← Ноябрь 2003 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://f-1.ru
Открыта:
25-11-2002
Статистика
-1 за неделю
Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы . Выпуск 64.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Выпуск №64.
Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы.
Первая "золотая" автоспортивная рассылка в РуНете. Этот номер подготовили: Автор рассылки: RomB. Помощник автора: Alex UZ. Дизайн рассылки: Zigzag. Идея проекта: AlexF1. "Ф1-МОМК" приветствует вас, уважаемые подписчики! В сегодняшнем номере:
Подписчиков: 2022.
| Сайт рассылки: www.blynsky.narod.ru. | Адрес для писем: f1-momk@yandex.ru. |
Alex UZ. Особенности формульной рыбалки в зимний период. Инди Аазманидиус. Часть 2.
|
... Обстановка накалялась. Хотелось жить, до жути хотелось, друзья мои! Прибавьте сюда мою боязнь высоты, и вы поймете мое состояние... Между тем, расстояние между мной и медведем вскоре стабилизировалось. Он предпринимал попытки залезть повыше и укусить меня за "куда-нибудь", я же в ответ бодро отмахивался сапогом...
- Что бы ты спросил у пилота, за которого болеешь, если бы его встретил?
- А что бы ты ему подарил? ...Тут Инди почему-то шепотом сказал: - Рыбу бросай! Дурное дело нехитрое, вскоре рыба полетела вниз. Мишку наша манипуляция заинтересовала, и он стал слезать...
- Какая единственная черта в характере человека тебе наиболее неприятна? ...И тут я вспомнил, зачем "сюсюкал" в берлогу и палкой дразнил зверя, зачем выбрал именно эту наклонную сосну!...
- Представь, что ты стоишь на вершине Эйфелевой башни. На кого бы ты плюнул? ...Мы открыли по пиву и принялись пить взахлеб. О-о-ч-чень маленький медвежонок где-то очень далеко внизу пожирал мой нехитрый улов...
- Твое отношение к МиШу, изменишь ли ты его, если он проиграет следующий чемпионат?
... После обеда мишка стал намного добродушнее - он вылизал лапы и, рыкнув для острастки, неторопливо тронулся в обратный путь. Мы допили свое пиво и бросили бутылки вниз...
- Как ты относишься к суевериям?
- А к мании величия?
- Каковы твои любимые: книга, художественный фильм, музыкальное произведение?
...Женя достал из рюкзака градусник.
- Минус 35, однако...
Действительно, было очень холодно. Мы мерзли, и от холода нас стало слегка глючить...
- Как ты отнесся к празднованию братьями Шумахерами + Панисом после ГП Японии и потасовке Кими с Михаэлем?
- Если бы у тебя был шанс выступить за какую-либо команду Ф-1, необязательно современной, какую команду ты бы выбрал?
- Если бы у тебя был шанс сделать гадость соперникам Макларена, что бы ты придумал?
- Какая конюшня из второго эшелона, на твой взгляд, удивит нас своим прогрессом в сезоне - 2004?
- Джордан - в чем, по-твоему секрет популярности этой команды ан-масс?
- Как ты относишься к спортивному фетишизму?
... В общем, очухались мы от этой бодяги только тогда, когда обнаружили, что сидим в гораздо более удобном кокпите, ой, простите, в более удобном "чреве" нашего вездехода. Как нас снял шофер, я не знаю. Нет, честно, еще долгое время мои руки и ноги "обхватывали елку". Даже сейчас, сидя в удобном кресле, у меня бывает временами непроизвольное желание что-нибудь обнять...
- Как ты думаешь, ради чего можно бросить карьеру?
- Компьютерные игры (скажи мне, во что ты играешь и скажу, кто ты. ;))
- Любимые телепередачи?
- Интернет (много ли времени в инете проводишь)?
- Какие сайты предпочитаешь?
- Какой поисковой системой пользуешься?
- Самая большая радость в твоей жизни?
- Какую эру в Ф-1 ты считаешь лучшей?
- Случилось нечто страшное: в мире больше нет Ф-1. Чем ты заполнишь "освободившееся" место в душе?
- Какие ещё виды спорта тебя интересуют?
- Денег бывает много?
- Какими параметрами, по-твоему, должен обладать подарок?
- Есть ли у тебя какая-нибудь "самая" любимая вещь?
- В чем смысл/бессмысленность жизни? :)
- В блокбастере "Матрица-2" есть сцена: "Нео" предпочитает спасение своей любимой спасению 6 миллиардов людей. Имеет ли право человек принимать такое решение и ... верный ли он делает выбор?
- Есть ли в твоём окружении люди, интересующиеся Формулой-1, и как складываются отношения с ними? Много ли среди них "шумофилов"?
- Являешься ли совой или жаворонком?
- Представляешь ли себя в роли болельщика нелюбимой сейчас команды?
- Что бы ты в первую очередь сделал, став преемником Экклстоуна? ...На этом мы и расстались. Нет, это уже потом Инди мне по секрету сказал, что его фамилия Мирончак, а тогда, во время рыбалки, я этого не знал, думал - Скабичевский. Да и не важно это, главное - человек он интересный, да и та бутылка, что в медведя попала, если честно, его была,... значит и меткий к тому же... :) Специальный корреспондент Ф1-МОМК, - Alex UZ.
В связи с тяжелым материальным положением рассылки, отсутствием солидных спонсоров и необходимостью копить деньги для надвигающегося ГП России (2004 год, г. Мухосранск), приказываю:
1. Дорогостоящие командировки с циничным предлогом "порыбачить" прекратить в виду отсутствия улова как речных, так и морских рыбопродуктов. Главный редактор "Ф1-МОМК", - RomB. |
S.Kuzmin. Фрагмент интервью с Алонсо и Трулли.
|
Вот так представляли Ф1 зрителям СТС в передаче Истории в деталях. В качестве
картинки были использованы фрагменты пребывания команды Renault в Москве. Эфир:
вторник 12.00-12.30 11.11.2003 (повтор от понедельника, 19.30-20.00). Сюжет
продолжался 6 мин. 18 сек. Нижеприведенный текст является цитатой:
"Мы - обычные люди, как мельники или молочники. Совершенно обычные", - утверждает король Формулы-1 Михаэль Шумахер. Это кажется маловероятным, хотя бы потому, что жить с мельником или молочником - значит, жить с мельником или молочником, а быть женой или подругой гонщика - все равно, что связаться с капитаном дальнего плавания. (Ярно Трулли, далее - Т): "С марта по октябрь длится чемпионат, остальные 4 месяца мы готовимся к новому сезону, испытываем новую машину. Мы все время путешествуем, меняем страны, часовые пояса, дома нас практически никогда не бывает". Зато в качестве спутника жизни пилот Формулы-1 исключительно благонадежный. Профессия способствует. Управлять болидом - занятие, требующее самоотречения. Скорость 350 км в час, на голове шлем весом 1,5 кг, в машине жарко как в аду, до + 70-ти, при этом сердце бьется с частотой 240 ударов в минуту. А в голове проносятся 10-ки вариантов решения сложных тактических задач. Неудивительно, что во время соревнований пилотов не отвлекают от дела даже сексапильные особы в бикини с эмблемой любимой команды. (Фернандо Алонсо, далее - А): "Это пит-герлз, но вроде как на заправке, знаете, только с нашими машинами работает специально обученная команда. А девушки эти, ну я видел, что они перед гонками зонтики держат над пилотами, а для чего они еще нужны, я не знаю (на лице улыбочка)". Не вдохновляют на донжуанские подвиги и симпатичные журналистки, которых вокруг пилотов всегда предостаточно. Гонщики делят их на две категории: те, что разбираются в спорте и те, что разбираются в мужчинах. Первые - зануды, - авторитетно свидетельствуют пилоты. Вторым спортсмены не прощают отсутствие интереса к Формуле-1. (Т): "Если честно, мы любим гоняться, а не трепать языком. Но что делать! Общаться с журналистами - часть нашей работы. Правда, иногда их хочется просто послать!" (А): "Особенно отличаются те, кто не интересуется Формулой-1 и не смотрят гонки. Видимо, они не знают, о чем с нами говорить и задают дурацкие вопросы. Вот последний пример. Мы в первый раз приехали в Россию, но не успели выйти из самолета, как одна дама с блокнотом радостно спросила: Вам понравилась Москва? Ну не бред ли!?" К бесспорным достоинствам мужа-гонщика можно смело отнести внушительный объем кошелька. Стремительное пополнение семейного бюджета гарантирована. Сегодня в Формуле-1 даже новички - богачи, получающие не менее 2 млн. долларов в год. Еще один плюс: отсутствие возможности за несколько дней спустить капитал. Строгий режим полностью исключает такие распространенные варианты финансового краха, как ночь за игорным столом или недельный загул по питейным заведениям. (А): "Пьем ли мы шампанское хотя бы на подиуме? Я не люблю шампанское и вообще алкоголь не люблю. Я его даже и не пробовал никогда. Пью только воду". Еще одно характерное отличие кавалеров из Формулы-1 - невысокий рост. Недавно в Королевских гонках появился великан - 192 см, но дела у него не пошли. Т.ч. метр 75 - это максимум, на что вы можете рассчитывать. Зато избыточным весом наземные пилоты не страдают и без одежды они просто неотразимы, никаких пивных животиков, только мышцы и кубики пресса - результат ежедневных занятий фитнесом и строгой диеты. (Т): "Ну что мы едим? Мюсли, каши, фрукты, я пасту очень люблю, надо только, чтобы соус нежирный был. Жирное нам вообще нельзя. Еще красное мясо нельзя, яйца можно, 1-2 в неделю". Трезвый, стройный и богатый - внушительный набор аргументов "за", но этим достоинства женихов из Формулы-1 не исчерпываются. В довесок к мужу-гонщику вы вряд ли получите кучу его приятелей, с которыми они делили парту в школе и девушек на дискотеках, в первую очередь, по причине все той же чрезмерной занятости пилота. Следовательно, конфликта на тему: или я, или твои друзья - не возникнет. Ревновать супруга придется разве что к одному мужчине: партнеру по команде. (Т): "Мы, конечно, много времени проводим вместе, но это не напрягает, мы хорошо ладим, иногда нам бывает весело, но в паддоке каждый занят своей машиной. Обмениваемся ли мы опытом? Да, я выучил несколько нехороших слов по-испански". (А): "А я выучил несколько нехороших итальянских слов". Нехорошие слова - единственно доступный способ релаксации во время гонки. 1,5 часа жутких перегрузок, плюс стойкий запах жженной резины и плотное облако выхлопных газов - серьезный стимул для использования ненормативной лексики. Впрочем, в распоряжении гонщиков имеются и более убедительные поводы: в ответственный момент организм зачастую ведет себя безответственно. (А): "Что мы делаем, если во время гонки нам в туалет захочется? То же, что и все, только из машины, естественно, не выходим". Остается только благодарить супруга, что не лезет обниматься сразу после финиша и не заставляет вас стирать свой рабочий комбинезон. Ну что ж, кажется, все ясно, с достоинствами и недостатками разобрались, остается суммировать результаты. Итак, здоровое питание гонщика - проблема его личного доктора; стирка, уборка и магазины - проблема его домработницы. Полноценный секс - вообще не проблема. Изучать по ночам камасутру пилоту не позволяет строгий спортивный режим. Возникает резонный вопрос: А нужна ли вообще жена? Оказывается нужна. И даже очень. (А): "Журналисты называют тебя Богом, когда ты выигрываешь, а сделаешь ошибку - скажут, что в прошлый раз тебе случайно повезло и смешают с грязью. Поддержка очень важна для нас. Кто, кроме любимой, тебя поддержит, когда публика найдет себе других героев?" |
А.Гесс. Формула-1. Обзор 1963...1968 г.г.
|
В 1963 г. Джим Кларк участвовал в 20 гонках Формулы 1, из них - во всех десяти гонках, идущих в зачет чемпионата мира. 27-летний шотландец победил 12 раз, из них - 7 раз в зачетных гонках. 14 раз он завоевывал поул, 11 раз показывал быстрейший круг. Разумеется, что чемпионом мира стал именно он. Без сомнения, автомобиль Lotus 25 был лучшим среди всех, но и он функционировал не всегда так, как сам Кларк, который с точностью швейцарского часового механизма шел от победы к победе и буквально деморализовал конкурентов.
На первом этапе в Монте-Карло Кларк лидировал до 79 из 100 кругов, после чего заклинило коробку передач на его Lotus 25. № 1 в команде Cooper, Брюс Макларен, начал свой неудачный сезон с 4-го места. Неудачи подвигли 26-летнего гонщика на идею: стать независимым и построить собственный болид. Так началась история команды McLaren. Вскоре после этой гонки Кларк принял участие в "Инди-500" и стал вторым. Возвратившись из США, Джим начал свое победное шествие в чемпионате мира: под проливным дождем в Спа он разгромил конкурентов и финишировал первым с преимуществом почти в 5 минут перед Маклареном! На сухой трассе Кларк был тоже непобедим. Шотландец выиграл гонки в Зандвоорте, Реймсе и Сильверстоуне. В то время как Кларк подавляюще доминировал на трассах чемпионата, с помощью Джона Сертиза начался "грубый метод лечения" паралича, постигшего Scuderia Ferrari. Ренессанс итальянской команды начинает постепенно быть видимым благодаря победе Сертиза на Нюрбургринге, где он, правда, побеждает в борьбе с Кларком не в последнюю очередь благодаря перебоям в моторе на машине "Летучего шотландца". Не видна ли трагическая ирония в том, что Кларк обеспечил себе титул именно в Монце, там, где 2 года назад он был участником аварии, повлекшей за собой гибель фон Трипса? 8 сентября Кларк выигрывает итальянский этап и устраняет даже теоретические сомнения в своем чемпионском звании. Он побеждает и в двух последних соревнованиях в Мексике и ЮАР. Чего еще желать? 1964 год. Колин Чэпмен совершенствует Lotus 25, и Кларк к середине сезона получает новую модель - Lotus 33. В начале сезона, в Монте-Карло, 10 мая, модернизированный Lotus 25 и Кларк показывают, что даже при поломке стабилизатора и неполадках в двигателе можно придти к финишу 4-м! Затем следует победа "Летучего шотландца" в Зандвоорте. После этого Джим едет в Индианаполис за победой, но она ускользает. На скорости 200 км/ч разрушается шина. По счастью, автомобиль ни с чем не сталкивается, но гонка для Кларка на этом закончилась. Эта "Инди" была омрачена еще и гибелью двух американских звезд автоспорта - Дэйва Макдональда и Эдди Сакса. Вернувшись в мир Формулы 1, шотландец опять побеждает. На этот раз в Бельгии, причем впервые благодаря проблемам у соперников: лидировавший Дэн Герни, Грэм Хилл и Брюс Макларен на последнем круге остановились с пустыми баками! О своей победе Кларк узнал только после того, как сам остановился без бензина на круге почета... Поскольку и в мире Формулы 1 есть справедливость, лидировавший в Руане Кларк сошел, и Дэн Герни выигрывает первый Гран-При на Brabham. Однако 11 июля "Летучий шотландец" восстанавливает status quo, выиграв на премьерном Гран-При в Брэндс-Хетч в своем классическом стиле: поул-позиция, быстрейший круг и победный финиш. Но в этот раз Кларку победа далась нелегко, так как его всю гонку яростно преследовал Грэм Хилл на BRM, отстав в итоге всего на 2,8 секунды. После 5 из 10 запланированных этапов итог выглядел так: Кларк - 30 очков, Хилл - 26, правда, последний получал очки во всех 5 гонках. В общий подсчет, напомним, шли лучшие 6 результатов. Герни и Сертиз довольствовались багажом из 10 очков. Кто, казалось бы, мог угрожать Кларку в борьбе за титул? Однако до последнего Гран-При в Мексике шотландец не набрал ни одного очка, играя при этом первую скрипку, но не доводя дело до конца. В то время как Кларк боролся с различными дефектами, за три месяца Джон Сертиз и Ferrari предприняли неожиданный спурт, завершившийся чемпионским титулом. Джону Сертизу никогда не было ясно, как он умудрился завоевать титул именно в тот год, когда Ferrari была неконкурентноспособна. Он выиграл две гонки сезона, его коллега по команде Лоренцо Бандини еще одну, а именно 23 августа 1964 г. в Цельтвеге. Следует, правда, заметить, что тогда квартет Хилл-Сертиз-Кларк-Герни пал жертвой неисправностей. Это была та самая гонка, когда полностью сгорел заводской Cooper Фила Хилла и тем самым символично отметил конец карьеры в Ф1 экс-чемпиона. Закат одной звезды, восход другой: первую гонку в Brabham-Climax Роба Уокера провел Йохен Риндт. В Монце победил Сертиз. Эта победа стала особенно значимой, поскольку Хилл, хотя и лидировал с 32 очками, но имел уже шесть классифицированных результатов. В то же время Кларк с 30-ю и Сертиз с 28-ю очками классифицировались только по 4 раза и могли еще дважды набирать очки. На следующем этапе в США выигрывает Грэм Хилл, Сертиз приходит вторым, Кларк сходит. Перед финалом образуется следующее положение: Хилл лидирует с 39 очками (хотя набрал 41), Сертиз второй с 34 очками, у Кларка по-прежнему 30. У шотландца теоретические шансы на титул еще есть, поэтому в финале в Мексике он выкладывается полностью и завоевывает поул, а Хилл и Сертиз после первого круга - всего лишь на 10 и 13 местах соответственно. Грэм Хилл постепенно пробился на 3 место позади Кларка и Герни, что гарантировало ему чемпионство. Однако к его BRM сзади очень близко подобрался Лоренцо Бандини на 12-цилиндровом Ferrari. Следующим был Сертиз. При торможении в самом медленном месте круга Ferrari Лоренцо Бандини толкает BRM Хилла, и в то время как итальянец может продолжать гонку, англичанин вынужден ехать в боксы из-за погнутых выпускных труб... Случайность? Хилл позже говорил о невезении, о том, что Бандини переоценил свои возможности. Гонку возглавлял по-прежнему Джим Кларк, однако Lotus постепенно терял масло и все более замедлял ход: в начале последнего круга Дэн Герни проходит Кларка, который вскоре вообще останавливается! Бандини пропускает своего №1 - Сертиза - и обеспечивает последнему титул чемпиона мира. Удержать это звание Джон Сертиз не смог: в 1965 году 12-цилиндровый Ferrari так и не достиг "гоночной зрелости". Однако еще более важную роль в уходе "Большого Джона" сыграла ужасная авария 24 сентября 1965 г. перед двумя заключительными гонками Ф1. Она произошла на тренировке перед гонкой высокооплачиваемой серии CanAm в канадском Моспорте на автомобиле Lola T70. Гонщик 4 суток был в коме. Джон Сертиз, единственный человек в мире, ставший чемпионом мира в гонках на 2-х и 4-х колесах, никогда не скрывал, что его титул чемпиона Ф1 в 1964 г. был счастливым стечением обстоятельств, однако же не столь счастливым, как то, которое помогло ему пережить катастрофу в Моспорте. ...В Формуле 1 царило "настроение перемен", поскольку в 1965 г. 1,5-литровая Формула вступала в свой последний сезон. В Гран-При должна была вернуться "чистая сила". Спортпрототипы и автомобили серии Indy уже тогда развивали более 400 л.с., что вдвое превышало мощности в Ф1, которая должна была олицетворять собой королевский класс автоспорта. Риск применить в Формуле 1 турбину взял на себя только Колин Чэпмен, с роторным двигателем Ванкеля вообще никто не экспериментировал. Таким образом, 1965 год стал явно переходным: все команды отказались от новых конструкций и параллельно работали над силовыми агрегатами, которые подходили бы для следующего сезона. Так что все оставалось по-прежнему, с той лишь небольшой разницей, что Lotus шотландца стал гораздо более надежным. Кларк выиграл шесть этапов подряд и уже 1 августа 1965 г., одержав победу на Гран-При Германии, гарантировал себе второй чемпионский титул. Так рано победитель еще не определялся. Самой напряженной гонкой оказался этап в Монако, просто потому, что Кларк вообще не вышел на старт, предпочтя "500 миль Индианаполиса", где он наконец-то победил, а 25-летний новичок Марио Андретти неожиданно стал третьим. Победителем в Монако стал Грэм Хилл на BRM, несмотря на то, что ему собственноручно пришлось выталкивать машину из тупика в портовой шикане. Впервые со времен Альберто Аскари австралиец Пол Хокинс вновь утопил свой автомобиль в море. Lotus 33 утонул, гонщик, к счастью, остался невредим. Поскольку Дэн Герни тоже стартовал в Индианаполисе, в его пустующий Brabham-Climax смог сесть 27-летний механик Деннис Халм и показать в первом же Гран-При то, из-за чего симпатичный "Ворчун" впоследствии стал знаменитым - сдержанный, но очень эффективный стиль вождения. Дефект ступицы колеса на этом этапе стоил ему нескольких почти наверняка заработанных бы очков. Вице-чемпионом в 1965 г. стал снова Грэм Хилл, который классифицировался 9 раз в 10 гонках. Его нового коллегу по команде BRM звали Джеки Стюарт. 26-летнего шотландца называли лучшим новичком со времен Кларка. Стюарт уже в этом сезоне выиграл Гран-При в Монце и в своем первом году в Формуле 1 по итогам чемпионата стал третьим! У Стюарта был не только исключительный талант к вождению автомобиля. Он был еще и гением пиара. Лишь с приходом Стюарта Гран-При стали действительно большим бизнесом для гонщиков. То, что деловой шотландец не только стал первым долларовым миллионером среди участников Гран-При, но и использовал свое влияние на усиление мер безопасности в гонках, не добавило ему расположения у многих гоночных функционеров, но принесло ему известности не меньше, чем три чемпионских титула и 27 побед. Кроме фирмы Dunlop, в Ф1 пришли Goodyear и Firestone, ознаменовав тем самым начало "шинных войн". Резиновые смеси становились все более сложными, шины - более широкими, болиды - более быстрыми, бумажники руководителей команд и их гоняющихся подчиненных - более пухлыми... В 1966 г. доведенных "до ума" 3-литровых двигателей явно не хватало. Команда BRM выбрала путь "в никуда", поскольку установила мотор компоновки Н16. Ненадежный агрегат был слишком тяжел для выдаваемых им 400 л.с. Колин Чэпмен, наряду с расточенными двигателями Climax, также применял 16-цилиндровые BRM и ждал гоночного мотора V8, создаваемого на деньги Ford, на который у Lotus был эксклюзивный контракт на 1967 г. Кто мог тогда предположить, что этот силовой агрегат, созданный Кейтом Дакворсом, станет самым успешным за всю историю Формулы 1? В общем, роль фаворита досталась Ferrari. Джон Сертиз выздоровел после аварии в Моспорте и находился в хорошей форме. Все бы ничего, но отношения в команде портились с каждым днем... В первой же гонке в Монако его болид сошел из-за поломки дифференциала, а коллега Бандини был вторым. Даже победа Сертиза в Спа не позволила избежать разрыва. Гоночный директор Драгони упрекнул Сертиза в том, что не всех соперников последний обошел на круг. И победил англичанин якобы только из-за того, что на болиде Cooper-Maserati Йохена Риндта были проблемы с дифференциалом. Джон имел еще один разговор с самим Энцо Феррари, и "развод" состоялся окончательно. Вероятно, оба упрямца в этот момент без борьбы отдали чемпионские титулы 1966 и 1967 года, кто знает?...Остаток сезона Сертиз выступал на Cooper-Maserati. Наконец-то прорыв в своих выступлениях совершил Йохен Риндт. Под проливным дождем в Спа, в тяжелейших условиях, австриец стал вторым. Через несколько километров после старта неожиданно начавшийся дождь привел к сходу семи машин, среди них и BRM P261 Джеки Стюарта. Шотландец получил сотрясение мозга и беспомощно сидел со сломанной ключицей, зажатый в деформированном кокпите, посреди бензина, вытекавшего из поврежденного бака. Грэм Хилл, также сошедший с дистанции, поспешил на помощь и смог освободить коллегу по команде после получасовых усилий...3 июля в Реймсе поворот судьбы в сезоне 1966 г. окончательно совершается: у лидировавшего Ferrari Tipo 312 Лоренцо Бандини, к тому моменту лидировавшего в чемпионате, после 32 из 48 кругов рвется трос газа. Итальянец никогда не будет больше так близок к победе, поскольку забастовка рабочих металлургической промышленности привела к невыходу Scuderia Ferrari на старт следующей гонки сезона в Брэндс-Хетч. И когда итальянцы вновь появились на этапе в Цандфоорте, борьба шла под диктовку Джека Брэбэма, 40-летнего гонщика, чье искусство вождения и инженерные знания, казалось, никто уже не принимал в расчет. Место Дэна Герни в команде Brabham занял Деннис Халм, а сам Брэбэм выиграл 4 гонки подряд: Реймс, Брэндс Хетч, Цандфоорт и Нюрбургринг. Следует заметить, что победа Джека в Нюрбургринге была омрачена несколькими авариями: на тренировке вылетает 36-летний француз Ги Лижье на частном Cooper-Maserati и получает перелом ноги. В самой гонке на участке "Quiddelbacher Hoehe" 33-летнего англичанина Джона Тейлора подрезал соперник. Brabham Тейлора занесло под идущий на полном ходу болид Matra дебютанта Гран-При Джеки Иккса. 21-летний бельгиец не пострадал, а Тейлор получил сильные ожоги, от которых скончался месяц спустя, 8 сентября 1966 г. Даже несмотря на сход в Италии, Джек Брэбэм на Brabham стал в Монце чемпионом досрочно. Первый чемпион на машине, носящей его же имя! Справедливости ради отметим, что в конце сезона Ferrari вновь выглядела сильно: в Монце победил Людовико Скарфиотти перед своим коллегой по команде Майком Парксом. На первом этапе сезона 1967 г. Ferrari вновь отсутствует, а победа достается новому члену команды Cooper-Maserati Педро Родригесу. Новый руководитель Scuderia, Франко Лини, наряду с Лоренцо Бандини подписал контракт с 23-летним новозеландцем Крисом Амоном, несомненным талантом, которого постоянно будут преследовать неудачи. Бандини уже считается старожилом команды, ему 31 год и он претендует на роль неоспоримого №1. Однако 7 мая 1967 г. судьба распорядилась иначе. Бандини захватил лидерство, а поулмен Джек Брэбэм сошел уже в первом круге. Халм и Стюарт вскоре застают врасплох и обходят лидирующего итальянца. Шотландец на 15 круге сходит из-за поломки дифференциала на своем BRM, Бандини пытается всеми силами бороться с Халмом, однако новозеландец не собирался сдаваться: под конец гонки он имел преимущество в 20 секунд, когда в гонку вмешалась судьба. Устроители гонки хорошо задумали предотвратить возможное падение болидов в море, для чего укрепили в шикане соломенные тюки мощной деревянной планкой. На 82 круге автомобиль Бандини занесло, он срезал шикану, врезался в барьер, проскользил вдоль него, ударился о судовой кнехт и загорелся. У Лоренцо Бандини не было шансов выжить. Конечно, комбинезоны из номекса уже тогда были в ходу, но они могли служить защитой в течение 10, максимум 20 секунд. Персонал трассы, не имевший серьезной противопожарной одежды, не мог подойти к пылающим обломкам Ferrari достаточно близко. Более 4 минут прошло, пока удалось погасить пламя и перевернуть обугленный остов того, что было недавно гоночным болидом. Слишком поздно для гонщика, получившего ожог более 70 процентов тела. Бандини боролся со смертью еще трое суток, но напрасно... После этой ужасной аварии развернулись бурные дебаты о необходимости ужесточения стандартов безопасности. Гонщикам стали большими буквами наносить на комбинезоны группу крови и резус-фактор. Стюарт и Брэбэм начали использовать ремни безопасности еще до того, как регламент предписал это. Герни с 1968 года гонялся в шлеме закрытой интегральной конструкции фирмы Bell. А развитие продолжалось. Появился новый Lotus 49 с двигателем Ford-Cosworth. Грэм Хилл покинул команду BRM, чтобы присоединиться к lotus. 4 июня 1967 г. новинка команды сразу побеждает в своей премьерной гонке в Цандфоорте. Хилл завоевал поул, но после 11 кругов сошел из-за поломки клапана. Кларк на другом Lotus 49 через 5 кругов захватил лидерство и в итоге победил. Новый Lotus и его двигатель до конца сезона и еще долго после того абсолютным образцом: в оставшихся 8 этапах1967 г. на поул-позиции всегда был Lotus, 6 раз -Кларка и 2 раза - Хилла. То, что оба заводских гонщика не получили титула, объясняется многочисленными "детскими болезнями" новой машины. Несмотря на них, Кларк выиграл 4 этапа. В Монце он совершил совершенно невероятное: на 13 из 68 кругов из-за потери давления в шине Джим был вынужден заехать в боксы, вернулся на трассу седьмым, почти в целом круге позади своего коллеги Хилла. Но в течение 47 кругов шотландец умудрился стать вторым, а после схода Хилла из-за поломки двигателя - лидером! Жаль, что эта погоня стоила слишком большого количества топлива, и на последнем круге Кларк останавливается с сухим баком. Победил Сертиз на Honda перед вице-чемпионом мира Брэбэмом. Этот эпизод показывает преимущество нового Lotus 49, но одновременно объясняет, почему Brabham-Repco смогли успешно отстоять чемпионские звания как в личном, так и в командном зачетах: Джек Брэбэм и Деннис Халм в 11 этапах 9 раз завоевывали очки и 2 раза побеждали. То, что именно коллега по команде Халм отобрал у своего шефа титул, было, конечно, для последнего досадно. Но именно "Блэк Джек" хотел видеть все новые детали сначала на своей машине, даже принимая во внимание технический риск и рассчитывая тем самым получить преимущество перед Халмом. Деннис резюмировал позднее: "Я думаю, что именно это позволило мне выиграть чемпионат". Хотя карты в сезоне 1968 года были перетасованы, козырным тузом остался Кларк на Lotus 49... Сезон начался уже 1 января! В парке машин Формулы 1 прибавление: Кен Тиррелл привез для Джеки Стюарта в ЮАР еще не покрашенный Matra MS 9 с двигателем Cosworth V8, на котором шотландец шел в гонке третьим, пока обрыв шатуна не остановил его. Гонка была очередным триумфом Кларка. Он выиграл 25 этап Гран-При и опередил таким образом Фанхио, который одержал 24 победы. Кларку 32 года, его искусство вождения отточено, безошибочно и является мерилом для остальных гонщиков. Его Lotus-49 Cosworth явно превосходит конкурентов. Кто, если не Джим Кларк, должен стать чемпионом 1968 года? На этап 17 марта 1968 г. в Брэндс-Хетч Кларк вообще не приехал, предпочтя выступить в Индианаполисе на полноприводном Lotus 56, клинообразном газотурбинном снаряде, на котором позднее насмерть разобьется заводской гонщик BRM Майк Спенс. В первый уикэнд апреля шотландец стартовал в гонке Формулы 2 на вновь открытом в 1966 г. Хоккенхаймринге, трассе для мощных моторов и сильных ног, но не для тонких ценителей искусства вождения. Кларк стартовал только с 7-го места, шел дождь, у Джима начались проблемы, он отстал от лидеров и ехал в одиночестве. На 5-м из 20 кругов он был на 8-м месте. Его машина прошла северный поворот и исчезла из виду, умчавшись к восточному виражу Ostkurve. Длинная прямая там окружена вековым лесом, в то время не было ни бордюров, ни отбойников, ни ограждений. Кларк шел почти на максимальной скорости, около 240 км/ч, когда один из работников трассы на отметке 2,5 км увидел, как Lotus раскачало и сбросило влево с трассы, в лес. Болид ударился о дерево в районе кокпита, шасси изогнулось, как банан, гонщик погиб на месте. Много было догадок, почему разбился лучший гонщик своего времени. Наиболее живуча теория "медленного прокола". По ней, на протяжении гонки из-за дефекта шины правое заднее колесо постепенно теряло давление, пока Lotus не стал неуправляемым. Объяснение, которое в кругах команды Lotus считают реальным. Однако исследование причин не вернуло нам Кларка, виновный, если таковой вообще был, найден не был. 12 мая 1968 г. Грэм Хилл выиграл первый после гибели Кларка Гран-При в Хараме, в Испании. В этом Гран-При из-за сломанной руки как раз отсутствовал последователь Кларка, Джеки Стюарт. Вероятно, это стоило шотландцу титула. Однако то, что Хилл выиграл эту гонку, было, пожалуй, проявлением высшей справедливости, поскольку, не будь трагедии в Хоккенхайме, звание, скорее всего, досталось бы его знаменитому коллеге. Brabham не показывал достаточной скорости, ахиллесовой пятой были моторы Repco. Хилл выиграл также гонку в Монако, правда, при известной удаче, так как Ferrari год спустя после гибели Лоренцо Бандини не вышла на старт, а Джонии Серво-Гавен, заменявший Стюарта в Tyrrell-Matra, сошел после трех кругов с поломкой приводного вала. На следующем этапе в Спа Ferrari и Brabham впервые появляются с высоко установленными антикрыльями. Крис Эймон, Джек Брэбэм и Йохен Риндт открывают в Формуле 1 эпоху антикрыльев. Победа, впрочем, досталась Брюсу Макларену, потому что лидер, Джеки Стюарт, вынужден был дозаправиться на последнем круге. Макларен первый и единственный раз за рулем автомобиля собственной постройки выиграл этап Ф1 и долго считал это шуткой, поскольку не видел того, что Стюарт заехал на дозаправку... Под проливным дождем, который, похоже, был постоянным спутником чемпионата - 68, в Цандфоорте, первую гонку на Matra MS10 Cosworth наконец выиграл Стюарт, второе место, образуя "дубль", занял Жан-Пьер Бельтуаз на Matra c французским мотoрoм V12. Не в последнюю очередь, двойная победа стала возможной благодаря явно превосходившим конкурентов дождевым шинам Dunlop. Lotus решил добиться успеха при помощи "супер-крыла", которое на тренировке перед французским Гран-При в Руане едва не стало гильотиной для 25-летнего Джеки Оливера. На скорости 200 км/ч антикрыло, закрепленное на рычагах задней подвески, отлетело. Оливер чудом остался невредим. В гонке первую победу праздновал 23-летний Джеки Иккс на Ferrari. Он единственный из числа фаворитов был на дождевых шинах, когда разверзлись все "небесные хляби". Этап был, однако, омрачен катастрофой француза Шлессера, который после Кларка, Спенса, Скарфиотти стал четвертой жертвой сезона 1968 года. Шлессер по инициативе французского отделения фирмы Honda сел за руль нового Honda RA302, ультралегкого болида со 120-градусным V8 с воздушным охлаждением. Джон Сертиз говорил, что машина слишком "сыра" для гонок, однако 40-летний Шлессер, несмотря на это, вышел на старт. Его занесло на сырой трассе. На въезде в шпильку "Nouveau Monde" автомобиль перевернулся. В огне гонщик погиб. Его друг Ги Лижье оказал погибшему пилоту последние почести: болиды Ligier отныне всегда носили в обозначении буквы JS, по инициалам Шлессера, самой бессмысленной из многих бессмысленных жертв Формулы 1. Британский потомок производителей виски Роб Уокер заявил на британский Гран-При новый Lotus 49B, который смог появиться на трассе только через полтора часа после начала тренировок. Джо Зифферт тем не менее занял 4-е стартовое место. А когда заводские Lotus сошли (Хилл, Оливер), 32-летний швейцарец возглавил гонку и до конца защитил свою победную позицию от яростно атаковавшего Криса Эймона на Ferrari. Драматический сезон приготовил и другие неожиданности. Нюрбургринг встретил гонщиков такими погодными условиями, в каких не проводилась ни одна гонка Формулы 1 ни до, ни после этого. ...Незадолго до 15.00 двадцать гоночных болидов стартовали в дождь и туман. Джеки Стюарт на первом круге вышел вперед вскоре после пассажа Schwalbenschwanz и скрылся из глаз конкурентов до конца гонки, не только по причине тумана... Чемпионат вошел в заключительную фазу, и чемпион мира Халм вернулся в круг претендентов: в Монце новозеландец выиграл с явным преимуществом. Для достижения максимальной скорости "Медведь" отказался от антикрыльев на своем McLaren-Cosworth. Перед тремя последними этапами шансы на титул сохраняли четверо: Грэм Хилл -30 очков, Джеки Икс - 27, Джеки Стюарт - 26 и Денис Халм - 24. Однако уже на следующем Гран-При в Канаде Икс, потерпев аварию, выбыл из числа претендентов. На его Ferrari на тренировке заклинило дроссельную заслонку. Перелом ноги вычеркнул бельгийца из вышеперечисленного квартета. Первую скрипку в Канаде играл Крис Эймон, до тех пор, пока после 73 из 90 кругов новозеландец был вынужден сойти из-за поломки главной пары, которая, в свою очередь произошла из-за дефекта сцепления. Гонщик почти с самого начала гонки переключал передачи, не пользуясь сцеплением. Победил снова Денис Халм.Счет по очкам между ним и Хиллом 33:33. У Стюарта 27 очков. Шотландец использует свой последний шанс и побеждает 6 октября в Уоткинс Глен. Хилл, несмотря на болтавшуюся рулевую колонку (!) был вторым, Халм сошел из-за аварии, но, к счастью, остался невредим. Гран-При США дал шанс дебютировать в Формуле 1 двум американцам: Марио Андретти и Бобби Анзер стартовали в заводских командах Lotus и BRM. Андретти позднее удалось стать одним из выдающихся пилотов. Перед финалом в Мексике положение дел следующее: Хилл - 39 очков, Стюарт 36 очков, Халм - 33 очка. Олимпийские игры и студенческие волнения позади, на десерт - финал Формулы 1. Для Хилла и Стюарта правила игры следующие: кто победит, тот чемпион. Халму победить надо обязательно, но его McLaren вскоре вылетает с трассы со сломанным амортизатором. Стюарт и Хилл во главе гонки вели грандиозную дуэль, в которую периодически включался "Сеппи" Зифферт, пока на его машине не сломался привод дросселя. Хилл лидировал, немного опережая Стюарта, когда Matra-Cosworth шотландца начала давать перебои, что вынудило его терять одно место за другим и в итоге он финишировал лишь седьмым. Это был еще не день Джеки Стюарта... Грэм Хилл выиграл эту гонку. Почти семь месяцев прошли с момента гибели Джима Кларка. Журналисты хотели знать, насколько ценен чемпионский титул? Чемпион ответил: "It isn't really worth much at all".
Перевод, компоновка и набор: А.Гесс, 2003 г., г. Ижевск.
|
Трибуна.
|
Flasher. По поводу Злобина хочу сказать Victogan'у, взявшему для примера Бразилию, где после прихода в Ф1 Фиттипальди началась волна интереса к автоспорту. Но ведь Злобин-то далеко не Фиттипальди! И если у нас в стране он и вызовет интерес к автоспорту, то за границей может сложиться самое негативное отношение к русским пилотам. Мы должны выставить яркую звезду. Знаю, что это сложно, нужно выбирать долго и тщательно. Но иначе к нам будут относиться, в лучшем случае, как к японцам, у которых лучшим пилотом является Сато, непонятно как проведший свой дебютный сезон. Остальные, видимо, были ещё хуже... Victogan'у же отвечу, если можно, по IRL и команде Чивера. Боюсь, попадание в десятку лучших по итогам сезона для Френтцена в гипотетическом случае выступлений за Red Bull Cheever Racing - чересчур оптимистичный прогноз. По крайней мере, Бадди Райс, пилот этой команды, стал в 2003 году лишь шестнадцатым. d3L. |
Вопросы и ответы.
|
Timonin спрашивал: Кто знает, почему до сих пор никакая из команд не спроектировала болид с изменяемым углом атаки переднего антикрыла? Ведь это может дать огромный выигрыш на прямых (малый угол) и поворотах (угол побольше). Victogan. Flasher. "Механизм регулировки угла атаки антикрыльев появился в Ф-1 почти одновременно с самими крыльями в 1968 году. Но уже в следующем сезоне CSI (Международная спортивная комиссия FIA) поставила такие приспособления вне закона, так же, как антикрылья на высоких стойках или установленные непосредственно на рычагах подвески". Мне добавить нечего. Аноним. Потому что это запрещено правилами. Den B интересовался:
Уважаемые болельщики F1! Victogan. Flasher. А ведь в реальной жизни всё куда сложнее. Помимо риска покинуть гонку есть и простая усталость и банальное утомление. Марк Уэббер с содроганием вспоминал первый отрезок ГП Венгрии, где ему приходилось сдерживать пилотов топ-команд и проходить круги в квалификационном режиме. Пилотам во время гонки ведь тоже нужен отдых, а постоянное напряжение и концентрация внимания очень утомляют. Плюс к тому, нужно беречь машину. Аноним. Потому что на первых кругах идет очень сильная борьба, а во второй половине гонке её почти нет. RomB задавал вопрос: Как вы считаете, какое покрытие вокруг полотна трассы обеспечивает большую безопасность потерявшему контроль над болидом пилоту и зрителям? Victogan. Flasher. Поэтому нужно, чтобы насыпь была чуть выше дорожного полотна, но и не настолько, чтобы пыль сдувало на асфальт. Сами пилоты выступают за то, чтобы ловушки частично были асфальтовые, тогда можно более эффективно замедлить машину, нажав на тормоз. Да и вернуться на трассу легче, а не буксовать, как Шумахер в Нюрбурге. Den B. 1). Трава - не очень широкая полоса, чтобы не возникало желания обгонять по обочине. Но на такой полосе болид не застрянет и не создаст помеху. 2). Достаточно широкая полоса асфальта, чтобы болид с исправными тормозами мог погасить скорость. Имеет смысл в поворотах. Если машина не заглохла/не сломалась, то пилот сможет продолжить гонку. 3). Гравий/песок. Тоже достаточно широкая. Нужна, чтобы гасить скорость тех болидов, которые не смогли затормозить на асфальте. Тоже нужна, в основном, в скоростных поворотах и после прямых. Исправный болид вряд ли туда долетит, а если долетит, то завязнет намертво. В целом, полосы 2 и 3 образуют такие длинные и широкие ловушки в конце прямых и в скоростных поворотах. При эвакуации болидов оттуда нужно выбрасывать желтые флаги по всей предшествующей прямой/повороту. 4). Покрышки или что-то помягче вдоль всей трассы. Это уже для защиты зрителей/маршалов. Аноним. Мне кажется, смешанное покрытие, как на Поль-Рикаре. Flasher интересуется: RomB задает вопрос: Timonin спрашивает: |
Морис Тринтиньян. Большой Приз Монте-Карло. Глава 1.
|
Смутно, как в тумане, я услышал чей-то голос. Мне показалось, это был голос моей жены. Кто же это? Я сладко спал и видел во сне свои виноградники близ поместья Арно, свой дом, скрытый в тени высоких деревьев. Мой мозг начал медленно пробуждаться... и вдруг я сорвался... я чуть не упал с дивана; с того самого, что стоял в столовой поместья Арно. Передо мной стояли жена и мои друзья Розье, обставленные чемоданами, и от души смеялись. Полностью я проснулся лишь тогда, когда расслышал, как жена, смиренно пожимая плечами, сказала мне: - А теперь, Морис, возьми себя в руки! Смотри, сколько времени? Десять часов. Если мы не хотим опоздать на обед с Уголини в Монте-Карло, пора бы уже тронуться в путь. Уголини... Монте-Карло... чемоданы... друзья Розье... В момент свершилось чудо. Внезапно исчезли виноградники в поместье Aрно. Я снова стал Морисом Тринтиньяном, французским автогонщиком, который с уложенными, благодаря жене, чемоданами, собирался отправиться в Монако состязаться с лучшими гонщиками мира за Большой Приз Европы. Чтобы со мной произошла эта перемена, мне достаточно было лишь встать с дивана, на котором я спал. Собираясь выйти к жене и друзьям, которые уже ждали меня во дворе, я успел восхититься скорости реакции человеческого мозга. Вот это машина! Какой великолепный разгон! По сравнению с ним мотор, ожидавший меня под капотом "Феррари", за руль которой я должен был сесть в Монако, показался мне убогой развалиной. Мне льстила мысль о том, что я стал членом команды "Феррари" или "Скудерии", как ее называют в Италии. Но, как французу, мне было больно за "наши" синие автомобили. Я завидовал итальянцам, которые могли защищать свою собственную репутацию и вместе с тем свой национальный престиж за рулем таких марок как "Мазерати" или "Феррари", окрашенных в красное; ибо в гонках красный цвет был зарезервирован за Италией, в то время как синий принадлежал Франции, серебристо-белый - Германии, а зеленый - Англии. Сам я был всего лишь гонщиком, и мой автомобиль нес на себе цвета своего владельца, которым являлся "Коммендаторе" Энцо Феррари, владелец завода в Маранелло неподалеку от Модены. Не имея причин на него жаловаться, я втайне восхищался им и думал о том, что хорошо бы французам иметь подобного ему человека, который смог бы снова завоевать для них почетное место в создании гоночных автомобилей. И потом, здесь был Нелло Уголини, с которым я должен был обедать в Монте-Карло. Он был директором экспедиции "Scuderia Ferrari". Своим видом, элегантностью и проседью в волосах он напоминал Витторио де Сику. Обладая по-настоящему пленительной улыбкой, он выглядел как римский аристократ. Это был красивый, очаровательный сорокалетний человек. Несмотря на любезный вид, он имел достаточный авторитет и право на то, чтобы его гонщики, отличавшиеся не самым лучшим характером, слушались и повиновались ему. Не случайно его называли "маэстро". Мысль об обеде с красавцем Нелло мне нравилась, поэтому мне хотелось отправиться побыстрее. Я надел сине-белую шерстяную шапочку с помпоном, словно хотел спрятаться под ней от солнца, которое в то майское утро 1955 года было уже достаточно жарким, лучше защитить мозг с таким удивительным механизмом. Это была шапка-талисман, без которой я никогда не выезжал на гонки. Возможно, это было смешное суеверие, но я придерживался этой привычки и никогда не хотел, даже наперекор здравому смыслу, отказываться от этого амулета. Думал, без него я рисковал потерять часть своих способностей. Когда я вышел из дома, приятели Розье с облегчением вздохнули. Это были мои болельщики номер один. Они без колебаний пожертвовали несколькими днями своего отпуска и уже со среды сопровождали меня по пути в Монако (гонка должна была состояться в воскресенье), оставались рядом со мной на протяжении трех дней тренировочных заездов. Для них я был лучшим гонщиком в мире, и никто не мог разубедить их в этом. Они поехали в Монако для того, чтобы увидеть мою победу... "и ни на волосок не меньше", как говорят на юге Франции. Утром второго дня я всеми способами старался объяснить им, что в Монако у меня минимальные шансы на успех, но Марк Розье с оптимизмом двадцатипятилетнего человека отверг все одним жестом. - Но у них, как и у тебя, те же четыре колеса, один мотор и один руль, - сказал он. Когда я укладывал в автомобиль чемоданы, то вспомнил эту фразу... в конце концов, возможно, он и прав. Тем не менее, с технической точки зрения, "Феррари ", даже вопреки их славе, располагали как бы дизельными двигателями, по сравнению с внушающими страх "Мерседес", которые завоевывали победы усилиями своих гонщиков, Хуана-Мануэля Фанхио и Стирлинга Мосса, а также по сравнению с новыми "Лянча", ради которых "Скудерию Феррари" покинули два лучших итальянских гонщика, Аскари и Виллорези. Правда, сам я не испытывал никаких иллюзий на счет того, что за рулем своей "Феррари" добьюсь успеха. Самое большое, на что я мог рассчитывать, это занять, по крайней мере, одно из почетных мест. Именно на это место я и рассчитывал, когда выезжал из поместья Арно в Монако на Гран-при Европы.
Перевод со словацкого: Александр Кульчицкий (Санкт-Петербург).
|
Интересные ссылки.
|
Читатель по имени Serge сообщает:
Монтойя и McLaren – как это выглядит изнутри. |
Рассылки друзей на Subscribe.ru.
| |||
|
Наш интерактивный опрос.
| |||||||
Тема предыдущего опроса: Верите ли Вы в кражу "Тойотой" секретов "Феррари"?
| |||||||
|
Информация о рассылке.
| |
Уважаемые подписчики!
Задавайте друг другу интересующие вас вопросы, предлагайте свои темы для обсуждения, соглашайтесь, спорьте, критикуйте; одним словом - активно участвуйте! Убедительная к вам просьба: отправляйте свои письма заблаговременно, и, по возможности, проверяйте их на предмет правописания в MS Word или в вашем почтовом клиенте. Этим вы существенно облегчите нашу работу.
Чтобы вступить в наш "Фан-Клуб" достаточно прислать в рассылку информацию о себе по образцам формы и свой контактный E-Mail. Но, в любом случае, мы всегда рады вашим письмам и материалам. При возникновении каких-либо проблем с просмотром рассылки в ваших почтовых клиентах сохраните вложенный в нее html-файл и открывайте его при помощи ваших Интернет-браузеров. Адрес для писем: f1-momk@yandex.ru.
|
На нашем сайте www.blynsky.narod.ru доступны следующие разделы:
| |
---|---|
© Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы. 2003 г.
Все права защищены. Любое использование материалов - только с разрешения редакции "Ф1-МОМК". |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||