Во Фламандском музее трамваев и автобусов среди
всяческих раритетов, вроде парового трамвая или легендарного
фольксвагеновского автобуса Van, есть одна по-настоящему уникальная
машина. Внешне она мало отличается от автобуса, но по сути больше
походит на троллейбус. Это гиробус - особый вид транспорта. И в музее в
Антверпене стоит единственный сохранившийся его экземпляр.
В 1940-х годах швейцарская электротехническая
фирма «Эрликон» заказала инженеру Леонарду Биллу разработку проекта
нового вида транспорта. Он задумывался как альтернатива шумному и
«грязному» автобусу. И как усовершенствованный вариант троллейбуса,
который всем хорош, но нуждается в непрерывной контактной сети. Не везде
же ее можно протянуть. Новый вид транспорта должен был стать
одновременно экологичным и маневренным.
Заводная игрушка
В 1945 году Леонард Билл создал «маховичный
автобус». В «Эрликоне» его тут же переименовали в гиробус, соединив
греческий корень gyros («круг, оборот») с прижившимся уже окончанием
bus. Эта чудо-машина использовала для своего движения энергию,
накопленную во вращающемся маховике. Как детская заводная машинка.
Принцип работы довольно прост: на одном общем валу установлены маховик и
электромотор, который может работать как двигатель и как генератор. При
работе в режиме двигателя электромотор потребляет электроэнергию из
сети и разгоняет маховик. Затем, когда мотор переключается на
генераторный режим, он сам вырабатывает ток и приводит в движение
тяговый двигатель. Тогда движется и весь гиробус.
Разогнанный маховик вращает генератор, но при
этом постепенно замедляется. Поэтому с уменьшением запаса энергии в
маховике гиробус должен делать остановки и заряжаться. Для этого у него
на крыше имеются три штанги. На остановках они поднимаются и касаются
токосъемников, установленных на специальных вышках через каждые
несколько километров. Для зарядки нужно от 30 секунд до 3 минут.