рон Деннис. Жестоко, и вместе с тем справедливо. История "Формулы-1" знает немало пилотов, которые останавливались в шаге от чемпионского титула, и этот результат так и оставался их наилучшим достижением. Они не могли сделать последний и самый трудный шаг на вершину автогонок. Существует мнение, что для того чтобы стать чемпионом мира мало быть классным пилотом и иметь в распоряжении великолепный автомобиль. Необходима целеустремленность, инстинкт убийцы. Победить может не самый умелый, а самый упорный. Тот, кто не сломается в решительный момент под психологическим давлением. Вряд ли Жаки Икс был хуже, например, Денни Хьюльма. Но новозеландец обладал упорством гидравлического пресса: на яркие, феерические победы соперников он отвечал трудовыми, тяжелыми и от того также впечатляющими победами. Что и сделало его единственным новозеландским
чемпионом. (Именно его, а не талантливых Брюса МакЛарена или Криса Эймона). Не зря современники отмечали скверный характер Джека Брэбэма, Ники Лауды, Нельсона Пике и Найджела Мэнселла. Мы здесь не будем говорить, достойны ли чемпионы прошлого своих титулов: безусловно достойны. Гораздо интереснее поговорить о первых среди проигравших, о тех, кто участвовал в борьбе за победу (часто неоднократно), но так и не примерил корону лучшего гонщика планеты.
Всех вице-чемпионов я разделил на три группы.
Здесь представлены те, кто не стал чемпионом в силу стечения обстоятельств, и повторись та ситуация еще раз, кого-то другого называли бы великим. Самый известный не-чемпион, безусловно, Стирлинг Мосс. "Великий неудачник" четыре раза подряд (!!!) завоевывал вице-чемпионское звание, а потом трижды (тоже подряд) был третьим. Есть три причины, по которым англичанин не стал чемпионом. Первая: Хуан Мануэль Фанхио. Аргентинец настолько же превосходил Мосса, насколько тот всех остальных. Тем не менее, в сезоне 1956 Мосс проиграл всего 3 очка великому Фанхио. Вторая причина: благородство Стирлинга. Он мог выиграть чемпионат 1958 года. Но на Гран При Португалии его главный соперник - Майк Хоторн на "Феррари" - после разворота некоторое время ехал против движения. Директорат гонки собирался дисквалифицировать Хоторна, но вмешательство Мосса, заявившего, что Майк не нарушал правил, спасло последнего. А через две гонки Хоторн стал чемпионом мира. Мне, как человеку видевшему Аделаиду-94, Херес-97 и кое-что еще, в такое верится с трудом. Ну и, наконец, третья причина - авария Мосса перед сезоном 1962 года. Англичанин почти всю свою карьеру был ярым противником "Феррари", но в итоге примирился и после 1961 года перешел в "Скудерию" (тогда в состав действующего чемпиона). Но авария на тестах завершила карьеру Стирлинга. Я вовсе не утверждаю, что Мосс обязательно стал бы чемпионом в 1962 году: Грэм Хилл и Кларк отнюдь не выглядели мальчиками для битья, но и Мосс участвовал бы в дележе чемпионского пирога... Продолжает печальный список вице-чемпионов Вольфганг фон Трипс. До эры Шумахера этот пилот оставался лучшим представителем Германии в "Формуле-1". Полулегендарные, но и сильно постаревшие асы тридцатых: Ланг, Барт, Клинг и другие по объективным обстоятельствам не могли претендовать на титул. Немцам оставалось довольствоваться победами "Мерседеса". Фон Трипс, безусловно, не был столь ярким пилотом как Мосс. Начав выступать в 1957 году, он большую часть карьеры провел за "Феррари", лишь в трех гонках выступая на "Порше" и "Купере". Вольфганг быстро зарекомендовал себя как крепкий середняк, лишь в 1959 году не набрав очков за сезон. Но уже 2 года спустя пара пилотов "Феррари" (Фил Хилл и фон Трипс) была неудержима на пути к чемпионскому титулу. За 2 этапа до окончания сезона немец лидировал в чемпионате с 33 очками, опережая своего партнера Хилла. На родном для "Феррари" "Аутодромо Национале" он завоевал поул-позишн, но в гонке случилась трагедия. Уже на втором круге "Феррари" и "Лотос" Джима Кларка столкнулись, красный болид перелетел через ограждение, убив пилота и еще 14 зрителей. Гонку и чемпионат (с преимуществом в одно очко) выиграл американец Хилл. Ронни Петерсон не стал чемпионом мира, но своими выступлениями завоевал сердца не меньшего числа болельщиков, чем Стюарт и Фиттипальди. Швед уже с самых первых выступлений в картинге и младших "формулах" заслужил репутацию бесшабашного и рискованного парня. Начало карьеры в "Формуле-1" получилось удачным. Ронни стал пилотом новой и очень амбициозной команды "Марч". Уже во второй год он стал вторым в чемпионате. Однако не за успех 1971 года Петерсон попал в наш "хит-парад". В тот год на трассе был один пилот - Джеки Стюарт. Шотландец набрал 62 очка при 6 победах и таком же количестве поулов и быстрейших кругов. Петерсон проиграл почти вдвое: 33 очка без единой победы. Откатав еще один год в "Марч", Ронни перешел в "Лотос". Несмотря на победы, долгое время он не мог участвовать в борьбе за титул, хотя считался принадлежащим к элите автогонщиков. На год (в 1976) вернулся в "Марч", а затем, транзитом через "Тиррелл", снова в "Лотос": Колин Чапмен относил Петерсона к своим любимым пилотам. И в 1978 году Швеция могла получить своего первого чемпиона мира. Ситуация сложилась очень похожая на сезон 1961 года: Андретти и Петерсон, представлявшие "Лотос" уверенно шли к командному дублю по итогам чемпионата. Но на Гран При Италии (снова Монца!) Петерсон угодил в стартовый завал. Травмы ног вначале не казались серьезными, но великолепный швед прожил меньше суток после аварии. Марио Андретти завоевал второй титул для США (после Фила Хилла), а Петерсон посмертно занял второе место в чемпионате. Не менее эффектному, чем Петерсон Жилю Вильневу, смерть также преградила дорогу к титулу. Канадец быстро вошел в число топ-пилотов, дебютировав в 1977 году за рулем "МакЛарена". Но уже в следующей гонке пилотировал "Феррари". Еще через год Жиль одержал свою первую победу в "Ф-1", но по итогам чемпионата проиграл своему напарнику - Карлосу Рёйтеманну - 31 очко. В этом был весь Жиль: он попадал в захватывающие по своей опасности аварии, совершал немыслимые обгоны, вылетал с трассы, возвращался на нее и снова обгонял. А в 1979 году участвовал в непосредственной борьбе за титул. Однако проиграл своему напарнику южноафриканцу Шектеру всего 4 очка. И это в третий год выступления! Но следующий чемпионат не стал логическим продолжением триумфального шествия. "Скудерию" подстерегал провал: чемпионский дуэт Шектера и Вильнева наскреб жалкие 8 очков на двоих. Ситуация начала исправляться в следующем сезоне, Жиль снова побеждал, хотя и был далек от лидеров года: Пике и пары "Уильямсов". Самый безумный в истории чемпионат 1982 года мог стать чемпионатом "Феррари". Вильнев и Пирони имели равные шансы на победу в чемпионате, что и привело к разрыву двух друзей. Но оба попали в тяжелые аварии. Для Вильнева катастрофа в Бельгии стала смертельной.... Первым кандским чемпионом стал 15 лет спустя Вильнев-младший. Неудача Вильнева тесно переплетается с историей Дидье Пирони. Француз был одним из многих кого открыл Кен Тиррелл. И в команде Дядюшки Кена Пирони дебютировал в 1978 году. Пирони был крайне амбициозен и тщательно выстраивал свою карьеру. После "Тиррелла" был "Лижье". Но и здесь Дидье не задержался, перейдя после 1980 года в "Феррари". И если первый год в итальянской "конюшне" был не самым успешным (по сравнению с выступлениями напарника - Вильнева), то в 1982 пришел, казалось, долгожданный шанс одержать победу в чемпионате. В тот год Пирони поссорился не только со своим другом Вильневым, но и с некоторыми коллегами из других команд. Причина была в слишком активной роли Дидье, которую тот возложил на себя во время конфликта с ФИА. Из-за дисквалификаций, забастовок и прочего сразу несколько пилотов могли носить звание Чемпиона Мира 1982 года. После смерти Вильнева главным фаворитом стал Пирони, но и он попал в аварию, получив тяжелые травмы ног, навсегда покинув "Формулу-1". В итоге Пирони поделил второе место в чемпионате с Джоном Уотсоном. А трагический дуэт "Феррари" завоевал для Коммендаторе Кубок Конструкторов. Карлос Рёйтеманн громко заявил о себе в первой же гонке "Формулы-1", сумев за рулем "Брэбэма" на домашнем Гран При Аргентины-72 завоевать поул. За 5 лет в составе "Брэбэма" Рёйтеманн был ближе всего к чемпионскому званию в 75-м. но и тогда он был третьим, проиграв очень много как Лауде, так и Фиттипальди. Тем не менее, за эти годы он прослыл умелым бойцом на трассах Гран При. Что и стало причиной его приглашения в "Феррари". В 1977 Карлос вчистую уступил напарнику Лауде, завоевавшему второй титул. А через год, уже после ухода Лауды, Рёйтеманн снова был третьим. И хотя он не смог подобраться достаточно близко к "Лотосам", но показал удивительную стабильность за несколько лет. Переход в команду-чемпион: "Лотос" не принес ожидаемых результатов и вначале 1980 года аргентинец присоединяется к молодой команде Фрэнка Уильямса. И снова Рёйтеманн исполнял роль второго пилота при новоявленном чемпионе Алане Джонсе. Но не в характере Рёйтеманна было смиряться с ролью второго номера. И 1981 год стал первым и, увы, не последним сезоном дележа шкуры неубитого медведя в "Уильямсе". По ходу всего сезона аргентинец имел преимущество над Джонсом, но руководство команды более благосклонно относилось к австралийскому пилоту, чиня препятствия Рёйтеманну. К великому огорчению последнего он сумел все же опередить по итогам года Джонса, но проиграл всего очко Нельсону Пике! После этой братоубийственной войны Джонс объявил о завершение карьеры. Казалось, руки у Рёйтеманна были развязаны. Но после двух гонок в 1982 году и он принял решение уйти из автоспорта. Помня о том, что в тот сезон чемпионом стал мало известный до того Кейо Росберг, можно предположить, что шансы Рёйтеманна на титул тогда были не меньше шансов Вильнева и Пирони. На этом заканчивается первая часть о вице-чемпионах, в которой представлены наиболее яркие "вторые номера". |
А.Гесс. Формула-1. Обзор 1969...1970 г.г.
|
C конца 1968 года в Формуле 1 обозначились две тенденции: во-первых, все машины стали оснащаться антикрыльями метровой высоты и спойлерами, во-вторых, Формула 1 "мутировала" в Формулу Форд. В 12 этапах первенства победили автомобили с двигателями Ford-Cosworth V8. Этот агрегат в своем втором сезоне отличался величайшей надежностью. Даже Брэбэм переделал свой ВТ26 под этот мотор. На место Йохена Риндта, перебравшегося в Lotus, пришел Джеки Икс, в то время как Ferrari уменьшила состав до одного человека - Криса Эймона. В Барселоне на старте было всего 14 машин, по 13 стартовали в Клермон-Ферране и Нюрбургринге. Это можно было рассматривать как один из видов "лечебного голодания", однако с точки зрения тех лет все это было достаточно драматично, тем более что сезон был "моноспектаклем" Джеки Стюарта, что заметно ослабило интригу Формулы 1. 1969 год стал прорывом "системы Стюарта", совместного
воздействия лучших технических предпосылок и высочайшего пилотского мастерства.
Кен Тиррелл позаботился о лучших экземплярах моторов Cosworth и новых, более "полных в талии" монококах Matra, которые обеспечивали лучшее распределение веса от топлива в баках. Dunlop разработал шины, конкурентоспособные почти на всех трассах. Преимущество шотландца было еще более очевидным по причине провала Lotus в этом сезоне. Колин Чэпмен сделал революционные выводы из прошлого дождливого сезона и опыта гонок в Индианаполисе. Он думал, что перспективным решением всех проблем является полный привод и создал клинообразный Lotus 63. Это произведение искусства было оснащено расположенными внутри дисками тормозов и весило 545 кг, однако дополнительные шестерни для передачи усилия на переднюю ось отбирали чересчур много мощности у 430-сильного Ford-Cosworth. Босс команды Lotus хотел было пригласить 26-летнего Пирса Куража, однако последний решил использовать свой талант у такого же по возрасту Фрэнка Уильямса, который хоть и не имел денег, но с детства обладал несокрушимой страстью к автоспорту. В то же время Йохен Риндт отказался выступать на полноприводном Lotus. Для охоты за Стюартом, своим другом и соседом по Женевскому озеру, он предпочел старый добрый 49-й. Таким образом, роль подопытных кроликов для модели Lotus 63 играли тест-пилот команды Джон Майлс и Марио Андретти, причем бесстрашная американская "звезда" пережила тяжелую аварию на Нюрбургринге. В конце сезона Йохен Риндт снизошел до полноприводного Lotus, один раз выступил на нем и на сухой трассе в гонках Golden Cup в Оултон-Парке стал вторым вслед за Джеки Иксом на Brabham BT26 Cosworth. Да, что было бы, если бы... Но Риндт спешил и хотел стать чемпионом без сложных маневров, как будто знал, что для достижения этой цели ему отпущено не так много времени. Джеки Стюарт выиграл дебютный Гран-При в Кялами в стиле Кларка: со старта оторвался от преследователей, деморализуя их растущим отрывом, чтобы потом держать только необходимую скорость и быть готовым в случае необходимости снова взвинтить темп. Два месяца спустя Стюарт выигрывает и второй этап. На городской трассе в Монтжуик-Парке Стюарт на новой Matra MS80 был вначале позади Риндта, Хилла, Эймона и Зифферта, однако через 57 кругов из 90 "Джек The Hair" снова единолично возглавил гонку. Его двигатель из-за поломки выхлопного трубопровода потерял почти 1000 об/мин, но тем не менее Стюарт победил с 2-мя кругами преимущества над Брюсом Маклареном! Этот Гран-При остался в истории также из-за аварий Йохена Риндта и Грэма Хилла. На обоих заводских Lotus 49B на скорости 240 км/ч в длинном левом вираже после прямой "старт-финиш" сломалось заднее антикрыло. Сначала это постигло Хилла. Он почти не пострадал, но не смог вовремя предупредить своего коллегу по команде, так что и у болида с № 2 антикрыло "сложилось". Риндт вылетел с трассы почти в том же месте, что и Хилл, ко всему прочему, неуправляемый автомобиль врезался в обломки другого и перевернулся. То, что Йохен Риндт отделался только сотрясением мозга, переломом носа и разными ушибами, можно считать чудом. Перед следующим Гран-При в Монако международная спортивная комиссия запретила "все аэродинамические вспомогательные средства, которые непосредственно не расположены на корпусе автомобиля". Это правило положило конец конструкциям метровой высоты, но вполне допускало различные направляющие плоскости, передние спойлеры и антикрылья небольших размеров, которые должны были быть определены комиссией до Гран-При в Цандфоорте. В Монте-Карло весь пелетон ехал практически "раздетым". И без аэродинамической помощи доминировал опять Стюарт, но сошел из-за поломки крестовины, как и его партнер Жан-Пьер Бельтуаз. Так Грэм Хилл 18 мая 1969 года одержал свою пятую победу в Монте-Карло, свою последнюю из четырнадцати. Еще шесть лет он будет выступать в Формуле 1, под конец карьеры довольствуясь лишь ролью догоняющего. 1969 год определил судьбу действующего чемпиона: на "Большом Призе США" 5 октября Хилл потерпел аварию из-за дефекта шины. С сильно поврежденным правым коленным суставом его доставили в больницу. Карьера казалась законченной, но "непотопляемый" англичанин впоследствии праздновал впечатляющее возвращение в спорт, на этот раз в частной команде Ф1 Роба Уокера. Но первоклассной техники Грэм Хилл уже не получит никогда. Новый порядок в цирке Гран-При диктуется Джеки Стюартом - даже и вне трасс. Этап в Бельгии 8 июня 1969 г. отменен из-за того, что устроители в Спа-Франкоршамп не смогли выполнить все требования по безопасности, установленные GPDA - Ассоциацией гонщиков Гран-При. Отмена гонки была первым впечатляющим успехом GPDA, чьим номинальным председателем оставался Иоаким Боннье, хотя основной движущей силой этого сообщества гонщиков уже давно были Джеки Стюарт, Йохен Риндт и Грэм Хилл. На трассе шотландец также играет первую скрипку: он выигрывает следующие три этапа в Цандфоорте, Клермон-Ферране и Сильверстоуне. Британский Гран-При 19 июля 1969 г. закрывает первую половину сезона: Стюарт уверенно идет к титулу. На Гран-При в Нюрбургринге Ferrari не участвует, Крис Эймон должен стартовать снова только в Монце, на новом 312В с 12-цилиндровым оппозитным двигателем. Но новинка оказывается на тестах крайне ненадежной. Крис не проехал за Ferrari больше ни одного Гран-При. Не веря в будущее нового проекта, через три года выступлений Эймон покидает итальянскую "конюшню". Это была самая крупная из многочисленных ошибок новозеландца. В конце 60-х годов, эпохи технического роста и эйфории все кажется возможным. Действительно, где находятся границы возможного, если 21 июля 1969 года Нейл Армстронг и Элвин Олдрин стали первыми людьми, вступившими на лунную поверхность? Однако не только астронавты становились героями: Джеки Иксу удалось навязать непобедимому Стюарту серьезную борьбу в конце сезона, выиграв Гран-При Германии и Канады и стать в глазах многих будущим чемпионом, заняв второе место в чемпионате. Еще некоторое время Формула 1 будет наслаждаться дуэлью этих так непохожих соперников. Спутниковая техника делает возможным прямые трансляции Гран-При по всему миру, растет стимул увеличивать бюджет рекламы, размещаемой на машинах. Не случайно именно в это время на трассах появляется Берни Экклстоун. Как друг и менеджер Йохена Риндта он начинает там, где остановился десять лет назад после трагической гибели Стюарта Льюиса-Эванса. Йохен не чувствует себя счастливым с Lotus, и Берни ищет нового партнера. В Монце Риндт сражается в феноменальной дуэли "на воздушных мешках" со Стюартом, в итоге отстав от нового чемпиона мира на смешные восемь сотых секунды. В Канаде Риндт финиширует третьим, а в Уоткинс Глен австриец наконец-то празднует победу, в своей 50-й гонке! У Риндта вновь появляется полное доверие к боссу команды Колину Чэпмену. Гениальный конструктор уже имеет в запасе новую конструкцию, способную удовлетворить любые желания. Йохен хочет быть чемпионом и остается в Lotus. Трагическая ирония в том, что Риндт мог бы достичь этой цели в 1970 году и в Brabham, но, прежде всего, мог бы тогда остаться в живых. Сезон 1970 года имел все возможности для сенсаций положительного плана: ужесточились требования безопасности, увеличилось количество стартующих гонщиков, они стали моложе. В среднем в каждой гонке выступали более 20 человек, что делало необходимой специальную предквалификацию. 1970 год был годом "молодых львов". В Монте-Карло свою первую гонку провел Ронни Петерсон, в Цандфоорте дебютировали Франсуа Север и Клей Регаццони, в Брэндс Хэтч - Эмерсон Фиттипальди. De Tomaso, Alfa Romeo - в кооперации с McLaren, Surtees, Tyrrell работали с новыми конструкторами. Да и борьба на трассах была напряженной. В 13 гонках было 7 разных победителей на 5 разных марках машин. Но запомнился сезон 1970 г. в основном потому, что после серии смертей в ходе гонок титул чемпиона достался также погибшему. То, что Риндт стал чемпионом 4 недели спустя после катастрофы на тренировке в Монце, пожалуй, несет на себе печать высшей справедливости. Ранее измученному сходами австрийцу удалось в середине сезона "поймать птицу удачи", ничто не предвещало проблем. Он выиграл этапы в Монте-Карло, Клермон-Ферране и Брэндс-Хэтч. "Счастье, казалось, улыбнулось гонщику, но привело к гибели, лживо уверяя в том, что он застрахован от любой беды", - в таком стиле писали потом обозреватели. После гонки в Цельтвеге ввиду огромного преимущества Риндту было достаточно в следующих гонках выступать "на доезд". Но тактика в Формуле 1 - это одно дело, а Йохену втайне хотелось стать чемпионом уже в Монце, за счет собственного мастерства. Однако 12-цилиндровые Ferrari Икса, Регаццони и Гинти на прямых были быстрее. Риндт не хотел отставать, распорядился снять передний спойлер и заднее антикрыло. Lotus 72 стал нестабильней, но достиг большей максимальной скорости и перед заключительной тренировкой получил более мощный Cosworth V8. Риндт полагал, что все под контролем. Но борющегося за повышение безопасности пилота беспокоили набедренные ремни безопасности. Когда Lotus 72 австрийца 5 сентября 1970 г. на торможении в повороте Parabolica вышел из-под контроля, врезался в ограждение и замер в песчаной ловушке, острый край приборной доски разрезал трахею пилота (приношу извинения за анатомические подробности, такова жизнь - А.Г.). Гонщик был пристегнут только плечевыми ремнями и при столкновении выскользнул вперед, чтобы попасть под "гильотину". Удача, сопровождавшая его четыре коротких месяца от Монако до Монцы, вероятно была причиной того, что Риндт на несколько мгновений переоценил свои возможности. До третьего этапа в Монте-Карло 10 мая у него не было ни одного очка. Джек Брэбэм доминировал на новом ВТ33, первой своей конструкции с монококом. В Кялами Джек уверенно победил и одурачил тех критиков, которые советовали ему покинуть автоспорт. В Хараме "Блэк Джек" уверенно боролся с лидировавшим Стюартом, но двигатель Cosworth V8 не выдержал погони. Чемпион Стюарт празднует первую и единственную победу на March 701, который устарел уже к моменту своего дебюта. Незадолго до конца в Монте-Карло Брэбэм лидировал перед Риндтом, который, собственно говоря, весь уикэнд был не в своей тарелке. Lotus 72 на премьере в Хараме показал себя неудачно, Риндт пересел на старый Lotus 49C и в гонке постепенно "вкатывался", благодаря собственным усилиям и большому числу сходов соперников. На предпоследнем круге австриец сократил разрыв до 1,5 сек, при обычных обстоятельствах этого было бы все равно недостаточно для победы, поскольку уже тогда возможность обгона в Монте-Карло без помощи обгоняемого была равна квадратуре круга (не совсем корректное сравнение, но образности ради оставил, как в оригинале - А.Г.). Но Брэбэм, думая, что Риндт уже совсем рядом, перед последней шпилькой пропустил точку торможения и "ушел" прямо в соломенные тюки. Так Йохен Риндт победил в гонке, однако о звании чемпиона еще долго не могло быть и речи. "Блэк Джек" в Спа долгое время уверенно держался за лидировавшим дуэтом Педро Родригес - Крис Эймон, затем перетормозил в Malmedy, вновь догнал лидеров, но вскоре окончательно сошел из-за дефекта сцепления. В то же время его новый "адъютант" Рольф Штоммелен на втором ВТ33 впервые завоевал очки. Гран-При в Спа состоялся только благодаря хорошей погоде. В дождь GPDA бойкотировала бы этап. Дело было в том, что лучшие гонщики мира были встревожены серией несчастных случаев. В Хараме Джеки Икс после столкновения с BRM Джека Оливера едва не сгорел. Тяжелые ожоги получил также Халм на тренировке в Индианаполисе. Позднее дела для команды McLaren пошли еще хуже: 2 июня 1970 г. в Гудвуде погиб Брюс Макларен, тестируя новую модель для гонок Can-Am M8D. То, что его осиротевшее предприятие пережило этот удар - это чудо сезона 1970 года и заслуга гонщика Дени Халма и менеджеров Тедди Майера, Фила Керра и Тайлера Александера. Они повели детище Брюса дальше. Рон Деннис, который только через 10 лет начнет работать над сегодняшней славой и высоким положением команды, тогда, в 1970 году, был всего лишь механиком у Бребэма. В Цандфоорте Риндт выступал на переработанной модели 72 и уверенно выиграл голландский Гран-При. Некоторое время австриец боролся с Иксом на 450-сильном Ferrari, но после смены колес бельгиец откатился на третье место. Впервые ему помогал Джанклаудио Регаццони, которого все звали по имени коротко "Клей". На втором Ferrari 312B швейцарец сразу стал четвертым, что прежде в Спа уже удалось Игнацио Гинти, талантливому итальянцу 28 лет. Он должен был чередоваться в гонках с Регаццони за рулем второго болида. Однако 30-летний Клей показал себя более быстрым и надолго получил в руки заводскую машину из Маранелло. Однако дебют Регаццони и победа Риндта в Цандфоорте были омрачены новой трагедией. В погоне за Ferrari швейцарца Пирс Кураж на Williams-DeTomaso вылетел с трассы и перевернулся. Болид мгновенно вспыхнул и похоронил под собой беспомощного гонщика. Гибель друга оставила глубокий след на жизненном пути Фрэнка Уильямса: команда год за годом все слабее и слабее выступала в чемпионатах. В конце концов, Уильямс окажется всего лишь служащим команды своего имени, прежде чем начнется путь к успехам. Риндт выигрывает гонку в Клермон-Ферране и впервые в карьере начинает лидировать в чемпионате мира. Однако о заметном преимуществе его Lotus 72 на французском Гран-При не было речи, тем более что австриец стартовал с 6 позиции с небольшим гандикапом: на тренировке выброшенный из-под колеса Matra-Simca Бельтуаза камень попал Риндту, который ехал в обычном шлеме с очками (как он объяснял, для лучшего охлаждения), в верхнюю губу. Рана болела и ее зашили. Следует заметить, что подобные случаи не всегда заканчивались так безобидно. Два года спустя земляку Риндта Хельмуту Марко в Клермон-Ферране подобный камень стоил глаза и конца многообещающей карьеры пилота. Йохена Риндта в этот период можно сравнить с легендарным царем Мидасом: все, чего тот касался, превращалось в золото. Вот и в Брэндс Хэтче, где Джеки Икс семь кругов безоговорочно играл первую скрипку, пока его хрупкий "инструмент", называемый Ferrari 312B, не приказал долго жить. Путь для впечатляющей дуэли Йохен Риндт - Джек Брэбэм был свободен. На этот раз "Блэк Джек" спокоен, в отличие от Монте-Карло, и он даже начинает отрываться от австрийца. С отрывом в 13 секунд Джек начинает последний круг и за пару сотен метров до финиша останавливается из-за того, что в его ВТ33 кончилось топливо. Риндт обходит его и выигрывает этап. Кто-то в команде Brabham просчитался при заправке болида босса. Двадцать лет спустя молчаливый Джек все-таки приоткрыл завесу: маленький механик по имени Рон Деннис тогда ошибся при заправке в Брэндс Хэтч на галлон. После Гран-При техкомиссия определила, что антикрыло Lotus слишком высоко, а именно - 80,2 см вместо разрешенных 80. Риндт был лишен очков, однако Колин Чэпмен подал протест, поскольку, по его версии, при загрузке болида победителя для круга почета трактор-подъемник погнул антикрыло. Механикам Риндта разрешили демонтировать спорный элемент и вновь установить аналогичный. При новом обмере антикрыло высотой 79,8 см вписалось в разрешенные рамки правил. Команда могла отпраздновать победу. Риндт, имея 36 очков, теперь находился на пути к титулу, следующей остановкой которого был совсем не Нюрбургринг, как ранее планировалось. За четыре недели до немецкого Гран-При ассоциация пилотов Ф1, возглавляемая Джеки Стюартом и Йохеном Риндтом, потребовала от организаторов этапа, Nurburgring GmbH, провести серьезные мероприятия по улучшению безопасности, в противном случае гонка подверглась бы бойкоту. Требования GPDA было невозможно выполнить за такой короткий срок, поэтому этап был перенесен в Хоккенхайм. После гибели Джима Кларка скоростная трасса была оснащена зонами безопасности, отбойниками, шиканами и, таким образом, была улучшена с точки зрения безопасности. Джеки Икс и Йохен Риндт постоянно сменяли друг друга на лидирующей позиции, моторы конкурентов один за другим не выдерживали летнего зноя, царившего тогда на трассе. Это был тот период, когда Cosworth не успел вовремя модернизировать силовой агрегат и 12-цилиндровые конкуренты "взяли командование на себя". Однако Йохен Риндт на Lotus 72 смог еще раз проявить себя перед 100 000 зрителей, до отказа заполнившими мотодром и победил с преимуществом 0,7 сек перед Иксом. Победу бурно отметили фейерверком, а Риндт на свой манер поблагодарив Чэпмена: "На твоем автомобиле могла бы сегодня выиграть даже обезьяна за рулем!" Йохен находился на пике карьеры, однако через 5 недель именно на своем домашнем Гран-При на открытом в 1969 г. Остеррайхринге был вынужден сойти из-за поломки мотора. В команде, правда, смогли это пережить не очень болезненно, так как главные конкуренты, Брэбэм и Стюарт, тоже не набрали очков. Перед Монцей Риндт лидировал, как и прежде, с 45 очками перед Брэбэмом с 25, Стюартом и Иксом, имевшим по 19 очков. Оставалось 4 гонки и не было сомнений, что Риндт станет чемпионом. Но 5 сентября 1970 года свело все эти расклады на нет. Абсурдной сноской в конце сезона стало лишь присвоение титула погибшему пилоту. Икс после победы в Канаде оставался единственным конкурентом, который в двух оставшихся гонках в Уоткинс Глен и Мехико мог обойти Риндта по очкам. Две победы делали 25-летнего бельгийца чемпионом. Икс был близко к успеху, но до конца ему это сделать не удалось. На американском Гран-При он пришел к финишу четвертым. Финал в Мексике олицетворял собой конец ужасного сезона: фанаты прорвали все ограждения и расположились прямо на краю трассы. Тем не менее гонку начали, поскольку руководители команд боялись, что при бойкоте людские массы пойдут на штурм боксов. Джек Брэбэм стартовал в последний раз в своей долгой карьере. Он сошел из-за дефекта двигателя за 13 кругов до конца, находясь на 3 месте. Победил Икс, но 40 очков набранных им в итоге, так и не хватило, чтобы обойти погибшего чемпиона...
Перевод, компоновка и набор: А.Гесс, 2003 г., г. Ижевск.
|
Морис Тринтиньян. Большой Приз Монте-Карло. Глава 2.
|
"Мы будем довольны, если займем одно из почетных мест". Этими словами Уголини обрисовал наше положение, когда мы закончили обед в Монте-Карло, на который мы прибыли с получасовым опозданием. В то время как на всем пути от Нима до Ниццы было сумрачно и душно, словно перед бурей, то здесь погода была прекрасной, небо было ясным, с моря дул легкий бриз, а над вершинами гор висело несколько белых облаков, не предвещавших никакой опасности. На этой последней неделе мая в Монако не могло быть и речи о дожде. Как любой автогонщик, я очень на это надеялся. Гонки и без того опасны, даже когда сухо. Все свидетельствовало о том, что гонка в Монако будет очень волнующей. "Здесь было все", как говорят на спортивном жаргоне. "Мерседес", "Лянча", "Феррари", "Мазерати", "Гордини" и даже новый английский автомобиль "Вэнуолл", который пилотировал Майк Хоторн. На старте за рулем лучших монопостов не отсутствовало ни одного из победителей. Присутствовали же аргентинец Фанхио, отстаивавший титул чемпиона мира, и еще один великан, итальянец Аскари, соперник Фанхио номер один. Таруффи, Виллорези и Фарина составляли трио "старых заальпийских ветеранов", возраст которых приближался к пятидесяти или уже перешагнул этот рубеж. У них была проседь в волосах, а на своем спортивном счету - множество побед и спортивных успехов, опыт и техника, что делало их потенциальными победителями. Также было много молодежи. У них было много амбиций и таланта, каждая гонка для них означала очередной шаг к славе. Среди тех, кому еще не было и тридцати, самым известным был англичанин Стирлинг Мосс, увенчанный победой в гонке двухнедельной давности "Милле Милья". За рулем одного из прославленных "Мерседес", которые казались непобедимыми, в той гонке он превзошел Фанхио и побил все рекорды. Все знали, что Мосс, вместе с Фанхио защищавший немецкие цвета, не намерен уступать аргентинцу. Мосс был на двадцать лет моложе его и придерживался девиза "уступите молодым дорогу", без которого немыслим спорт. В то время как Мосс думал "сожрать" Фанхио, итальянская общественность проявляла симпатии к трем своим молодым надеждам: Кастелотти, Муссо и Пердиза, которые должны были заменить Виллорези, Таруффи и Фарину, а также к справедливо обожествляемому со времен ухода незабываемого Нуволари Альберто Аскари, прозванному "Альберто Ностро". Германия также имела свою надежду в лице молодого Херманна, завербованного в "Мерседес" после того, как он проявил себя за рулем спортивного "Порше". Что касается французской надежды, к сожалению, оставался лишь один гонщик - Жаки Поллет. Однако, за рулем старого "Гордини" он не имел никаких шансов на хорошее место. Таким образом, перечисляя своих будущих соперников, я горько жалел о тяжелом положении этого молодого француза, который хотел стать автогонщиком... Значило ли это, что во Франции уже не выпускалось гоночных автомобилей? Как можно было изменить к лучшему сложившуюся ситуацию, как получить шанс? Если говорить обо мне, то я имел счастье начать карьеру гонщика еще до войны, в те времена, когда наши цвета сияли благодаря "Бугатти". Теперь я выступал за "Феррари", в то время как мой друг Бира - за "Мазерати". А Луи Широн получил шанс от "Лянча". В свои пятьдесят шесть он хотел доказать, что с ним еще нужно считаться, особенно на своей родине - ведь он монегаск. А он, как и я, тосковал по синим французским автомобилям. Ведь именно за рулем одного из них - "Бугатти" - он стал чемпионом мира... было это давно, в 1928 году. Именно об этом я думал, когда уходил от Уголини. Воскресив свои печали и воспоминания, я подумал: "Морис, ты постарел." Мне тогда еще и сорока не было... Это был идеальный возраст для гонщика, но я, как и все французы, был всем недоволен, и, несмотря на это, не мог жить ни в каком другом месте. Прежде всего, мне было жаль, что во Франции нет ни одного конструктора, который построил бы гоночный автомобиль, способный играть значительную роль в международных гонках. Французские инженеры отнюдь не глупее остальных. Напрасно я рассуждал и говорил себе, что излишне волноваться по этому поводу и портить себе нервы, но это было сильнее меня. Я считал эту ситуацию слишком глупой и несправедливой. Сильно углубившись в собственные мысли, я встал на тропу путника, ведущую в никуда. "Конфликт" произошел исключительно по моей вине, но я ворчал, зная, что надо сделать, чтобы превозмочь себя и оправдаться. На язык лезли лишь самые неприятные слова. В конце-концов, когда я снова очнулся, то занялся самокритикой. Отчетливо вспомнил, что утром в Арно я не вставал с левой ноги, просто у меня плохое настроение. Вместе с тем, это могло быть оправданием. Бесспорно, зная о себе все, скажу вам, что у меня более спокойный характер, и все же в гоночном окружении все меня знают под прозвищем "Prdko" - а это слово отнюдь не ассоциируется с хладнокровием или спокойствием. На монакских тротуарах я чувствовал себя сверх меры, как "Prdko"... прямо как в тот день, когда так меня назвал Жан-Пьер Вимилль. Случилось это через несколько дней после освобождения. Гонки разворачивались робко, и гонялись, в основном, на автомобилях, построенных до 1939 года. Во время войны мне удалось сохранить свой "Бугатти", спрятав его в амбар. Из осторожности я снял с него мотор, а детали спрятал на чердаке. Перед моими первыми послевоенными гонками - а было это в Париже - я с любовью снова установил на него мотор и колеса. Свой старый милый "Бугатти" я вычистил, вырядил и после непродолжительной обкатки, погрузив на грузовик, повез на трассу. В общем, это было нормально, что мой автомобиль после более чем четырехлетнего отдыха с трудом пробуждался к жизни. Но те гонки, которых я так долго ждал, оказались для меня большим разочарованием. После нескольких кругов "Бугатти" отказался продолжать заезд. Гонка уже давно закончилась, а я все еще стоял, склонившись над мотором, и искал причину поломки. Благодаря своему терпению, сопровождавшемуся всеми возможными ругательствами, в конце концов, я ее нашел, но это лишь усилило мою досаду. Именно в тот момент кто-то похлопал меня по плечу. Это был Вимилль в компании Пьера Вейрона и Роланда Бугатти. Я повернул к ним лицо, все черное от масла, в руках я держал карбюратор. Вероятно, я выглядел очень смешно, поскольку все трое засмеялись. Вимилль захотел даже сострить и сказал мне: - Хочешь услышать, что я думаю? Я был очень смущен тем, что находившиеся передо мной два человека, которых я уважал и которыми восхищался, нашли меня в таком жалком состоянии. Вимилль был моим учителем; незадолго до войны именно он руководил мной в моих начинаниях. Это был человек, которого я и по сей день считаю величайшим из гонщиков, каких я знал. Пьер Вейрон был опытным "ветераном", которого я уважал; в 1939 году он вместе с Вимиллем выиграл 24-часовую гонку в Ле-Мане. Роланд Бугатти был не только сыном своего отца. Он был чем-то большим, его продолжателем. Это был очень талантливый "исследователь", который в 1945 году мечтал и до сих пор видит своей целью построить новый "Бугатти", достойный своих предшественников. А тогда, пытаясь оправдаться, показывая на свой карбюратор, одновременно рассерженно и с отвращением я поведал: - Вам смешно, что человек нашел в карбюраторе "мышиные экскременты"*? В этот момент я добился высшего комического успеха в своей жизни. Я начал безумно смеяться. Мы хватались за бока, плакали, задыхались, хлопали себя по ляжкам. - У него в карбюраторе "экскременты", - завывали они от смеха. Первым успокоился Роланд Бугатти. Он вытер глаза, и, желая прояснить вопрос, будучи хорошим знатоком техники, ему, в конце концов, удалось спросить меня: - Ну-ка, скажи, Морис, как сюда попали... "экскременты"? Ответ я выдал, как выстрелил из ружья: - Мышиного помета, дочерта. - А чтобы пояснить, добавил: - По-провансальски, ведь знаете, что я из Авиньона. Мое объяснение вызвало новый взрыв смеха. Я же в этом не видел ничего смешного. Дело было так: пока мой бензобак отдыхал в амбаре, где я его спрятал, мыши справляли в него свою нужду. Когда я снова собрал автомобиль, бензобак как следует вымыл, но там, по-видимому, еще оставались остатки "экскрементов". В бензине они размокли и полностью забили карбюратор... Как только я закончил "техническое толкование", первым заговорил Вимилль. Он по-дружески обнял меня и, с трудом удерживая серьезное выражение, как бы присваивая мне орден Почетного Легиона, объявил: - Отныне ты будешь называться "Prdko"**. Так меня тогда окрестили прозвищем "Prdko" - окончательно и бесповоротно, как настоятель нашего прихода в день моих крестин окрестил меня именем Морис.
Примечания:
Перевод со словацкого: Александр Кульчицкий (Санкт-Петербург).
|
Фан-Клуб.
| ||||||||||||||||||||||
С удовольствием представляю вам нашего нового коллегу по увлечению: | ||||||||||||||||||||||
|
Интересные ссылки.
|
www.aboutpc.net - Сайт многоцелевого электронного журнала "About PC". В этом любопытном журнале помимо всего прочего наличествует рубрика "Королевские гонки", в которой в скомпилированном виде будут появлятся самые интересные материалы о Ф1, появившиеся в РуНете к моменту выхода его очередного номера. Сейчас доступен для скачивания №17. Его можно взять здесь. |
Рассылки друзей на Subscribe.ru.
| |||
|
Наш интерактивный опрос.
| |||||||
Тема предыдущего опроса: Выживут ли все 10 команд "Формулы-1" в 2004 году?
| |||||||
|
Информация о рассылке.
| |
Уважаемые подписчики!
Задавайте друг другу интересующие вас вопросы, предлагайте свои темы для обсуждения, соглашайтесь, спорьте, критикуйте; одним словом - активно участвуйте! Убедительная к вам просьба: отправляйте свои письма заблаговременно, и, по возможности, проверяйте их на предмет правописания в MS Word или в вашем почтовом клиенте. Этим вы существенно облегчите нашу работу.
Чтобы вступить в наш "Фан-Клуб" достаточно прислать в рассылку информацию о себе по образцам формы и свой контактный E-Mail. Но, в любом случае, мы всегда рады вашим письмам и материалам. При возникновении каких-либо проблем с просмотром рассылки в ваших почтовых клиентах сохраните вложенный в нее html-файл и открывайте его при помощи ваших Интернет-браузеров. Адрес для писем: f1-momk@yandex.ru.
|
На нашем сайте www.blynsky.narod.ru доступны следующие разделы:
| |
---|---|
© Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы. 2003 г.
Все права защищены. Любое использование материалов - только с разрешения редакции "Ф1-МОМК". |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||