← Август 2003 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
8
|
9
|
10
|
|
12
|
13
|
15
|
16
|
17
|
||
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
27
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://f-1.ru
Открыта:
25-11-2002
Статистика
0 за неделю
Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы . Выпуск 50. Юбилейный.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Формула-1. Мнения, рассуждения, материалы, конкурсы. | ||||
---|---|---|---|---|
Выпуск №50. | ||||
Автор: RomB. Помощник: Irisha. Помощник: Alex UZ. Дизайн: ZigZag. Идея: AlexF1. Ведущие: Mess, RomB. | В сегодняшнем номере: |
Приветствую вас, уважаемые друзья! Вот мы и повзрослели, и на наших висках засеребрилась уж легкая седина… Перед вами уже наш пятидесятый выпуск. Как же быстро и насыщенно событиями пролетело это время! Не скрою, друзья, что, принимая в №29 дела от нашего почетного "отца-основателя" AlexF1, я опасался, что не смогу поддерживать рассылку в столь же отменном состоянии. К счастью, кажется, мои страхи и сомнения не оправдались. Я от всего сердца хочу поблагодарить всех людей, которые помогли и помогают мне в этом деле. Это, в первую очередь, AlexF1, подаривший нам саму возможность общения в нашем "виртуальном клубе", это и мои уважаемые помощники, - Irisha и Alex UZ, чьими трудами было сверстано немало номеров и написано немало обзоров, это Александр Кульчицкий и Алексей Гесс, которые предоставляют нам с вами с огромным трудом подготовленные ими интереснейшие материалы, это ZigZag, подсказавший мне идею оформления рассылки и адаптировавший для нас скрипт Фан-Клуба, также и многих других людей. Ну и особо поблагодарить хочу нашего "главного автора", - вас, мои уважаемые подписчики и дорогие друзья, ибо без ваших писем наше существование и дальнейшее развитие было бы невозможно. Теперь пару слов о ведении. Друзья мои, никак не утихают споры "про и контра" Михаэля Шумахера, Кими Райкконена и иже с ними. Раз не утихают, значит, темы "больные" и прекратить их, - следовательно, загнать, так сказать, "в подполье". Делать этого я пока не стану, но настоятельно призываю вас к наивысшей корректности в спорах. Не стоит свои излишне бурные эмоции выплескивать на поклонников "конкурирующих фирм", давайте спорить, а лучше – дружески беседовать, - выдержанно, аргументировано и спокойно. Меня огорчил тон некоторых писем в предшествующем и в этом номере, особенно это касается письма одного молодого подписчика, которое содержало оскорбительные и совершенно недопустимые выражения. Имени называть не стану, т.к., ознакомившись с исправленным вариантом письма, он и сам поймет, что говорят о нем. Предупреждаю его и всех остальных: отныне, если я буду получать письмо, написанное "площадным" языком, я не буду даже давать себе труд его править, а буду сразу отправлять туда, где подобному "творчеству" и место, - в "Корзину". При рецидивах подобных случаев я оставляю за собой право даже принудительно отписать зарвавшегося подписчика от рассылки, у меня, как у автора, есть в арсенале и подобный "административный ресурс". Ну а в целом, друзья, все вы – молодцы, письма ваши интересны и содержательны, спасибо за них. Кстати, сообщаю вам, что по окончании сезона Ф1 самым первым гостем наших "Посиделок на рыбалке с Alex UZ-ом" станет наш уважаемый основатель AlexF1. Присылайте свои вопросы для него Alex UZ-у. Пишите нам больше и чаще. Через неделю ожидайте второй выпуск "Мини-Межсезонье", в котором будет немало интересного. Успехов вам и приятного чтения! ↑ вернуться ↑ |
Вот и пролетел, хотя вернее сказать прошел, или даже прополз Гран-При Венгрии (ведь средняя скорость на трассе одна из самых медленных в чемпионате). И этот уик-энд принес уйму сюрпризов. Самой главной неожиданностью оказалась захватывающая борьба, вопреки всем ожиданиям скучной гонки без обгонов и особенных происшествий. Но обо всем по порядку. В пятницу, хоть некоторые команды и успели покататься по трассе во время своих двухчасовых тестов и немного расчистить трассу от пыли, но поднявшийся ветер свел на нет все их старания, и в первой квалификации в лучшем положении оказывались худшие, что не могло не добавить интереса для зрителей, правда пилотам Стоддарта так и не удалось реализовать свое преимущество и обогнать они смогли лишь Кристиана Да Матту, Тойоту которого занесло на трассе, и он не смог нормально проехать свой зачетный круг. В остальном же результаты получились и достаточно предсказуемыми, хоть и необычными – первыми оказались вторые пилоты команд. В субботу с утра на свободных заездах произошло первое печальное событие – на машине Ральфа Фермана оторвался задний спойлер и, в результате этого, его машину практически оторвало от земли и он на полном ходу въехал, точнее влетел в заграждение из старых покрышек, чем сильно испугал стоящих за этими ограждениями журналистов, которые от испуга пороняли свою технику в эти самые покрышки и еще долго пытались ее оттуда вытащить. Из-за этой неприятности Эдди Джордан чуть было не лишился пилота на гонку, которого отвезли в больницу и запретили ездить 24 часа. Но доброе FIA пожалело беднягу Эдди и, к великой радости венгерских фанатов формулы-1, выдало суперлицензию его тест- пилоту Зольту Баумгартнеру, который узнал об этом всего за час до квалификации. Ему даже удалось превзойти в квалификации другого, чуть более опытного новичка Николаса Кьезу. В остальном субботняя квалификация преподнесла еще несколько сюрпризов. Достаточно бледное выступление первой тройки, а в особенности лидера чемпионата и пятикратного чемпиона мира (догадайтесь кого), и просто феноменальное выступление Фернандо Алонсо и Марка Вебера. Причем Марку особенно повезло, что Монтойя все-таки смог его обогнать на какие-то 16 тысячных секунды, так как в результате этого он смог стартовать с более чистой части трассы. Так же произошло другое феноменальное событие – 2 пилота показали абсолютно (с точностью до тысячной доли секунды!!!) одинаковый результат. Такое бывает крайне не часто, даже не знаю было ли когда-нибудь подобное. В результате их поставили обратно порядку пятничной квалификации. И вот наступило воскресенье, пришло время гонки. Погасли красные огни и…. Казалось, что Вильямсы просто застыли на старте они разом пропустили всех вплоть до Михаэля, который был на восьмом месте, и, в результате, они устроили разборки на первом же повороте, после которого Михаэль, все-таки прошел их, а вот его младшего брата развернуло во втором повороте. Все стартовавшие с чистой части траектории оказались не просто в более выгодном положении, а в феноменально выгодном положении, из гонщиков находившихся на четных местах стартовой решетки проявить себя смог только Трулли, который обошел оба бело-синих болида по правой стороне, в то время как они ожидали опасности слева. Ральф хоть и попытался зажать Ярно, но было уже поздно. Надо отдать должное Ральфу, в течение гонки он порадовал зрителей несколькими живописными обгонами, хоть его брат, застрявший в середине пелетона, в интервью пытался оправдаться, что Хунгароринге обгонять невозможно. Возможность обгонов хотел показать и Барикелло, застрявший позади Ягуара Марка Веббра, но при этом он срезал шикану и, пропуская Марка, пропустил и сидевшего на хвосте Кими Райкконена. Вернуть себе место ему так и не удалось, а на 18 круге у него на стартовой прямой, на торможении оторвалось левое заднее колесо со всеми креплениями и подвеской. Колесо прыгало, вздымая фонтаны пыли при каждом ударе о землю, а машина Рубенса летела по прямой до ограждений, куда и влетела почти не сбавив скорости. Рубенс оказался удачливее Фермана, который все воскресенье провалялся в больнице. Пилот Феррари смог самостоятельно покинуть болид и своим ходом добрался до боксов, где ему еще и пришлось ждать врача. До конца гонки не смогли доехать еще 6 пилотов. Причем все сходы были исключительно по вине техники, правда Френтцена подвела не только своя техника. Сначала у него отказала радиосвязь, а чуть позже болид Николаса Кьезы загородил ему табличку с указаниями, когда он проезжал мимо капитанского мостика своей команды, и в результате стечения двух этих обстоятельств он не знал когда ему надо заправляться и провел на трассе немного больше времени, чем следовало, и его болид просто остановился по причине нехватки топлива. С отвратительной стороны показали себя двигатели Форд, если так и дальше пойдет, то непонятно как смогут выступать их клиенты в следующем году с введением правила одного двигателя на весь уикенд. Сгорели моторы на обоих болидах Джордана, а также Ягуар Джастина Уилсона. Но Форд хотя бы не японская фирма, им харакири не грозит, но вот все руководство японской шинной компании Бриджстоун должно после этой гонки совершить массовое харакири в лучших традициях своей страны. Набрать всего одно очко, против 38 у французских конкурентов – это настоящий позор. Этот ГП Венгрии стал триумфом также и другой француской компании и команды Формулы-1. Желтый болид Фернандо Алонсо находился далеко впереди преследователей практически всю гонку и к моменту его триумфального финиша в одном круге с ним осталось всего 6 пилотов. Юный Фернандо умудрился даже обогнать самого титулованного гонщика на трассе! Большего триумфа, казалось бы и придумать нельзя, но Алонсо забил и еще один гол престижа – он стал теперь самым молодым пилотом, победившим в Гран-При. Ему в тот солнечный воскресный день исполнилось всего 22 года и 26 дней. Предыдущий рекорд держался с 1959 года, когда он был поставлен Брюсом МакЛареном. Такому триумфу, наверное, позавидовал бы любой, даже самый титулованный пилот. Ситуация же в чемпионате обострилась еще сильнее. Теперь три лидирующих пилота находятся всего в двух очках. Последние три гонки обещают быть крайне интригующими. В общем, эта гонка явилась одним из бриллиантов нынешнего сезона и надолго останется в памяти любителей первой формулы надолго. Воспоминаний о ней с лихвой хватит на все 3 недели перерыва да следующего Гран-При, который пройдет в Италии на скоростной трассе в Монце. Конечно Рено не сможет повторить свой триумф, движок у них еще слабоват, но чем Флавио не шутит…… ↑ вернуться ↑ |
RomB. Еще по результатам первой квалификации стало ясно, что клиенты "Бриджстоун" в очередной раз выпадают из праздника жизни, называемого "достойный результат"… Да здравствует "Бриджстоун", - корпорация производящая лучшие "мягкие заграждения" для автодромов на свете! :( Лучшее место из ее клиентов, пятое, добыл для себя Рубенс Баррикелло, Михаэль Шумахер довольствовался очень уж скромным 9 результатом. Ну а быстрейшее время, которое показал Ярно Трулли, уже тогда должно было стать и стало тревожным звонком для остальных "конюшен". Первая часть свободных заездов была омрачена серьезным инцидентом с Ральфом Фирманом, болид которого потерял на прямой заднее антикрыло и на огромной скорости врезался в ограждение. К счастью, это прошло без серьезных последствий для здоровья пилота, но гоночный уик-энд для Фирмана на этом и закончился. Немного напрягает то, что подобные поломки в команде Эдди Джордана становятся своеобразной печальной традицией. В связи с этим становится вполне понятной огромная радость Физикеллы, который со следующего сезона переходит в "Заубер"… :( Результаты второй квалификации меня немного удивили, но как раз не своими верхними строчками. Поул-позишен Ф.Алонсо был абсолютно заслуженным, его круг с агрессивными, но очень точными и выверенными атаками бордюров являл собой пример того, что называется словом "эталон". А его так называемый "не очень удачный" первый сектор, время на котором у Фернандо оказалось на 0,3-0,4 секунды хуже, чем у 3-4 пилотов "конюшен высшей лиги" объясняется несколько иными, чуть более "разгруженными" настройками болида, которые, видимо, выбрала здесь "Рено". Это довольно наглядно демонстрировала борьба в последней четверти гонки, которую вели между собой Ярно Трулли и Михаэль Шумахер, болид которого на медленных участках трассы буквально втыкался в "Рено", но на входе на прямую "старт-финиш", где и было единственное пригодное место для обгона, сразу же начинал отставать. Злопыхателем ШумМи скажу только, что обогнать "Рено" здесь было бы подвигом, - доказательство этому – отставание от аналогичной "Рено" Ф.Алонсо болидов К.Райкконена и Х.-П.Монтойи, которых трудно упрекнуть в отсутствии скорости. Остальные пилоты выступили в меру своих способностей и в меру возможностей техники. Меня не слишком разочаровало 8 место Михаэля в субботу, я объяснил его себе тем, что, вероятно, Михаэль выбрал более жесткий тип резины, чем Баррикелло, и идет на два пит-стопа. Увы… Я ошибся. Но об этом – позже. Тоже было справедливо и в отношении Д.Кулхарда. Экстренно взятый на замену Р.Фирману новобранец "Джордана" Золтан Баумгартнер немного разочаровал, предпоследнее место, даже с учетом формы болидов этой марки в нынешнем сезоне, - это немного низковато. Впрочем, дебютанту простительно, тем более что в последовавшей гонке он смотрелся совсем неплохо. Старт гонки получился крайне захватывающим. Сразу скажу об Алонсо, чтобы потом сосредоточиться на других вещах: и старт, и всю последующую дистанцию Фернандо отработал четко, быстро и сверх-уверенно. Не было допущено ни одной, даже малейшей помарки. Со старта был создан небольшой отрыв, который был увеличен уже к первому из трех пит-стопов до 25 секунд и затем этот достаточный отрыв уверенно контролировался до финиша. Профессиональная работа. Великолепно. Представители команды "Вильямс" старт откровенно провалили, Монтойя, похоже, столкнулся с проблемами с системой оптимизации старта и "провалился" вниз, Ральф же, ринувшись отвоевывать позиции, переоценил свои силы и допустил довольно нелепый разворот; правда, достаточно удачно и быстро "поставил на копыта" своего сине-белого скакуна и карьером ринулся отвоевывать утраченное. Этот разворот подарил нам ряд красивых обгонов, правда не будем забывать, что это были обгоны пилотов, которые выступают на болидах "младшей группы детсада", а дяденька Ральф на "Вильямсе", - это уже, скорее, почти "первоклассник"… ;) Шумахер-старший опять сильно пробуксовал и практически потерял три-четыре позиции, но мастерство и опыт не подвели, - ко входу в первый поворот он лучше всех сориентировался в ситуации и нырнул на внутреннюю его часть, отрезав преследователей, и уже ко второму повороту не только не потерял свое, но даже и отыграл одно место. А дальше для Михаэля началась мучительная, страшная своей безнадежностью гонка, гонка, где пилот, не совершив ни единой ошибки, уже со старта был лишен нерадивыми работниками одной японской корпорации шанса побороться за более достойный результат... Рубенс Баррикелло снова начал выступать в своей привычнй манере: неплохо стартовав и идя в этих весьма непростых условиях третьим, устроил малопонятную выходку с обгоном там, где обогнать в принципе невозможно. Нелепое мальчишество, недостойное "вельми зрелого мужа". А вот последовавшая за этим вещь меня сильно испугала… Чтобы на болиде "Феррари" на ходу, на скорости под 200 км/ч, просто так, без видимых причин развалилась задняя подвеска… Да… Как-то сразу запахло началом 90-х годов, когда в "Скудерии" доходило до того, что по ходу гонки один разваливающийся болид своими в прямом смысле "отбросами" уничтожал и второй… Надеюсь, что хроническая "сонная одурь", которой уже год страдают работники одной, некогда почтенной японской корпорации, не заразна, хотя… лучше бы на следующий год все же изгнать этих "бациллоносителей" из "красных" боксов и тщательно промыть оные хлоркой. Я искренне хочу верить, что сейчас это была именно однократная случайность. Про корпорацию "Форд" тоже ничего писать не хочется… Мотор, который производится много лет, не имея достойной мощности, еще и допыхтеть до финиша не в силах… Да это прямо "АвтоВАЗ" какой-то. Что можно написать о людях, которые не уважают сами себя и свое, достаточно весомое когда-то, имя? Могут ли они после этого уважительно относиться к, так сказать, "гражданским" своим клиентам, партнерам и покупателям? - Не думаю. Кстати, давайте чуть-чуть продолжим "резиновую" тему. Вы можете спросить меня, а почему это я пишу столь сложно и длинно – "некогда почтенная японская корпорация"? – Все очень просто, друзья. Каждый раз, когда в этом году я произношу или пишу "Бриджстоун"… так, где стакан?… ага… уф-ф-ф.., я очень сильно расстраиваюсь, и, чтобы хоть как-то успокоится, я выпиваю немного спиртного. А расстраиваюсь я из-за "Бр---на" сейчас постоянно… Я просто боюсь к концу этого сезона стать законченным алкоголиком и умереть от цирроза печени… Для ясности и краткости я буду теперь называть это резиновое недоразумение "ОНО". :( В общем, - "ОНО" – "на мыло"! Сразу уточню, - на "хозяйственное", т.к. хорошего "туалетного" из "ОНО" не получится, "ОНО" будет мылиться только в серной кислоте, приобретет отвратительный запах и будет вызывать жестокую аллергию. :( Таким вот, печальным для одних и радостным – для других, образом и прошла гонка. Очень достойно проявили себя и Кими Райкконен, и Хуан-Пабло Монтоя, да и Дэвид Кулхард в этот раз тоже "тряхнул стариной". Все они достойно и грамотно решили свои задачи… Еще нельзя не отметить и Мака Веббера, который провел, пожалуй, лучший уик-энд в своей карьере и выжал из своего "Ягуара" все, на что эта "дикая кошка" на данный момент была способна. Наблюдавшееся в этот раз некое разнообразие тактик пит-стопов довольно убедительно продемонстрировало преимущество тактики трех пит-стопов и легкой, с "разгруженными" настройками, машины. В целом организаторы Гран-При не обманули, перестроенная трасса очень резко улучшилась; гонка здесь получилась крайне интересной, неожиданной своими результатами и наводящей на определенные размышления. Смотрел я на подиум, где стоял совершенно счастливый Ф1ернандо, очень улыбчивый Хуан-Пабло и даже и сейчас чем-то недовольный Кими, и было мне и радостно, и грустно… Что можно сказать о ЧМ-2003 после Венгрии? Кубок Конструкторов уже находится практически в руках у сэра Фрэнка Вильямса, причем – совершенно заслуженно, осталось только сделать последнее небольшое усилие. А вот за "Корону ЧМ" разгорается нешуточная дуэль между тремя претендентами, называть которых нет необходимости. Тут никакие прогнозы невозможны. Надеюсь только, что все решит честная, жесткая, бескомпромиссная борьба, борьба "один-на-один", которая не будет омрачена никакими "резиново-техническими" проблемами. Rygoravich. Что же касается воскресенья, то главной силой, определявшей ход событий и расположение пилотов в итоговой классификации, был Марк Уэббер. Так держать! Единственный, кто сумел на заведомо более слабом болиде составить конкуренцию топ-командам. Возглавляемым на сей раз не Вильямсами-Феррари, а Рено... Итак, Фернандо Алонсо принес первую победу Рено с... Давно, короче. И победа эта достаточно закономерна: во-первых, это была уже далеко не та Рено, что в прошлом сезоне, во-вторых, Хунгароринг - лучшая трасса для такого сочетания великолепного шасси и сравнительно маломощного двигателя, в-третьих - два часа тестов в пятницу, против вынужденного долгого перерыва других конюшен. Добавьте сюда еще и великолепное пилотирование в исполнении Алонсо, а также помощь (хотя и ненамеренную) со стороны дикой кошки уже упомянутого Марка Уэббера - результат ясен. А вот Ярно мог бы и получше. Но, создается впечатление (и уже не в первый раз), что команда уделяет его болиду куда меньше внимания, чем болиду его напарника. Да и Вильямсы помешали (см. ниже). Далее, Вильямс. Попов списал их неудачный старт на грязь, но, думаю, проблема не только в этом. Тот же Трулли стартовал куда удачнее - он пропустил вперед Рубенса и Кими, но не из-за плохого старта, а из-за Вильямсов - уж больно медленно они разгонялись. Подвела, по-видимому, система оптимизации старта. Что касается пилотов, то они сделали по одной ошибке - Ральф на 1-ом круге, Хуан - на 60-м. Ральфу ошибка стоила дороже... Но надо сказать, что после этой ошибки он был просто великолепен. Не хуже, чем Баррикелло в Сильверстоуне. Всех, кого он пропустил вперед, да и не только их, он обошел в гонке. Макларены выглядели достаточно уверенно, показав, что пока еще их рановато списывать со счетов. А вот Феррари... Про болид Рубенса, я лучше помолчу - итак, думаю, много кто чего скажет. Нехорошего. А Михаэль выглядел совершенно невзрачно. После гонки он говорил, что обгонять он не мог - такая уж трасса. Но его братишка-то мог! Да еще как МОГ! В том числе и самого Михаэля. У Ягуаров снова в квалификации вылез вперед Уэббер. По итогам всего уик-энда можно сказать, что, хотя болид и не позволяет ему на равных сражаться с топ-командами, но если он что-то может сделать, он это сделает. И даже чуть больше. А вот Уилсон допустил глупейшую ошибку в пятницу, да и в субботу-воскресенье выглядел невзрачно. А может быть это просто контраст с напарником? И все же хотелось бы увидеть его в зеленой машине в следующем сезоне... В Тойоте все вернулось на круги своя - сколько машин, столько и поломок. Больше, пожалуй, сказать нечего. Бары снова подвели одного из своих учредителей. Что же касается Баттона, то как бы он хорошо ни ехал, но с топ-командами он поспорить не мог. А вот Зауберы вышли на новый уровень - по крайней мере, если сравнивать с предыдущими ГП. С Френтценом отдельная история - барахлило радио, не увидел таблички, которую ему показывала команда, когда он проезжал мимо пит-лейна, т.к. обгонял на круг Кьезу, вот бензин и закончился... Но и он, и Ник были весьма быстры. Будем надеяться, что это начало возрождения команды, а не особенности трассы Хунгароринг. Джорданы... Ну, три двигателя за гонку сломалось - и все три "Форд". Неудивительно, что Физика сбегает к Петеру. Тем более, что и скоростью желтые не блещут. Да и крылышки, бывает, отваливаются. Жаль Фирмана - хотя я и далек от восторга его мастерством, но в вылете его вины не было... Новичок Джордана, похоже, не очень-то знаком с болидом Ф-1, так что тут говорить что-либо рано. Ну и Минарди... Не буду ничего про них писать - см. мои комментарии к предыдущим этапам. Про этот можно сказать то же самое. А Кьезу лично еще не время оценивать. Через гонку -другую - может быть. Итог таков: в выходные мы увидели, пожалуй, лучшую гонку сезона, которая, к тому же, до предела обострила борьбу в личном зачете чемпионата. 3 лидера в 2-х очках... Лучше могло бы быть, только если бы Михаэль вообще не получил очков:) - было бы 3 лидера в 1-м очке. А вот в командном чемпионате несколько проще - там разрывы побольше. Но не намного. Ilya_Wolf. Тем временем самонаказавшийся Ральф прорывается из самого хвоста пелетона в стиле Мики Хаккинена, Рубенс ошибается и вместо выигрыша одного места теряет два. И тут случилось ЭТО. Случилось не с Minardi или обанкротившимся Arrows, у которых нет денег на тесты вообще, не с Jordan'ом, как в субботу. F2003-GA, дважды пытавшаяся убить тестеров и наказанная за это отсрочкой своего дебюта, подложила большущую свинью Рубенсу, брыкнувши правым задним копытом. Да так, что бразилец потом швырялся рулем стоимостью с приличную иномарку (но по сравнению с раздолбанным болидом - фигня) и проклинал медиков, которые его не сразу осмотрели. Дальше в гонке решались три вопроса (победитель был известен уже круге на десятом): на каком месте приедут и сколько наберут очков те трое, кого сейчас в общем зачете разделяют 1 и еще 1 очко. А пока еще лидер чемпионата должен благодарить болид своего партнера по команде, а то в этом самом чемпионате лидеров могло быть двое. Ну да ладно, у них еще три гонки осталось, чтобы разобраться, кто самый крутой в этой песочнице. P.S. Был я в субботу в Жуковском на МАКСе. На пилотажные выступления "Стрижей" и "Русских Витязей" смотреть было просто противно - 15 минут летать налево-направо и абсолютно ничего не показывать (в воскресенье, говорят, они показали, кто тут хозяин, но я не видел). Вот итальянцы и особенно французы показывали такое, что люди замирали и лишь через несколько секунд, придя в себя, начинали аплодировать. Но самая большая гадость ждала меня в конце - собираясь уходить, я увидел тент с надписью "Формула-1 на МАКСе". А под ним ребята проворно накрывали... McLaren MP4/14. Этого невезения я не могу пережить до сих пор. Но зато москвичам повезет осенью - 18 октября в столицу привезут Рено и устроят на ней показательные заезды. Надо будет обязательно посмотреть. Victogan. Вопрос номер два: Что с Феррари? Это просто кошмар! Такое последний раз я видел с Феррари приблизительно в 1995 году. Нет, так дело дальше не пойдёт, если Михаэль хочет быть шестикратным. Больше всех удивил Марк Уэббер, впервые Ягуар навязал борьбу лидерам. Ральф Шумахер показал чудеса пилотажа, после вылета на первом круге он прошёл пол-пелетона и навязал борьбу за подиум. В победе Фернандо Алонсо нет ничего неожиданного. Он очень талантлив, Рено прогрессирует, да и трасса в Венгрии как нельзя лучше подходит автомобилям Рено. Шасси в этом году сделали отменное. Браво, Майк Гаскойн! Amadeus. Пора уж и на покой, думается, в этом сезоне это четко прослеживается. Пора освободить мир Формулы от призрака "диабло c красной машины". И я очень рад, что всё больше гонщиков - с подачи Монтойи - избавляются от комплекса неполноценности при виде в зеркалах заднего вида красной машины с навечно (?!) прибитым №1!!! И я очень рад за Флавио Бриаторе - его чутье его не подводит. А нового МШ из этого испанца не получится точно - надо, чтобы ещё и человек (ЧЕЛОВЕК!!!) был хороший. А не барон. И, конечно же, рад за своих любимцев - маленького финна и Монтойю. Молодцы! Tyrty_a. Алонсо молодец, Ральф молодец. Монти "крутит жука" уже прямо по ходу гонки. Видимо скучно ему стало одному ездить. Кулхард, похоже, совсем на все забил. Ездит потихоньку в свое удовольствие. Не пойму, что его в Макларене еще на год оставили. Ситуация в чемпионате становится все интереснее. Ждем Монцу. Art. Ура!!! ГП Бельгии снова в календаре чемпионата. Но, видать, Берни решил, что нельзя быть уж настолько добрым и компенсировал это дело удалением Канады. Вот нехороший человек!!! Все зарится на мои любимые трассы, не посоветовавшись :-)). Кстати, если бы ФИА вдруг начала проводить опрос по этому поводу среди фанов, против какой трассы вы бы проголосовали? Лично мне никогда не нравилась Австрия, хотя и надо отдать должное живописным пейзажам вокруг. И Венгрию я, наверное, тоже оплакивать бы не стал :-)). ↑ вернуться ↑ |
Alek. Благодаря таблице "Все чемпионаты", любезно предоставленной Извергом Аазом, восстановил в памяти просмотренный первый Гран-При. В выпуске №46 предложили ввести графу "дата рождения", это удобнее чем возраст и можно поздравлять юбиляров. Что ж, хорошая задумка. Можно её даже развить: если авторы найдут время и силы, можно указывать в выпусках рассылки у кого из подписчиков ближайший день рождения. Я думаю, именинникам будет приятно получить ещё некоторое количество поздравительных писем. Alex UZ. Я хочу ответить товарищу Anti666, который не поленился назвать меня "ярым ненавистником красненькой итальянской конюшни". Во-первых, я никогда не делал антипатию к Феррари смыслом своей жизни. Во-вторых, за выпуск до этого, я спросил всех, как вы относитесь к комментариям ведущих. Ни один из подписчиков не запретил подобную форму диалога, напротив, многие сказали "мол, нехай буде, ведущий тоже человек!". В-третьих, перечитай снова 46 выпуск и те авторские материалы, которые я там разместил, только внимательно перечитай! И найди моменты, которые ты не захотел или не смог найти, а именно то, что я хохмил над всеми равномерно, и над "своим пилотом" Култхардом тоже. Я вообще посмеялся над теми, кого вспомнил, и поверь, истинные ценители добротного юмора от души повеселились, читая то, что я написал. Я посмеялся даже над собой… И если бы ты не задел меня лично, я бы скромно промолчал, а так я вынужден отвечать. Вот, к примеру, ты заметил исключительно те моменты, что касались Феррари. Так спроси теперь у себя, у кого из нас двоих, красная пелена перед глазами!?
Вот твоя цитата: Действительно, никакого преимущества он не получил и ничего не выиграл, просто обогнал и все. В правилах же не написано, что ездить можно только по дороге, т.е. находиться хотя-бы двумя колесами на трассе во время обгона, не так ли? Да, я не отрицаю, я "маклареновец", но я высказал в обзоре свое мнение, заметь, выделив его курсивом. И смысл абзаца об обгоне Михаэлем "по травке" абсолютно другой. Речь идет о предвзятом судействе и не относится к Михаэлю лично. Он может делать что угодно, но останавливать – дело комиссаров, которые этого не захотели заметить. Так что батенька, оставьте свои выводы о подписчиках при себе, а если захочется еще со мной пообщаться – welcome to E-mail. Sadak. А в дополнение хочу сказать, что в начале карьеры Михаэля, я сам был его поклонником. Тогда его прозвище было "Солнечный мальчик". Вы чувствуете, сколько тепла и доброты в этом прозвище? А сейчас его именуют "Красным бароном". В этом прозвище чувствуется железная поступь истинного арийца. Вот поэтому я сейчас и не болею за Михаэля. Но я не в коем случае не навязываю своего мнения, и призываю ВАС, читатели нашей рассылки к взаимному уважению и порядочности в ваших высказываниях. Flasher.
Отвечаю Victogan'у о Деннисе, Тодте и других. Считаю, что любовь к Ф1 обратно пропорциональна положению команды в чемпионате. Minardi вообще выступает на чистом энтузиазме, за что их очень уважаю.
Отвечу я и Art'у про Кими и Михаэля. Ответ: "Стоило "черной полосе" в стане Williams закончиться, и Михаэль уже ничего не может показать". Ведь никто же не будет спорить, что последние два года для Ferrari стали чересчур лёгкими именно потому, что у McLaren и Williams было очень уж много неудач на трассе. У каждой из британских "конюшен" были свои причины, но факт остаётся фактом - они только готовились вновь войти на вершину. А насчёт того, что же я пристал к Великому Богу Шумахеру Керпенскому, то именно потому и пристал, в противовес общепринятому мнению, что это - Гений, каких не было. Пристал в противовес позиции наших СМИ (особенно радио и ТВ), информационная политика которых в отношении Ф1 такова: каким финишировал Шумахер. Большинство новостей спорта о Ф1 так и начинаются, - сначала победитель, потом Шумахер (даже если он пятый-седьмой). Как будто все только и думают, каким же станет Михаэль. Очень надо. Кстати, готов подписаться под каждым словом нашего нового товарища Amadeus'а. И про обгоны не на трассе, а на пит-стопах, и о том, как успешно его в своё время возвеличили. Кстати, считаю, что "заслуга" эта принадлежит не только Бриаторе, но и Вилли Вебберу, которого я называю величайшим поп-продюсером современности именно потому, что он сделал из немца поп-звезду первой величины. То, чем занимается Веббер, называется шоу-бизнес. Вообще же, чем дальше, тем больше я начинаю интересоваться американскими сериями, особенно IRL. Там и борьба почище, и гонки поинтереснее, только вот овалы не очень впечатляют, хотя и у них своя прелесть. Плохо, что воочию это увидеть нельзя, нет у нас трансляций... Кстати, Формула-Русь транслируется не только на канале "Спорт", но и на 7ТВ. Mad@Alex[imp].
Спорят болельщик Ferrari и McLaren какая из этих команд лучше. Час спорят, два, три. Уже обессиленые сидят, тут болельщик McLaren говорит: RomB. Rygoravich.
от Flasher: Несправедливо по отношению к кому? К топ-командам? А в чем несправедливость? Несправедливо, что для завоевания титула кроме великолепного болида и навыка печатать круги по заданной траектории нужно еще и умение обгонять? Лично я ради того, чтобы увидеть это готов стерпеть такую несправедливость. А касательно конфликтов - не думаю, что возникнут серьезные споры - в любом случае сами Минарди не конкуренты, скажем тем же Феррари, а реальным их конкурентам будут мешать нисколько не меньше.
от Victogan'а: Не думаю, что тут уместно сравнение - в американских сериях проще обгонять. Профилированные повороты на овальных треках предусматривают несколько возможных траекторий прохождения, а в "уличных" гонках CART (ChampCar) запрещены карбоновые тормоза. Добавьте к этому применение "эффекта Вентури" (если кто не в курсе, это создание дополнительной прижимной силы за счет увеличения дорожного просвета от носа болида к задней части), который, в отличие от сложных "формульных" антикрыльев, не создает резкого падения скорости на выходе из слип-стрима. Так что, то, что не имеет значения в Америке, в Европе важно. Diamond. ↑ вернуться ↑ |
Ответы читателей. Ответ Flasher'у по поводу сайта о CART и пр.: Rygoravich. Вопросы читателей. Flasher спрашивает: Аналогичный вопрос и у d3L: Kobaton интересуется: Rygoravich задает два вопроса: №2. Сколько уже гонок задаю себе один вопрос, и не нахожу ответа... Во второй квалификации топлива бывает чуть больше, чем на старте гонки, комплект покрышек и настройки те же.. Почему в гонках время лучшего (!) круга обычно бывает хуже, чем время поула? Кто-нибудь в курсе? ↑ вернуться ↑ |
То, что произошло на старте, поразило всех, но вот "действующие лица" довольно знакомые. Неугомонная троица. Вспомним ГП Австралии-2002: старт, перелёт Рубика через Шухера-младшего. Монако-2002: Кими и Рубенс оправляются менять спойлеры (Кими-задний, Барри-передний), после неудачной атаки латиноамериканца. Единственное, - я не припоминаю, чтобы эти ребятки сразу втроём оказывались в заварушке. Ну вот... Также стремительно, как и произошла эта авария, убрали жёлтые флаги, и началось... Мне интересно, чем заправляется Моня, он как будто на Су-27 летел. И долго ли этот юморист Жан Тодт будет терпеть издевательства японцев. Мало того, что на великолепной машине всю гонку пришлось уступать клиентам Мишлена, так ещё и прокол (причём во всех смыслах этого слова). И в результате шансы на титул и на КК сводятся к нулю. Мне очень жаль Шухера, он действительно показал всё своё мастерство. И если бы не Бриджстоун, неизвестно кто бы победил. Я бы послал этих шинников ещё после Нюрбургринга. Теперь "летучий шотландец": отличная гонка, и вполне заслуженные очки. Давно надо было повесить объявление о свободном месте в McLaren на следующий год, гляди-ка, - и Дэвид гоняться стал как прежде. Я так и не понял зачем он так долго разглядывал покрышки Шухера, надо ли было обогнать, что ли. А тот решил, что если Култхард не хочет дуэли - то и не надо, взял и обошёл Трулли, правда, нарушив покой газона. Рено провела просто фантастическую гонку - 11 очков. Правда, на финише руководство Рено решало, кому же отдать подиум. Мне этот эпизод напомнил Австрию-2002. Порадовала Тойота. Так, глядишь, скоро за КК биться начнут (через пару лет). Минарди, возможно, приобрела пилота, который добудет хоть одно очко до конца сезона. Баттон: вполне неплохой результат, тем более вторую гонку подряд. "Старик-хотабыч" (ну, в смысле, Вильнёв) долго летал в облаках, мечтая что он не на БАРе, а, скажем, на Феррари, и не пропускал никого на круг. ↑ вернуться ↑ |
С удовольствием представляю вам, друзья, нового коллегу по увлечению:
Ник: zzz. ↑ вернуться ↑ |
Часть первая. ГОНЩИК. В отличие от Фанхио и Караччиолы, в подростковом возрасте Грэм Хилл не увлекался автоспортом. На самом деле он о нем даже и не думал, несмотря на то, что в Хемпстеде по соседству с ним жил Эдгар Фронтерас, гонщик и антрепренер для ОМ и Maserati. Для того, чтобы добиться всего, чего за свою 21-летнюю карьеру достиг Грэм Хилл, нужно обладать чем-то особым, и все же у него не было врожденного таланта Фанхио, Мосса, Кларка или Стюарта. Свои победы Грэм зарабатывал тяжким трудом. Упрямство, фанатичная преданность своему делу, мужество и любовь к технике помогли ему достичь самой вершины. Если это не гениальность, то, во всяком случае, что-то к ней очень близкое. Его отец был брокером на бирже и молодой Норман Г. Хилл вполне мог пойти по его стопам, лишив тем самым автоспорт одного из ярчайших представителей. Но хотя в 23 года Грэм еще не решил чем будет заниматься в будущем, такой сидячий образ жизни его абсолютно точно не привлекал. Пятилетнее ученичество с 1946-го по 1951-й год в фирме "С. Смит и сыновья" (знаменитой инструментальной конторе) выявило в молодом Хилле очевидную тягу к технике, а два года в Королевском Флоте позволили ей развиться. Старшина Н.Г. Хилл очень многое узнал о двигателях, правда пока о несколько иных двигателях, 20.000-сильных турбинах. Вернувшись на гражданку, Грэм очень смутно представлял как будет зарабатывать себе на жизнь, но зато в своих увлечениях он замечательно разобрался. Еще во время работы на Смитов он ездил на двух мотоциклах (350-кубовом MAC Velocette с верхним распредвалом 1936 года выпуска и 500-кубовом Matchless 1949-го года выпуска) и даже пробовал свои силы в мотокроссе. В одном из соревнований он занял 3-е место и именно на мотоцикле попал в свою первую серьезную аварию, налетев в тумане на машину с не горевшими габаритными огнями. Три месяца пролежал он в больнице со сломанным бедром и в результате посредственного лечения выписался оттуда со ставшими впоследствии знаменитыми кривыми ногами. Без сомнений, его любимым видом спорта была в те времена гребля. Ему нравился вызов, который она бросала, он любил командную работу, которая была для нее необходима. Грэм сидел на веслах восьмерки "Ориоль" (Хаммерсмитского гребного клуба) на Темзе еще до того как он приехал туда по службе. А когда его часть была расквартирована в Портсмуте, он вступил в клуб "Южное море". Переехав в Четэм, он записался в "Лондонское общество гребли", базировавшееся у моста Патни. Именно там он впервые нацепил синюю оксфордскую кепку с вертикальными белыми полосками, чей рисунок перекочевал впоследствии на его шлем. "Лондонское общество гребли" отнимало у него все свободное время, потому что тренировки на реке проводились после работы каждый день, в том числе и по субботам с воскресеньями. Шла подготовка к разным регатам и к кубку Хенли. "Это замечательный вид спорта, - говорит Грэм, - он воспитывает самодисциплину, развивает как физически, так и умственно. Когда ты работаешь в одной упряжке с семерыми парнями, выкладывающимися до последнего в попытках идти быстрее, все тренировки оправдываются. Чтобы заниматься этим неделю за неделей требуется железная воля." Гребля не только позволила Грэму стать сильным человеком с широченными плечами и отточенной реакцией, но и помогла ему найти жену. Бетти Полин Шабрук жила в Лондоне, в районе Хитер Грин. Впервые они встретились в "Ориоле" в 1950-м году во время регаты в Хаммесмите. Грэм тогда получил рождественский отпуск и уехал из части. Вскоре Бетти вступила в женский гребной клуб "Стюарт" и неплохо зарекомендовала себя в одиночках, двойках, четверках и восьмерках. Она была пятым номером в клубном экипаже-восьмерке, когда в 1951-м году в Амстердаме их команда одержала победу на Чемпионате Европы, став первым британским коллективом, выигравшим международный турнир после войны. Вскоре Грэм и Бетти стали вместе гулять. А потом и выезжать, потому что в 53-м Грэм купил свой первый автомобиль, Morris Eight 1934-го года выпуска. Он обошелся ему в 110 фунтов, которые пришлось занять у родителей. Однажды, когда Грэм еще работал у Смитов, в разговоре с сослуживцами речь зашла об автоспорте и один из коллег привлек его внимание к рекламному объявлению в журнале "Autosport". Некое общество с весьма амбициозным названием "Всеобщий Клуб Автомобильных Гонок" предлагало всем желающим попробовать свои силы за рулем 500-кубового Cooper'а в Брэндс Хэтче по цене 5 шиллингов за круг. Грэм заинтересовался и одним прекрасным сентябрьским днем 1953-го года на своем стареньком Morris'е отправился в Брэндс Хэтч навстречу своей судьбе. С трудом втиснув свои 3 фута 1 дюйм в крохотную кабину одного и единственного учебного автомобиля Mark 4 Cooper-JAP, Грэм проехал четыре круга (больше он себе позволить не мог) и получил при этом огромное удовольствие. Теперь он хотел не просто "ездить" на этом автомобиле, он хотел "гоняться" на нем. Он предложил владельцу ВКАГ свои услуги в качестве механика, бесплатно. Отказаться тому было едва ли возможно, бедному Cooper'у приходилось несладко, так что Грэму было дозволено заниматься его измученными механизмами в гараже в Кенсингтоне. Он появлялся там почти каждый вечер. Надежды Хилла на испытательные заезды в Брэндсе были разбиты, когда ВКАГ внезапно был закрыт. Однако если Грэм Хилл что-то решил, остановить его было невозможно, в чем его будущие соперники неоднократно смогут убедиться. Вскоре он нашел себе нового "нанимателя", человека по фамилии Уэллер, который жил в Уэстерэме, графство Кент. У него было две гоночных "пятисотки": Cooper и Kieft, которые составляли базу новоорганизованного "Первого Автогоночного Клуба", работавшего примерно на тех же принципах как и ВКАГ, с Хиллом в роли единственного инженера по содержанию техники, все так же неоплачиваемого и с нетерпением ждущего своего первого старта. Теперь Грэму приходилось бороться с другими проблемами. От Смитов он ушел в начале 1954-го года, потом его Morris после аварии отправился на свалку. А затем произошел первый прорыв. Уэллер решил повысить Грэма в должности и сделать его механиком-инструктором (без оплаты) и согласился, что для повышения квалификации некоторый гоночный опыт ему не помешает! Так что в программке Пасхальной гонки в Брэндс Хэтч в 1954-м среди прочих участников значился некий Н.Г. Хилл (Cooper Mk-4). В соревновании принимали участие многие Брэндсовские знаменитости: Стюарт Льюис-Эванс, Кен Тиррелл, Джордж Уиккэн, Айвор Бьюэб и Джим Расселл. Будучи новичком, Грэм участвовал в "младшей" гонке, состоявшей из трех заездов по семь кругов и десятикругового финала. Перечитывая свой репортаж о той гонке в Autosport'е, я понимаю, что в качестве искателя талантов я далеко не Кен Тиррелл. Никому не известный Грэм Хилл во втором заезде принял старт из первого ряда и финишировал вторым, следом за новеньким Martin-Norton У.Х.Лоу, а в финале, по моим же собственным словам, "за третье место шла отчаянная борьба между Staride Р.А. Андерсона и старым, но быстрым Cooper'ом Н.Г. Хилла, которого Андерсон догнал лишь на последнем круге." Теперь я задаюсь вопросом: кто же был быстрым, автомобиль или тот, кто в нем сидел? Через две недели Грэм во второй раз принял участие в гонке, на этот раз за рулем уэллеровского Kieft'а, но его усилия в борьбе за 2-е место пошли прахом, после того как у автомобиля отказал мотор. Эти ранние свидетельства таланта Хилла остались полностью незамеченными. Одним из пребывающих в счастливом неведении об опытах Грэма был его собственный отец, твердо убежденный, что его сын все еще работает у Смитов. "Мама была добра и никогда меня не выдавала," - вспоминает Грэм. Однако следующей целью за стартом в соревновании является победа в нем, и тут Хиллу с его растущими амбициями пришлось повременить. Уэллер позволил ему стартовать еще два или три раза (Грэм заработал одно третье место), а затем на бирже труда было аннулировано пособие по безработице, которое он получал после ухода от Смитов. На последние деньги он добрался в Брэндс Хэтч на августовскую гонку "Бэнк Холидэй", нашел там Уэллера и попытался убедить его назначить ему жалование, но тот на уговоры не поддался. Глубоко разочарованный, Грэм искал кого-нибудь кто подвез бы его обратно и Судьба ниспослала ему Колина Чепмэна, чья многообещающая фирма под названием Lotus базировалась тогда в старой конюшне в Хорнси, Лондон. Колин пережил особенно утомительный уик-энд, приняв участие в гонках в Нюрбурге, Брэндсе и Кристал Пэлэсе за рулем своего знаменитого Mk8SAR5. Это не только свидетельствовало о преданности Чепмена своему делу, но и дало обильную пищу для беседы в транспортере Lotus'а (дряхлом фургоне для перевозки мебели), а такие разговоры были для Грэма столь же питательны как обед, которым Колин и Майк Костин накормили его по дороге домой. Судьба начинала улыбаться Хиллу. Когда они добрались до Хорнси пред ними предстал Lotus-MG Mk6 Питера Гэммона, очень успешного гонщика-любителя. После переворота в Брэндс Хэтче автомобиль был жестоко изувечен и Грэм предложил свои услуги по его восстановлению, ведь у механиков Lotus'а и так было полно работы. Колин нанял его за 1 фунт в день. Это было время Lotus'ов 6, 7 и 8. На них устанавливались двигатели MG, Ford и первый 1100-кубовый Coventry Climax. Одной из задач Грэма была адаптация коробки передач Austin A30 к шасси с новым Climax'ом для пилота-любителя Дикки Стида. Грэм согласился отправиться в качестве механика вместе со Стидом в Монлери на гонку "Coupe du Saton". Для него это было первое соревнование на континенте и Lotus провалились. Тренировки прошли хорошо, но на прогревочном круге сломался один из рычагов рулевого управления и раздосадованный Стид уехал домой. Грэм остался в Париже ждать запасные части для машины. Однако это его вовсе не огорчало, потому что он проводил время в знаменитом "Английском Баре" Фреда Пэйна и общался там с различными интересными представителями мира автоспорта. Доброжелательная обстановка, царящая в подобных местах, помогла Грэму начать свою знаменитую серию визитов в клуб "Рулевое колесо" в Мэйфэйр. Я тоже постоянно бывал там с целью сбора всяких слухов и сплетен для Autosport'а и таким образом узнал крупного парня с лицом гвардейца и аккуратно постриженными усами. В начале 1955-го года Грэм сообщил мне, что уезжает в Агадир, Морокко, где будет работать с Jaguar'ом XK-120 Дэнни Маргиля. Он согласился написать отчет для Autosport'а и сделать несколько фотографий. Из Африки он прислал мне подробный репортаж об Агадирской гонке, где Маргиль пришел на финиш 7-м, и вместе с ним отличные снимки, один из которых был вынесен на обложку. В следующем году Грэм получил возможность стартовать в одной из гонок свободной формулы и вылетел там с трассы. "А как же еще можно определить, когда ты идешь слишком быстро?", сказал он, защищаясь. В Спа и Бари Грэм был механиком Маргиля, а потом они уплыли на Сардинию для того, чтобы принять старт в фантастической 250-мильной гонке на Приз Сардинии. Нужно было пересечь весь остров и после двухчасового перерыва отправляться в обратный путь. В августе Грэм и Бетти собирались пожениться и поэтому найти настоящую работу было просто необходимо. В Lotus'е Грэм получал 9 фунтов в неделю, а Бетти продолжала работать секретаршей. То, что их свадебное путешествие на южное побережье по времени совпало с девятичасовой гонкой в Гудвуде было, конечно, чистой случайностью. Грэм был резервным гонщиком Team Lotus (первый вызов в "профессионалы"), но в общем-то он им не был по-настоящему нужен. Колин находил чем его занять в мастерских, хотя постоянные намеки Грэма не давали ему забыть об устремлениях последнего. Колин предоставил Хиллу шанс в апреле 1956-го, вооружив его Lotus'ом XI с 1100-кубовым Climax'ом. Соревнование проходило (где же еще?) в Брэндс Хэтч и Грэм выиграл первую гонку дня, финишировал вторым во второй и побил рекорд круга, установленный самим Чепмэном для полуторалитровых моторов при том, что его мотор имел объем в 1100 см3! Для чемпионата, организованного Autosport'ом, Колин разрешил Грэму построить еще один XI под 1172-кубовый Ford. Грэм приобрел полезный опыт, но технические неполадки не дали ему возможности показать хорошие результаты. В 57-м все завертелось. Будучи главным конструктором команды, он имел что предложить владельцам шасси Lotus и многие из них предоставляли ему свои автомобили. Он занял несколько первых мест, наиболее значительным из которых был успех в 1100-кубовом классе на гонке на Приз Британской Империи в Аултон Парке. Его путь совпал с путем Lotus'а через Формулу 2 до самой Ф1. Однако первые одноместные болиды Чепмэна при всей их скорости были хрупкими. Ближе всего к победе в гонке Ф2 Грэм подобрался на соревновании в Гудвуде осенью 57-го года, когда на последнем круге он обогнал Cooper Брэбэма, после чего в последнем повороте, пустив машину в сильный занос, Джек вернул себе лидерство. Дебют Грэма в Гран При состоялся в мае 1958-го года в Монако, почти через четыре года после его первой гонки. Первая победа была им завоевана четыре года спустя в Зандфорте в 1962-м за рулем BRM. Это был золотой год для Хилла и его болельщиков, хотя мы впадали по этому поводу в эйфорию намного сильнее, чем сам Грэм. Именно в том году Альфред Оуэн выдвинул свой известный ультиматум: или BRM побеждает, или... Но Хилла и нового управляющего команды, Тони Радда, совсем не нужно было подгонять, да и новый BRM с расположенным сзади полуторалитровым V8 выглядел многообещающе. Год начался с типичного для BRM невезения: Грэм выиграл свой заезд на ГП Брюсселя, но из финала его дисквалифицировали за старт с толчка. Затем в Снеттертоне в гонке на приз Ломбанка соперники в лице дуэта Джим Кларк-Lotus оказались слишком сильны. И все же в Гудвуде во время розыгрыша Приза Гловера все сложилось как надо и BRM с характерными выхлопными трубами одержал замечательную победу, хотя, конечно, ужасная авария Мосса сразу омрачила успех. В Эйнтри верх снова взял Кларк, но в Сильверстоуне на гонке "Интернешнл Трофи" Грэм сделал сенсацию. Маленький шотландец хорошо стартовал, но Хилл без устали преследовал его, совершенно неожиданно догнал и в последнем повороте последнего круга вырвался вперед за считанные метры до финиша. После этого пошли гонки уже идущие в зачет Чемпионата Мира. Удача улыбалась BRM и Lotus'у в равной степени. Грэм выиграл Гран При Нидерландов, Германии и Италии, а Джим победил в Бельгии, Великобритании и США, так что заключительный этап в Южной Африке обещал волнующую борьбу. Маленький Джим вел Большого Грэма, пока из-за выпавшего болта из мотора не вытекло все масло, после чего Хилл выиграл гонку и стал Чемпионом. Чего добился Грэм после этого хорошо известно. Еще одна победа в Чемпионате в 1968-м, на этот раз на Lotus'е 49, пять побед на ГП Монако, три на ГП США, четырнадцать побед в зачетных гонках в целом, незабываемая победа в Инди 500 в 66-м на Mecom Lola, победа с первой попытки, и триумф в Ле Мане в 72-м вместе с Пескароло на одной из красивых, пронзительно визжащих Matra V12. Он принял участие в 176-ти зачетных Гран При, на 125 больше чем Фанхио и на 50 больше чем Брэбэм. "Невозможно провести гонку и не узнать при этом чего-то нового," - сказал он мне в своей мастерской в Хэнворте перед отъездом в Лонг-Бич на гонку Ф5000. А вы только подумайте о сотнях гонок, проведенных им в самых разных менее значительных категориях по всему земному шару: в свободной формуле, Формуле 2, гонках кузовных машин, гонках на выносливость и гонках спортпрототипов. Он выиграл в Аултон Парке в 1961, принеся первую победу автомобилю Jaguar E-Type, выиграл "1000 километров Парижа" и "12 часов Реймса" за рулем Ferrari вместе со своим другом, Иоаккимом Боннье в 64-м, выиграл два "Турист Трофи" в Гудвуде в 1963-м и 64-м, выиграл гонки в Альби, Тракстоне, Снеттертоне и Монце в Ф2, причем в 1972-м, когда он победил в Италии местные болельщики называли его il vecchio lupo (старый волк), как в свое время они окрестили Нуволари. Кроме того были еще победы в ГП Австралии в 66-м и ГП Новой Зеландии в 65-м и 66-м. Почти 700 гонок в по крайней мере 20 странах позволили Хиллу приобрести колоссальный опыт. Иногда Грэм принимал участие в ралли, например в Монте-Карло, RAC и, совсем недавно, в Avon Tour of Britain. Cреди автомобилей которыми он управлял были болиды Формулы-1: Lotus, BRM, Brabham, Embassy Shadow, Lola и Hill, а также разные раритеты вроде полноприводного Ferguson'а, двух турбинных Rover-BRM, семилитрового Ford GT Mk-2 и построенной Микки Томпсоном похожей на черепаху машины гонок Инди с крохотными колесами. Многие ли помнят теперь, что в 1960 и 61 годах он был заводским гонщиком Porsche? Если бы от него не отвернулась удача, Грэм вполне мог стать единственным пилотом, одержавшим победу в Чемпионате Мира, Индианаполисе 500, Ле Мане и Тарга Флорио. В 1961-м году они со Стирлингом Моссом уже имели победу в кармане, когда у их двухлитрового Porsche RS61 сломалась корончатая шестерня. Это произошло за семь километров до финиша. Его самым большим разочарованием стал ГП Великобритании в Сильверстоуне в 1960-м, когда он едва не одержал победу в первом заднемоторном 2,5-литровом BRM. Он установил лучшее время прохождения круга и всего за шесть кругов до финиша достал Ferrari фон Трипса и Фила Хилла, которых собирался обойти на круг. "Я чувствовал, что начинаю терять тормоза", - из них вытекала жидкость. Я догнал Хилла и подумал: "Пора." Моя скорость оказалась слишком высокой и я потерял контроль." Я сказал, что чуть не заплакал когда он вылетел в Копс. "Я тоже", - мрачно ответил Грэм. Только перед ГП Великобритании '75 он наконец решил повесить шлем на гвоздь и присоединиться к компании Купера, Чепмэна, Брэбэма, МакЛарена, Сертиза, Герни и Тиррелла, превратившись, как и они, из гонщика в конструктора. Многие из нас уже давно хотели чтобы он пошел по этому пути, но он всегда говорил, что до тех пор пока получает удовольствие от гонок он не бросит руль. Его значимость как старейшины английского автоспорта трудно было переоценить, но его скорость неумолимо падала, и он редко получал возможность управлять хорошей машиной с хорошим мотором. И все же стальная воля, приведшая его в автогонки не позволяла ему все бросить, хотя было очень грустно видеть, как двукратный Чемпион Мира стартует из хвоста стартового поля. Ушел последний пилот, когда-либо гонявшийся на переднемоторных машинах Ф1 и сражавшийся с Фанхио. Мир гонок навсегда запомнит Грэма Хилла как человека, всего добившегося исключительно благодаря целеустремленности и тяжелому труду. Пусть мы и не увидим больше знаменитого синего шлема с белыми полосками, Грэм остался с нами, и если автомобиль Hill будет отличаться теми же качествами, что Хилл человек, до первой победы, пожалуй, недалеко. Часть вторая. ЧЕЛОВЕК. Я могу написать книгу о Грэме Хилле. Он очень разносторонний человек, хотя я знаю, что он в обычной своей шутливой манере скажет, что самая важная из его сторон ото всех скрыта. Я не буду говорить о его достижениях, это в компетенции историков. Я просто расскажу о человеке, о своем друге. Я познакомился с ним 17 или 18 лет назад, когда он вышел на сцену Гран При. Мои первые воспоминания о нем относятся к Монако. Мой тогдашний партнер, Джек Дарлакер, крупный брокер, пригласил Бетти и Грэма поплавать в бассейне нашего отеля, Кап Эстель. Джек знал Грэма, потому что был знаком с его отцом, который также работал на бирже. У нас было великолепное настроение, ведь Морис Трентиньян только что принес нашей команде победу в ГП Монако. Вскоре выяснилось, что Грэм потрясающе остроумный человек и мы буквально заходились от смеха. В те дни он обычно рассказывал всякие забавные истории, притворяясь, что крепко держится за абсурдно маленький руль своего Lotus'а. Грэм всегда был душой самых разных вечеринок и импровизированных концертов. Можно было предсказать, что если после гонки он сразу уезжал, то вечеринка непременно провалится. Однажды в зандфоортском отеле "Був" Грэм вел "конгу" 40 кругов вокруг дансинга и, в конце концов, увел всех в море. Когда дело касается гонок он абсолютно серьезен. Человек, посмевший отвлечь Грэма за час до старта от изучения записей и пометок, сделанных им в прошлом, и от планирования стратегии, будет проклят навеки. Грэм, несмотря на свою беззлобность, не очень жалует дураков. Охотник за автографами, сующий ему свой блокнот в момент обсуждения поведения автомобиля, услышит в ответ: "Разве вы не видите, что я занят?" Грэм превосходно произносит речи, хотя терпеть не может это делать. Они становятся все смешнее и смешнее. В них полно разных намеков, причем довольно жестоких, если уж на то пошло, но на Грэма никто не обижается. Профессиональные произносители тостов Лондона каждый год вручают приз автору лучшей речи в городе и, кажется, четыре года назад этот приз достался Грэму. Для гонщика это высочайшая похвала, ведь среди соперников были члены королевской семьи, лорд мэр, премьер-министр, политические деятели и наиболее значительные бизнесмены. Грэм часто появлялся на телевидении и его приглашают на передачи во многих странах мира. Естественно он очень популярен среди девушек. Однако его очень раздражает, когда люди просят у него автограф, говоря: "Я видел Вас вчера по телевизору." По мнению Грэма, его роспись имеет ценность как роспись гонщика, а не телезвезды. Грэм чувствует себя одинаково свободно и в резиденции коронованных особ, и в клубе для мальчиков в лондонском Ист-Энде. Он обедает с принцем Ренье и принцессой Грэйс в их дворце в Монако, выезжает пострелять с членами королевской семьи.
Мне известна замечательная история о том, как он посетил Королеву в Бэкингемском Дворце: выглянув в окно, Хилл спросил: Ее Величество продолжала: "Чарльз говорит мне, что их кормят креветками и черным хлебом, для того чтобы они сохраняли цвет, но, может быть, он морочит мне голову". Сам Хилл никогда не упоминает о том, что встречался с монархами, ему не надо искусственно добавлять себе важности. Как только у Хилла выдается свободная минута, он спешит в детский клуб в Ист Энде. Грэм различными способами сумел найти для него деньги и на его глазах он превратился в счастливое и успешное сообщество. Нет ничего, что бы мальчишки любили больше, чем настольный теннис против Грэма, а уж победить его было бы пределом мечтаний, что, впрочем, маловероятно. После своей аварии Хилл объединил всех водителей-инвалидов и начал кампанию за предоставление им более безопасных дорожных автомобилей, вынеся эту проблему на рассмотрение Палаты Лордов. Благодаря усилиям Грэма вскоре Верховный Суд рассмотрит дело о безопасности этих транспортных средств. Если Грэм считает, что решение какого-либо вопроса может помочь стране, он звонит Премьер-Министру и уважение к нему настолько велико, что его соединяют с Премьером напрямую. Грэм - очень скромный и принципиальный человек, он ни на кого не таит зла, никогда не завидует. Мы с женой можем с легким сердцем доверить ему наши секреты. Я не раз рассказывал ему свежайшие, по моему мнению, новости. Грэм всегда внимательно слушает, а после того как я заканчиваю, говорит: "Да, я слышал об этом", - и после этого выясняется, что он получил информацию из первых рук. Однажды я прилетел в Новую Зеландию из Австралии, чтобы посмотреть как Грэм будет выступать в Кристчерче на этапе Тасманского первенства. Мне только что намекнули, что кое-какие акции вот-вот очень сильно вырастут в стоимости, и я рассказал об этом Хиллу. Он купил их на 10.000 фунтов, но они, как это всегда бывает с акциями, превратились в ничто. Грэм не винил меня, он даже не упомянул больше ни разу об этом деле. Примерно тогда же я сказал ему, что жить в Австралии, на мой взгляд, было бы неплохо, но Хилл, который любит Англию и никогда ее не оставит, сказал: "Знаешь, когда ты приезжаешь в такие места может показаться что это и вправду так, но, возвращаясь домой, понимаешь, - лучше Англии места нет". Хилл обладает неиссякаемой энергией. День для него начинается в восемь, а домой он частенько попадает только в 4 утра, а потом может улететь куда-нибудь на Гран При Монако. Он не любит рано ложиться спать и редко добирается до постели раньше полуночи. Он обожает семью, но является приверженцем строгой дисциплины и ожидает немедленного повиновения. Даже его жене, Бетти приходится ступать осторожно. Как-то раз Грэм попросил подать ему что-то из багажника. Бетти дала мне ключи, я достал нужную Грэму вещь и захлопнул крышку, забыв их оттуда вынуть. Грэм попросил ему их вернуть и все выяснилось. "Слава Богу, что это не я", - сказала Бетти. Грэм страдал молча, осознав, что от меня следовало ожидать чего-то подобного. Мы все шутили насчет "Нехилых Авиалиний" и о том, как Грэм прокладывает курс по сгибам карты. На самом деле он превосходный пилот и я бы полетел с ним куда угодно. Однажды, вылетев из Германии, мы приземлились в Саутэнде при видимости на 350 футах. Мы были единственными, кто совершил посадку за целый день. Грэм всегда был известен бесконечным мужеством, решимостью и силой воли. Я не буду распространяться о его фантастической борьбе за здоровье после ужасной аварии в Уоткинс Глене, все про это и так прекрасно знают. Но именно тогда ему пришлось до конца использовать те три качества. На той гонке в Южной Африке ему приходилось терпеть сильнейшие боли. У меня до сих пор хранится письмо, написанное выдающимся хирургом, лечившим его. В нем говорится, что при нормальных условиях Грэм не смог бы управлять обычным автомобилем до апреля, а гоночным до октября. Первого марта он уже вышел на старт, правда его нельзя назвать нормальным человеком (а если он нормален, то я бы тоже хотел!). Я никогда не забуду как его усаживали в мой Lotus 49С в Кьялами, это был его первый выезд после Глена. Я все думал, ну как это он может лететь по прямой со скоростью 175 миль в час, а потом вытормаживать перед шпилькой. В тот день шестичасовые новости в Англии были прерваны и диктор сказал: "А вот новость, которую мы все ждали: Грэм Хилл на ГП ЮАР финишировал 6-м." Я рад, что он закончил свою карьеру гонщика и еще многие годы будет с нами целым и невредимым. С некоторых пор я стал замечать, что искорка в его глазах потускнела. Видимо быть одновременно конструктором, заявителем, менеджером и гонщиком, это слишком тяжело. С уходом Грэма и Майка Хэйлвуда автоспорт лишился двух последних своих ярчайших характеров. Сколько раз мы весело проводили время вместе, сколько сыграли яростных матчей в гольф, которые я психологически проигрывал еще до первого удара по мячу! Приятно знать, что впереди нас ждет еще немало таких встреч и, что если мне для репортажа потребуется хорошая цитата, мне есть где ее взять, пусть она и будет немного резкой. Road & Track, january 1976, v.27, № 5. pp.94-97. ↑ вернуться ↑ |
∙ Главная страница. ∙ ∙ Форум. ∙ ∙ Чат. ∙ ∙ Почтовые конференции. ∙ ∙ Информация по истории Ф1. ∙ ∙ Фан-Клуб. ∙ ∙ Поиск в Фан-Клубе. ∙ ∙ Сайты формульной тематики. ∙ ∙ Материалы для ведущих выпуска. ∙ ∙ Гостевая книга. ∙ ∙ Все вышедшие номера. ∙ ∙ Архив на Subscribe.ru. ∙ | ||||
Задавайте друг другу интересующие вас вопросы, предлагайте свои темы для обсуждения, соглашайтесь, спорьте, критикуйте; одним словом - активно участвуйте! Убедительная к вам просьба: отправляйте свои письма заблаговременно, не дотягивайте до предпоследнего дня перед выходом рассылки. Этим вы существенно облегчаете нашу работу. Чтобы присоединиться к нам и вступить в ряды нашего "Фан-Клуба" достаточно прислать в рассылку информацию о себе и свой контактный E-Mail. |
Soft&Script: |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||