Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Профессиональный блокнот от Аудиторской Группы "Капитал" Практика применения иностранных компаний. Как правильно!


17. Постоянное представительство иностранной организации в целях налога на прибыль

Иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории РФ должна самостоятельно уплачивать налог на прибыль на территории РФ, если ее деятельность приводит к образованию постоянного представительства.

Понятие «постоянное представительство» имеет не организационно - правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать именно налог на прибыль в Российской Федерации. Поэтому факт аккредитации филиала или представительства, а также его постановки на налоговый учет сам по себе к вопросу образования постоянного представительства для целей налогообложения прибыли отношения не имеет. К такому же выводу, например, пришли судьи в Постановлении ФАС СЗО от 03.03.2005 N А56-24202/04.

При этом, наличие или отсутствие постоянного представительства в РФ, т.е. свой налоговый статус, иностранные организации определяют самостоятельно исходя из положений ст. 306 НК РФ, а также с учетом норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

В Методические указания, утв. Приказом МНС России от 28.03.03 г. № БГ-3-23/150 указано, что  иностранная организация вправе обратиться в налоговый орган за запросом о наличии постоянного представительства. В течение 30 календарных дней с даты получения запроса инспекция должна выдать справку о наличии постоянного представительства или уведомление о его отсутствии (абз. 2 п. 5.2 разд. II Методических рекомендаций.

Согласно п.2 ст.306 НК РФ под постоянным представительством понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

- пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
- продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 ст. 306 НК РФ.

Важное условие для признания наличия у иностранной организации постоянного представительства – наличие места ведения деятельности на территории Российской Федерации.

Что касается видов деятельности, которые приводят к образованию постоянного представительства, необходимо отметить, что из формулировок Кодекса очевидно, что в этот перечень попадают практически любые виды предпринимательской активности иностранной компании в России.

Интересен тот факт, что законодатель не поименовал в четверном пункте как таковую реализацию товаров, а лишь выполнение работ и оказание услуг, и иную деятельность. В связи с чем, возникает неясность, приведет ли к образованию постоянного представительства, деятельность по реализации товаров, если их продажа будет производится не с принадлежащих организации или арендуемых складов, а например со складов таможни. Попадет ли такая деятельность под определение «ведение иной деятельности»?

На наш взгляд в отношении деятельности организации по реализации товаров, считаем, что такая деятельность приведет к образованию постоянного представительства, только если она осуществляется с принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов.

Далее необходимо определиться, что понимается под регулярной предпринимательской деятельностью на территории РФ. Критерий регулярности нигде в налоговом законодательстве не расшифрован, что позволяет предприятиям трактовать его по-разному.

По мнению налоговых органов (см. Методические указания, утв. Приказом МНС России от 28.03.03 г. № БГ-3-23/150), регулярной признается деятельность обособленных подразделений иностранных организаций, вставших или обязанных встать на учет в налоговых органах в соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н. По их мнению, регулярной является деятельность иностранной организации, осуществляемая в России в течение 30 и более календарных дней в году непрерывно или по совокупности (п. 2.2.1 Методических рекомендаций, Письма Минфина России от 24.06.2008 N 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 08.10.2008 N 20-12/094140).

В остальных случаях соответствие критерию «регулярная деятельность» определяется на основе анализа фактического осуществления деятельности самой иностранной организации или иных организаций или физических лиц в пользу иностранной организации в каждом конкретном случае.

Предприятие может считать свою деятельность регулярной, если, например, в течение налогового периода эта организация совершила в России несколько однородных по содержанию сделок. Такой подход был применен Министерством финансов (Письмо Минфина России от 19.08.2005 № 03-08-05).

Также деятельность должна иметь характер предпринимательской деятельности, т.е. она должна быть направлена на систематическое получение прибыли и связана с риском (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деятельность иностранной организации на территории РФ приведет к образованию постоянного представительства, а следовательно, к обязанности уплачивать налог на прибыль, в случаях, если:

- имеется любое место деятельности иностранной организации;
- деятельность регулярная (осуществляется свыше 30 дней или имеет несколько однородных сделок)
- имеет характер предпринимательской деятельности (направлена на получение дохода).

Коллектив Аудиторской Группы "Капитал"


В избранное