Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Закономерности поведения творческих личностей


Творчество принадлежит к числу наиболее прославленных форм человеческой активности. Редкие их наиболее известных исследователей человеческой природы обошли своим вниманием такую форму человеческой активности как творческая деятельность. Мы предлагаем познакомиться с некоторыми из этих взглядов, соотнести их с рядом более поздних открытий в естественнонаучных областях. Вы сможете узнать о том, что приводит к появлению творческих способностей, чем они являются и как могут проявляться в виде деятельности.

Филогенез

Творчество достаточно давно привлекает внимание психологов. Попытки объяснения творческого акта с позиций психологии предпринимались многими известными учеными и мыслителями. Чтобы объяснить природу этого явления, Фрейд привлекает понятие сексуальной энергии, Юнг вводит тезис о существовании «креативного инстинкта», а Адлер видит истоки этого явления в стремлении к превосходству. Современная биология способна предложить свои ответы, где творчество представлено как преобразование внешней среды.

Объяснение творчества с биологических позиций предполагает упоминание двух стратегий эволюционного поведения — адаптацию и миграцию. Оба термина скрывают за собой стратегии поведения живых существ, используемые при изменении условий окружающей среды. Адаптация предполагает приспособление к новым условиям существования и может проявляться в разных формах — от физиологических, до психологических. Миграцию следует рассматривать как деятельность, позволяющую изменить окружающую среду.

Миграция являет собой наиболее примитивную форму творческой деятельности. Сущность творчества — преобразование внешнего мира, внесение новизны. Движение от одного ареала обитания к другому — простейший способ достичь этой цели.

Использование творческих подходов во многом обусловлено культурой общества. Культура — это совокупный опыт народа или племени, который заключает в себе все наиболее успешные и получившие распространение формы деятельности и творческая деятельность тут не будет исключением. По мере приближения к исходным ареалам обитания человека, стоит ожидать нарастающего числа адаптаций и потому меньшего творческого потенциала культур.

Творческие способности обусловлены генетическими факторами. Их роль сопоставима с ролью культуры, а подчас и превосходит ее. Различные источники допускают существование связей между активацией творческих способностей и мутациями генах DRD4, FOXP2, COMT [1, с. 721-722, 2, с. 366]. Это далеко не полный список генов, предположительно влияющих на проявление творческой активности: «предварительная информация по выявленным ассоциациям собрана в базе данных Human Genome Epidemiology Network (HuGENet) и предназначена для облегчения последующего мета-анализа» [4, с. 26].

Онтогенез

Генетические мутации, предположительно связанные с проявлением творческих способностей, изменяют порядок обработки информации мозгом. В том числе, — это изменения в процессах восприятия, запоминания, воспроизведения звуков окружающего мира и порядке их ассоциативной обработки. Некоторые из вышеупомянутых мутаций связаны с изменением механизмов циркуляции дофамина. Не все из аналогичных мутаций наследуемы и какая-то их часть, — приобретенные, иначе нормой были бы творческие династии. Нарушения в процессах циркуляции дофамина могут сопровождаться психическими заболеваниями, что стало причиной указания многими источниками на существование связи между патологиями психики и творческими способностями.

Творческая деятельность, в некотором роде, может рассматриваться как психическое расстройство, т.к. предполагает генерацию сознанием, несуществующих в восприятиях образов. Они дополняют формируемую мозгом картину реальности, подчас искажая ее. Проявление патологических симптомов здесь стоит полагать результатом чрезмерной уверенности в действительности, достроенной воображением части реальности. Или же непроизвольное бессистемное ее обнародование устно или иным действенным порядком. Эта тонкая грань отделяет патологию от самообмана, пропаганды или недоразумения с одной стороны и от творческой активности — с другой.

Развитое воображение является важным элементом в характеристике творческой личности. Воображение позволяет создавать истинную новизну, — неотъемлемый компонент творчества. Пустая систематизация не предполагает новизны.

Воображение необходимо для объединения, несвязанных промеж себя прежде, восприятий в целостную систему. Нередко этот процесс может требовать заполнения «пробелов», что необходимо для построения целостной картины или образа. Он получил определение инсайта в рамках гешальпсихологии: «глубокие выводы изложили в своих работах В. Кёлер и М. Вертгеймер. Их исследования показали, что в процессе решения любой интеллектуальной задачи ранее не связываемые элементы поля объединяются в новую структуру только при условии умозрительного усмотрения этой структуры, иначе говоря, инсайта» [5, с. 39-40].

Здесь пролегает грань, весьма условная, между научным и художественным творчеством. Научное творчество предполагает объективность данных, которые определяются как знание, которое, между тем, зачастую неполно, а подчас и ошибочно. Художественное творчество может подаваться как заведомо ложная информация — литературная или иная культурно-развлекательная, но при этом достаточно полно и объективно отражать действительность. В любом случае, «творить — это... не заниматься бесполезными сочетаниями, а исследовать только полезные, которые... меньшинство. Изобретение — это... выбор» [6, с. 32].

Поведение творческих личностей

Итак, активность творческой личности, какой бы она не была — художественной или научной, в сущности не предполагает достоверности сама в себе. Достоверность этой активности сообщает интеллект, который не является неизменным спутником творчества. Согласно ряду проведенных исследований, творческие способности не имеют прямых корреляций с интеллектом (IQ), но связаны с пространственным и эмоциональным восприятием [3, с. 191-193]. Там же отмечается, что с возрастом некоторые корреляции могут прослеживаться.

Отбор поведенческих образцов или иных проявлений активности, когда они характеризуются новизной и смоделированы посредством инсайта осуществляется алогичным или иррациональным образом. В пользу этого свидетельствуют вышеупомянутые данные об отсутствии связей между интеллектом и креативностью. Вероятнее всего это бессознательный процесс. Согласно А. Пуанкаре, «бессознательное решает не только сложную задачу создания различных идей, но и существенную и деликатную задачу выбора сочетаний, удовлетворяющих нашему чувству красоты» [6, с. 34].

Активность, основанная на подсознательном или интуитивном выборе, — основная поведенческая характеристика творческой личности.

По мере взросления, выбор может все чаще дополнительно перепроверяться интеллектуальными средствами, что способно приводить к его пересмотру или отмене. Это не означает перехода из интуитивной в рациональную область самого изначального процесса выбора и предваряющих его «озаренных восприятий». Образование развивает интеллект, что позволяет еще более «отшлифовать» продукты творческой деятельности, открывая дорогу к гениальности: «Редчайшая вещь — сочетание разума с энтузиазмом... Разумный энтузиазм (l’enthou-siasme raisonable) является наследственной частью великих поэтов» [7, с. 484].

Представления о разуме как потенциальном основании творчества не являются редкостью, однако их едва ли можно признавать состоятельными. Согласно представлениям такого рода, творческий акт реализуется по рационалистическим схемам, — научным методам или техникам художественного творчества. Если бы это было так, то генераторы творческих идей и решений уже получили бы широкое распространение, что имеет место быть в областях математических, физических или химико-молекулярных вычислений.

Творческая деятельность тесно связана с внутренними эстетическими образами, представляющими собой фундамент индивидуальности. Их следует полагать неповторимыми детерминантами (причинами) выбора, а потому иррациональными, как всякая неповторимость. Сам творческий акт в данном случае есть процесс индивидуации и логический или методологический аппарат лишь очищает его от ошибок, но не является его источником или прообразом, когда речь идет именно о творчестве, а не о ремесле. Мастерское ремесло может быть похоже на творчество или даже превосходить его по качеству исполнения, но оно не способно порождать новизны и потому не является продуктом творческой активности.

Помещение индивидуации на место предпосылки активности — основная закономерность в деятельности творческой личности.

Все прочие мотивы следует рассматривать лишь в качестве аспектов индивидуации и потому едва ли будет допустимым распространить их на творческую общность, в каком бы разрезе не делалась выборка. Существует мнение, что творческие люди избегают шаблонов поведения, что само по себе уже является шаблоном «избегания шаблонного поведения». Аналогично стоит относиться и ко всем прочим подобным выделением всеобщих характеристик, если речь идет о порождении творческого образа, а не о механизмах его обнародования или материализации.

Список использованных источников

1. Fanciulli M., Norsworthy P.J. and other. FCGR3B copy number variation is associated with sus ceptibility to systemic but not organ-specific, autoimmunity. Nature Genetics. 2007. 39(6), p. 721-723.
2. Горлов И.П., Горлова О.Ю. Движущий отбор в ходе эволюции человека. Вавиловский журнал генетики и селекции. 2007. Т. 11. № 2. С. 363-372.
3. Волощук И.С., Рудик Я.М. Интеллект и другие составляющие психики человека. Наука и Мир. 2014. Т. 3. № 2 (6). С. 186-195.
4. Суходольская Е.М. Изучение аллельного полиформизма генов нейромедиаторных систем, ассоциированных с поведенческими реакциями: дис. ... к. б. н.: 03.01.07. - Москва, 2016.
5. Загорная Е.В. Структура и содержание личности в контексте самоактуализация личности: дис. ... к. психол. н.: 19.00.02. - СПб., 2015.
6. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Франция. 1959 г. Пер. с франц. Изд-во «Советское радио», М., 1970, 152 стр.
7. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., Прогресс, 1970. 654 с.

Автор: Герман Лопаткин

аспирант факультета социальных наук ННГУ им. Лобачевского

Публикуется в авторской редакции

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/APECS

В избранное