Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы . Выпуск 54.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы.

Выпуск №54.

уважаемый подписчик!
Этот номер для вас готовили:


Автор: RomB.
Помощник: AlexUZ.
Дизайн: ZigZag.
Идея: AlexF1.
Ведущий: AlexUZ.
В сегодняшнем номере:


AlexUZ. ГП США. "Красота по-Американски".

Дорогие друзья! Сезон стремительно катится к своему логическому концу. Борьба в обоих чемпионатах достигла апогея, на кону по-прежнему лежат главные трофеи чемпионата. Впереди, как всегда, радость победы и горечь поражений. Заканчивая свои дела в Европе, команды Формулы-1 грузятся в самолеты и вновь берут курс на Североамериканский континент, чтобы в ближайшие выходные разыграть приз, по значимости практически равный знаменитому Большому призу Монако. Причем равны эти два этапа только по степени легендарности. Все остальное - требования к болиду, скорость прохождения круга, конфигурация трассы - различны на все 100%. Нас ждет удивительнейшее действо и имя ему - автодром "Индианаполис Мотор Спидвей", в простонародье - "Старая кирпичница". Однако обо всем по порядку и в свое время. Приближаться к трассе мы будем постепенно, дабы насладиться каждым сделанным шагом. Итак, ставки сделаны, и акценты расставлены, в путь! Конечный пункт - США, Индианаполис. Первое приближение. За три моря.

В географии современной Формулы-1 есть немало заокеанских этапов - Австралия, обе Америки, Океания, Азия. Все они, несмотря на огромные различия, имеют немало общего: каждый из них посещается командами только на время гонки, тесты на них не проводятся вообще, базы всех без исключения команд остаются невообразимо далеко в Европе, смена часовых полюсов тяжела для всех членов гоночного братства. Поэтому предсказать итог таких гонок очень тяжело. Надежность и выносливость становятся самыми важными факторами - доставить с Европы любую деталь очень дорого, заменить одного человека другим - еще сложней. Все эти условия создают подобным Гран-При "лотерейную" славу. С них начинается чемпионат, ими же он и заканчивается. И если, скажем, результаты Интерлагоса или Сепанга еще ничего не значат, то Индианаполис на пару с Сузукой из года в год решают судьбу всех главных призов Формулы-1. Второе приближение. Америка и американцы.

Америка по праву считается едва ли ни самой развитой страной мира в плане автоспорта. Почти каждый штат имеет гоночный трек и проводит на нем целую кучу этапов целой кучи различных чемпионатов. Самые известные из национальных серий - NASCAR, CART и IRL. Добавим к ним многочисленные кузовные гонки, N-часов или N-миль N-сков, да заезжих "гастролеров" типа Формулы-1, Формулы-3000 или FIA GT. Полученная картина впечатляет. Так много и часто не соревнуются нигде в мире! И это - при традиционно полных трибунах... "Королевские гонки" проводились в Соединенных Штатах в различные годы аж на девяти(!) трассах и всегда находили благодарных зрителей. Так бы продолжалось всегда, но, начиная с 1992 года, Гран-При США надолго исчез из календаря Ф-1 в связи с тем, что малообеспеченные команды просто не могли себе позволить оплачивать транспортировку оборудования за океан. Америка пошла своим путем, Формула пошла своим. А жаль...

И вот, спустя девять лет, этот вопрос был решен. На небосклоне Формулы-1 появилась самая знаменитая и яркая трасса США - гоночный трек Индианаполиса, престижней которой за океаном просто нет.

Если же говорить об американцах, точнее мотивах их командных пристрастий, то я позволю привести здесь рассказ моего друга, в середине 80-х уехавшего в страну хот-догов на ПМЖ. В 2002 году он, кстати, болельщик Ягуара, привез своих приятелей на ГП США Формулы-1. Как это принято, компания решила обзавестись гоночными атрибутами (кепками и пр.) в стадионном магазине. Туземцы задали продавцу всего один вопрос: "Кто лучший?"... и, облачившись в красные одежды, гордо проследовали на свои места. Можно осуждать или приветствовать сей факт, но то, что "подавляющий" американец хочет быть первым (или с первым), много значит для их жизненного комфорта. Это похвально, на самом деле, но... необычно для нас, взращенных на молочных смесях "Малыш".

Третье приближение. "Старая кирпичница".

Даже одного взгляда на гоночный овал Индии достаточно для того, чтобы признать его единственным в своем роде. По сути, при длине в 4192 метра, он состоит из двух частей: части собственно овала, включая два последних поворота и длиннющую 926-метровую прямую, и серию медленных связок поворотов и шпилек. На первой части важно по максимуму разгрузить аэродинамику болида и обеспечить максимальную скорость, на второй - как можно лучше прижать машину к дорожному полотну и обеспечить точную поворачиваемость при прохождении поворотов. Вот так! Страна контрастов представлена самой контрастной трассой чемпионата. Из других особенностей трассы выделим участок, покрытый кирпичами (отсюда и название стадиона) в полуметре от поул-позишн, большой угол к горизонтали на "овальных" поворотах (нарушение баланса болида) и очень медленный пит-лейн, на котором теряется около 30 драгоценных секунд в гонке.

Все это из года в год создает невероятную головоломку гоночным инженерам, конструкторам и пилотам - ни одна из гонок на Индианаполисе не стала легкой для них. Их года в год команды заново открывают Инди, заново натыкаются на все те же знакомые грабли и прочий сельхозинвентарь.

Ну а истинным ценителям самый разнообразных курьезов, обладателям очень толстых нервов и простым болельщикам остается только наслаждаться второй по непредсказуемости (после Монако естественно) гонкой чемпионата, ибо выиграть здесь может даже Минарди.... И это притом, что все внимание будет приковано к Шумахеру, Монтойе и Райконнену. Кто знает, возможно, после этого этапа все они будут иметь одинаковое количество очков?

Инди. Через тернии к звездам.

С самого открытия Формулой-1 автодрома Индианаполиса не проходило года, чтобы организаторы ГП не волновались за то, что этап не состоится.

В 2000 году трасса была обкатана после умопомрачительной гонки за временем. Владелец трека, Тони Джордж, вложил в реконструкцию "Старой кирпичницы" миллионы, уже к лету распродавший 250 тысяч билетов, совершил настоящий подвиг - и Гран-При состоялся.

11 сентября 2001 года мировой терроризм нанес по стране страшный удар. Погибли тысячи человек, Америка погрузилась в траур. Гонка состоялась вопреки всему - я отдаю должное американцам, которые смогли подняться после такого удара и сделали сам факт трагедии символов возрождения нации.

В 2002 году всех нас покинул Эрроуз. Пусть говорят люди недалекие, что владелец команды грязной волосатой лапой опустошил фонды "оранжевых". Я лично не могу представить себе Тома Уокиншоу, руками душащего дойную корову, не оставляющего при этом попыток подоить вымя. Но так или иначе, малейший признак очередного кризиса означал для Формулы смерть, потому, как и Минарди и Джордан тоже были на грани банкротства и недешевая поездка в Америку была для них смерти подобна. Обошлось.

В этом году около недели назад на атлантическое побережье США обрушился ураган под нежным названием Изабелль. Снова человеческие жертвы и масштабные разрушения.... Поживем - увидим. Осталось совсем немного. Но одно обстоятельство уже маячит перед командами - солнца в день Гран-При может и не быть.

Инди. Стоп-кадр.

В прошлом выпуске я задал Вам вопрос - Чем Вам запомнились ГП США прошлых лет?

У меня на памяти самым ярким воспоминанием остался прошлогодний подиум. Вспомните - финиш двух Феррари с разницей в ничтожные 0,011 секунды. Рубенс на первом месте, Михаэль на втором, Дэвид - на третьем. Звучат бразильский и итальянский гимны, машина победителя плавно поднимается к подиуму. А когда начинается традиционный призовой душ, пилот МакЛарена Култхард в одиночестве подходит к краю и воздает машине Феррари должное - как положено на этой трассе - шампанским.

Официальные сайты трассы: www.usgpindy.com, www.indyf1.com.

↑ вернуться ↑



Трибуна.

Rygoravich.
В прошлом выпуске Ес высказал мысль об определении чемпиона путем подсчета количества побед. Полностью с ним согласен! Простая, логичная система, приводящая к максимально интересным для зрителя (и гонщика тоже - если, конечно, он действительно гонщик, а не шофер) гонкам! Должен признать, что при всей своей внешней простоте такая мысль мне и в голову не приходила... Быть может, слишком уж привыкли мы к очковой системе и ее многочисленным вариациям и ее безальтернативной?

Короче, Ес'а - вместо Макса (в смысле, Мосли) - вот чего нам действительно не хватает! :)

Kin.
Все изменения регламента, затронувшие ЧМ, ничуть не добавили, как, впрочем, и не убавили зрелищности в гонках. Теперь более важным стало не битва за каждое место на финише, а стабильность доезда (все равно за 1-8 места очки капают). Но, с другой стороны, посмотрите на разницу в начислении очков по старой и новой системе. ;-)) Как говорится "После ГП Италии!!! игровая ситуация не изменилась...".

Пилот.                 Команда.         2003 г.  До 2003 г.

Михаэль Шумахер        Ferrari           82      67
Хуан-Пабло Монтойя     Williams BMW      79      61
Кими Райкконен         McLaren Mercedes  75      55
Ральф Шумахер          Williams BMW      58      41
Фернандо Алонсо        Renault           55      26
Рубенс Баррикелло      Ferrari           55      38
Дэвид Култхард         McLaren Mercedes  45      29
Ярно Трулли            Renault           24      10
Марк Веббер            Jaguar Cosworth   17       3
Дженсон Баттон         BAR Honda         12       3
Джанкарло Физикелла    Jordan Ford       10      10
Кристиано да Матта     Toyota             8       2
Х.-Х. Френтцен         Sauber Petronas    7       3
Оливье Панис           Toyota             6       2
Жак Вильнев            BAR Honda          6       2
Марк Жене              Williams BMW       4       2
Ник Хайдфельд          Sauber Petronas    2       0
Ральф Фирман           Jordan Ford        1       0
Йос Ферстаппен         Minardi Cosworth   -       0
Джастин Уилсон         Minardi Cosworth   -       0
Антонио Пиццониа       Jaguar Cosworth    -       0
Н.Кьеза                Minardi Cosworth   -       0

Так что поменялось-то? Где лидеры? И где аутсайдеры? :-)

Но вот что касается поощрения за Fast Lap - 1, Pole Position - 1, ХТ - 3 и БШ - 4 (5), то тут я не отказался бы увидеть бонусы. Мелочь, но приятно. :-))

Формульщица.
Хоть и с опозданием, но все равно с огромным удовольствием поздравлю всех, с тем, что рассылка получила статус "золотой". По-моему, это надо было сделать гораздо раньше, но, все-таки, лучше поздно, чем никогда. Я испытываю особую гордость, так как я подписана на нее почти с самого ее рождения (где-то 4). Я видела, как рассылка развивалась, становилась лучше и интереснее от номера к номеру. Большое спасибо нашим любимым ведущим и их незаменимым помощникам за эту прекрасную работу, а также тех, кто представляет очень интересные и увлекательные статьи для каждого номера.

Mad@Alex[imp].
По поводу ГП Италии.
Вот тут многие говорят, что обгонов было мало. А откуда вы это знаете? То, что вы их не видели, то это не означает что их не было. Просто итальянский режиссер показывал нам только его любимое Феррари + вылеты других пилотов. Иначе как можно объяснить 8-е место Алонсо, который стартовал последним, да еще и заехал в боксы, после "тарана". Что-то кроме 2-х его ошибок никаких обгонов с его стороны нам не показали.

И еще никто не заметил откровенной помощи Френтцена в сторону Феррари. Когда Моня был уже менее чем в секунде от Шухера, и на их пути оказался Заубер Х.-Х., которого они должны были обходить на круг, то Шухер просто просвистел мимо него. А вот Моню Заубер не пропускал в течение 1/3 круга, и, естественно, после того, как это прохождение на круг состоялось, то между Шухером и Моней уже было 3.2 секунды. Только за это надо было давать Френтцену stop & go. Но нет! Это ведь любимый всеми комиссарами Формулы Шухер, и ему нужно помогать в любой форме.

Что же мы наблюдаем через пару кругов - дубль 2! Кими догнал Барика и уже едет в секунде от него. Но тут опять Заубер Френтзена. И опять Феррари Барика пролетает мимо Заубера а Кими не пропускают на протяжении 4-х поворотов. Когда Кими таки прошел Френтзена, то между Маклареном и Феррари было уже 2.8 секунды. И опять ничего со стороны комиссаров не последовало. Остается только разводить руками...

Что касается Кулха, то в прошлом году он был умнее. Когда Кими летел со страшной силой, не жалея болида, и сходил на середине дистанции, спалив двигатель, то Кулх спокойно ехал на каком-нибудь 5-м месте и не напрягался т.к. знал, что двигатель не справится. На прошедшем же ГП было видно, что тачка Вилок гораздо круче "прошлогоднего запорожца" Маков, и надо было только пропустить Жене и двигаться в спокойном темпе, но на позицию ниже, Кулх же, увидев болид Жене в зеркалах, страшно шугается и давит на газ что есть силы. Итог - через полкруга такого темпа двигатель Кулха делает "опаньки" и тот остается ни с чем.

↑ вернуться ↑



Вопросы и ответы.

Ответы читателей на вопросы AlexUZ'а.

1. Чем Вам запомнились ГП США прошлых лет?

Rygoravich.
В 2000-ом я, увы, не смотрел, а вот следующий очень запомнился. Во-первых, великолепным пилотированием в исполнении Монтойи - эх, не подвела бы техника, было бы две победы в дебютном сезоне, :) а, во-вторых, - последней победой Мики. Я не очень-то любил последнего, но все же отдавал ему должное... Ну а о прошлогоднем помню только финишный казус. Наверное, мы никогда и не узнаем правды - добровольно или случайно ШумМи пропустил Барика.

Ilya Wolf
Запомнилось многое - и возведение трассы ударными темпами; и то, что максимальная скорость на трассе была намного ниже расчетной из-за медленных поворотов; и беспрецедентная борьба Миши и Мики, когда они обещали устроить на трассе борьбу в стиле сумо; и перемещение всей стартовой решетки назад на один ряд по требованию Миши (из-за легендарного ряда кирпичей - именно на нем Мика пожелал порбуксовать немцу при старте); и тяжелое ожидание - будет ли ГП после трагедии 11 сентября...

Victogan.
Гран-при США проводились крайне нерегулярно. До 3-х Гран-при в сезон в 80-х и практически полное отсутствие Ф-1 в США в 90-х. Из всех гонок проведенных в США мне запомнился Гран-при США в Финиксе 1990 года. Minardi стартовала со 2-й позиции (!), BMS Dallara с 4-й. Гонка подарила великолепную дуэль Айртона Сенны на McLaren и Жана Алези на Tyrrell.

Гонки же в Индианаполисе пока ничего интересного не показали, во многом "благодаря" трассе.

Indy Aazmanidius.
Без сомнения самым ярким моментом является 1984 год, девятый этап чемпионата, проходящий в Далласе на временной трассе, проложенной по улицам города. Первый поул Мэнселла, лидирование большую часть гонки. За три круга до финиша - отказ коробки. Найджел показал поистине громадную силу духа - после того как его болид остановился, не доехов до финишной черты несколько метров, Найджел вылез из кокпита и продолжил толкать болид до финишной черты. Не дотолкал. Потерял сознание - жара, нервы... Сейчас такого не увидишь - кто будет толкать болид до финиша, чтоб сократить в итоге отставание от лидера с трех до двух кругов? Да никто. К сожалению, я этот гран-при не видел полностью, информация была подчерпнута из видеороликов и статей. А Индианаполис - тут, безусловно, прошлогодний финиш болидов Феррари. Моральный аспект такого финиша оставляю без комментариев - у каждого есть на этот счет своя точка зрения.

Flasher.
Смотрю гонки Формулы-1 с лета 2000 года. Та половинка сезона-2000, чуть больше, что я застал, в памяти особо не сохранилась. Думаю, сами понимаете, почему. У всех так должно было быть, просто мало я в этом понимал. Помню только на эмоциональном уровне, какая плотная борьба была почти до самого конца.

Зато два следующих Гран-При США помню отлично, каждый по своей причине. В 2001 году это была последняя победа Мики Хаккинена. До сих пор лежит у меня эта кассета, раньше пересматривал, когда было время. Также это 200-я гонка для Жана Алези, так что этап получился исторический. А борьба Кими на Sauber с Трулли и Хайдфельдом, когда три машины неслись бок о бок по прямой, была просто великолепна. Очень это напоминало гонки прежнего CART и нынешнего IRL, болиды которых на овалах летят колесо в колесо.

Зато следующий американский этап оставил неприятный осадок. Издевательская пародия на CART-овские и IRL-овские финиши в исполнении Шумахера и попавшего на его удочку Баррикелло мне неприятна. Если смотреть на протокол, можно подумать, что две Ferrari до самого конца решали между собой судьбу победы, хотя это было далеко не так. Ладно бы это случилось на другой трассе, но устраивать подобное в Индианаполисе, легендарном автодроме, святыне автоспорта... Я воспринимаю это только как насмешку и пренебрежение к американскому автоспорту. Поймите меня правильно, я не возвеличиваю США. Наоборот, меня очень многое там не устраивает. Но их автоспорт ни с чем не сравним, у него особенная прелесть.

Ирина.
Самое запомнившееся - горящий мотор Мики Хаккинена на первом ГП США. И как после этого считают, что их машина подходит лучше остальных к трассе? Ведь с возгоранием двигателей у них хронические проблемы. Из года в год.

2. Как Вы считаете, стали ли шины "Мишлен" хуже от того, что стали уже?

Rygoravich.
Безусловно. Элементарная физика - износ покрышек обратно Пропорционален площади поверхности контакта (т.е. при одинаковом диаметре и Давлении воздуха в шинах - ширине покрышки). Аэродинамически узкие покрышки выгоднее, но, поскольку вся аэродинамика болидов, использующих Мишлен, была спроектирована с расчетом на использование широких шин (в отличие от Феррари), она может работать даже менее эффективно, чем с широкими...

Готов признать, что французы с честью выпутались из этой ситуации (не буду утверждать то же про Бриджстоун-Феррари-ФИА), но против физики не попрешь.

Ilya Wolf
Шины, возможно, стали немного хуже, но большее значение имеет тот факт, что конструкция болидов, их аэродинамика, настройки соответствуют чуть-чуть другим шинам. И поэтому поведение болида немного другое, непривычное - и тормозить перед виражами надо в другом месте, и траектории прохождения поворотов меняются. А чтобы привыкнуть к этому, надо достаточно долго ездить на тестах.

Victogan.
По-моему, силы сравнялись. Значит, шины стали хуже. Но это, скорее всего, мы узнаем после ГП США.

Indy Aazmanidius.
Шины - нет. А вот клиенты Бриджстоун на ГП Монцы получили некоторое преимущество над Мишленовскими. И дело не в свойствах резины как таковой, а в подвеске. В то время пока клиенты Бриджстоун накануне ГП Италии испытывали различные новые хахаряшки ;-) мишленовцам пришлось работать над тестированием новой резины и переделывать подвеску. Сегодня вычитал, что Мишлены ответили Бриджам своим "вотумом недоверия" Цитирую:

"Главный упрек в адрес Bridgestone заключается в том, что якобы компания периодически использует различные смеси резины для передних и задних покрышек соответственно, что запрещено регламентом. Как сообщается, подозрения в адрес японцев появились еще во время Гран-При Монако. Специалисты Michelin обратили внимание на этот интересный факт во время тестов в Монце перед Гран-При Италии, когда передние покрышки соперников изнашивались гораздо больше, чем задние, хотя на высокоскоростной трассе именно на задние покрышки приходится самая большая нагрузка. После пятничной квалификации Гран-При Италии FIA изъяла по левой передней и правой задней покрышке от болидов Ferrari и Williams. Результат анализа смесей резины следует ожидать в самое ближайшее время."

Как говорится, вы нам в морду, а мы вам - сервиз. Вот если эта информация подтвердится, Бриджам придется попотеть, чтобы отвертеться. Хотя, имхо, просто зарабатывают себе очки на "пиаре". В Бриджстоуне сидят не такие глупые люди, чтоб позволить себе такое явное нарушение регламента.

Flasher.
Давайте подождем окончания американского этапа. Пока что я так не думаю. Все знали, что Ferrari будет сильна в Монце, однако она оказалась не настолько быстра там, как думал лично я. Ведь скорость Williams практически не уступала болидам "алых". Ferrari переиграла конкурентов только благодаря более правильному развороту антикрыльев. В том же Сильверстоуне Баррикелло был явно намного быстрее всех. Так что успех итальянской команды на своей родине был не таким и крупным. Думаю, дело не в шинах.

Игорь.
Мне кажется, сейчас еще рано судить о том, стали шины хуже или нет. Это может проясниться только после нескольких гонок на разных автодромах. Но при этом можно сказать, что к радости всех болельщиков F1 шины "Мишлен" остались конкурентоспособными, а если и стали хуже, то все-таки не очень намного.

3. Не кажется ли Вам, что пилоты "Заубера" выполняют заказ "Феррари", искусственно тормозя претендентов на чемпионский титул (Монтойя - Френтцен, Монца-03) при обгоне на круг?

Rygoravich.
Одного прецедента вряд ли достаточно для таких громких обвинений... Но лично мне, как болельщику Хуана, поведение Ханса-Харольда очень не понравилось...

Ilya Wolf
Не кажется. Как говорят православные священники - "Если кажется, надо креститься". Я просто уверен в этом. Ведь Заубер зависит от Феррари, как человек в реанимации от искусственного сердца/легких/etc. Достаточно поменять настройки мотора, и Заубер будет пропускать болиды Минарди на круг. И не на один. А поскольку обслуживанием моторов занимаются инженеры из Маранелло, то сделать это - пара пустяков. И Петер Заубер прекрасно это понимает.

Victogan.
Не кажется. Кто внимательно смотрел гонку в Италии, мог приметить что Х.-Х. Френтцен был на редкость неуступчив со всеми.

Indy Aazmanidius.
Знаешь, иногда такие сомнения возникают. И не только у меня. Даже если Лука М. и Петер З. об чем то и договорились, сомневаюсь что мы об этом когда-то узнаем, разве что лет через 10-20 из мемуаров Френтцена или Хайдфельда. Есть, конечно, повод согласиться с данной версией, вспомним хотя бы желание Заубера перейти на Мишлен и благодаря кому это не вышло. Но так и до паранойи недалеко, можно в этом случае под другим углом рассмотреть отказ Ральфа от участия в ГП Италии - Договорился с братаном, чтоб у него был лишний шанс в чемпионате, особенно - у команды Феррари, Жене ведь похуже Ральфа выступит. Вот и договорились по-братски. Понятное дело, я как обычно перегибаю, но, согласись, в определенной мере и с Заубером такие мысли на перегиб тянут. Так что, имхо, сомнительно это все.

Flasher.
Пару выпусков назад я именно об этом и писал. Винить ни Френтцена, ни Петера Заубера я не буду, слишком они хорошие люди. Но им приходится играть по этим правилам, чтобы оставаться на определенном уровне конкурентоспособности. Если Ferrari прогневается и расторгнет с ними контракт, а тот же Mercedes будет к этому не готов, то швейцарской команде придется туго.

Игорь.
Я думаю, что независимо от того, есть или нет "заказ", пилоты "Заубера" не будут помогать "Вильямсу". И мешать, по крайней мере явно, тоже не будут. Иначе их дисквалифицируют. Но почему-то все чаще мне вспоминаются сезоны, когда пилоты конца пелетона договаривались вообще не вмешиваться в борьбу лидеров и практически останавливались, пропуская их на круг.

Вопросы к читателям.

Sarik
Где в Интернете можно найти информацию о мощности болида и технических характеристиках двигателей? Я искал, но конкретной информации не нашел.

Ваши мнения и впечатления от ГП США?

↑ вернуться ↑



Rygoravich. "Хотите ли Вы побед М.Шумахера"?

Пришло время подвести итог опросу, объявленному в конференции, а также в выпуске 52 рассылки. Напомню, вопрос звучал так:

"Хотите ли вы побед Михаэля Шумахера? При ответе прошу НЕ учитывать вероятность этих побед - только ваше желание". :)

Итак, было получено 7 писем от участников конференции (шесть в Общую конференцию и одно - в мой ящик) и 12 писем после выхода номера 52. Добавлю к первым семи мое мнение, т.к. я тоже являюсь участником конференции, хотя и не писал ответ открыто. Если кому интересно, мой ответ - нет.

Ответ

Все письма

Участники конференции

Подписчики

ДА

9

1

8

НЕТ

10

6

4

НЕ УВЕРЕН

1

1

0

всего

20

8

12

Общий вывод: Михаэль Шумахер по-прежнему остается самым популярным артистом всеми нами любимого "Большого Цирка", т.к. почти половина опрошенных ответила положительно.

Бросается также в глаза большое различие в результатах между участниками конференции и остальными подписчиками. Только вот как его объяснить, увы, не знаю... Может у кого есть идеи?

Также было отмечено некоторое количество писем (3, в результате причислены к положительному ответу) с условно-положительным ответом, т.е. многие болельщики Шумахера-старшего хотят его побед в ограниченном количестве, дабы не рассеивался дух борьбы. Немногие хотят повторения прошлого сезона...

↑ вернуться ↑



Изверг Ааз. "Средний класс".

Как утверждают знающие люди, в России пресловутый "средний класс" отсутствует. Отсюда, мол, и проистекает большинство бед нашего общества. Что не удивительно, когда есть соперники Билли Гейтса в списке журнала "Форбс" и все остальные. Эти "остальные", по европейским меркам, находятся за чертой бедности. В "Формуле-1" наблюдается похожая тенденция. Как глянешь на список участников, то либо топ-команды, либо "Минарди". Кто-то может возразить, что те же "Ягуар", "БАР" и "Тойота" к грандам ну никак не относятся. Но следует помнить, что это все – заводские команды, их бюджет уступает бюджету "Феррари" и "МакЛарену" гораздо меньше, чем их болиды – на трассах. Из тех, кого можно назвать середняками современной "Формулы-1" это лишь "Джордан" и "Заубер". А ведь еще не так давно были "Тиррелл", "Лижье"/"Прост", "Эрроуз" и прочие. Пресловутый "кто-то" опять может умничать и заявлять, что такова тенденция современного спорта вообще и автогонок в частности. Но средний класс для спорта необходим также как для экономически здорового общества. Именно в командах-середняках находили себе место молодые, но неопытные пилоты, либо опытные, но проводящие последние годы в гонках, ветераны. Ведь и футбол, где есть клубы только уровня "Манчестер Юнайтеда", "Реала" или "Баварии" не был бы игрой миллионов. Не каждого же зовут Зидан или хотя бы ван Нистелрой. Нужны и всяческие "Ураланы" и "Алании", где могут играть хорошие, но не гениальные игроки. Опять же, данный тезис в отношении "Формулы-1" может вызвать споры. Ведь топ-команды сейчас тоже весьма плодотворно занимаются селекцией. "МакЛарен" открыл Хайдфельда, "Уильямс" Жункейру (который сейчас претендует на чемпионский титул серии CART), Баттона и Монтою, в активе "Рено" значится Алонсо, а "Феррари" не упускает из вида Массу. Но дело как раз в том, что этим пилотам очень трудно сесть за руль по-настоящему хорошей машины. Тот же Хайдфельд, побывав в "Просте" и "Заубере", так и не стал пилотом "Серебряных стрел", Жункейра спорит за североамериканский титул с Трейси, потому что места в "Ф-1" ему не нашлось, Алонсо год провел тестером, ожидая, когда освободится место в "Рено", в похожей ситуации сейчас находится и Масса. С другой стороны, без места на будущий сезон могут остаться такие опытные пилоты как Френтцен и Чемпион мира 1997 года Жак Вильнев.

Я не берусь даже подражать Экклстоуну, и призывать топ-команды делится прибылью с "не-топами". Данные коммунистические лозунги в отношении развитых капиталистических предприятий звучат, по меньшей мере, странно. Увеличить число производителей шасси сейчас маловероятно. Более того, если дела "Джордана" и "Минарди" не пойдут на лад (а пока не видно, за счет чего это может произойти), то пелотон рискует лишиться еще двух команд. На мой взгляд, есть два пути предотвращения перерождения "Ф-1" в гонку малого количества заводских "конюшен". Предложение первое. То, что сейчас существует аж 10 производителей шасси, по меньшей мере, странно. В те же шестидесятые годы машины, выходившие на старт, были производства "Лотоса", "Феррари", "Брэбэма", "Купера", "БРМ". И были еще эпизодически выступающие частники на собственных машинах. А ведь технология производства болидов за последние сорок лет не упростилась. Я даже осмелюсь сказать, немного усложнилась. Между тем, в те легендарные времена количество участников было не меньшим, чем сейчас. Помимо заводских "Лотосов" и "Брэбэмов" были также частные команды, выступающие на известных шасси. Конечно, реальное соперничество в борьбе за титул частники составить не могли. Но ведь была и известная команда Роба Уокера, чьи пилоты побеждали в Гран При. А тот факт, что, лишившись места в топ-команде, пилот мог пилотировать почти такой же болид за незаводскую "конюшню" можно считать положительным явлением. Нынешний регламент запрещает командам использовать шасси чужого производства. Хотя в отношении двигателей подобного запрета не только нет, но руководство ФИА активно добивается того, чтобы автоконцерны сотрудничали хотя бы с двумя командами. Да и стоит вспомнить слухи, что "Феррари" вместе со своим мотором и своей волей поставляет в "Заубер" еще и элементы задней подвески. И если бы, спустя десятилетия, вновь появились ба "частники" использующие, допустим, болид "МакЛарена" годичной давности, то интересной борьбы на трассе наверняка прибавилось бы. Еще одним преимуществом будет то, что командам-частникам не придется содержать штат в пару сотен человек для проектировки и создания болида. Достаточно будет бригады механиков человек в 50 для обслуживания болидов во время гонки. Во многом такая идея выглядит утопически. Наверняка Рон Деннис и его коллеги из других команд не горят желанием поставлять свою технику (пусть и старую, пусть и за деньги) на сторону.

Поэтому есть и второе предложение. Эта идея была озвучена пару лет назад, когда боссы "Формулы-1" горели желанием поменять хоть что-нибудь в регламенте соревнований. Я говорю об идее трех пилотов. Количество участников перевалит за 20, больше пилотов будут находиться в равных условиях. Тогда на хорошей технике смогли бы выступать и молодые Масса с Хайдфельдом и опытные Вильнев с Френтценом. Хорошей иллюстрацией выглядит появление Марка Жене на Гран-При Италии в составе "Уильямса".

Средний класс не возникает сразу и из ниоткуда. Для этого нужен ряд условий. Если условия (в данном случае удешевление содержания заводской команды) не удается создать, то требуется искать другие выходы из создавшейся ситуации. Частники или третьи пилоты выглядят не самыми плохими вариантами.

23 сентября 54-го ЧМ Ф-1.

↑ вернуться ↑



"Круг по трассе Индианаполис с Кими Райкконеном".

Гонщик McLaren Mercedes Кими Райкконен взял нас с собой, чтобы совершить круг по трассе Индианаполис за рулем его машины Ф1. Наслаждайтесь поездкой!

"Разогнавшись до 335 км/ч на седьмой передаче, вы пересекаете знаменитый ярд кирпичей на Индианаполис Мотор Спидвей, затем жестко тормозите перед правым поворотом, ведущим к извилистой секции внутри трека.

90-градусный поворот на 90 км/ч на второй передаче, и вы немедленно попадаете в точно такой же левый вираж, который проходится немного быстрее - на 115 км/ч, все еще на второй скорости. Следом за этим трасса плавно извивается вправо, и вы ускоряетесь в четвертом повороте. Вы тормозите примерно с 225 км/ч на пятой до 128 км/ч, чтобы повернуть вправо.

Немного добавив мощности, вы входите в 45-градусный правый поворот на 115 км/ч и второй передаче. Еще один короткий спурт ведет вас к длинному 180-градусному повороту налево, который проходится на скорости 112 км/ч, после чего вы на аналогичной скорости входите в седьмой поворот и попадаете на заднюю прямую.

Утопив педаль газа в пол, вы развиваете 290 км/ч на седьмой передаче, чтобы затем сбросить скорость до 120 км/ч и третьей передачи и войти в восьмой поворот, представляющий собой 90-градусный изгиб влево. Немедленно следует S-образная связка девятого и десятого поворотов. Девятый поворот направо проходится на 75 км/ч и первой передаче, после чего скорость возрастает до 90 км/ч и второй передачи, и вы входите в десятый левый поворот. На выходя немедля нажимаете на газ, чтобы разогнаться по короткой прямой, ведущей к последнему виражу извилистой секции, достигаете 200 км/ч, тормозите до 130 км/ч и входите в правый поворот.

Пока вы разгоняетесь, трасса начинает изгибаться вправо, и вы входите в овал. Быстро переключая передачи, вы жестко ускоряетесь и проходите двенадцатый и тринадцатый повороты, проезжая мимо въезда на пит-лейн. Двенадцатый поворот проходится на 250 км/ч, и к тому времени, как вы достигаете тринадцатого поворота, ваша скорость уже 305 км/ч на высшей передаче. Потом вы начинаете новый круг".

Перевод: Flasher.

↑ вернуться ↑



Интересные ссылки.

Эти две ссылки предоставил нам наш автор, - RomB:

www.montoya.ru - Прекрасный сайт "формульной" тематики с массой самой разнообразной и полезной информации из мира Ф1, интересными новостными обзорами, быстрой загрузкой и стильным оформлением. Особенно богат он, как вы уже, друзья, поняли, материалами из жизни претендента на звание ЧМ этого года Хуана-Пабло Монтои. Вообще же, на этом сайте Вы сможете найти практически все интересующие вас материалы. Огромным достоинством сайта является также его постоянное обновление и наличие всех необходимых он-лайн-сервисов. Этот сайт достоин занесения в "Избранное" Вашего Эксплорера. Рекомендую посетить.

www.andrioworld.narod.ru - Отменный сайт, основное внимание которого уделено "Скудерии Феррари" и Михаэлю Шумахеру. Но и остальным сферам Ф1 уделено немалое место. Огромным достоинством сайта является наличие интересной новостной службы, отличная историческая подборка материалов. Рекомендую к посещению и добавлению в "Избранное" как сам сайт, так и его соответствующие разделы.

Эту ссылку на интересную статью предоставил нам Ilya Wolf:

Увидел в новостях очень любопытное сообщение - Мишлен обвиняет Бриджей в нарушении регламента (химический состав резины передних и задних шин различный, а так делать нельзя). Если это верно, то разборки в зале суда будут не менее жаркие, чем борьба Миши и Мони на первом круге Монцы'03.

↑ вернуться ↑



Фан-Клуб.

С большим удовольствием представляю вам, друзья, нашего нового коллегу по увлечению:

Имя: Сарвар.
Ник: Sarik.
Возраст: 1982 г.р.
E - mail: kimif1@mail.ru.
Координаты: Ташкент, Узбекистан.
Первый ГП: Бразилии - 2003.
Любимая команда: McLaren.
Любимые пилоты: Райкконен
Антипатии: Ferrari, Williams, Братья Шумахеры, Монтоя.

↑ вернуться ↑



Найджел Роубак. "Детройтские аварии". ГП США-85.
Detroit Grand Prix. World Championship (round 6).

Это просто смешно, что ГП Детройта стал лишь четвертой победой в карьере Кеке. И ни одна из них не объяснялась везением. Вспомните разгром Renault в Дижоне, унижение соперников в Монако, борьбу с собственной машиной в Далласе. А теперь вот это. Сенна выиграл поул, как обычно, но Росберг со старта удержался за ним и когда Lotus уехал за новой резиной, Williams-Honda соперников более не имел. Даже пит-стоп для прочистки забитого радиатора не подверг позицию Кеке серьезной угрозе, хотя Йоханссон и постарался защитить честь Ferrari.

Поговорить в Детройте можно было о многом: о Брандле и Беллофе, о Мэнселле, о тормозах, о мусоре, о временами отвратительной работе маршалов и о крошащемся покрытии. Но все же королем заголовков был Росберг и его Williams-Honda.

Квалификация.
"Как так получилось, что этот город дороже Нью-Йорка?" - спросил я американского коллегу. "Мой номер стоит больше сотни зеленых в сутки..."
"Запомни, ради развлечения в Детройт не приезжает никто", - ответил он. "Во время Гран При это, конечно, не так, но в любое другое время люди сюда приезжают по делам. На командировочные. Поэтому с них можно запрашивать сколько угодно и все так и делают".

Занятный городишко. В основном он состоит из немолодых строений, но над ними всеми белым слоном громоздится недавно построенный Центр Возрождения, вокруг которого, собственно, и проводится гонка. Эти строки я пишу в номере на 22 этаже с видом на катера, плывущие по реке Детройт и на далекий берег Канады. На переднем плане находятся городские улицы, на которых TransAm отделен от обычного движения всего лишь металлической оградой. А посередине - ужасный Центр.

Следует сказать, что этот этап становится привычным. Это был четвертый Гран-При Детройта и по американским меркам данное мероприятие уже имеет свою историю. Причем уже гораздо более долгую, чем Вегас и Даллас. Кто-то сказал на вечеринке, организованной Ford'ом: "Это отличное место для деловых людей..." Ааа, теперь понимаю. Я помню, как мы лишились Уоткинс-Глена, изумительного трека, но столь неподходящего места для Главных Помощников и Помощников Главных. На секунду я подумал, что мы хотели, чтобы в чудесном мире Гран При Америка добилась успехов, но... Пустяки. Потягивайте свой Мартини и воображайте, что скорости высоки.

Кстати, очень может быть, что это был последний Большой Приз Детройта, проведенный на этой трассе, потому что гонка неизбежно парализует город на три дня и даже больше, в точности как в Монте-Карло. В течение определенного времени ведутся разговоры о строительстве нового автодрома на близлежащем Белл-Айленде и большинство гонщиков эту идею приветствуют.

"Все что угодно, - сказал Ален Прост, - ВСЕ ЧТО УГОДНО, только не это".
"А что тебе здесь не нравится?" - спросил я.
"Все. Трек медленный и скучный, мастерством на нем не блеснешь. И при всем при том, он еще и опасен, потому что все повороты слепые, а персонал здесь флагами махать не умеет". Это было сказано до начала заездов, до того как у McLaren'а отказали тормоза и Ален в аварии повредил запястье.

Квалификационные времена в этом году возросли в основном из-за того, что суровая зима не прошла для асфальта бесследно. "Кочки с прошлого раза стали гораздо хуже," - сообщил Айртон Сенна. "Знаете, нельзя сказать, чтобы конфигурация кольца мне совсем не нравилась, но как можно оставаться спокойным в тот момент, когда в коридоре между бетонными блоками у вас на пятой передаче проскальзывают колеса?" Его легко можно было понять. "Завтра, конечно, секунды будут быстрее, - добавил Айртон. - На таких дорожках как эта, главное - это ее немного прикатать. Завтра все будет хорошо".

Но завтра было как угодно, только не хорошо. После пятничной жары, налетели яростные ветра и иногда шел дождь. Утром из боксов отважились выехать только тринадцать гонщиков, и уже к обеду стало ясно - стартовую решетку пилоты оформили в пятницу. И в самом деле, за всю вторую квалификацию на кольце отметились только семь машин. Возможно, если бы прогноз погоды предвещал осадки, то команды подошли бы к этой сессии с большим энтузиазмом, но по всему ожидалось ее улучшение.

Как и в Монреале мнения по поводу выбора шин разделились. Большинство спортсменов в конце концов решило, что наилучшим вариантом является комплект мягкой гоночной резины, так как он давал больше времени на поиск чистого круга. "Во второй сессии квалификационные шины я использовать не буду, - сказал Стефан Йоханссон. - Жаль, что я их использовал сегодня". Таким образом, все оказалось решено в один-единственный день тренировок. Во главе протокола стояло имя Сенны. Он еще во время утренней тренировки был более чем на полсекунды быстрее всех, а днем потряс соперников своим невероятным временем - 1.42,051. Оно было показано в начале сессии и в тот момент никто не мог к нему и близко подобраться.

Ближе к концу отведенного на квалификацию времени Айртон снова забрался в свой 97Т и сидел там, не одевая шлем, глядя на монитор, следя, чтобы кто-нибудь не приблизился к его результату, не говоря уже о том, чтобы его перекрыть. Весьма величественное положение, сразу оживившее воспоминания о Ронни и Марио, о последнем периоде взлета черно-золотых машин. Чисто случайно мистер Андретти присутствовал в Детройте. Он приехал посмотреть на гонку своего младшего сына, Джеффа, в серии Super Vee и немало времени проводил в гараже Lotus'а. Незадолго до конца Найджел Мэнселл, всегда блистающий на таких "акробатических" трассах, сумел заставить Williams-Honda работать и, проехав круг в пределах полутора секунд от Сенны, составил ему ближайшую конкуренцию. Айртон немедленно выехал на дорожку и зафиксировал еще один круг, который мог бы принести ему поул, хотя и не такой быстрый как первый.

"По сравнению с сегодняшним утром мотор вел себя гораздо лучше, - сказал он. - Тогда он мне не понравился, но сейчас он и мощнее, и приемистей. Во время первой попытки я отыскал свободный круг и все было нормально. Во второй раз мне тоже никто не помешал, но я сам не смог проехать хорошо..."

Не смог проехать хорошо! Это он о круге, с которым мог бы занять первое место на старте! Личные стандарты Сенны высоки. К своим словам он добавил, что да, ему кажется, что на выходе из правого поворота после боксов он зацепил барьер: "Мне нужна была вся ширина полотна, понимаете?"

Так что поул-позишн пятый раз в этом сезоне достался Lotus'у, и четыре из них завоевал Сенна. В Детройте Элио де Анжелис был очень далеко от своего напарника, но тому были серьезные причины. Из-за столкновения с Патриком Тамбэ во время утренней тренировки квалифицироваться он был вынужден на запаске, что было очень неприятно, потому что машина находилась в гоночной настройке и на ней стоял двигатель EF15. Для условий гонки он предпочтительнее, потому что у него лучшая приемистость и меньший аппетит, но зато он не осиливает такого квалификационного наддува как старый EF4B.

"Дело, во-первых, в этом, но главное, что ти-кар просто ужасно вел себя на неровностях - дважды я "пролетал" в переключениях" - рассказывал де Анжелис.

Винить Тамбэ в утреннем инциденте Элио не стал: "Я шел на пятой в квалификационных шинах и готовился войти в левый поворот, и тут Патрик срезал меня. Но он был ни при чем. Он шел медленно, разогревая резину, а предупреждающих флагов ему никто не показывал".

Из двух машин наиболее серьезно пострадал Lotus - левый угол был уничтожен. Монокок тоже был поврежден, и сперва команда решила отправить его на списание, но к 4:30 утра в субботу многострадальные механики вернули ему боеспособность. Во второй день де Анжелис без сомнения намного улучшился бы, но силы природные имели другие планы. Стартовал он восьмым.

В Канаде Lotus'ы оккупировали весь первый ряд, а в Детройте рядом с Сенной стоял Мэнселл, в очередной раз блеснувший на трассе в коридоре из бетона. Как и бразилец, свой лучший круг Найджел проехал на Гудьирах "С". "Я думаю, что при условии чистого и безукоризненно пройденного круга квалификационные шины могди бы дать преимущество, но я проехать такого круга не смог. Я воткнулся носом в отработанные покрышки. Удар был довольно сильный и я удивлен, что серьезных повреждений автомобиль не получил.

Начинал-то я заезд на "С", и после аварии их поставили обратно. Свой лучший круг я прошел как раз на них. Я доволен. И у меня, и у Кеке стоят новые моторы и, по-моему, нет никаких сомнений, что Honda сделали огромный шаг вперед. Я жду не дождусь когда мы приедем на быстрые автодромы". На медленных у него вроде как тоже неплохо выходит.

Росберг, как и в Монреале, сделал выбор в пользу двух комплектов квалификационных шин и таким образом был очень ограничен в количестве кругов. Лучшее время он показал во время первого выезда, потому что во время второго ему не повезло и он наехал на обломки от аварии Герхарда Бергера. Кеке, который тоже терпеть не может эту трассу, квалифицировался пятым. Монреальский триумфатор был третьим и вполне доволен собой. "Я думаю, что в гонке мы себя хорошо покажем, лучше чем в тренировках. Сегодня я чувствовал, что автомобилю не хватает устойчивости и он плохо переносит кочки. Но с полным баком все о'кей".

Товарищ Микеле Альборето по Ferrari, Стефан Йоханссон, был гораздо менее удовлетворен своим шасси. "Мне ужасно не хватало тяги, у меня с ней гораздо хуже, чем у Микеле. На выходе из поворотов он уезжал от меня как от стоячего. Кроме того, в среднескоростных поворотах меня мучила недостаточная поворачиваемость, потому что мы излишне ослабили стабилизатор поперечной устойчивости. Правда, во второй день мы обычно добиваемся значительного прогресса". Но этот прогресс, конечно, не состоялся и стартовым местом шведа осталось девятое.

Для Алена Проста уик-энд начался отвратительно. Спустя 15 минут после начала утренней тренировки его McLaren потерял задние тормоза и въехал в обложенный шинами отбойник. "Вся жидкость вытекла без остатка. Мне повезло, что стена была защищена шинами. Никаких серьезных повреждений машина не получила, но руль вырвался у меня из рук и я ушиб запястье".

Пройдя обследование у Вилли Дунгля, Ален пересел в ти-кар, но оказалось, что у него выскакивают четвертая и пятая передачи (кстати, машина Лауды страдала тем же самым). К началу официальных заездов его рейсер был восстановлен и Прост, чья рука была замотана в эластичные бинты и сильно болела, удивил всех, показав 4 время.

"Беда была в том, что именно этой рукой я переключаю передачи. Я использовал по одному комплекту квалификационных шин и Гудьиров "С". В первом случае все прошло нормально: один медленный круг и один быстрый, но на гоночной резине приходится проезжать несколько быстрых кругов подряд и в конце этой серии моя рука сильно болела. Сегодня я ее еще просто заматываю, но в воскресенье, возможно, мне понадобится укол новокаина. Посмотрим". Ален был единственным гонщиком, кому выходной в субботу пришелся весьма кстати. Его стартовой позиции никто не угрожал, а руке становилось все лучше и лучше. И все-таки 63 круга это не шутка.

Лауда, наоборот, предпочел бы, чтобы в субботу было сухо, потому что в пятницу он показал только 12 время. Утром у него сломалась коробка, застряв на 4 и 5 передачах, а во время официальной сессии она постоянно выпадала из пятой передачи, а это на подобном этому треке весьма и весьма нежелательно.

В пятницу утром у Дерека Уорвика поломалась корончатая шестерня, я заодно и ведущая, зато днем пилот Renault показал шестое время, и ожидал гонку с осторожным оптимизмом. "В этом году здесь неровно до безобразия, но машина ведет себя в общем-то неплохо. Правда, то же самое я говорил и после тренировок в Канаде".

А вот Тамбэ вторая квалификация была жизненно необходима. После столкновения с де Анжелисом ему пришлось пересесть в запасной RE60. "На нем стоял мотор EF15, который в квалификации не очень-то эффективен. Это мотор для гонки и мне необходимо было обращаться с ним поаккуратнее..."

Он показал всего лишь 15-й результат и на следующий день, конечно,поднялся бы выше. "Для меня это кольцо худшее место в году. У него нет своего характера, а, кроме того, мне совсем не нравится вытрясать из себя внутренности на этих кочках. Чувствуешь себя точно так же как в последний год граунд-эффекта. Мне жаль жителей Детройта, потому что они изо всех сил стараются сделать первоклассное шоу и я понимаю, что мы должны приезжать сюда - это Детройт, это важный город, но трасса не соответствует никаким требованиям".

Эдди Чивер снова был лучшим пилотом Alfa - седьмым. "Этот трек мне нравится не больше, чем остальным, но у меня здесь всегда неплохо выходит. Машина сейчас на самом деле хороша, никаких сомнений. Вот если бы она только всю гонку продержалась..."

В субботу условия были ужасными, по всей прямой вдоль боксов стояли лужи, так что не стоит удивляться, что быстрее всех утром был Эдди, причем на целых две секунды. По мокроте он просто великолепен. Смотреть на зеленый автомобиль летящий по прямой на скорости свыше 140 миль/ч - это что-то. Правда, даже Чивер не хотел дождевой гонки: "Дренаж здесь отсутствует как таковой". Риккардо Патрезе отстал от него больше чем на две секунды и показал 14-е время, причиной чего во многом послужило его утреннее столкновение с Arrows'ом Герхарда Бергера. Болид австрийца отбросило от стены и Риккардо задел его. Ущерб обеим машинам был нанесен незначительный, но со второй попытки Бергер своего добился - разобрав хвостовую часть своего шасси. Сам Герхард чувствовал себя не вполне хорошо, но медицинский осмотр не выявил никаких травм.

Впрочем, злосчастный Arrows впереди ждали еще большие испытания. Его, подцепив крюком, подобрал транспортер. Переусердствовав в своем стремлении как можно быстрее доставить разбитый A8 в боксы, водитель грузовика слишком быстро вошел в поворот из-за чего Arrows ударился о стену и сорвался с крюка. Хотя удар о землю был достаточно тяжел, и машину сперва собирались списать, к субботе она была восстановлена. Бергер, так и не зафиксировавший никакого времени, храбро выехал под дождь и сумел опередить Чивера в борьбе за лучшее время в дневной сессии. Для Джекки Оливера этот день был просто ужасным: на основной машине Тьерри Бутсена "полетела" электрика и ему пришлось использовать ти-кар. Бутсен квалифицировался 21-м, Бергер 24-м. 10-м и 11-м были Brabham-BMW Нельсона Пике и Марка Зурера, причем на мокрый трек выезжал только Зурер. В Детройте Нельсон был чуть-чуть счастливее: "В общем-то, машина неплохо сбалансирована, но у нас нет ни устойчивости, на тяги. Гоночные шины вроде бы ничего. Может быть, гонка пройдет о'кей..."

Просто для сравнения: в этом году он показал время 1.45,194. Двенадцать месяцев назад за рулем обутого в Мишлены BT53 Пике проехал круг за 1.40,980. Да, конечно, качество асфальта ухудшилось и да, естественно, в этот раз была только одна "сухая" сессия, но может ли это объяснить разницу в четыре с лишним секунды?

Тео Фаби пришлось квалифицироваться на запасном Toleman-Hart, потому что из-за неисправности основного шасси механики меняли у него двигатель. Таким образом, быстрейший, кроме Brabham'ов, автомобиль обутый в Пирелли был 13-м, намного опередив Ligier-Renault. В прошлом году в Детройте Жак Лаффит сумел в квалификации опередить своего партнера по Williams'у (им был Кеке Росберг), а в этот раз он оказался быстрее, чем его напарник в Ligier, Андреа де Чезарис. Оба они сделали весьма занятный выбор шин: впереди квалификационные, а сзади мягкие гоночные! Оба пилота Ligier в тренировках использовали двигатели EF15, так как команда решила некоторую часть чистой мощности принести в жертву ради крутящего момента более новых агрегатов.

Обе пары голубых автомобилей квалифицировались вместе. Мартин Брандл сумел, как и в прошлом году, опередить Беллофа. Под дождь выехал только Беллоф, но для него тренировка закончилась на половине первого круга, когда его DFY внезапно прекратил работать.

После высокого стартового места Манфреда Винкельхока в Монреале, 20-я позиция RAM-Hart разочаровывала, тем более, что его партнер по команде, Филипп Алльо, которого босс команды, Джон Макдональд, бесстрашно выпустил под дождь, был еще на три места дальше, две секунды уступив Osella Пьеркарло Гинцани. После отсутствия результата в пятницу из-за аварии, в субботу Герхард Бергер из Arrows'а откатал много кругов и установил лучшее время дня. А Пьерлуиджи Мартини, которого все тренировки мучили проблемы с электроникой не смог проехать ни одного летучего круга.

Гонка.
Наутро погода стояла изумительная. Субботний дождь и порывы ветра исчезли без следа, и достаточно было взглянуть на полную яхтами реку Детройт, чтобы мысли об ужасном Рен Центре вылетели у вас из головы. Жаль канадцев - для них вид на реку - это неприбранный Мотаун. На утренней тренировке никаких сюрпризов не было, все обычные имена были на обычных местах: темп задавал Сенна, а за ним шли Мэнселл, де Анжелис, Прост, Уорвик, Йоханссон и Альборето. Стоит все же особо отметить 12-е время Мартина Брандла, а также 17-е Лауды. Принято считать, что именно с разогревочной тренировки Чемпион Мира по-настоящему берется за дело, но только не в этот раз.

Также принято считать, что именно в это время делается выбор резины, но в Детройте в воскресенье был один вопрос даже важнее, чем шины. Разумеется, лишь для тех у кого была возможность выбора. В гонке все решат тормоза, но какие выбрать? Угольные или стальные? "При идеальных условиях, - сказал Росберг, - я, конечно, выбрал бы угольные. Но Патрик Хэд рассчитал, что в лучшем случае они продержатся не больше 50 кругов. Так что мы будем использовать сталь".

У Проста дела шли хуже. "Как рука?" - поинтересовался я. "Ничего, - ответил он. - Все еще болит, но новокаин я решил не колоть. Если честно, то я думаю, что рука у меня протянет дольше, чем тормоза - мне придется использовать угольные, потому что других нет. Мы с Ники намучились с ними уже с утра".

На тренировке Сенна и де Анжелис оба использовали сталь, но потом Айртон сказал, что на гонку он хочет угольные. Элио пошел по более консервативному пути.

"Кто "на углях"?" - спросил меня Чивер за 20 минут до старта. "McLaren, Renault, Ferrari, Brabham и Сенна" - ответил я.

"В таком случае даю голову на отсечение - победит Williams. Кеке или Найджел. А может и я... У нас тоже стальные диски.

Приближался час старта. Выбор был сделан. Почти все ведущие Гудьировцы (читай почти все лидеры) остановились на полных комплектах "А", и только Росберг выбрал "В". Tyrrell'ы, конечно, могли использовать "С".

Зеленый свет. Сенна стартовал неплохо, но Мэнселл сорвался с места как пуля и в первый поворот вошел лидером. Однако возглавлять пелетон ему было суждено недолго. На входе в правый Поворот №3 Сенна занырнул внутрь и с видимой легкостью перетормозил Williams. Из моего поля зрения они уехали в следующем порядке: Сенна, Мэнселл, Прост, Росберг, Альборето, Уорвик.

Присутствовали все предпосылки для великой гонки Кеке. Ситуация немного напоминала прошлогоднюю Далласкую. Неизвестных было много: тормоза, шины, само кольцо и всего лишь один день тренировок. В этом виде спорта Росберг умеет импровизировать лучше всех, а на городских кольцах при всей внешней неистовости совершает меньше ошибок, чем остальные. Пусть он не может терпеть этот трек, посмотрим, может быть с этим можно будет что-нибудь сделать.

Еще до конца первого круга он как-то ухитрился пройти Проста и Мэнселла и, поднявшись на второе место, уступал только Сенне. "Где я их обогнал? Ничего не могу сказать - не помню..." Первый круг: Сенна, Росберг, Мэнселл, Прост, Альборето, Уорвик, де Анжелис, Йоханссон, Пике и ... Лауда. За первой десяткой шли Toleman Фаби и два Tyrrell'а, Брандл и Беллоф. Они с самого начала смотрелись хорошо и были вполне способны сдерживать Ligier Жака Лаффита.

В Детройте сходов всегда много, потому что гонка длинна и требует недюжинной выносливости и от техники, и от человека. Для несчастного Гинцани она закончилась меньше, чем через минуту после старта, Питер Чарльз припарковал Osella к отбойникам со сломавшейся подвеской. Следующим сошедшим стал Винкельхок, у которого на пятом круге отказал турбо. Ребята из RAM'а - стойкая банда, но эта новость сразила их наповал. Ведь всю ночь они меняли Манфреду двигатель и после того как на утренней тренировке он работал плохо, были вынуждены повторить процедуру еще раз. И все ради такого... А позже Филипп Алльо предпринял вторую за неделю отчаянную попытку разобрать свой RAM на детали.

За три круга Сенна сумел создать секундный отрыв от Росберга, и оба они уже успели уехать от основной группы. Но больше разница между лидерами не росла, напротив, вскоре Кеке начал накатываться на Lotus. Айртон уже понял, что его выбор шин (полный комплект Гудьиров "А") был ошибкой: "Они вмиг стерлись. Я просто не мог в это поверить".

К концу 7-го круга Williams шел вплотную за Lotus'ом, а в следующий раз первым был уже Росберг. Сенна поехал в боксы, где и получил еще один комплект "А"! Бразилец вернулся в гонку 13-м и быстро начал разбираться со слабачками. Быстро, но все же не настолько как ему хотелось бы: "Я уже знал, что снова пролетел с шинами, но в течение какого-то времени хотел остаться на дорожке".

Росберг смотрелся победителем. К 10-му кругу его отрыв составлял 9 секунд, а ведь вторым шел его партнер по команде, его Гудьиры "В" были в отличной форме, мотор Honda V6 работал хорошо, как он и надеялся, стальные тормоза должны были выдержать всю дистанцию.

Поначалу Прост держался четвертым, в непосредственной близости к лидерам, но почти с самого старта его McLaren подвергался атакам со стороны Ferrari Альборето и в конце концов его обогнал не только Микеле, но еще и де Анжелис и Йоханссон. Его худшие предчувствия по поводу тормозов подтвердились. Неудачи McLaren'а в Детройте продолжаются.

А у Renault неудачи продолжаются везде. После утреннего разогрева Дерек Уорвик был настроен оптимистично, причем вполне оправданно. "Вроде бы все хорошо, как и в квалификации, - улыбнулся он. - Не так как в Монреале. Сегодня, мне кажется, я поборюсь за место на пьедестале". На первых кругах так и казалось, но спустя всего лишь несколько минут за ним собралась уже целая очередь, а его времена на круге возросли. "Что случилось? Просто никаких долбаных тормозов с 10-го круга, а потом сломался вал - как в пятницу..." Его машина остановилась у стены на 19-м круге.

За пару минут до этого имя его напарника уже исчезло с экранов мониторов. Из-за своих неприятностей во время сухой квалификационной сессии Тамбэ стартовал из нижней части стартового поля и еще более ухудшил свое положение, допустив контакт с Brabham'ом Зурера, который тронулся с места очень медленно. Однако позже Патрик собрался и начал пробиваться наверх, пока его Renault еще позволял это делать. Но вскоре угольные тормоза утратили эффективность, и в Повороте №3 на 15-м круге его RE60 развернуло. Левым задним колесом машина задела отбойник и Тамбэ, бросив ее в ближайшем безопасном месте, с багровым от ярости лицом отправился в аэропорт.

Правда кажется Поворот №3 представлял проблему сам по себе, потому что асфальт там начал крошиться, что в последнее время становится непременным условием гонок Гран-При. "Конечно, он раскрошился, - сказал Росберг. - Мы знали, что так будет. Как только мы увидели заплатки из свежего асфальта на старом, нам все стало ясно. Кем бы вы ни были и где бы вы ни жили, за день такие дела не делаются. Хуже всего было в двух местах, но к счастью там выбоины можно было объехать".

Еще одной проблемой был мусор. В воскресенье на главной трибуне зияли обширные пустоты, но те, кто пришли, ели хот-доги и пили пиво за двоих и весь мусор, казалось, перелетал через высокий забор и усыпал дорожку. В конце концов, Поворот №1 превратился в настоящую свалку. Это даже могло повлиять на ход гонки и так чуть не случилось.

Первым пострадавшим стал Нельсон Пике - после дюжины кругов у него начала перегреваться вода. Словно издеваясь над гонщиком, бумажка вылетела из радиатора и после пит-стопа температура воды вернулась к норме. Но с 8-го места он оказался отброшен на 15-е. Используя преимущество в новой резине, он шел наверх.

Если в начале гонки кто и представлял угрозу позиции Росберга, так это Элио де Анжелис, к 11-му кругу вышедший на третье место и несмотря на то, что, как и Сенна, он выбрал резину "А", ехавший очень быстро. Возможно, ему помогла в этом некоторая злость.

"Я очень хорошо стартовал, но в первом повороте Альборето без видимых причин ударил мне передок и я думаю, что это сказалось на состоянии машины. Но затем все наладилось. Я обогнал Уорвика и Альборето и по-настоящему взялся за дело - я даже догонял Кеке!"

На 20-м круге де Анжелис стал вторым, в чем ему немало помог Мэнселл, допустивший разворот. Второй Williams (в Гудьирах "А", конечно) к тому же мучился с тормозами. Найджел смог удержать третье место, но вплотную за ним шел теперь Ferrari Стефана Йоханссона, который за пару кругов до этого сумел опередить лидера своей команды.

На 20-м круге мы также потеряли Проста, чей автомобиль, неспособный остановиться на крошащемся полотне, ударился о выложенную покрышками стену в Повороте №3. Ален, как всегда, был просто счастлив убраться из Детройта как можно скорее. Он оказался прав - укол новокаина ему не потребовался. За 10 кругов до этого наполовину лишившийся тормозов Лауда заехал в боксы и вылез из кокпита.

Однако в этот момент гонки в центре внимания был Брандл. С самого старта он и его партнер по команде, Штефан Беллоф, служили причиной смущения своих "турбомоторных" соперников и шли так близко друг к другу, что Штефан даже оборвал свой носовой обтекатель о Брандловскую коробку передач! И все-таки Мартин производил лучшее впечатление. Он был быстрее и аккуратнее чем Беллоф, который в Повороте №1 постоянно ошибался с траекторией, заезжал широко и, задевая стену, терял скорость.

Позже Брандл сумел довольно далеко уехать от своего напарника и было удивительно приятно наблюдать как он догоняет и проходит своих соперников, в том числе Проста и (на 20-м круге) Альборето! После этого маневра Tyrrell поднялся до 5-го места и немедленно начал настигать Мэнселла и Йоханссона. Мы вспомнили прошлогоднюю гонку. Каким же он финиширует сегодня? На 24-м круге Мэнселл угодил в аварию в Повороте №3, где ж еще? Williams-Honda заскользил и въехал в отбойник, причем удар был довольно сильным. Мэнселл, покачиваясь, выбрался из машины и похромал прочь. Однако при осмотре серьезных повреждений обнаружено не было, ему повезло. После аварии, естественно, были выброшены желтые флаги и на трассу выехал эвакуатор, чтобы забрать разбитый автомобиль. На это потребовалось время, и в процессе Альборето сумел опередить Брандла. "Все было честно, - сказал потом Мартин. - Я думаю, я просто сбросил скорость чуть больше чем он и на разгоне из поворота он меня прошел". Жаль, но больше шанса обогнать Ferrari Брандлу не представилось.

Относительно спокойное продвижение Сенны наверх было прервано на 26-м круге, когда он снова поехал за свежей резиной. В этот раз его обули в "В" и он обнаружил, что поведение машины преобразилось. "Она стала просто превосходной и я начал ускоряться..." И в самом деле начал, вернувшись в гонку не потеряв своего 7-го места, но теперь со значительным отставанием.

Теперь черед неудач пришел его товарищу по Lotus'у. "На этом отрезке гонки мой автомобиль был очень хорош, - сказал де Анжелис, - и я догнал группу из трех машин, последней в которой был Arrows Бергера. Три или четыре раза он блокировал меня. Мне кажется, ему было просто наплевать. Наконец он взял и отдавил мне переднее антикрыло. Я проехал один круг так, а потом поехал в боксы за новым носом. Механики сняли его с ти-кара, а он был настроен под Айртона, который использует меньше крыльев, чем я, поэтому у моего автомобиля появилась ужасная недостаточная поворачиваемость. И теперь я просто хотел добраться до финиша и, может быть, спасти очко-другое".

После пит-стопа Элио стал 9-м и до конца гонки успел подняться до пятого места. После финиша Бергер пришел извиняться. "Ты должен понять, - ответил де Анжелис, - что испортил мне всю ***** гонку..."

К 30-му кругу Росберг лидировал очень уверенно, а за ним шли Йоханссон, Альборето, Брандл, Беллоф, Сенна, Лаффит, Бутсен, де Анжелис и Пике. Однако прекрасному выступлению Брандла вскоре был положен конец. Все еще изо всех сил преследуя Альборето, он догнал, уже в N-цатый раз, Филиппа Алльо. Француз спокойно пропустил Ferrari и по-видимому, решил, что одного взгляда в зеркала будет более, чем достаточно. RAM подрезал Tyrrell, оставив Мартину гораздо меньше пространства чем необходимо. Финиш для обоих.

"Естественно, я в ярости, а как же еще?" - скривился Брандл. "Дело в том, что Детройт - это последнее место в календаре, где Cosworth может быть конкурентоспособен, где наши усилия становятся заметны. Я не знаю, что он делал. По-моему, он меня даже не видел". Теперь успех Tyrrell'а зависел от несколько сумасбродного, хотя и очень быстрого, С.Беллофа, чья скорость от отсутствия носового обтекателя, похоже, ничуть не страдала. Поневоле задумаешься о важности всей этой аэродинамической утвари...

Все глаза, однако, были устремлены на гонщика, преследовавшего его, потому что Айртон Сенна ЛЕТЕЛ! Теперь, когда на шинах марки "В" шасси 97Т вело себя замечательно, бразилец отбирал у впереди идущих по три секунды с круга. Его вождение было изумительно по своей точности, и в то же время он явно шел на пределе. Смотреть на это было редким удовольствием. К 41-му кругу он отставал от Tyrrell'а на девять секунд, на 44-м прошел его и в таком же темпе начал настигать Альборето. Мы начали считать. Успеет ли он догнать оба Ferrari и стать вторым? Или даже первым? 50-й круг: Росберг отправляется в боксы! После некоего коматозного периода ГП Детройта '85 начал бурно развиваться. Что они делают с машиной Кеке? Ааа, шины... Наверное, он рискнул и выбрал резину мягче, чем у остальных... Но на деле все было не так. Росберг был полностью доволен своим комплектом "В", и с ним было все в порядке.

"Я заехал на пит-стоп не за колесами. Я остановился, чтобы у меня вынули мусор из радиаторов - температура воды поднялась до 50оС - но никто, похоже, не собирался этого делать. Я увидел, что механики крепят новые колеса, что, по-моему, было пустой тратой времени. Какой смысл в свежей резине, если из-за перегрева я не буду иметь возможности увеличить мощность? Но в итоге радиаторы все же были прочищены".

Выезжая из боксов, Кеке чуть не пустил землю в складки и таким образом хотя бы разогрел задние шины. Передние же были все еще холодными и в первом повороте Йоханссон шел вплотную за ним. "У него не было никаких шансов пройти меня, я говорю. Только не после того, как я 50 кругов проехал первым..."

К концу того же круга Williams снова был в норме и Росберг уже успел создать небольшой отрыв от Ferrari, так что результат стал ясен. Но один вопрос оставался: сможет ли Сенна обогнать Альборето и настичь Йоханссона? На 51-м круге он вплотную подъехал к коробке передач Микеле и, выйдя из второго поворота, как и ожидалось, сделал попытку пройти итальянца в Повороте №3. Там он и остался.

"Я ударился об отбойник и это была чисто моя вина. Я жал изо всех сил и несколько раз задевал стены, но вреда автомобилю не причинил. Единственной проблемой были тормоза. Педаль начала слабнуть и мне приходилось ее подкачивать. Когда я начал обгон Альборето я забыл ее подкачать. Педаль ушла в пол и когда я понял, что сейчас произойдет я испугался за свои ноги и попытался убрать их под себя как можно глубже. Однако Lotus оказался очень крепок и с этим проблем не было. Я ударил руку о руль и все".

Предыдущий круг - с подкачкой педали и все такое - был пройден Айртоном за 1.45,612, то есть почти на две секунды быстрее, чем кем бы то ни было еще. На том события в гонке и закончились, если не считать того, что Йоханссон снова смог подтянуться к Росбергу. На 55-м круге разрыв составил 2,6. Затем 2,4; 2,2; 4,5; 6,2; 9,0... Стефан сделал последнюю попытку и успехом она не увенчалась. На последних трех кругах он уступил Кеке невероятные 48 секунд.

"Я подумал, что может быть стоит попытаться, - лучился он на подиуме, - но к несчастью мои тормоза не выдержали. За три круга до финиша правый передний диск буквально рассыпался и поэтому я проиграл столько времени. У меня не было тормозов вообще и мне приходилось замедлять машину, работая коробкой передач. Честно говоря, я думал, что не доберусь до финиша". Таким образом, Росберг финишировал почти на минуту раньше своих преследователей. Йоханссон был достойным вторым, а Альборето - довольно разочаровывающим третьим. Но у лидера чемпионата были свои проблемы.

"С 10-го круга меня мучили тормоза - работали только передние. В этих обстоятельствах своим местом я доволен". Де Анжелис, финишировавший пятым, тоже испытывал облегчение, сумев заработать хотя бы два очка. Затесавшемуся между ними Беллофу трибуны аплодировали громче всех. Не было ни малейшей надежды, что Пике сможет повторить свой прошлогодний успех. Но Нельсон хотя бы сумел продержаться до конца, тяжким трудом заработав одно очко, первое очко в сезоне. Зурер, несмотря на плохо работающие тормоза и два разворота, тоже привел свой Brabham-BMW к финишу. Он занял 8-е место, вслед за Тьерри Бутсеном, который буквально всю гонку провел без левого переднего крыла.

Все остальные находились в гневе: для Тамбэ и Уорвика это обычное состояние, а Чивер, у которого на первом круге лопнула шина, заехал в боксы и после был вынужден выложиться полностью практически без всяких шансов на достойный результат. Как и всегда американец сделал все, что мог и в самом конце, обогнав де Чезариса, стал 9-м. К вечеру улыбка вернулась к нему: "Ну что ж, хотя бы моя колымага дотянула до конца. И, естественно, это случилось, когда я отставал на два круга..."

Самая широкая улыбка, конечно, принадлежала Кеке Росбергу. Он выиграл первый Гран-При в сезоне и вот-вот впервые станет отцом. "Ну что, все, в 85-м закончили? Я ведь всегда по разу в год побеждаю, да? Хотя в этот раз, я уверен, побед может быть больше. Я потрясен, - насколько лучше стал наш мотор. Такой сессии как в пятницу я и не припомню - полное отсутствие проблем. И сегодня все прошло великолепно. Двигатель стал мощнее, чем раньше, но главное - он приобрел надежность.

Говорю вам, я просто не поверил сперва, что смог обогнать Сенну. Я подумал, что сплю. Нам еще нужно улучшить отдачу мотора, но теперь, когда он у нас не ломается, мы сможем заняться серьезной доводкой шасси впервые за долгое-долгое время. Я счастлив". Разумеется, ведь в воскресенье он честно и очевидно объехал их всех. Перед стартом Эдди Чивер сказал: "Здесь нас ждет долгая изматывающая гонка. Я думаю, Кеке выиграет..."

Autosport, 27.06.1985.
Перевод: Максим Куваев, Красноярск.
Набор: Евгений Жмарин, Санкт-Петербург.
Предоставлено: Александр Кульчицкий, Санкт-Петербург.

↑ вернуться ↑



Рассылки друзей на Subscribe.ru.
Рассылки
Subscribe.Ru
"Полезные советы"
Рассылки Subscribe.Ru
Как создать сайт. Рассылка для чайников.

↑ вернуться ↑



Информация о рассылке.
На нашем сайте доступны:
 ∙ Главная страница. ∙   ∙ Форум. ∙   ∙ Чат. ∙   ∙ Почтовые конференции. ∙   ∙ Информация по истории Ф1. ∙   ∙ Фан-Клуб. ∙   ∙ Сайты формульной тематики. ∙   ∙ Материалы для ведущих выпуска. ∙   ∙ Гостевая книга. ∙   ∙ Все вышедшие номера. ∙   ∙ Ф1-МОМК. 50 номеров. ∙   ∙ Моя кнопка. ∙   ∙ Архив на Subscribe.ru. ∙ 
Адрес для писем: f1-momk@yandex.ru.

Задавайте друг другу интересующие вас вопросы, предлагайте свои темы для обсуждения, соглашайтесь, спорьте, критикуйте; одним словом - активно участвуйте! Убедительная к вам просьба: отправляйте свои письма заблаговременно, не дотягивайте до предпоследнего дня перед выходом рассылки. Этим вы существенно облегчаете нашу работу. Чтобы присоединиться к нам и вступить в ряды нашего "Фан-Клуба" достаточно прислать в рассылку информацию о себе и свой контактный E-Mail.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное